Структура

Тарифное регулирование

Летом 2015 года ФАС взяла на себя и функции упраздненной ФСТ (Федеральной службы по тарифам), а именно — установление тарифов и осуществление контроля за их применением в различных отраслях экономики. Тарифное регулирование охватывает электроэнергетику, газовую отрасль, железнодорожный транспорт и другие сферы, перечень которых установлен соответствующим нормативным правовым актом. В первую очередь оно осуществляется в сфере функционирования естественных монополий.

В компетенцию ФАС также входит рассмотрение разногласий и досудебных споров между органами власти субъектов РФ, предприятиями и потребителями в области регулирования тарифов государством. Кстати, большинство заявлений и жалоб, поступающих в антиомонопольную службу, приходится на сферы тепло- и водоснабжения.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности описываемого органа в отношении регулирования тарифов является обеспечение единообразия экономического пространства посредством снижения дифференциации среди расценок в одной отрасли. Кроме того, ФАС планирует повысить уровень информационной открытости процесса установления тарифов и внедрить в этот процесс принцип состязательности.

Как отозвать жалобу

Федеральное законодательство предусматривает возможность отзыва жалобы, направленной заявителем, если он лично изъявил такое желание. Для отзыва заявления предоставляется пятидневный срок с момента передачи жалобы в уполномоченную инстанцию на рассмотрение.

Обращение в ФАС об отзыве жалобы можно направить почтовым письмом, через электронный сервис на официальном портале ведомства и при личном визите в территориальное представительство ФАС.

После отзыва заявления участники антимонопольной комиссии в течение трех рабочих дней направляют соответствующие уведомления участникам процесса и публикуют сведения в открытом доступе на официальном интернет-портале ФАС. Если претензия затрагивала вопросы нарушения законодательных норм, от уполномоченные сотрудники ведомства осуществляют внеплановую проверку.

Образцы заявлений для передачи в ФАС можно обнаружить на официальной странице инстанции. Текст можно вписать от руки или машинописным способом.

Отдел контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами

Основными функциями отдела являются:

1. Рассмотрение заявлений, выдача предупреждений, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства по фактам действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей в следующих сферах:

— электроэнергетика;

— теплоснабжение;

— газоснабжение;

— горячее, холодное водоснабжение и водоотведение;

— управление многоквартирными домами (за исключением вопросов проведения конкурсов на управление многоквартирными домами);

— услуги связи (размещение линий связи в ЛКС, почта);

— железнодорожные перевозки (пассажирские, грузовые);

— водный транспорт (причалы);

— внутригородские пассажирские перевозки (метро, мосгортранс);

— и другие сферы, в которых хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение.

(часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции)

2. Анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства в рамках компетенции отдела (Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220).

3. Привлечение к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (ст. 14.31 КоАП).

4. Привлечение к административной ответственности за неисполнение предписания (ст. 19.5 КоАП).

5. Привлечение к административной ответственности за нарушение  правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) (ст. 9.21 КоАП).

6. Привлечение к административной ответственности за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии (ст. 9.15 КоАП).

7. Привлечение к административной ответственности за нарушение  законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (ст.9.16 КоАП).

8. Привлечение к административной ответственности за непредставление сведений (информации) по мотивированному запросу (ст. 19.8 КоАП).

9. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) сетевых организаций при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (пункт 3 части 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

10. Рассмотрение заявлений на действия органов власти, связанных с установлением тарифов в сфере:

— ЖКХ (тарифы установленные для граждан);

— перевозок общественным транспортом;

— электроэнергетика;

— теплоснабжение;

— газоснабжение;

— горячее, холодное водоснабжение и водоотведение;

— плата за эвакуацию автотранспорта на штрафстоянку.

(часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

11. Рассмотрение вопросов:

— схема расчетов за ЖКХ через ЕПД с использованием транзитного счета банка ВТБ;

— пересмотр и установка  Правительством Москвы нормативов потребления коммунальных услуг гражданами (теплоснабжение, водоснабжение на общедомовые нужды).

12. Выполнение обязанностей, связанных с участием представителя УФАС по г. Москве в работе коллегиального органа тарифного регулирования.

Начальник отдела — Маслакова Анна АлександровнаЗаместитель начальника отдела —Белова Екатерина ОлеговнаЭлектронный адрес: to77@fas.gov.ru

Иные полномочия

Отвечая на вопрос, чем занимает антимонопольная служба, нельзя не упомянуть и о том, что данное ведомство уполномочено также рассматривать обращения и заявления граждан и организаций по вопросам, которые входят в сферу ведения названной организации.

Она вправе проводить проверки соблюдения антимонопольного и другого подконтрольного ведомству законодательства различными организациями, в том числе органами власти различного уровня.

Кроме того, антимонопольная служба каждый год готовит доклад о состоянии конкуренции в стране, а также занимается нормотворческой деятельностью в установленных сферах ведения службы, подготавливает разъяснения о применении законодательства.

ФАС активно развивает международное сотрудничество по вопросам конкурентного правоприменения.

Как мы видим, ведомство обладает широким кругом полномочий и функций, что делает антимонопольную службу мощным и эффективным субъектом обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в условиях современности.

Как оформить жалобу в ФАС

Прежде чем обратиться в ФАС России, необходимо собрать максимум доказательств в обоснование своей позиции. Собранные доказательства должны подтверждать аргументы заявителя и указывать на наличие правонарушений.

Передача анонимной жалобы или жалобы без приложения документальных законодательств недопустима. Такое заявление будет отклонено без рассмотрения по существу. При подготовке документов следует соблюдать аккуратность и не торопиться. Невнимательность заявителя может сыграть на руку его оппонентам. Последние, как правило, заранее готовятся к защите собственных интересов и выстраивают свою доказательную линию.

Чтобы подать жалобу в ФАС, необходимо подготовить письменное заявление. Текст должен быть максимально подробным, а представленные в нем факты не могут противоречить друг другу. Если заявление готовит организация или индивидуальный предприниматель, то за его основу берут фирменный бланк. Под текстом должна быть не только подпись руководителя, но и печать ИП или предприятия.

При написании текста важно придерживаться хронологической последовательности событий, ссылаясь на законодательные нормы и имеющиеся доказательства. Заявитель также должен предоставить исчерпывающую информацию о собственной персоне, поскольку обращение, направленное анонимно, останется без рассмотрения

Где искать решения Федеральной антимонопольной службы

ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.

Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).

При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Сроки подачи и рассмотрения жалобы

В ФАС закупки и прочие вопросы рассматривают по стандартному алгоритму. Жалобу можно подать в течение десяти дней с момента внесения итогового протокола о торгах в ЕИС. В течение двух рабочих дней заявление регистрируют, а все участники конфликтной ситуации получают официальные уведомления о поступлении обращения, его сути, времени и месте рассмотрения.

Законодательные нормы обязывают представителей ведомства завершить рассмотрение вопроса по существу в течение пяти рабочих дней. В течение трех дней с момента вынесения окончательного решения все участники конфликта получат соответствующие уведомления с обоснованным ответом.

Основные функции

Федеральная антимонопольная служба еще на этапе своего создания была наделена главной функцией – контролем за осуществлением различных действий участников рынка с целью защиты существующего уровня конкуренции в различных сферах экономико-хозяйственной деятельности.

С момента формирования механизма осуществления государственных и муниципальных закупок, а особенно с момента принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на Федеральную антимонопольную службу была возложена еще одна группа функциональных обязанностей – по контролю за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков в сфере осуществления закупочной деятельности.

Осуществлять свои функции ФАС имеет право на всех властных уровнях – от федерального до местного, так как контролировать заключение контрактов и их исполнение следует вне зависимости от того, на каком из таких уровней они были заключены.

Если говорить о функции по контролю за исполнением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности, которая на сегодняшний день является одной из основных для Федеральной антимонопольной службы, то наделение этой функцией данного государственного органа произошло еще в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». Кроме того, после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства №331 от 2004 года оно также стало отражать информацию о данной контролирующей функции ФАС РФ.

Дополнительной функцией Федеральной антимонопольной службы в сфере контроля за исполнением государственного закупочного законодательства является согласование проведения закупочных процедур закрытого типа, а также заключение контрактов, подписание которых возможно по итогам несостоявшихся процедур, например, при наличии только одного участника.

Кроме полномочий в сфере государственных закупок, у Федеральной антимонопольной службы имеются и другие полномочия, а именно:

  • контроль за исполнением законодательства о защите конкуренции на различных видах рынков;
  • наблюдение за исполнением законодательства, регулирующего производство и демонстрацию различных видов рекламы;
  • контроль за заключением контрактов в сфере государственного оборонного заказа и исполнением законодательства в данной сфере;
  • регулирование исполнения законодательства в сфере функционирования естественных монополий.

При необходимости перечень функций Федеральной антимонопольной службы может быть расширен на основании специально принятых нормативных актов Правительства Российской Федерации.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий