Порядок и правила заключения энергосервисных контрактов

Правовое регулирование

Условия энергосервисного договора или контракта одновременно соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе и требованиям к договорам подобного рода по действующему федеральному законодательству об энергосбережении и повышению энергоэффективности.

Подписание энергосервисных контрактов направлено на рост энергоэффективности при закупках товаров, работ и услуг из сферы естественных монополий, в частности, услуг:

  • водоснабжения;
  • теплоснабжения;
  • водоотведения;
  • газоснабжения;
  • услуг по подключению к инженерным сетям по регулируемым тарифам;
  • в части поставок электроэнергии, мазута, топлива для выработки энергии, угля.

Благодаря экономии, на использовании энергоресурсов достигается существенный экономический эффект, и заказчик получает возможность направить высвободившиеся средства на развитие и на повышение оплаты труда сотрудников.

Согласно действующему законодательству, подписание энергосервисных контрактов является правом заказчика, а в некоторых случаях – его непосредственной обязанностью. Право на подписание энергосервисных контрактов предоставлено государственным и муниципальным заказчикам, согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ. Данная статья законодательства о контрактной системе регулирует особенности заключения энергосервисных контрактов.

В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 г. также регулируются отношения между заказчиком и исполнителем по энергосервисному контракту. В ст. 21 данного закона подчеркивается, что государственные и муниципальные энергосервисные контракты заключаются и оплачиваются по нормам законодательства о контрактной системе. Это значит, что на заказчика накладываются обязанности по формированию и публикации закупочной документации, проведению закупки и определению победителя по правилам 44-ФЗ.

Среди ключевых нормативно-правовых актов, которые определяют государственную политику в части увеличения энергоэффективности, помимо вышеуказанного ФЗ-261 от 2009 года «Об энергосбережении», можно выделить:

  • Правительственное Распоряжение от 2009 года №1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года»;
  • ПП РФ от 2009 года №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам…»;
  • ПП РФ от 2010 №636 «О требованиях к условиям…»

В регионах и муниципальных образованиях, помимо общефедеральных проектов, нередко определена собственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности, на которую должны ориентироваться заказчики на местах. Внедрение подобных мероприятий является обязательным для бюджетных, казенных и автономных учреждений.

В рамках ч. 1 ст. 108 44-ФЗ заказчики вправе подписывать энергосервисные контракты, тогда как по 261-ФЗ прописана их обязанность проведения комплекса энергосберегающих мероприятий. Необходимость подписания контрактов для роста энергоэффективности дополнительно подчеркивается в письме МЭР от 2015 года №Д28и-2618.

По ст. 24 ФЗ-261 государственное или муниципальное учреждение обязано обеспечить снижение потребления воды и суммарного объема потребляемого топлива, мазута, газа и электроэнергии и пр. С 2011 года требования были распространены на все государственные контракты (казенные, автономные, бюджетные), что нашло подтверждение в письме Минфина от 2010 года №02-03-06/5448.

С апреля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства №1618 от 2018 года. В нем подчеркивается, что энергосервисные контракты прописываются в документах о планировании закупок отдельной строчкой и публикуются в ЕИС с особыми пометками.

Основные параметры проекта

В результате внедрения мероприятий планируется следующий объем экономии ТЭР (см. рис.).

Рис. Планируемая экономия энергоресурсов в школе после реконструкции

  • объем инвестиций -1,3 млн руб.;
  • величина планируемой экономии — 350 тыс. руб. в год;
  • доля экономии, выплачиваемая ЭСКО — 90%;
  • дисконтированный срок окупаемости — 5лет (при ставке 13%).

С учетом того, что дисконтированный срок окупаемости проекта равен сроку действия контракта, а ставка дисконтирования учитывает далеко не все риски, проект является условно окупаемым. При этом, необходимо учесть, что в указанных выше затратах проекта не отражены административно-управленческие и другие расходы, связанные с управлением проектом. Таким образом, аналогичные проекты могут быть экономически привлекательными для частных инвестиций только при условии значительного снижения затратной части, что, по нашему мнению, возможно при условии массового внедрения и жесткой технологизации всего цикла работ по энергосервисным контрактам.

Особенности энергосервисного контракта в сфере ЖКХ

Энергосервисный договор на общедомовые нужды должен четко определять критерии, по которым будут сэкономлены энергоносители, а также срок реализации проекта. Потребители энергоресурсов многоквартирного дома не должны предварительно нести никакие затраты. Энергосервисные контракты заключаются на длительное время. Именно поэтому заблаговременно нужно достигать договоренность по дополнительным расходам, на случай, что они возникнут в процессе реализации контракта.

Этапы заключения энергосервисного контракта

Перед тем, как подготовить соглашение и провести закупку, у заказчика есть возможность провести диагностику в соответствии со ст. 15 ФЗ № 261. Именно по результатам энергообследования можно будет понять реальные потребности . Анализ также поможет выставить стартовую стоимость тендера. Все это необходимо для заключения договора, который осуществляется по результатам закупки.

Федеральный закон 44-ФЗ регламентирует проведение закупки. После того, как все подготовительные этапы проведены, заказчик инициирует проведение конкурса по подбору подрядчика для заключения энергосервисного контракта. Последовательность действий прописана в 44-ФЗ.

Пошаговая инструкция рекомендует на первом этапе произвести подбор типа тендера. Может использоваться любая конкурентная процедура, а именно конкурс или аукцион. Самое главное, чтобы тендер проводился в электронном виде. Для этого код аукциона ОКПД2 должен входить в перечень федерального и регионального уровня. Чтобы победить, участник должен предложить самую оптимальную цену на указанные в документации действия.

Если код ОКПД2 не указан в обоих реестрах или в одном из них, то обязательно проведение конкурса. В электронном конкурсе оценивается не только цена работ, но и качественные, а также квалификационные критерии. Выигрывает тот участник, который по всем этим признакам лучше других.

После того, как победитель определен, рассчитывается первоначальная стоимость и выбирается метод оплаты. Для этого используется формула НМЦК – начальная максимальная цена контракта. Она учитывает ресурсы (V), фактически потребленные за прошедший год, их цену (C) и ожидаемую длительность работ по контракту (CK).

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяет заказчик. Он может исчисляться в размере 5%-30%, как указано в ч.18 ст.108 ФЗ № 44. После этого определяется система оплаты услуг. Расчет может производиться в соответствии:

  • с размером экономии, которая нужна заказчику, а также максимальным процентом от этой суммы, который будет выплачен исполнителю
  • минимальной требуемой экономии для заказчика и проценту, выплачиваемому подрядчику
  • минимальной требуемой экономии для заказчика и максимальному проценту, положенному подрядной компании

Размер экономии будет указываться в натуральном выражении затрат заказчика, которые он будет нести при поставке каждого вида энергоресурса. Показатель считается согласно п. 1-3 ч. 3 ст. 108 ФЗ №44.

После этого готовится пакет документов и извещений. И только после этого запускается процедура и заключается энергосервисное соглашение.

В чём особенности ЭСК

Цель контракта состоит в достижении экономии при оплате энергоресурсов с применением энергоэффективных новых технологий. Порядок и форма таких договоров регулируется двумя ФЗ, рядом подзаконных актов. СКЭ могут заключать с учреждениями бюджетной, социальной сферы, на промышленных предприятиях, в ЖКХ и частном домостроении.

К особенности контракта относят, что затраты инвестора ЭСКО, возмещаются за счёт экономии средств, получаемых после внедрения энергосберегающих технологий. При этом федеральное агентство, как заказчик не вкладывает собственные средства, выполняет энергосберегающие проекты без вложения на капитальные затраты, без ассигнований правительства.

ЭСКО, после консультации с агентством в роли заказчика, создаёт, осуществляет проект, который отвечает уровню экономии энергозатрат и обеспечивает полное финансирование. На протяжении всего срока действия договора ЭСКО предоставлять оплату проекта.

К дополнительным условиям контракта по соглашению сторон относят обязанность федерального агентства, как исполнителя, обеспечить согласование с ЭСКО режимы экономии энергоресурсов:

  1. Организация энергетического осмотра.
  2. Выдерживание температурных норм.
  3. Контроль уровня освещённости.
  4. Соблюдение требований по координации труда.
  5. Предоставлять надлежащего содержания строений.
  6. Установить приборы учёта используемых энергоресурсов.

Требования к содержанию

Согласно Приложению №1 к ПП №636 к энергосервисному контракту, он должен содержать в своем составе перечень мероприятий, которые проводятся исполнителем и направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

При этом если самостоятельно заказчик не может подготовить данный перечень, то в контракт включается перечень из переданной заявки участника, с которым подписывается контракт. Но также здесь должно содержаться условие о том, что компенсация затрат на подготовку документации на участие в торгах участником не производится.

В отношении экономии должны быть указаны ее размер, возможности распределения дополнительной экономии и период, когда будут достигнуты показатели энергосбережения. Так, согласно письму Минфина от 2010 года №02-03-06/5448, сэкономленные на энергоресурсах средства могут перераспределяться на увеличение зарплаты сотрудников.

Также госконтракт содержит такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по договору.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем компенсации.
  3. Штрафные санкции при неисполнении обязательств по договору.
  4. Порядок перехода прав собственности на поставленное оборудование в пользу заказчика.
  5. Положение о том, что полная и частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному контракту допускается (или наоборот).

По «Методическим рекомендациям …» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, которые были составлены Минэкономразвития, предметом договора или госконтракта становится повышение энергоэффективности заказчика за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий для достижения указанной цели прописывается в виде приложения к контракту в разделе «Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Сроки действия договора определяются с учетом п. 11 Постановления Правительства от 2010 года №636. Они устанавливаются с учетом достижения размера экономии от действий подрядчика и не могут быть менее месяца.

С учетом п. 13 указанного постановления сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии должны составлять 5-30 дней с момента дня окончания указанного периода. Окончательные расчеты осуществляются по факту достижения размера энергосбережения.

Сроки выполнения энергосберегающих мероприятий выступают существенным условием контракта. При этом окончание срока контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

Заказчик также должен гарантировать соблюдение санитарно-гигиенических, технических и эксплуатационных требований к объектам.

В разделе с базовым уровнем потребления прописывается уровень потребления энергоресурсов за предыдущий период. Объективно указанный период должен быть не менее года с учетом климатических и природных особенностей. Разбивку потребления стоит указывать помесячно.

Уровень потребления энергоресурсов до энергосберегающих мероприятий указывается на основании показания приборов учета. Они фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который прикладывается к госконтракту и становится его неотъемлемой частью.

В ходе исполнения контракта заказчик фиксирует изменения в энергопотреблении за установленный временной промежуток (месяц или день). Заказчик по требованию исполнителя в течение 3 дней предоставляет первичную документацию с объемом потребления энергоресурсов.

Размер достигнутой экономии определяется по каждому виду ресурса по отдельности: по газу, воде, углю и пр.

Процент экономии определяется путем сопоставления базового потребления и достигнутого после энергосберегающих мероприятий.

В разделе с энергосберегающими мероприятиями приводятся обязанности сторон по реализации определенных действий для повышения энергоэффективности в соответствии с планом-графиком их внедрения.

При выполнении данных мероприятий должны учитываться действующие на территории РФ строительные нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила. Все используемые материалы должны иметь сертификаты, которые предоставляются заказчику исполнителем в течение не более 3 дней после поступления запроса.

Исполнитель по договору имеет право оказать дополнительные услуги, но без увеличения цены контракта.

Цена договора

Еще одно отличие договора управления от ЭД состоит в определении цены договора и срока его действия. При установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества учитываются расходы на проведение мероприятий, запланированных на 12 месяцев, затем определяется размер платы на месяц и в расчете на 1 кв. м площади помещений в доме.

Цена ЭД, с одной стороны, обусловлена стоимостью запланированных мероприятий, а с другой — ограничена стоимостью фактически сэкономленных энергетических ресурсов (плата по ЭД вносится за счет полученной экономии). Соотношение этих двух величин диктует срок окупаемости, который предопределяет срок действия договора, в течение которого ведутся расчеты.

Ответственность сторон

Исходя из целей заключения энергоконтракта исполнитель несет перед заказчиком ответственность за недостижение предусмотренного размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода. Размер неустойки определяется как произведение цены (тарифа) на соответствующий энергоресурс и разницы между предусмотренным размером экономии энергоресурса в натуральном выражении, и фактически достигнутым в этот же период.

Неустойка за неисполнение заказчиком обязательства по оплате энергоконтракта начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного энергосервисным контрактом срока оплаты. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера платежа, который должен быть внесен заказчиком.

В части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителя по соблюдению параметров условий деятельности заказчика, установленных законодательством РФ, включая требования техрегламентов, госстандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при выполнении мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности – в качестве меры ответственности устанавливается обязанность исполнителя безвозмездно устранить выявленные недостатки и компенсировать убытки, возникшие из-за этого у заказчика.

При этом на энергосервисные контракты распространяются общие правила определения штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Арбитражный и Верховный суды: неэффективные услуги не оплачивать!

Вышестоящие суды, куда в дальнейшем обратилась администрация школы, встали на сторону заказчика по следующим причинам.

В статье 309 ГК РФ закреплен принцип надлежащего исполнения обязательств. Исходя из положений п. 1 ст. 711 ГК РФ при предъявлении требования о взыскании с заказчика стоимости оказанных услуг исполнитель должен доказать факт оказания услуг, их стоимость. ЭСК ссылалась на фактическое пользование образовательной организацией услугами, достижение экономии энергоресурсов. Но, по мнению судов, в рамках рассмотрения спора о взыскании задолженности по договору существенное значение имеет, были ли фактически оказаны услуги, названные в приложении к документу: установка АИТП, перевод неработающего бассейна на режим «дежурного» отопления, химическая промывка системы отопления, утепление трубопроводов отопления, установка энергоэффективных окон, чистка конвекторов, установка автоматических балансировочных клапанов. Как оказалось, из всего перечня в рамках расчетного периода была выполнена лишь чистка конвекторов. Причем суды учли, что согласно результатам экспертизы эта чистка не привела к экономии энергоресурсов.

Акты достигнутой экономии энергоресурсов в спорном периоде заказчик не подписал. А вывод нижестоящих судов о том, что установленный размер экономии достигнут и заказчиком не оспаривается, противоречил материалам дела, включая содержание письменных возражений администрации школы.

Также согласно ст. 65 АПК РФ обязанность доказать, что выполнение мероприятий привело к экономии энергоресурсов, возложена на истца (в роли которого выступала ЭСК). Однако арбитражный суд области и апелляционный суд ошибочно возложили данную обязанность на ответчика, то есть на школу.

По смыслу ст. 711, 779 ГК РФ заказчик обязан оплатить лишь фактически оказанные ему услуги.

Высшие суды указали, что ранее сделанный вывод о праве ЭСК на получение максимально возможного вознаграждения при достигнутой экономии энергоресурсов безотносительно к фактически оказанным услугам свидетельствует о возложении на заказчика неблагоприятных правовых последствий (в виде обязательства оплатить данную сумму независимо от наличия встречного предоставления со стороны исполнителя), в то время как законодательством не предусмотрено осуществление коммерческой деятельности одного лица за счет другого.

В силу ст. 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать выгоду за счет незаконного или недобросовестного поведения. Действия заказчика, отказавшегося оплачивать услуги исполнителя, не обеспечившего запланированную экономию энергоресурсов, были признаны законными.

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34) , №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).

Стороны договора и взаимоотношения между ними

Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ в общем случае в роли заказчика по договору управления выступают собственники помещений в МКД (частные случаи: органы управления ТСЖ, застройщик, лицо, принявшее от застройщика помещение по акту). Исполнитель по договору управления — управляющая организация. Последняя имеет право самостоятельно привлекать третьих лиц для выполнения отдельных работ и оказания отдельных услуг (если иное не предусмотрено договором). Более того, согласно п. 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями. Также отметим, что на оценку взаимоотношений сторон по договору управления не влияет то, каким образом УК выполняет работы (собственными силами или с привлечением других лиц). Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 10841/10 применительно к налоговым правоотношениям (УК не может выступать в роли посредника между собственниками помещений и непосредственными исполнителями работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества). Он полностью соответствует правовому статусу УК согласно ЖК РФ: УК несет ответственность за предоставление и надлежащее качество услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества (п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 42 Правил содержания общего имущества).

Пункт 38(2) Правил содержания общего имущества предлагает два варианта заключения ЭД, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества (конкретный вариант избирается общим собранием собственников помещений). Первый вариант: в роли заказчика по договору выступают собственники помещений, в роли исполнителя — УК. В этом же пункте Правил содержания общего имущества подчеркивается, что ЭД с управляющей организацией заключается отдельно от договора управления МКД. Второй вариант: общее собрание собственников помещений наделяет УК полномочиями по заключению в интересах собственников от своего имени или от имени собственников ЭД с организацией, оказывающей энергосервисные услуги (основные условия договора утверждаются общим собранием). В данной ситуации заказчиком по ЭД является УК, а исполнителем — третье лицо.

В случае когда собственники помещений заключают с управляющей компанией ЭД, который действует параллельно с договором управления, нужно понимать, что если в предмет ЭД входят мероприятия по энергосбережению из утвержденного региональными властями обязательного перечня, то эти мероприятия автоматически исключаются из предмета договора управления. Одно из последствий данного факта заключается в том, что стоимость этих мероприятий должна быть исключена из платы за содержание и ремонт общего имущества. Гражданско-правовая ответственность УК за ненадлежащее выполнение этих мероприятий устанавливается не Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (в частности, не в виде изменения размера платы), а исключительно ЭД. Однако вывод таких мероприятий из состава услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества никак не влияет на возможность привлечения УК к административной ответственности за невыполнение обязательных требований к содержанию общего имущества.

При наделении УК полномочиями по заключению ЭД в интересах собственников помещений с третьим лицом нужно понимать, что такая роль снимает с УК всякую ответственность за ненадлежащее исполнение сделки третьим лицом: если ЭД заключен от имени УК, то основание для этого содержится в п. 1 ст. 993 ГК РФ, если же от имени собственников помещений, все права по ЭД возникают также у собственников помещений — претензии по качеству они должны предъявлять непосредственному исполнителю по ЭД. Такой порядок вещей категорически противоречит правовому статусу управляющего МКД: именно УК несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества. Поэтому, основываясь на системном анализе норм законодательства, можно прийти к выводу, что УК не вправе выступать в роли посредника при заключении ЭД в части выполнения мероприятий, являющихся по закону элементом содержания общего имущества. Быть посредником допустимо только при заключении ЭД в отношении мероприятий, не включенных в состав работ и услуг по содержанию общего имущества.

Обязательства сторон

В соответствии с Постановлением № 636 в проект контракта необходимо включить как минимум следующие обязательства заказчика:

  • предоставление актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергоресурс, наличии приборов учета используемого энергоресурса, в отношении которого планируются энергосберегающие мероприятия;

  • надлежащее содержание и обслуживание объекта, в отношении которого осуществляются энергосберегающие мероприятия, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;

  • обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов;

  • допуск представителей исполнителя на соответствующий объект;

  • предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергоресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта.

Положениями Постановления № 636 в отношении исполнителей предусмотрены следующие обязательства, которые включаются в контракт:

  • обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству РФ, в том числе требованиям техрегламентов, госстандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;

  • обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов.

Кроме специфических обязательств, в проект контракта целесообразно включать и «общепринятые», например:

  • информация о состоянии работ по выполнению контракта предоставляется по запросу заказчика;

  • по окончании производства работ исполнитель обязан предоставить заказчику руководство по эксплуатации оборудования. Исполнитель обязан провести инструктаж персонала заказчика по требованиям к эксплуатации, сохранению, восстановлению оборудования и системы в случае аварий;

  • гарантии на материалы и оборудование предоставляются в соответствии с гарантией заводов-изготовителей.

Право собственности на оборудование

В контракт необходимо включить условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий. Например:

Начальная (максимальная) цена ЭСКД

Начальная (максимальная) цена ЭСКД (определяется на основе положений ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе и методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В соответствии с нормами, установленными вышеперечисленными нормативными правовыми актами, начальная (максимальная) цена ЭСКД определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)».

С учетом того, что в рамках данной статьи в качестве основного способа определения поставщика по ЭСКД постулируется двухэтапный конкурс, то последующее изложение адаптировано именно к его специфике с сохранением императивной составляющей ст. 108 Закона о контрактной системе.

В частности, в документации указывается начальная (максимальная) цена ЭСКД, в т. ч. расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида ТРУ с указанием количества таких ТРУ и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих трех условий:

  • фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов,максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с ЭСКД (например, при экономии в размере 5 млн руб. (что составляет 10% от обязательной суммы, при расходовании которой необходимо проводить обязательное энергетическое обследование в размере 50 млн руб. уплачивается 50%, т. е. 2,5 млн руб.);
  • подлежащий уплате исполнителю в соответствии с ЭСКД фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении (предположительно это положение можно трактовать так – исполнителю начинают уплачиваться проценты, начиная с определенной суммы экономии. В частности, если исходить из расходов в 50 млн руб., то, начиная с экономии 500 тыс. руб., исполнителю уплачивается 50%);
  • минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с ЭСКД. Данная норма может, например, пониматься так – начиная с экономии 500 тыс. руб., исполнителю уплачивается максимум 50%.

Что касается цифр, то их конкретные значения могут быть предметов обсуждения с участниками закупки в ходе первого этапа двухэтапного конкурса.

Особенности определения начальной (максимальной) цены ЭСКД, которые также необходимо учитывать в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 обусловлены двумя факторами, первым из которых является срок исполнения контракта (равен или меньше одного года и срок более одного года).

В соответствии с этим НПА для ЭСКД, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена ЭСКД (НМЦЭСКД) менее года (мг) определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (ОПЭРпг) и стоимости единицы энергетического ресурса (СтЭР), в частности:

НМЦЭСКДмг = ОПЭРпг × СтЭР.

При этом СтЭР = Тэр, где Тэр – тариф (цена), по которому заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора.

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года (бг), НМЦЭСКДбг определяется следующим образом:

НМЦЭСКДбг = ФОПЭРпрг × СтЭР × N,

т. е. как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год (ФОПЭРпрг), стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора (СтЭР = Тэр) и минимального целого количества лет (N), составляющих срок исполнения контракта.

Проблемы с производительностью

FEMP обнаружила ряд способов определения поставщика энергосервисных контрактов и мониторинга эффективности ESPC в течение срока действия документов. Однако подавляющее большинство обязательств основано на оговоренной, а не фактической измеренной экономии. Это означает, что стороны договариваются о технических расчетах в начале контракта и никогда не должны измерять фактические результаты после этого.

Внутреннее исследование показало, что по многим документам было невозможно определить, были ли достигнуты цели производительности и экономия. После нескольких лет работы, когда текучесть кадров достигла высоких показателей, многие из этих проектов больше не контролировались. Но по сей день подавляющее большинство контрактов ESPC основаны на заданных, а не на фактических измеренных показателях.

* * *

Энергосервисный договор, в отличие от договора управления МКД, подразумевает обязательство не только выполнять определенные работы, но и обеспечивать установленную величину экономии коммунальных ресурсов. Предметы ЭД и договора управления могут пересекаться. Если какие-либо работы, по закону относимые к работам по содержанию общего имущества, становятся предметом ЭД, они автоматически исключаются из договора управления. Вместе с тем УК не имеет права воспользоваться преимуществами статуса посредника при заключении ЭД в отношении работ, по закону являющихся элементами содержания общего имущества. К такому выводу позволяет прийти системный анализ норм жилищного законодательства.

Н.М.Софийская

Эксперт журнала

«Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Выводы

1.    Энергосервисные договоры могут состоять в выполнении энергосервисной компанией любых законных мероприятий, направленных на достижение согласованных сторонами целей или показателей, непосредственно связанных с энергосбережением и повышением энергетической эффективности использования заказчиком энергетических ресурсов. Это свидетельствует о принципиальной юридической допустимости использования энергосервисного договора для целей реализации ТПиР

2.    Энергосервисный договор не является самостоятельным гражданско-правовым договором и в зависимости от содержания конкретных прав и обязанностей сторон может быть квалифицирован в качестве одного из предусмотренных ГК РФ гражданско-правовых договоров, либо в качестве смешанного договора. Соответственно, исполнение такого энергосервисного договора (смешанного договора) будет предполагать необходимость исполнения сторонами самостоятельных гражданско-правовых обязательств, составляющих реальное содержание энергосервиса (например, выполнение исполнителем подрядных работ и их оплату заказчиком, поставку исполнителем оборудования и его оплату заказчиком и т.п.).

3.    Условие о цене и порядке оплаты энергосервисного договора может быть определено соглашением сторон договора и, в частности, предусматривать обязанность заказчика производить оплату исполнителю по факту достижения согласованной договором величины экономии энергии заказчиком. При этом исполнение энергосервисного договора в части оплаты в обязательном порядке должно предполагать не только гипотетическое исполнение, но и безусловное встречное предоставление заказчика в пользу исполнителя, эквивалентное реальной стоимости реализованных исполнителем мероприятий (например, оплату стоимости передаваемого в собственность заказчика в рамках энергосервиса объекта, оплату выполненных работ, оказанных услуг и т.п.).

В противном случае наличие условия об оплате энергосервиса лишь в случае достижения экономии энергии заказчиком ввиду не достижения запланированной в договоре экономии может быть квалифицировано в качестве дарения (с реализацией соответствующих правовых рисков).

4.    Действующее законодательство допускает реализацию сторонами энергосервисного договора любой соответствующей требованиям законодательства конструкции и сроков перехода прав (права собственности, правомочий владений и (или) пользования и т.д.) на объекты и (или) оборудование, создаваемые/поставляемые в процессе исполнения энергосервисного договора.

5.    Соблюдение установленных требований промышленной безопасности опасных производственных объектов возлагается на организацию (сторону энергосервисного договора), которая одновременно отвечает следующим параметрам:

1)   осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта;

2)   владеет опасным объектом на праве собственности, аренды либо на ином законном основании.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий