Федеральный закон «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 n 89-фз ст 1 (ред. от 07.04.2020)

О мусорных контейнерах

Мусорные контейнеры должны быть расположены не ближе 100 метров от жилых домов. На одной площадке допускается одновременное размещение не более чем пяти контейнеров. Они могут быть как открытого, так и закрытого типа. В последнее время распространены именно закрытые контейнеры, код для открытия которых выдается жильцам дома, к которым и прикреплены мусорные контейнеры.

Статья 4 ФЗ 89

Данной статьей закрепляется важнейшее положение, которым регулируется правило переработки отходов. Отмечается, что отходы являются собственностью лиц, их фактически создавших.

Статья 11

Тут установлены правила, с помощью которых защищается экология в рамках переработки отходов от материалов, сырья, полуфабрикатов. Здесь в основу ложатся требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям, занимающимся переработкой.

Так, они должны отвечать требованиям федерального законодательства и постановлениям правительства, принимаемым в данной сфере.

Статья 12

В данной статье описываются требования, которые предъявляются к специальным местам складирования отходов. Сюда относятся различного рода полигоны, амбары и другие объекты. Они должны располагаться вдали от населенных пунктов. Складирование отходов должны происходить в порядке и по правилам, предусмотренным федеральным законодательством.

Статья 14

Здесь рассматривается порядок обращения с различными категориями отходов. В частности, речь ведется об материалах, относящихся к первой и последующей категориям опасности.

Как правило, отдельная переработка каждого класса регулируется отдельным постановлением правительства РФ.

Статья 15

Эта часть посвящена непосредственно лицам, имеющим доступ к переработке и транспортировке отходов различных классов опасности. Речь в данном случае идет о физических и юридических лицах. Установлены правила привлечения к ответственности конкретных должностных лиц в сфере нарушений по переработке отходов.

Статья 18

Эта статья носит абстрактный характер и закрепляет порядок правового регулирования  в сфере обращения отходов.
Так, например, указывается закон об охране окружающей среды и иные правовые акты, являющиеся важнейшими в данной сфере.

Статья 24

Данная статья является очень важной. Она предусматривает порядок экономического стимулирования деятельности организаций, которые занимаются переработкой и утилизацией

В качестве наиболее распространенных мер применяются налоговые льготы, предоставление бюджетных средств на развитие отрасли и др.

Статья 26

В этой статье закреплен порядок осуществления контроля в утилизационной сфере. Речь идет о производственном контроле, осуществляемом в рамках конкретной лицензированной организации.

Приоритеты государства в сфере обращения с отходами

В статье 3 Федерального Закона 89 содержится информация о приоритетах совершаемых работ, относящихся к отходам производства и потребления.

Основные принципы, по которым действует государство нашей страны в этом плане, заключаются в следующих положениях:

  1. Любое мероприятие, совершаемое в отношении отходов производства и потребления, должно совершаться под экологическим надзором, что обеспечивает охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей.
  2. Согласно федеральному закону, обеспечение взаимосвязи вопросов экономики и экологии способствует стабильному развитию общества.
  3. Использование современных технологий при проведении манипуляций с отходами.
  4. Необходима переработка запасов сырья, поскольку это помогает уменьшить количество отходного сырья.
  5. Экономическое регулирование способствует уменьшению количества мусора, а также включению его в хозяйственную деятельность.
  6. Доступность информации в допустимых федеральным законом пределах.
  7. Вопросы, относящиеся к отходам производства и потребления, должны решаться на международном уровне.

Исходя из Федерального Закона 89, последовательность расстановки приоритетов в этом направлении следующая:

  1. Первоначальные ресурсы следует использовать по максимуму.
  2. Проведение мероприятий по предотвращению накопления различных отходов производства и потребления.
  3. Общая масса отходного сырья и классы его вредности должны быть снижены после проведения определенной деятельности.
  4. Проведение обработки. После чего мусор необходимо обезвредить и уничтожить.

Статья 24.6. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами

1. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

2. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее — правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

3. Обращение с твердыми коммунальными отходами, являющимися отходами от использования товаров, осуществляется с учетом особенностей, установленных в статье 24.2 настоящего Федерального закона.

4. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.

6. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

7. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

8. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

9. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

10. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

11. Региональные операторы имеют право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1 — 14.4 настоящего Федерального закона для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.

О первой главе. Какие классы отходов по степени опасности выделяет закон?

Глава I ФЗ «Об отходах производства и потребления»  говорит об основных положениях. В ней даются основные определения, объясняется значение главных терминов. Так, например, разъясняется, что нужно понимать под «отходами производства и потребления». Такие отходы являются веществами, предметами, материалами, полученными в ходе производственного процесса, процесса потребления или оказания услуг, и подлежащие удалению.

В первой статье определяют также такие понятия, как хранение и накопление отходов. Изучив данные значения этих терминов, становится понятна разница между данными двумя понятиями. Хранение отходов подразумевает их перемещение для дальнейших утилизационных, обезвреживающих действий, а также для их захоронения  на специально отведенные места на время, большее 11 месяцев,  а накопление отходов – до 11 месяцев – т.е. это их временное помещение на специализированные площадки с такой же целью.

Первая статья формулирует определения и других терминов, связанных с процессами при манипуляциях с отходами. Статья определяет такое понятие, как сбор отходов – это (из ФЗ-89) их принятие от физических и/или юридических лиц для осуществления с ними дальнейших действий (переработки, перемещения, хранения и захоронения – совокупность последних двух действий составляет еще одно понятие – размещение отходов, и т.д.).

Ст. 2 ФЗ говорит о положениях государственного регулирования в области, касающейся разных осуществляемых действий с образующимися отходами. Регулирование при этом происходит согласно принципам рассматриваемого ФЗ, а также в соответствии с положениями других законов и правовых актов на уровне РФ, субъектов РФ и на муниципальном уровне.

Последний пункт первой главы включает в себя классификацию отходов, основанную на степенях их опасности для живых организмов и природной среды. Эта классификация состоит из:

  • I класса – крайне опасных;
  • II класса – высокоопасных;
  • III класса – умеренно опасных;
  • IV класса – малоопасных;
  • V класса – почти не опасных отходов.

Общие требования ФЗ 89 по обращению с отходами

Требования, относящиеся к тому, как нужно собирать, хранить и обрабатывать твёрдые бытовые отходы (ТБО) и производственные, изложены в третьей главе закона.

В обязанности юридических лиц входит создание паспортов для отходов, которые образуются в результате их деятельности. Это требование относится к мусору 1-4 классов опасности.

Сбор

Сбор отходов осуществляется в назначенных для этого местах. Вывоз региональным оператором с таких площадок производится на специальные места хранения.

Вывоз

Перемещение происходит в соответствии с оформленным паспортом отходов. Для перевозки применяют специально предназначенный для этой цели транспорт. Без его использования перевозить мусор, относящийся к 1-4 категории, не разрешается.

Транспорт, используемый при перевозке твёрдых коммунальных отходов (ТКО), должен быть специально предназначенным для таких целей и иметь на себе предусмотренные правилами обозначения. Во время перемещения необходимо иметь документы, в которых указана цель перевозки, количество мусора и место назначения.

Обработка для последующей утилизации

Мусору необходима обработка с целью извлечения полезных материалов. Если есть такая возможность, нужно организовать его применение в качестве сырья для производства товаров или материалов. То, что не используется, будет подлежать утилизации.

Накопление (хранение) отходов до 11 месяцев

Такое накопление может осуществляться на специально предназначенных для этого площадках. Хранение мусора происходит раздельным образом для различных типов отходов.

Обезвреживание

Для мусора, относящегося к 1-4 классам опасности, необходимо производить обработку, которая максимально снижает степень опасности.

Утилизация

Проведение утилизации операторами должно учитывать требования техники безопасности и соответствующих законов. Необходимо соблюдать нормативные акты об охране окружающей среды (ФЗ 7), об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия (ФЗ 52).

Захоронение

Запрещается проводить захоронение в следующих местах:

  • населённые пункты;
  • в зоны, предназначенные для отдыха или являющиеся рекреационными;
  • там, где обнаружены запасы полезных ископаемых и выполняются работы по их добыче.

Запрещается проводить захоронение бытового и производственного мусора на тех объектах, которые не включены в соответствующий реестр. Если предусмотрено, что из мусора должны быть извлечены полезные вещества, это надо сделать до того, как производить захоронение.

Последние поправки

Каждый нормативный акт, изданный в пределах территории современной Российской Федерации, регулярно проходит через процедуру актуализации его положений. Учитывая постоянно и стремительно меняющиеся социально-политические условия современного общества, данный процесс необходим для поддержания легитимности документа.

Последние поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89 внесены 28 декабря 2016 года. В качестве изменяющего документа использовался Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 486-ФЗ. Согласно статье 2 ФЗ 486, статья 29.1 закона об отходах дополняется:

  • Пунктом 3, гласящим, что договорённость между органами исполнительной власти и операторами регионов Российской федерации в отношении отходов должна быть оформлена не позднее 1 мая 2018 года;
  • Пунктом 4, определяющим, что предложения о едином тарифе на услуги регионального оператора предоставляются не позднее 1 июля 2018 года.

Указанные выше изменения действительны на период ноября 2017 года.

Важные положения Федерального закона № 89

В рамках изучения нормативно-правового акта об отходах производства и потребления рекомендуется обратить внимание на содержание следующих статей:

  • Ст. 11 — Определяет нормативы эксплуатации строений, связанных с обращением отходов. Юридические лица, при использовании подобных объектов обязаны:
    • Разрабатывать стратегию по уменьшению количества свободного утиля и вредного воздействия такового на окружающую среду;
    • Вносить установленную действительным законодательством Российской Федерации плату в случае, если урон окружающей среде, всё-таки, был нанесён;
    • Внедрять экологические и малоотходные технологии;
    • Инвентаризировать получившийся производственный утиль;
    • Следить за состоянием окружающей среды;
    • Соблюдать иные правила, предписанные рассматриваемым законом об обращении с отходами;
  • Ст. 12 — Устанавливает требования местам размещения средств, подлежащих утилизации или переработке, полученных в итоге производства и потребления. В частности указывается запрет на хранение таковых в пределах населённых пунктов;
  • Ст. 14 — Определяет требования по обращению с производственными издержками всех классов опасности;
  • Ст. 15 — Устанавливает требования к лицам, на которых возлагаются обязательства по перевозке, переработке и упразднению излишков производства. В частности указывается, что данные лица обязуются предоставлять документы, свидетельствующие о соответствующей квалификации;
  • Ст. 18 — Определяет уровень нормирования;
  • Ст. 24 — Устанавливает меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, а именно:
    • Понижение финансовых выплат за причинение вреда окружающей среде в случае, если юридическим лицом установлены технологии, обеспечивающие минимальное количество утиля;
    • Ускоренная амортизация ведущих финансовых фондов;
    • Предоставление определённых, текущим законодательством, финансовых льгот;
    • Предоставление льгот по выплатам за причинение вреда окружающей среде (при производстве упаковочного материала);
    • Предоставление материальных средств из государственного бюджета для улучшения экологического положения;
  • Ст. 26 — Устанавливает принципы производственного контроля в изучаемой сфере. Данная процедура является важным звеном в области защиты экологии и защиты окружающей среды.

Житель всегда прав?

До сих пор в наших деревнях идут многочисленные споры о том, где оборудовать контейнерные площадки. Мое мнение такое, что не стоит идти на поводу у местных жителей. Главное – чтобы это место отвечало всем требованиям российского законодательства и санитарным нормам. Основная проблема наших деревень – огромное количество садовых товариществ. И место, которое предлагает одна из инициативных групп, расположено на выезде из деревне. Оно лежит как раз по пути садоводов. Поэтому здесь нужно принимать волевое решение. Хорошо, если есть какое-то юридическое лицо на основе закона местного самоуправления – в своем большинстве это ТОС (территориальное общественное самоуправление). С ним договориться гораздо проще и быстрее.

Если юрлица нет, необходимо провести собрание или сход жителей, определить места, закрепить все это протоколом, подготовить проект контейнерной площадки, составить смету, сдать все в сельский совет и ждать денег. Всего на сельсовет было выделено 1 100 000 рублей, из них на каждую деревню приходится порядка 200 000 рублей. Цена может меняться в зависимости от количества жителей, чем меньше проживающих, тем меньше контейнерных площадок.

Слушайте, но делайте свое дело. Если вы не придете к консенсусу, эти площадки оборудуют там, где скажет сельсовет уже своим волевым решением.

И вот апрель

В апреле по всей стране начнется массовое обустройство контейнерных площадок. Поскольку суммы небольшие, скорее всего будут дробить, чтобы упросить процедуру конкурсных торгов. Здесь тоже можно заработать. У нас обычно подряд предлагают тем, кто уже участвует в “мусорной” цепочке, потому что они владеют большей информацией по своим объектам. В каждой управляющей компании, которая обслуживает сельсовет, есть свои сертифицированные специалисты, которые могут разработать всю документацию. Это удешевляет процесс: они получают за это зарплату, а вам обустройство могут отдать на подряд или субподряд.

Начинать шевелиться нужно сейчас. Никто не знает, насколько вырастут цены на строительные материалы , рост инфляции тоже никто не отменял, а суммы, которые выделены из федерального и регионального бюджетов, уже утверждены и даже перечислены в поселковые и сельские советы.

Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?

Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.

Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.

Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:

  • постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
  • оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
  • проведение утилизационных мероприятий;
  • определение несанкционированных свалок;

  • предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
  • предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.

Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.

Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от  Правительства РФ.

Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.

В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.

Обзор изменений закона 2019 года

С 1 января 2019 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.

Полномочия федеральных и местных структур

Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:

  • создание новых площадок для ТКО;
  • содержание существующих площадок;
  • наработка схем местного размещения ТКО;
  • ведение реестра площадок;
  • развитие культуры обращения с мусором у населения.

Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:

  • для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
  • для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.

Региональные операторы

Карта региональных операторов Московской области

Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:

  • для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
  • указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
  • зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
  • региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.

Помимо этого, закон обязывает собственников бытовых отходов к заключению договоров с оператором по обращению с мусором.

Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках.  На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Раздельное накопление

Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.

Требования к площадкам для накопления ТКО

Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2017 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.

Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ  о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.

Тарифы, связанные с ТКО

Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.

Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.

Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.

Необходимость разработки ПНООЛР

С вступлением в силу изменений необходимость разработки ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта, а не от объемов производимых отходов, как было ранее. Закон определяет 4 категории опасности.

  • Для 1 и 2 категории нормативы и лимиты разрабатываются в обязательном порядке всеми предприятиями, вне зависимости от размера бизнеса. При работе со 2 категорией предприятие должно предоставлять декларацию.
  • Для 3 категории необходима подача отчетности в уведомительном порядке в уполномоченные органы.
  • Предприятия, работающие с 4 категорией освобождаются от необходимости от разработки нормативов и подачи отчетности.

голос

Рейтинг статьи

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий