Статья 38 конституции российской федерации с комментариями

Содержание родителей детьми

Если дети, не достигшие восемнадцати лет, не имеют каких-либо серьезных обязательств перед своей семьей, то достигнув совершеннолетия, они их приобретают официально. Причем, все обязанности формально прописаны в государственных документах и взрослого человека можно привлечь к ответственности за неисполнение закона.

В семейном кодексе Российской Федерации, существует отдельная статья, которая описывает отношения между родителями и детьми, с точки зрения закона (Статья 87 СК РФ).

Чтобы у вас не возникло вопросов, максимально подробно разберем пункты этой статьи.

Дееспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны обеспечивать своих родителей, если они являются нетрудоспособными и нуждаются в помощи.

Чаще всего, люди, вступившие в пенсионный возраст, испытывают материальную нужду и недостаток денежных средств. Лишь небольшой процент пенсионеров, продолжает занимать свои рабочие места или устраивается на менее сложную работу.

Именно поэтому, был создан закон, который раскрывает обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.

Под действие закона, попадают граждане, вступившие в пенсионный возраст (у мужчин — 60 лет, женщин — 55 лет) и не имеющие возможности, к заработку денег. Он обязывает их детей, ежемесячно выплачивать пособие на проживание и питание.

Те же условия, относятся не только к пенсионерам, но и к людям, имеющим определенную группу инвалидности, вследствие чего, не имеющие способность к работе.

Алиментные выплаты, назначаются по трем критериям:

  • коммунальная плата, квартирная плата, аренда жилья;
  • обеспечение питания;
  • покупка лекарственных средств.

Чтобы требовать выплат с детей, необходимо предусмотреть несколько обязательных условий. А именно:

  • совершеннолетие;
  • подтверждающие документы, в которых указана родственная связь (Свидетельство о рождении);
  • дееспособность и психическое здоровье плательщика;
  • доказательство нужды родителей, в материальной помощи.

Взыскание платы, может происходить как при согласовании с плательщиком (на добровольной основе), так и через судебный процесс. Для последнего варианта, необходимо подать исковое заявление в суд, на выплату алиментов.

Если же у истца, имеется несколько детей, которые не хотят добровольно выплачивать материальную помощь, то сумма выплат, разделяется между ними, в соответствии со следующими критериями:

  • наличие детей на содержании;
  • заработная плата и общее финансовое положение;
  • дееспособность.

Что представляет собой закон?

Полномочия несовершеннолетних граждан РФ:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский и Семейный кодексы;
  • Основы прав РФ об охране здоровья;
  • ФЗ об образовании;
  • Закон об основных гарантиях прав ребёнка;
  • Закон о защите сирот и детей, оставшихся без попечительства взрослых;
  • Закон о социальной защите инвалидов (до совершеннолетия) и др.

Основным нормативно-правовым документом, который обеспечивает защиту прав и законных интересов ребёнка, является ФЗ №124.

Впервые, Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка» 3 июля 1998 года. Совет РФ одобрил его на законодательном уровне, опираясь на основы Конституции РФ и защиту прав и интересов несовершеннолетних. По прошествии десятилетия, произошел ряд важнейших изменений в законе. Впервые — 20 июля 1999 года, последние поправки — 28 декабря 2016 года. Нормативные акты законодательства регламентируют основные права и интересы ребёнка, в целях создания благоприятных условий для жизни.

Вам будет интересно: основные положения ФЗ №210.

ФЗ №124 состоит из 5 глав:

  • гл. №1 — основные положения закона;
  • гл. №2 — основные гарантии прав ребенка в РФ;
  • гл. №3 — координационные основы прав и обязанностей несовершеннолетнего;
  • гл. №4 — гарантии исполнения ФЗ;
  • гл. №5 — заключительные основы.

Главная цель созданной общегосударственной политики направлена на решение таких задач, как:

  • установление минимальных общественных стандартов для улучшения показателей качества жизни;
  • создание мер по защите прав несовершеннолетних в сфере образования, воспитания, труда и отдыха;
  • недопущение ущемления прав ребёнка;
  • установление запрета на эксплуатацию детского труда.

Также читайте: ФЗ об экологической экспертизе в новой редакции.

Службы регионального самоуправления призваны внедрить законодательные нормы в жизнедеятельность населения, а также осуществлять строгий контроль за их исполнением.

Последние правки в закон вносились в статьи №13 и 14. Согласно редакции от 2.12.2013 статьи №13 ФЗ №124, защита интересов и прав несовершеннолетних при формировании общественной инфраструктуры для детей, обеспечивает федеральная служба исполнительного самоуправления.

Права ребенка в РФ согласно ФЗ 124

На территории РФ, ребёнком признаётся гражданское лицо, не достигшее 18 лет и находящееся на обеспечении родителей, официальных представителей (опекунов, попечителей) или государства.

Согласно ФЗ №124, несовершеннолетний приобретает права с рождения. Контроль и защита прав детей осуществляется региональными властями.

В соответствии с действующим законодательным актом, ребёнок вправе:

  • получить при рождении имя, фамилию и отчество;
  • проживать совместно с родителями, получать заботу, воспитание и образование;
  • быть защищённым. Представительство интересов ребёнка возлагается на родителей или официальных опекунов, согласно Конституции РФ;
  • быть защищенным от психического и физического воздействия со стороны родителей и третьих лиц;
  • свободно выражать собственные мысли;
  • иметь доступ к необходимой информации;
  • рассчитывать на личное пространство и неприкосновенность;
  • получить достойный уровень жизни (обеспечиваться родителями до 18 лет);
  • получить бесплатную медицинскую помощь;
  • получить образование всестороннего развития;
  • право на отдых и развлечения, которые соответствуют возрасту.

Настоящий Федеральный закон устанавливает гарантию прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых и социально-экономических условий для жизнедеятельности несовершеннолетних.

Согласно ФЗ №124, обязанности закреплены за каждым гражданином своей страны. Главным законодательным актом, который гарантирует защиту интересов ребенка в России, является Федеральный закон №124 от 24 июля 1998 г. Помимо этого, государство несет ответственность за обеспечение:

  • информационной защиты (оберегает от информации, которая каким-либо образом может негативно повлиять на нравственное развитие и психическое здоровье несовершеннолетнего);
  • борьбы с незаконной эксплуатацией детского труда (в частности тех детей, которые лишены родительской опеки).

Ответственными за контроль и профилактику правонарушений назначены органы Опеки и попечительства, а также соцработники.

Аннулирование обязательств

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Другой комментарий к Ст. 62 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В связи с тем что согласно п. 2 комментируемой статьи ребенку несовершеннолетних родителей, не достигших 16 лет, может быть назначен опекун, осуществляющий воспитание ребенка совместно с несовершеннолетними родителями, появилась необходимость закрепить их право на совместное проживание с ребенком. Помимо настоящей статьи, права и обязанности несовершеннолетних родителей определяются также рядом других нормативных актов, в частности Конвенцией ООН о правах ребенка.

2. Несмотря на то что, вступая в брак, человек признает свою самостоятельность, готовность заботиться о семье и ребенке и согласно п. 2 ст. 21 ГК РФ приобретает полную дееспособность, нельзя игнорировать особенности психического развития человека. А ребенок остается ребенком, несмотря на возложенные на него обязанности и раннее вступление во взрослую жизнь, поэтому закон ограждает ребенка несовершеннолетних родителей от их ошибок и промахов, устанавливая возможность опеки ребенка. Опекун, согласно п. 1 ст. 35 ГК РФ, назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Опекуном может быть назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин и только с его согласия (обычно опекунами становятся бабушка и дедушка ребенка несовершеннолетних родителей). Конечно же, при этом опекун выступает, по сути, не более чем «помощником» несовершеннолетних родителей, поскольку, как следует из п. 1 и п. 2 комментируемой статьи, имеет право на участие в его воспитании и совместное с ним проживание, а также согласно п. 1 ст. 63 СК РФ «родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Кроме того, несовершеннолетние родители обладают, несмотря на наличие опекуна, всем объемом родительских прав и обязанностей, перечисленных в рассматриваемой главе СК РФ. Тем не менее опекунство также влечет установление у опекуна практически аналогичного родительским перечня прав и обязанностей (ст. 150 СК РФ и ст. 35 — 38 ГК РФ). Возникает вопрос, как же быть в конфликтной ситуации, когда и опекун, и молодые родители претендуют на осуществление какого-либо права в отношении ребенка, при этом их интересы диаметрально противоположны и компромисса достигнуть не удается? Комментируемый пункт статьи дает ответ на этот вопрос: в таких сложноразрешимых, конфликтных ситуациях, разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Об общих основаниях признания и оспаривания отцовства и материнства речь идет в ст. 48 и 52 СК РФ, установление же отцовства в судебном порядке регулируется ст. 49 СК РФ.

Если вам нужна помощь Адвоката

Обязанности ребенка по отношению к родителям

Комментарий к Статье 88 СК РФ

1. В комментируемой статье регламентирован порядок привлечения совершеннолетних детей к участию в дополнительных расходах на родителей. Под дополнительными расходами понимаются расходы, вызванные тяжелой болезнью, увечьями, необходимостью оплаты постороннего ухода и другими исключительными обстоятельствами. При наличии подобных обстоятельств и при отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях суд может принудительно привлечь детей к несению таких расходов.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 1 ст

88 СК РФ к участию в несении дополнительных расходов на родителей привлекаются все совершеннолетние дети независимо от их трудоспособности. Следовательно, субъектный состав обязательственных правоотношений по участию в дополнительных расходах на родителей и алиментного обязательства совершеннолетних трудоспособных детей по содержанию нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи, является различным. Обязанность по выплате алиментов возлагается только на совершеннолетних трудоспособных детей, а заботиться о родителях, оказывать им помощь при наличии исключительных обстоятельств и нести расходы, вызванные этими обстоятельствами, обязаны по закону все совершеннолетние дети независимо от их трудоспособности. Однако следует учитывать, что нетрудоспособные совершеннолетние могут быть нуждающимися и получать алименты от своих родителей. При таких обстоятельствах привлечение детей к участию в несении дополнительных расходов на родителей невозможно.

Для удовлетворения судом иска родителей (одного из них) о взыскании с совершеннолетних детей средств на оплату их дополнительных расходов необходимы следующие основания:

  • — нетрудоспособность родителей;
  • — наличие исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и др.);
  • — отсутствие заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях;
  • — нуждаемость родителей в дополнительных расходах.

Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей закон не ставит в зависимость от нуждаемости родителей в материальной помощи. При этом законодательство исходит из того, что в обычных условиях имеющихся у родителей собственных средств может быть вполне достаточно для удовлетворения необходимых жизненных потребностей, а потому они могут не нуждаться в регулярной помощи детей в виде выплаты алиментов, в то время как при наступлении исключительных обстоятельств этих средств может оказаться недостаточно. Таким образом, дополнительные расходы на родителей могут быть понесены совершеннолетними детьми как сверх алиментов, так и независимо от их выплаты <1>.

———————————

<1> См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2008. С. 286.

2. При рассмотрении судом дела о привлечении совершеннолетних детей к участию в дополнительных расходах на нетрудоспособных родителей обязательно должен быть учтен ряд требований закона (п. п. 3 — 5 ст. 87 СК РФ), а именно:

  • — размер участия совершеннолетних детей в дополнительных расходах на нетрудоспособных родителей, вызванных исключительными обстоятельствами, определяется судом с учетом материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон. При этом суд вправе учесть всех совершеннолетних детей родителей независимо от того, предъявлено требование родителей ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них;
  • — размер дополнительных расходов на родителей, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно;
  • — совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности нести дополнительные расходы на своих родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей;
  • — совершеннолетние дети освобождаются от обязанности нести дополнительные расходы на родителей, лишенных родительских прав (см. комментарий к ст. 87 СК РФ).

3. Семейное законодательство предусматривает возможность заключения между родителями и детьми соглашения об участии последних в несении дополнительных расходов (п. 3 ст. 88 СК РФ). Такое соглашение может быть частью соглашения об уплате алиментов либо носить самостоятельный характер (см. комментарий к п. 1 ст. 86 СК РФ).

Семейный кодекс РФ

Большая часть положений, прописанных в 12 главе, подразумевается в пунктах Конституции Российской Федерации. Но и здесь необходимо выделить ряд ключевых аспектов:

  1. Родители обладают преимущественным правом на обучение своих детей (ст. 63, п. 1).
  2. Родители обязаны предоставить детям возможность получить образование. При этом именно родитель подбирает учебное заведение, форму обучения, но только при учете мнения ребенка (ст. 63, п. 2).
  3. Родители выступают законными поверенными своих детей, на них возлагается обязанность защищать интересы несовершеннолетних в суде либо в отношениях с физлицами, организациями (ст. 64, п. 1).

Если один из родителей проживает отдельно, таковой имеет доступ к участию в воспитательном процессе, может принимать решения относительно получения ребенком образования либо предоставлять несовершеннолетнему какую-либо помощь. При этом вторая сторона не может чинить препятствий на пути общения ребенка и, например, отца.

Здесь же описан регламент лишения родителей их прав на собственных детей, включая причины подобных решений. И в целом указаны вопросы, касающиеся ситуаций, когда права детей были нарушены и ущемлены самыми близкими людьми (статьи с 69 по 79).

Существует еще одна обязанность, возлагаемая на любого родителя без исключения. Речь идет о материальном содержании несовершеннолетних, включая, покупку одежды, игрушек, питания, оплату медицинских услуг и прочих потребностей в соответствии с возрастом.

Положения, изложенные в статье 80 СК РФ, включают такие основные факторы:

  • родитель обязан содержать несовершеннолетнего ребенка, при этом форма и порядок поддержки определяются самим родителем;
  • в случае развода, обязанность по содержанию ребенка не аннулируется, а возлагается на второго супруга посредством мирного соглашения либо в результате судебного постановления.

Проще говоря, до наступления 18 лет материальное обеспечение детей полностью лежит на плечах родителей. Если же обязанность не исполняется, средства взыскиваются с родителей принудительно в судебном порядке.

Описание закона о детских садах

Как уже говорилось выше, положения о детских садах регулируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Он был принят Гос. думой 21 декабря 2012 года, а одобрен Советом Федерации спустя пять дней.

Краткое содержание ФЗ:

  • Описание предмета регулирования настоящего Федерального закона;
  • Описание общепринятой системы образования;
  • Перечисление лиц, которые руководят образовательной деятельностью;
  • Обязанность и права обучающихся и их родителей;
  • Руководители, педагоги и иные сотрудники компаний, в состав деятельности которых входит совершенствовать образовательную программу.

В 2018 году в закон о детских садах были внесены некоторые поправки. Также в этом году вступил в силу новый ФЗ №141. Подробности здесь:

Изменения:

  • Консультационные центры должны быть интегрированы в образовательную систему. Сотрудники подобных центров предоставляют помощь тем, кто нуждается;
  • Планируется сократить количество групп, которые постоянно содержатся в полтора раза;
  • Обеспечить бесплатными услугами детей. В частности, такие услуги направлены на образовательную сферу.

В ст 66 были внесены изменения:

  • Слово «обязанности» заменено на «права». Закон дает право детским садам предоставлять услуги по воспитанию, присмотру и уходу за детьми;
  • Увеличение обязательной заработной платы устанавливается согласно рыночной стоимости полностью. До внесенного изменения процентное соотношение приравнивалось к 20;
  • Получение компенсаций на оплату услуг. Родители получат компенсацию в размере:
    • 20 процентов на первого ребенка;
    • 50 процентов на второго;
    • 70 процентов компенсации на третьего и последующего.

В статью 86 были внесены изменения:

  • Детские сады имеют право отказать в месте родителям, чей ребенок старше полутора лет;
  • Родители получат возможность получить место в другом муниципальном учреждении или же встать в очередь.

Порядок зачисления детей в детский сад в РФ по закону

Порядок зачисления детей в дет. сад в РФ по закону следующий:

  • Комиссия по анализу дошкольных учреждений планирует, в какое заведение отдать ребенка;
  • Родитель имеет право выбрать любое образовательное учреждение, даже не по месту прописки. Для этого он должен написать заявление о том, что планирует зачислить ребенка в конкретное учреждение. Период, в течение которого родитель должен предоставить заявление ограничен, поэтому он должен поторопиться;
  • В индивидуальных случаях за уход и присмотр ребенка может потребоваться дополнительная плата с родителей. Размер дополнительной платы не может превышать 20% от официальной заработной платы.

Допустимый возраст

Отдать малютку в дошкольное образовательное учреждение можно начиная с 2 месяцев. Но только в том случае, если в муниципальной организации присутствуют специальные группы для самых маленьких. Но стоит учитывать, что малыш слаб и трудно переносит любые заболевания. Оптимальный возраст для детского сада — 2 года.

Должны ли совершеннолетние граждане помогать своим отцам и матерям?

Действительно, данная обязанность закреплена на законодательном уровне. Так, в соответствии с п.1 ст. 87 СК РФ, дети, достигшие возраста совершеннолетия, обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей, которые нуждаются в помощи.

Категории граждан

Обязанность по содержанию своих родителей возлагается на следующие категории граждан:

  • они должны быть полностью трудоспособные;
  • достигшие возраста совершеннолетия.

Объясняется такой подход тем, что алиментные обязательства носят солидарный характер. Так, пока ребенок не в состоянии содержать себя в силу возраста, это должны делать за него родители. В то же время, если с приходом старости мать с отцом не смогут о себе позаботиться, взрослый ребенок должен помогать им.

Закон об образовании

Родитель обязан:

  1. контролировать посещение ребенком учебной организации в соответствии с планом, режимом обучения;
  2. быть в курсе отметок и успеваемости отпрыска;
  3. содействовать в устранении задолженностей по учебе;
  4. знакомиться с содержанием учебных процессов и структурой их проведения, включая изучение учебных планов, методов донесения информации;
  5. принимать участие в разрешении всевозможных конфликтных ситуаций, если в них был замечен собственный отпрыск.

Родитель должен принимать активное участие в процессе, взаимодействуя с преподавателями и руководством образовательной организации. Оптимальным вариантом считается создание комитетов на базе каждого класса с регулярным проведением собраний, мероприятий.

Согласно указанному закону, форма обучения подбирается в соответствии с желаниями несовершеннолетнего. При этом обучение может быть любым – очным, домашним. С 2017 года в перечень был включен экстернат.

Родительские обязанности граждан прежде всего направлены на обеспечение детей благами, необходимыми для создания комфортных условий проживания. При этом столь же важную роль играет психологическая поддержка ребенка, исполнение его интересов, защита прав. Только при совокупном физическом, нравственном, духовном развитии несовершеннолетних детей, родитель сможет вырастить действительно гармоничную личность. А вот за невыполнением обязательств может последовать наказание, вплоть до окончательной утраты возможности контактировать с ребенком и принимать участие в его жизни.

Другой комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Воспитывать детей — одновременно право и обязанность родителей. Об этом же говорит и ст. 38 Конституции РФ. Это означает, что, во-первых, никто и ни при каких обстоятельствах не может лишить родителей возможности воспитывать ребенка. Лишение возможности воспитывать ребенка может произойти только по решению суда в случае лишения родителей родительских прав по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73, 74 СК РФ). Во-вторых, право воспитывать ребенка не означает возможность решать делать это или нет (как в случае с большинством других прав), — поскольку закон одновременно закрепляет и такую обязанность. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми основного общего образования. Этой обязанности родителей соответствует указанное в п. 2 ст. 54 СК РФ право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Обязанность отличается от права прежде всего необходимостью выполнения и наличием ответственности за невыполнение. Так, за невыполнение обязанности воспитывать ребенка в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Статья 156 УК РФ направлена на обеспечение выполнения родителями конституционной обязанности воспитывать своих детей и заботиться о них.

Надлежащее исполнение воспитательных функций в отношении несовершеннолетних — одна из приоритетных задач государства, так как результаты воспитания отражаются на процветании общества в целом. Поэтому наряду с уголовной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей предусмотрена также административная (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовая (ст. 1073 — 1075 ГК РФ), семейно-правовая (ст. 69 и 73 СК РФ) ответственность.

Преимущественное право родителей на воспитание детей перед другими лицами стало необходимым закрепить в связи с тем, что зачастую родители являются не единственными, кто имеет право на воспитание ребенка. К примеру, см. настоящий комментарий к ст. 62 СК РФ — несовершеннолетние родители, не достигшие возраста 16 лет, могут воспитывать ребенка вместе с назначенным ему опекуном. В этом случае разногласия разрешаются органом опеки и попечительства с учетом как данной нормы, так и конкретной ситуации в семье.

По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также ст. 18 и 52 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» <1>.

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

2. Главным в воспитании ребенка закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Обеспечение всех этих условий вряд ли, в общем случае, возможно без получения ребенком основного общего образования в общеобразовательном учреждении. Под образованием Закон РФ «Об образовании» понимает целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Кроме того, согласно ст. 43 Конституции РФ о праве на образование, основное общее образование обязательно и родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Получение среднего (полного) общего образования не считается обязанностью, но поскольку ценность образования является неоспоримой, государство возлагает на родителей обязанность обеспечить все условия для того, чтобы их ребенок продолжил свое обучение в высшем образовательном учреждении.

Как следует из комментируемой статьи, от выбора родителей зависит, в каком высшем образовательном учреждении их дети получат образование и в какой форме: очно, заочно, экстерном и т.п. Однако неучтение мнения ребенка в этом вопросе будет являться нарушением законодательства и может быть оспорено ребенком в судебном порядке путем самостоятельного обращения в суд.

Если вам нужна помощь Адвоката

Новый закон обусловлен пенсионной реформой

Еще в ноябре прошлого года представители Госдумы побеспокоились о предоставлении алиментов членами семейства лицам, достигшим предпенсионного возрастного барьера. Речь идет о возрасте женской части населения в 55 лет и мужской ее составляющей при достижении 60 лет. Подобные цифры предложены в расчете на намеченное с начала текущего года повышение пенсионного возраста.

Следует напомнить, что на родительские плечи ложиться ответственность за финансовое обеспечение своих детей до достижения ими совершеннолетия, но также после него в случае, если ребенок не трудоустроен. По аналогичной схеме алименты могут быть взысканы со взрослых детей на родительское содержание.

Кроме детей, не достигших совершеннолетия, алименты могут быть взысканы в пользу нетрудоспособных совершеннолетних граждан, к ним относятся лица, обладающие инвалидным статусом с I по III группы и пенсионеров. Так как в РФ произошли столь значимые преобразования, касающиеся повышения пенсионного возраста, без изменений в законодательстве людям пришлось бы значительно дольше жить в надежде на возможную поддержку от недобросовестных родственников.

Размер таких выплат определяться судебной инстанцией, за основу берутся потребности заявителя и возможности плательщика. Алименты присуждаются для ежемесячных выплат и определяются конкретной установленной суммой. Назначение происходит строго в индивидуальном порядке и не может быть указано в Семейном кодексе РФ.

Основные права несовершеннолетних детей

Что будет, если уклоняться от алиментов

А что же будет, если выросшие дети не хотят исполнять решение суда и платить алименты своим родителям? Ответственность детей в этом случае не отличается от ответственности родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов.

  • Во-первых, с неплательщика возможно взыскать неустойку в размере 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Чтобы произвести взыскание неустойки необходимо обратиться в суд с исковым заявлением, то есть взыскание происходит в судебном порядке.

  • Во-вторых, возможно применение мер административной ответственности. Так, законодательно предусмотрена ответственность за неуплату средств на содержание нетрудоспособных родителей (ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях). По указанной статье неплательщик может быть подвергнут обязательным работам, административному аресту или штрафу в  размере двадцати тысяч рублей.

  • В-третьих, в самом крайнем случае возможно привлечение к уголовной ответственности. Сразу отметим, что случаи привлечения к такой ответственности детей, не выплачивающих алиментов родителям, настолько редки, что в открытом доступе даже не удалось найти подобного случая, но, тем не менее, законодательство позволяет это сделать.

В заключение отметим, что в реальности очень много зависит от судьи и его мнения, а также обстоятельств и доказательной базы каждого из участников процесса. Поэтому хотелось бы выразить надежду, что дети и родители в большинстве случаев смогут договориться и пойти друг другу навстречу без суда.

3.07.2017

  
  взаимоотношения с родственниками, Справки, документы, пособия  Другие статьи автора

Когда родителей содержать необязательно

Дети могут быть освобождены от уплаты алиментов на содержание своих родителей, если судом будет установлено, что родители в прошлом уклонялись от выполнения ими родительских обязанностей.

Чаще всего выросшие дети стараются доказать, что родители не заботились об их здоровье, нравственном и физическом развитии, обучении, уклонялись от уплаты алиментов (в большинстве случаев в судебной практике это обстоятельство подтверждается свидетельскими показаниями, причем свидетелями очень часто выступают один из родителей ответчика, который свои обязанности выполнял).

Однозначно решается вопрос об уплате алиментов, если родитель был лишен родительских прав. В данном случае дети безусловно освобождаются от алиментного обязательства перед родителем. В качестве доказательства в суд может быть предъявлена копия вступившего в законную силу решения суда о лишении родителя родительских прав.

1.6 Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан
заботиться о сохранении исторического
и культурного наследия, беречь памятники
истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции)
Ясно, что данная обязанность не может
лежать только на государстве, к тому же
многие культурные ценности находятся
в частной собственности у граждан.
Отношения в этой области регулируют
Основы законодательства Российской
Федерации о культуре 1992 г, Закон РСФСР
об охране и использовании памятников
истории и культуры 1978 г. Указом Президента
РФ от 20 февраля 1995 г утвержден Перечень
объектов исторического и культурного
наследия федерального (общероссийского)
значения, включающий такие объекты всех
регионов страны.

Данная
конституционная обязанность направлена
на сохранение материальных и духовных
ценностей многонационального народа
России, развитие его культуры

Ответственность за нарушение

Конституционные экономические обязанности граждан рф

В соответствии
со статьей 57 Конституции Российской
Федерации каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы. Как
указывается в Постановлении Конституционного
Суда Российской Федерации от 17 декабря
1996 года по делу о проверке конституционности
пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона
Российской Федерации «О федеральных
органах налоговой полиции»,
конституционно-правовая обязанность
платить законно установленные налоги
и сборы имеет особый, а именно
публично-правовой, а не частноправовой
(гражданско-правовой) характер, что
обусловлено публично-правовой природой
государства и государственной власти.

Налогоплательщик
не вправе распоряжаться по своему
усмотрению той частью своего имущества,
которая в виде определенной денежной
суммы подлежит взносу в казну, и обязан
регулярно перечислять эту сумму в пользу
государства, так как иначе были бы
нарушены права и охраняемые законом
интересы других лиц, а также государства.

Целью конституционной
обязанности каждого по уплате налогов
является получение доли доходов или
стоимости имущества частных лиц,
соразмерной финансовому потенциалу
каждого налогоплательщика, для
финансирования государственных расходов.
Государство и муниципальные образования
в силу указанной конституционной
обязанности имеют конституционно
гарантированную возможность изымать
часть совокупного общественного продукта
в односторонне-властном порядке.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий