Подшипник 218 (6218)

Кадастровый учет

Основанием для проведения кадастрового учета уполномоченными регистрационными органами является заявление лиц, связанное со следующими обстоятельствами (ст.14):

  • со стороны местных, федеральных органов – принятие документов об изменении распорядительного отношения к объектам имущества и недвижимости;
  • согласительные решения, закрепленные подписанием договоров на момент проведения имущественной сделки;
  • документы, свидетельствующие о том, что лицо правомочно наследовать землю или имущество;
  • решение органов судебной власти, которые вступили в силу;
  • документы (акты), свидетельствующие о приобретении права на заявленную землю или имущество;
  • предоставление карты территории, составленной структурой кадастровой службы, которая соответствует требованиям действующих законов;
  • создание (уничтожение) объектов учёта.

Кадастровый учет должен быть осуществлен с соблюдением сроков, предусмотренных требованиями Закона (ст.16).

  1. Трех рабочих дней при поступлении документов судебных инстанций о временном запрете правомочному владельцу проводить какие-либо манипуляции с землей или имуществом в связи с наложением ареста после проведения залоговых сделок. Этот срок предусмотрен и при представлении заверенных нотариусом документов о вступлении в наследование, а также свидетельствующих о приобретении части общего имущества семьи.
  2. Пять рабочих дней при представлении документов регистрирующими права органами, в том числе, касающимися взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.
  3. Семь рабочих дней, если обращение и документы передаются в городские многофункциональные центры, том числе, касающиеся взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.

При возникновении различных обстоятельств и в зависимости от полноты предоставленных документов время рассмотрения может варьироваться, но не должно быть больше десятидневного срока. Дата начала регистрационных действий определяется днем принятия обращения, а регистрации – помещением в ЕГРН.

К обязательным документам, подаваемым вместе с обращением о регистрации, относят следующие (ст.18):

  • в случае отстаивания интересов владельцев недвижимости третьими лицами прилагается соответствующим образом оформленная доверенность на действия в рамках представленных полномочий;
  • документальные материалы, служащие основанием для постановки на кадастровый учет;
  • другие документальные материалы, устанавливающие право на обладание землей или имуществом, которые подготовлены соответственно нормам правовых актов.

Куда обращаться?

Для подачи заявления и необходимых документов будущий собственник может воспользоваться несколькими способами:

  1. Обратившись в любое отделение Росреестра. Адреса есть на официальном сайте, вы можете выбрать ближайший;
  2. Посетив один из филиалов многофункционального центра. Найти удобное подразделение можно также на официальном сайте или уточнить адрес на горячей линии;
  3. По почте, направив пакет в регистрирующий орган. Для отправки письма нужно подготовить опись всех вложений и уведомление о вручении, назначить ценность письма;
  4. Онлайн, через сайты Госуслуг или Росреестра. Для работы на сайте Госуслуг необходимо подтверждение личности через МФЦ или почту России.

О чем говорит закон о государственной регистрации недвижимости?

Федеральный закон №218 является гарантом в сфере регистрации недвижимости. Он рассматривает все вопросы, которые касаются госрегистрации недвижимого имущества на территории России. Здесь отражены особенности оформления и подачи заявления, сроки кадастрового учета, а также случаи его приостановления. Кроме того, приводятся правила оформления выписки, условия компенсационных выплат за утерю прав на недвижимое имущество и другие вопросы.

При создании нового ФЗ 218 учтен европейский опыт в сфере предоставления услуг по оформлению и отражению в ЕГРН сделок, проводимых с недвижимостью. Создание общей информационной базы позволяет снизить расходы государственных учреждений, а также клиентов, пользующихся подобными услугами.

Новый закон действует с начала 2017 года. В его задачу входит правовое регулирование отношений, связанных с решением следующих вопросов:

  • Владение недвижимости, а также сделки по госрегистрации прав.
  • Внесение имущества в кадастровую базу.
  • Добавление информации по объектам в ЕГНР и предоставление данных из общего реестра клиентам.

Ответственность регистрационных органов

Меры ответственности применяются в случае выявления фактов, связанных с некачественным выполнением обязанностей по регистрации прав, порядка ведения ЕГРН, в том числе (ст.65):

  • игнорирование требований или выполнения не в полном объеме возложенных на него обязанностей по соблюдению норм и правил осуществления государственного учета;
  • халатного отношения, повлекшего за собой уничтожение или некорректное содержание данных в ЕГРН;
  • за необоснованный отказ в проведении предусмотренных регистрационных действий, установленный и закрепленный решением судебных инстанций;
  • за необоснованный отказ в приеме заявления с приложением обязательных документов или возврат последних без должного рассмотрения;
  • за нарушение сроков проведения возложенной работы без предъявления заявителю исчерпывающей информации о причинах такой задержки;
  • за внесение в ЕГРН неправдивой информации или содержащей технические ошибки, в результате чего был нанесен ущерб имущественным интереса третьих лиц, которые руководствовались неверными сведениями при принятии коммерческих решений;
  • за неправомерный отказ в предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

Причиненные в результате некачественного выполнения обязанностей по регистрации убытки полностью возмещает Российская Федерация через уполномоченную на то структуру (казначейство).

Финансовая ответственность не наступает, если в ходе проверки установлены факты представления заявителями либо недействительных документов, либо таких документов, подлинность которых установить визуально или простыми способами не представлялось возможным.

Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав

1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав).

2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

4. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 — 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

5. Предусмотренные частью 3 настоящей статьи полномочия органа регистрации прав могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В целях применения положений настоящего Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с настоящей частью переданы полномочия органа регистрации прав, считается органом регистрации прав.

Определение терминов

Действующий ФЗ №218 содержит в себе следующие определения, требующий расшифровки:

Госрегистрация прав на недвижимость — акт юридического характера, который признает и подтверждает факт появления, корректировки, перехода и приостановки права конкретного субъекта на имущество или его частичное ограничение (в том числе обременение).

Госрегитррация права производится путем внесения данных о праве на недвижимое имущество в ЕГРН. Эта информация является единственным доказательством факта зарегистрированного права владения имуществом. Если подобное право отражено в ЕГРН, его можно оспорить только через судебный орган.

Госрегистрация проходит в отношении права владения, а также другого вещного права касательно недвижимости и сделок, связанных с ним и оговоренных в определенных статьях ГК РФ (130-132, 164 и 133.1). В Федеральном законе оговорена необходимость госрегистрации сделок, которые возникают на основании акта государственной власти или договора. К этой категории относится ипотечное кредитование, доверительное управление активами, а также наем помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимости представляет собой процедуры, подразумевающий внесение в госреестр недвижимости данных о земельных наделах, сооружениях, домах, объектах незавершенного строительства, а также о других зданиях, прочно связанных с участком земли и без возможности перемещения без нанесения ущерба. Сюда же входит предоставление другой информации о недвижимости, предусмотренной в ФЗ.

Сроки регистрации

Сроки регистрации в соответствии с 218 Федеральным Законом напрямую зависят от того, где именно гражданин принял решение осуществлять свое право на регистрацию. В силу содержания закона если гражданин обратился непосредственно в росреестр, то сроки регистрации составят неделю.

В той ситуации когда был избран иной способ подачи документов, например, через многофункциональный центр, то сроки регистрации увеличиваются. Связано это с тем, что необходимо дополнительное время на отправку и доставку документов. Так, в данном случае сроки регистрации могут составить до десяти дней.

Принципы государственной регистрации прав

Федеральный закон о госрегистрации, касающийся недвижимого имущества, четко определяет порядок взаимоотношений при осуществлении регистрационных процедур, связанных с сооружениями и землей, оформлением различных видов операций с недвижимостью, проводимых компаниями и обычными гражданами. Здесь же определяются правил и рекомендации по присвоению кадастровых номеров, являющихся уникальными на всей территории РФ с применением возможностей ЕГРН.

В ФЗ определена необходимость учета информации не только о готовых постройках, но и о сооружениях, которые находятся еще на этапе возведения. Также должны передаваться данные о неосвоенных земельных наделах, квартирах, объектах нежилого фонда и прочих сооружениях.

Выполнение упомянутой выше работы возлагается на государственные органы регистрации исполнительной власти, которые обязаны  решать следующие задачи:

  • Соблюдать действие положения о внесении данных и ведении ЕГРН.
  • Координировать деятельность, а также выполнять все возложенные на них функции.
  • Готовить и распространять методические материалы для граждан, а также самим проходить обучение, касающееся основной деятельности.

Представители структур, осуществляющих регистрацию на местах, должны решать следующие задачи:

  • Принимать заявления у граждан и компаний, в том числе правоустанавливающие документы. После получения пакета бумаг сотрудники таких организаций проводят проверку на корректность их оформления и подлинность.
  • Проверять факт наличия ранее зарегистрированных или заявленных прав на недвижимое имущество.
  • Регистрировать информацию о правах на недвижимость с ее фиксаций в ЕГРН. Такие действия проводятся при отсутствии проблем с документами и отсутствии противоречий в имеющейся информации.
  • Выдавать гражданам или юрлицам документы, оформленные по установленному образцу, и подтверждающие факт присвоения кадастрового номера предмету недвижимости.
  • Предоставлять справочные данные, касающиеся имущественных объектов и земель из ЕГРН.

Кроме того, регистрирующие государственные структуры обязаны регистрировать права на объекты без хозяев.

Плюсы и минусы принятых изменений

Введенные поправки имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

К негативным моментам можно отнести:

  • Отсутствие выдачи свидетельства о собственности в бумажном виде. Как ни странно, именно этот факт является для новых собственников отрицательным;
  • Необходимость вызова технического инженера для первичного освидетельствования участка;
  • Некоторые эксперты по имущественным вопросам нашли в законе не точные формулировки. Специалистам, работающим над созданием документа было указано на ошибки, в ближайшее время закон будет доработан.

Плюсов у нового закона гораздо больше:

  1. Значительное сокращение сроков. До изменений только постановка в кадастровый реестр занимала 21 день;
  2. Возможность подать документы удобным способом, что привело к уменьшению очередей;
  3. Снижение уровня мошенничества с недвижимостью. Собственник может обратиться в реестр с заявлением о внесении ограничений на сделки с его имуществом, что особенно актуально для пожилых людей, которые часто становятся жертвами «черных» риелторов;
  4. Отменено территориальное ограничение для процедуры оформления. Например, если гражданин получил наследство в другом городе, то весь процесс оформления имущества он может пройти в месте своего фактического пребывания;
  5. Взаимодействие государственных структур между собой, что исключает возникновение ошибок в данных на объект недвижимости;
  6. Доступность информации для населения. Благодаря нововведениям, появилась возможность проверки квартиры перед покупкой без обращения к агентам, достаточно заказать выписку. Теперь можно посмотреть информацию о своем имуществе и уточнить кадастровую стоимость на сайте Росреестра.

На кого распространяется

Все манипуляции с недвижимостью способен производить только собственник, имеющий подтверждающий документ.

Помимо единоличной, имеется ещё 2 вида собственности:

  • Совместная. Такой вид собственности регулируется Семейным кодексом и регистрируется супругами. Для продажи или другого действия с недвижимостью, супругам необходимо разделить имущество на доли (равные или неравные) в судебном порядке;
  • Долевая. В случае долевой собственности, каждый владелец имеет право распорядиться долей по своему усмотрению. Однако, любые сделки не должны противоречить интересам других сторон и совершаются только по письменному соглашению. К примеру, если один из собственников против продажи квартиры, ему будет предложен выкуп доли продающего. Отсутствие ответа в течение 90 дней позволяет продать долю любому лицу, а отказ раньше срока является законным основанием совершить сделку сразу.

Отказ и ответственность

Законодательством РФ прописано более 50 причин, которые считаются основанием для отказа в регистрации прав или постановке кадастрового учёта.

Самые распространённые из них:

  • Документы не соответствуют законодательно установленным нормам;
  • Подача заявления ненадлежащим лицом;
  • Документы повреждены (включая исправления и приписки);
  • В ЕГРП содержатся сведения о невозможности изменений права собственности;
  • Разногласия сторон в случае совместной собственности.
  • При вынесении уполномоченными специалистами Реестра решения об отказе, можно обжаловать его через апелляционную комиссию либо подать заявление повторно. Однако, в любом из случаев, сумма оплаты госпошлины не возвращается.

Могут ли отказать в регистрации прав?

Несмотря на упрощенный порядок оформления существует ряд причин, по которым возможно приостановление регистрации:

  1. заявитель не имеет законных прав и полномочий на оформляемую недвижимость;
  2. заявитель является ненадлежащим лицом с точки зрения закона, например несовершеннолетний;
  3. информация, указанная в документах, противоречит имеющимся данным в реестре;
  4. имущество не подлежит регистрации из-за наложения ограничений (обременение, арест, спорное имущество);
  5. отсутствуют какие-либо документы из обязательного перечня;
  6. установлен факт недостоверности документов;
  7. формат документов не отвечает требованиям действующего законодательства;
  8. документы подписаны лицом, которое не обладает правами и полномочиями для их подписания;
  9. заявление о регистрации данного объекта уже было подано ранее и решение по нему не принято;
  10. отсутствуют документы для проведения конкретной сделки (например, при продаже комнаты в коммунальной квартире нет отказов от других собственников).

Отказ в оформлении права владелец может оспорить в суде.

Могут ли отказать в регистрации?

В статье 27 Федерального закона рассмотрены все ситуации, когда государственный орган вправе отказать принимать обращение о госрегистрации прав и не вносить данные в ЕГРН.

К основным причинам отказа стоит отнести:

  • Заявитель не предъявил документы, которые бы подтверждали его личность. Если в этой роли выступает поручитель, он должен передать бумаги, подтверждающие его правомочность выступать от имени определенного лица.
  • В предоставленном заявлении данные внесены небрежно, имеется много исправлений и приписок тексту, что не позволяет получить полную информацию об объекте и заявителе.
  • В обращении и документах, направленных для рассмотрения государственными органами через Интернет, отсутствует необходимая для анализа информация.
  • Представленные к рассмотрению бумаги оформлены без учета действующих требований, а также имеют ряд неточностей.
  • На заявлении не поставлена виза (подпись) владельца или уполномоченной для выполнения таких действий стороны.
  • Отсутствует подтверждение оплаты государственной пошлины.
  • Предварительные работы по проверке ЕГРН показали факт обременения права на операции с объектом, а также наличие заявления владельца о необходимости его персонального присутствия в случае осуществления каких-либо сделок с недвижимым имуществом.

Если заявитель оформил все документы с учетом требований Закона о госрегистрации, соответствующий орган обязан принять их к рассмотрению, и не имеет права отказывать в прохождении предусмотренных законом процедур.

Нюансы процедуры оформления

Для успешного прохождения процедуры регистрации и (или) кадастрового учёта, следует собрать пакет копий и оригиналов следующих документов:

  • паспорт правообладателя (или законодательно доверенного лица);
  • документы на недвижимое имущество;
  • заявление установленного образца;
  • квитанция об уплате пошлины;
  • подтверждающие документы (выписка из ЕГРН);
  • кадастровый паспорт;
  • техпаспорт помещения.

В отдельных случаях могут понадобиться дополнительные документы:

  • выписка из домовой книги;
  • письменное согласие второго супруга при совместной собственности;
  • при проживании в квартире ребёнка до 14 лет, нужно разрешение от органов опеки;
  • если помещение заложено, потребуется разрешение от залогодержателя.

Сбору и заполнению документов стоит уделить особое внимание. После подачи бумаг, специалисты Росреестра осуществляют первичную проверку их законности и соответствия

Ошибки могут стать причиной приостановления регистрации на 30 календарных дней.

Государственная регистрация права на недвижимость, как и любая другая процедура, имеет свои нюансы, которые стоит учитывать:

  • Тонкости продажи детской доли. До 18 лет родитель или опекун имеет право распоряжаться собственностью иждивенца. Однако, предварительно нужно получить разрешение Органов опеки. Служба защищает права несовершеннолетних, поэтому продажа доли возможна лишь при соблюдении некоторых постановлений. Родитель или законный опекун обязан оформить ребёнку долю собственности в другой квартире. Альтернативным решением является открытие на имя иждивенца банковского счёта, куда будет перечислена сумма за продажу его доли. В ином случае, сделка считается незаконной и не имеет возможности состояться;
  • Уплата пошлины. Обязательно нужно сохранить оригинал чека. Размер госпошлины устанавливается Налоговым кодексом и составляет 0,1 % от полной стоимости имущества, но не более 30 000 рублей;
  • Регистрация обременения. Обременением принято называть ограничение прав на имущественные манипуляции законного владельца. Регистрация данного факта в Росреестре является обязательной. Обременение может быть как желанным (передача имущества в залог, ипотека), так и возникшим не по инициативе хозяина (арест имущества).

Последняя редакция

В 2017 году в закон были внесены немаловажные поправки, направленные на осуществление процедуры регистрации более надёжными и удобными методами.

Помимо объединения кадастрового учёта и госрегистрации, к таким изменениям относятся:

  • значительное сокращение сроков регистрации;
  • отсутствие территориальной привязки (обратиться в Росреестр можно в любом городе, независимо от места прописки);
  • регистрация машино-места, как отдельного вида недвижимости;
  • возможность отказа в регистрации по причине некорректного оформления документов;
  • предоставление учредительных документов для юридических лиц больше не является обязательным условием;
  • введение компенсации по потере права на единственную жилплощадь.

Ещё одно существенное редактирование было внесено 1 июля 2020 года. Оно касается застройщиков по объектам. С 2020 года закон ограничивает круг лиц, которые могут правомерно строить жильё.

Рабочие, имеющие строительский опыт менее 3х лет, ныне не допускаются к созданию жилых объектов. К тому же были ужесточены требования к руководству, бухгалтерии и ведению строительного бизнеса.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий