От конституции до covid-19: какие законы прошли через парламент в 2020 году

Что содержит главный закон страны

В социальной и правовой действительности любая Конституция становится самостоятельным явлением. Поэтому она обладает совокупностью основных черт, юридических свойств. Благодаря этому выражается индивидуальность документа, качественное своеобразие высшего закона государства. Эти черты помогают подчеркнуть правовую природу любой Конституции.

Конституционное право тоже занимает отдельное место. Механизм конституционного регулирования определяется основными чертами и юридическими свойствами.

Их список включает:

  1. Основа правовой системы.
  2. Стабильность.
  3. Верховенство.
  4. Реальность.
  5. Преемственность.
  6. Перспективность.
  7. Итоговый характер для подписаний.
  8. Легитимность.

Некоторые черты лучше раскрывают роль Конституции в процессах жизни общества, государства.

К таким чертам относят:

  • Стабильность.
  • Реальность.
  • Народность.
  • Основополагающий характер.

Основополагающий характер означает, что Конституция регулирует самые важные явления, связанные с обществом и государством, их взаимодействием.

Внимание! О стабильности документа говорят длительность действия, устойчивость в высокой степени.

Роль конституции в стране

В жизни страны этот документ имеет большое значение, как уже говорилось. Благодаря этому документу представителям власти становится проще реализовать национальные идеи. Члены Правительства показывают, какой они видят государственность, которая постоянно обновляется.

В жизни страны и управлении государством у Конституции всегда была своя роль, предназначение. Это юридический акт, обладающий всеми чертами и свойствами, присущими Основному Закону. В системе права у документа ключевое, приоритетное значение.

Закреплённые в тексте идеи и принципы определяют характер следующих явлений:

  1. Общество.
  2. Экономика.
  3. Политика.
  4. Государство.
  5. Право.
  6. Социальная сфера.

Роль Конституции в развитии общества становится эффективнее, если сам документ максимально приближается к национальным идеям и их реализации.

Но государство и народ не признают документ, если текст Конституции противоречит национальным идеям, как-либо с ними расходится.

Благодаря Конституции общественная жизнь становится более упорядоченной. Она направлена на регулирование взаимоотношений между гражданами и Правительством. Становится легче определить, какое место занимает человек в том или ином обществе.

Также закрепляются основополагающие принципы по следующим направлениям:

  • Право.
  • Функции государственных органов.
  • Методы, формы действия контролирующих учреждений.

Справка! Конституция определяет не только особенности внутреннего регулирования, но и мировую политику, отношения с различными странами.

❗ Регламент и процедура голосования

В день, когда будет назначено голосование, гражданину следует явиться на свой избирательный участок. Места, где они находятся, можно узнать в региональных СМИ или в интернете. Также можно ожидать, что ближе к дате голосования будут расклеены объявления с указанием, где находятся участки, и жители каких территорий смогут на них голосовать без открепительных документов.

В день голосования необходимо явиться в помещение избирательного участка, имея при себе один из следующих документов:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Военный билет.
  3. Временное удостоверение личности – для тех, кто восстанавливает паспорт после утраты или же находится в процессе его обмена по возрасту.
  4. Загранпаспорт РФ – для находящихся за рубежом и голосующих на развёрнутых там участках.
  5. Для лиц, до сих пор не обменявших советский паспорт на российский, можно голосовать по паспорту СССР – но при условии, что в нем есть вкладыш о гражданстве, или стоит отметка о прописке в любом населённом пункте России по состоянию на 28 ноября 1991 года.

Явившись на пункт для голосования, гражданин должен предъявить документ членам комиссии. После того как те проверят списки и убедятся, что избиратель в них значится, ему будет выдан бланк для голосования. С ним необходимо:

  • пройти в кабину для голосования (закон гарантирует, что волеизъявление избирателя является тайным, и никто не вправе знать, какой вариант на голосовании был выбран);
  • проставить отметку в бланке;
  • опустить бюллетень в урну.

На этом для гражданина процедура голосования будет окончена.

Особенности Конституции РФ 1993 года

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более 200 лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.) Срок действия российских конституций небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции были по своей сущности советскими, фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан пользоваться широкими правами и свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция РФ существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г. Ей присущи следующие особенности.

Это в основном деидеологизированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, это положение пока не реализовано.

В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и две трети голосов общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

Конституция РФ — это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не до конца претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Последние поправки

Голосование за поправки в Конституцию прошло 1 июля 2020 года путем референдума. Конституция была обновлена и вступила в действие 4 июля 2020 года. Изменения коснулись 22 статей.

Приведем характеристику поправок.

По отношению к президенту:

  1. Одно лицо может занимать должность президента не больше двух сроков — из пункта 3 статьи 81 было исключено слово «подряд».
  2. Президентом может стать человек, проживающий в России не менее 25 лет (раньше было достаточно 10 лет) и не имеющий счетов и вкладов в иностранных банках.
  3. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру премьер-министра, президент может распустить нижнюю палату парламента или назначить премьер-министра самостоятельно.
  4. Президент может назначать на должность и освобождать от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти.
  5. Президент назначает генерального прокурора и его заместителей, а также региональных прокуроров.
  6. Президент в праве стать сенатором Совета федерации пожизненно.

По отношению к Совету Федерации:

  1. В Совет Федерации может войти до 30 человек, назначенных президентом. Семь из них могут стать сенаторами пожизненно.
  2. Совет Федерации не дает согласие на утверждение генерального прокурора, его заместителей и региональных прокуроров, а проводит консультации с президентом по их кандидатурам.

По отношению к Государственной Думе:

  1. Государственная Дума утверждает кандидатуру премьер-министра, а не дает президенту согласие на нее.
  2. Государственная Дума утверждает вице-премьеров и министров.
  3. Государственная Дума может выдвигать обвинение в адрес президента для лишения его неприкосновенности.

По отношению к судебной системе:

  1. Количество судей Конституционного суда сократилось с 19 до 11.
  2. Президент может предложить Совету Федерации прекратить полномочия судей Конституционного, Верховного, кассационных и апелляционных судов. Раньше эту процедуру могли осуществлять сами судьи.
  3. Конституционный суд может проверять конституционность законов по жалобам россиян только в случае, если исчерпаны все другие средства судебной защиты.
  4. Конституционный суд по запросу президента должен проверять конституционность законопроектов до их принятия, а также конституционность законов субъектов РФ.

Другие поправки:

  1. Права иметь иностранные счета и вклады лишились помимо президента депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, судьи Конституционного суда и Верховного суда, а также главы субъектов.
  2. Органы местного самоуправления и органы государственной власти вошли в систему публичной власти и взаимодействуют друг с другом.
  3. Россия стала правопреемником СССР.
  4. Дети стали главным приоритетом политики России. Государство взяло на себя обязанности родителей в отношении сирот.
  5. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов оказалась защита брака как союза мужчины и женщины.
  6. Русский язык стал языком «государствообразующего народа».

Конституция РФ 1993 года: кратко

Конституция РФ — основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах:

  • верховенства Основного Закона;
  • прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т.е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Структура Конституции РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включает в себя:

  • полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;
  • характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства;
  • правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т.д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государства — принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления

Что из вопросов по конституции решает Госдума

Здесь всего несколько пунктов:

  1. Обвинения против Президента, чтобы отрешить его от должности.
  2. Объявление амнистии.
  3. Назначение на должность, либо освобождение от неё Уполномоченного по правам человека.
  4. Председатель счётной палаты и половина её аудиторов могут быть назначены, либо смещены с должностей представителями ГосДумы.
  5. То же касается Председателя Центрального Банка, если он допустил какие-либо нарушения.
  6. Каждый год государственная Дума заслушивает отчёт Правительства обо всей работе, проделанной в разных направлениях.
  7. Решение вопросов, связанных с доверием в адрес Правительства.
  8. Дача согласия на назначение Председателя Правительства.

Порядок изменения и пересмотра документа содержится в заключительных главах. В этих же главах описывают порядок, согласно которому временно изымают из действия отдельные положения Конституции.

Некоторые разделы посвящены самому Правительству РФ и тому, как оно должно действовать для разрешения тех или иных вопросов. Остальные направления регулируются органами власти, которые тоже действуют на основе Конституции.

⚡ Голосование за поправки в Конституцию 1 июля 2020 года

1 июля 2020 года пройдет всероссийское голосование по поводу пакета поправок, вносимых в Конституцию РФ. Ответим на самые распространённые на сегодняшний день вопросы.

Дата голосования

Когда назначалось голосование, никто не ожидал эпидемии. Президентом было подчеркнуто, что в случае, если ситуация с коронавирусом станет критической, возможен перенос голосования на другую дату. Так и произошло: с 22 апреля голосование было перенесено на 1 июля в связи с возможностью вернуться к совместной работе над поправками в Конституцию. Этот день официально сделают выходным.

При этом допускается, что проголосовать гражданам можно будет не только 1 июля, но и в течение шести дней до этой даты: с 25 по 30 июня. Таким образом, проголосовать можно будет в течение 7 дней, включая дату 1 июля. Заявления на досрочное голосование писать не потребуется.

Частично голосование проведется в дистанционном формате, однако, список регионов, которым будет доступен такой формат, пока неизвестен. От голосования по почте было принято решение отказаться.

Меры безопасности

Все участники будут рассредоточены во времени и пространстве: за один час на избирательный участок смогут пройти не более 8 человек. Все члены избирательной комиссии, участники и наблюдатели будут обеспечены масками, перчатками, а также одноразовыми ручками.

Кроме этого, членам избирательной комиссии планируется провести тесты на коронавирус, а на входе в избирательный участок – измерять температуру.

Устройство общества и власти

Данной теме посвящены семь глав, в которых описываются:

  • основные принципы устройства общества;
  • структура и устройство страны;
  • основные нормы реализации президентской власти;
  • устройство властных структур;
  • принципы деятельности судебной власти;
  • основы местного самоуправления.

Россия декларируется как федеративное демократическое государство с республиканской формой правления. Страна состоит из 85 субъектов федерации. Среди ни 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 города. Главой государства считается президент.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием. Её исполнительная часть сконцентрирована в Правительстве, состоящем из Председателя, его заместителей и министров. Правосудие может быть реализовано только с помощью судов разных инстанций. На местном уровне управление обществом осуществляется органами самоуправления.

Конституцию можно сравнить с портретом страны, описанным в общих чертах, но с максимальной достоверностью. Существует ещё сравнение со скелетом организма. От формы и функций его структурных частей зависит и формирование всех остальных органов. Можно представить ещё немало образных определений, которые способны проиллюстрировать роль конституции в жизни страны. Однако достаточно только назвать этот документ основой все правовой системы страны.

История становления и необходимость создания

До возникновения Конституции РФ существовали Конституции СССР. Первая из них
была принята еще в 1924 году, после окончания Гражданской
войны, когда «новая» страна так или иначе была принята на международной
арене, и когда ее границы стали более-менее четкими, а институт власти окреп.

Следующая Конституция СССР была создана в 1936 году, так
называемая «Сталинская». Правитель издал новую Конституцию для обретения большей
поддержки со стороны Европы, так как документ 1924 года был не слишком «демократичен»,
а также для укрепления своего влияния внутри страны.

Справка. Интересно, что именно «Сталинская»
Конституция признается отечественными и зарубежными историками как одна из самых демократичных в
мире, как бы это противоречиво не выглядело.

«Сталинский» документ просуществовал вплоть до 1977 года, до момента
создания «Брежневской» Конституции. Ее появления было обусловлено большими изменениями
(как отмечают историки, во многом формальными) в устройстве и наименовании органов власти. Что
касается государственного строя в целом и других существенных для страны понятий, они остались
неизменны.

Почему же в начале 90-х годов прошлого века появилась необходимость в новом верховном
государственном законе? С начала 90-х такая страна как СССР переставала
существовать, она распадалась на республики, каждая из которых образовывала свои институты
власти, законы и документы, занимались созданием автономных экономик и т.п.

Среди таких республик, конечно, была и РСФСР. После провозглашения ее независимости
в 1990 году было вынесено решение о необходимости написания Конституции. Для ее
разработки была собрана Конституционная комиссия 1 Съезда народных депутатов РСФСР. В нее были
выбраны сторонники разнообразных политических сил, что усложняло и оттягивало момент принятия
документа.

В 1993 году Президентом РФ Б.Н. Ельциным был подписан документ, прекращавший
существование Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и в ближайшее время нужно было
составить и утвердить текст нового документа. Однако этот шаг перерос в конфликт, который
перешел в реальное боевое столкновение. Эти и предшествующие события 1992 года названы в истории
современной России Конституционным кризисом.

В составлении Конституции участвовали и представители регионов, все депутаты, рабочие организации
и специалисты в различных областях. Итоговый текст Конституции в 1993 году был представлен на
всероссийское голосование. 12 декабря того же года референдум завершился
— большинство голосующих отдали голос за принятие.

Важно. Действовать Конституции РФ начала с 25 декабря 1993 года, с того момента,
когда ее опубликовали в СМИ

Но Днем Конституции считается 12 декабря, так как именно этот день
стал решающим в ее установлении.

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы

С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме

С каким из следующих тезисов о роли Конституции вы бы согласились?

Конституция гарантирует права и свободы гражданКонституция нужна для закрепления социальных гарантийКонституция необходима для поддержания порядка в странеКонституция важна как документ, регулирующий полномочия Президента

Оглавление КРФ

  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя
      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство
      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации
      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание
      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации
      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура
      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление
      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года

Основная статья: Конституция РСФСР 1978 года

В Викитеке есть полный текст Конституции РСФСР 1978 года в первоначальной редакции

Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений.
Например, 15 декабря 1990 года в Конституцию была включена преамбула и статья 1 Декларации о Государственном суверенитете РСФСР. 16 мая 1992 года согласно закону N 2708-I она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции:

В Викитеке есть полный текст Конституции РФ 1978 года в редакции 10 декабря 1992 года

Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом. Однако, Съезд народных депутатов отказался исключить из текста конституции упоминание о конституции и законах СССР, а часть 2 статьи 4 Конституции по-прежнему обязывала государственные и общественные организации, а также должностных лиц, соблюдать не только российское законодательство, но и общесоюзное (в том числе Конституцию СССР). Таким образом Конституция СССР 1977 года и законы СССР де-юре продолжали действовать на территории России до декабря 1993 года, несмотря на то, что де-факто распад СССР завершился двумя годами ранее.

В современной России до сих пор действуют некоторые документы, в которых осталось старое название «РСФСР»:

  • Закон РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
  • Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»
  • Закон РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»
  • Закон РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР»
  • Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (действует только статья 4)
  • Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 (ред. от 01.07.1993) «О реабилитации репрессированных народов»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 (ред. от 30.12.2008) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
  • Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1490-1 (ред. от 02.02.2006) «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами»
  • Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 211 (с изм. от 26.06.1992) «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»
  • Указ Президента РСФСР от 21.11.1991 N 228 «Об организации Российской академии наук»
  • Указ Президента РСФСР от 25.11.1991 N 232 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 28.11.1991 N 240 (ред. от 21.10.2002) «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 255 «О первоочередных мерах по организации работы промышленности РСФСР»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 256 «О мерах по стабилизации работы промышленного комплекса РСФСР в условиях экономической реформы»
  • Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 (ред. от 28.02.1995) «О мерах по либерализации цен»
  • Указ Президента РСФСР от 12.12.1991 N 269 (ред. от 21.10.2002) «О едином экономическом пространстве РСФСР»
  • Закон РСФСР от 25.12.1991 N 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» (переименование государства в Российскую Федерацию)
  • Постановление Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 (ред. от 13.11.2010) «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» (действует до 1 января 2018 года)

Заключение

Больше всего текста посвящено различным свободам и гарантиям для граждан, которые находятся на территории государства. При этом отдельно говорится, что и сами граждане могут контролировать работу органов власти, до определённой степени.

Запрещается устанавливать какие-либо серьёзные препятствия для свободного передвижения товаров и услуг на территории государства. Это касается и установление всевозможных пошлин, сборов. Президент не может баллотироваться на третий срок.

И ему запрещено создавать идеологию, которая бы стала обязательной к исполнению для всех граждан. Тогда Правительство и сами граждане имеют право возразить и предпринять ответные меры.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий