Федеральный закон «о защите конкуренции» 135-фз (последняя редакция)

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Нормативный документ устанавливает запреты на деяние, принятие актов, не допускающих, устраняющих или ограничивающих конкуренцию.

Законодатель обращает внимание на порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей

Недавние изменения, внесенные в главу 5 Закона, преследую цель организации прозрачной системы предоставления послаблений и преференций, общественного контроля за деятельностью служебных лиц и борьбы с коррупционной составляющей.

В главе указываются допустимые и запрещенные типы преференций, а также требующих предварительного согласования с антимонопольными органами.

Закон регламентирует, ограничивает, исключает те или иные деяния, которые могут поспособствовать образованию недобросовестной конкуренции, в результате чего причиняется ущерб, либо ущемляются права субъектов хозяйствования.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые деяния, противоречащие нормам антимонопольного законодательства, целью которых является получение преимуществ в хозяйственной деятельности.

Зачастую такие методы идут вразрез не только с действующим законодательством, но и противоречат нормам морали, этики, корпоративного и делового этикета. Кроме этого, нарушаются принципы гуманности и добропорядочности.

Применяя подобные методы ведения хозяйственной деятельности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ущемляет права и интересы других участников рынка.

Федеральный закон о защите конкуренции

Согласно нормам действующего российского законодательства, конкуренцией признается соперничество хозяйствующих между собой субъектов, при котором определенными самостоятельными действиями каждого из них ограничивается или полностью исключается возможность каждого из них в одностороннем порядке оказывать воздействие на общие условия товарооборота на товарном рынке соответствующего уровня. Конкуренция строго регламентируется законодательством.

Существует ряд правовых документов, регулирующих отношения и деятельность в этой сфере, важнейшим из которых является Федеральный закон о защите конкуренции. Кроме того, условия конкуренции оговариваются в таких нормативно – правовых документах, как закон о предпринимательской деятельности, закон об акционерных обществахи других законах федерального или местного значения.

Федеральный закон о защите конкуренции имеет в своей структуре 10 глав, которые подразделяются на 54 статьи.

Основные понятия содержатся в статье 4, такие как:

  1. товар, финансовая услуга,
  2. взаимозаменяемые товары,
  3. товарный рынок,
  4. хозяйствующий субъект,
  5. финансовая организация,
  6. конкуренция,
  7. дискриминационные условия,
  8. недобросовестная конкуренция,
  9. монополистическая деятельность,
  10. необоснованно высокая цена финансовых услуг,
  11. конкурентная цена финансовой услуги,
  12. антимонопольные органы,
  13. приобретение акций хозяйственных обществ,
  14. координация экономической деятельности,
  15. признаки ограничения конкуренции,
  16. государственные преференции,
  17. экономическая концентрация и т.д.

Кроме того, статьями 5-9 установлены доминирующие положения в этой сфере, монопольно высокая и низкая цена товара, согласованность действий хозяйствующих субъектов и группа лиц.

Статьями главы 2 регулируются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция. Так, статьями 10-11.1 и 14 установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения, на согласованные действия субъектов, ограничивающие конкуренцию и на недобросовестную конкуренцию.

Статьи 12-13 определяют допустимость «вертикальных» соглашений и действий, согласованных действий, сделок и соглашений.

Предоставление государственных или муниципальных преференций возможно только с соблюдением норм статей 19-20 главы 5 закона о защите конкуренции.

При этом функции и полномочия антимонопольных органов регулируют статьи 22-26 главы 6 законодательного документа. Глава 7 статьями 26.1-35 устанавливает государственный контроль за экономической концентрацией в сфере защиты конкуренции.

Кроме того, не менее значимой является статья 9, статьи 39-52 которой регламентируют порядок и условия рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Статьи 53-54 главы 10 являются заключительным положением закона, а также регулируют сроки вступления настоящего документа в силу.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ

По поводу «Закона о закупках отдельными видами юридических лиц» 223-ФЗ, регламентирующего общие правила проведения сделок, тоже наблюдаются разночтения, чаще всего объясняемые недостаточной проработкой его содержания.

Главное отличие этого акта от упомянутого 223-ФЗ состоит в том, что он адресован организациям с долей госсобственности свыше 50%, предприятиям, деятельность которых регулируется Правительством, и естественным монополиям.

В данном случае причиной споров часто становится формирование лотов при корпоративных закупках, так как они содержат множество позиций, поставку которых не каждая коммерческая структура в состоянии обеспечить. При этом Закон № 223-ФЗ не содержит норм, запрещающих формирование столь сложных заявок, что не мешает отвергнутым участникам писать на организаторов конкурсов жалобы в ФАС, апеллируя к Закону № 135-ФЗ (части 1 и 3). Юридические споры упираются в требование обоснованности многопозиционных лотов. Ответные доводы, как правило, состоят в аргументации такого способа проведения конкурса необходимостью централизации закупок, сокращения издержек, функциональной и технологической связанностью закупаемых товаров и т. п. При этом любые погрешности в оформлении условий конкурса трактуются в пользу истца.

Юридическую проблему составляет также отсутствие определения понятия «измеримости» в отношении требований заказчика (Закон 223-ФЗ, пункт 4, часть первая).

Глава 8 Закона о защите конкуренции 135-ФЗ и другие основания применения санкций

В указанных законах 223-ФЗ, 44-ФЗ и 135-ФЗ приведены санкции, предусмотренные за их нарушение. Если деяния субъектов не подпадают под действие уголовного права, они рассматриваются в административном порядке на основании КоАП РФ. В случае доказанной вины предусмотрены штрафы, выраженные крупными суммами или процентами дохода, полученного в результате монопольной деятельности. А также может последовать принудительное деление коммерческой структуры на независимые фирмы (в случае грубого неоднократного злоупотребления доминирующим положением на рынке). Санкции применяются как к юридическим, так и физическим лицам, в том числе руководителям предприятий и организаций.

Опубликовано:

Добавить комментарий

Вам понравится

Функции закона конкуренции

Чтобы более понятной стала роль закона конкуренции в жизни и деятельности предпринимателей РФ, необходимо изучить подробно его функции:

  • образование цен – благодаря конкуренции устанавливается возможность определения равновесной цены на товары с учетом всех затрат на производство;
  • регулирование – благодаря закону конкуренции появляется возможность сбалансировать спрос и предложение;
  • стимулирование – благодаря наличию нескольких производителей аналогичных товаров, чтобы повысить спрос на свою продукцию каждый предприниматель старается выпустить более качественный продукт, увеличить ассортиментный выбор, снижать цены и т.д., что ведет к техническому процессу и развитию;
  • контролирование – подразумевается наблюдения за конкурентоспособностью каждой организации в РФ;
  • дифференциация производителей продукции – конкуренция дает четкое понимание, какое производство является эффективным, а какое нет.

Тщательно изучив функции закона конкуренции можно сделать однозначный вывод – конкуренция является неотъемлемой составляющей современных рыночных отношений. Читатели должны понимать, что такое конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью понимается наличие определенных качеств и свойств, дающих преимущество предпринимателю перед другими производителями.

Кто отвечает за борьбу и ограничение монополистической деятельности?

Нередко происходят ситуации, когда предприниматели сталкиваются со сложностями и преградами, которые не позволяют развивать бизнес так быстро и качественно, как хотелось бы, не дают возможность выходить на мировой рынок. С ущемлением прав сталкиваются как «бывалые» предприниматели, действующие на рынке долгое время, так и «новички», только появившиеся на рынке.

Интересы владельцев минимизируются другими предприятиями, монополистами и органами государственной власти. Ущемляются права граждан, что противоречит основному кодексу РФ. В данном случае существуют ряд законов, препятствующих этому.

Федеральная антимонопольная служба

Развитие бизнеса ни в одной стране невозможно без поддержания добросовестной конкуренции, которая необходима в любом бизнесе для дальнейшего благотворного развития и получения выгоды. Главным органом, занимающимся этим вопросом, является Федеральная антимонопольная служба.

ФАС – это орган исполнительной власти, он контролирует и наблюдает за исполнением законодательства в сфере конкуренции на рынках, а также следит за действиями субъектов естественной монополии и рекламы.

Федеральный закон «О защите конкуренции»

Было предпринято много попыток дополнить и сделать закон лучше после впуска закона 1991 года о конкуренции. Создавались и другие законы в поддержку основному. Например, были приняты законы «О рекламе», «О естественных монополиях» и прочие. Все перечисленные ранее законы имеют чёткую цель, ради которой они были созданы и реализованы.

В данный момент основным документом антимонопольного законодательства в Российской Федерации является Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Цели и задачи №135-ФЗ

ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ согласно п. 2 ст. 1 создан для того, чтобы существовали:

  • общее экономическое пространство, в котором все представители будут иметь равные права;
  • свобода транспортировки товаров и экономической деятельности;
  • товарные рынки действовали для получения положительных результатов.

Федеральный закон «О защите конкуренции» имеет небольшой объём, но несмотря на это затрагивает все сферы, в которых могут быть ущемлены права предпринимателей или принимают участие экономические субъекты.

ФЗ по смысловой составляющей разделён на две части: в первой идёт речь об основных понятиях, правилах и запретах, а во второй подробно описана деятельность антимонопольного органа. В законе часто используются термины, затрагивающие тему монополии и товарооборота.

Важно! В законе прописано несколько десятков императивных норм, которые вносят запрет на совершение хозяйствующими субъектами определенных действий.

Статья 11 (ст 11 ФЗ 135) данного закона запрещает участникам рынка вступать в отношения, включающие соглашения, согласия или заговор, которые могут привести к ограничению конкуренции. Запрет относится к субъектам, продающим на одном рынке, и между хозяйствующими субъектами, которые приобретают схожий товар или одинаковый в одном и том же месте.
Ст. 17 №135-ФЗ регламентирует правила проведения торгов, требования к запросу котировок цен на определённые единицы и к запросам предложений

Особое внимание уделяется случаям, когда организатором торгов, запроса котировок, предложений или самим заказчиком выступают федеральные органы исполнительной власти и прочие субъекты, занимающие определённую должность у власти.Также в данной статье прописаны меры при нарушении предписанных правил.

Вторая условная часть закона относится к деятельности антимонопольной службы. В ней подробно описаны функции, полномочия, права и сделки, подвергающиеся контролю и надзору.

Основные понятия

Конкуренцией называют соперничество субъектов, при котором невозможно одностороннее влияние на товарооборот действующего рынка. Чтобы в организациях были возможности для функционирования, права и обязанности внесены в официальные бумаги. Действовали разные редакции, от 8 ноября 2008 года, от 27 декабря 2009, 8 мая 2010. Изменения вносились для улучшения работы этой сферы. Комментарий каждой статьи дает четкие разъяснения.

ФЗ состоит из 10 глав, разделенных на 54 статьи. Там обозначены важные понятия этой сферы. Комментарий каждого раздела подробно расписан. Он позволяет узнать обо всех нормах, действующих в области конкуренции. Первая глава включает общие положения закона «О защите конкуренции». Там можно найти такие термины, как финансовая организация, товар

Важной информацией является согласованность действий компаний и хозяйствующих субъектов

Вторая глава закона n 135 РФ включает сведения о регулировании недобросовестного соперничества и монополистической деятельности. Тем находится статья 10, по которой запрещено злоупотреблять доминирующим положением. Во второй главе указана возможность «вертикальных» сделок и соглашений. Статья 11 устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию документы.

Третья глава устанавливает запрет на ограничение здоровой конкуренции со стороны органов власти. В четвертой помечены антимонопольные требования по запросу котировок цен на товары. Там же указано о правилах заключения сделок с финансовыми учреждениями. Статья 17 устанавливает, что во время проведения торгов, запрещены действия, которые не допускают, ограничивают или устраняют конкуренцию. Пятая глава состоит из правовых ограничений муниципальных и государственных преференций.  В шестой можно найти функции антимонопольных органов.

В закон внесена 7 глава, где указана обязанность влияния государства на экономическую конкуренцию, которая появляется в сфере защиты соперничества. Восьмая включает обязательность выполнения предписаний антимонопольных органов. Также там обозначено наказание за нарушение. Девятая глава включает правила рассмотрения дел, относящихся к нарушениям антимонопольных законов.

Десятая глава закона РФ состоит из заключительных положений. Она устанавливает период вступления этого документа в силу. Комментарий в каждой статье расписан подробно. Закон пресекает монопольную деятельность организаций. В его главах обозначены условия соперничества. В рыночной экономике документ считается одним из главных. Если в него вносятся изменения, то они необходимы для улучшения этой сферы.

Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения. Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция. Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций. Последние изменения, коснувшиеся гл

5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией. В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды

Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией. В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу. Так, порядок проведения торгов, запроса котировок цен и предложений установлен ФЗ «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ, «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и т. д. Тем не менее к этим отношениям предъявляются дополнительные антимонопольные требования, изложенные в гл. 4 закона № 135-ФЗ.

Вывод! Таким образом, закон № 135-ФЗ регулирует, ограничивает, запрещает те или иные действия, способные привести к недобросовестной конкуренции, последствиями которой являются нанесение ущерба, ущемление интересов или банкротство контрагентов. 

Аффилированное лицо: определение по закону

Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.

В юридических организациях, аффилированными считаются:

  1. Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
  2. Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
  3. Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
  4. Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.

Физические лица, получают статус аффилированных когда:

  1. Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
  2. Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.

Что такое группа лиц в антимонопольном законодательстве

Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.

Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

К таковым относятся, к примеру, принудительное изменение организационно-правовой формы юридического лица путем выделения либо разделения коммерческой или некоммерческой организации, приносящей доход.

При систематическом осуществлении хозяйственной деятельности на позициях монополии и занятии доминирующего положения на рынке товаров или услуг, суд может решением принудить к разделению или выделении ее из состава одного или нескольких юридических лиц.

Образованные в принудительном порядке по решению суда ЮЛ не могут входить в одну группу лиц.

Преобразование, разделение или выделение юридического лица по решению суда проводится с целью развития конкуренция, но при наличии следующих условий:

  1. Есть возможность обособления структурных подразделений ЮЛ;
  2. Нет технологической взаимосвязи структурных подразделений;
  3. После преобразование новое юридическое лицо в состоянии самостоятельно вести хозяйственную деятельность.

Обратиться с исковым заявлением может антимонопольный орган, однако если ответчиком выступает кредитная организация, то дополнительно требуется согласование с Банком России.

Недобросовестная конкуренция

135 федеральный закон о конкуренции посвящает целую главу борьбе с недобросовестной конкуренцией в РФ. Прежде чем изучать закон конкуренции необходимо разобрать понятие недобросовестной конкуренции и ее виды. Под недобросовестной конкуренцией понимается любые действия «купцов», из-за которых могут пострадать другие производители (понести убытки, потерять доверие потребителей).

Комментарий: конкуренция получит статус недобросовестной, если действия производителя имеют цель получить преимущество перед другими производителями и при этом не являются законными.

То есть один производитель, действует в своих интересах, мешает работать другим, нарушает закон, выводя свой товар на первое место среди аналогичных. Если эти действия каким – либо образом затронут самих потребителей, а не только «купцов», то ситуация уже будет рассматриваться с учетом закона о защите потребительских прав. Закон конкуренции определяет отношение к недобросовестной конкуренции только в отношении поставщиков. Стоит учитывать, что противоправность и недобросовесность это разные понятия. Добросовестность продавца/производителя в трактовке ФЗ 135 и иного законодательства РФ определяется законностью его действий.

Комментарий: законодательство РФ не дает точных разграничений понятий добросовестности и противоправных действий.

Основные признаки:

  • обязательно выражается в действии хозяйствующего субъекта (то есть бездействия, направленные на увеличение конкурентоспособности товаров не будут считаться недобросовестной конкуренцией;
  • нарушение прав других хозяйствующих субъектов, определенных не только ФЗ РФ, но и нормам делового оборота, справедливости и т.п.;
  • основная (можно даже сказать единственная) цель у хозяйствующего субъекта, пользующегося методами недобросовестной конкуренции – получение преимуществ перед другими предпринимателями;
  • наличие угрозы (или факта) причинения другим предпринимателям урона (убытков) в результате нарушения/ограничения их прав и подрыв деловой репутации конкурентов.

135 федеральный закон устанавливает запрет на различные формы и методы недобросовестной конкуренции.

Понятие антимонопольного органа по ФЗ 135

Рассматриваемый нами федеральный закон защищает права производителей товаров. Одним из инструментов в защите прав «купцов» является антимонопольная политика. За ее соблюдением следит антимонопольный орган. 135 федеральный закон определяет его:

  • функции;
  • полномочия;
  • права сотрудников антимонопольного органа;
  • обязанности сотрудников антимонопольного органа;
  • порядок проведения проверок;
  • порядок предоставления доступа на территории проверяемых объектов сотрудникам антимонопольного органа;
  • порядок проведения осмотра;
  • порядок проведения проверок документации сотрудниками антимонопольного органа;
  • порядок составления протокола по итогам проведения проверок;
  • правила оформления результатов по итогам проведенной проверки;
  • напутствие о последствиях в случае нарушения антимонопольных законов;
  • правила соблюдения сотрудниками антимонопольного органа всех видов тайн, установленных законодательством.

В России антимонопольным органом является ФАС (федеральная антимонопольная служба). Основной функцией работы ФАС является предупреждения/выявление/пресечения нарушений антимонопольной политики. Более подробную информацию можно получить из самого закона или обратившись к консультантам сайта.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Закупки, осуществляемые государственными заказчиками, регулируются законами 44-ФЗ «О контрактной системе…» и 223-ФЗ «О закупках…».

Закон № 44-ФЗ применяется в случаях контрактной закупки государственными и муниципальными органами власти, унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями.

Его восьмая статья гарантирует обеспечение добросовестной конкуренции и равных для всех участников тендеров условий, а в случае нарушения этого принципа виновным может грозить уголовное преследование по ст. 178 УК РФ. Однако субъекты предпринимательской деятельности, чьё участие в конкурсах было по каким-либо причинам отвергнуто, настаивают на том, что они столкнулись с нарушением Закона 135-ФЗ в части именно ограничения конкуренции.

В качестве причин уменьшения количества участников-претендентов организаторы торгов называют:

  • Жёсткие временные рамки исполнения заказа;
  • Требования к закупаемому товару в виде конкретной марки или крайне узкого спектра технических характеристик (указанных в тех. задании);
  • Необходимость допусков, лицензий и разрешений для проведения отдельных видов работ;
  • Другие варианты.

В тех случаях, когда вероятные подрядчики обращались в ФАС с жалобами на ограничение конкуренции, решения чаще всего выносились в их пользу. Проблема эта действительно очень сложна и характеризуется многими юридическими нюансами.

Наиболее распространёнными являются следующие конфликтные ситуации:

  • Потенциальный претендент получает незаконный отказ в приёме заявки на участие в конкурсе;
  • С победителем конкурса не заключается контракт на поставку;
  • Исполнитель отказывается от взятых на себя контрактных обязательств;
  • Нарушаются законные требования информационного обеспечения процедуры закупки: предложения об участии в тендере не публикуются в установленный срок в ЕИСТ (единой информационной системе торгов).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий