Государственная собственность

Плюсы и минусы

Государственная собственность обладает как множеством преимуществ, так и определенными недостатками. Давайте более подробно разберем преимущества и недостатки государственной формы собственности.

В качестве главных преимуществ можно выделить:

  • государственное имущество значительно более защищено от посягательств мошенников. Так как объект недвижимого имущества, будь то жилая недвижимость или земельный участок, принадлежит государству, а гражданин использует этот объект на основании договора социального найма или аренды, мошенники не смогут лишить гражданина этих объектов, поскольку для этого потребуется вначале осуществить процесс перевода объекта из государственной собственности в частную, то есть приватизировать его. Процесс приватизации достаточно сложен и находится под усиленным контролем со стороны государства. Это значительно усложняет мошеннические схемы, делая их практически не реализуемыми,
  • не облагается налогом. Поскольку гражданин использует объект недвижимости на основании договора социального найма или аренды, он оплачивает только платежи, предусмотренные договором, а налоги оплачивает собственник этого объекта, то есть государство,
  • в случае невозможности дальнейшего использования объекта он будет заменен. Это особенно актуально для граждан, проживающих на объектах жилой недвижимости на основании договоров социального найма. В случае если в результате пожара, наводнения и тому подобных чрезвычайных ситуаций этот объект жилой недвижимости станет непригодным для проживания, государство обязано предоставить гражданину равноценную замену,
  • возможность улучшить жилищные условия. Гражданин, использующий объект жилой недвижимости на основании договора социального найма, при определенных обстоятельствах имеет право на получение лучшего объекта жилой недвижимости.

Внимание! Помимо вышеперечисленных достоинств, у государственной собственности есть и несколько недостатков:

  • ограничение в возможности распоряжаться. Поскольку собственником объекта недвижимости является государство или муниципалитет, гражданин, использующий этот объект, не сможет заложить, подарить, завещать или продать этот объект недвижимого имущества,
  • договор социального найма или аренды может быть расторгнут. Если гражданин систематически нарушает условия договора, на основании которого ему предоставлен объект недвижимого имущества, то собственник вправе расторгнуть договор без предоставления альтернативного объекта недвижимости.

Государство распоряжается объектами публично-правовой собственности исходя из своих интересов. Эти объекты могут быть переданы в собственность как гражданам, так и юридическим лицам после проведения процедуры приватизации.

Стоит отметить, что приватизация – достаточно сложный процесс. Гражданину потребуется подготовить пакет документации и заплатить определенную государственную пошлину.

Собственность казенных государственных и муниципальных предприятий

Государственная собственность на средства производства в современных демократических государствах

Государственная собственность на средства производства является признаком не только социалистической системы общественно-государственного устройства, но используется и правопорядками современных развитых демократических государств.

При этом государственная собственность на средства производства в демократически организованных экономиках обычно используется в тех секторах экономики, где не развивается частный капитал, то есть там, где не представляется возможным получить среднюю или выше средней прибыль. В связи с указанным государственная собственность на средства производства обычно является более низкоэффективной, чем собственность иных форм. Сектора экономики, где развитие получает государственная собственность на средства производств, – это обычно сектора с невысокой прибыльностью, но имеющие высокое социальное значение, либо это могут быть сектора, где высокая прибыль появляется в долгосрочной перспективе (это энергетика, транспорт, образование, экология и пр.).

Так, в развитых зарубежных рынках государственная собственность на средства производства обычно развивается в тех отраслях, которые:

  • способны обеспечить развитие экономики в будущем;
  • способны обеспечить высокую прибыль в долгосрочной перспективе;
  • характеризуются высокими предпринимательскими рисками;
  • требуют привлечения значительного объема ресурсов научного характера, проектно-изыскательская характера;
  • требуют высоких первоначальных вложений.

Таким образом, государственная собственность на средства производства в странах с развитой экономикой ориентирована на форсирование развития тех секторов экономики, которые:

имеют значение для развития всего общества, но при этом труднодоступны для частного капитала в виду своей высокой первоначальный затратности, низкой прибыльности на период становления и т.п.;
имеют важное значение для экономического развития страны, но при этом находятся в упадке и требуют привлечения значительных объемов финансовых, научных, трудовых ресурсов для собственного оздоровления. В частности, когда необходимо национализация важных для экономики, но убыточных предприятий.. Указанное предопределяет то обстоятельство, что границы использования государственной собственности на средства производства в условиях современного развитого рынка являются подвижными и смещаются из одного сектора в другой для обеспечения гармоничного развития производства экономики и достижения приоритетного уровня социально-экономического развития и обеспечения прав личности

Указанное предопределяет то обстоятельство, что границы использования государственной собственности на средства производства в условиях современного развитого рынка являются подвижными и смещаются из одного сектора в другой для обеспечения гармоничного развития производства экономики и достижения приоритетного уровня социально-экономического развития и обеспечения прав личности.

Таким образом, можно говорить о следующих целях использования такого инструмента современного публичного управления как государственная собственность на средства производства:

  • оздоровление приоритетного для экономического развития сектора производства;
  • стабилизация экономического оборота и рынка;
  • инновационное обновление экономики государства и пр.

При этом всегда назначением использования как инструмента управления государственной собственности на средства производства является обеспечение стабильного прогрессивного развития экономики страны

Другими словами, государство должно ориентироваться не на извлечение максимально высокой прибыли, а на гармонизацию экономических отношений, на повышение эффективности частного капитала в экономике, на прогрессивное развитие отраслей, имеющих важное значение для общества

Характеристика видов государственной собственности

Цивилистика традиционно трактует право собственности как правоотношение, которое выражает экономическое отношение к материальному благу. При этом принято различать категории форма собственности и право собственности.

Форма собственности – это правоотношения, выражающие экономическое отношение различных субъектов к материальному благу. Так, основным законом страны гарантируется равенство собственности частных субъектов гражданского оборота и публично-правовых образований. Отдельные авторы в связи с этим указывают на отсутствие целесообразности классификации права собственности в зависимости от тех субъектов, которым принадлежат материальная блага. Такая позиция представляется неоправданной, поскольку несмотря на равенство гарантируемой государством защиты права собственности различным субъектам, реализация правомочий, составляющих права собственности в зависимости от субъекта характеризуется специфическими чертами, например:

  • в число объектов, составляющих государственную собственность, могут входить объекты, изъятые из гражданского оборота, соответственно, граждане и их объединения такими объектами владеть не могут;
  • государственная собственность имеет специфические источники формирования, такие как национализация, налогообложение, конфискация. Граждане и их объединения лишены возможности приобретать в свою собственность имущество такими способами и пр.

Другими словами, содержание правомочий собственника отличается в соответствии с отечественным законодательством исходя из формы собственности.

Конституционное закрепление получили следующие формы собственности:

  • частная собственность;
  • собственность государства;
  • собственность муниципалитета.

При этом конституция наряду с поименованными признает и равенство иных форм собственности.

Ввиду федеративного устройства Российского государства, государственная собственность делится исходя из фигуры правообладателя на:

  • федеральную собственность;
  • собственность субъекта Федерации или региональную собственность.

Государственная собственность, как федеральная, так и региональная, по своей природе, характеризуется уникальным назначением: она призвана обеспечивать решение управленческих задач и реализацию функций публично-правового образования для эффективного социально-экономического развития территории и наиболее полного обеспечения прав и свобод личности.

Указанным назначением предопределяется и состав государственной собственности – ее образует только то имущество, которое необходимо публично-правовому образованию для реализации конституционно установленных полномочий.

Другая специфическая черта государственной собственности заключается в том, что государство как законодатель и правообладатель одновременно устанавливает для себя и других субъектов права собственности обязательные правила и нормы по реализации права собственности.

Государство указанным правом наделено в силу своего назначения – это право производно от суверенитета, переданного государству населением, у регионов оно производно от государственного суверенитета.

В состав исключительной федеральной собственности может входить:

  • имущество, которое образует национальное богатство;
  • имущество, которое обеспечивает деятельность органов публичной власти и решение общенациональных задач;
  • имущество оборонного производства;
  • имущество тех областей экономики, которые имеют общенациональное значение и составляют базу для развития других областей.

Имущество, которое входит в состав региональной собственности:

  • имущество, необходимое для реализации управленческих задач органами публичного управления субъектов в рамках предметов регионального ведения;
  • имущество, которое обеспечивает решение управленческих задач совместного с Федерацией ведения;
  • имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности государственных служащих в региональных органах, предприятиях и учреждениях, образованных региональными органами власти;
  • имущество, которое требуется для реализации управленческих задач, переданных Федерацией.

По функциональному назначению государственное имущество может быть разделено на:

  • казну;
  • имущество предприятий и учреждений государства;
  • имущественные права и обязанности государства.

Формы собственности по Конституции РФ

Законодательство Российской Федерации предусматривает определенную классификацию имущества. В Гражданском кодексе РФ закреплено несколько форм собственности, которые существуют на равных правах:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • частная;
  • общественная.

Государственная

Государственная собственность включает имущество, ценности и материальные блага, которые принадлежат определенному субъекту государства, либо государству в целом. Это может быть изъятое из оборота имущество, а также объекты, на территории которых размещены органы власти, к примеру, здание Государственной Думы, правительственные комплексы, министерства, суды. К государственной собственности относят разные типы оборонных предприятий, транспорта, связи, промышленности, добычи полезных ископаемых таких, как нефть, уголь, газ.

Виды государственной собственности:

  • федеральная собственность;
  • имущество субъектов страны;
  • собственность государственных структур таких, как республики, края, области.

Муниципальная

К данной категории относят имущество, которое принадлежит муниципалитету или муниципальному образованию.

Муниципалитет — в какой-то степени независимое от государства общественное образование, в основе которого принципы гражданского общества и самоуправления. Данные органы действуют исключительно в интересах населения страны, проживающего на определенной территории.

Общественная

Форму общественной собственности подразделяют на несколько категорий:

  1. Коллективная собственность, сформированная в результате распределения имущества между участниками коллектива на каком-либо предприятии, ЗАО в виде закрытого акционерного общества.
  2. Государственная собственность принадлежит всем членам общества, реализацию и присвоение собственности осуществляет государственный аппарат. С помощью хозяйственных субъектов государственной собственности реализуют отношения распоряжения этим имуществом.
  3. Общественная собственность предполагает, что общественное состояние прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. В Российской Федерации данная форма собственности закреплена в Конституции и является формой без содержания.

Частная

Частной собственностью называют несколько разных видов имущественных отношений, включая:

  1. Единичную собственность, в отношении которой действия совершает физическое или юридическое лицо. К примеру, владелец частной компании вправе использовать труд родственников или наемных рабочих.
  2. Партнерская собственность объединяет в той или иной форме имущество, капитал, несколько организаций или граждан, которые осуществляют общую предпринимательскую деятельность.
  3. Исходя из типа партнерской собственности, выделяют ООО (общество с ограниченной ответственностью), ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
  4. Корпоративная собственность основана на функционале капитала, образована за счет свободной продажи титулов собственной акции открытого акционерного общества.

Что такое право собственности

Определение

Право собственности — это установленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, неся при этом бремя его содержания и риск случайной гибели.

Права всех собственников защищают равным образом.

Особенности права собственности:

  • Оформляет экономические отношения между гражданами по поводу использования предметов.
  • Носит абсолютный характер.
  • Охраняет имущество от посягательств третьих лиц.
  • Определяет границы допустимого использования — объем полномочий собственника.

Определения

Право собственности в объективном смысле — совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих и охраняющих состояние принадлежности благ определенным субъектам.

Право собственности в субъективном смысле — мера возможного поведения собственника; юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.

Право собственности включает в себя триаду полномочий:

  • Владение — возможность иметь и держать у себя имущество.
  • Распоряжение — возможность определять юридическую судьбу.
  • Пользование — полномочие эксплуатировать вещь и извлекать из нее полезные свойства.

Зачем государству собственность?

Земли считаются государственной собственностью, если они не принадлежат физическим, юридическим лицам или муниципальным организациям. В качестве субъектов таких земель выступают федеральные, региональные и местные органы власти.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:. Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Основания возникновения госсобственности на землю являются следующими:

  1. ФЗ, действующие на общероссийском уровне.
  2. Разграничение земель, которые становятся собственностью государства.
  3. Приобретение земли государством согласно принятым законам.

Государственной собственностью являются земли:

  • лесные ресурсы;
  • обороны и безопасности;
  • территории, подлежащие особой охране;
  • водный фонд;
  • территории сельскохозяйственного использования;
  • населенные пункты;
  • территории, имеющие культурную, историческую ценность;
  • зоны рекреации;
  • земли промышленности, связи, транспорта и др.

Существуют следующие виды государственной собственности на землю:

  • федеральная;
  • региональная;
  • муниципальная.

Федеральная собственность включает наделы, принадлежащие Российской Федерации.

На региональном уровне земля может принадлежать областям, городам федерального значения, республикам и другим субъектам России. Муниципальная собственность принадлежит местным администрациям.

Земли не могут иметь нескольких собственников. Поэтому земля может находиться в собственности только на одном из трех уровней.

Земли переходят в собственность субъектов РФ или муниципалитета на следующих основаниях:

  1. Вступление в силу законодательных актов.
  2. Разграничение территорий.
  3. Приобретение земли согласно действующему порядку.
  4. Предоставление территорий федеральными властями на безвозмездной основе.

Разграничение госсобственности в случае земельных участков производится на базе Конституции РФ и отраслевыми законодательствами. Право на землю также регулируется президентскими указами, постановлениями правительства и другими правовыми актами со стороны исполнительных органов власти.

Разграничением занимается Российская Федерация и ее субъекты. Принудительное отчуждение земель производится только при определенных условиях. Сюда относится равноценное возмещение за земли, подлежащие отчуждению.

Установления государственной собственности влечет ряд юридических последствий. Сюда относится возможность управления и распоряжения наделами, определения суммы арендной платы и порядка ее внесения.

Уполномоченные органы власти готовят перечни, согласно которым регистрируются государственные земли. Данные списки утверждаются на правительственном уровне.

Все земельные наделы распределяются по категориям. Дополнительно устанавливаются критерии, по которым земля относится к определенному виду собственности.

Целью закона № 101 было проведение разграничения со стороны муниципалитетов. Законодательный акт не устанавливал временные рамки для проведения этой процедуры.

Сегодня допускается создание участков из земель, которые еще не прошли разграничение и не зарегистрированы в реестре. За распоряжение неразграниченных территорий отвечают местных органы самоуправления.

Заключение

  1. Земли находятся в государственной собственности на основании федеральных законов, разграничения или приобретения территорий.
  2. В собственности государства находятся лесные, водные ресурсы, особо охраняемые и другие территории.
  3. Проблему разграничения земли решает Конституция России и федеральные законы.
  4. Земля не может иметь нескольких собственников.
  5. Участки переходят в собственность местных органов власти на основе законодательства, разграничения или передачи земли со стороны государства.
  6. Результатов разграничения является регистрация земельных участков.
  7. Земля распределяется по определенным категориям.

Понятие собственности

Определение 1

Собственность – это экономические отношения, которые сложились между субъектами хозяйствования относительно вопроса распределения или присвоения принадлежащих одному из экономических агентов вещей или объектов.

Собственность представляет собой право владения каким-либо объектом, как правило, имущественным. Возникновение отношений собственности свидетельствует о передаче прав на владение объектом от одного субъекта к другому. Главным условием появления таких отношений выступает наличие как минимум двух экономических агентов. Частная собственность появилась еще в древности, когда люди стали создавать собственные предметы труда и домашней утвари.

В основе отношений собственности лежит факт принадлежности объекта. Один субъект владеет имуществом, обладает полной информацией о нем, а также имеет юридическое право использовать его по собственному усмотрению

Сегодня экономическая наука уделяет особое внимание не источникам происхождения факторов производства, а методике их эффективного использования. Например, предприятие извлекает прибыль через приложение труда к природным ресурсам

То есть, собственник предметов труда предоставляет их сотрудников с целью получения готовой продукции и ее последующей реализации. Экономика подразумевает не столько хозяйственную активность субъектов, сколько формальные отношения, складывающиеся между ними относительно прав собственности. Именно они определяют равновесие спроса и предложения.

Замечание 1

Отношения собственности рассматриваются сразу в двух аспектах – юридическом и экономическом

Отделение их друг от друга приведет к потери части важной информации. Право и экономическая теория постепенно расширяют полномочия собственника, наделяя его возможностями распоряжения собственным имуществом, а также его обмена и отчуждения по собственному усмотрению

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

Согласно действующему законодательству публичная собственность имеет две формы:

  • государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
  • муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.

Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.

Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд. Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.

  1. Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
  2. Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
  3. Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.

В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории.

Если же земельные участки не были разграничены, то право распоряжаться ими принадлежит муниципальным органам власти. Передача права распоряжаться этими наделами не всегда означает передачу права собственности на них.

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству. Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом. При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота. В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении.

Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

Местные структуры власти, в задачи которых, согласно 130 статье Конституции, входит создание условий для самостоятельного решения населением вопросов территориального значения, владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, могут приобретать отдельные государственные полномочия с предоставлением финансовых и материальных средств, необходимых для их реализации.

Публично-правовые образования активно участвуют в приватизации, реквизиции, национализации, конфискации имущества, принадлежащего частным лицам, и обращении его в публичную собственность. Правила проведения соответствующих процедур закреплены в ГК (статьи 242-243, 306).

Экономическая основа местного самоуправления формируется из объектов, находящихся в муниципальной собственности, средств бюджета, имущественных прав МО.

Муниципалитеты реализуют свои полномочия в отношениях собственности через специально созданных юридических лиц. В результате участие МО в гражданском обороте приобретает опосредованный характер. Основными субъектами права являются представительные органы, местная администрация, глава МО, контролирующая структура при администрации.

Достаточно часто в правоотношениях участвуют учреждения. Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

На практике встречаются такие ситуации, когда, несмотря на отсутствие регистрации участка в Росреестре, либо сведений о его границах, принимается положительное решение федеральным органом о передаче земли муниципалитету.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий