В чем состоят отличия контракта от договора по 44-фз, и в какой ситуации подписывается контракт?

Правила расчета

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается на основании того, какой является начальная максимальная цена контракта, указанная в документации по проведении той или иной закупки.

Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше пятидесяти миллионов рублей включительно, то размер обеспечения исполнения контракта должен находиться в диапазоне от пяти до тридцати процентов от НМЦК. Если НМЦК больше пятидесяти миллионов рублей, то размер обеспечения находится в диапазоне от десяти до тридцати процентов от НМЦК.

При этом для тех контрактов, по которым заказчик перечисляет аванс, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше установленной суммы аванса. Но если аванс более тридцати процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в равном виде по отношению к внесенному авансу.

Если при проведении закупки в виде конкурса или аукциона начальная максимальная цена контракта была снижена более, чем на двадцать пять процентов, то размер обеспечения контракта будет изменен по сравнению с указанным в документации о закупке.

Так, для контрактов, НМЦК которых менее пятнадцати миллионов, размер обеспечения контракта будет установлен в виде доплаты дополнительных пятидесяти процентов от ранее установленного размера обеспечения. Если НМЦК более пятнадцати миллионов рублей, то контракт может быть заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение в том размере, который указан в документации к закупке, а также подтвердит свою добросовестность одним из предусмотренных в статье 37 Федерального закона №44-ФЗ способом.

Отличие госконтракта от договора

Государственный контракт – это, по сути, стандартный гражданско-правовой договор. Но он обладает уникальными характеристиками из-за участия особого субъекта – государственного заказчика.

Можно выделить следующие отличительные черты государственного контракта, которые отличают его от договора:

  1. Государственные контракты подписываются на основании тендера. Без проведения торгов оформить госконтракт можно в исключительных случаях и только если это допускается законодательно. Обычный гражданско-правовой контракт также можно подписать по результатам торгов (компании за счет торговых процедур могут оптимизировать свои издержки на закупку, это практикуется у представителей крупного бизнеса), но обычно они не проводятся. Контракты подписываются на основании оферты одной стороны и подтверждения ее – второй.
  2. Сроки подписания государственного контракта строго регламентируются законодательно в 44-ФЗ. При стандартном договоре сроки подписания определяются по соглашению сторон.
  3. Существенные условия договоров в обоих случаях регламентированы ГК, но применительно к госзаказу они дополнены прочими положениями.
  4. Ответственность сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении государственного договора определена по ст. 34 44-ФЗ, и она не подлежит пересмотру. При обычном договоре стороны могут устанавливать ответственность по Гражданскому кодексу или корректировать ее по своему усмотрению.
  5. Стороны в рамках обычного контракта наделены правом внесения изменений через подписание дополнительных соглашений или в иной оговоренной форме. Существенные условия по государственному контракту менять строго запрещено, кроме ряда исключений по ст. 95 44-ФЗ.

Еще одно отличие госконтракта состоит в том, что протоколы разногласий к нему составляются только в следующих случаях:

  1. Когда положения проекта не соответствуют документации.
  2. Когда положения противоречат информации, которая была представлена победителем торгов в заявке.

При подписании обычного договора данный аспект законодательно не регулируется.

Способы определения поставщика и исполнителя и роль электронной торговой площадки (ЭТП)

Обеспечение и исполнение госконтракта

Что относится к существенным условиям

Существенные условия по 44-ФЗ определяются с учетом положений Гражданского кодекса и зависят от типа договора. Также заказчикам следует руководствоваться положениями статьи 34 44-ФЗ, где оговорено обязательное содержание договора.

В случае заключения в рамках 44-ФЗ договора подряда и договора на оказание услуг к существенным условиям относят:

  1. Предмет договора, разновидность и предполагаемые объемы работ по п. 1 ст. 432 ГК либо виды и объем услуг по п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 779 ГК.
  2. Сроки выполнения работы или услуги (начальный и конечный). В договоре могут быть прописаны финальные сроки работы и сроки окончания каждого этапа (по п. 1 ст. 708, 783 Гражданского кодекса).
  3. Цена работы (услуги) и способ ее определения по п. 1 ст. 709, ст. 783 Гражданского кодекса. Если заключается договор строительного подряда, и цена работ определяется сметным расчетом, то смета прилагается к контракту и выступает его неотъемлемым условием на основании п. 3 ст. 709 Гражданского кодекса.
  4. Сроки и порядок оплаты выполненных заказчиком работ (услуг) по п. 1 ст. 711, ст. 781 ГК.
  5. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств заказчика по контракту по п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса.

Для договоров поставки товаров по 44-ФЗ в качестве существенных могут выступать:

  1. Предмет договора: в данном случае наименование и количество поставляемых товаров по п. 1 ст .432, п. 3 ст. 455, ст. 465 ГК.
  2. Сроки поставки товаров по пп. 1, 2 ст. 457 ГК.
  3. Цена товара по п. 1 ст. 485 ГК.
  4. Порядок оплаты поставленных товаров и сроки, в которые она должна быть произведена заказчиком по п. 1 ст. 486 ГК.
  5. Ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту по п. 1 ст. 432 ГК.

Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт заключается на условиях, которые были предусмотрены извещением и документацией по закупке. Соответственно, все перечисленные в закупочной документации условия относятся к существенным.

Также разъяснениями по вопросам существенных условий контракта приведены Минэкономразвития РФ в письме №Д28и-2286 от 2015 года.

С учетом того, что нормативно-правовая база не уточняет, какие именно условия могут стать существенными, к таким стороны могут отнести любые условия, которые признаны сторонами таковыми по п. 1 ст. 432 ГК.

В частности, стороны могут отнести к существенным условиям такие:

  1. Способ и величина обеспечения в рамках госконтракта, а также сроки для возврата внесенных денег поставщику после исполнения договорных условий.
  2. Обязанность поставщика (исполнителя) информировать заказчика обо всех субподрядчиках, если им отдается более 10% от общего объема работ и при цене от 1 млрд р. для федеральных контрактов, от 100 млн р. – для региональных.
  3. Банковское сопровождение, полученное только в банках, которые прошли предварительный отбор.
  4. Численность субподрядчиков из числа малого предпринимательства и социально ориентированных НКО, которые можно привлечь к госконтракту, или обязанность поставщика привлекать к госконтракту таких участников.
  5. Возможности для одностороннего отказа от исполнения контракта (или невозможность этого).

Дополнительные требования к заключаемым контрактам определяются с учетом специальных нормативно-правовых актов. В частности, Постановления Правительства от 2010 года №636 при подписании энергосервисного контракта, Постановления от 2017 года №563 при заключении договора по проектированию и строительству объектов капстроительства.

Правила проведения

Обязательное общественное обсуждение может проводиться в отношении закупок, которые осуществляют:

  1. Государственные и муниципальные заказчики.
  2. Бюджетные учреждения, осуществляющие закупки из средств государственного бюджета.
  3. Автономные учреждения, которые осуществляют деятельность по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ.
  4. Юридические лица, которые не являются государственными и унитарными предприятиями (ГУПами и МУПами).
  5. ГУПы и МУПы регулируются ч. 5 ст. 15 44-ФЗ.
  6. Бюджетные, унитарные и автономные предприятия, проводящие закупки на основании ч. 6 ст. 15 44-ФЗ.
  7. Учреждения, которые уполномочены осуществлять централизованные закупки.

Общественные обсуждения проводятся в два этапа:

  1. В ЕИС.
  2. Через очные слушания.

Общие сроки обсуждений на указанных этапах составляют не менее 20 дней.

Обсуждать закупку вправе любые заинтересованные физические и юридические лица, а также органы исполнительной власти.

Для того чтобы принять непосредственное участие в общественном обсуждении, юридическим и физическим лицам предстоит регистрация на официальном сайте в ЕИС. Для данных целей здесь есть специальный раздел «Обязательное общественное обсуждение закупок».

В данном разделе участники могут оставлять комментарии по вопросу проведения отдельных закупок и их особенностей. Первоначально отправленные предложения и замечания должны пройти предварительную проверку, и только потом они публикуются в открытом доступе на сайте. За проверку сообщений отвечает оператор ЕИС.

Первый этап: обсуждение в ЕИС

На первом этапе сторонам контроля необходимо ознакомиться со сведениями, которые содержатся в плане закупок. Он должен быть размещен в открытом доступе в ЕИС.

Сроки первого этапа обсуждений – не менее 20 дней с момента публикации плана закупок. В указанные сроки участники имеют право делать свои замечания, а также вносить предложения и передавать их организатору закупки. Последний, в свою очередь, отвечает на поступившее предложение в течение 2 дней и направляет официальный ответ. Ответ или комментарий от заказчика в автоматическом порядке передается автору замечания на электронную почту, который он указал при регистрации.

По итогам прохождения первого этапа организатору следует принять решение:

  • об отмене торгов;
  • о проведении торгов без учета переданных замечаний;
  • о проведении торгов с учетом поступивших предложений и замечаний.

Протокол результатов первого этапа обсуждений подлежит публикации в течение 2 дней.

Второй этап в виде очных публичных слушаний

После окончания первого этапа в течение 10 дней заказчику следует провести очные публичные слушания и разместить информацию о них в ЕИС за 5 дней до начала.

Дата и время проведения публичных слушаний публикуется в ЕИС, и сообщение об этом факте автоматически рассылается всем участникам, которые оставляли свои комментарии о закупке.

Очные слушания проводятся открытым способом исключительно в рабочие дни. Ограничивать круг граждан-участников в ходе слушаний запрещается.

В очных слушаниях принимают участие руководство, заместители и руководитель контрактной службы организатора закупки. Участники слушаний при проведении закупки имеют право высказать свои замечания и предложения, а организатор дает пояснения по поступившим замечаниям. В процессе слушаний участникам следует вести аудиозапись.

Место проведения слушаний – это место нахождения организации.

На втором этапе обсуждается информация из извещения и документы о проведении торгов. Он длится с момента публикации извещения и документации в ЕИС до того момента, как заказчик вправе отменить процедуру.

Сама процедура проводится по похожей схеме: участники предоставляют заказчику свои замечания и предложения, а он должен в течение 2 дней направить ответ. По результатам второго этапа заказчику также предстоит оформить и опубликовать протокол. Он содержит финальное решение об отмене торгов либо их проведении с учетом результатов слушаний.

На каждую закупку или лот заказчик должен оформить отдельный протокол. Он направляется в Федеральную антимонопольную службу для ознакомления.

Приказ о создании

Данный приказ является тем нормативным актом, который ложится в основу работы создаваемого подразделения. Данный приказ может быть подписан только руководителем организации, так как происходит создание нового подразделения.

В рамках такого приказа потребуется отразить следующую информацию:

  • дата создания контрактной службы;
  • перечень ее сотрудников, а также сотрудников, которые входят в данное подразделение (так как сотрудники могут изменяться, то их перечень может быть утвержден в виде самостоятельного приложения, которое при необходимости может быть изменено). Руководитель отдела организации закупок указывается в самом теле приказа как то должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по первичной организации работы создаваемого подразделения, а также по контролю за его работой, проводимому на первом уровне;
  • в рамках приложения к приказу также может быть утверждено и положение о создаваемом подразделении, в котором будет перечислен ряд вопросов, отражающих функционирование этого подразделения (права и обязанности сотрудников, цели создания, круг решаемых вопросов). Положение об отделе организации закупок должно быть разработано в соответствии с существующим Типовым положением, подготовленным Минфином РФ еще в 2013 году.

Кроме того, потребуется также и указать, когда приказ вступает в силу (либо конкретной датой, либо указанием на дату подписания).

Согласование закупки с контролирующими органами и проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

В существующей контрактной системе (или системе государственных закупок) существует два ключевых звена – государственный заказчик (законодатель позволяет называть его просто заказчиком) и исполнитель.

Для того чтобы принять окончательное решение, следует взвесить все существующие положительные и отрицательные стороны. Так, к плюсам работы с государственными заказчиками следует отнести:

  • стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств (в том случае, если контракт исполнен без нарушения действующих норм права и сроков);
  • возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
  • получение хорошей бизнес-репутации для тех случаев, когда речь идет о регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
  • получение различного рода преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок, если таковые исполняют взятые на себя обязательства добросовестно.

Среди минусов взаимодействия с государственными заказчиками следует рассматривать:

  • необходимость иметь достаточно большой объем средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
  • возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя, но он не уведомил об этом заказчика заранее;
  • риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер, если такое применение предусмотрено законом;
  • ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, некоторые закупки проводятся для поддержки только субъектов малого предпринимательства, а остальные юридические лица не имеют права подавать заявки на участие в таких закупочных процедурах).

Государственный заказчик – это ключевое звено созданной в России системы госзакупок. Для того чтобы эта система работала максимально прозрачно, государственному заказчику даны достаточно широкие права и полномочия в сфере осуществления закупок в своих интересах, но также на них наложены достаточно серьезные обязанности, неисполнение которых влечет наложение существенных мер административной ответственности.

Заказчиком в государственных закупках является лицо, напрямую закупающее товары, а также работы или услуги, требуемые для обеспечения нужд государства или конкретного предприятия, организации или учреждения и заключающее с исполнителем контракт.

Однако понятие «заказчик» не имеет точного определения в законодательных документах, регламентирующих проведение закупочной деятельности. Для получения более конкретной информации необходимо рассмотреть, как трактуется это понятие Федеральными законами № 44-ФЗ, 223-ФЗ.

Что требуется для участия

Участие в закупках представляет собой способ заработка на продаже товаров, работ и услуг. Для того чтобы принять участие в закупках, поставщику необходимо хорошо подготовиться.

Первоначально необходимо заняться подготовкой необходимых документов. Таким документами являются:

  • уставные документы: копия устава, свидетельство ИНН, выписка из ЕГРЮЛ;
  • документы, служащие подтверждением полномочий гендиректора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензия, если деятельность относится к лицензируемой;
  • свидетельство СРО (например, для оказания строительных услуг).

Такой комплект документов передается участником для прохождения регистрации в ЕИС. Прохождение регистрации открывает поставщикам доступ к электронным закупкам, которые проводятся на ЭТП. По новым правилам участникам не нужно получать аккредитацию на каждой площадке – достаточно зарегистрироваться в ЕИС.

В дальнейшем в процессе закупок от участника могут потребовать дополнительную информацию. Это сведения по квалификации персонала, мощности оборудования, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Существенный объем закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводится в формате электронного аукциона, конкурса, запроса предложений или котировок на специализированных торговых площадках. Именно на ЭТП участники оформляют заявки и подписывают договоры, а для этого им необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Раньше законодательно не регламентировалось, какую подпись стоит оформить поставщику. Но, согласно последней редакции 44-ФЗ в его ст. 5, подчеркивается, что участнику нужна квалифицированная электронная подпись.

ЭЦП – это флешка, на которой сохранен цифровой ключ. Он подтверждает полномочия лица, которое пользуется этой подписью, и полностью заменяет собственноручную подпись. Ключи выдают специализированные организации, которые аккредитованы Минсвязи. ЭЦП, которая подойдет для участия в госзакупках, обойдется участнику в 5000 р. в год. После истечения сроков действия ЭЦП ее необходимо обновить.

Для получения ключа заявка на участие передается в удостоверяющий центр. Участники также предоставляют определенный комплект документов. Сроки оказания услуги составляют около 2-3 дней.

Перед участием в закупке участнику стоит в поисковой строке в ЕИС подобрать подходящий под свои параметры тендер. Участнику нужно с использованием сервиса «Расширенный поиск» установить:

  • диапазон начальной цены;
  • регион поставки;
  • ключевые слова в извещении;
  • наименование заказчика и пр.

При нажатии на извещение открывается страница, которая содержит полную подробную информацию о закупке, а также требования к участнику. На этом этапе участнику нужно понять, подпадает ли он под установленные требования, а затем необходимо корректно составить заявку на участие в закупке.

При наличии в закупочной документации требования о внесении обеспечения заявки на участие участнику стоит заблаговременно позаботиться об открытии спецсчета. Раньше деньги в виде обеспечения участник вносил на свой лицевой счет на электронной торговой площадке. С 2019 года поставщику необходимо открывать спецсчет в банке, на который переводятся деньги. С указанного счета будет списываться плата за победу в закупке.

Далее участник готовит заявку на участие в закупке в соответствии с требованиями закупочной документации. Заявка на участие может передаваться в электронном или бумажном видах с приложением документов. При наличии сложностей в процессе заполнения заявки на участие поставщик вправе обратиться к заказчику с запросом на разъяснение положений.

Заявка должна быть подана в строго оговоренные сроки, иначе она будет отклонена. Эти сроки можно найти в извещении о закупке.

В случае победы в закупке заказчик передает участнику проект контракта. Например, в рамках электронного аукциона на эту процедуру отводится 5 календарных дней. У победителя будет пять дней на ознакомление с документом и подписание его. Проект контракта должен полностью соответствовать тому, который был представлен в извещении.

Если участник не согласен с результатами закупки, то он вправе пожаловаться на заказчика в антимонопольную службу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Документация о проведении закупки и извещение: правила создания и размещения

Положительные и отрицательные стороны взаимодействия

Существующая система государственных и муниципальных закупок на сегодняшний день предусматривает два основных звена, которые должны взаимодействовать друг с другом в рамках реализуемой закупочной системы. Такими основными звеньями являются заказчик и исполнитель по контракту или договору. Взаимодействие между такими участниками может быть достаточно сложным, так как может иметь место привлечение субподрядчиков или субисполнителей. Однако у него есть свои плюсы и минусы. Если говорить о плюсах такого взаимодействия, можно выделить следующие:

  • осуществление закупочной деятельности отличается стабильностью в финансовом плане, так как все финансирование заключаемых контрактов происходит за счет средств федеральных и региональных бюджетов, что позволяет исполнителям минимизировать риски потери денежных средств (то есть средства будут выплачены исполнителю в случае полного и добросовестного исполнения им своих обязательств по заключенному контракту или договору);
  • участие исполнителя одновременно в нескольких закупочных процессах, проводимых одним и тем же заказчиком либо у различных заказчиков при условии наличия достаточного количества средств в случае, если исполнение контрактов требует обязательного блокирования определенного объема средств в качестве обеспечения исполнения;
  • формирование положительной репутации участника рынка в том случае, если исполнитель грамотно выполняет все условия контракта или договора, не допуская просрочек в таком исполнении;
  • в случае постоянного участия в осуществлении государственных закупок, если такое участие со стороны исполнителя происходит без нарушения взятых на себя обязательств, такой исполнитель может рассчитывать на получение особых льгот и преференций, в том числе если происходит поставка специальных групп товаров, которые относятся к особо оцениваемым государством (ввиду включения их в специальные перечни Правительства Российской Федерации).

Несмотря на очевидные плюсы участия в государственных и муниципальных закупках для исполнителей, у участия в закупочной деятельности с позиции исполнения государственных и муниципальных контрактов для исполнителей есть и свои минусы:

  • на счетах юридического лица или индивидуального предпринимателя должны иметься денежные средства в достаточном объеме, так как они могут быть заблокированы в качестве обеспечения исполнения контракта на длительный период, то есть до момента полного исполнения взятых на себя обязательств (средства перечисляются либо банку, который будет выдавать банковскую гарантию, либо на специальный счет заказчика, предназначенный для получения таких гарантирующих платежей);
  • в случае существенного нарушения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом или договором, такой исполнитель может быть включен в Реестр недобросовестных поставщиков, что послужит в качестве причины ограничения возможностей участия на срок до двух лет в проводимых государственных и муниципальных закупках (лицам, включенным в данный реестр, запрещено принимать участие в проводимых закупочных мероприятиях для удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика);
  • в случае использования заказчиком с целью соблюдения законодательства о защите конкуренции различных антидемпинговых мер в отношении исполнителей по заключаемым контрактам и договорам такие меры могут стать причиной существенного финансового урона для участвующих в закупочных мероприятиях исполнителей;
  • невозможность принять участие в тех процедурах, которые предусмотрены заказчиком для ограниченного круга лиц, если потенциальный исполнитель не относится к такому ограниченному кругу лиц (например, если закупка проводится среди организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства, то организации, не обладающие таким статусом либо не подтвердившие этот статус, не имеют права принимать участие в таких закупочных процессах).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий