Лекция 5. формы обучения

Содержание

Что такое формы организации обучения

Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.

Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.

Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.

История развития форм обучения

На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.

  1. Поначалу учитель или мастер передавал знания ученику или подмастерью путем практических уроков.
  2. В Древней Греции, Китае и Египте поначалу использовали только индивидуальные занятия. Функция и обязанность учителя заключалась в том, чтобы напрямую работать с одним учеником, добиваясь усвоения необходимого материала. При таком способе взаимодействия процесс обучения был успешен в том случае, если совпадали интересы ученика и учителя. Если учитель был не способен донести нужный материал, а ученик не готов его воспринимать, процесс затягивался, и желаемого результата достичь было сложно. Если же ученик впитывал знания, старался заниматься самостоятельно, а учитель всячески стимулировал обучаемого и помогал теоретически и практически, итог обучения был блестящим.
  3. Когда желающих обучаться стало больше, чем учителей, стала внедряться индивидуально-групповая обучающая система. В современной науке эта форма занимает низшую ступень классификации. Отрицательными сторонами подобного образовательного процесса считают разновозрастный состав учеников, непостоянство групп и разное развитие обучаемых. При такой организации обучения максимум, чего добивались учителя — научить воспитанников читать, писать и считать. На изучение каких-то наук и дополнительных дисциплин не было ни возможностей, ни времени.
  4. Следующей ступенью в истории форм обучения считается появление коллективного или группового способа. Зарождение его приписывают к XVI веку, а автором методики считают педагога Я. Коменского. Он дал теоретическое описание классно-урочной системы, применяемой в большинстве учебных заведений по сей день.
  5. На рубеже XVIII-XIX веков в некоторых европейских странах получила распространение ступенчатая система обучения. Сущность ее в том, что одновременно в процессе учебы принимало участие большое количество учеников. Учитель отбирал самых способных и смекалистых, первую половину учебного дня занимался с ними, а затем отправлял их к остальной группе учащихся. Подобная методика известна в педагогике еще и как «взаимообучение», и вскоре она показала свою несостоятельность.
  6. В ХХ веке в образовательную систему многих стран стали вводить больше элементов индивидуального и самостоятельного обучения. Однако и этот способ себя не оправдал: отстранение от главного процесса учителя дал резкое снижение успеваемости, уровня знаний и общее недовольство процессом.
  7. Работа над усовершенствованием форм и методов обучения привела к тому, что большинство стран остановились на групповой методике с комплексным применением разных типов и приемов обучения теории и практике.

❗ Мнение эксперта: плюсы и минусы обучения в семье. Шансы поступить в вуз

Условия организации групповой формы обучения

При организации групповой формы обучения, педагог должен учитывать следующие факторы:

  1. В процессе учебной деятельности, в рамках группы, учащиеся периодически меняют свои роли. Так, участник группы может выступать в роли «ученика», и в роли «учителя».
  2. Основной целью каждого участника группы является демонстрация своих знаний, их применение на практики, для получения конечного результата.
  3. Деятельность каждого участника группы имеет общественно полезную окраску, так как в процессе работы над заданием участники не только учатся, но делятся друг с другом своими знаниями.
  4. Основными принципом работы в группе является: «каждый вкладывает в достижение результата частичку своих знаний, умений и навыков, получаемый результат – общий».
  5. Участники отвечают не только за свои знания и свой результат, а за знаний и успехи товарищей по группе, и конечный полученный результат.

Замечание 4

Для того, чтобы организуемая групповая форма работы была действительно эффективной, предварительно необходимо сформировать у учащихся обобщенные интеллектуальные умения.

К таким интеллектуальным умениям относятся:

  1. Уметь анализировать складывающуюся ситуацию, обобщать полученную информацию, формулировать выводы.
  2. Уметь видеть разные функции одного и того де объекта.
  3. Уметь устанавливать связи между объектами.
  4. Уметь выделять в объекте существенные и второстепенные признаки.

Кроме того, педагог должен быть уверен в том, что учащиеся готовы к коллективному труду. Для этого им также предварительно осуществляется работа по формированию данного умения. Формирование навыков коллективной работы осуществляется не спонтанно, а систематически начиная с начальной школы. Важным является то, что коллективная деятельность должна быть учащимся в радость, приносить удовлетворение от проделанной работы. В случае, если учащихся принуждают работать в группе, то ожидаемого эффекта от такой деятельности не будет.

Как показывает практика, благодаря систематической групповой форме обучения, учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  • формулировать свою точку зрения;
  • выяснять точки зрения своих партнеров;
  • обнаруживать разницу точек зрения;
  • разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

Как проходят интерактивные уроки в онлайн-школе

Особенности очно-заочного обучения

Учащиеся получают знания по графику, составленному индивидуально. Это расписание должно быть удобным для всех — детей, родителей и учителей. Дни, когда ученик должен приходить на занятия, назначаются и обсуждаются заранее — один раз в неделю или несколько дней. Ребенок может посещать только те уроки, которые ему нравятся. Например, литературу или математику. Порядок написания контрольных и самостоятельных работ тоже обговаривается индивидуально — будет ребенок сдавать их вместе со всеми или отдельно. Самое главное — взаимопонимание и уступки, чтобы всем было комфортно без ущерба качеству образования.

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Заочное школьное обучение

Бывают такие жизненные ситуации, когда ребенок не справляется со школьной программой или же в силу состояния здоровья он не может посещать образовательное учреждение, имеет плохие отношения с педагогами или одноклассниками, из-за сильной занятости родителей или опекунов, которые не могут отводить и забирать ученика из школы, а также по причине опережения по развитию умственных способностей своих сверстников. В таких ситуациях школьника переводят на заочное обучение, которое бывает:

  • дистанционным;
  • домашним;
  • семейным;
  • экстернативным.

Дистанционный тип

Подразумевает участие школьника в учебном процессе путем подключения через сеть интернет, а также видеосвязь. Такой метод может применяться даже в случае, если ребенок находится, например, в лечебном учреждении, за пределами Российской Федерации.

Домашний тип

Педагоги приходят к ученику домой, занимаются с ним по индивидуально подобранной программе и составленному графику с учетом физиологических и умственных способностей ребенка. Разумеется, из программу исключаются такие предметы, как музыка, физическое воспитание, труд и изобразительное искусство. Учитель оставляет школьнику домашние задание, правильность которых проверяет при следующем посещении.

Семейный тип

Заключается в прохождении обязательной школьной программы учеником совместно с родителями, которые предварительно консультируются с педагогами и берут необходимые материалы и учебники для занятий. Учебные пособия доступны в школьной библиотеке.

Экстернат

Экстернат — это образовательная форма обучения, за счет которой у способных и одаренных учеников есть возможность получить аттестат об окончании 9 или 11 классов в сжатые сроки намного раньше своих сверстников. Для такого ребенка педагоги готовят отдельную программу и задания, которые он должен выполнить до экзаменов. Экзаменационные испытания проводятся на 3-4 месяца раньше, чем для остальных школьников.

Мы рассмотрели основные программы школьного обучения, позволяющие развивать у детей самостоятельность мышления, логику, терпение, умение общения и взаимодействия с одноклассниками. Каждая методика была разработана грамотными и профессиональными педагогами, психологами и методистами, поэтому их качество и положительное действие гарантировано. За счет них большинство школьников стало гораздо лучше учиться и быстрее осваивать полученный материал.

Как учиться на экстернате

Экстернат предполагает освоение программы своими силами. В школу ученики приходят только на консультации перед контрольными и экзаменами и непосредственно для аттестации. 

Ошибочно думать, что экстернат позволяет изучать только то, что нравится. Аттестацию придётся сдавать по всем предметам общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС. В противном случае ребёнка не переведут в следующий класс, а в 9 и 11 классах не допустят к ОГЭ и ЕГЭ.

Существует три способа учиться экстерном:

  • Самостоятельно по учебникам.
  • С репетиторами. Школьную программу объясняют педагоги, которые приходят к вам домой или общаются с ребёнком по Скайпу.
  • В онлайн-школах. Это самый передовой способ: ребёнок получает такие же системные знания, как в обычной школе, но условия гораздо комфортнее.

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» предлагает экстернат для 5–11 классов. Обучение строится по индивидуальным образовательным маршрутам: не нужно тратить время на предметы, которые не пригодятся в будущем — идёт целенаправленная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и к поступлению в вуз. Можно подключаться к занятиям онлайн и общаться с преподавателями в чате, а можно смотреть записи с компьютера или телефона в удобное время. Распределять учебную нагрузку и поддерживать мотивацию помогает персональный наставник.

Как проходит обучение

Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который в обязательном порядке должен устраивать и детей, и родителей, и школьных учителей.

Заранее оговариваются дни, в которые ребенок будет посещать школу. Это может быть один или два дня в неделю. Возможно, он захочет ходить только на определенные уроки, например, математику, потому что ему это нравится.

Отдельно необходимо обсудить, как ученик будет писать контрольные работы – самостоятельно или со всем классом, тогда дни посещений могут не совпасть. Одним словом, нужно понимание обоих сторон, чтобы всем было удобно и понятно, что делать.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Вечерняя школа

Не всегда у человека есть возможность своевременно получить общее образование. Но в школу можно вернуться и совмещать её с работой или другой учёбой. Для этого действуют вечерние (сменные) школы. 

В такие школы принимают учащихся старше 15 лет. Чаще всего в вечернее время обучают 10–11 классы, но существуют образовательные организации, работающие и с начальным, и со средним звеном. 

Занятия в сменных школах проходят по вечерам и, как правило, не каждый день. По закону образовательные организации могут сами определять режим учёбы и ставить уроки в вечернее время. Это должно быть закреплено в локальных актах школы. 

Вечернее образование не является самостоятельной формой обучения. Обучающиеся находятся в контингенте школы на очной, очно-заочной или заочной форме обучения. 

Большинство вечерних школ бесплатны. Выпускники на общих основаниях сдают ЕГЭ и получают такие же аттестаты о среднем общем образовании, как и другие школьники. 

Очно-заочная форма обучения это как

Недавно  услышал от девушки, что она не просто занимается достаточно ответственной работой, а ещё и учится, сразу вспомнился такой вид образования, как вечернее обучение. О чём я и поинтересовался у девушки, она с улыбкой ответила «очно-заочное». Допытываться что это и как я не стал, но себе оставил в памяти метку, что необходимо поискать что это и как.

Сейчас постараемся разобраться как это вообще

Практически сразу нашел, что очно заочная и вечерняя формы обучения отличаются только названием, а вообще это одно и тоже. Но нельзя не признать, что явление это достаточно интересное и не лишенное своих достоинств и недостатков. Но о них чуть позже, пока поговорим о том, как вообще происходит обучение на очно заочной форме.

Очно-заочная форма обучения предполагает обучение не ежедневное, как при очной форме, но и не обучение только во время сессий. Очно-заочная форма обучения может предоставить Вам выбор, когда Вам удобнее заниматься, чтобы не мешать работе. Поэтому бывает обучение утром и днём, для тех, кто работает ночью, обучение в вечерние часы для работников, которые работают днём и даже посменные дни обучения. Интересно? Попробуйте найти университет, который подстроится под Ваши часы работы, не уверен, что это так просто.

В качестве отступления, хотелось бы рассказать о том, что такая форма обучения – это совсем не нечто новое. Лет 50-70 назад в Советском Союзе очень многие молодые люди работали, а вечером получали образование. Обычно это было среднее специальное образование, но это не принципиально в данном случае. Об этом можете расспросить своих дедушек и бабушек, наверняка они так учились. В настоящее время очно-заочная форма обучения практически забыта, всего несколько процентов обучающихся в высших учебных заведениях студентов выбирают вечернюю форму обучения, возможно это из-за минусов, о которых речь пойдет дальше.

Как пройти аттестацию

Как выбрать форму обучения для ребенка

Как проходит обучение

Очно-заочное обучение в школе проходит по индивидуальному графику, который в обязательном порядке должен устраивать и детей, и родителей, и школьных учителей.

Заранее оговариваются дни, в которые ребенок будет посещать школу. Это может быть один или два дня в неделю. Возможно, он захочет ходить только на определенные уроки, например, математику, потому что ему это нравится.

Отдельно необходимо обсудить, как ученик будет писать контрольные работы – самостоятельно или со всем классом, тогда дни посещений могут не совпасть. Одним словом, нужно понимание обоих сторон, чтобы всем было удобно и понятно, что делать.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Изменения законодательства о семейном обучении

В начале 2020 года Министерство просвещения опубликовало на сайте «Госуслуги» Приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Его ещё не приняли — сейчас проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая экспертиза. Проект семейного образования по новому закону вызвал неоднозначную реакцию у родителей, чьи дети учатся дома. Вот какие изменения ожидаются. 

Минусы

  • «Семейники» будут обязаны прикрепляться к какой-либо из школ. Сейчас это делается по желанию. 
  • Семейное образование по новому закону 2020 подразумевает, что промежуточная аттестация станет обязательной. График будет утверждаться выбранной организацией. 

Плюсы

  • Появится прозрачная процедура. Документ чётко описывает порядок перехода на семейное обучение — что понадобится подписать, кого уведомить и какие правила соблюсти. 
  • Будет развиваться «сетевое обучение» с использованием дистанционных и электронных технологий. Суть в том, что организации культуры, научные, медицинские, физкультурно-спортивные и иные организации смогут заключить со школой договор, по которому возьмут на себя часть программы. В результате «зачёт» по физре сможет поставить спортшкола, а по музыке — музыкальная школа. 

💰 Компенсации семье

ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит указания на обязательную выплату компенсации родителям, дети которых перешли на семейное образование. Но подобные компенсации могут установить региональные власти по своему усмотрению: такая норма не будет входить в противоречие с федеральными законами.

Так, в Москве продолжает действовать Закон Москвы от 2001 года №25, где в указывается на выплату компенсаций родителям. Аналогичные законы есть в Пермском крае и Свердловской области.

Чтобы семья могла получать компенсацию, ребенок должен быть прикреплен к школе по месту своей регистрации. Если ребенок прикреплен к школе в Москве, а регистрация у него – тульская, то компенсацию семья не получит. По этой же причине право на компенсацию утрачивают граждане, проживающие за границей.

Шаг 2. Отчислитесь из школы

Второй, не менее важный этап при переходе на семейное образование. Если ребёнок уже обучался, заберите его личное дело и другие документы из образовательной организации. Отчислиться из контингента школы необходимо, даже если вы не планируете менять школу и хотите проходить аттестации там же, где учились.

Попросите шаблон в администрации образовательной организации. 

‍Образец заявления →

Как отправлять

Составьте заявление в двух экземплярах, один для себя, другой для школы, и передайте его лично или направьте по почте заказным письмом. Возможность дистанционной подачи уточняйте в администрации образовательной организации.

Что дальше

Если ваша «старая» школа работает с детьми на семейном обучении, переходите к следующему шагу. Если нет, а для вас принципиально сдавать аттестации именно там, получите от неё письменный отказ о переводе ребёнка на семейную форму обучения. В этом случае вы сможете обратиться с жалобой в региональный департамент образования. Но проще просто найти другую школу и оформить семейное образование без лишних хлопот.‍

<<Блок перелинковки>>

📕 Переход на семейную форму обучения

Что выбрать

Плюсы вечернего обучения:

  • Бесплатно в большинстве случаев. 
  • Возможность продолжить очное обучение во взрослом возрасте.

Минусы вечернего обучения:

  • Качество образования может быть низким. 
  • В одном классе могут быть люди разных социальных слоёв и возраста. 
  • Нет возможности выбора образовательной программы. 

Плюсы семейного образования:

  • Возможность учиться в удобное время и в комфортном темпе. 
  • Свобода в выборе программы и способе организации учебного процесса. 

Минусы семейного обучения:

  • Могут возникнуть трудности при поиске школы для аттестации. 
  • Нужны ресурсы на организацию учебного процесса. 

Для наглядности рассмотрим разницу вечерней школы и семейного обучения в таблице. 


Разница между вечерними школами и экстернатом

✅ Оформление перевода, требования к школе

Для того чтобы перевести ребенка на экстернат, нужно подготовить пакет документов:

  • уведомление в органы местного самоуправления об изменении формы получения образования на семейное образование (самообразование);
  • заявление о переходе на семейное образование (самообразование);
  • заявление об отчислении из школы (если нужен перевод в школу, которая проводит аттестации в форме экстерната);
  • заявление о зачислении в новую школу (можно не прикрепляться на постоянной основе, а только для прохождения аттестации);
  • договор со школой о проведении промежуточной и/или итоговой аттестации.

Аттестации имеют право проводить только школы, имеющие государственную аккредитацию.

Но, кроме лицензии и аккредитации, уставом конкретной школы должно предусматриваться семейное обучение. Специализированных школ, где обучаются исключительно экстерны, нет. Поэтому нужно узнать, есть ли в школе, где изначально числится ребенок, возможность перейти на семейную форму обучения и возможность аттестоваться в форме экстерната.

Семейное обучение. Как оформить перевод и что будет, если не пройти аттестацию
Читать

Какие права имеет родитель в школе. Памятка
Подробнее

Информационные технологии в школе. Почему без них уже нельзя обойтись
Смотреть

Очная форма

При очной форме обучения студент посещает все лекции и семинары в течение семестра. В день обычно несколько пар — сдвоенных уроков по 45 минут. Обучение начинается с 9 или 10 утра. На вторую половину дня тоже ставят пары, семинары и лабораторные работы, но большая часть студентов-очников всё же учится в первую смену.

Плюсы

  • личное общение с преподавателями: вы можете задать им любой вопрос и попросить ещё раз объяснить непонятные моменты;
  • взаимодействие с однокурсниками — общение, дружба, совместное участие в семинарах и дискуссиях;
  • возможность завязать полезные знакомства с людьми, которые работают в вашей профессиональной сфере или отрасли — преподавателями, аспирантами, студентами старших курсов;
  • студенческая жизнь: конкурсы, праздники, спортивные и творческие фестивали, научные конференции и мастер-классы;
  • летние и зимние лагеря по путёвкам от вуза, музеи и театры со скидкой для студентов, льготный проездной;
  • стипендия за хорошую учёбу;
  • меньший срок обучения — четыре года на бакалавриате и пять (реже — шесть) лет на специалитете.
  • отсрочка от армии или обучение в военном центре: после окончания ВУЦ в армию идти не нужно;
  • общежитие для иногородних студентов.

Минусы

  • обязательное посещение: в большинстве вузов нельзя пропускать занятия;
  • мало свободного времени на общение и отдых;
  • сложно совмещать учёбу с работой или дополнительным образованием;
  • дорогое платное обучение по сравнению с заочкой.

Плюсы и минусы каждой из форм обучения

Некоторые достоинства и недостатки относительны, ведь не всем важно качество знаний, льготы, те же контакты с преподавателями. Кому-то по силам организовать собственное время и изучать теорию самостоятельно

Кто-то нуждается в контроле со стороны преподавателя. Потому сравним варианты по ключевым критериям.

Очная форма

Плюсы:

  • методичное, комфортное обучение;
  • стипендия, общежитие, отсрочка от армии;
  • лучшие перспективы при трудоустройстве.

Минусы:

  • сложно совмещать учебу с работой;
  • высокая стоимость семестра;
  • конкуренция при поступлении.

Заочная форма

Плюсы:

  • можно учиться и работать одновременно;
  • минимальный конкурс при поступлении;
  • проще сдавать экзамены.

Минусы:

  • нет стипендии, отсрочки от армии и общежития;
  • 70% материала приходится изучать самостоятельно;
  • нет методичного контроля со стороны преподавателей.

Очно-заочное обучение

Плюсы:

  • свободный график – можно работать;
  • присутствует личный контакт с преподавателями;
  • изучение материала поэтапное, методичное.

Минусы:

  • нет отсрочки от армии, общежития, стипендии;
  • нет других льгот (например, на проезд и питание);
  • практически отсутствуют бюджетные места.

Важно отметить принцип распределения мест в общежитии. Теоретически, получить его могут и заочники, но на практике добиться этого крайне сложно

Дело в том, что сначала расселяются очники и по итогам мест обычно не остается. Соответственно для студентов заочных и очно-заочных форм шанс получить место в общежитии сводится к нулю.

Не пропустите: Как поступить за границу: где лучше учиться за рубежом

Интерактивные средства обучения

Средства обучения — это комплекс объектов и предметов, которые используются для организации учебного процесса и презентации обучающих материалов.

С учётом того, что 80% информации на уроке воспринимается с помощью зрения, одним из главных запросов качественного интерактивного обучения является наглядность. Поэтому большинство средств интерактивного обучения учитывают этот фактор. Среди самых популярных средств выделяют:

  • интерактивные доски,
  • интерактивные приставки, проекторы, дисплеи,
  • робототехнику и конструкторы LEGO,
  • интерактивный стол,
  • беспроводной планшет,
  • документ-камеру,
  • интерактивную песочницу,
  • мобильный планетарий,
  • компьютеры и оргтехнику.

Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции. 

Вебинар — это разновидность онлайн-встречи или презентации, которая проводится через интернет. 

Так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и в режиме реального времени получать ответы.


‍ Вебинар по алгебре в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»‍

Что такое очно-заочная форма?

При таком способе получения образования школьник посещает школу, но раз в неделю или через день, чтобы уточнить вопросы и понять, что ему нужно выучить. Для перевода на такую форму понадобится согласие родителей и их письменное заявление. Руководство школы должно прислушаться к желанию семьи ученика. Однако школы часто отказывают гражданам в таком праве, и родителям приходится обращаться в Рособрнадзор. Иногда даже такой способ не помогает — родителям везде отказывают. Свое решение руководство мотивирует тем, что у родителей нет должных знаний, чтобы обучать ребенка.

Однако противники такого образования не учитывают возможность родителей нанять своим детям профессиональных репетиторов или оплатить хорошие курсы, где можно получить гораздо больше знаний, чем в школе. Общеобразовательные школы отнимают у детей время, которое они могли бы потратить на изучение интересных им предметов. Школьная программа чаще всего включает в себя скучные и даже бесполезные дисциплины.

В заключение:

РЕШЕНИЕ

Совета Государственной Думы О проекте федерального закона № 957354-7

Принято решение:   

1. Включить указанный проект федерального закона на 18 ноября 2020 года для рассмотрения в первом чтении.
2. Направить указанный проект федерального закона и материалы к нему Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, сенаторам Российской Федерации И.М. — С.Умаханову, Л.С.Гумеровой, Д.Ю.Василенко, Г.Б.Карасину.

Председатель Государственной Думы

Грядущее принятие данного закона в корне изменит нашу систему образования, станет «толчком» к ее переводу в широкий дистанционный формат. К 2024 году наша страна должна полностью задействовать весь потенциал виртуального дистанционного образования.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий