44 фз

Содержание

Регистрация участников закупок в единой информационной системе

Согласно ст. 24.2 (далее — Статьи) Закона, новые участники регистрируются в Единой информационной системе. С 1 января 2019 года заказчики обязуются проводить закупки только в электронной форме. На основании ч. 12 ст. 1 ФЗ №71 введены следующие изменения:

  • регламентирован перечень сведений, размещаемых оператором в ЕИС (п. 4.1 Статьи);
  • аккредитованные участники предоставляют оператору электронные копии документов на товар, работу или услугу (п. 12 Статьи);
  • оператор принимает решение о размещении товара, работы или услуги в ЕИС либо отказе в размещении в течение 5 рабочих дней с момента предоставления документов (п. 13 Статьи);
  • уведомление направляется заказчику в течение 1 часа с момента принятия решения (п. 14 Статьи).

В случае отказа в размещении товара, работы или услуги в ЕИС оператор обосновывает отказ в уведомлении.

Последние новости изменений контрактной системы

Минфин разработал законопроект, который упрощает госзакупки. Планируется, что с декабря 2019 года заказчики перестанут составлять документацию, а закрытые закупки станет проще проводить. Вот последние новости изменений в ФЗ-44 с 2019 года:

  • исключили документацию;
  • установили единые требования к закупочным документам;
  • изменили порядок проведения закрытых процедур.
  • включили бюджетные учреждения и унитарные предприятия в перечень органов и организаций, в отношении закупок которых допускается централизация;
  • гармонизировали и унифицировали положения ФЗ №44 об аккредитации участников закупочных процедур как на электронных площадках, так и на специализированных электронных площадках;
  • предоставили обязанность Минфина вести перечень банков, в которых поставщики открывают специальные счета.

Разработали типовую форму заявки и документации для электронных процедур.

19.08.2019 на сайте проектов нормативных актов опубликовали уведомление о начале разработки очередного пакета поправок в закон о контрактной системе. Планируется, что нововведения заработают с июля 2020 года. Цель — совершенствовать отдельные положения контрактной системы, устранить проблему сложности и длительности процедур.

Изменения в определении начальной максимальной цены и цены контракта

Изменения в ст. 22 Закона, касающиеся порядка установки начальной максимальной цены и цены контракта, введены на основании ч. 9 ст. 1 ФЗ №71. При заключении соглашения с единственным поставщиком на строительные, ремонтные работы, работы по сохранению памятников культурного наследия проектно-сметный метод заключается в определении НМЦК и цены контракта. Сумма определяется исходя из стоимости работ по реконструкции, ремонту и строительству.

Смета устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями Приказа Минэкономразвития №567 от 02.10.2013 и решением органов федеральной исполнительной власти. Существенные особенности регламентированы ФЗ №275 от 29.12.2012.

Правительство вправе определять сферы деятельности, для которых применяются особые условия установки НМЦК и цены контракта в отношении соглашений с единственным поставщиком, Росатомом и Роскосмосом.

Если объем закупок невозможно определить, заказчик обязуется самостоятельно установить и обосновать цену товара.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Последние изменения ФЗ-44 «О госзакупках»

В новой редакции Федерального закона 44 наблюдаются масштабные изменения. Появилось требование о предоставлении декларации соответствия, которую поставщик прикладывает к своей заявке. Также, как уже говорилось выше, добавился пункт об обязательном общественном обсуждении приобретаемого товара. Этот пункт действителен, при закупке товара на сумму от 1 миллиарда рублей.

Заказчиков, в свою очередь, обязали перепройти регистрацию в ЕИС. Еще одним изменением для заказчиков, стало обязательное соответствие контрактного управляющего профстандарту. Наличия квалификации, согласно ФЗ, теперь не достаточно.

Из исполнительных изменений закона — вводится система мониторинга закупок, обязательное включение планируемых приобретений заказчиком, в план-график.

Рассмотрим конкретные статьи:

  • Ст. 3 — изменились требования для заказчика. В предыдущей редакции, им могло быть только бюджетное учреждение. В новый редакции, осуществлять закупки могут государственные, муниципальные и унитарные предприятия;
  • Ст. 4 — статью 4 дополнили реестром поставщиков товара, производимого или модернизируемого на территории Российской Федерации;
  • Ст. 5 — здесь изменения коснулись подтверждающей документации. В новом законе, обмен электронными документами производится, базируясь на законодательстве РФ, и иными актами о контрактной системе приобретений товара;
  • Ст. 22 — данная статья дополнилась уточнением о том, что проектно-сметный метод допустим к применению только при определении и обосновании максимальной цены за контракт с единственным подрядчиком на ремонт строений.

Контрактная система

Контрактная система в сфере закупок товаров по ФЗ-44 претерпела следующие изменения:

  • отсрочка уплаты пени поставщикам;
  • к заявке, участвующей в конкурсе, разрешается прикрепить незаверенную банком копию платежного поручения;
  • отказ от заключения контракта с поставщиками лекарственных препаратов, в случае, если предельная отпускная цена превышает норму, разрешается только по отношению к производителям лекарств.

Статья 94 ФЗ-44 «Особенности исполнения контракта» здесь: 

Размещение заказов

Изменения в законе о размещении заказов в основном коснулись планов-графиков. Формирование планов-графиков должно производиться заранее. Они размещаются заказчиками на официальном сайте, базируясь на утвержденном Минэкономразвития и Казначействе РФ, порядке.

Внесение изменений в план-график, по закону, осуществляется только при изменении более чем на 10% от стоимости товаров, планируемых к приобретению. Для внесения изменений, необходимо указать основания.

Закупки для муниципальных нужд по 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ, закупки для муниципальных нужд — это процесс, совокупность действий, согласованных с Федеральным законом, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Участником сделки может стать любое юридическое лицо, заказчиком является любой государственный орган. Основным изменением, коснувшимся закупок, стало обязательное общественное обсуждение, при сумме закупки от 1 миллиарда рублей.

Новым законом предусмотрено лишь несколько случаев, когда закупки могут происходить без общественного обсуждения:

  • при закрытом определении поставщиков;
  • в рамках оборонного госзаказа;
  • при закупках посредством электронного аукциона;
  • для закупок, которые реализуются как гуманитарная помощь.

Единая информационная система

Единая информационная система или ЕИС – это официальный ресурс, которые содержит полный спектр информации по сфере государственных и муниципальных закупок. Он состоит из открытого раздела с данными, доступными для всех заинтересованных лиц, и закрытой части, где информация предоставляется только заказчикам и иным лицам, которые наделены правом доступа (это, например, реестр банковских гарантий, открытый только для заказчиков по 44-ФЗ).

ЕИС на текущий момент содержит данные по закупкам, их этапам и предоставляет возможность поиска по заданным параметрам, а также следующие сведения:

  1. Шаблоны контрактов, которые заказчики могут или обязаны использовать при подписании.
  2. Правила нормирования сведений.
  3. Данные по рыночной стоимости товаров, работ и услуг.
  4. Планирование закупок (планы-графики по 44-ФЗ).
  5. Отчетность заказчиков по 44-ФЗ.
  6. Реестр недобросовестных поставщиков.
  7. Регистрация и реестр участников закупок.
  8. Единый каталог товаров, работ и услуг (используется заказчиками в процессе написания технического задания).

С 2020 года все участники контрактной системы обязаны зарегистрироваться в ЕИС. На основании регистрации им будет предоставлена аккредитация на все 8 федеральных торговых площадок.

Заказчик обязан публиковать в ЕИС все важнейшие сведения о закупках: извещения, протоколы оценки заявок и определения победителя и пр.

Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Электронные торговые площадки и роль электронных цифровых подписей в их функционировании

Проведение закупок в подавляющем большинстве случаев происходит при помощи функционала электронных торговых площадок, кроме тех контрактов, которые заключаются с единственным поставщиком на основании статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе». Далее сведения попадают в Единую информационную систему.

В противном случае заключение какого-либо контракта может быть признано незаконным, так как ограничивается возможность свободной конкуренции между потенциальными исполнителями заключаемых контрактов.

Для того чтобы заключение всех контрактов в электронной форме проходило максимально прозрачно, а сами контракты не были подделаны, для идентификации всех участников закупочных процедур используются электронные цифровые подписи (ЭЦП). ЭЦП – это специальный цифровой ключ, который предоставляет возможность не только войти на электронную торговую площадку, но и подписать контракт в электронном виде для того, чтобы в дальнейшем он прошел выгрузку в Единую информационную систему.

В некоторых регионах на сегодняшний день сохраняется подписание контрактов, размещенных в электронном виде, на бумажных носителях. Однако бумажный экземпляр не является обязательным и используется чаще всего для того, чтобы подтвердить наличие заключенного договора и согласие обеих сторон, участвующих в исполнении данного договора, на его условия. Кроме того, именно бумажная версия выступает в качестве доказательств при судебном рассмотрении конфликтных споров по делу.

Структура ФЗ-44 о Госзакупках

Реестр недобросовестных поставщиков

Далеко не всегда контракты исполняются в полном объеме. Однако многие исполнители, понимая, что не смогут в полном объеме исполнить тот или иной контракт, пытаются найти точки взаимодействия и соприкосновения с заказчиком, чтобы решить возникшую конфликтную ситуацию. В тех же случаях, если такой контракт по каким-то причинам не исполняется в полном объеме, а исполнитель по контракту не контактирует с заказчиком для разрешения возникшей ситуации, заказчику дано право расторгнуть такой контракт и либо вновь объявить проведение закупки, либо заключить соглашение об исполнении такой закупки с тем участником, который занял второе место на торгах.

Если контракт не был исполнен поставщиком по необъективным причинам и расторгнут по решению заказчика, уклонившийся исполнитель может быть добавлен заказчиком в Реестр недобросовестных поставщиков, который ведется Федеральной антимонопольной службой. Для исполнителей, включенных в данный реестр, накладываются ограничения на возможности участия в различных видах торгов.

Конкретные санкции на таких недобросовестных исполнителей накладываются непосредственно ФАС на основании того, какого рода были действия по уклонению от исполнения контрактов, а также на основании того, сколько именно нарушений допустил тот или иной исполнитель.

Получить информацию из данного реестра можно путем обращения к соответствующему ресурсу ФАС, а также из Единой информационной системы.

Планы закупок и планы-графики закупок

План закупок – это документ, который регулирует все закупки, осуществляемые государственным или муниципальным заказчиком. На основании плана закупок происходит составление специального плана-графика. Кроме того, именно на основании плана закупок происходит распределение бюджетных средств, которые будут направлены на оплату по контракту для удовлетворения государственных нужд.

План закупок является первым документом, который размещается в Единой государственной системе zakupki.gov.ru в начале каждого финансового года для того, чтобы определить, какие именно закупки должны быть осуществлены, и какие контракты следует заключить для удовлетворения государственных нужд.

После публикации плана закупок составляется план-график, в котором отражается цикличность заключения тех или иных контрактов, количество необходимых торгов в тех или иных видах, а также распределение таких закупок в течение всего финансового года.

Всю информацию о плане закупок и плане-графике можно получить при обращении к ЕИС, где хранятся не только документы планирования на текущий финансовый год, но и на предыдущие годы в виде архивов.

Описание закона

ФЗ-44 «О госзакупках» — это документ, который регулирует систему оформления и размещения государственных заказов, для торгов, с применением доступной как для покупателя, так и для поставщика, системы произведения покупок. Документ призван наладить систему приобретения товаров, муниципального и государственного значения.

Согласно Федеральному закону 44, заказчики должны формировать ежегодные графики по закупкам, при этом, размещая их в единой информационной базе, для максимальной прозрачности процесса. К реализуемым товарам на сумму более 1 миллиарда рублей, накладывается условие об обязательном общественном обсуждении. В целом, введен общественный контроль.

В исполнительной части заказов, новый закон привнес разнообразие их размещения. Заказы допускается размещать электронные, на конкурсной основе, в ходе закрытых аукционов и т. д. Контракты на заказы теперь курируются банковскими организациями. Изменен порядок их изменения и расторжения.

Согласно ФЗ-44, на иностранные закупки накладываются ограничения.

Иные изменения

Иные изменения, вступающие в силу на основании ФЗ №71:

  • установлены единые требования к оформлению результатов внешней экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона);
  • поручено осуществление закупок по отечественному антивирусному ПО;
  • изменения в перечне финансовых организаций, в которых допустимо открывать спецсчета (Распоряжения Правительства №213-р и 214-р от 13.02.2019);
  • плата за участие в аукционе взимается однократно (п. 9 Правил взимания платы ПП №564 от 10.05.2018);
  • при проведении конкурса в отношении детских оздоровительных мероприятий учитывается опыт участника;
  • срок обжалования закупки сокращен до 5 дней (п. 4 ст. 105 Закона).

Регламентирована возможность закупки с неизвестным объемом (ч. 7 ст. 15 Закона). Участники будут делать предложения о сумме цен единиц. Меры по предотвращению демпинга будут применяться с учетом понижения этой суммы.

Контракт

На основании проведенных закупок по 44-ФЗ заказчик подписывает государственный или муниципальный контракт с победителем. В рамках 44-ФЗ используется категория «контракт», а не «договор». Сущность данных документов единая, но особенностью контракта является то, что его подписывают государственные и муниципальные заказчики.

Контракт подписывается в бумажной форме при стандартных закупках или в электронном виде посредством функционала ЭЦП. При подписании контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. р. допускаются разные формы подписания документа, в том числе без письменного договора.

Для того чтобы контракт можно было считать заключенным, он должен содержать ряд существенных условий, которые могут варьироваться в зависимости от предмета контракта. В их числе:

  1. Предмет контракта.
  2. Сведения о цене.
  3. Информация об ответственности сторон.
  4. Данные о сроках, порядке оплаты и приемки работы (они составляют не более 30 дней в стандартных случаях или 15 дней – при подписании договора с СМП).
  5. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам.
  6. Гарантийные обязательства.
  7. Сроки поставки.
  8. Требования к состоянию товара (новый).
  9. График выполнения работ.
  10. Требование о привлечении подрядчиков из числа СМП.
  11. Право на односторонний отказ от контракта.
  12. Срок действия контракта.
  13. Сведения о сумме и требованиях к обеспечению исполнения контракта, а также порядке его возврата.

В контакте также прописываются обязанности сторон и ответственность заказчика и поставщика за их неисполнение. Такая ответственность может иметь форму штрафов за неисполнение требований и пени за просрочку в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В ЕИС представлены шаблоны типовых контрактов по разным товарам, работам и услугам, которые следует применять заказчикам в закупочной деятельности.

Заказчик обязан потребовать внесения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Его размер устанавливается, как 5-30% от НМЦК, или в сумме предусмотренного авансирования. Участник закупки может внести его в виде банковской гарантии или в денежном виде (в последнем случае средства перечисляются на спецсчет).

Обеспечение вносится до подписания контракта поставщиком. Если он не уложится в отведенные ему сроки, то сведения о поставщике направляются в РНП, так как отсутствие обеспечения приравнивается к уклонению от подписания контракта.

Если контракт содержит ошибки или противоречит тому документу, который входил в состав закупочной документации, то поставщик вправе направить в адрес заказчика протокол разногласий. Заказчик может учесть замечания или направить мотивированный отказ от подписания контракта.

Заказчик всегда подписывает контракт вторым – после того, как это сделает поставщик, и после проверки предоставленного обеспечения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Конкурс на стройку

С 01.09.2020 г. строительные закупки исключаются из обязательного аукционного перечня (249-ФЗ от 31.07.2020 г.)

Заказчики смогут проводить строительные закупки как аукционом, так и конкурсом.

Из аукционного перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р, исключены:

  • здания и работы по возведению зданий
  • сооружения и строительные работы в области гражданского строительства
  • работы строительные специализированные (кроме кода 43.13)

Внесены В рамках статьи 112 возможно проведение конкурса при следующих условияхЕсли проводится:

открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и в описание объекта закупки включена проектная документация (п.8 ч.1 ст.ЗЗ 44-ФЗ)то в период с 1 сентября 2020 года до 1 января 2024 года заказчик вправе проводить конкурс

Особенности конкурса на стройку

  • В извещении и документации не указывается дата и время рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, дата подачи окончательных предложений (процедура направления не проводится)
  • Заказчик не устанавливает критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки
  • В первой части заявки достаточно представить только согласие с использованием программно аппаратных средств ЭП.

Из этого следует- когда есть документация о закупке в которой отражена проектная документация, то заказчик лишь получает согласие от участника закупки. Других документов в составе первых частей предоставлять не требуется.

Рассмотрение заявок

Не оформляется протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок

Заказчик не позднее следующего рабочего дня после окончания срока подачи заявок получает от ОЭП одновременно:

  • первые и вторые части заявок
  • предложения о цене контракта
  • аккредитационные документы участника

(ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ)

Окончательные предложения о цене контракта не подаются.

Далее, не позднее 5 рабочих дней со дня получения документов и информации комиссия заказчика:

  • рассматривает и оценивает заявки по критериям оценки, установленным в документации
  • оформляет протокол рассмотрения вторых частей заявок (по общим правилам)
  • не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения протокола рассмотрения и оценки вторых частей, оформляет итоговый протокол (по общим правилам)

Расторжение контрактов по 44-ФЗ

Планирование по 44-ФЗ

Электронные торговые площадки

Электронные закупки в рамках 44-ФЗ проводятся исключительно на электронных торговых площадок. Такая площадка должна пройти предварительную проверку со стороны Правительства и получить одобрение на проведение закупок в рамках контрактной системы.

Перечень операторов электронной торговой площадки для проведения закупок по 44-ФЗ был утвержден Правительством в Распоряжении от 2018 года №1447-р. Этот перечень можно найти здесь.

На сегодня в него вошли следующие площадки:

  1. АО «АГЗ РТ».
  2. АО «ЕЭТП».
  3. АО «РАД».
  4. АО «ЭТС».
  5. АО «ТЭК-Торг».
  6. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  7. ООО «РТС-тендер».
  8. ООО «ЭТП ГПБ».

Заказчик вправе выбрать подходящую ЭТП по своему усмотрению.

До начала 2020 года участники могли работать на ЭТП на основании аккредитации. При этом им приходилось регистрироваться на каждой площадке по отдельности. По новым правилам участники, которые не прошли регистрацию в ЕИС и не стали участниками реестра ЕРУЗ, не могут подавать участие в электронных торгах. После прохождения регистрации в ЕИС участникам предоставляется аккредитация на электронных площадках.

С 2018 года операторам электронных площадок разрешили взимать плату с победителя закупки, с которым подписывается контракт. Размер такой платы составляет 1% от НМЦК и не более 5000 р., а при подписании контракта с субъектом малого предпринимательства – до 2000 р. Сегодня бесплатных площадок уже не осталось: все они реализуют свое право на получение средств с участника электронной закупки.

Плата взимается только с победителя закупки. С лица, с которым подписывается контракт из-за уклонения победителя, комиссия не удерживается.

Осуществление закупки у единственного поставщика

На основании ч. 62 ст. 1 ФЗ №71 вносятся изменения в ст. 93 Закона о порядке осуществления закупки у единственного поставщика (далее — ЕП). Среди них:

  • в норму по закупкам у СМП и СОНКО включены суммы контрактов с ЕП;
  • акт об определении ЕП теперь содержит сведения о предмете закупки, предельных сроках исполнения контракта и обязательство по личному исполнению условий или с привлечением посредников;
  • с 12 апреля 2019 года при размещении информации о закупке с ЕП заказчик обязуется использовать типовые контракты по правилам специальной оценки труда (Приложение 1 Приказа Минтруда №834н) и обучению работодателей и работников по вопросам охраны труда (Приложение 3 Приказа Минтруда №834н);
  • при закупке у ЕП в сфере организации детского отдыха не предъявляются дополнительные требования;
  • предельный размер одной закупки увеличен до 300 тыс. рублей;
  • предельный размер заказа лекарств увеличен до 1 млн рублей;
  • отменяется извещение о закупке и обоснование выбора ЕП;
  • не требуется проведение внешней экспертизы.

Расширен перечень допустимых изменений в существенных условиях договора с ЕП по соглашению сторон (ч. 64 ст. 1 ФЗ №71). Допускается формирование специального инвестиционного контракта с организациями оборонно-промышленного комплекса.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий