Поставки товаров для государственных нужд: характеристики, особенности и порядок

Сроки заключения договора поставки

Заключение договора поставки происходит только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о закупках.

На основании такого законодательства осуществляется и регулирование сроков, которые должны быть соблюдены.

Если речь идёт о закупках малого объема (цена договора в которых не превышает сто тысяч рублей), то предельный срок для заключения такого договора не может превысить десять дней. В случае если речь идёт о заключении договора с использованием услуг единого агрегатора торговли «Березка», то на подписание договора на этом ресурсе обеим сторонам даётся не более пяти дней.

В случае договоров и контрактов поставки товара, которые подписываются по итогам электронных конкурентных процедур, сроки заключения регламентируются положениями статьи 83.2 Федерального закона «О контрактной системе» и находятся в диапазоне от десяти до двадцати дней.

При этом договор или контракт будет считаться заключённым с момента его подписания в электронном виде. Бумажный экземпляр оформлять потребуется только некоторым государственным заказчикам, у которых отличается алгоритм финансирования (например, для казенных учреждений, которые могут осуществить оплату через Федеральное Казначейство, предоставив в качестве доказательства поставки товара подписанный в двустороннем порядке бумажный вариант договора).

Что еще скачать по теме:

  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договорТрудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займаВзятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора арендыНи для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставкиВ процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.
  • Все договоры
  • Все бланки
  • Авторский договор, авторский заказ
  • Агентский, субагентский договор и соглашение
  • Договор аренды, субаренды: недвижимости, имущества
  • Договор банковского счета, вклада-депозита, обслуживания
  • Брачный договор, контракт, семья
  • Договор безвозмездного пользования, оказания услуг
  • Договор возмездного оказания услуг
  • Договор гарантии и гарантийного обслуживания
  • Договор дарения, пожертвования
  • Договор доверительного управления
  • Договор займа, беспроцентного займа
  • Договор задатка, аванса
  • Договор залога недвижимости, имущества, прав
  • Договор комиссии, субкомиссии на покупку, продажу
  • Договор концессии, франчайзинга
  • Договор купли-продажи товара, имущества, акций
  • Договор лизинга, сублизинга, финансовой аренды
  • Лицензионный, сублицензионный договор
  • Договор мены, бартера, обмена
  • Договор найма, поднайма жилого помещения
  • Договор на выполнение работ, оказание услуг
  • Договор обучения, стажировки, переподготовки
  • Договор перевода долга
  • Договор подряда, субподряда
  • Договор поручения, договор поручительства
  • Договор поставки товара, продукции, оборудования
  • Договор представительства: юридического, коммерческого
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования, перестрахования
  • Договор уступки требований, договор цессии
  • Договор хранения товара, имущества
  • Трудовой договор, контракт, соглашение
  • Удостоверительная надпись
  • Прочие договора
  • Акт
  • Анкета
  • Аренда
  • Белстат
  • Бухучет
  • Бюджет
  • Ведомость
  • Госкомимущество
  • Доверенность
  • Должностная инструкция
  • Жалоба
  • ЖКХ
  • Журнал
  • Зарплата
  • Заявление
  • Здравоохранение
  • Инструкция
  • Исковое заявление
  • Контракт
  • Минздрав
  • Минтранс
  • Минюст
  • МЧС
  • Отчет
  • Отчетность
  • Положение
  • Приказ
  • Протокол
  • Рабочая инструкция
  • Расписка
  • Совмин
  • Соглашение
  • Справка
  • Труд
  • Уведомление
  • Устав
  • Форма
  • Ходатайство
  • Экономика
  • Юрлицо

Способы отбора поставщиков

Порядок заключения контракта отличается от порядка заключения обычного договора, состоящего в акцепте оферты (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Закон о госзакупках (ст. 10) называет несколько способов размещения заказа:

  • путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона);
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика <2>).

<2> Начиная с 1 июля 2009 г. из Закона о госзакупках исключен такой способ, как размещение заказа на товарных биржах.

По общему правилу заказ на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд размещается на торгах (п. 2 ст. 10 Закона о госзакупках). Причем по товарам, включенным в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (далее — Перечень), контракт заключается только по результатам аукциона (а не конкурса). Торги в форме аукциона отличаются от торгов в форме конкурса количеством критериев, по которым оценивается предложение участников (потенциальных поставщиков). При участии в аукционе критерий один — цена, победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену (п. 1 ст. 32 Закона о госзакупках) <3>. Если товар можно сравнивать не только по ценам, но и по иным характеристикам (и этот товар не входит в названный выше Перечень), заказчик будет проводить торги в форме конкурса. Победителем конкурса признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта, заявке которого присвоен первый номер (п. 1 ст. 20 Закона о госзакупках). Критериями оценки заявок участников конкурса наряду с ценой могут быть функциональные (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание товара, сроки (периоды) поставки товара, срок и объем предоставления гарантий качества товара (п. 4 ст. 28 Закона о госзакупках).

<3> Согласно п. 2 ст. 32 Закона о госзакупках заказчик вправе размещать заказ путем проведения открытого аукциона или открытого аукциона в электронной форме. Порядок проведения последнего детально прописан в гл. 3.1 Закона о госзакупках, вступающей в силу 1 июля 2009 г. (Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ).

Закон о госзакупках разрешает заказчикам размещать заказ и без проведения торгов, но только в установленных случаях. Так, если стоимость одноименных товаров, необходимых заказчику, не превышает в месяц 500 000 руб., заказчик вправе провести запрос котировок цен товара (п. 2 ст. 42 Закона о госзакупках). Участники представляют заказчику заявки со своими ценами (один участник может подать только одну заявку), победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену. Отличие от аукциона в том, что участники запроса котировок предлагают цену один раз в своей заявке (заказчик сравнивает предложенные варианты), а на аукционе цена уменьшается постепенно, участники в режиме реального времени предлагают все более низкую цену по сравнению с конкурентами.

Если стоимость одноименных товаров, закупаемых в течение квартала, не превышает 100 000 руб., заказчик вправе вообще не проводить никакие специальные процедуры, а разместить заказ на поставку товаров у единственного поставщика (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона о госзакупках), то есть фактически заключить контракт в общем порядке путем направления и акцепта оферты. Есть и другие случаи, перечисленные в ст. 55 Закона о госзакупках, которые позволяют заказчику заключить госконтракт с единственным поставщиком (например, если торги не состоялись).

Добавим, что обязанность заказчика размещать заказ на поставку товаров, перечисленных в Перечне, только путем проведения аукциона не распространяется на случаи, когда Закон о госзакупках допускает не проводить торги (Письмо Минэкономразвития России от 03.03.2009 N Д05-1079).

Сведения, которые потребуется отразить в договоре поставки

Для того чтобы договор был признан соответствующим действующим нормам гражданского законодательства и законодательства в сфере закупок, в нем необходимо учесть те положения, которые являются обязательными для такого вида договоров, а именно:

  • перечень сторон, которые будут принимать участие в подписании текста договора или контракта вне зависимости от его формы (бумажной или электронной). Указание таких сведений должно быть осуществлено в двух видах – развернутом в преамбуле и сокращенном в реквизитах сторон, но с обязательной расшифровкой данных о подписантах;
  • предмет закупки, который стал предметом контракта или договора. Указание предмета также может быть осуществлено в сокращенной и развернутой форме. Это характерно для тех случаев, когда речь идет о большом описании предмета закупки либо о необходимости подробного перечисления всех его данных. В этом случае в соответствующем разделе описывается предмет закупки в краткой форме (например, «поставка офисной мебели»), а в приложении, выступающем в качестве спецификации к контракту или договору, даются подробные сведения о таком товаре;
  • цена контракта или договора, а в случае закупки нескольких единиц одинакового товара – указание на величину стоимости такой закупки. Данные сведения размещаются в самостоятельном разделе с обязательным указанием данных о проводимых порядках расчета между участниками данного соглашения;
  • права сторон, а также их обязанности, в том числе в случае возникновения непредвиденных ситуаций, например, официально подтвержденных на федеральном или региональном уровне чрезвычайных обстоятельств;
  • применяемые меры ответственности сторон, которые подписывают данный документ. При этом описание таких мер ответственности должно строго соответствовать требованиям действующего законодательства;
  • порядок разрешения возникающих спорных конфликтов и механизм действия сторон, а также те законные механизмы, которые могут быть использованы сторонами для изменения или расторжения договора;
  • срок действия договора и возможные основания для его расторжения;
  • реквизиты сторон, подписывающих документ, а также подписи таких сторон.

В качестве дополнительного раздела рассматривается список приложений к тексту договора или контракта, например, в виде ведомости поставки, акта приема-передачи и образцов платежных документов.

В том случае, если речь идет о заключении договора или контракта на поставку с использованием процедур для закупок малого объема, возможно использование более простой формы (например, если для осуществления закупок малого объема используется Единый агрегатор торговли «Березка», то можно воспользоваться типовой формой договора, которую предлагает данная торговая площадка).

27 Договор контрактации

Договором
контрактации

называется договор, по которому
производитель сельскохозяйственной
продукции (продавец) обязуется передать
произведенную продукцию заготовителю
(контрактанту), а последний обязуется
принять и оплатить ее.

Договор
контрактации опосредует отношения по
заготовке сельскохозяйственных продуктов
и сырья, составляющих основу благосостояния
любого общества. Его отграничение от
других договоров куплипродажи проводится
по субъектному составу и предмету
договора.

Договор
контрактации является:

1) консенсуальным
– считается заключенным в момент
достижения между сторонами соглашения
в требуемой законом форме;

2) возмездным;

3) взаимным
– наличие субъективных прав и обязанностей
у обеих сторон договора контрактации.

Продавец
(производитель продукции) и заготовитель
продукции (контрактант)

 – предпринимател и. Государство и
граждане, не имеющие статуса предпринимателя,
не могут участвовать в договоре
контрактации в качестве продавца, при
этом государственный орган может
выступать в качестве заготовителя.

Предметом
договора контрактации является любая
продукция сельскохозяйственного
производства (растениеводства,
животноводства, звероводства, в том
числе пушного, и т. д.).

Предмет
договора контрактации не предназначен
для личного, семейного, домашнего или
иного подобного использования.

Существенными
условиями

договора контрактации являются срок и
ассортимент.

Цена
договора контрактации не является
существенным условием и определяется
по общим правилам, предусмотренным для
договора куплипродажи.

Форма
договора

– письменная.

Права
и обязанности заготовителя:

1) принятие
товара;

2) оплата
товара;

3) обязан
принять сельскохозяйственную продукцию
у производителя по месту ее нахождения;

4) обязан
обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства
производителя;

5) обязан
оплатить приобретаемую сельскохозяйственную
продукцию;

6) отвечает
за нарушение условий договора на общих
основаниях для предпринимателей;

7) заготовитель
– государственный орган по договору
закупки сельскохозяйственной продукции
для государственных нужд при нарушении
условий договора отвечает только за
вину;

8) при
наличии определенных условий в договоре
обязан вернуть производителю отходы
переработки за соответствующую плату.

Права
и обязанности производителя:

1) передача
заготовителю произведенной продукции;

2) необходимость
передать товар в согласованном
ассортименте;

3) освобождение
от ответственности за нарушение условий
договора при наличии доказательств
отсутствия вины.

Заключение контракта

<5> Эти убытки могут представлять собой разницу между ценой, предложенной победителем торгов, и ценой, по которой заказчик был вынужден закупить товар при отказе победителя от заключения договора (Постановление ФАС ЗСО от 11.10.2007 N Ф04-7230/2007(39299-А45-17)).

Сведения об участниках размещения заказа, признанных уклонившимися от заключения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков (п. 2 ст. 19 Закона о госзакупках) и содержатся в нем в течение двух лет. Поскольку заказчик вправе установить требование к участникам торгов об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков (пп. 2 п. 2 ст. 11 Закона о госзакупках), участник размещения заказа должен сознавать возможность неблагоприятных последствий в случае, если он будет признан победителем и уклонится от заключения контракта в дальнейшем.

Проект контракта разрабатывает заказчик. Когда заказ размещается путем проведения торгов, он прикладывается к конкурсной документации и к документации об аукционе (п. 5 ст. 22, п. 5 ст. 34 Закона о госзакупках). Участнику запроса котировок, предложившему лучшую цену, проект контракта направляется на подписание (п. 4 ст. 47 Закона о госзакупках). При этом в контракт в обязательном порядке включаются и не подлежат изменению (ни по согласованию сторон, ни в одностороннем порядке) условия, указанные в извещении о проведении торгов и документации о проведении торгов, в извещении о проведении запроса котировок, а также в заявках участников, признанных победителями (п. 5 ст. 9, п. 3 ст. 29, п. 3 ст. 38, п. 8 ст. 47 Закона о госзакупках).

Вместе с тем согласно ст. 528 ГК РФ поставщик, получивший проект контракта, вправе подписать его с составлением протокола разногласий. Заказчик должен рассмотреть этот договор и принять по нему решение — согласовать разногласия или отклонить их. В силу специального регулирования Законом о госзакупках порядка заключения контракта общие нормы, приведенные в ст. 528 ГК РФ, применяются только в отношении условий, которые стороны вправе изменять, а также в случае заключения контракта с единственным поставщиком. Поставщик, которому предложено заключить контракт, не вправе включать в протокол разногласий обязательные условия. Если по этой причине контракт не подписан в срок, установленный в соответствии с Законом о госзакупках, поставщик будет признан уклонившимся от заключения контракта и включен в реестр недобросовестных поставщиков (Постановления ФАС СКО от 16.01.2009 N Ф08-8265/2008, ФАС ВВО от 13.10.2008 N А17-1585/2008).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий