Как отразится на проверках 294-фз с изменениями на 2020 год?

Ограничения

Важное ограничение, введенное с 2019 года, — запрет на проведение плановых проверок для тех видов госконтроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход. Согласно п

2 ст. 8.1. Закона № 294-ФЗ, риск-ориентированный подход — это анализ сведений о компании, на основе которого надзорное ведомство оценивает степень риска совершаемых данной организацией противоправных действий. В отношении фирм, где степень риска невысока, плановые проверки назначаются редко либо не проводятся совсем.

Согласно п. 2 ст. 8.1. Закона № 294-ФЗ, риск-ориентированный подход — это анализ сведений о компании, на основе которого надзорное ведомство оценивает степень риска совершаемых данной организацией противоправных действий. В отношении фирм, где степень риска невысока, плановые проверки назначаются редко либо не проводятся совсем.

В 2019 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок со стороны таких инстанций, как налоговая служба, антимонопольные органы, Росприроднадзор, МЧС, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование и некоторые другие (с полным перечнем можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2019 №289). Таким образом, мораторий на проверки от данных органов не распространяется.

Ещё одно ограничение касается тех ООО и ИП, деятельность которых подлежит обязательному лицензированию, а также бизнеса, работающего в тех сферах производства и услуг, нарушения в которых могут принести непосредственный вред здоровью и жизни людей. В случае если субъект малого предпринимательства (СМП) попадает под действие моратория, но в отношении него всё же была проведена проверка, это считается грубым нарушением закона. Результаты такой проверки, согласно п. 2 ст. 26.2 рассматриваемого Закона, признаются недействительными.

Мораторий на проверки, или «надзорные каникулы»

Одно из существенных положений ФЗ №294 — организация проведения плановых проверок не чаще, чем раз в три года на основании ежегодных планов, подготовленных государственными и муниципальными контролирующими органами. Налоговый контроль сюда не относится.

Также «каникулы» не распространяются на организации, работающие в социальной сфере — аптеки, образовательные и медицинские учреждения и пр.

«Надзорные каникулы» предусмотрены только для субъектов малого бизнеса. Следовательно, чтобы попасть в эту группу, штат работников не должен превышать более ста человек, оборот фирмы — не более 800 млн руб. в год. Также большая часть уставного капитала ООО должна принадлежать гражданам или организациям, являющимися СМП. Подробнее о критериях отнесения организации к категории субъектов малого и среднего предпринимательства можно узнать в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Восстановление нематериальных благ

Всем известно, что помимо материальных благ, любой человек обладает более важными правами и благами, называемые неимущественными. Самыми важными среди них являются репутация в обществе, честь, достоинство. То же относится и к юрлицам, однако в силу своей природы они не могут иметь честь и достоинство, но для них эти два правовых определения заменяет деловая репутация. Но федеральный закон под №294-ФЗ не устанавливает способы восстановления законных интересов нематериального характера, поэтому, чтобы их узнать, необходимо обратиться к другим нормативным источникам.

Основные правила защиты перечисленных выше неимущественных благ содержатся в Гражданском кодексе, который признан важнейшим федеральным законом в сфере большинства правоотношений. Все правила о восстановлении чести и достоинства человека, изложенные в этом ФЗ, применимы к юрлицам и предпринимателям, осуществляющим коммерческую деятельность индивидуально.

Права и обязанности юридического лица или частного предпринимателя при проведении проверки

Руководитель предприятия или иное должностное лицо, которое уполномочено быть его представителем, во время проверки имеет такие права:

  • лично присутствовать во время того, как сотрудники контролирующего органа будут осуществлять свою деятельность;
  • давать разъяснения по любым вопросам, которые непосредственно связаны с деятельностью контролирующего органа;
  • получать от представителей контролирующего органа все данные, которые относятся к проверке и подходят под рамки, установленные Федеральным Законом №294;
  • знакомиться с результатами проверки, ставить в документах соответствующую отметку, а также свидетельствовать о своем согласии или несогласии с упомянутыми результатами. Те же права у него есть и в отношении действий отдельных лиц, представляющих органы государственного контроля;
  • обжаловать действия, совершенные сотрудниками государственного или муниципального контроля в суде. Основанием для этого может быть нарушение прав юридического лица или индивидуального предпринимателя во время проверки;
  • привлекать уполномоченного при Президенте РФ по защите прав юридических лиц к участию в проверке;
  • заполнять журнал проверок в той типовой форме, которая предусмотрена нормативными актами Российской Федерации.

Что касается обязанностей предпринимателя или его уполномоченного представителя, то они выглядят следующим образом:

  • во время проведения проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны обеспечить присутствие руководителя или его представителя на объекте, который осматривают представители контролирующего органа;
  • во время выездной проверки официально уполномоченный представитель или индивидуальный предприниматель обязан обеспечить доступ контролирующего органа ко всем документам предприятия, а также ко всем территориям, которыми владеет юридическое лицо (это относится к любым зданиям, сооружениям и помещениям, а также перевозимым грузам, транспортным средствам и средствам производства);
  • если контролирующий орган запрашивает у юридического лица или индивидуального предпринимателя какие-либо документы для ознакомления, предприниматель обязан предоставить их в установленный срок.

Отказ предпринимателя от выполнения названных выше обязанностей будет трактоваться как прямое нарушение Федерального закона №294.

Контрольная закупка: основания и порядок проведения

С 2017 г. действует новый способ внепланового контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — контрольная закупка (ст. 16.1 Закона). Его суть заключается в приобретении товара под видом обычного покупателя с тем, чтобы в дальнейшем проверить срок годности товара, соответствие стандартам, технологии изготовления и т. п. Также проверяются правила осуществления торговли, например, запрет на продажу табачных изделий лицам младше 18 лет, временные ограничения по реализации алкогольной продукции и пр.

Основания проведения внеплановых проверок, в том числе в форме контрольных закупок, установлены п. 2 ст. 10 ФЗ № 294. К ним, в частности, относятся:

  • представление от должностного лица контролирующего органа с указанием мотивов необходимости проведения данного мероприятия;
  • случаи, когда ранее организации или ИП было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, и истек срок исполнения;
  • при поступлении в контролирующий орган заявления от юрлица или предпринимателя о выдаче лицензии или разрешения на осуществление юридически значимых действий, если для их получения требуется проведение такой проверки;
  • возникновение угрозы либо фактическое причинение вреда жизни и здоровью людей, а также животным, растениям, памятникам культуры и окружающей среде;
  • нарушение прав потребителей, требований к маркировке товаров.

В соответствии с п. 4 ст. 16.1 рассматриваемого Закона контрольная закупка производится без предварительного уведомления субъектов предпринимательства, в отношении которых она осуществляется. Если она проводится по внеплановым основаниям, то должна быть согласована с прокуратурой.

Также с 2019 года в случае если объектом контрольной закупки являются медицинские изделия и лекарственные средства, проверка может быть проведена незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (ч. 4.1 ст. 16.1 ФЗ №294).

Обязательно наличие минимум двух свидетелей либо ведение видеозаписи (п. 5 ст. 16.1 Закона).

На основании пп. 6-7 ст. 16.1 Закона по итогам контрольной закупки сотрудник, осуществляющий её, составляет акт, который должен быть подписан им и присутствующими свидетелями. Если в ходе проведения проверки были выявлены противоправные действия, то акт дается на подпись нарушителю — фирме или ИП.

Организация или ИП, в отношении которых проводилась контрольная закупка, вправе не соглашаться с результатами проверки и отказаться от подписания акта. В нём проставляется соответствующая отметка. В любом случае копию акта им немедленно после окончания мероприятия обязано выдать должностное лицо, проводившее проверку.

Факт проведения контрольной закупки и её результаты по окончании проверки вносятся в единый реестр проверок.

По какой процедуре осуществляется аудит

Если проверка производится в документальной форме, надзорный орган просто запросит у предприятия все необходимые ему бумаги.

После получения запроса проверяемое лицо должно направить всю документацию по нужному адресу в течение пяти рабочих дней. Все документы, которые отправляются по электронной почте, должны сопровождаться цифровой подписью уполномоченного лица, а все копии бумажных документов – обычной подписью.

Если потребуется, надзорный орган имеет право потребовать письменное объяснение любых предоставленных данных.

Выездные проверки обычно назначаются в тех случаях, когда в ходе документального контроля не получилось выяснить все обстоятельства, которые интересуют уполномоченный орган. Достаточно часто в качестве сторонних наблюдателей при таких проверках присутствуют представители других юридических лиц, не имеющих никакого отношения к деятельности проверяемого.

Специалисты, которые занимаются осуществлением аудита непосредственно, ограничены рядом правил. В частности, речь идет о запретах на следующее:

  • проверку юридического лица по вопросам, которые не входят в юрисдикцию проверяющего;
  • изъятие оригинальных версий документов, которые отношения к предмету проверки не имеют;
  • отбор примеров продукции без написания протокола про истребование;
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • осуществление проверки не в присутствии уполномоченного представителя юридического лица;
  • требование о компенсации затрат на проведение контроля.

Исходя из результатов аудита, создается специальный акт, один из экземпляров которого остается в компании, а другой перемещается в архив надзорного органа.

Если в ходе проверки были выявлены административные правонарушения, то в течение двух месяцев с момента осуществления аудита по адресу компании придет постановление о наложении штрафа.

Если предприниматель согласен с санкциями, ему необходимо погасить задолженность в течение 30 дней. Если несогласен – у него есть 10 суток для обжалования решения надзорного органа в судебной инстанции.

Методы защиты прав

Все жители нашей страны: граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать любые, но при этом только законные способы для защиты своих благ и интересов, в том числе и при восстановлении чести, достоинства и деловой репутации своей фирмы и самого себя. Об этом говорится в Конституции страны. Но как узнать, что же это за способы?

Часть из них (общие методы) содержатся в ГК, но для коммерсантов, которые убеждены, что их имущественные интересы ущемлены в ходе инспекций, наибольшую ценность представляет ФЗ за №294.

В соответствии с этим федеральным законом (ФЗ), организации имеют возможность отстаивать свои интересы при проведении проверок государственными инстанциями двумя способами:

  • в административном порядке (его еще называют внесудебным);
  • в судебных органах.

Внесудебный порядок

Все органы управления в стране образуют систему исполнительной власти. Административные варианты защиты материальных и неимущественных благ (чести, достоинства, деловой репутации) граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц основаны на письменном обращении к представителям органов исполнительной власти с целью организации проверки действий должностных лиц на соответствие федеральным и местным законам.

На основании такой жалобы уполномоченные государственные служащие проверяют действия и решения сотрудников подведомственных им учреждений на предмет соответствия всем источникам права.

Возможные варианты последствий таких проверок:

  • отмена документов, признанных незаконными, нецелесообразными;
  • приостановление документов, признанных незаконными, нецелесообразными;
  • наложение мер дисциплинарной ответственности на виновных лиц;
  • оставление в силе актов контролирующих органов ввиду их соответствия закону.

Существуют также другие способы защиты прав во внесудебном порядке, однако применяются они гораздо реже ввиду их неэффективности. К ним относятся, например, митинги, демонстрации и забастовки.

Судебный порядок

Передача спорного вопроса в судебный орган в случае безрезультатного использования возможных альтернативных методов имеет двоякое значение: с одной стороны, решение (постановление) суда имеет общеобязательных характер для всех участников спора. Поэтому, убедив судью в своей правоте, можно быть уверенным, что должностные лица исполнят его предписания. С другой же стороны, судопроизводство – долгий и сложный процесс, требующий максимального терпения у представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Помимо этого, не стоит забывать об оплате госпошлины и расходов, обусловленных явкой на процесс представителей государства, которые следует оплатить в случае проигрыша. Сейчас эти суммы имеют размеры, являющиеся значительными для любой фирмы.

Если честь и достоинство человека, а деловая репутация юридического лица и индивидуального предпринимателя были нарушены, каждый из них может обратиться в определенные инстанции:

  • Судебные органы общей юрисдикции;
  • Конституционный суд. Этот орган имеет особый правовой статус, поскольку только ему предоставлено право рассматривать спорные вопросы, связанные:
    • с нарушением положений Конституции как государственными служащими, так и обычными гражданами;
    • с противоречиями конституционных положений, которые содержат федеральные законы и иные нормативные источники.

В конституционную судебную инстанцию имеют право обратиться не только юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческую деятельность, но также иные объединения и юрлица, для которых извлечение прибыли не является основной целью создания.

Арбитраж.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий