Содержание
- 1 Преимущества для СОНКО и СМП
- 2 Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
- 3 Как определить цену контракта
- 4 Преимущества для СМП и СОНО
- 5 Как применяется
- 6 Какие преимущества и в каких случаях полагаются учреждениям уголовно-исполнительной системы при участии в закупках
- 7 Статьи ЗКС о преимуществах
- 8 Как предоставляются преференции льготным категориям
- 9 Кому и когда не предоставят льготы
- 10 Правовое регулирование преимуществ участников
Преимущества для СОНКО и СМП
Заказчик обязан закупать у СОНКО или СМП товары и услуги в размере не менее 15% от СГОЗ. В противном случае, заказчику грозит административная ответственность. Для того чтобы набрать положенный по закону объем закупок, заказчиками по 44-ФЗ проводятся специальные торги с преимуществами для СМП и СОНКО. В их числе:
- Закупки, которые проводятся исключительно среди субъектов малого бизнеса и НКО. Компании, не относящиеся к малому бизнесу, не вправе участвовать в таких закупках. Такие закупки могут проводиться в формате открытого или двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием, электронных аукционов, запросов предложений и котировок. При этом по вопросу НМЦК устанавливается определенное ограничение: минимальная цена не может быть более 20 млн р.
- Закупки, в которых организатор торгов может потребовать от победителя привлечения соисполнителей и субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (на основании ч. 5 ст. 30 44-ФЗ). При такой форме закупок заказчик может не учитывать лимит по закупкам среди СМП в 20 млн р.
Заказчик может распределить закупки среди СМП и СОНКО в произвольном порядке. Он также вправе обеспечить весь объем закупок за счет СМП и ничего не закупить у СОНКО. Главное, чтобы он соблюдал лимит по объему закупок в размере 15% от СГОЗ.
При закупках среди СМП и СОНКО данным участникам предоставляются и другие дополнительные преимущества:
- Более сжатые сроки для оплаты заказчиком поставленных товаров, проведенных работ и оказанных услуг (на основании ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Они должны получить денежные средства не позднее 15 рабочих дней после подписания приемочного акта с организатором торгов. В стандартной закупке (не среди СМП или СОНКО) эти сроки составляют 30 календарных дней. По таким контрактам не должны быть начислены штрафы и пени, а суммарная стоимость таких контрактов не может быть менее НМЦК по закупочному извещению (на основании ст. 96 44-ФЗ).
- Льготы при внесении обеспечения исполнения контракта. Такие компании вносят обеспечение исполнения контракта, которое рассчитывается на основании цены контракта, а не НМЦК. Они могут получить право на невнесение суммы обеспечения, если подтвердят свою добросовестность документально. В этих целях компании из числа СМП должны предъявить выписку из реестра контрактов, которая указывает на их опыт в реализации как минимум 3 подобных договоров за последние 3 года.
- Льготный размер платы за победу в электронной закупке в пользу ЭТП (не более 2000 р.).
- Сниженный размер штрафных санкций. Величина штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств по контракту устанавливается, как 1% от цены контракта или этапа, но в пределах 5 тыс. р. и не менее 1 тыс. р. (на основании Постановления Правительства №1042 от 2017 года). При проведении закупок на общих основаниях размер штрафных санкций значительно больше.
Заказчикам по ст. 7.30 КоАП грозит административная ответственность за несоблюдение положенных нормативов по объему закупок у СМП. На основании ч. 11 указанной статьи такое нарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере 50 тыс. р.
Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
1. Предложение первое пункта 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 6, ст. 702), изложить в следующей редакции: «Отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
2. Внести в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 34, ст. 3680; 2011, № 22, ст. 3168; 2016, № 1, ст. 244), следующие изменения:
а) подпункт «д» пункта 2 после слов «иное оборудование» дополнить словами «, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее — оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения)»;
б) подпункт «в» пункта 10 дополнить словами «, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения»;
в) подпункт «в» пункта 24 после слов «иного оборудования» дополнить словами «, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения».
3. В постановлении Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»:
а) минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный указанным постановлением, дополнить пунктами 29 и 30 следующего содержания:
«29. Проверка состояния и при необходимости выполнение работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома.
30. Работы и услуги, предусмотренные разделами I и II настоящего перечня, которые могут повлиять на обеспечение условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома, выполняются с учетом обеспечения такого доступа.»;
б) подпункт «а» пункта 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных указанным постановлением, дополнить словами «, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома».
Как определить цену контракта
Если в победило учреждение и предприятие УИС или организация инвалидов, то контракт нужно заключить по предложенной ими цене с учетом преимущества. Однако она не должна быть выше начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), указанной в извещении о закупке.
Такой порядок устанавливают часть 2 статьи 28, часть 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ, пункты 3–5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341.
Пример расчета цены контракта, если победителем закупки признано учреждение УИС. Цена контракта с учетом преимущества ниже НМЦК
Бюджетное учреждение «Альфа» проводит закупку деревянных кроватей за счет средств субсидии на госзадание. Начальная (максимальная) цена контракта – 46 000 руб.
Закупаемый товар (деревянные кровати) входят в перечень объектов, по которым надо предоставлять преимущество учреждениям УИС.
В ходе аукциона цена была снижена на 20 процентов и составила 36 800 руб. Победителем признано учреждение УИС.
Оно при подаче заявки на участие заявило требование о предоставлении преимуществ.
Заказчик принял во внимание это требование. При заключении контракта с победителем он увеличил итоговую цену контракта на 15 процентов:. 36 800 руб. + 36 800 руб. × 15% = 42 320 руб
36 800 руб. + 36 800 руб. × 15% = 42 320 руб.
Пример расчета цены контракта, если победителем закупки признана организация инвалидов. Цена контракта с учетом преимущества выше НМЦК
Бюджетное учреждение «Альфа» проводит закупку светильников за счет средств субсидии на госзадание. Начальная (максимальная) цена контракта – 38 000 руб.
Закупаемый товар (светильники) входят в перечень объектов, по которым надо предоставлять преимущество организациям инвалидов.
В ходе проведения аукциона цена была снижена на 10 процентов и составила 34 200 руб. Победителем признана организация инвалидов. При подаче заявки на участие она заявляла требование о предоставлении преимуществ.
Заказчик принял во внимание это требование. При заключении контракта с победителем он рассчитал итоговую цену контракта так:. 34 200 руб. + 34 200 руб. × 15% = 39 330 руб
34 200 руб. + 34 200 руб. × 15% = 39 330 руб.
Преимущества для СМП и СОНО
Как применяется
Сведения о предоставлении преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы должны быть включены заказчиком в конкурсную документацию и извещение о проводимой закупке либо в иной документ в зависимости от типа закупки: документа о проведении аукциона, запроса цен, запроса предложений, запроса котировок и пр.
Если такие преимущества установлены, то принадлежность компании к уголовно-исправительной системе потребуется подтвердить документально. Требование о подтверждении права на преимущества в закупке прописывается в конкурсной документации.
В качестве такого документа выступает декларация. В ней участник закупки в произвольной форме указывает на то, что он соответствует требованиям ст. 28 для предоставления преимуществ. Заказчик не вправе требовать предоставления иных документов от исполнителя (этой позиции придерживается ФАС в письме от 2014 года №АЦ 37971 14).
Отличием новой версии 44-ФЗ, регулирующего госзакупки, от ранее действовавшего 94-ФЗ в том, что раньше заказчик устанавливал такие преимущества по своему усмотрению. Теперь же, если объект закупки входит в утвержденный перечень, заказчик обязан предусмотреть преимущества.
Список товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 2014 г. N649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта» и дополнен постановлением Правительства РФ от 2016 года №724. В частности, в указанный список входят молоко, сметана, водоросли, электромясорубки, яйца, ножи, водонагреватели, кипятильники, тумбы, кровати, холодильное оборудование, электронагреватели, уголь, кормовые культуры, сыры и пр.
Согласно письму Минэкономразвития от 2017 года №Д28и-1330, в процессе установления преимущества заказчик должен руководствоваться названием объекта закупки из списка. Дело в том, что в последние годы изменился классификатор товаров ОКПД-2, и в перечне Правительства еще указаны старые коды (например, по коду сметаны сейчас проходит ацидофилин).
Если в закупке есть товары из утвержденного перечня, а также не входящие в него, то преимущества не устанавливаются.
При буквальном прочтении ст. 28 получается, что преимущество не должно превышать лимит в 15%, и ничто не мешает государственному заказчику установить его на уровне менее 1%, что практически никак не повлияет на выбор поставщика. Но согласно рекомендательному письму Минэкономразвития от 2014 года № Д28и-2197, преимущество для льготных организаций должно составлять именно 15%. Поэтому для избегания споров заказчикам рекомендовано прописывать преимущество в части цены контракта как 15%.
Как на практике применяется указанное ценовое преимущество? Учреждение уголовно-исправительной системы может требовать о предоставлении ему привилегии перед подписанием контракта, но полученная цена не должна превышать НМЦК.
Например, заказчиком в извещении на проведение запроса предложений были прописаны преимущества для учреждений (предприятий) уголовно-исполнительной системы в размере 15% от цены контракта.
Начальная цена контракта была установлена в размере 100 тыс. р. Предложение победителя из числа учреждений уголовно-исполнительной системы составило 95 тыс. р. С учетом преимуществ цена контракта получится (95000 + 95000*15%)=109250 р. Значение превысило НМЦК, поэтому контракт будет заключен с ценой 100 тыс. р.
Данное преимущество предоставляется учреждениям, если с ними заключается контракт из-за уклонения победителя от подписания договора.
Помимо этого, из-за того, что учреждения уголовно-исправительной системы относятся к казенным предприятиям, то от них не могут требовать внесения обеспечения по контракту.
Какие преимущества и в каких случаях полагаются учреждениям уголовно-исполнительной системы при участии в закупках
Перечень учреждений, которые входят по российскому законодательству в уголовно-исполнительную систему, приведены в ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса. Сюда относят:
- уголовно-исполнительные инспекции;
- арестные дома;
- исправительные центры;
- колонии поселения и воспитательные колонии;
- лечебно-исправительные учреждения;
- исправительные колонии общего и особого режима;
- тюрьмы;
- колонии особого режима.
Также Перечень учреждений из УИС был установлен Постановлением Правительства от 2000 года №89. Согласно ст. 5 Закона №5473, в УИС также входят СИЗО, научно-исследовательские, медицинские, образовательные и проектные организации, которые обеспечивают деятельность уголовных учреждений.
Преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень Постановления Правительства №649 от 2014 года.
В 2016 году указанный перечень был дополнен Постановлением Правительства №724. В него вошли молоко, водоросли, сметана, сыры, холодильники, электронагреватели, уголь, ножи и пр. товары.
Информация о преференциях компаниям из числа УИС прописывается в закупочной документации и размещается в открытом доступе в ЕИС.
Суть предоставляемых преимуществ по ст. 28 44-ФЗ прописана в ч. 2 указанной статьи. Здесь сказано, что при победе в торгах учреждения из числа УИС по требованию победителя цена заключаемого с ним контракта увеличивается до 15%. При этом она не должна превысить значения НМЦК.
Если буквально трактовать положения ст. 28 44-ФЗ, можно сделать вывод, что заказчик может предоставить участнику любые ценовые преимущества, главное, чтобы они находились в пределах 15%. Так, ранее в профессиональной среде бытовало мнение, что размер таких преимуществ мог составлять и 0,5% от цены контракта.
Но, согласно поясняющему письму Минэкономразвития №Д28и-2197 от 2014 года, преимущества предоставляются в фиксированном размере: как 15% от предложенной учреждениями УИС цены контракта.
Согласно разъясняющему письму Минэконоразвития от 2017 года №Д28и-1330, при установлении преимуществ заказчику следует руководствоваться наименованием объекта закупки из перечня, а не кодом. Дело в том, что в последние годы коды ОКПД-2 поменялись, и они могут не соответствовать наименованию.
В случае если в закупке представлены товары из указанного перечня и не входящие в него, то преимущества не предоставляются. Но заказчикам рекомендовано разбивать такие закупки на несколько. Дело в том, что если в перечне есть товары, в отношении которых преимущества не устанавливаются, заказчик нарушает требования о предоставлении преференций для отдельных товаров из перечня Постановления Правительства.
Также заказчику не стоит одновременно устанавливать преимущества для УИС и ОИ по ст. 28, 29 и ст. 30 44-ФЗ для СМП. Связано это с тем, что учреждения уголовно-исправительной системы по своей сути не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства и не вправе принимать участие в такого рода закупках. Устанавливая такие условия, заказчик ограничивает конкуренцию.
Статьи ЗКС о преимуществах
Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28–30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:
- уголовно-исполнительной системы (УИС).
- инвалидов (ОИ).
- малого предпринимательства (СМП).
- социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).
За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.
Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.
При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:
- конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
- аукционов;
- запросов котировок и предложений.
На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.
При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.
Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).
Как предоставляются преференции льготным категориям
Преимущества для ОИ и УИС
Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.
В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.
Структура ОКПД2
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные» | ||||||
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие» | ||||||
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» | ||||||
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства» | ||||||
13.92.12 Вид «Белье постельное» | ||||||
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей» | ||||||
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей» |
Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.
Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов | |
Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы
Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта |
Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается |
Преимущество организациям инвалидов
Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере 15% от цены, предложенной организацией инвалидов, признанной победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта |
Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается |
Как участники подтверждают свою принадлежность к конкретной категории
Чтобы воспользоваться преимуществом, участник должен относиться к категории УИС или ОИ. Это должно быть подтверждено документально. Способ подтверждения зависит от того, каким методом осуществляется закупка:
- Если это конкурс в электронной форме, электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме, то участник должен представить документы (их копии), которые подтвердят право на получение соответствующих преимуществ.
- Если проводится электронный запрос котировок, то участник предоставляет декларацию в электронной форме, которая формируется при помощи средств ЭТП.
Действия заказчика при победе льготника
Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.
Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.
Цена контракта
Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.
Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:
Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ
Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.
Кому и когда не предоставят льготы
Льготы не будут предоставлены при проведении закупочных процедур в следующих случаях:
- если закупочная процедура проводится с указанием нескольких предметов закупки, хотя бы один из которых не включен в специальный перечень для конкретного типа льготных категорий участников закупочных мероприятий (например, для УИС в установленном перечне содержится молоко, но если в закупке указано, что закупаются молоко и сливки, то о льготах не может быть речи, так как сливки в перечень не включены);
- если закупка проводится путем заключения контракта с единственным поставщиком, в том числе при использовании единого агрегатора торговли;
- остальным видам участников закупок, если к участию в такой закупке допускается широкий круг лиц;
- если участвуют льготные категории участников закупок, но заказчик в конкретной закупке не установил возможность получения преимущества представителями льготной категории по причине того, что закупаются не входящие в специальные перечни товары.
Также льготы не будут предоставлены, если потенциальный исполнитель по контракту не подтвердит свое право на получение таковых.
Правовое регулирование преимуществ участников
Преимущество заключается в увеличении суммарной цены контракта на 15%, но не выше начальной максимальной цены. При отказе победителя от заключения контракта на данное преимущество имеет право обладатель заявки на конкурс, которой был присвоен второй номер, или предложившее такую же цену в электронном аукционе лицо.
Процедура получения преимущества описывается:
- в – для пенитенциарных учреждений;
- в – для организаций инвалидов.
Сведения о преимуществах, положенных, согласно ст. 28, 29 закона 44-ФЗ, должны быть указаны в закупочной документации и опубликованы в ЕИС заказчиком.