Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Семейные формы устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

В России существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетными из которых являются формы устройства, связанные с помещением ребёнка в замещающую семью, а именно: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приёмная семья.

 Усыновление (удочерение). Данная форма устройства ребёнка на воспитание в семью является приоритетной и устанавливается по решению суда. Требования, предъявляемые к кандидатам в усыновители, а также порядок прохождения процедуры усыновления изложены в главе 19 Семейного Кодекса РФ статьи 124 — 144.

После завершения процедуры усыновления (удочерения) ребёнок становится полноправным членом семьи, между членами которой устанавливаются правоотношения, подобные кровнородственным.

Усыновитель вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, место рождения, а также изменить дату рождения при усыновлении (удочерении) ребёнка в возрасте до одного года (или старше, по причинам, признанным судом уважительными), но не более чем на три месяца.

  • При усыновлении (удочерении) ребёнка в возрасте старше десяти лет требуется согласие самого ребёнка за исключением случаев, когда до усыновления ребёнок проживал в семье усыновителей и считал их своими родителями.
  • Закон предусматривает запрет на усыновление (удочерение) братьев и сестёр разными лицами, за исключением случаев, когда усыновление (удочерение) отвечает интересам самих детей.
  • В Российской федерации существует охраняемая законом тайна усыновления.

Опека и попечительство.

 Данные формы устройства детей на воспитание в семью устанавливаются над малолетними детьми в возрасте до 14 лет (опека), а также над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (попечительство).

Возникающие вследствие установления опеки либо попечительства права и обязанности обеих сторон носят временный характер и длятся до момента достижения ребёнком совершеннолетия.

  1. Опекунство (попечительство) устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка и регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
  2. Опекун (попечитель) пользуется всеми основными правами и несёт обязанности в сфере воспитания, обучения и содержания ребёнка, однако формально права опекуна отличаются от прав кровнородственных родителей: биологические родители имеют право навещать ребёнка, подопечный ребёнок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям, опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.
  3. Опекунство (попечительство) осуществляется на безвозмездной основе (за исключением случаев, когда между опекунами (попечителями) и органами опеки и попечительства заключается договор о возмездной опеке) и не порождает за собой оплату труда опекунов (попечителей), однако на содержание ребёнка предусмотрены ежемесячные выплаты.
  4. Условия воспитания, содержания и образования детей, проживающих в семье опекуна (попечителя), находятся под постоянным контролем местных органов опеки и попечительства.
  5. Приёмная семья – это особый вид опеки и попечительства, который осуществляется по договору о приёмной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приёмными родителями на определённый срок.

В приёмной семье может быть как два родителя, так и один, однако лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть приёмными родителя одного и того же ребёнка. Обычно максимальное количество детей, которые могут оказаться в одной семье, не превышает восьми человек.

Лица, исполняющие роль приёмных родителей, наделены полномочиями опекунов (попечителей) ребенка вплоть до его совершеннолетия и получают пособие на его содержание. Кроме того, договором о приёмной семье предусматривается денежное вознаграждение приёмных родителей за воспитание детей.

  • По окончанию срока действия договора о приёмной семье не возникает никаких правовых обязательств между ребёнком и приёмными родителями, в том числе отсутствуют и какие-либо алиментные отношения.
  • Если Вы приняли решение принять ребенка на воспитание в семью, вам необходимо получить заключение органа  опеки и  попечительства   о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем.
  • Подробную информацию о дальнейших действиях можно получить в органах опеки и попечительства Отдела образования Администрации Веселовского района.

Формы устройства детей

Семейно-правовое законодательство предусматривает следующие формы устройства:

  • усыновление;
  • устройство детей в семью;
  • опека (попечительство).

Ребенка также могут поместить в социальное, образовательное, медицинское учреждение, которое выполняет в отношении несовершеннолетнего функции опекуна или попечителя. Нахождение несовершеннолетнего на содержании в пансионате, интернате, детском приюте не лишает ребенка права на материальную поддержку со стороны родителей и общение с родственниками.

При устройстве ребенка в семью учитывается его национальность, происхождение семьи, готовой взять несовершеннолетнего на воспитание, принадлежность к религии, культуре. Желательно, чтобы между приемной семьей и ребенком отсутствовали языковые барьеры. Должна быть обеспечена возможность в преемственности и воспитании. Приемная семья состоит на учете у органов опеки, получает от государства и местных властей социальную поддержку в виде фиксированных пособий и разовых выплат.

Усыновление предусматривается для граждан, которые могут обеспечить детям соответствующее содержание, проживание. По своему статусу усыновители считаются родителями ребенка. Процедуру можно начинать не позднее полугода после лишения родителей ребенка прав на воспитание несовершеннолетнего. Процедура выполняется в судебном порядке и считается оптимальным способом устройства детей в семью.

Помещение в воспитательные учреждения

При невозможности помещения детей в приемную семью органы опеки обязаны принять меры для того, чтобы устроить несовершеннолетних на воспитание в социальные, образовательные, медицинские организации. Устройство осуществляется на территории субъекта РФ, в котором проживает ребенок. Если в регионе отсутствует необходимая организация, то ребенка могут перевести на воспитание в учреждение за пределами региона постоянного проживания.

Устройство осуществляется после медицинского обследования детей. Может быть подготовлена программа их реабилитации и (или) адаптации. Она предусматривает индивидуальные психологические особенности несовершеннолетнего, разрабатывается с учетом его коммуникативных навыков. Дети с отклонениями в развитии, другими проблемами со здоровьем могут быть помещены в специальные медицинские организации. Родители и другие родственники вправе встречаться с несовершеннолетними, оказывать им материальную поддержку.

Ограничение в праве на общение с детьми, которые находятся на воспитании в учреждениях или приемных семьях, возможны в случае, когда общение с родителями наносит вред здоровью детей, может стать причиной психической травмы.

Обеспечение и защита прав несовершеннолетних

Нахождение детей на воспитании в организации не ограничивает социальных и имущественных прав ребенка. За ними сохраняются следующие права:

  • право наследования по закону и завещанию, получение выплат за потерю кормильца, сумм компенсационного характера;
  • право собственности на жилые помещения и другие активы – автомобиль, коммерческая недвижимость;
  • арендные права, права обязательственного характера.

За ребенком сохраняются гражданские права, а также права требования, например, в случае защиты возможности владения и собственности на недвижимость. Если ребенок находится в учреждении, то защитой их прав, при отсутствии родителей, осуществляют специалисты органов опеки или конкретных образовательных организаций. Должностные лица уполномочены подавать исковые заявления, вести споры административного характера. Специалисты подготавливают процессуальную документацию, обеспечивают доверительное управление имуществом несовершеннолетних. Средства, принадлежащие детям, размещаются на депозитах.

Защита социальных, имущественных прав ребенка возлагается на должностных лиц органов опеки. Возможна поддержка детей со стороны других близких родственников и других не безразличных к судьбе несовершеннолетних лиц.

Особенности патроната

Данная форма также рассчитана на детей, которые не переданы под опеку или усыновлены из-за юридического статуса. Разница заключается в том, что воспитатели становятся сотрудниками Уполномоченной службы по патронату в договоре. Перед этим кандидаты проходят специальную подготовку. Эта форма также может быть переходной к другим способам заботы с большей ответственностью со стороны родителей.

Бесплатная консультация юриста по телефону

По Москве и области
7 (495) 280-74-29

Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23

Федеральный номер
8 (800) 511-43-08

Срок патронажа зависит от различных факторов, поэтому может отличаться в зависимости от ситуации. Контроль содержания ребенка здесь возлагается на патронатных воспитателей, Уполномоченную службу, кровных родителей и органы опеки.

Плюсами такой формы семейного устройства считаются:

  • улучшение условий проживания детей, которые ввиду юридического статуса могут оказаться в детдоме;
  • менее жесткие требования по сравнению с усыновлением, но строже, чем опека;
  • выплата средств на содержание и транспортные расходы ребенка;
  • выдача жилья совершеннолетнему воспитуемому;
  • переход ответственности на уполномоченную службу в некоторых сферах жизни ребенка;
  • содействие нескольких структур в воспитании и решении сложных проблем;
  • финансовая помощь в обеспечении достойных условий проживания.

Минусами патронажа является ограниченно распространение, затрагивающее лишь отдельные регионы страны. Со стороны родителей ожидается строгая отчетность перед несколькими службами, также ответственными за благополучие ребенка. При этом воспитуемый может быть изъят из патронажной семьи в любой момент. Обязательным считается общение ребенка с родственниками. Эти контакты строго регулируются регламентом.

Тема 20. Усыновление (удочерение) детей Понятие усыновления

Согласно п. 1 ст. 124 СК РФ усыновление
яв­ляется приоритетной формой
устройства детей, оставшихся без
попечения родителей.

Кроме этого, усыновление рассматривается
в семейном праве как:

— юридический акт, порождающий
возник­новение прав и обязанностей
между усыновите­лем и усыновленным;

— правоотношение между усыновителем и
усы­новленным;

— институтсемейного права.

Субъекты отношений по усыновлению

Субъектами отношений по усыновлению
вы­ступают усыновители и усыновленные.

В Российской Федерации возможно
усынов­ление только несовершеннолетних
детей и толь­ко в их интересах.
Усыновление родных братьев и сестер
разными лицами возможно только в
ис­ключительных случаях, когда это
отвечает инте­ресам детей (п. 2, 3 ст.
124 СК РФ).

Усыновителями могут быть совершеннолет­ние
лица обоих полов. Разница в возрасте
между усыновителем, не состоящим в
браке, и усынов­ляемым должна быть не
менее 16 лет. При нали­чии уважительных
причин суд вправе сократить разницу в
возрасте в интересах ребенка. При
усыновлении ребенка отчимом или мачехой
раз­ница в возрасте значения не имеет.

Усыновителями могут быть гражданеРФ, иностранцы и лица без гражданства.
При этом граждане РФ имеют приоритет,
который не касается родственников
детей.

Дети могут быть переданы на усыновление
лицам, постоянно прожива­ющим за
пределами РФ, по истечении трех месяцев
со дня поступления све­дений о детях
в государственный банк данных о детях,
оставшихся без попе­чения родителей.
Этот срок не распространяется на
родственников детей.

Любая
деятельность других лиц в целях подбора
и передачи детей на усыновление от имени
и в интересах лиц, желающих усыновить
детей — посредническая деятельность по
усыновлению — не допускается (ст. 126-1 СК
РФ).

Не является посреднической деятельностью
по усыновлению детей деятельность
органов опеки и попечительства и органов
исполнительной влас­ти по выявлению
и устройству детей, оставшихся без
попечения родителей, а также деятельность
специально уполномоченных иностранными
государ­ствами органов или организаций
по усыновлению детей, осуществляемая
на территории РФ в силу международного
договора РФ или на основе принци­па
взаимности. При этом такая деятельность
не может преследовать коммер­ческие
цели.

Лица, желающие усыновить ребенка, имеют
право привлекать представителей. Такие
представители посредниками не являются.
Их деятельность должна осуществляться
в соответствии с гражданским и
гражданско-процессуальным законодательством.

В ст. 127 СК РФ указан круг лиц, которые
не могут быть усыновителями:

— лица, признанные судом недееспособными
или ограниченно дееспособными;

— супруги, один из которых признан судом
недееспособным или ограни­ченно
дееспособным;

— лица, лишенные родительских прав или
ограниченные в родительских правах;

— лица, отстраненные от обязанностей
опекуна (попечителя)за ненадле­жащее
выполнение возложенных на них законом
обязанностей;

— бывшие усыновители, если усыновление
отменено судом по их вине;


лица, которые по состоянию здоровья не
могут осуществлять родитель­ские
права (см. перечень заболеваний, при
наличии которых лицо не может усыновить
ребенка, принять его под опеку
(попечительство), взять в прием­ную
семью, утв. Постановлением Правительства
РФ от 1 мая 1996 г. № 542);.

— лица, которые на момент усыновления
не имеют дохода, обеспечива­ющего
усыновляемому прожиточный минимум,
установленный в субъекте РФ, на территории
которого проживают усыновители;

— лица, не имеющие постоянного места
жительства, а также жилого по­мещения,
отвечающего установленным санитарным
и техническим требова­ниям;

— лица, имеющие на момент усыновления
судимость за умышленное преступление
против жизни или здоровья граждан;

— лица, не состоящие между собой в браке,
не могут усыновить одного и того же
ребенка.

Порядок усыновления (ст. 125 СК РФ)

Усыновление производится судом по
заявлению лиц (лица), желающих усыновить
ребенка. Дела рассматриваются по правилам
особого производст­ва с обязательным
участием усыновителей, прокурора,
органов опеки и по­печительства,
которые дают заключение об обоснованности
усыновления и о его соответствии
интересам усыновляемого с указанием
сведений о факте личного общения
усыновителей с усыновляемым.

Права и обязанности усыновителя и
усыновленного возникают со дня вступления
решения суда в законную силу.

Суд в течение трех дней со дня вступления
в законную силу решения су­да направляет
выписку из него в орган загса по месту
вынесения решения. Усыновление подлежит
государственной регистрации.

Основные функциональные обязанности социального педагога в интернатном учреждении:

1) Формирование гуманных отношений к воспитанникам, охрана и защита прав, интересов и психологического здоровья детей в педагогическом процессе.

2) Создание для ребенка обстановки психологического комфорта и безопасности в быту и досуговой деятельности.

3) Изучение особенностей личности воспитанников, их социальной ситуации развития, условий жизнедеятельности.

4) Выявление интересов и потребностей, проблем и трудностей детей и подростков, отклонений в их социальном поведении и социальной адаптации.

5) Социально-педагогическая поддержка воспитанников в процессе социализации;

6) Организация и координация различных видов социально ценной деятельности воспитанников.

7) Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных и социально и педагогически запущенных воспитанников.

8) Посредничество между воспитанником и учреждением, членами семьи, социальными институтами.

9) Взаимодействие с педагогами, психологом, опекунами, родителями или лицами, их заменяющими, в оказании помощи воспитанникам.

10) Совместное с сотрудниками социальных служб осуществление работы по трудоустройству выпускников, их обеспечению жильем, пособиями, пенсиями и льготами.

Особенности усыновления или удочерения

Исследователи оставляют приоритет именно за этой формой устройства семьи, поскольку она предполагает прием ребенка в качестве полноценного члена с получением соответствующих прав и обязанностей. Приемные родители становятся ответственными за дальнейшую жизнь и развитие усыновленного ребенка.

Бесплатная консультация юриста по телефону

По Москве и области
7 (495) 280-74-29

Санкт-Петербург и область
7 (812) 389-36-23

Федеральный номер
8 (800) 511-43-08

Данный способ связан со следующими преимуществами:

  • возможностью для ребенка расти полноправным членом семьи;
  • сохранение для усыновленного родственных уз и прав наследования после 18 лет;
  • шанс на принятие фамилии усыновителя, а также смены других личных данных.

К недостаткам относят более жесткие требования к усыновителям по всем параметрам. Отмечен долгий срок оформления документов, так как решение регулируется гражданским судом. Приемные родители не вправе рассчитывать на поддержку со стороны власти. Исключением является послеродовой отпуск и пособие по уходу после усыновления младенца. Кроме того, усыновление не распространяется на всех детей, лишенных родительской опеки.

Особенности патроната

Патронат обычно бывает двух видов – краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочным считается патронат, который длится от одного дня до шести месяцев. Попечительство над ребенком более шести месяцев относят к долгосрочному патронату. Здесь следует отметить, что дети могут быть под патронатом семьи до совершеннолетия. Но и с наступлением совершеннолетия они не изгоняются, а могут дальше жить в семье и на ее примере видеть, какой должна быть семья и семейная жизнь, учиться помогать близким в трудных ситуациях. Система патронатного воспитания не устанавливает жестких требований к возрасту патронатных родителей, их доходам или жилой площади, так как обеспечением ребенка всем необходимым занимается государство.

Преимущества и требования к приемной семье

Такая форма предполагает проживание ребенка в семье, члены которой заключили договор с представителями органов опеки, что представляют собой альтернативу детскому дому. К этому методу прибегают в отношении детей, не обладающих нужным юридическим статусом или которым не удалось найти взрослых, которые стали бы опекунами или усыновителями.

Срок проживания в приемной семье определяется договором. Причем одна семья может воспитывать таким путем до 8 детей. Взрослые могут рассчитывать на зарплату и прибавку к трудовому стажу. Хотя ответственность ограничена, она по-прежнему остается достаточно высокой.

Достоинствами приемной семьи считаются:

  • шанс на обеспечение лучших условий проживания для мальчика или девочки, для которого не доступны иные формы проживания в семье;
  • менее строгие требования;
  • финансовая государственная помощь во многих сферах жизни;
  • предоставление льгот для членов приёмной семьи;
  • предоставление жилья ребенку по достижению совершеннолетия.

При этом приёмным родителям предстоит чаще отчитываться перед органами опеки. Это затрагивает воспитательный процесс и расходование выделенных денег. Процесс связан со сложностями в оформлении документов, поскольку требуется составить договор на передачу ребенка, а также трудовое соглашение.

Если воспитуемый ранее проживал в другом городе или регионе, возникнут дополнительные сложности в финансировании, так как за выплаты отвечают власти на местах. Так как ребенок не становится частью семьи в полной мере, он вправе поддерживать связь с кровными родителями и родственниками, что может сказаться на авторитете приемной семьи и качестве воспитательных мер.

Опека

      Ребёнок поступает в семью на правах подопечного в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Приоритетное право быть опекуном принадлежит близким родственникам ребёнка.   Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные  родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка (чаще — алиментного). Опекун обязан предоставлять подопечному ребёнку возможность общаться с родственниками, а в некоторых случаях и с родителями. В случае восстановления родителей в родительских правах ребёнок возвращается к родителям (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). 

   Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания  ребенка, и несет ответственность за ребенка. На содержание ребенка государством ежемесячно  выплачиваются денежные  средства, согласно установленному  в регионе нормативу. По состоянию на 1 августа 2011 года размер ежемесячных выплат на ребёнка дошкольного возраста в Волгоградской области составляет 5691 рубль, на ребёнка школьного возраста — 6444 рубля (в том числе 200 рублей на проезд). Государством установлены дополнительные гарантии по бесплатному обучению в учреждениях профессионального образования (кроме того,  дети и лица из их числа содержатся в учреждениях на полном государственном обеспечении) и внеочередному предоставлению жилой площади. Опекун (попечитель) ежегодно — письменно по установленной форме —  отчитывается перед органом опеки и попечительства об управлении и использовании имущества несовершеннолетнего подопечного.

   Органы опеки и попечительства   осуществляют  регулярный контроль  за условиями содержания, воспитания подопечных детей.

 
      Отличие от усыновления:

  • опека устанавливается постановлением руководителя органа опеки и попечительства (главы администрации городского поселения, муниципального района) и  оформляется в течение 15 дней;
  • опекуну(попечителю)  выплачиваются денежные средства на  содержание подопечного, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения подопечного;
  • по достижении подопечным, не имеющим закреплённого жилого помещения, совершеннолетия, ему предоставляется жилое помещение;
  • к кандидату в опекуны предъявляются менее жёсткие требования в части доходов, жилищных условий;
  • ребенок имеет статус  подопечного и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна;
  • не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка (крайне редкий случай);
  • нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.</LI>

     Опекун (попечитель) должен зарегистрировать подопечного ребёнка в своём жилом помещении по месту пребывания (а не жительства). Подопечный ребёнок сохраняет регистрацию по месту жительства в закреплённом жилье.

     С 2008 года виды опеки (попечительства) подразделяются на безвозмездную опеку, когда опекун (попечитель) выполняет свои обязанности по воспитанию ребёнка бесплатно и опеку возмездную приёмная семья, патронатная семья), когда за свои хлопоты законный представитель получает денежное вознаграждение.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • ;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

Обязанность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей

Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст. 122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.

Кто должен сообщать информацию в органы опеки

Организация или гражданин, нашедшие несовершеннолетнего, обязаны информировать о произошедшем событии ОВД или орган опеки по месту обнаружения малыша в течение 2-х суток.

Дети, оказавшиеся без попечения родных, помещаются в различные учреждения, органы и организации:

  • ОВД;
  • медицинские учреждения;
  • воспитательные и образовательные организации;
  • органы и учреждения социальной защиты и др.

О произведении регистрации найденного несовершеннолетнего они обязаны заявлять в срок до 7 суток со дня обнаружения малыша.

Порядок выявления и учета

Порядок выявления и учета детей, оставшихся в России без попечения родителей, регламентирован законодательством. Статьей 122 СК РФ закреплена обязанность информирования государственный орган о ставшем известным случае.

С целью определения обстоятельств, доказывающих отсутствие у несовершеннолетнего гражданина родительской опеки, попечительский орган в течение 3-х дней должен осуществить обследование, включающее:

  • проверку истинности поступивших сведений;
  • рассмотрение условий его проживания;
  • нахождение родственников, способных к обеспечению временного ухода за ним.

Основания и порядок проведения обследования, а также форма акта, составляемого по его результатам, установлены в Приказе Минобрнауки РФ № 334. При отсутствии у найденного малыша родственников, он сразу определяется в воспитательное учреждение,  предусматривающее соответствующие формы содержания и воспитания несовершеннолетних граждан.

Учет детей ведется исполнительными органами власти. Для его осуществления предусмотрены специальные информационные базы местного, регионального и федерального уровня, в которые включаются данные о детях до нахождения им новых семей.

Ответственность за неисполнение обязанностей

В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:

  • было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
  • само поставило его в опасное положение.

В случае небрежного или недобросовестного отношения к работе служащий может быть наказан за халатность, т.е. если он не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом свои должностные функции (ст. 293 УК РФ). Обвинить его можно только, если в результате бездействия наступили вредные последствия.

Если должностные лица неправильно осуществляют выявление и учет детей, нарушают сроки сообщения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, руководство юридического лица, в котором пребывают такие малыши может быть привлечено к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

  • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
  • анкетой;
  • заключением органа опеки и попечительства, подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям. Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении. В случае отказа ему выдается направление к следующему.

Банк данных о детях

Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

Как стать патронатным воспитателем

Люди, намеренные временно воспитывать ребенка из детского дома, должны обратиться в соцзащиту и стать на учет в опекунском совете. Там сообщат о всех необходимых документах и справках, нужных для оформления патроната. Существуют также некоторые формальные критерии отбора семей для патронатного воспитания. Самым важным критерием является психологическая готовность семьи к принятию воспитанника. Важным является отсутствие каких-либо функциональных нарушений в семьи кандидата. Наряду с психологической готовностью сотрудниками уполномоченной организации определяется эмоциональная зрелость, мотивация к принятию ребенка, способность нести за него ответственность на каждом этапе патронатного попечения. Даже при соответствии кандидата всем формальным требованиям может быть получен отказ в удовлетворении его желания стать патронатным воспитателем. Подобное решение должно быть аргументированным и обоснованным. В обязанности кандидатов в патронатные воспитатели входит обязательное прохождение соответствующей подготовки, включающей тренинги, лекции, семинары.

Договор о патронатном воспитании

Регулирование отношений между сиротой и патронатным попечителем контролируется специальной уполномоченной службой. Договор о патронатном воспитании является основным официальным документом, на основе которого уполномоченная служба передает воспитанников в патронатные семьи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий