Фз №79 от 27.07.2004 «о государственной гражданской службе российской федерации»: изменения для 2019 года

Краткое содержание

Рассматриваемый нормативный акт состоит из 74 статей, объединенных в 17 глав. Они и определяют основополагающие аспекты, связанные с этой деятельностью:

  1. Основные положения.

Глава 1 федерального закона вводит базовые термины, используемые в документе, и принципы службы, среди которых (ст. 4):

  • права и свободы граждан имеют высший приоритет;
  • гражданская служба в федеральных и региональных органах власти имеет единые организационные и правовые основы;
  • равный доступ к службе;
  • открытость информации о деятельности государственных служащих.

Глава 2 посвящена определению соответствующих должностей, реестров и чинов. Раздел 3 конкретизирует правовое положение лица, являющегося гражданским служащим, в том числе регламентируя его права (ст. 14) и обязанности (ст. 15).

  1. Порядок поступления на службу и ее прекращение.

Ст. 21 устанавливает, что поступить на службу могут дееспособные, совершеннолетние граждане РФ, которые в полной мере владеют языком государства и соответствуют квалификационным требованиям.

Кроме этого, раздел 5 полностью посвящен служебному контракту – документу, закрепляющему права и обязанности госслужащего и гос. органа, в том числе порядку его заключения, форме, содержанию, внесению в него изменений.

Глава 6 содержит основания для прекращения действия контракта, среди них могут быть:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока действия контракта;
  • инициатива госслужащего;
  • инициатива представителя госоргана;
  • обстоятельства форс-мажорного характера;
  • нарушение правил и порядка заключения контракта;
  • выход госслужащего из гражданства РФ.
  1. Прохождение гражданской службы.

Глава 8 закона определяет служебное время и период отдыха. Так, нормальная продолжительность времени работы госслужащего – 40 часов в неделю. Ему также полагается основной отпуск (30 дней) и дополнительный, срок которого зависит от выслуги.

Кроме этого, в рамках разделов, устанавливающих порядок прохождения службы, рассматриваются вопросы, связанные с аттестацией чиновников (гл. 9), оплатой их труда (гл. 10), гос. гарантиями (гл. 11), служебной дисциплиной (гл. 12), формированием кадрового резерва (гл. 13).

  1. Заключительные положения.

Глава 14 регулирует финансирование этого вида деятельности. Так, ст. 65 гласит, что оно осуществляется как за счет федерального бюджета, так и из казны регионов.

Глава 15 определяет порядок надзора за соблюдением действующих правовых норм гос. служащими.

16 глава вводит понятие индивидуального служебного спора. Под последним следует понимать разногласия, возникшие между госслужащим и представителем нанимателя по вопросам, связанным с применением законодательства о гражданской службе и положений служебного контракта. Рассматриваются споры соответствующей внутриведомственной комиссией или судом.

Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.

Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) — в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, — в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Федерального закона.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Тексты ФЗ 79 о государственной гражданской службе, последняя редакция с комментариями

Скачать и распечатать нормативный акт в последней редакции можно здесь. Если гражданин не понятен смысл отдельных положений ФЗ-79, то ему следует читать комментарий к нормативному документу или обратиться за помощью к юристам.

. ⇐

А вот тут скачивайте комментарии. ⇐

О последних изменениях, что регулировалось, и когда изменения и закон вступили в силу

Последние изменения в ФЗ-79 были внесены законом № 423-ФЗ, принятым 28.12.2017 г. В новой редакции была изложена статья номер 44. Теперь кадровая работа должна вестись с использованием государственных информационных систем.

Суть таких систем кратко раскрывается в новой статье № 44.1. Это базы данных, необходимые для информационного обеспечения работы гос. органов на местном и федеральном уровнях. Подробно юридические аспекты работы систем описаны в постановлении Правительства № 227 от 05.03.2018 г.

Дополнения начали действовать с 1 января 2018 года.

ФЗ-79 – комплексный документ, регламентирующий работу граждан в органах власти. Нормами предусмотрены повышенные требования к служащим, определены дополнительные гарантии.

Общие положения о госслужбе

В общих положениях рассматриваемого ФЗ содержится 7 статей. Именно эти начальные статьи выступают основой всего нормативного акта, заключая в себе всю основную суть, необходимую для общего понимания закона, его особенностей и практического применения.

Указанные основные статьи закона содержат в себе:

  • все основные термины, используемые в законе для удобства понимания его положений и всех нюансов;
  • установление сферы отношений, которые выступают предметом, регулируемым данным актом;
  • официально определяется понятие гос. гражданской службы РФ (обозначаются ее главные направления);
  • определены все принципы, на которых основывается служба (соблюдение прав, стабильность, взаимодействие и т. д.);
  • определяется список законодательных актов РФ, на основе которых регулируется сфера отношений, непосредственно касающаяся гос. службы;
  • отмечается взаимосвязь служб (гражданской, государственной и прочих видов);
  • указывается перечень основных аспектов взаимосвязи служб (гражданской и муниципальной).

Все эти вопросы создают фундаментальную базу в построении нормативного документа, отражая ключевые моменты. Подобное «вступление» обеспечивает полное юридическое понимание нормативного документа и особенностей его применения в законодательной системе.

Внимание! Узнайте подробности здесь

Какие изменения коснулись запретов, связанных с государственной службой

Теперь служащий может принимать участие в собраниях садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов. Такие поправки потребовались в связи с принятием Закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд».

Те служащие, которые имеют в собственности садовые или огородные земельные участки, смогут принимать участие в собраниях собственников. Исключение этого права из числа запретов связано с необходимостью управлять своим и общим имуществом садоводства или огородничества.

Участие госслужащего в собраниях товарищества необходимо, чтобы он мог участвовать в обсуждении важных вопросов:

  • по обеспечению участков водой и электричеством, по заключению договоров на вывоз мусора, обеспечению пожарной безопасности на территории садоводства или огородничества;
  • по взаимодействию с государственными и муниципальными органами с целью защиты своих прав и законных интересов;
  • по освоению земельных участков в границах садоводства или огородничества.

Современный период

На сегодняшний день государственная гражданская служба – это деятельность профессионального характера по реализации полномочий федеральных государственных органов, а также труд тех лиц, которые фактически замещают федеральные государственные должности. Виды должностей, считающиеся гражданской службой, регламентированы положениями Конституции РФ.

Если говорить простым языком, то гражданская служба – это деятельность, не связанная с правоохранительными или оборонными сферами, направленная на реализацию функций органов страны. Иными словами, суть гражданской службы заключается в том, что посредством неё осуществляется аппаратное управление страной. Этот вид госдеятельности имеет законодательное регулирование, о чём пойдёт речь далее в статье.

Последняя редакция ФЗ-79

Последние изменения в законе №79 произошли в июле 2017 г.

Изменения коснулись следующих моментов, связанных с гос. службой:

  • В ряде пунктов используемую фразу «дополнительное проф. образование» заменили на «профессиональное развитие»;
  • Статьи 62-63 были изложены в обновленной редакции.

Статья 62 раскрывает вопрос проф. развития служащего как неотъемлемой и обязательной составляющей гос. службы. Без надлежащего развития, закрепляющего профессиональные качества сотрудника, невозможно полноценное несение службы и выполнение функциональных обязанностей на стабильно высоком уровне.

Нужно понимать! Суть данного процесса – поддержание квалификационного уровня и его повышение посредством доп. образования.

Еще один вариант развития заключается в участии служащих в проф. мероприятиях. Обычно они организовываются по инициативе нанимателя, по факту получения результатов аттестации, из-за перевода специалиста на другую должность и при первоначальном повышении до уровня специалиста (руководителя).

Организовываются такого рода мероприятия, основываясь на гос. заказах (заданиях), и финансируются органами, где трудоустроен служащий. Иногда мероприятия организовывают за рубежом. Для участия в них специалиста могут отрывать от выполнения его обязанностей (к примеру, с оформлением командировки).

Процедура получения доп. профессионального образования заключается в переподготовке и повышении квалификационного уровня. Это уполномочены проводить образовательные учреждения профильного направления, где имеются подходящие программы.

В соответствии со статьей 63 Закона, гос. заказ на мероприятия, направленные на проф. развитие служащих, состоит в:

  • получении специалистами доп. образования (в т. ч. за рубежом);
  • других направлений мероприятий, целью которых является проф. развитие служащих.

Составляются заказы, основываясь на поступающих от гос. организаций заявок. В расчет берутся их функции, имеющиеся специализации и уровень проф. образования специалистов. Утверждается заказ (с объемом и структурой) на уровне Правительства.

Посмотрите видео. Понятие «государственная служба»:

Классные чины для гражданских служащих

Согласно ФЗ №99 от 01.05.2019, который вступит в силу в августе 2019 года, будет изменена статья №11 ФЗ №79 от 27.07.2004: речь в ней теперь будет идти не только о классных чинах гражданской службы, а также о классных чинах юстиции и дипломатических рангах.

Так, федеральный гражданский служащий может получить классный чин госслужбы РФ (Администрация Президента, Правительство РФ, Госдума, Совет Федерации и т. д.), классный чин юстиции (сотрудники Министерства юстиции, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.) или дипломатический ранг (сотрудники Министерства иностранных дел, консульских учреждений РФ). Служащим, занятым на территории субъектов РФ, присваиваются классные чины этих субъектов.

Классные чины гражданской службы РФ назначаются госслужащим, которые занимают должности, не предусматривающие назначение классных чинов юстиции или дипломатических рангов.

Классные чины юстиции назначаются госслужащим, работающим в федеральных и территориальных органах и аппаратах федеральных судов, которые определены Президентом РФ. Для работы на этих должностях требуется юридическое образование. А дипломатические ранги назначаются госслужащим, согласно ФЗ №205 от 27.07.2010.

Классные чины назначаются госслужащим в индивидуальном порядке, соблюдая последовательность, основываясь на профессиональном уровне служащего, продолжительности работы в предыдущем чине и на должности в целом.

  • действительный госсоветник РФ 1-3 классов;
  • действительный госсоветник юстиции РФ 1-3 классов.

В органах исполнительной власти федерального уровня такие чины, как госсоветник 1-3 классов, назначаются Правительством РФ, в иных случаях это является обязанностью руководителя организации. Чины, которые положены служащим ведущих, старших и младших должностей, также назначаются руководителями соответствующих организаций.

Классные чины присваиваются на основании результатов квалификационных экзаменов, за исключением таких должностей, как:

  • руководители высшей группы;
  • помощники или советники, назначенные Президентом РФ;
  • служащие высшей и главной групп, назначенные Правительством РФ.

Квалификационный экзамен проводится в течение трех месяцев с момента написания служащим заявления на повышение чина (изменится статья №49 ФЗ №79 от 27.07.2004).

Чины назначаются на основании Указа Президента РФ №113 от 01.02.2005. За особые достижения в службе госслужащие могут получить чины в качестве награды по иной схеме:

  1. Чин выше до истечения необходимого срока службы в текущем чине (не ранее, чем через полгода работы), но не выше чина, которой соответствует занимаемой должности.
  2. Чин на одну ступень выше положенного при истечении необходимого срока работы в текущем чине.

Порядок назначения и формирования чинов гражданской службы высших должностей, их соотношения со званиями и должностями устанавливаются на основании указов Президента РФ, для органов федеральной исполнительной власти эту работу выполняет Правительство РФ, для иных случаев издается акт конкретного госоргана, а в субъектах РФ — закон данного субъекта. Порядок назначения и формирования чинов юстиции, их соотношения со званиями и должностями устанавливаются на основании указов Президента РФ.

Последняя редакция ФЗ 79 о госслужбе

В июле 2017 года были приняты и одобрены поправки к ФЗ 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Изменения, отраженные в ФЗ 79 о госслужбе:

  • Во множестве пунктов словосочетание «дополнительное профессиональное образование» было заменено «профессиональным развитием»;
  • Статья 62 о профессиональном развитии гражданского служащего и статья 63 о госзаказе на мероприятия по профессиональному развитию были изложены в новой редакции.

Основные положения ст. 62 ФЗ 79 перечислены ниже.

Профессиональное развитие — неотъемлемая и обязательная сфера государственной службы. Без развития, происходящего в течение всей службы, невозможно надлежащее выполнение должностных обязанностей.

Суть его заключается в постоянном поддержании и повышении собственной квалификации путем получения дополнительного профильного образования.

Другим вариантом развития является участие в профессиональных мероприятиях, которое может принято: по решению нанимателя, результатам аттестации, ввиду перевода служащего на иную должность и повышения в категорию специалистов или руководителей, если имеет место быть впервые.

Проводятся подобные мероприятия на основании государственных заказов и заданий, за счет органа, принявшего служащего на работу. Подобные мероприятия также могут проводиться за границей.

Могут проводиться без отрыва от выполнения должностных обязанностей и с отрывом от них (если речь идет, к примеру, о командировке).

Дополнительное профессиональное образование содержит в себе такие аспекты, как переподготовка и повышение квалификации, которые проводятся в профильных образовательных учреждениях, в которых есть соответствующие программы, в том числе основанные на государственном образовательном сертификате.

Основные положения ст. 63 ФЗ 79. Государственный заказ на мероприятия по профессиональному развитию госслужащих включает в себя согласно 79 ФЗ:

  • получение дополнительного образования, в том числе за пределами РФ;
  • иные мероприятия по профразвитию.

Составление данного заказа проводится на основе заявок различных госучреждений с учетом их функций и специализаций, а также текущего уровня профильного образования сотрудников. Утверждается Правительством России.

Скачать ФЗ 79

Итак, гражданам, а в особенности — молодым специалистам, желающим поступить на государственную службу, необходимо в обязательном порядке ознакомиться с 79 фз о государственной гражданской службе российской федерации в последней редакции, чтобы иметь представление о всех ее преимуществах и возможных недостатках. Необходимо понимать, что госслужба, будучи крайне перспективной в плане профессионального развития и дохода сферой, сопровождается также значительными нагрузками и большой ответственностью.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

Изменения в ФЗ

С начала 2017 закон существенно изменился.

Сейчас выдвигаются более высокие требования к квалификационному уровню служащих (и муниципальных и государственных).

Претенденты на высокую должность: руководитель, советник, специалист (высшая/основная группа) должны быть с высшим образованием (начиная от магистратуры).

Изменения не относятся к лицам, поступившим на гос. службу ранее вступления их в силу. Также этот момент не касается граждан, получивших образование до 29.08.96 г.

Требования относительно квалификации должны быть сопоставимыми с должностью. От всех сотрудников требуется надлежащая профессиональная подготовка, наличие знаний, которые позволят качественно выполнять служебные обязанности.

Некоторым специалистам отдают предпочтения в виду их специальной подготовки – они изначально готовятся как служащие, подходящие для конкретной должности в гос. органе.

Закон дублирует обычную трудовую норму – минимальный срок оплачиваемого работодателем отпуска составляет 28 дней (календарных).

Минимальный период пребывания в отпуске – две недели. Отдых переносится на следующий год по желанию служащего и после написания им соответствующего заявления.

Новая редакция закона подверглась таким изменениям (доработкам):

Ст. 7

Ранее используемая в п. 1 статьи фраза «…к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы» была откорректирована. Теперь в данном пункте фигурирует такая фраза: «…для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы».

Ст. 12

Суть поправок в статье сводится к следующему.

Важно! Для занятия должности в гос. органах необходимо соответствующее образование, уровень и направление подготовки, трудовой стаж

С учетом категории должности выдвигаются конкретные условия к квалификации замещающего специалиста.

Ст. 16

В этой статье был дополнен пункт 12 (по части 1). Исходя из изменений, сведения, которые обязательны для представления по ст. 20.2, допускается не обозначать.

Ст. 17

В соответствии с частью 1.1 статьи для гос. служащего, его жены (мужа), а также несовершеннолетних детей вводится запрет на открытие и наличие счетов (вкладов) в банках вне пределов России.

Ст. 20

Изменения затронули и третью главу закона.

Обратите внимание! В ней рассказывается, что у каждого служащего есть возможность использовать интернет для передачи персональных сведений в целях дальнейшей идентификации. Этой возможностью может воспользоваться:

Этой возможностью может воспользоваться:

  • Граждане, желающие устроиться на работу в гос. орган. Личные данные о себе им следует предоставить за период трех лет, предшествующих моменту трудоустройства;
  • Предъявлять такую информацию служащий может 1 раз в год. Как исключение могут рассматриваться обстоятельства, когда такие действия совершаются для выполнения функциональных обязанностей.

В соответствии с законом лица, представляющие интересы нанимателя, взаимодействуя с уполномоченными органами (в т. ч. гражданскими) могут обрабатывать информацию, размещенную потенциальными претендентами на должность. У работников также есть право проверять то, насколько полно предоставлены сведения.

Ст. 22

Первая часть претерпела некоторые изменения. Заменена фраза: «к должности гражданской службы», на «для замещения должности гражданской службы». Также заменены слова: «профессионального образования», на «его специальности, направления подготовки».

Новые законы с 1 января 2019 года.

Правовое положение служащего государственной гражданской службы

Целая третья глава посвящена урегулированию статуса гражданского служащего.

Именно здесь раскрываются основные моменты этой деятельности:

  • устанавливается основное понятие «гражданского служащего»;
  • приводится перечень прав и обязанностей;
  • определяются ограничения для граждан по гражданской службе (какие обстоятельства не позволяют находиться на службе);
  • приводится перечень запретов (что запрещено служащему в связи с нахождением его на должности);
  • устанавливаются рамки поведения служащего;
  • освещаются особенности урегулирования «конфликта интересов»;
  • передача данных о получаемых служащим доходах, его имуществе и имущественных обязательствах.

Именно в этой главе урегулированы основные аспекты деятельности гос. служащего.

Как составить жалобу на неправомерные действия должностного лица?

Изменения в заключении договора о целевом обучении

Из статей ФЗ №79 исключена формулировка «договор о целевом приеме». Законодатель оставил только понятие «договор о целевом обучении». Изменение этого понятия связано с внесением ряда поправок в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Заключение договоров о целевом обучении является одним из направлений кадровой работы. Это помогает формировать будущий кадровый состав для замещения должностей гражданской службы.

Смысл целевого обучения заключается в подготовке молодых кадров, которые после окончания образовательного учреждения пойдут на работу в конкретное место. Учебный процесс заранее подразумевает подготовку студента на определенную специальность.

Допустим, студент-целевик, который хочет в будущем стать следователем Следственного комитета, будет изучать юриспруденцию именно под уголовно-правовым направлением, не растрачивая силы на международное или патентное право.

До 1 января 2019 года абитуриент собирал пакет документов для заключения договора о целевом приеме. После заключения договора студенту было обеспечено место в образовательной организации. В законе не было четко регламентировано, какие обязанности должны соблюдать стороны по договору. Таким образом, студент мог бросить обучение или не отработать свое обучение. Каких-либо конкретных механизмов возврата потраченных на обучение средств не было.

Абитуриентам было проще поступить в ВУЗ: и конкуренции не было, и проходной балл был ниже. Изменение понятия «целевого приема» на «целевое обучение» и внесение изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» направлено на исключение коррупционного фактора и установление прав и обязанностей сторон по договору о целевом обучении.

Закон уточняет существенные условия договора о целевом обучении: обязательства организации-заказчика и обязательства студента.

Заказчик должен будет оказывать материальную помощь студенту, предоставлять или оплачивать жилье на период обучения, а студент должен усваивать образовательную программу на должном уровне и отработать по полученной профессии не менее трех лет.

Все отношения между заказчиком и студентом будут регулироваться договором, который, помимо прочего, устанавливает и ответственность сторон за ненадлежащее исполнение своих обязательств.

В случае если заказчик не исполнит обязанность по трудоустройству студента, он будет обязан выплатить молодому специалисту компенсацию в размере трехкратного среднемесячного заработка. Если студент откажется работать по профессии, у него появится обязанность возместить расходы, потраченные организацией на его обучение.

Количество целевиков будет устанавливаться Постановлением Правительства РФ в зависимости от актуальности профессий и количества дефицитных специальностей по конкретным регионам.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий