Федеральный закон «о воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 n 53-фз (ред. от 08.12.2020)

Обязательная и добровольная подготовка граждан к воинской службе

Подготовка граждан к военной службе – это совокупность специальных мероприятий, которые проводятся органами государственной власти, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами, отвечающими за подготовку граждан к службе. Существует два вида подготовки: 

  • обязательная – предусматривает получение знаний в области обороны, медицинское обследование и освидетельствование, подготовку по основам военной службы и военно-патриотического воспитания (статья 11 Закона);
  • добровольная – предусматривает занятия военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, обучение студентов по программе офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях и т.д. (статья 17 Закона). 

Медицинское освидетельствование и обследование

Сферу медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв регламентирует статья 5.1 Закона о воинской обязанности. Согласно нормам данной статьи, пройти освидетельствование у врачей-специалистов (терапевта, хирурга, невропатолога, психиатра, окулиста, оториноларинголога, стоматолога), а в случае необходимости – и у других специалистов, должны граждане: 

  • при постановке на воинский учет, призыве либо поступлении на службу по контракту;
  • при поступлении в мобилизационный людской резерв;
  • при поступлении в военные профессиональные образовательные организации, включая организации высшего образования;
  • при заключении Минобороны РФ договора об обучении в учебном военном центре по программе военной подготовки для прохождения службы по контракту;
  • при призыве на военные сборы;
  • при прохождении альтернативной гражданской службы;
  • ранее признанные ограниченно годными к службе по состоянию здоровья. 

Важно! Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на службу по контракту или в военные образовательные организации включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме гражданина психотропных веществ или наркотических средств, включая их метаболитов. 
Врачи, осуществляющие медицинское освидетельствование граждан, по результатам работы дают заключение о годности гражданина к военной службе, согласно следующим категориям:

  • А — годен к военной службе;
  • Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
  • В — ограниченно годен к военной службе;
  • Г — временно не годен к военной службе;
  • Д — не годен к военной службе. 

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

О призыве на службу

Закон «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует весь процесс призыва на службу. Так, согласно рассматриваемому законопроекту, военному призыву подлежат следующие категории граждан:

  • лица мужского пола от 18 до 27 лет;
  • лица, находящиеся в запасе;
  • лица, состоящие на воинском учете, либо лица, не находящиеся в списках, но обязанные состоять на учете.

Право на освобождение от воинской службы имеют следующие категории граждан:

  • лица, уже исполняющие военную службу;
  • лица, признанные ограниченно годными к службе по состоянию здоровья.

Не подлежат воинской службе следующие лица:

  • имеющие судимость — непогашенную или неснятую;
  • отбывающие наказание;
  • в отношении которых возбуждено уголовное дело.

Отдельными категориями граждан может быть получена так называемая отсрочка от прохождения военной службы. Здесь стоит выделить лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, граждан, воспитывающих двух или более детей, а также граждан, занятых постоянным уходом за каким-то близким родственником.

Об увольнении

Об исполнении обязанностей

Воинская обязанность

Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе» рассматривает военную обязанность как совокупность следующих элементов:

  • Воинский учет.
  • Призыв на службу.
  • Подготовка к военной службе.
  • Пребывание в запасе.
  • Прохождение службы по призыву.
  • Военные сборы.

Закон «О военной службе и воинской обязанности» регулирует также процессы, которые должны происходить в мобилизационный период. Так, в военное время воинская повинность российских граждан должна определяться федеральными или федеральными конституционными законами. Нормативные акты, связанные с мобилизационными процессами, как правило, предусматривают:

  • призыв на службу в период военного времени, военного положения или мобилизации;
  • прохождение специального обучения и непосредственное осуществление службы.

Граждане РФ могут освобождаться от военной обязанности только в исключительных случаях, прописанных в соответствующих федеральных законах. Стоит отметить и возможность осуществления альтернативной (гражданской) повинности взамен военной.

Воинский учет

Закон «О военной службе и воинской обязанности» регламентирует также процесс организации военного учета. Учету должны подлежать все российские граждане, за исключением:

  • женщин;
  • лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
  • лиц, освобожденных от исполнения военной службы;
  • лиц, уже несущих военную службу.

Весь порядок воинского учета регулируется представленным федеральным законом, утвержденным Правительством РФ. Учет должен производиться военными комиссариатами по месту жительства граждан. Иногда комиссариаты могут иметь свои структурные подразделения. Все полномочия военкомов могут передаваться органам местного самоуправления. В этом случае речь пойдет о так называемом первичном воинском учете.

Военкоматы обязаны собирать следующие сведения о каждом состоящем на учете гражданине:

  • имя, отчество и фамилия;
  • семейное положение;
  • дата рождения;
  • образование гражданина;
  • место работы;
  • степень годности к военной службе и некоторые другие данные.

Воинский учет

Воинской учет на территории РФ регламентирован статьями 8-10 Закона о воинской обязанности и военной службе. Воинский учет осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами. Граждане РФ обязаны состоять на воинском учете, за исключением: 

  • граждан освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона;
  • граждан, проходящих военную службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • граждан женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • граждан, постоянно проживающих за пределами РФ. 

Порядок воинского учета граждан определяется Законом о воинской обязанности и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ. Первоначальная постановка на учет граждан мужского пола выполняется в период с 01 января по 31 марта в год достижения гражданином возраста 17 лет. Постановка на учет граждан женского пола осуществляется районным или городским военкоматом после приобретения данными лицами военно-учетной специальности. 
При осуществлении первичного воинского учета органы местного самоуправления поселений и городских округов вправе: 

  • запрашивать информацию, необходимую для занесения в документы воинского учета, у граждан и организаций;
  • вызывать граждан по вопросам воинского учета и оповещать о повестках военных комиссариатов;
  • определять порядок оповещения граждан о вызовах военных комиссаров;
  • формировать порядок приема граждан по вопросам воинского учета;
  • запрашивать у военных комиссаров разъяснение по вопросам первичного учета;
  • вносить в военные комиссариаты предложения о совершенствовании организации первичного воинского учета.

Важно! На граждан, поставленных на воинский учет, возлагаются определенные обязательства, в том числе являться по вызову военкома по вопросам воинского учета, сообщать в органы, ведущие воинский учет, об изменении своего места жительства, семейного положения, места работы и должности

Служба по контракту

Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности

1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:

оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;

обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.

1.1. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 1.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.

2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.

3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;

вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.

3.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ.

4. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

5. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.

6. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

7. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Военная служба по контракту

Статьи 32-35 Закона устанавливают порядок поступления на военную службу по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, где, согласно закону, предусмотрена военная служба. 
В контракте о прохождении службы закрепляются добровольность поступления гражданина на службу, срок службы, в течение которого гражданин обязуется проходить службу, и условия контракта. Условия контракта о прохождении службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в ВС РФ либо в других войсках и воинских формированиях в течении установленного контрактом срока, добросовестно исполнять общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законом, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций. 
Гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть русским языком, соответствовать всем медицинским и профессионально-психологическими требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия проводятся специальные мероприятия:

  1. медицинское освидетельствование, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе;
  2. мероприятия по профессиональному психологическому отбору, по результатам которых выносится заключение о профессиональной пригодности гражданина к военной службе по контракту по конкретным воинским должностям:
  • рекомендуется, в первую очередь, — первая категория;
  • рекомендуется — вторая категория;
  • рекомендуется условно — третья категория;
  • не рекомендуется — четвертая категория.

Обеспечение воинской обязанности должностными лицами

ФЗ №8 от 06.02.2019 привнес дополнения в список обязанностей ответственных должностных лиц за военно-учетные мероприятия (статья №4 ФЗ №53 от 28.03.1998). Так, должностные лица обязаны:

  • осуществлять оповещения граждан о повестках комиссариатов;
  • содействовать гражданам в возможности обеспечения явки по повесткам комиссариатов;
  • направлять в комиссариаты в течение двух недель информацию о военнообязанных гражданах по запросу;
  • направлять в комиссариаты в течение двух недель информацию о выявленных гражданах, которые не состоят на воинском учете;
  • направлять граждан, не состоящих на воинском учете, в комиссариат на постановку на учет, согласно статье №8 ФЗ №53 от 28.03.1998.

Отсрочка от срочной службы

ФЗ №39 от 18.03.2019 внес изменения в статью №24 ФЗ №53 от 28.03.1998, в которой содержится список граждан, имеющих право на отсрочку от срочной военной службы. Теперь список граждан с отсрочкой выглядит так:

  1. Студенты очной формы обучения, образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, среднего профессионального образования (не дольше положенного срока получения профильного образования, согласно стандартам), ВУЗов по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Право на отсрочку сохраняется не дольше положенного срока получения профильного образования, согласно стандартам, и предоставляется только один раз (кроме тех, кому первая отсрочка давалась на обучение в бакалавриате) и только для тех студентов, кто получает первое высшее образование. Отсрочка сохраняется для студентов, воспользовавшихся академическим отпуском или поменявшим образовательную программу в одном ВУЗе или в разных. Такая отсрочка сохраняет свой изначальный срок или может быть увеличена только на год. Восстановившимся в образовательном учреждении (за исключением отчисленных по инициативе образовательного учреждения) срок отсрочки не увеличивают.
  2. Аспиранты или проходящие обучение в ординатуре по очной форме в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Отсрочка дается на период обучения и защиты диссертации на срок не дольше положенного на получение соответствующего образования, согласно стандартам.
  3. Получившие отсрочку, благодаря соответствующим Указам Президента.
  4. Школьники, обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, на срок не дольше положенного на получение соответствующего образования, согласно стандартам.
  5. Школьники, прошедшие итоговую аттестацию до 1 октября того же года.
  6. Абитуриенты ВУЗов на время прохождения подготовительного обучения при ВУЗе.
  7. Студенты очной формы обучения средних и высших религиозных учебных заведений;
  8. Вынужденные переселенцы на срок до трех месяцев со дня назначения статуса.
  9. Беженцы на срок до полугода со дня назначения статуса.

Увольнение с военной службы

В соответствии с нормами статьи 50 Закона увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом РФ, в военнослужащих в воинских званиях до полковника и капитана 1 ранга – в порядке, предусмотренном Положением о порядке прохождения военной службы. 
Военнослужащие увольняются в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, — в отставку. При этом военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих: 

  • уволенных в отставку;
  • женского пола, отчисленных из образовательной организации и не имеющих военно-учетной специальности;
  • являющихся иностранными гражданами;
  • избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы. 

Важно! Полный перечень оснований для увольнения с военной службы перечислен в статье 51 Закона о воинской обязанности и военной службе

Граждане, подлежащие призыву

С 1 сентября 2019 года в силу вступают изменения в статье №22 ФЗ №53 от 28.03.1998, привнесенные ФЗ №98 от 01.05.2019, в соответствии с которыми некоторые категории граждан, имеющих освобождение или отсрочку от срочной службы, могут отказаться от этого права и пройти военную службу. Это могут быть:

  • граждане, имеющие ученую степень;
  • братья или сыновья военнослужащих (срочников или проходивших военные сборы), которые погибли во время службы при исполнении своих обязанностей или от болезней, полученных во время исполнения обязанностей;
  • студенты очной формы обучения.

Для того чтобы отказаться от своего права на освобождение или отсрочку, гражданин должен написать соответствующее заявление в призывную комиссию. Заявление прикладывается к протоколу заседания призывной комиссии.

О подготовке гражданина к службе

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии;

представитель местной администрации;

специалист по профессиональному психологическому отбору;

секретарь комиссии;

врачи-специалисты.

6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Обязанности граждан

В соответствии с изменениями в статье №8 ФЗ №53 от 28.03.1998, которые привнес ФЗ №8 от 06.02.2019, граждане, обязанные состоять на воинском учете, должны:

  • состоять на воинском учете в военном комиссариате, согласно статье №10 ФЗ №53 от 28.03.1998;
  • офицеры запаса разведки и ФСБ должны состоять на учете в соответствующих структурах;
  • явиться в комиссариат или в орган местного самоуправления, который осуществляет воинский учет, по повестке в назначенные день и время;
  • явиться в комиссариат в течение двух недель в случаях, если гражданин уволился в запас, освободился из мест лишения свободы, получил военно-учетную специальность (актуально для женщин), получил гражданство РФ (актуально для тех, кто подлежит воинскому учету);
  • сообщать в комиссариат в течение двух недель об изменениях в месте работы или учебы, семейном положении;
  • явиться за постановкой на учет или его редакцией в комиссариат в течение двух недель при смене места жительства, в том числе без регистрации по новому месту жительства;
  • аккуратно хранить военный билет и персональную электронную карту;
  • при утрате военного билета или персональной электронной карты в течение двух недель обратиться в комиссариат за заменой;
  • подлежащие призыву во время периода призыва, выезжая с постоянного места жительства более, чем на три месяца, должны сообщать об этом в комиссариат.

Понятие военной службы и воинской обязанности

Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, это важнейший вид деятельности граждан РФ по вооруженной защите Отечества. Прохождение военной службы осуществляется: 

  • гражданами РФ – по призыву или в добровольном порядке;
  • иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, которые подлежат замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в ВС РФ и воинских формированиях. 

Воинская обязанность граждан непосредственно предназначена для обеспечения Вооруженных Сил РФ необходимым количеством всех категорий личного состава, отвечающего необходимым требованиям действующего законодательства. Воинская обязанность предусматривает: 

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. 

Непосредственной правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция РФ, устанавливающая долг и обязанность гражданина РФ, Закон о воинской обязанности и военной службе и иные федеральные законы и нормативные правовые акты РФ в сфере обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий