Особенности аренды земель лесного фонда: основания и условия использования территорий, порядок процедуры

Право пользования землями лесного фонда

Согласно статье 9 Лесного Кодекса Российской Федерации:

В соответствии со статьёй 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, право постоянного бессрочного пользования лесным фондом предоставляется исключительно:

  •  органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  •  государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  •  казенным предприятиям;
  •  центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Исходя из статьи 39.10 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:

  1. тем же лицам, которым предоставляются участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но только на срок до 1 года;
  2. в виде служебных наделов работникам организаций (например, работникам организаций транспорта), но только на срок трудового договора;
  3. религиозным организациям;
  4. лицам, которые заключили договор на строительство или реконструкцию объектов недвижимости в соответствии с 44-ФЗ;
  5. гражданам для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или КФХ в определенных муниципальных образованиях, но только на срок не более 6 лет;
  6. гражданину, если на этом участке находится его служебное жилое помещение;
  7. гражданину для сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд на срок не более чем 5 лет;
  8. гражданам и ЮЛ для сельскохозяйственного,охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования;
  9. садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет;
  10. некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства;
  11. лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
  12. лицам, с которыми заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  13. лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка;
  14. лицу в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года  № 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”;
  15. гражданину на Дальнем востоке в соответствии с № 119-ФЗ;
  16. Московскому фонду реновации жилой застройки, созданному субъектом Российской Федерации;
  17. акционерному обществу “Почта России”.

Для того чтобы право пользования землями лесного фонда было предоставлено, необходимо заключить договор с уполномоченным органом.

Помимо постоянного бессрочного и безвозмездного пользования лесным участком законодательством предусмотрено такое право как сервитут.

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях.

Сервитут бывает публичным и частным.

Публичный сервитут, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Частный сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.        

К примеру, физическое лицо занимается постройкой чего-либо в лесу. Для этого ему требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей. Тогда лицо может установить с ними договор.  Сосед может позволить физическому лицу использовать его территорию в целях строителя, но, конечно, имеет полное право запросить с него соответствующую оплату. Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом некоторых ограничений ограничений.Например, если физическое лицо заключило сервитут не с собственником лесного участка, а с землепользователем (арендатором), то срок договора об установлении сервитута не должен превышать срок действия договора аренды с собственником.

Особенности аренды леса для коммерческой заготовки древесины

Поскольку вырубка леса считается очень прибыльным бизнесом, среди предпринимателей находится немало претендентов на делянки. Выбор участка для аренды производится не потенциальным арендатором, а собственником – федеральными или муниципальными властями.

Без участия в торгах территория может предоставляться только для проведения геологических работ, строительства линейных и водных объектов, а также в рамках программы заготовки лесных ресурсов либо освоения лесов. В остальных случаях объявляется аукцион. Информацию о его проведении администрация размещает на своем сайте за 30 дней.

Каждый претендент подает заявку и вносит установленный задаток. С победителем подписывается договор долгосрочной аренды, который подлежит регистрации в Росреестре. Если соглашение заключается на срок от 10 лет, в течение которых арендатор не нарушает условия сделки, соблюдает нормы Лесного кодекса и вовремя вносит плату, ему предоставляется право перезаключения договора без участия в аукционе.

Если землепользователь планирует вырубать деревья, дополнительно придется получить разрешение на вырубку (лесорубочный билет). Такие документы выдаются лесхозами при условии, что нормативные акты не содержат запрета на добычу леса на конкретном участке. Также от арендатора может потребоваться озеленение территории взамен уничтоженных деревьев.

Поскольку леса являются национальным богатством России, за их использованием ведется строгий контроль. Чтобы получить часть лесных угодий, придется потратить время и приложить определенные усилия. Но все-таки это возможно как для личных, так и для коммерческих нужд. Главное – изучить и соблюдать правила пользования природными благами. За их нарушение налагаются штрафы, а в некоторых случаях виновные в незаконной вырубке лесных насаждений привлекаются к уголовной ответственности (ст.260 УК РФ).

Как можно использовать земли под лесами

Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.

В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:

  • заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
  • сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
  • заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
  • сбор лекарственных растений;
  • деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
  • сельскохозяйственные работы;
  • осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
  • рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
  • организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
  • искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
  • выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
  • исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
  • сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
  • создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
  • осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
  • проведение мероприятий религиозного характера.

Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

https://youtube.com/watch?v=q1c_Mi_OEPc

Комментарии к ст. 72 ЛК РФ

Комментируемая статья регламентирует режим арендных отношений лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Аренда в соответствии с Лесным кодексом РФ является одним из видов прав на лесные участки. Однако в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» аренда является ограничением (обременением) права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (ст. 1).

Лесной участок, будучи земельным участком, относится к недвижимому имуществу, все требования по заключению договора аренды, его форме и содержанию должны соответствовать требованиям заключения договоров по недвижимости. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Правительством РФ 24 марта 1998 г. Постановлением N 345 было утверждено Положение об аренде участков лесного фонда. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ.

В соответствии с Положением «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283, данное агентство организует предоставление участков лесного фонда в аренду и заключение соответствующих договоров. Однако в связи с принятием настоящего Лесного кодекса РФ предоставление лесных участков осуществляется не только федеральными органами. Владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, — полномочие органов государственной власти субъектов РФ. Владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, — полномочие органов местного самоуправления. Сами же федеральные полномочия в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, ЛК РФ передает органам государственной власти субъектов РФ.

Пункт 5 ст. 72 настоящего Кодекса устанавливает преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок для арендатора, надлежащим образом исполнившего договор аренды лесного участка по истечении его срока. Однако арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до 10 лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом РФ по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 72 Лесного кодекса РФ (ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

См. также комментарий к ст. 93 настоящего Кодекса.

Перечень документов для регистрации

Список документов включает:

  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • документ, подтверждающий полномочия арендатора заключать и подписывать подобные соглашения;
  • копия договора аренды, по которому право пользования переходит к заявителю, заверенная нотариально;
  • план участка с указанием площади.

Вместе с заверенными копиями документов представляются и подлинники.

23.06.2016 Федеральным Законом 218-ФЗ создан специальный Реестр недобросовестных арендаторов, эксплуатирующих участки, относящиеся к лесному фонду. После внесения в такой список повторное заключение похожей сделки невозможно.

После проверки и принятия решения о расторжении соглашения Госучреждение уведомляет об этом Росреестр для снятия с регистрации договора (срок три рабочих дня).

Информация об арендаторах публикуется Рослесхозом каждого региона, его можно найти в открытом доступе на портале (www.data.gov.ru).

Как можно оформить?

Процедура оформления права собственности происходит по определённому алгоритму, основная часть которого ориентирована на получение разрешения правительственного распоряжения о переводе участка в другую категорию. Для этого требуется:

  1. Выбрать подходящий участок лесного массива, который не может использоваться в качестве леса. Им может быть редина после вырубки, место пожарища с погибшими деревьями, болотистые земли или иные не заросшие деревьями участки.
  2. Назначить экспертизу выбранного участка, получить заключения экспертов. Целесообразно иметь не менее трёх различных актов экспертиз, в которых будет указано на то, что установленная зона не отвечает требованиям, предъявляемым к лесному массиву.
  3. Установить сумму ущерба при переводе земель в другую категорию. Эту сумму потребуется уплатить заявителю.
  4. Подать запрос в Министерство, указать подробные причины перевода земель в другую категорию (указать – какую) с опорой на акты экспертизы. Обязательно внести кадастровый адрес и иные параметры лесного участка.
  5. Приложить аналогичную заявку, адресованную Правительственным органам РФ, а также акты экспертизы, нотариально удостоверенную копию паспорта, выписку из ЕГРЮЛ и копию пакета учредительной документации (юр.лицам). Частное лицо должно предоставить лицензию и иные документы, разрешающие соответствующую деятельность.
  6. Поданная заявка рассматривается Министром, который прилагает свою резолюцию.
  7. По его усмотрению, запрос возвращается заявителю на основании мотивированной выписки, со ссылкой на источники законодательства, или передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение.

В заявку нужно включить специальные формулировки, придающие ей характер официального документа. Обязательна опора на факты, подтверждённые заключениями экспертов. В просительной части указывается просьба о разрешении перевода земель в другую категорию и на последующий выкуп в собственность. В целом документ составляется в свободной форме, так как для него не предусмотрено специального регламента.

Обязательно нужно включить в заявку нижеследующее:

  1. Причины невозможности использования участка по назначению: выгоревшие или иным образом испорченные деревья, подвергшаяся порче (заболоченная) почва, на которой не может произрастать древесная порода, размыв почв руслом рек и т.п.
  2. Приблизительные расчёты стоимости восстановления участка путём лесопосадки, или подтверждение невозможности его восстановления.
  3. Проект использования земель или восстановления лесопосадки заявителем, с опорой на нормы ЛК № 200-ФЗ.
  4. Перечислить все факты и основания, подтверждающие эффективность перевода участка в обозначенную категорию, с переходом в собственность.

На основании поданной заявки должен выйти законопроект о переводе земель в другую категорию.

Далее могут последовать действия, соответствующие решению, принятому правительственным органом, уполномоченным на распоряжение такими землями:

  • разрешение приступать к оформления массива в собственность;
  • только получение права аренды на освоение участка с возможностью выкупа;
  • перевод в другую категорию и необходимость приобретения ЗУ с торгов.

После того как разрешение будет получено, в бюджет государства переводится установленная сумма, а на руки получается решение Правительства РФ о переходе права собственности. Полученный правительственный акт будет выступать правоустанавливающим документом. На его основании происходит регистрация права собственности в Росреестре.

Перед регистрацией земель в Росреестре, компании нужно уплатить пошлину в размере 22 000 рублей. Физическое лицо уплачивает 2 тысячи рублей.

После получения Выписки из ЕГРН о праве собственности, можно приступать к освоению зоны в соответствии с полученным правительственным разрешением, а также с соблюдением норм экологии, природоохранных и противопожарных мер.

Если речь идёт о переводе лесов в земли поселений, то они не должны использоваться под застройку жилых кварталов, а функционировать как зелёные зоны или выделяться в земли рекреации, то есть быть доступны для отдыха граждан (о строительстве на землях лесного фонда и видах разрешенного использования читайте тут).

Аренда земли без торгов

Без проведения торгов арендовать земельный участок возможно в следующих случаях:

Юридические организации Физические лица

Пошаговая инструкция взять землю долгосрочную аренду

  • Найти подходящий участок лично (например, на сайте Росреестра, открыв публичную кадастровую карту – карта земель или обратившись в местную администрацию.
  • Заказать кадастровый паспорт на земельный участок (если он уже сформирован и поставлен на кадастровый учет).
  • Обратиться к кадастровому инженеру для изготовления схемы расположения земельного участка (участок должен быть образовать).
  • Написать заявление с просьбой предварительно согласовать предоставление земельного участка. В соответствии со ст.26 ФЗ-171 от 23.06.2015г с 1 июня 2020 г. это можно сделать:
  • лично;
  • отправить на почте письмо с уведомлением;
  • в электронном виде через Интернет.

Для рассмотрения и утверждения (или отказа) схемы предусмотрено 30 календарных дней. Если в этот период других желающих не нашлось (не зарегистрированы их заявления), в таком случае уполномоченный орган утверждает ее и передает заявителю. Если обращается с заявлением собственник капитального строения (например, жилого дома), находящегося на земельном участке, указанном в схеме, то надо приложить свидетельство на право владения этим строением. Возможна такая ситуация: разные заявители параллельно друг другу предоставили схемы расположения земельного участка, в которых координаты границ участков могут совпадать, фрагментарно или на 100%. В таком случае тем, кто написал заявление последним, придется ждать, пока будут рассмотрены ранее поданные схемы.

  1. Заказать межевой план (это делает кадастровый инженер за плату), чтобы провести кадастровый учет участка;
  2. Еще раз обратиться в местный уполномоченный на распоряжение землей орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка.
  3. Получить распоряжение о предоставлении земельного участка на праве аренды.
  4. Подписать договор и зарегистрировать его.

Мониторинг текущего состояния

Мониторинг земель лесной сферы представляет собой огромный комплекс мероприятий, которые связаны с оценкой, наблюдением и прогнозом дальнейшего развития таких земель. Благодаря мониторингу получается точная и оперативная информация о состоянии лесов. Проводятся исследования следующих видов:

  1. Проверка любых ресурсов и земель, которые входят в лесной фонд.
  2. Изучается возможность возникновения пожаров в лесах.
  3. Исследования в целях применения конкретной информации для международных соглашений и специальных программ.
  4. Изучение малоосвоенных лесов.

Каждый вид исследования может проводиться отдельно или в комплексе. Если же возникает потребность провести мониторинг земель лесного хозяйства, то могут быть организованы такие виды работ:

  1. Производится наблюдение за воздействием окружающей среды на состояние земель.
  2. Составляется прогноз об изменении экологии на конкретном участке.
  3. Оценивается фактическое состояние окружающей среды из-за влияния антропологического фактора.

В результате всем заинтересованным юридическим лицам и государственным органам предоставляется достоверная и подробная информация обо всех негативных изменениях, которые происходят в окружающей среде, чтобы была возможность использовать ее для природоохранных мероприятий.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий