Экспертиза по закону № 44‑фз. с помощью экспертов или своими силами?

Оформление и содержание

По части структуры и реквизитов приказ о создании комиссии ничем не отличается от приказов по основной деятельности. В нём нужно указать наименование организации, номер и дату составления акта, название вида документа («ПРИКАЗ»). Сам же текст состоит из заголовка, констатирующей и распорядительной частей. Более подробно о нюансах оформления можно почитать в статье «Приказы по основной деятельности», а образец приказа о создании комиссии скачать на нашем сайте.

Текст приказа должен состоять из нескольких (минимум двух) пунктов.

  1. Прежде чем писать основной текст, нужно дать краткое обоснование: объяснить в одном-двух предложениях, зачем вообще понадобилось собирать комиссию. Обычно здесь ссылаются на законные акты – «в соответствии с Федеральным законом таким-то», «согласно нормам Трудового кодекса». Можно упомянуть и внутренние распоряжения – «в соответствии с распоряжением Генерального директора» и т.п.
  2. В первом пункте всегда указывается состав комиссии. Кто войдёт в число её членов, что это за лица, какие должности они занимают, из какого они отдела или ведомства? Всю эту информацию нужно занести в приказ в виде списка. Подробнее о составе комиссии сказано ниже.
  3. В следующем пункте нужно проинструктировать членов комиссии, что они должны делать. Провести аттестацию сотрудников? Так и следует написать. Проанализировать условия труда? Отлично, только здесь же нужно конкретизировать, в чём результат анализа будет выражаться. Проверить соответствие рабочих мест сотрудников нормам законодателя? Возможно и такое. Главное – поставить задачу чётко, ясно и лаконично, в то же время не вдаваясь в подробности. Если какие-то нюансы нужно объяснить подробнее – составьте отдельное приложение и дайте на него отсылку в этом пункте. Если задача сложная и включает в себя несколько этапов – выпишите каждый из них в отдельный подпункт.
  4. Следует указать сроки работы комиссии. Иногда они зависят только от воли руководителя, а иногда установлены законом. Указываются сроки в том же пункте, где ставятся задачи.
  5. В последнем пункте указывается ответственный за выполнение приказа. Если ответственный – сам руководитель, можно использовать формулировку «Контроль за исполнением приказа оставляю за собой» или другую подобную.

Это «костяк» документа. Если посчитаете нужным, вы можете добавить и другие пункты, дополняющие сделанные распоряжения. Но не переусердствуйте – приказ не должен превратиться в толстый фолиант, вызывающий зевоту и мигрень у читателей. Все дополнительные материалы вроде других актов, списков, графиков и прочего оформляйте в виде приложений.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

Как проводится экспертиза

Проведение экспертизы закупки возможно как своими силами, так и при помощи экспертов. Привлечение экспертов необходимо в том случае, если закупка проводилась у единственного поставщика (ст. 94 закона 44-ФЗ). При этом к проведению экспертизы могут допускаться не все лица. Их перечень указан в ст. 41 закона 44-ФЗ. Это настоящие и бывшие работники заказчика или поставщика, родственники, контрактные управляющие и члены комиссий по проведению закупок. Кроме того, к экспертам также устанавливаются и такие требования, которые не предусмотрены 44-ФЗ, в том числе:

  • образование;
  • стаж работы по своей специальности;
  • проведение достаточного числа экспертиз;
  • знание действующего законодательства по промышленной безопасности.

Привлечение внешних экспертов оформляется рядом документов:

  • договор с экспертной организацией;
  • указания, регламентирующие порядок приемки;
  • приказ о назначении лица, ответственного за приемку;
  • уведомление о том, что привлечение внешних экспертов является допустимым;
  • заключение эксперта, по результатам которого происходит приемка товара, либо отказ.

Обязанности поставщика и заказчика

Поставщик в соответствии с условиями контракта по п. 2 ст. 94 44-ФЗ обязан своевременно предоставлять достоверные данные о ходе исполнения своих обязательств в рамках государственного контракта.

Поставщик должен в установленные законом сроки предоставить заказчику результаты своей работы (поставить необходимые товары или завершить работы), а заказчик должен обеспечить приемку в соответствии со ст. 94 44-ФЗ. Поставка товара или оказание услуги могут осуществляться одномоментно или поэтапно.

Поставщик также должен своевременно информировать заказчика о возникающих сложностях в процессе исполнения контракта, а заказчик незамедлительно принимать необходимые меры по минимизации недостатков.

Нужна ли проверка выполненных работ или оказанных услуг?

После завершения работ по контракту, заказчик осуществляет приемку и экспертизу результатов проведенных работ или оказания услуг. Экспертиза должна выполняться по всем контрактам (в том числе и по договорам, заключенным по п.4 ч.1 ). Исключения составляют контракты, оформленные до принятия законодательных норм по ФЗ №44.

Экспертная проверка проводится каждый раз перед подписанием заказчиком документации о приемке. Если контракт предусматривает ежемесячную или ежедневную приемку продукции, то экспертиза предшествует этой процедуре с той же периодичностью.

В случаях, когда в контрактном договоре обозначено поэтапное исполнение обязательств, приемка результатов и их исследование проводится по окончании каждого этапа работ.

Ответственность экспертов

Акт приемки товара

Акт приема-передачи – закрывающий документ, подтверждающий исполнение контракта и внесение оплаты за услугу. 

Заключается на основании ст. 94 ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд” после того, как исполнитель осуществит частичную (полную) поставку товара.

Полностью реализует взятые на себя обязательства по контракту.

Акт – отдельный документ, в котором фиксируется факт приемки продукции от поставщика согласно 44-ФЗ, т.е. полное соответствие товара/ услуги требованиям или критериям определенного уровня качества. 

Акт составляется по итогам экспертизы и заключения, но не позднее 5 дней после составления документа, подписания сторонами. Только легитимный документ является правильным, если составлен на основании фактических сведений о проводимой поставке, универсальных передаточных документов либо товарных накладных, сопровождающих товар.

Если заказчик не составляет акт в силу определенных причин, то подвергается штрафу с взысканием в судебном порядке.

Акт составляется в 2-х экземплярах для поставщика и заказчика.

Строгая форма отсутствует, но обязательно должны быть прописаны главные пункты:

  • список продукции, услуги;
  • стоимость принятого товара;
  • заключение экспертизы;
  • решение заказчика, обоснование претензий при их наличии;
  • подписи участников процесса.

На бумаге акт выглядит следующим образом:

В правом верхнем углу прописываются данные об утверждении документа уполномоченным должностным лицом. Руководителем организации проставляется дата утверждения с учетом условий контракта.

В теле акта указывается состав комиссии, утвержденный по приказу.


Внизу бланка проставляются подписи членов комиссии, принимавших участие в приемке. Каждый член высказывает свое мнение. Если не согласен с общим выводом, то прикладывает свое мнение на специальном бланке приложения.

Акт подписывают обе стороны контракта.

Для придания ему легитимности прикладываются следующие документы:

  • сертификаты качества на товар;
  • товарно-транспортные накладные;
  • универсальные передаточные справки.

Если заказчик не согласен с поставляемым качеством товара, то может составить мотивированный отказ в письменном виде с отражением замечаний, претензий, выявленных несоответствий с отражением количества единиц продукта. 

В случае выявления брака или просрочки заказчик вправе:

  • отказаться от подписания акта о приемке, посчитав оказанную услугу неполной;
  • составить протокол разногласий, отразить выявленные недочеты

Внимание! 

  1. Заключенный контракт не будет считаться исполненным без предоставления документации совместно с актом при приемке товара либо при просрочке.
  2. В этом случае поставщик может быть признан нарушителем обязательств по контракту, привлечен к наложению штрафных санкций.

Ответственность для должностных лиц при приемке продукции

При проведении экспертизы на соответствие условиям контракта на должностных лиц накладываются следующие виды штрафов согласно частям 8,9,10 статьи 32 КоАП РФ:

8. Несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

9. Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей.

10. Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данным пунктам — 1 год со дня совершения административного правонарушения.

О привлечении экспертов

У заказчиков часто возникает вопрос: как именно стоит осуществлять экспертные работы? Можно сделать все своими силами — дешево, но, вполне вероятно, не очень качественно, а можно с привлечением специалистов — профессионально, но с оплатой услуг. Естественно, большинство заказчиков выбирают первый вариант. Тем более, если речь идет о региональных или федеральных властях, где зачастую имеются свои штабы, в которых специалисты способны осуществлять экспертную деятельность. Но что же говорит закон? Согласно части 4 статьи 94 № 44-ФЗ, обязательное привлечение экспертов необходимо в ситуациях, когда закупка товаров или услуг реализуется всего у одного поставщика. Исключениями здесь могут выступать лишь следующие случаи:

  • закупка производится у самих экспертов;
  • предметом закупки являются проекты объектов капитального строительства или результаты работ инженеров, которые прошли экспертизу государственного или негосударственного характера.

Во всех остальных случаях допускается по 44-ФЗ внутренняя экспертиза, то есть без привлечения посторонних комиссий.

Как именно необходимо работать с экспертами? Закон устанавливает особый порядок, при котором соответствующие комиссии, зарегистрированные в государственных реестрах, имеют возможность запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, связанные с условиями исполнения контракта. Результаты экспертных работ должны быть оформлены в специальном документе (по 44-ФЗ — акт экспертизы), который подписывается как самим заказчиком, так и представителем экспертной комиссии. При выявлении нарушений на приемке или во время проверочных работ может быть подана соответствующая жалоба, в которой должен указываться конкретный срок их устранения.

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

  • по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

* * *

Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке

Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.

Экспертиза с привлечением экспертов.

  1. Экспертные организации (эксперты) привлекаются к проведению экспертизы лишь на основании контрактов, которые заключены с учетом требований Закона № 44.
  2. У экспертных организаций (экспертов) есть право запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, которые непосредственно относятся к условиям исполнения контрактных обязательств, а также этапам их исполнения.
  3. Оформляются результаты экспертизы путем составления заключения, подписываемого представителем экспертной организации (экспертом). Если по итогам проведенной экспертизы были установлены какие-либо нарушения требований контракта, которые не препятствуют приемке, то заключение может содержать предписания по устранению этих нарушений (в этом случае обязательно нужно указывать сроки их устранения).

Как составить акт внешней проверки

Если воспользуетесь правом привлечь сторонние экспертные организации, после окончания их работы получите образец заключения внешней экспертизы по 44-ФЗ. Проверьте: там должна стоять подпись эксперта или уполномоченного члена экспертной организации (часть 7 статьи 41 закона № 44-ФЗ).

Если контролеры нашли нарушения, которые все же не препятствуют приемке, в заключение они могут включить предложения об их устранении. Опционально могут быть отмечены сроки их устранения. Приемочная комиссия компании должна принимать к сведению выводы и предложения экспертов, которые включены в заключение (ч. 5, 7 ст. 94 закона № 44-ФЗ).

Порядок проведения экспертизы

В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.

Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.

Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).

Как проводить экспертизу по 44-ФЗ

Если закупка осуществлялась у единственного поставщика, от заказчика требуется привлечение специалиста, то есть экспертиза будет иметь внешний характер. Однако предусмотрено несколько исключительных ситуаций:

  • проведение закупок у экспертных контор;
  • разработка документов проектного характера в отношении объектов капитальной застройки и итогов организации инженерных изысканий, которые уже были исследованы;
  • торги, проводимые для обеспечения федеральных нужд и потребностей;
  • иные случаи, требующие организации аудита подобного рода.

В ходе приемки итогов организатор мероприятия самостоятельно выносит решение, связанное со способом организации экспертной проверки.

Просрочка поставки

Если товар соответствует требованиям контракта и это установлено проведенной экспертизой, то дни просрочки за даты получения экспертного заключения не учитываются. Ведь по закону так нарушаются права исполнителя.

Если поставленный товар действительно не соответствует техническим, химическим и физическим критериям, зафиксированным в контракте, а факт установлен проведенной экспертизой, то начинает идти просрочка. 

Заказчик не закрывает сделку

В этом случае он должен перенаправить поставщику мотивированный отказ с перечислением конкретных нарушений, не дающих возможность принять услугу (товар). Например, исполнитель оказывает услугу по обработке помещений.

По контракту должен уведомить в письменном виде о начале проведения процедуры. Но не сделал этого на одном из объектов. 

Заказчик отказывается принимать, посчитав работу непроизведенной.

Это даст возможность поставщику быстро устранить выявленные нарушения. Другая ситуация, когда заказчик не перенаправляет письмо. 

Тогда поставщик вправе написать претензию, в частности при несогласии с выводами заказчика о нарушениях с изложением обстоятельств и фактов по делу. 

Если ответной реакции не последует, то остается одна дорога для решения проблемы – в Арбитраж.

Если заказчик принимает товар, но не желает оплачивать по истечении 30 дней с момента подписания документа о приемке, то согласно ст. 34 44-ФЗ (пункт 5) подвергается выплате неустойки.

Поставщик пишет претензию. 

Если и после этого оплата не поступает, то обязать заказчика можно только через суд.

Конечно, всегда лучше решать конфликты в досудебном порядке, т.к. договариваться. Если не получается, то поставщик может составить обращение в ОНФ, отделение “За честные закупки” или аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в своем регионе. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитраж.

Экспертиза проведена. Что дальше?

Результатом проведения экспертизы станет экспертное заключение. В нем помимо выводов об исполнении условий контракта эксперты могут предложить меры по исправлению выявленных недостатков.

На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке. Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.

Результат исполнения контракта или отдельного его этапа следует разместить в ЕИС в виде отчета. В нем должна быть отражена информация:

  • об исполнении контракта либо отдельного его этапа с соблюдением установленных сроков;
  • о неисполнение либо ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных исполнителем нарушений, а также примененных к нему санкций;
  • о расторжении контракта или изменении его условий.

Если заказчик привлекал к экспертизе контракта сторонних специалистов или организации, то к отчету следует приложить и заключение экспертов.

Приемочная комиссия, нужно ли создавать?

Экспертиза своими силами

Как провести экспертизу по 44-ФЗ

Внутренняя экспертиза помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку и быть уверенным в надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств. Внешняя экспертиза выгодна в том случае, когда у заказчика нет опыта ее проведения собственными силами или как-ких-либо специальных- знаний о сложных товарах.

Расскажем об основных правилах проведения внутренней и внешней экспертизы.

Правила проведения внутренней экспертизы

Как было отмечено выше, Закон № 44-ФЗ не содержит конкретных требований к экспертам организации. Кроме того, он не устанавливает правил проведения внутренней экспертизы и требований к оформлению ее результатов.

Поэтому приведем примерный порядок проведения экспертизы собственными силами заказчика:

  1. Издается приказ о назначении внутреннего эксперта или о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников заказчика.
  2. В установленные сроки комиссия (эксперт) оценивает результат исполнения договора.
  3. По итогам экспертизы оформляется документ о приемке товаров (работ, услуг). Это может быть акт приема-передачи, либо заключение по результатам работы экспертной комиссии.
  4. При выявлении несоответствия условиям контракта заказчик отказывает в приемке до устранения нарушений.
  5. В отчете о проведенной экспертизе отражается информация о ненадлежащем или надлежащем исполнении поставщиком своих обязательств.
  6. Отчет об исполнении контракта размещается в ЕИС. К нему прилагается отчет экспертной комиссии.

По итогам экспертизы заказчик принимает решение о соответствии товаров (работ, услуг) условиям контракта. Если его все устраивает, то он ставит свою подпись на акте приемки. Такой акт должен содержать:

  • перечень работ, услуг и товаров с указанием стоимости;
  • заключение экспертной комиссии;
  • при несоответствии — указывается информация обо всех выявленных недостатках;
  • подпись представителя комиссии;
  • документы и выводы экспертизы.

Правила проведения внешней экспертизы

С экспертом или экспертной организацией составляется договор, в котором стороны устанавливают порядок оказания услуги, сроки и стоимость работ. Кроме того, во избежание недоразумений с поставщиком, стоит разработать:

  • приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.

Результат работы внешнего эксперта или экспертной организации отражается в экспертном заключении (ч. 5 ст. Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления такого заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом или экспертной организацией.

Процедура не состоялась – привлекать эксперта необязательно

По общему правилу заказчик обязан привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случаях, преду-смотренных ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). С 27.12.2018 были скорректированы случаи, когда проведение внешней экспертизы не является для заказчика обязательным.
Напомним, в II полугодии 2018 года многим заказчикам необходимо было решать вопрос организации приемки товаров (работ, услуг) по итогам несостоявшихся процедур, проводимых в электронной форме, а особенно это было актуально для электронного аукциона. С 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ были введены «специальные» пункты:

  • для заключения контракта по итогам несостоявшегося конкурса и аукциона в электронной форме (п. 25.1);
  • для несостоявшегося запроса котировок в электронной форме (п. 25.2);
  • для несостоявшегося запроса предложений в электронной форме (п. 25.3).

При этом в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ данные пункты не были указаны как исключения, освобождающие заказчика от проведения внешней экспертизы поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) при приемке товаров (работ, услуг).
Таким образом, теперь в действующей редакции ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ указанная коллизия устранена. Следовательно, если конкурентная процедура признана несостоявшейся (например, комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие аукционе, его участником), то заказчик имеет право провести экспертизу собственными силами, не затрачивая время и финансовые ресурсы на привлечение внешних экспертов.

Проведение внешней экспертизы

Внешняя экспертиза бывает необходима в тех случаях, когда заказчик не в состоянии провести итоговые работы по оценке результатов исполнения контракта и его приемке самостоятельно. Это может быть обусловлено рядом факторов:

  • Правительством Российской Федерации и Министерством экономического развития сформирован перечень закупок, которые проводятся для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, итоги которых должны быть оценены путем привлечения внешних экспертных организаций или самостоятельных экспертов;
  • в штате организации нет специалиста, который мог бы провести приемку результатов исполнения контракта, а также составить экспертное заключение по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • заказчик самостоятельно принял решение о необходимости привлечения внешней экспертной организации, например, по причине спорности составленного экспертного заключения.

Привлекая внешнюю экспертную организацию, заказчик обязан соблюсти ряд правил к такой закупке:

  • заключение контракта об оказании услуг экспертной организацией должно осуществляться путем проведения закупочной процедуры (вид такой процедуры определяет сам заказчик исходя из имеющихся особенностей, в том числе объема самих экспертных услуг, размеров финансирования и т. д.);
  • контракт на оказание экспертных услуг должен быть подписан раньше, чем будет предоставлен отчет исполнителя по проверяемому государственному или муниципальному контракту;
  • заказчик вправе самостоятельно формировать перечень требований, которые будут предъявляться к самостоятельно действующему эксперту или к экспертной организации (например, наличие профильного образования, количество проведенных ранее внешних экспертиз, опыт работы в сфере проведения тех или иных экспертиз в пересчете срока такой работы и т. д.). Однако такие установленные требования не должны ограничивать возможности конкуренции между лицами и организациями, которые будут принимать участие в процедуре определения потенциального исполнителя.

Порядок проведения внешней экспертизы выглядит следующим образом:

  1. Внесение изменений в план-график с обоснованием необходимости проведения закупки экспертных услуг в конкретной форме и последующая публикация такого плана-графика. Необходимость внесения таких изменений обусловлена тем фактом, что сам заказчик тратит на проведение экспертизы бюджетные средства.
  2. Проведение процедуры закупки экспертных услуг и подписание контракта.
  3. Проведение первичной приемки переданного товара.
  4. Выборка и подготовка товара, объекта, на котором выполнялись какие-либо работы или оказывались услуги, для того, чтобы была проведена экспертиза и передача их в экспертную организацию либо формирование возможностей работы эксперта на месте путем создания соответствующих условий.
  5. Получение результатов в виде специально сформированного экспертного заключения.

Проведение итоговой приемки результатов исполнения контракта осуществляется только на основании заключения экспертной организации или самостоятельного эксперта, если к приемке результатов таковые были привлечены.

Акт о приемке товара, работ или услуг

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий