Статья 214. право государственной собственности

Содержание права собственности

Характеристика видов государственной собственности

Цивилистика традиционно трактует право собственности как правоотношение, которое выражает экономическое отношение к материальному благу. При этом принято различать категории форма собственности и право собственности.

Форма собственности – это правоотношения, выражающие экономическое отношение различных субъектов к материальному благу. Так, основным законом страны гарантируется равенство собственности частных субъектов гражданского оборота и публично-правовых образований. Отдельные авторы в связи с этим указывают на отсутствие целесообразности классификации права собственности в зависимости от тех субъектов, которым принадлежат материальная блага. Такая позиция представляется неоправданной, поскольку несмотря на равенство гарантируемой государством защиты права собственности различным субъектам, реализация правомочий, составляющих права собственности в зависимости от субъекта характеризуется специфическими чертами, например:

  • в число объектов, составляющих государственную собственность, могут входить объекты, изъятые из гражданского оборота, соответственно, граждане и их объединения такими объектами владеть не могут;
  • государственная собственность имеет специфические источники формирования, такие как национализация, налогообложение, конфискация. Граждане и их объединения лишены возможности приобретать в свою собственность имущество такими способами и пр.

Другими словами, содержание правомочий собственника отличается в соответствии с отечественным законодательством исходя из формы собственности.

Конституционное закрепление получили следующие формы собственности:

  • частная собственность;
  • собственность государства;
  • собственность муниципалитета.

При этом конституция наряду с поименованными признает и равенство иных форм собственности.

Ввиду федеративного устройства Российского государства, государственная собственность делится исходя из фигуры правообладателя на:

  • федеральную собственность;
  • собственность субъекта Федерации или региональную собственность.

Государственная собственность, как федеральная, так и региональная, по своей природе, характеризуется уникальным назначением: она призвана обеспечивать решение управленческих задач и реализацию функций публично-правового образования для эффективного социально-экономического развития территории и наиболее полного обеспечения прав и свобод личности.

Указанным назначением предопределяется и состав государственной собственности – ее образует только то имущество, которое необходимо публично-правовому образованию для реализации конституционно установленных полномочий.

Другая специфическая черта государственной собственности заключается в том, что государство как законодатель и правообладатель одновременно устанавливает для себя и других субъектов права собственности обязательные правила и нормы по реализации права собственности.

Государство указанным правом наделено в силу своего назначения – это право производно от суверенитета, переданного государству населением, у регионов оно производно от государственного суверенитета.

В состав исключительной федеральной собственности может входить:

  • имущество, которое образует национальное богатство;
  • имущество, которое обеспечивает деятельность органов публичной власти и решение общенациональных задач;
  • имущество оборонного производства;
  • имущество тех областей экономики, которые имеют общенациональное значение и составляют базу для развития других областей.

Имущество, которое входит в состав региональной собственности:

  • имущество, необходимое для реализации управленческих задач органами публичного управления субъектов в рамках предметов регионального ведения;
  • имущество, которое обеспечивает решение управленческих задач совместного с Федерацией ведения;
  • имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности государственных служащих в региональных органах, предприятиях и учреждениях, образованных региональными органами власти;
  • имущество, которое требуется для реализации управленческих задач, переданных Федерацией.

По функциональному назначению государственное имущество может быть разделено на:

  • казну;
  • имущество предприятий и учреждений государства;
  • имущественные права и обязанности государства.

Особенности права публичной собственности

Законом могут устанавливаться особенности прекращения и приобретения права собственности на владения, имущество, пользования и распоряжения данным имуществом в зависимости от того, в чей собственности оно находится – в частной или публичной.

Особенности права публичной собственности:

  1. Принцип всеобщности. Публичной собственности может принадлежать любое имущество, включая ограниченное в обороте или изъятое из оборота.
  2. В государственной или муниципальной собственности могут находиться только отдельные виды имущества – национальное достояние народа, или исключительная собственность. Реализация права собственности на данное имущество в первую очередь обеспечивает интересы граждан, проживающих на соответствующем публичном образовании, а также интересы публично-правового образования. Закон определяет перечень объектов, находящихся в исключительной собственности публично-правовых образований.

В гражданском обороте от имени публично-правовых образований выступают органы и лица, указанные в ГК (ст. 125), а именно: РФ и ее субъекты, муниципальные образования. От их имени выступают органы государственной власти в границах их компетенции, органы местного самоуправления. Федеральными органами государственной власти являются федеральные службы, которые не связаны с осуществлением функции надзора и контроля, федеральные агентства. В отдельных случаях интересы публично-правовых образований могут представлять юридические лица и граждане только при наличии специального поручения от публично-правового образования.

Замечание 2

Право публичной собственности может возникать на таких же основаниях, что и право частной собственности.

Публично-правовые образования практически никогда не могут быть объявлены банкротами. По своим обязательствам они отвечают не всем имуществом, так как от взысканий освобождены объекты исключительной собственности и имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями.

Гражданский кодекс предусматривает особые основания приобретения публичной собственности, исключающие возникновение частной собственности:

  • поступление в собственность государства обнаруженного клада, который содержит вещи, относящиеся к памятникам культуры и истории;
  • поступление бесхозяйной недвижимости в муниципальную собственность, а также безнадзорные животные и различные находки;
  • отчуждение у частного собственника вещей, которые были ограничены в обороте или изъяты из него;
  • изъятие недвижимости для муниципальных или государственных нужд;
  • выкуп культурных ценностей, бесхозяйственно содержимых;
  • конфискация, реквизиция и национализация частного имущества.

Гражданское законодательство предусматривает случаи прекращения права публичной собственности в результате приватизации, когда публичная собственность переходит в частную.

Управление федеральной собственностью

Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. На федеральном уровне действуют органы власти, между которыми установлены взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т.д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.

Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.

В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы

Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер

1. Минэкономразвития. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:

  • Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
  • Составление планов реформирования и методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
  • Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
  • Прогнозирование объемов производства и формирование приватизационной политики.В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.

2. Счетная палата. Обеспечивает постоянный финансовый контроль. Формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.

3. Росимущество. Находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Функции Росимущества:

  • Управление государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им.
  • Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
  • Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
  • Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
  • Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.

4. Территориальные подразделения. Входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение контролирует:

  • Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
  • Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
  • Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
  • Учет арендных договоров федеральной собственности.
  • Согласование сдачи в пользование объектов в хозяйственном ведении.
  • Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
  • Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.

Приватизация жилья

Приватизация — процесс, запущенный 4 июля 1991 года, в рамках которого реализуется передача государственной жилой недвижимости в частную собственность граждан. Особенности и порядок приватизации установлены Федеральным законом № 178 от 21.12.2001.

Требования

В соответствии со статьей 2 Закона № 1541-1 право на приватизацию недвижимости имеет лишь ограниченный круг лиц, соответствующий регламентированным требованиям.

Основные требования:

  • гражданин должен быть резидентом РФ;
  • иметь документальное права владения имуществом на условиях социального найма;
  • первичный факт обращения на переоформление прав (дважды проводить процедуру запрещено).

Регистрацию осуществляет Госреестр, однако перед этим гражданин должен будет получить разрешение в БТИ и ЖЭКе.

Плюсы и минусы

Будет ошибкой полагать, что процедура приватизации имеет исключительно преимущества. Из-за своей специфики она может не подойти некоторым гражданам.

Преимущества приватизации:

  • гражданин становится полноправным владельцем объекта недвижимости со всеми вытекающими;
  • не нужно выкупать жилье — достаточно оплатить услуги государства за перерегистрацию;
  • возможность организовать свободную перепланировку;
  • снижение рисков быть выселенным из квартиры.

Недостатки процедуры:

  • повышение затрат на эксплуатацию жилья — изменения коснутся квартплаты и взносов за капремонт;
  • большинство неприватизированной недвижимости — это изношенные сооружения, которые нуждаются в ремонте;
  • плата налога на недвижимость — граждане, живущие в муниципальных строениях, освобождены от него.

Главный недостаток приватизации — повышение финансовых затрат на проживание в квартире. Придется платить налоги, которые до этого не распространялись на граждан.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

На практике встречаются такие ситуации, когда, несмотря на отсутствие регистрации участка в Росреестре, либо сведений о его границах, принимается положительное решение федеральным органом о передаче земли муниципалитету.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Формы

Форма права собственности — это определение правового режима имущества и списка возможностей, которыми располагает в отношении этого имущества его собственник. В Гражданском законодательстве предусмотрены три формы права собственности.

Частная собственность — полностью защищенное законом право гражданина и юридического лица на определенное имущество. Она делится на собственность гражданина и юридического лица. Объектами частной собственности граждан являются жилые дома, дачи, квартиры, земельные участки, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, деньги, ценные бумаги, предприятия, средства массовой информации, транспортные средства.

Государственная собственность — это такая форма собственности, при которой имущество, а также средства и продукты производства принадлежат полностью или на основе долевой или совместной собственности. Государству может принадлежать любое имущество, которое необходимо для осуществления его функций. Также, оно может иметь акции в акционерных обществах различных форм собственности. Государственная собственность делится на федеральную, которая принадлежит Российской Федерации и собственность, которая принадлежит субъектам Федерации. Ими являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округи.

Муниципальной является собственность муниципального образования, то есть населения, проживающего на территории муниципалитета, в состав которого входят:

  • муниципальные земли и другие природные ресурсы;
  • предприятия и организации, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;
  • другое движимое и недвижимое имущество.

Кроме этого, в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, внебюджетные фонды, имущество организаций местного самоуправления. Права собственника осуществляют органы местного самоуправления. По закону, они имеют право передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам. Органы местного самоуправления определяют в соглашениях и договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Особенности государственной собственности

Собственность представляет собой одну из категорий гражданских отношений. В России законодательство охраняет право владельца на определенные вещи. Гражданское законодательство выделяет три формы собственности:

  • Частная. Субъектами правоотношений выступают юридические и физические лица, которые действуют в собственных интересах, а также участвуют в хозяйственной деятельности.
  • Государственная. Проявляется в связи с глобальным обобщением имущества (примером могут послужить недра земли).
  • Смешанная. Она объединяет интересы частных предпринимателей и государства.

Государственное имущество может формироваться за счет национализации частной собственности. Передача управления такими объектами осуществляется специализированными органами власти. Национализация проводится с помощью политических и социальных изменений, а потом экономических. Государственная собственность способствует построению грамотного управления объектами потребления, что позволяет снизить взаимный вероятный ущерб.

Субъектом, владеющим государственным имуществом, может быть страна, население, различные территориальные образования, регионы, отдельные представители органов власти. В России действует трехуровневая система, в соответствии с которой происходит деление имущества на государственное, муниципальное и собственность субъектов РФ. Под имуществом в данном случае могут пониматься деньги, ресурсы, предприятия и так далее. Государство помимо управления, регулирования экономики может участвовать в хозяйственных отношениях в качестве продавца или покупателя. Оно может извлекать доход через эксплуатацию имущества. Отношения собственности неразрывно связаны с осуществлением политической власти на всех уровнях.

Принципы работы

Согласно федеральным законам о собственности в РФ, работы по управлению общегосударственным имуществом должны осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, идеями и правовыми началами:

  • обеспечение единства социально-экономического пространства;
  • формирование экономического плана по реализации работ в оборонных отраслях;
  • планирование деятельности инвестиционного характера с принятием мер по ее последующей реализации;
  • реализация государственной политики в сфере международного и финансово-экономического взаимодействия;
  • принятие мер по защите российского производителя.

Итак, кто управляет федеральной собственностью в РФ? Это все органы власти, но в большей степени — российское Правительство, на которое возлагаются основные функции и первоочередные задачи по контролю за государственным имуществом.

Классификация объектов федеральной государственной собственности

В состав исключительных объектов федеральной государственной собственности в соответствии с российским законодательством включаются:

  • во-первых, те объекты, которые составляют основу формирования национального богатства государства;
  • во-вторых, те объекты, которые требуются государству для обеспечения функционирования органов государственного управления федерального уровня и решения общегосударственных задач;
  • в-третьих, те объекты, которые относятся к оборонному производству;
  • в-четвертых, те объекты, которые относятся к отраслям, обеспечивающим функционирование народного хозяйства страны в целом и формирующим базу для развития иных отраслей народного хозяйства;
  • в-пятых, иные объекты, к числу которых относятся фармацевтические предприятия, медико-биологические предприятия, предприятия алкогольной промышленности.

Указанный перечень объектов подразумевает исключительную принадлежность этих объектов государству.

Помимо этого, к объектам федеральной государственной собственности относят объекты, которые могут быть переданы государством в собственность регионов страны. К числу таких объектов относят предприятия, занимающиеся рыбным промыслом, зверосовхозы, санаторно-курортные учреждения, гостиницы и так далее.

Замечание 1

При этом в законодательстве нет четкого разграничения объектов государственной собственности между федеральным и региональным уровнем.

Более точное понимание объектов федеральной собственности можно получить за счет исключения из их числа объектах региональной государственной собственности, к числу которых относятся:

  • во-первых, то имущество, которое необходимо для реализации полномочий органов государственного управления регионального уровня в отношении предметов регионального ведения;
  • во-вторых, то имущество, которое необходимо для осуществления полномочий государственного управления регионального уровня в отношении предметов совместного ведения;
  • в-третьих, то имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности органов государственного управления регионального уровня;
  • в-четвертых, то имущество, которое необходимо для осуществления государственных полномочий, делегированных органам государственного управления регионального уровня.

Основные отличия

Наименование правовой формы собственности (государственного, частного или юридического лица) содержит в себе ответы на вопросы, включая какие бывают типы по общероссийскому классификатору ОКОПФ, в чём разница с ОКФС.

Во всех обозначенных положениях усматриваются различия между собственниками. Данные различия зашифрованы в кодах. Каждый код по общероссийскому классификатору имеет свой номер и в совокупности все коды представляют перечень форм собственности, зафиксированные в ГК РФ, что является доступом к данным по той или иной организации, например ООО с возможностью определения в ОКФС по ИНН онлайн.

Частное, общественное, государственное владение ценными и материальными активами разделяют на противоположные понятия. С особенностями государственной, муниципальной формы (МАУ) или частной собственности в РФ можно ознакомиться по законодательству РФ.

Соответственно между вышеуказанными понятиями правовладения есть масса отличий. В список основных отличий вносят:

  • Свободу на право владения.
  • Разделение материальной ответственности.
  • Разницу в контроле поведения.
  • Соизмеримость интересов.
  • Целевые направления.

Формы собственности по Конституции РФ

Законодательство Российской Федерации предусматривает определенную классификацию имущества. В Гражданском кодексе РФ закреплено несколько форм собственности, которые существуют на равных правах:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • частная;
  • общественная.

Государственная

Государственная собственность включает имущество, ценности и материальные блага, которые принадлежат определенному субъекту государства, либо государству в целом. Это может быть изъятое из оборота имущество, а также объекты, на территории которых размещены органы власти, к примеру, здание Государственной Думы, правительственные комплексы, министерства, суды. К государственной собственности относят разные типы оборонных предприятий, транспорта, связи, промышленности, добычи полезных ископаемых таких, как нефть, уголь, газ.

Виды государственной собственности:

  • федеральная собственность;
  • имущество субъектов страны;
  • собственность государственных структур таких, как республики, края, области.

Муниципальная

К данной категории относят имущество, которое принадлежит муниципалитету или муниципальному образованию.

Муниципалитет — в какой-то степени независимое от государства общественное образование, в основе которого принципы гражданского общества и самоуправления. Данные органы действуют исключительно в интересах населения страны, проживающего на определенной территории.

Общественная

Форму общественной собственности подразделяют на несколько категорий:

  1. Коллективная собственность, сформированная в результате распределения имущества между участниками коллектива на каком-либо предприятии, ЗАО в виде закрытого акционерного общества.
  2. Государственная собственность принадлежит всем членам общества, реализацию и присвоение собственности осуществляет государственный аппарат. С помощью хозяйственных субъектов государственной собственности реализуют отношения распоряжения этим имуществом.
  3. Общественная собственность предполагает, что общественное состояние прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. В Российской Федерации данная форма собственности закреплена в Конституции и является формой без содержания.

Частная

Частной собственностью называют несколько разных видов имущественных отношений, включая:

  1. Единичную собственность, в отношении которой действия совершает физическое или юридическое лицо. К примеру, владелец частной компании вправе использовать труд родственников или наемных рабочих.
  2. Партнерская собственность объединяет в той или иной форме имущество, капитал, несколько организаций или граждан, которые осуществляют общую предпринимательскую деятельность.
  3. Исходя из типа партнерской собственности, выделяют ООО (общество с ограниченной ответственностью), ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
  4. Корпоративная собственность основана на функционале капитала, образована за счет свободной продажи титулов собственной акции открытого акционерного общества.

Общая собственность

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий