Обеспечение исполнения контракта при осуществлении государственных закупок и закупок госкомпаний

Форс-мажор

5 ключевых моментов при получении банковской гарантии

1. Определение размера гарантии

Размер гарантии определяется заказчиком и составляет от 5 до 30% от НМЦК. Согласно ст. 37 44-ФЗ размер БГ может быть увеличен при падении от НМЦК более 25%. В этом случае необходимо предоставлять ОИК в полуторном размере или подтверждать свою добросовестность.

Для удобства мы сделали схему-шпаргалку, которая поможет ориентироваться при определении размера БГ в случае большого падения.

Для целей подтверждения добросовестности считаются не заключенные, а уже исполненные контракты (ст. 37 44-ФЗ).

2. Определение срока действия гарантии и ее параметров

Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.  Для расчета срока действия БГ берется не срок выполнения работ, а срок действия контракта.
Заказчик может установить либо конкретную дату окончания срока действия БГ, либо прописать, что срок действия БГ должен превышать срок действия контракта на любое количество месяцев по своему усмотрению.

Параметры, которые может установить заказчик в требованиях к гарантии:

  • Бесспорное списание. Означает, что при неисполнении принципалом своих обязательств заказчик имеет право обратиться с требованием к банку-гаранту и получить без споров и дополнительных разбирательств обеспечиваемую гарантией сумму.
  • Авансирование. Является плюсом для поставщика, но предполагает включение в перечень обеспечиваемых гарантией обязательств за возврат аванса, это может повлечь повышение комиссии.
  • Форма банковской гарантии. Заказчик может приложить свою типовую форму гарантии, которую необходимо будет согласовывать с банком. Это может повлечь или увеличение цены за выпуск БГ или дополнительные согласования с заказчиком на предмет изменения документа.
  • Специфические требования к тексту БГ. Заказчики могут прописать ряд требований, которые должна содержать гарантия:
  • например, требование о рассмотрении споров по БГ по месту нахождения заказчика;  требование о раскрытии перечня обязательств, покрываемых гарантией; требование о предоставлении оригинала БГ в день подписания или через несколько дней после подписания контракта и другие, в зависимости от требований заказчика.

Крайне важно обращать внимание на эти нюансы и сверять выставленный банком макет гарантии на предмет его соответствия требованиям заказчика

3. Определение крайнего срока подписания и получения гарантии

Заказчик должен направить победителю торгов проект контракта на подпись в течение 5 дней после публикации протокола подведения итогов (ППИ) в Единой информационной системе (ЕИС), а компания — победитель должна в течение 5 дней после получения его подписать
Важно отслеживать получение проекта контракта в личном кабинете на площадке и следить за крайним сроком его подписания, т.к заказчик может отправить как на пятый (максимальный) день от публикации в ЕИС ППИ, так и через два дня или в день публикации протокола.
Чтобы продлить время на подписание контракта, поставщик может воспользоваться возможностью подачи протокола разногласий к контракту

4. Проверка макета гарантии и согласование его с заказчиком

После одобрения банк выставляет договор по БГ, макет гарантии и реквизиты для оплаты комиссии. Перед оплатой необходимо проверить макет БГ: сумма, срок, реквизиты и соответствие требованиям заказчика. После проверки обязательно согласовать макет гарантии с заказчиком и только после этого оплачивать комиссию и оформлять БГ.

Почему это важно? При наличии ошибок и несогласованных заранее предложений в БГ — заказчик может отказать в ее принятии, а значит отказаться от заключения контракта. В таком случае победитель закупки признается уклонившимся от подписания контракта и рискует попасть в Реестр недобросовестных поставщиков и лишиться работы по 44-ФЗ сроком на 2 года

5. Отправка заявки на предварительное одобрение гарантии в несколько банков

Мы рекомендуем заранее, до подведения итогов аукциона, обратиться в несколько банков для получения предварительного решения по банковской гарантии.

Обеспечение исполнения контракта в рамках закупок госкомпаний

Необходимость обеспечения исполнения контракта при заключении контракта по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) каждый заказчик устанавливает самостоятельно в своем собственном положении о закупке. Следует отметить, что достаточно часто заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные Законом № 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования.

В Постановлении Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 установлены преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по Закону № 223-ФЗ. Согласно данного Постановлению для субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в закупках по Закону № 223-ФЗ, обеспечение исполнения контракта не может превышать 5% от НМЦК (при этом если контрактом предусмотрен аванс, размер ОИК не должен быть больше суммы аванса).

Важно отметить, что, в отличие от Закона № 44-ФЗ, непредставление обеспечения исполнения контракта не всегда будет являться основанием для включения такого поставщика в РНП, так как в силу ч. 2 ст

5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст

87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона

Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Условия, подлежащие включению в банковскую гарантию, используемую для целей Закона № 44-ФЗ

Банковская гарантия должна содержать условия, перечисленные в ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, а также предусмотренные п. “а” Дополнительных требований.

В соответствии с названными нормами в банковскую гарантию обязательно включаются:– сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ случаях, или сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона № 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);– обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией (п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);– обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);– условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта (банка) по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (п. 4 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);– срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона № 44-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);– отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 6 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);– право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (абзац второй п. “а” Дополнительных требований);– право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с предварительным извещением об этом гаранта (банка) (абзац третий п. “а” Дополнительных требований);– условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант (банк) (абзац четвертый п. “а” Дополнительных требований);– установленный Постановлением № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, абзац пятый п. “а” Дополнительных требований);– в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

Соответственно, именно этот перечень документов включается в банковскую гарантию на основании п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и абзаца пятого п. “а” Дополнительных требований.

Согласно закона о «контрактной системе» ст. 37 п. 2, как должен выглядеть этот документ?

Определяющей является сумма  в 15млн. рублей, а также  заниженная на 25 и более процентов НМЦК.

  1. Если  цена контракта составляет  более чем 15 млн. рублей, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, указанного в документации о проведении конкурса или аукциона. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не менее аванса.
  2. Если цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или должна быть предоставлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки (часть 3, статьи 37)

Критерии определения  добросовестности участника закупки:

Основанием для определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов, подтверждающая:

  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 контрактов (при этом  все контракты должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75 % контрактов должно быть исполнено без применения неустоек (штрафов, пеней).

Цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт — таково общее условие для антидемпинговых мер.

Следует иметь в виду, что для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу №44-ФЗ (части 22 статьи 112 №44-ФЗ).

Каковы особенности предоставления информации о добросовестности участника конкурса?

Заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию о добросовестности участника закупки. В случае признания Конкурсной комиссией информации недостоверной – заявка отклоняется, а в случае непредставления информации – контракт заключается после предоставления суммы, в 1,5 раза превышающей размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Каковы правила предоставления информация о добросовестности участника аукциона?

При направлении заказчику подписанного проекта контракта предоставляется и информация о добросовестности участника закупки. В случае невыполнения данного требования или признания информации недостоверной комиссией по осуществлению закупок, контракт с участником, признанным победителем аукциона, не заключается, и этот участник признается уклонившимся от заключения контракта.

Какие антидемпинговые меры  применяются для отдельных закупок?

Под отдельными закупками имеются в виду закупки, которые осуществляются при проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг. Заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок, содержащих предложение цены: 

  • до 25% ниже НМЦК, 
  • на 25% и более ниже НМЦК.
  • величина значимости критерия цены не может быть меньше 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявки.

Поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения

(продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо)

Участник закупки обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта:

  • гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара; 
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки; 
  • иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Таким образом, антидемпинговые меры регулируются в соответствии со статьей 37 №44-ФЗ и направлены на недопустимость искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона. Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены. Установлены размер обеспечения исполнения контракта, который должен предоставить участник закупки, и информация, подтверждающая добросовестность участника закупки. Критериями определения  добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов и сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона №44-ФЗ.

Этапы закупки и связь с другими статьями

Поставщик обязан предоставить обеспечение на этапе заключения договора, в ином случае он считается уклонившимся от заключения. В ходе исполнения условий договора победитель вправе предоставить заказчику обеспечение, уменьшенное на размер выполненных обязательств, взамен ранее выданного, при этом его способ может быть изменен

Возврат происходит в сроки, предусмотренные ч. 27 ст. 34, после исполнения условий договора. Если проводится открытый конкурс (ч. 9 ст. 54), денежные средства возвращаются в течение 5 рабочих дней автоматически заказчиком без дополнительных уведомлений.

Ст. 37 — особенности предоставления обеспечения при снижении победителем цены на 25% и более.

Ст. 45 — требования к банковской гарантии.

Ст. 42, 49, 50, 63, 64, 73, 83, 85- 87, 93 — содержание извещения, документации, приглашений принять участие в заказе.

Возврат обеспечения контракта

Возврат обеспечения по контракту предполагается только при внесении его в денежном формате. Если поставщик выбрал форму гарантии, то она не возвращается, а прекращает свое действие автоматически через месяц после исполнения контракта.

На сроки возврата обеспечения исполнения контракта указано в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ. Здесь сказано, что сроки возврата обеспечения являются обязательным условием для его включения в контракт.

Например, обеспечение возвращается в течение 10 рабочих дней после подписания акта приема-передачи выполненных работ по форме КС-2 или товарной накладной по форме Торг-12.

Хотя сроки возврата стороны определяют самостоятельно, но они не должны превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств или 15 дней – при исполнении контракта поставщиками из числа СМП и СОНКО.

Таким образом, сроки возврата обеспечения исполнения контракта четко определены законом. Если заказчик не вернул обеспечение в установленные сроки, то участник может пожаловаться на него в ФАС. На основании ст. 107 44-ФЗ заказчик несет за свои действия административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

Форма обеспечения

На основании п. 4 ст. 96 44-ФЗ государственный контракт подписывается с участником закупки только после внесения обеспечения исполнения. Форму такого обеспечения победитель закупки вправе выбрать самостоятельно.

Исполнение контракта может быть обеспечено с помощью:

  1. Банковской гарантии, которую вправе выдать один из утвержденных Правительством банков. Требования к банковской гарантии содержатся в отдельной ст. 45 44-ФЗ. В частности, она должна быть безотзывной, а сведения о ней переданы банком в реестр банковских гарантий.
  2. Денежных средств, которые поставщик перечисляет на счет, указанный заказчиком.

Заказчик не имеет права регламентировать в закупочной документации форму внесения обеспечения исполнения контракта, иначе это будет считаться нарушением норм контрактной системы.

Если участник закупки выбрал банковскую гарантию, то он может предоставить только одну гарантию на всю сумму. Сроки действия гарантии должны превышать сроки исполнения контракта минимум на один месяц. При этом заказчик вправе установить дополнительные требования о том, что сроки должны превышать 2 или 3 месяца. Поставщику при оформлении банковской гарантии нужно учитывать сроки, которые прописаны в закупочной документации, либо ориентироваться на месячные сроки, указанные в ст. 96 44-ФЗ.

Срок возврата обеспечения исполнения контракта в виде денежных средств законодательно не предусмотрен. Обычно заказчики возвращают обеспечение в течение месяца после реализации всех договорных условий. В ч. 27 ст. 34 44-ФЗ также подчеркивается, что заказчик обязан вернуть поставщику деньги в течение 30 дней от даты исполнения им своих обязательств по контракту. Для субъектов малого бизнеса эти сроки установлены в течение 15 дней от даты исполнения условий. Но заказчик может прописать более короткие временные рамки для возврата обеспечения исполнения контракта.

Если действия поставщика привели к формированию ущерба заказчика, то последний вправе не возвращать обеспечение или перечислить его в размере, уменьшенном на сумму начисленных пени и штрафов.

Банковская гарантия поставщику не возвращается и автоматически аннулируется при окончании сроков действия. В установленных случаях заказчик вправе обратиться к банку-гаранту за получением денежных средств по гарантии. Для этого он предъявляет один из документов, которые указывают на неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту (перечень документов установлен Постановлением Правительства №1005 от 2013 г.). В дальнейшем банк взыскивает выплаченную сумму в адрес заказчика с поставщика.

Особенности внесения

По ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ участник закупки, который относится к субъектам малого бизнеса, может быть освобожден от внесения обеспечения исполнения государственного контракта (в том числе от внесения обеспечения в рамках антидемпинговых мероприятий в повышенном размере). Для этого компании необходимо предъявить заказчику сведения из реестра контрактов, которые подтвердили бы добросовестное исполнение как минимум 3 контрактов за последние 3 года. Под добросовестным исполнением понимаются реализованные контракты без начисления по ним пени и штрафов.

На основании ч. 9 ст. 96 44-ФЗ заказчику отводится на это не более 5 рабочих дней.

Особый порядок в отношении некоторых закупок

В отношении некоторых закупок по 44-ФЗ предусмотрен особый порядок применения антидемпинговых мер. Например, при заказе на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ заказчик вправе установить разные критерии оценки заявок на участие: с ценой снижения до 25% и более 25% от НМЦК (по ч. 7 ст. 37 44-ФЗ).

В ч. 9 ст. 37 44-ФЗ прописан специальный порядок закупки товаров, работ и услуг в целях нормального жизнеобеспечения населения. Это, например, продовольствие, топливо, средства оказания неотложной помощи и пр. Поставщики, которые участвуют в таких закупках, помимо стандартных антидемпинговых мер в виде 1,5-кратного обеспечения и документального подтверждения добросовестности, должны дополнительно обосновать снижение цены через предоставление:

  • гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;
  • документов, подтверждающих наличие данного товара у участника закупки (это, например, платежные документы, передаточные акты, товарная накладная);
  • прочих документов, подтверждающих возможность участника поставить товары по предлагаемой стоимости.

Размер обеспечения

Величина обеспечения исполнения контракта может составлять от 5 до 30% от НМЦК. Такая цена должны быть указана в извещении об осуществлении закупочной деятельности. Указанный диапазон суммы обеспечения устанавливается при цене контракта до 50 млн р.

При этом ему следует учитывать, что при наличии авансирования по контракту величина обеспечения приравнивается к авансу, даже если аванс превышает 30% от НМЦК.

Случаи увеличения

При внесении обеспечения исполнения контракта участники могут столкнуться с применением к ним антидемпинговых мероприятий. В таком случае им предстоит внести обеспечения контракта в повышенном размере.

Антидемпинговые меры применяются в случае, если цена товара, работы и услуги в ходе тендера упала на 25% и более от НМЦК. Участник закупки, который стал победителем, должен предоставить обеспечение в размере, в 1,5 раза превышающем сумму стандартного обеспечения. Такое требование установлено в ст. 37 44-ФЗ.

Приведем пример. НМЦК по закупке в форме конкурса составила 1 млн р. В ходе закупки наилучшее предложение сделал участник с ценой 600 тыс. р. Данная цена меньше НМЦК на 40%, следовательно, на победителя распространяются антидемпинговые меры. Заказчик установил требование об обеспечении контракта в размере 20% от НМЦК. Это значит, что победитель должен будет обеспечить контракт на сумму 300 тыс. р. (1000000 * 20% * 1,5).

На практике встречаются ситуации, что сумма повышенного обеспечение превышает цену контракта.

Случаи уменьшения

В ряде случаев у  участников есть возможность внесения обеспечения контракта в уменьшенном размере. Так, при внесении обеспечения в рамках антидемпинговых мероприятий при цене контракта до 15 млн р. участник вправе не вносить обеспечение в повышенном размере, если ему удастся доказать свою добросовестность. Для этого заказчику необходимо подтвердить факт успешного исполнения как минимум трех аналогичных контрактов за последние три года и предоставить выписку из реестра контрактов. При документальном подтверждении своей добросовестности поставщик может внести обеспечение в стандартном размере.

На основании новой части 8.1 в статье 96 44-ФЗ, которая вступила в силу с июля 2019 года, представители СМП и СОНКО могут быть освобождены от внесения обеспечения. Для этого они должны предоставить сведения о подписанных трех контрактах за последние три года. Такие контракты должны быть успешно реализованы и не предполагать применение неустоек к заказчику в виде штрафов и пени. Сумма цен контрактов не может быть менее НМЦК, прописанной в извещении о закупке.

Для чего меняют

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, так как на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий