Информационно-коммуникационные технологии

ИКТ технологии в образовании

Что такое ИКТ в школе ? Это часть образовательного процесса. Ведь сегодня уже сложно себе представить обучение без технических, информационных, полиграфических, аудиовизуальных средств. Так, например, уроки презентации в начальной школе, средних и старших классах давно стали привычным и обыденным явлением.

Применение информационно-компьютерных технологий позволяет реализовывать следующие задачи обучения:

  • организации процесса познания;
  • индивидуализации учебного процесса;
  • развития системного мышления;
  • построения открытой системы образования;
  • создания эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.

Многообразное применение и использование средств информационно-коммуникационных технологий формирует человека, умеющего действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получая необходимую информацию из многочисленных источников; умеющего ее анализировать, строить модели, выдвигать гипотезы, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Информационно коммуникативные технологии развивают обучающихся, готовят их к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Это выражается в развитии у них следующих качеств:

  • наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, теоретического, творческого видов мышления;
  • коммуникативных способностей;
  • эстетического восприятия за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологий мультимедиа;
  • умения принимать оптимальные решения или предлагать варианты решений в сложной ситуации (для этого используются ситуационные компьютерные игры, ориентированные на оптимизацию деятельности по принятию решения);
  • умения осуществлять обработку информации (информационная культура).

Происходит интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  • повышается эффективность и качество процесса обучения;
  • усиливаются побудительные мотивы (стимулы), обуславливающие активизацию познавательной деятельности;
  • за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, углубляются межпредметные связи при решении задач из различных предметных областей.

Исследования во всем мире показали, что ИКТ могут повысить эффективность обучения школьников, улучшить сами методы обучения.

Отчет, сделанный Национальным институтом мультимедийного образования в Японии, доказал, что широкое использование ИКТ в образовательном процессе и интеграция технологий в учебную программу оказывает значительное положительное влияние на достижения обучающихся.

Результаты, в частности, показали, что учащиеся, которые постоянно сталкиваются с технологиями в процессе обучения, обладают лучшими знаниями, навыками презентации, инновационными средствами и методами получения и обработки информации и готовы приложить больше усилий для обучения по сравнению со своими сверстниками.

Новые тенденции

Внедрение ИКТ в образование — это ответ для тех, кто спрашивает, как можно увеличить число учеников без увеличения учебных площадей и количества преподавателей.

Различные устройства / технологии в области ИКТ включают в себя:

  • доступ к учебным материалам через удаленные устройства,
  • цифровые онлайн репозитории (хранилища данных) для лекций, материалов курса и цифровой библиотеки,
  • облачные платформы управления обучением для проведения онлайн-уроков,
  • широкое применение ноутбуков, планшетных компьютеров, аудиоплееров, проекторов, электронных досок и т. д.

Кроме того, растущее число массовых открытых онлайн-курсов, говорит нам о том, что существует огромная потребность в средствах обучения вне класса. Будущее наших образовательных учреждений будет зависеть от того, смогут ли они удовлетворить эти потребности.

ИКТ в образовании: инструменты и сценарии

ИКТ – это … / расшифровка

Сочетание букв ИКТ в настоящее время встречается очень часто, особенно в сфере образования. Но что это значит? Прочитайте наше введение в эту важную и быстро меняющуюся тему.

Однако, кроме объяснения аббревиатуры, не существует общепринятого определения ИКТ. Потому что концепции, методы и приложения, связанные с ИКТ, постоянно развиваются, чуть ли не ежедневно, и трудно успевать шагать с ними в ногу.

ИКТ охватывают как сферу доступа в Интернет, так и мобильную, основанную на беспроводных технологиях. Они также включают в себя устаревшие технологии коммуникации, такие как стационарные телефоны, радио и телевизионные трансляции — все они до сих пор широко используются наряду с такими передовыми ИКТ-компонентами, как искусственный интеллект и робототехника.

Список компонентов ИКТ является обширным и продолжает расти. Некоторые, такие как компьютеры и телефоны, существуют уже десятилетия. Другие, такие как смартфоны, цифровые телевизоры и роботы, появились относительно недавно.

Зачем ИКТ педагогам ?

С неизбежным распространением ИКТ в образовании, роль учителя должна измениться, и вот четыре основные причины, почему это должно произойти.

  1. Во-первых, роль учителя должна измениться, потому что ИКТ приведут к тому, что определенные учебные ресурсы устареют. Например, использование бумажных плакатов и классных досок может больше не потребоваться, если все учащиеся имеют доступ к одному и тому же сетевому ресурсу, на котором учитель представляет информацию.

Кроме того, если ученики распределяются по нескольким классным комнатам, что становится все более распространенным явлением, локализованные ресурсы, такие как проекторы и классные доски, становятся излишними, и необходимо использовать новые электронные формы распределенного общения.

  1. Во-вторых, ИКТ могут также сделать некоторые методы оценки избыточными. Например, традиционное тестирование с помощью вопросов с несколькими вариантами ответов. В среде ИКТ можно легко использовать онлайновые тесты, которые мгновенно предоставляют учителю широкий спектр информации, связанной с оценкой учащегося. Например, сравнение с предыдущими результатами. Каждому учащемуся может быть назначен индивидуальный учебный маршрут, хранящийся в электронном формате, в который можно автоматически вводить результаты каждого последующего теста, с целью скорректировать дальнейшее обучение.

В-третьих, роль учителя должна меняться в том смысле, что учителям уже недостаточно просто передавать содержание учебного курса

Однако педагогам крайне важно поощрять навыки критического мышления, пропагандировать информационную грамотность и развивать совместные методы работы, чтобы подготовить детей к новому миру, в котором профессия не гарантируется на всю жизнь, и где люди могут сменить направление деятельности несколько раз.. Одна из наиболее распространенных форм ИКТ — Интернет — предоставляет доступ к экспоненциально растущему хранилищу источников информации, практически неограниченным сетям людей и компьютеров, а также беспрецедентным возможностям обучения и исследований

Интернет представляет собой сеть сетей, предоставляющих возможности для обучения на основе запросов, где учителя и ученики могут получить доступ к некоторым крупнейшим в мире информационным архивам. Учащиеся и преподаватели могут общаться друг с другом, учиться и сотрудничать с другими людьми по всему миру. Вообще говоря, географическая дистанция больше не является барьером, и время «образования без границ» уже наступило

Одна из наиболее распространенных форм ИКТ — Интернет — предоставляет доступ к экспоненциально растущему хранилищу источников информации, практически неограниченным сетям людей и компьютеров, а также беспрецедентным возможностям обучения и исследований. Интернет представляет собой сеть сетей, предоставляющих возможности для обучения на основе запросов, где учителя и ученики могут получить доступ к некоторым крупнейшим в мире информационным архивам. Учащиеся и преподаватели могут общаться друг с другом, учиться и сотрудничать с другими людьми по всему миру. Вообще говоря, географическая дистанция больше не является барьером, и время «образования без границ» уже наступило.

К сожалению, дезинформация и неточности также присутствуют в большом количестве в Интернете, поэтому одной из новых ролей учителя в электронном классе будет отделять качественную информацию от дезинформации. Идентификация, классификация и аутентификация электронных источников информации будут критически новыми задачами для учителей.

  1. Наконец, учителя должны начать переоценку методов, с помощью которых они удовлетворяют потребности детей в обучении. Соответствуют ли современные учебные программы этим потребностям? Интернет может быть отличным способом адаптации информации под нужды обучающихся.

Информационно-коммуникационная технология и ее возможности

Для организации эффективного поиска в телекоммуникационных сетях используют автоматизированные поисковые программы, цель которых заключается в сборе данных о различных ресурсах мировой паутины и предоставлении пользователю услуги быстрого доступа к ним. Благодаря поисковым системам можно находить документы, мультимедийные файлы, адресную информацию о людях и организациях, программное обеспечение. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности. И, конечно же, проведение виртуальных занятий (лекций, семинаров) в реальном времени.

Понятие коммуникационных и информационных технологий

Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает «наука». Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология – это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

Виды и средства ИКТ

Рассмотрим виды использования цифровых технологий, которые существуют для того, чтобы помочь людям, предприятиям и организациям использовать информацию.

Таким образом, ИКТ связаны с хранением, поиском, манипулированием, передачей или получением цифровых данных

Важно также то, что эти различные виды использования могут взаимодействовать друг с другом

В бизнесе ИКТ часто подразделяют на два основных типа продуктов:

  • Традиционные компьютерные технологии (всё то, что вы можете делать на персональном компьютере дома или на работе).
  • Цифровые коммуникационные технологии (позволяют людям и организациям общаться и обмениваться информацией в цифровом виде).

Давайте кратко рассмотрим эти две категории, чтобы продемонстрировать виды продуктов и идей, охватываемых ИКТ.

Традиционные компьютерные технологии

Стандартные офисные приложения

  1. Обработка текстов : например, MS Word для написания писем, отчетов и т. д.
  2. Электронные таблицы : например, MS Excel для анализа финансов, расчетов, создания моделей прогнозирования и т. д.
  3. Программное обеспечение для баз данных : например, Oracle / MS SQL Server / Access для управления базами данных (например, контактами клиентов, каталогами продуктов).
  4. Программное обеспечение для презентаций : например, MS Powerpoint. Узнайте больше о том, как сделать презентацию
  5. Настольные издания : например, Adobe Indesign / Quark Express / MS Publisher для выпуска информационных бюллетеней, журналов и других сложных документов.
  6. Графическое программное обеспечение : например, Adobe Photoshop и Illustrator для создания и редактирования изображений, таких как логотипы, рисунки или фото для использования на веб-сайтах или для других публикаций. Узнайте больше о том, как сделать логотип школы или класса

Специализированные приложения

  1. Пакет учета : например, Sage / Oracle для управления счетами организации.
  2. Компьютерное проектирование (CAD) : для содействия процессу проектирования в сфере дизайна, архитектуры, инженерии.
  3. Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) : позволяет компаниям лучше понимать своих клиентов, собирая и анализируя данные, такие как предпочтения их продуктов, покупательские привычки и т. д.

Цифровые коммуникационные технологии

Передача данных электронными средствами, обычно на расстоянии, часто достигается через сети отправляющего и принимающего оборудования, проводные и спутниковые каналы.

Внутренние сети

Обычно такую сеть называют локальной (LAN), она может связывать несколько аппаратных элементов вместе в офисе или здании.

Цель локальной сети — совместное использование аппаратных средств, таких как принтеры или сканеры, программные приложения и данные. Этот тип сети бесценен в офисной среде, где коллеги должны иметь доступ к общим данным или программам.

Внешние сети

Часто бывает нужно общаться с кем-то за пределами внутренней сети, в этом случае необходимо быть частью глобальной сети (WAN). Интернет — это глобальная сеть, это огромная сеть сетей.

👩‍🎓 Плюсы и минусы для учеников

Преимуществами применения информационных технологий в школьной практике являются:

  1. Освоение школьниками компьютерных технологий, без которых невозможно представить их сознательную жизнь.
  2. Более простое усвоение школьной программы, благодаря мультимедийности.
  3. Повышение успеваемости.
  4. Возможность получения доступа к образовательным программам, когда школьник болеет.
  5. Возможность регулирования темпов обучения с учетом индивидуальных и познавательных особенностей школьника.
  6. Развитие гибкости мышления, навыков целеполагания, самообразования и самодисциплины.

Минусы внедрения информационных технологий для школьников могут состоять в следующем:

  1. Они могут выступать отвлекающим фактором для учеников. Исследования показывают, что смартфоны и гаджеты отвлекают детей от учебного процесса. Хотя монотонные уроки без какого-либо цифрового оборудования так же не способствуют концентрации внимания.
  2. Технологии отрицательно влияют на коммуникативные навыки учащихся и их социальное взаимодействие. У детей, которые постоянно «сидят» в гаджетах, снижается способность к живому общению. Отсутствие речевой активности и практики в формулировании и высказывании личного мнения, влияние клипового мышления может отрицательно повлиять на навыки самостоятельного мышления.
  3. Технологии могут провоцировать учеников уклоняться от самостоятельного выполнения заданий (например, они могут просто скопировать реферат из сети).
  4. Не все ученики имеют равный доступ к технологическим ресурсам. Не всем школьникам родители могут купить планшет, смартфон, ноутбук.
  5. Информация в сети не всегда качественная и проверенная. Неотфильтрованная информация может нанести психологический урон ребенку.
  6. Увеличение нагрузки на глаза учеников.

Цифровая образовательная среда
Читать

Навигатор дополнительного образования
Подробнее

Видеонаблюдение в школе
Смотреть

Использование ИКТ в ДОУ

Применение ИКТ можно найти и в сфере дошкольного образования. В раннем детстве они тоже важны, поскольку позволяют детям развивать различные навыки. Прежде всего, это касается навыков, связанных с использованием компьютеров или планшетов, развиваются тактильные, слуховые и визуальные способности.

Во-вторых, дети развивают и иные навыки, связанные с использованием дидактических программ, игр и приложений, с  которыми они сталкиваются.

Использование технологий в ДОУ мотивирует детей и позволяет им искать информацию и разрабатывать стратегии. Это также дает им возможность принимать некоторые решения по мере выполнения своих задач. Они выбирают, исключают, классифицируют и т. д.

ИКТ в детском саду:

  • стимулирует творчество,
  • поощряет эксперименты,
  • пробуждает любопытство,
  • развивает автономию,
  • мотивирует на обучение,
  • позволяет каждому ребенку продвигаться в соответствии с его личным темпом обучения,
  • помогает в развитии координации рук и глаз.

В детском саду  детям необходимо образование, основанное на игре и опыте взаимодействия с реальными предметами. Более того, им нужно общаться со сверстниками, другими людьми, с природой и развиваться как эмоционально, так и социально.

Наконец, как упоминалось выше, любое использование информационных технологий в дошкольных учреждениях должно предусматривать постоянное посредничество воспитателей. Это верно и для последующих этапов обучения.

Педагоги несут ответственность не только за то, чтобы научить тому, как работают новые технологии и как их использовать. Они также должны учить критическому и ответственному использованию информации, доступ к которой имеют дети.

Использование ИКТ в начальной школе

Сегодня нам не нужно идти дальше нашего собственного дома или даже комнаты, чтобы увидеть какую-то форму ИКТ в нашей жизни. Будь то компьютер, плазменный телевизор или мобильный телефон, у всех нас есть они в какой-то части нашей жизни. В современном обществе люди, как потребители ИКТ, стремятся к одной мечте — мечте о связанной жизни.

Не обошли стороной информационно-компьютерные технологии и начальную школу. Сегодня ИКТ используются на многих уроках младшеклассников, будь то литература, математика или музыка. Особенно полезны они на уроках английского языка.

Трудно переоценить роль информационных технологий в начальном образовании, поскольку они обучают детей искать нужную им информацию и систематизировать то, что они нашли. По мере того, как дети прогрессируют в этом процессе, они становятся все более ответственными за собственное обучение. Многие считают, что ИКТ необходимо ещё в большем количестве интегрировать в учебные программы, чтобы иметь грамотных и независимых учеников.

Вычислительные способности являются жизненно важным навыком и позволяют учащимся с большей готовностью участвовать в быстро меняющемся мире. Например, использование Интернета и мессенджеров дает им быстрый доступ к идеям и опыту широкого круга людей, сообществ и культур.

Изучение систем управления и роботов повышает осведомленность детей о многих операционных системах, которые мы используем в нашей повседневной жизни. Можно сказать, что школьники развивают жизненные навыки, которые им понадобятся во взрослой жизни, такие как управление стиральной машиной и другими устройствами.

Плюсы и минусы применения ИКТ

Преимущества:

  1. Облегчают доступ к информации.
  2. Благоприятствуют созданию различных образовательных центров.
  3. Обеспечивают цифровую грамотность пользователей.
  4. В области образования они помогают сократить разрыв между учащимися и преподавателями.
  5. Это инструмент для образовательного и административного управления, так как технологии позволяют мгновенно получить доступ к базам данных и статистике, чтобы узнать академическое поведение студентов.

Недостатки:

  1. ИКТ могут быть источником отвлекающих факторов, которые мешают субъекту достичь цели.
  2. Устройства и инструменты, такие как платформы, непрерывно меняются, что означает, что прилагаются постоянные усилия по их обновлению.
  3. Увеличивается риск уязвимости персональных данных.

В области образования можно добавить следующие недостатки:

  1. Существует значительное неравенство в доступе к технологиям. Это обусловлено такими факторами, как нищета или отсутствие государственной политики в области образования.
  2. Эффективность использования зависит от степени включения ИКТ в школьную программу;
  3. Использование технологий требует наличия достаточного пространства и оборудования;
  4. Без надлежащей подготовки или хорошо структурированного плана преподавания, разработанного государством, школой и учителем, ИКТ не будут эффективны.

На этом все, обязательно дополни статью, оставив комментарий ниже.

Классификация ИКТ-средств по областям методического назначения

Средства ИКТ бывают:

1. Обучающие. Они сообщают знания, формируют навыки практической или учебной деятельности, обеспечивая требуемый уровень усвоения материала.

2. Тренажеры. Предназначены для отработки различных умений, закрепления или повторения пройденного урока.

3. Справочные и информационно-поисковые. Сообщают сведения по систематизации информации.

4. Демонстрационные. Визуализируют изучаемые явления, процессы, объекты с целью их изучения и исследования.

5. Имитационные. Представляют собой определенный аспект реальности, позволяющий изучать его функциональные и структурные характеристики.

6. Лабораторные. Позволяют проводить эксперименты на действующем оборудовании.

7. Моделирующие. Дают возможность составлять модель объекта, явления с целью его изучения и исследования.

8. Расчетные. Автоматизируют расчеты и разнообразные рутинные операции.

9. Учебно-игровые. Предназначены для создания учебной ситуации, в которой деятельность обучаемых реализована в игровой форме.

👩‍🏫 Плюсы и минусы для учителей

Преимуществами внедрения информационных технологий в школы являются:

  1. Возможность сделать урок интересным и динамичным, обеспечение разнообразия в образовательной деятельности: внедрение новых обучающих программ, демонстрация слайдов, презентаций, мультимедийных альбомов.
  2. Повышение мотивации и вовлеченности школьников в учебный процесс, а также улучшение показателей успеваемости.
  3. Возможность выстраивания материалов, основываясь на доказательной базе.
  4. Экономия времени учителя на объяснение и закрепление нового материала.
  5. Упрощение рабочего процесса учителя, автоматизация отдельных процессов (использование готовых заданий и сценариев уроков, дистанционное отслеживание успеваемости). Педагоги отмечают, что внедрение цифровых технологий позволило им экономить до часа времени ежедневно.

Глобальным недостатком внедрения информационных технологий в школы является дороговизна и необходимость переобучения учителей. В числе других значимых недостатков выступают:

  1. Возрастание требований к педагогам и дополнительное время, требующееся на переобучение.
  2. Необходимость разработки новых программ образования.
  3. Низкая информационная культура учителей.

Развитие информационных и коммуникационных технологий

С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к информационным ресурсам планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся группы новостей, электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

Появление новых алгоритмов сжатия информации, доступных для передачи через интернет, существенно повысило качество звука. Теперь оно стало приближаться к качеству обычной телефонной сети. В результате этого произошел скачок в развитии относительно нового средства ИКТ – интернет-телефонии. С помощью специального программного обеспечения и периферийных устройств через сеть можно организовывать аудио и видеоконференции.

Понятие информационно-коммуникационных технологий

ИКТ представляют собой совокупность технологий, разработанных для повышения эффективности использования информации и улучшения коммуникации.

Эти технологии изменили, как способ доступа к знаниям, так и человеческие отношения.

Характеристики:

  1. Проникают во все области человеческих знаний и социальной жизни: дом, образование, развлечения и работа.
  2. Преобразуют ментальные процессы приобретения знаний.
  3. Содержащаяся в них информация должна быть оцифрована, будь то текст, изображение или звук.
  4. Гибкие, что означает, что они могут быть реструктурированы в соответствии с необходимыми изменениями.
  5. Основаны на принципе взаимосвязи, т.е. позволяют создавать новые коммуникационные возможности путем объединения двух или более технологий.
  6. Являются интерактивными, что подразумевает участие пользователя в процессе обработки информации и адаптацию имеющихся ресурсов к его потребностям.

Электронные образовательные издания

Весьма мощной технологией, которая позволяет передавать и хранить весь объем изучаемой информации, являются электронные образовательные издания. Они распространяются как в компьютерных сетях, так и записанные на оптические носители. Индивидуальная работа с таким материалом дает глубокое понимание и усвоение данных. Данная технология позволяет (при соответствующей доработке) использовать существующие курсы в индивидуальном обучении и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционного печатного материала позволяют подавать информацию в графической динамичной форме.

Чем же это так опасно?

В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий