Что это такое: частный сервитут на земельный участок? каким законодательством регламентируется порядок его установления?

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Что такое обременение земельного участка сервитутом?

Сервитут можно рассматривать в качестве ограничения, обременения или временного стеснения собственника недвижимости.

Он может вводиться через соглашение или принудительную административную резолюцию. В результате установления земельного сервитута определенная часть участка переходит в пользование другого лица под обременение.

Собственник вправе сам ограничить себя в правах на пользование участком в пользу другого лица, которое претендует на эту землю. На первый взгляд сложно понять, чем мотивируется добровольное желание собственника ограничить себя в правах и его согласие на установку обременений.

На практике основные причины установки сервитута такие:

  • третье лицо вынужденно использовать данный участок, даже несмотря на препятствия собственника;
  • собственнику представляется более целесообразным узаконить ограничения, чем позволить распоряжаться землей бесконтрольно;
  • ущерб от сервитута незначителен;
  • собственник получает денежное вознаграждение за установление обременения.

Но не всегда вопросы установки сервитута решаются в добровольном порядке.

В некоторых ситуациях ограничения вводятся без согласия землевладельца в принудительном порядке.

Гражданин (группа лиц), который становится обладателем сервитута, получает только право свободного пользования частью участка. Он не вправе иметь какие-либо имущественные притязания на землю, продавать/сдавать в аренду и пр.

Обычно сервитут устанавливается в тех случаях, когда на участке соседа требуется установить свой имущественный объект или произвести определенные работы (проложить канализационные трубы, ЛЭП и пр.) Право требовать установки сервитута у граждан и госструктур зафиксировано в Гражданском кодексе (ст.274).

Законодательно прописаны следующие разновидности сервитутов:

  • сервитут перемещения (например, через данный участок будет осуществляться прогон скота или проезд);
  • строительный;
  • мелиорации (на участок будет подводиться или отводиться вода);
  • горный (используется для добычи полезных ископаемых);
  • коммунальный (для размещения и ремонта коммунальных объектов).

Сервитут может иметь срочный характер (когда необходимо только выполнить определенные работы) или же устанавливаться бессрочно (обычно когда речь идет об обеспечении доступа на какой-либо объект). Сервитут на неопределенный срок может действовать пока в нем есть необходимость (по умолчанию срок обременений составляет 49 лет).

Вводится ограничение на безвозмездной основе. Но Земельный кодекс закрепил за собственником право на истребование платы за сервитут, если такое обременение существенно ущемляет права собственника. Размер такой платы может определяться по соглашению сторон, решением суда или на основании рекомендаций региональных нормативно-правовых актов.

Согласно готовящимся поправкам, частный сервитут планируется сделать исключительно платным.

При определении размера платы учитываются такие показатели, как:

  • номинальная стоимость участка земли;
  • размер ущерба собственника;
  • процентное отношение размера сервитута к общей площади участка;
  • размер упущенной выгоды.

Данные показатели определяются экспертным путем и суммируются.

Если установка сервитута ведет к невозможности его использования собственником, то он вправе требовать его выкупа государством или физлицом на рыночных условиях.

В качестве объекта сервитута выступает обремененный сервитутом земельный надел. Обычно на таких участках располагаются лесополосы, водоемы и места прохода к ним.

Субъектом сервитута становится непосредственный инициатор установки обременения. Это может быть владелец соседнего участка, юрлицо, городские и муниципальные власти и пр.

Субъект вправе пользоваться частью земли исключительно по целевому назначению, он не вправе нарушать плодородный слой и свойства земель.


Ее владелец остается полноправным собственником участка.продаватьдаритьсдавать в аренду

При этом будущий владелец участка получит его вместе с зарегистрированным обременением (сервитут не привязан к личности владельца, а только к конкретному участку). Скрыть факт установки сервитута не получится: он будет отображаться в выписке из ЕГРП.

Более того, сокрытие такого существенного факта, как наличие обременений, позволит покупателю в дальнейшем признать договор ничтожным.

Сам по себе сервитут не может выступать субъектом экономических отношений, т.е. он не продается/арендуется и пр.

Процесс установки сервитута

Для установления сервитута можно воспользоваться одним из трех основных правил, которые определены законодательством РФ:

  1. На основании соглашения нескольких владельцев земли или заинтересованных лиц.
  2. Основываясь на подписанную резолюцию всеми подразделениям местного самоуправления, государством или муниципалитетом. Резолюцию принимают в процессе публичного слушания о наложении обременений.
  3. Через решение суда.

Касательно порядка оформления публичных обременений на землю, он выглядит следующим образом:

  • Администрация и муниципалитет объявляют дату слушания;
  • Оформление резолюции;
  • Оглашение результатов пользования участком – компенсации и требований;
  • Последний этап, это оформление. Для этого сервитут регистрируют в Росреестре.

Также законом предусмотрено добровольное голосование касательно использования надела, находящегося во владении частного лица:

  • Сначала заинтересованное лицо должно обратиться к собственнику с просьбой о частичном использовании;
  • Далее стороны оформляют соглашение со следующим содержанием: графа о согласии на то, что на участок будет наложено обременение, права обеих сторон и обязательства, цели использования, срок, координаты необходимой территории и площадь;
  • На следующем этапе документ регистрируют в Росреестре.

Для регистрации необходимо подготовить следующие бумаги:

  • Заявление;
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины. Для юридического лица она составит 6000 руб, для физического – 1500 руб;
  • Три экземпляра соглашения;
  • Если земельный участок находится в залоге, необходимо согласие третьих лиц о наложение ограничений. Также оно требуется, если надел находится в аренде, ипотеке или совместной собственности.

Сервитут начинает действовать с момента прохождения регистрации. Сразу после этого, закон позволяет использовать участок согласно условиям, которые обозначены в договоре, а владелец получает право требовать компенсацию.

Городской сервитут

Он устанавливается в отношении участка для реализации на нем различных урбанистических нужд (например, для строительства жилья).

В этом случае он также устанавливается для использования «служебного» надела с целью улучшения господствующего имущества. В зависимости от конкретных способов использования различают следующие его категории:

Право на опоры

Заключается с том, что собственник того участка, который является господствующим, имеет возможность построить строение на нем, опираясь на стену соседнего здания.

Это право может заключаться в следующих направлениях:

  • возможность опирать свою балку на стену чужого строения;
  • возможность опирать собственную стену на стену чужого здания.

Право на использование пространства

Оно включает в себя такие возможности:

  • делать выступ, который нависает над чужим наделом;
  • Возводить крышу, нарушая воздушное пространство соседа.

Право на стоки

Заключается в возможности собственника господствующего надела организовывать сток воды с него через служебный, а именно:

  • проводить нечистоты;
  • спускать лишнюю воду;
  • обеспечивать отвод дождевой воды.

Право на окна (а точнее, на вид из окон)

Его суть состоит в том, что владелец служебного участка ограничен в своих правах на возведение на нем зданий, которые бы сокращали освещенность дома на господствующем наделе или портили его вид.

Обладатель сервитута при этом имел право:

  • на то, чтобы высота соседнего здания находилась в установленных пределах;
  • на то, чтобы на земле соседа не было никаких строений, ухудшающих освещенность его участка;
  • на то, чтобы на соседней земле не проводились работы, которые могли бы закрыть обзор из здания.

При этом стоит учесть, что данное разделение сервитутов на городские и сельские никак не связано с фактическим месторасположением участка (в черте города и в сельской местности соответственно).

Например, участок, который находится в городе, вполне может быть обременен правом прохода через него, установленного для третьих лиц.

Фактическое назначение участка и цели его разрешенного использования не особо влияют на определение конкретного вида сервитута.

Основополагающим критерием для такого разделения является именно целевое назначение самого сервитута.

Особенности обременения земельного участка сервитутом

При установлении сервитута его осуществление должно быть как можно менее обременительным для собственника участка.

В противном случае землевладелец может обратиться в суд и ходатайствовать об ущемлении его интересов фактом установки обременений.

При желании оспорить установку публичного сервитута гражданин может указать на следующие причины:

  • постановление местных властей не соответствует законодательству, обладающему большей юридической силой;
  • были нарушены его права и предпринимательские интересы;
  • незаконно возложены какие-либо обязанности или созданы препятствия для экономической деятельности.

Частный сервитут может быть установлен по соглашению сторон или в судебном порядке. Истцом в этом случае будет выступать лицо, требующее установки сервитута.

На судью будет возложена обязанность определить целесообразность установки сервитута и создать условия, чтобы такое обременение наносило минимальный ущерб собственнику. При необходимости суд может назначить проведение независимой экспертизы.

В своем резолютивном решении судья может изменить первоначальные условия сервитута, например, его маршрут.

Если же сторонам удалось договориться, то они заключают соглашение об установке сервитута. Такой документ можно подписать только с собственником участка (не с землепользователем/арендатором). Он имеет простую письменную форму и не подлежит обязательному заверению у нотариуса.

Минэкономразвития указал на следующие обязательные составляющие соглашения:

  • данные сторон;
  • информация об участке, на который устанавливаются обременения (его кадастровый номер, площадь и точное месторасположение);
  • цели и задачи установки сервитута;
  • пределы действия (месторасположения) обременения на участке;
  • величина платы за сервитут, порядок и периодичность ее внесения;
  • права и обязанности сторон.

Какие документы понадобятся сторонам для заключения соглашения? Это паспорта; подтверждение прав собственности владельца; документ, определяющий положение сервитута на земле (кадастровый паспорт или выписка). Таким образом, чтобы обременить землю сервитутом, предварительно необходимо выполнить кадастровые работы для определения конкретных параметров сервитута (его точные пространственные характеристики).

Объектом сервитута земля становится только после получения официального статуса и регистрации ограничений в Росреестре.

Только после прохождения таких регистрационных действий можно приступать к работам на участке и установке там объекта.

Заявление об установке сервитута может подать как инициатор обременений при наличии у него подписанного соглашения, так и собственник участка. После выполнения указанных регистрационных отметка об установке сервитута появляется в ЕГРП.

В законодательстве содержатся основания для прекращения сервитута. Стоит сказать, они отличаются для частных и публичных сервитутов. В последнем случае прекращение сервитута возможно при отсутствии общественного интереса в нем (иначе он так и продолжит свое действие). Отменяется он через принятие соответствующего акта.

Таким образом, установка сервитута является своего рода компромиссом между возможностью и необходимостью. Публичный сервитут исходит из преобладания нужд населения перед интересами собственника. Частный сервитут устанавливается по согласию сторон или при невозможности решить определенные задачи без установки сервитута.

Условно все сервитуты разделяются на сервитуты прохода, дающие право на проведение определенных работ, необходимые для размещения публичных объектов.

При установке сервитута четко определяются его границы и правила пользования. Собственник участка вправе рассчитывать на компенсацию или защиту своих интересов в суде.

Виды

В зависимости от заинтересованной аудитории

Прежде всего, стоит рассмотреть виды сервитута, установленные официально, на законодательном уровне. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть:

Частным

Основным отличием между данными видами обременений является основание, на котором они устанавливаются. Так, частный сервитут возникает на основании следующих документов:

  • соглашение между собственником участка и третьим лицом — заключается в том случае, если решение об его установлении является добровольным;
  • соответствующее решение суда — является основанием в том случае, когда добровольно соглашение не было заключено и понадобилось обращение в суд.

В каждом из этих документов оговариваются условия, на которых будет установлено обременение: его срок, наличие и величина оплаты, цели, в которых может использоваться участок и т. п.

Применяется он, чаще всего, в отношении земельных наделов, которые находятся в собственности частных лиц — физических или юридических, однако не исключено его установление и на государственную или муниципальную собственность.

Однако это всегда происходит только в частных интересах — то есть для какого-то гражданина или юридического лица. Это является еще одной особенностью данного вида обременения.

Публичным

Данный вид сервитута устанавливается на основании закона или какого-то другого нормативно-правового акта РФ, субъекта РФ или же органа местного самоуправления. В отличие от частного, его применение всегда вызвано заботой о публичных интересах — государственных, органов местного самоуправления или же населения города (другого населенного пункта).

В зависимости от срока действия

Также в зависимости от срока, на который данный вид обременения устанавливается, он может быть:

  • Срочным. В этом случае установление сервитута происходит только на какой-то период, в течение которого его обладателю будет необходимо пользоваться участком. Данный срок может определяться сторонами в добровольном порядке или же устанавливаться принудительно исходя из поставленных целей.
  • Бессрочным. Этот вид обременения устанавливается без конкретного срока, поэтому право пользования участком будет у его обладателя до тех пор, пока это необходимо или он сам не решит отказаться от него. Сторонами могут быть дополнительно предусмотрены различные ситуации и основания для прекращения действия сервитута.

В зависимости от целей использования

В зависимости от целей, для которых предоставляется право ограниченного использования земли, сервитут делится на:

Городской

Он устанавливается в пользу застроенных участков и может иметь целью как не допустить в отношении них каких-то действий, так и, наоборот, обеспечить возможность их совершения. Например:

  • право использовать стену чужого строения в качестве подпорки для своего здания;
  • возможность обеспечивать через чужой участок сток воды;
  • запрет возводить строения больше определенной высоты, чтобы не загораживать здание соседа и т. п.

Как правило, устанавливается такой сервитут для участков, которые расположены в пределах городской местности, однако не исключено и обратное.

Сельский

Он применяется в отношении незастроенных и полевых участков. Цели его установления обычно связаны с ведением сельскохозяйственной деятельности:

  • прогон скота через участок;
  • проведение канализации;
  • возможность проезда через надел и т. п.

Другие

Еще одна классификация предусматривает разделение сервитута на такие виды:

Водный

Как следует из названия, он заключается в предоставлении третьему лица права использовать водные объекты, расположенные на чужом участке, например:

  • водить к водоему скот на водопой;
  • проводить через надел систему водоснабжения;
  • купаться в водоеме;
  • ловить рыбу и т. п.

Лесной

Соответственно, в данном случае обладателю сервитута предоставляется право использовать лесной фонд для различных целей, установленных законодательно. Чаще всего здесь подразумевается возможность свободно пребывать в лесу, собирать различные плоды (грибы, ягоды) и т. п.

Стоит учесть, что принадлежность обременения к одному из вышеперечисленных видов не исключает возможности того, что он имеет характеристики и другого вида. Например, частный сервитут может быть одновременно еще и срочным и водным, точно так же, как и публичный.

Понятие сервитута

В общем смысле сервитут представляет собой ограниченное право для одного субъекта пользоваться каким-то имуществом другого субъекта. В отношении земельного участка данное право заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно. При этом существуют такие особенности:

  • сервитут является определенным обременением для собственника земельного участка;
  • его установление не лишает прав на землю ее законного владельца (собственника, арендатора) и никак не ограничивает его возможности по ее использованию или распоряжению;
  • собственник участка имеет право требовать от обладателя сервитута внесения за пользование недвижимостью определенной платы (она должна быть соразмерной тому ущербу, который может быть нанесен земле от установления обременения);
  • устанавливаться он может как добровольно (по согласию сторон), так и принудительно, в судебном порядке (по требованию третьего лица);
  • сервитут дает право только использовать участок в ограниченных целях — распоряжаться им он не может.

Данный вид обременения устанавливается официально, то есть данные об этом заносятся к общим сведениям о земельном участке (в кадастр).

Для его установления обязательно должны быть соответствующие основания. В зависимости от этих оснований и целей, для которых необходимо установление этого обременения, существует несколько его различных видов.

Виды сервитутов

Сервитут на землю классифицируют по нескольким признакам в зависимости от конкретных факторов, например, временных:

  1. Постоянный. Оформляют в случаях, когда надел нужно использовать при обустройстве природного объекта. Таким образом каждый желающий сможет получить к нему доступ, но за отдельную плату, если её потребует владелец участка;
  2. Срочный. Понадобится при потребности определить точные сроки действия ограничений. Необходимость в данной разновидности договора возникает, когда нужно в срочном порядке проложить коммуникационные трубы, кабели или произвести другие строительные работы. После того, как они будут выполнены обременение снимут;
  3. Постоянно-временный. Здесь необходимость в использовании участка по факту возникает в конкретный момент на протяжении бессрочного периода. К примеру, в ситуации, когда в плохую погоду дорогу к собственному участку размыло и поэтому приходится договариваться с соседями о том, чтобы пройти к себе через их территорию. Этот сервитут иногда оформляют бессрочно, но при этом, в документе указывают период года, когда дорогу размывает чаще всего.

С правовой точки зрения, накладывающий обременения договор бывает частным или публичным. Здесь у сторон часто возникают вопросы о том, что означают эти понятия, и чем такие обременения отличаются друг от друга. В ЗК РФ это объясняется так:

  • Публичный договор – это такая разновидность обременения, которая подразумевает регистрацию в Росреестре, опираясь на законодательные основы, либо нормативно-правовые документы на муниципалитетом или федеральном уровне. Данный вид сервитута часто накладывают при подведении коммуникаций, обеспечивающих поставку газа, света или воды;
  • Частный сервитут затрагивает интересы конкретного юридического или физического лица. Ограничение будет установлено основании судебного решения или договора в пользу владельца участка.

Понятие сервитута в земельном праве


сервитутанедвижимостью

После регистрации сервитут считается неотъемлемой частью земельного участка (ЗУ). Наличие сервитута не лишает владельца участка его прав по владению таким участком.

Земельное право устанавливает частные (ЧС) и публичные (ПС), а также срочные (СС) и постоянные сервитуты.

ЗК регламентирует публичные сервитуты (ст. 23), а частные сервитутов находятся в сфере ГК.

Основными признаками публичного сервитута (ПС) являются:

  • Обеспечение интересов страны, местного управления или населения.
  • Учет общественного мнения.
  • Ввод нормативным актом.

ПС устанавливается законом или другим актом РФ, субъекта РФ или местных органов. Эти действия могут быть произведены в интересах государства, местного управления или населения.

В ст. 23 перечислены основные причины установления сервитута для ЗУ.

К ним относятся:

  • возможность прохода или проезда;
  • использование участка для ремонтных работ линий и сетей или инфраструктуры дорог;
  • проведение дренажных работ;
  • установка геодезических знаков и межевание;
  • эксплуатация водных ресурсов;
  • прогон стада животных с/х назначения;
  • проведение сенокоса или выпаса;
  • использование участка для рыболовства и рыбоводства, а также охоты;
  • проведение изыскательских работ;
  • подход к берегу водоема.

Общественное обсуждение вопроса о публичном сервитуте включает следующие этапы:

  • Подача заявления.
  • Рассмотрение заявления властями.
  • Проведение общественных слушаний.

По итогам общественных слушаний орган власти принимает решение о публичном сервитуте.

На основании решения органа власти выпускается закон или другой нормативный акт о введении на участок сервитута.

Нормативный акт должен содержать такие данные:

  • место нахождения участка;
  • кадастровый номер;
  • данные на собственника участка;
  • содержание ПС;
  • срок действия ПС.

Право сервитута подлежит регистрации в ЕГПР.

Если в результате установки сервитута появились затруднения в эксплуатации участка, то владелец участка может потребовать соразмерную плату за ухудшение качеств участка.

Если же наличие ПС привело к невозможности использования ЗУ, то владелец может потребовать от властей выкупа у него этого участка с возмещением убытков или предоставлением другого равноценного участка.

При установлении ограничений при публичном сервитуте никакой платы не предусмотрено.

ПС может использовать неопределенное количество лиц (например, при переходе или переезде через участок, прогоне скота и т. п.) или определенные лица, действующие в публичных интересах. Однако при срочном сервитуте, связанном с изыскательскими или исследовательскими работами, проводимыми коммерческой организацией, сервитут не может считаться публичным.


договора аренды

СС устанавливается в том случае, когда какие-то действия будут продолжаться определенный срок. Например, при ремонтных работах или при прокладке электросетей.

Постоянный сервитут используется в случаях, когда время действия на территории земельного участка не определено. Например, при строительстве на участке дорожной магистрали.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий