Федеральная антимонопольная служба: чем занимается, полномочия, руководство

Мегарегулятор

ФАС во главе с Игорем Артемьевым была одним из инициаторов развития биржевой торговли в России, отметил вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев. Плюс к этому ведомство повысило прозрачность рынка, а также облегчило многим его независимым участникам доступ к покупке нефтепродуктов. По словам представителя НТС, за более чем 15 лет деятельности ФАС под руководством Игоря Артемьева способствовала созданию нового рынка, но в то же время и создала новые угрозы для его участников.

— ФАС фактически стала мегарегулятором, способным закрыть любую трейдерскую компанию под предлогом нарушения правил конкуренции. Создала штрафы, которые могут «убить» любую компанию, — добавил вице-президент.

Командуй ФАС

Игорь Артемьев

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Поэтому в НТС надеются, что с новым главой антимонопольной службы откроются новые возможности диалога и ведомство будет более открытым.

При прежнем руководстве ФАС не удалось преодолеть огосударствление экономики, считает директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. После поглощения тарифных функций у ведомства возникло внутреннее противоречие между функциями антимонопольного и тарифного регулирования.

Сейчас в России идет монополизация IT-индустрии крупнейшими игроками рынка, прямо или косвенно подконтрольными государству или плотно взаимодействующими с ним, — Mail.Ru Group, «Яндексом», Сбербанком. Вместо обеспечения условий конкуренции создается ее видимость, и к этим конгломератам у ФАС ни разу не возникало вопросов при скупке IT-сервисов, сказал, в свою очередь, руководитель IP/IT-практики Digital Rights Center Михаил Третьяк.

Действия ФАС часто носили декларативный характер, уверен глава TelecomDaily Денис Кусков. Штрафы, которые регулятор назначал операторам связи за нарушение антимонопольного законодательства, зачастую не соответствовали той выгоде, которую компании получили за счет нарушения.

Командуй ФАС

Максим Шаскольский и Игорь Артемьев во время встречи с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным, 11 ноября 2020 года

Фото: РИА Новости/Александр Астафьев

Основной вектор политики ФАС останется прежним, предположил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. Хотя проводить эффективную антимонопольную политику всё сложнее. Связано это с растущей монополизацией российской экономики и усилившейся концентрацией вокруг крупных игроков практически во всех секторах экономики, сказал он. Однако, оценивая Игоря Артемьева на посту службы, эксперт сказал, что он многого добился и многое сделал. Применительно к торговле деятельность ФАС всегда была открытой, а политика взвешенной, подчеркнул Сергей Беляков.

Судебная практика ФАС

За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.

Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.

ООО «Доктор Веб»

В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.

В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.

ЗАО «Русская рыбная компания»

В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.

Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.

Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»

В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».

Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.

ОАО «Ленэнерго»

В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.

Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.

Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.

Microsoft

В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.

Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.

Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.

Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.

История

Предшественник Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет России по антимонопольной политике и поддерживанию современных экономических структур (ГКАП России), который образован соответственно с Законом России от 14 июля 1990 года «О государственных комитетах РСФСР и республиканских министерствах и». Председателя Комитета назначил Черногородский Валерий. Штатное количество сотрудников аппарата определяется в 150 единиц, ввели Временное положение о ГКАП России, которое утвердило Постановление Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 года № 344.

Соответственно с Указом Президента РФ от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике» Для того, чтобы обеспечить развитие рыночных отношений и конкуренцию в Российской Федерации, для исполнения Законов Российской Федерации «О ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и конкуренции» и «О защите потребительских прав» утверждается новое Положение о ГКАП России (добавлены функции и задачи), а количество сотрудников центрального аппарата увеличили до 350 единиц (не учитывая персонал по обслуживанию и охране зданий). Председателем Комитета в ноябре 1992 года назначили Леонида Бочина.

Для воплощения в жизнь Послания Президента РФ Федеральному собранию 1997 года по части приведения структуры Правительства РФ и структуры федеральных органов исполнительной власти в согласие с требованиями преобразований экономического характера. Указ Президента РФ от 17.03.1997 года № 249 «Об усовершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Госкомитет РФ по поддержке новых экономических структур и антимонопольной политике трансформирован в Антимонопольный государственный комитет РФ. Председателем Комитета в августе 1997 года назначили Наталью Фонареву.

22.09.1998 Указ Президента РФ № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднил Государственный антимонопольный комитет РФ (Председатель Фонарева Н. Е.), Госкомитет РФ по развитию и поддержке малого предпринимательства (Председатель Хакамад И. М. ), Федеральная служба РФ по контролю на транспорте естественных монополий (Руководитель БудькоВ. И.) и Федеральная служба РФ по контролю естественных монополий в сфере связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте создано Министерство РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике (МАП России), которому передали функции лишенных силы органов. В качестве министра назначили Геннадия Ходырева.

Количество сотрудников центроаппарата 1189 человек, региональных штабов: 2315 человек. В центральном аппарате были образованы отделы: развития конкуренции на финансовых рынках и контроля за выполнением законодательства о биржах, по правовым вопросам, поддержки и развития предпринимательства, контроля деятельности естественных монополий в сфере связи, контроля работы на транспорте естественных монополий. Положение о Министерстве РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике утвердило Постановление Правительства РФ № 793 от 12.07.1999. В мае 1999 министром стал Южанов Илья.

09.03.2004 Министерство упразднили, а его полномочия передали прочим ведомствам. Задачи антимонопольного федерального органа, которые принадлежали МАП России контроля над работой естественных монополий и над выполнением законодательства о рекламе вновь перешли к созданной Федеральной антимонопольной службе. Руководитель службы — Артемьев Игорь.

Эволюционные изменения

ФАС много раз разбирала достаточно сложные дела, в том числе по картельным сговорам, сказал «Известиям» глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев (ЛДПР). Обычно их формируют крупные компании, но даже на фоне этих событий у службы не было ни одного коррупционного скандала, отметил он.

Отставка главы ФАС связана скорее с тем, что его сложные проекты были успешно реализованы, а сейчас пришло время сменить вектор профессионального развития, добавил первый зампред комитета ГД по экономической политике комитета Владимир Гутенев («Единая Россия»)

Командуй ФАС

Игорь Артемьев выступает на пленарном заседании Государственной думы, 3 марта 2020 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Игорь Артемьев сделал важную работу на своем посту, он находил баланс между потребителями и производителями. Это касалось тарифной политики, наценок на товары и т.д. При нем антимонопольная служба хорошо реализовывала свои задачи, и новое руководство получает хорошую базу в свои руки, — сказал парламентарий.

Он уверен, что от Максима Шаскольского стоит ждать эволюционных изменений: экономическая ситуация сейчас достаточно нестабильная. Одна из главных тем, которой занимается сразу несколько регуляторов, в том числе и ФАС, — это деофшоризация национальной экономики. Этот вопрос будет в фокусе внимания нового главы службы, уверен депутат. Работа по этому направлению позволит увеличить инвестиции в Россию.

Как найти решение ФАС

Регламент по рассмотрению жалоб, поступивших на участников закупки, приведен в Приказе ФАС от 2014 года №727/14.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС должна принять соответствующее решение, уведомить о нем заявителя и разместить информацию в открытом доступе.

Но в некоторых случаях антимонопольная служба не разбирает поступившие обращения по существу, а возвращает их назад заявителю, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ. Например:

  • если в документе отсутствуют нужные сведения по ч. 8 ст. 105 (контактные данные заявителя и пр.);
  • документ подписало лицо, которое не имело прав на это;
  • нарушены сроки подачи жалобы (так, на обжалование результатов торгов у участника есть 10 дней с момента подписания протокола) и пр.

Все поступившие в ФАС обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а итоги их обработки размещаются в базе. Все решения составляются со следующей структурой:

  1. Во вводной части приводится наименование всех участников, состав комиссии, реквизиты тендера, номер документа.
  2. В описательной части прописываются доказательства, которые учитывались в процессе работы комиссии.
  3. В мотивировочной части приводятся обстоятельства, которые были установлены при проведении проверочных мероприятий.
  4. В результативной части приводятся выводы о признании жалобы необоснованной, частично или полностью обоснованной.

В некоторых случаях дополнительно выносится решение о возбуждении административного дела или материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба наделена широким перечнем полномочий в области контроля за сферой государственных закупок.

Документы для регулирования

В качестве основных документов, которые используются как для регулирования деятельности службы, так и для обеспечения ее работы, выступают:

  • положение о ФАС № 331 — утверждено правительством РФ
  • ФЗ № 135 — регламентирует защиту конкуренции
  • постановление правительства РФ № 189
  • нормативные акты, что ссылаются на необходимость работы ФАС в конкретных сферах: торговля, реклама, государственные тендеры и т.д.

Данный перечень неполный и содержит в себе лишь основную нормативную базу. Раскрыть его полностью в рамках данной статьи невозможно из-за объема и обязательного индивидуального подхода.

Что такое Федеральная антимонопольная служба

ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.

Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:

  1. Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
  2. Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
  3. Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
  4. Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.

Функции службы

ФАС РФ в сфере закупок является основным контрольным органом. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.

Функции контролера в сфере госзакупок прописаны как в самом законе о контрактной системе, так и отдельными нормативно-правовыми актами. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба опирается на Положение №331, утвержденное Постановлением Правительства и некоторыми иными постановлениями Правительства, которые редактировали его положения.

В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:

  1. О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. О рекламе.
  3. О гособоронзаказе.
  4. В сфере закупок.
  5. О естественных монополиях.

Правительство наделило ФАС согласовывать закрытые процедуры, контролировать иностранные инвестиции и разрабатывать определенные правовые документы.

Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.

Основные полномочия

Под полномочиями ФАС понимается определенный перечень прав, предоставленных данной инстанции для выполнения определенных действий, которые направлены на реализацию ее функционала.

ФАС РФ по российскому законодательству наделена следующими полномочиями:

  1. Сбор информации о контролируемых субъектах: заказчиках, контрактных управляющих, комиссиях по закупке, операторов ЭТП, уполномоченных органов, специализированных инстанций.
  2. Проведение плановых и внеплановых проверок заказчика. Они проводятся не чаще раза в полгода.
  3. Возбуждение административных дел в процессе выявления нарушений антимонопольного законодательства и их рассмотрение.
  4. Оформление предписаний при выявлении правонарушений (например, при совершении нарушений, которые ведут к нарушению конкуренции).
  5. Участие в судебных заседаниях.
  6. Оформление предписаний и предложений об устранении законодательных недочетов.

Если рассмотрение жалоб по 44-ФЗ фигурирует в указанном документе в качестве отдельного полномочия антимонопольной службы, то про 223-ФЗ здесь нет упоминания. При этом рассмотрение поступивших обращений по этому вопросу можно включить в перечень «иных полномочий» ФАС. Проверки заказчика или закупочной комиссии могут осуществляться не чаще раза за весь период проведения закупки.

Для инициации внеплановой проверки заказчика у ФАС должны быть веские основания. Это могут быть:

  1. Поступившая жалоба на действия (бездействие) заказчика со стороны участников закупочных мероприятий.
  2. Полученная информация о нарушении закупочного законодательства.
  3. Окончание срока для устранения замечаний в предписании по п. 2 ч. 22 и п. 3 ч.2 7 ст. 99.

В ходе проверочных мероприятий ФАС может пользоваться результатами предыдущих проверок. Полномочия ФАС не распространяются на гособоронзаказ и закупки, сведения которых образуют гостайну.

Меры воздействия

Антимонопольная служба использует различные меры по воздействию на участников рынка.

В целях защиты конкуренции служба вносит изменения, новые положения в правовую основу, которой руководствуются стороны при заключении сделок и договоров, устанавливает антимонопольные требования к торгам, а также создает условия для состязательного отбора исполнителей заказов, в том числе государственного и муниципального уровней, вводя те или иные ограничения и предписания.

Для пресечения монополизации ФАС РФ пользуется полномочиями вводить запреты.

Например, антимонопольный орган может запретить организациям использовать свое доминирующее положение на рынке, заключать соглашения, способные нарушить конкуренцию и дать одной фирме монопольное право на выполнение заказов и оказание услуг.

Так было с компаниями ОАО «Химпром» и ОАО «Каменскволокно»: в кооперации они занимались производством бронежилетов, что привело к монополизации отрасли и неоправданно высокой цене товара.

ФАС РФ признала, что оба акционерных общества воспользовались доминирующим положением на рынке и подняли цену.

Служба вводит запреты на координацию экономической деятельности, на недобросовестную конкуренцию и на согласованные действия органов власти и негосударственных организаций, которые могут стать причиной монополизации рынка.

Например, ОАО «РЖД» координировало покупателей кабельно-проводниковой продукции, что привело к снижению показателей тех компаний, что не входили в группу «РЖД».

Для предупреждения действий, мешающих здоровой конкуренции, ФАС РФ предоставляет государственные и муниципальные преимущества и льготы (освобождение от платежей, снижение налогов и т. д.), осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией.

При этом ФАС РФ не пытается устранить интеграцию, а только следит за тем, чтобы фирмы с высокой долей продукции в сегменте рынка не использовали доминирующее положение.

Антимонопольная служба РФ регулярно проводит проверку фирм, запрашивает информацию об их сделках, а также следит за соблюдением антимонопольного права в рекламной деятельности.

Так, ФАС РФ возбудило дело в отношении «Яндекса»: компания разместила рекламу, в которой утверждалось, что их поисковая система — №1 в России.

Это соответствовало действительности, поскольку их поисковая доля достигала на тот момент 51%, но законодательство запрещает некорректное сравнение между участниками рынка и их товарами.

В частности, недопустимо заявлять о том, что товар одной компании лучше товара другой компании, но разрешено использовать конкретные параметры продукта, которые подтверждали бы его первенство.

Вдобавок ко всему ФАС РФ подготавливает законопроекты, в том числе федеральные законы, постановления Правительства РФ.

Важным направлением работы является наблюдение за сделками, которые могут привести к контролю со стороны других стран над отечественными организациями, выполняющими государственные заказы.

Служба также регулирует тарифы электроэнергетических, газовых, железнодорожных и других предприятий, являющихся естественными монополиями.

О своей деятельности антимонопольная служба ежегодно отчитывается Правительству РФ.

О назначении главного антимонопольного органа подробно можно узнать из видео.

Проверка нарушений

Итак, проверка нарушений подразделяется на два вида:

  1. Плановая. Они проводятся раз в три года, их график формируют заранее, а ознакомиться с графиком можно на официальном сайте службы.
  2. Внеплановая. Инициатором начала проверки может быть кто угодно, необходимо любое сообщение о возможных нарушениях. Информация о них может поступить от СМИ, правоохранительных органов или иных физических и юридических лиц.

Справедливо заметить, что четкого графика у внеплановых проверок нет. Вследствие этого они являются лидерами по нахождению различных нарушений. Штрафы, что выписываются в их ходе, распространяются в соответствии с законодательным порядком РФ.

По этапам проверка делится следующим образом:

  1. Проинформировать организацию о плановой проверке. Оповещение должно быть выслано за три дня до ее начала посредством заказного письма. Информирование в равной степени относится и к внеплановым проверкам, однако здесь сообщить необходимо за сутки до ее начала.
  2. Отправляется запрос на все требуемые документы. Организация обязана предоставить их в течение 10 дней.
  3. В случае обнаружения нарушений или подозрения на них сотрудники ФАС являются в компанию лично. Производится осмотр всех помещений, в том числе производственных, и назначаются требуемые экспертизы.
  4. После проведения всех экспертиз служба формирует акт об их исполнении. Это делается в двух экземплярах, один из которых выдается организации с обязательным проставлением подписи последней. ФАС также обязан прикрепить к акту остальные материалы дела: протоколы, показания и т. д.
  5. В случае обнаружения нарушений выпускается предписание об их устранении. В случае если таковые имели место неоднократно или их устранение игнорировалось руководством фирмы — служба имеет право возбудить административное дело.
  6. Возражение со стороны директора компании допускается, но лишь в 15-дневный срок со дня получения документа об обнаружении нарушений.

Где искать решения Федеральной антимонопольной службы

ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.

Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).

При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий