Применение информационных технологий в образовании: польза для преподавателей и учащихся

ИКТ оборудование

Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется на базе специального оборудования, которое используется для преобразования и хранения информации. К оборудованию для ИКТ относятся:

  • оборудование систем связи (посылающие и передающие устройства, устройства связи, программное обеспечение и т. д.);
  • средства измерения и управления (приборы для анализа и обработки информации, устройства диспетчерского контроля и т. д.);
  • средства вычислительной техники (устройства для автоматизации процесса вычислений по заданному алгоритму, цифровые вычислительные машины);
  • средства визуального и акустического отображения информации (видеосистемы, предназначенные для дистанционного отображения информации);
  • средства хранения информации и т. д.

Таким образом, оборудованием ИКТ называются все средства, интегрированные с целью обработки, сбора и хранения информации. Изучить все средства ИКТ невозможно, но их значительную часть мы применяем ежедневно.

Важность информационных технологий в обучении и образовании

Сегодня ИТ служат полезным инструментом в повышении навыков преподавания и способности к обучению. Аудиовизуальное образование можно легко предоставить с помощью ИТ. Компьютер – полезный инструмент во всех областях обучения. Мультимедийные технологии используются в школах, колледжах для обмена идеями между учениками и преподавателями

Поэтому знать место информационных технологий обучения и образования в наше время очень важно

Сегодня в университетах развитых стран предоставляется технологическое образование. Более продвинутые школы совершили прыжок в виртуальном преподавании. Онлайн- и дистанционное обучение относится к передовым формам образования в новом столетии. Развивая учебные среды в начале XXI века, общество возлагало на плечи образовательных учреждений и их традиционных структур большую ответственность за растущую потребность в образовании.

Теперь без участия различных коммуникационных и информационных технологий в развивающем обучении и воспитании мы обойтись не можем. Студенты используют мобильную, записывающую, воспроизводящую системы, кинофильмы, пленочные полосы, телевидение, аудиокассеты, записи, обучающие машины, компьютеры и видеодиски для связи и отображения информации. Интернет-библиотека помогает учителям и студентам в получении большого количества информации.

Возможности информационных технологий в обучении помогают преподаванию в группах. В рамках учебной программы ИТ ученикам предлагается рассматривать компьютеры как инструменты, которые будут использоваться во всех аспектах их исследований. В частности, им необходимо использовать новые мультимедийные технологии для обмена идеями, описания проектов и информации о своей работе. Это требует от них выбора среды, наиболее подходящей для передачи сообщения, структурирования информации иерархическим образом и связывания данных для создания многомерного документа.

Информационные технологии обучения обеспечивают эффективные методы для профессионального развития учителей.

Информационно-технологическое преподавание в классе для детей с особыми потребностями

Дети-инвалиды сталкиваются с множественными формами дискриминации, что приводит к их исключению из общества и школы. Отношение к детям с ограниченными возможностями, а также нехватка ресурсов для удовлетворения их потребностей усугубляют проблемы, с которыми они сталкиваются при доступе к образованию. Отсутствие доступа к школе является проблемой, равнозначной неспособности системы обеспечить качественное образование детей-инвалидов.

ИТ привели к революционным изменениям в обучении детей с особыми потребностями. Современные компьютерные технологии открыли доступ для общения в классе детям с нарушениями зрения, слуха, ограниченными возможностями передвижения и т. д. Это позволяет детям с нарушением зрения использовать компьютеры Брайля для создания заметок и проведения тестов в классе, а также подготовки заданий и документов дома. Специальный аппарат под названием Cranmer Abacus помогает им изучать концепции чисел и выполнять вычисления.

Телекоммуникационные устройства используются для учащихся с нарушениями слуха. К другим технологическим средствам относятся кохлеарные имплантаты, слуховые аппараты, вспомогательные устройства для прослушивания, устройства оповещения, телевизионные и кинозалы, текстовые телефоны, которые облегчают учебную деятельность этих детей в классе.

Технология Hyper-text используется для детей с ограниченными возможностями обучения, поскольку они не могут следовать учебнику, как их обычные сверстники. Они также используют технологию hypermedia для прослушивания, просмотра и поиска различной информации. Иногда говорящие книги, записанный текст и лекции также используются в классе для обучения детей-инвалидов.

Системы управления обучением. SCORM

В настоящее время, когда все ведущие образовательные учреждения в мире широко используют дистанционную форму образования, существует специальный вид информационных систем, предназначенных для организации дистанционного обучения. Такие системы называются системами управления обучением (СДО,Learning Management System, LMS). В современных СДО интегрировано большинство образовательных технологий. Преподаватель может строить курс обучения по своему усмотрнию, комбинируя в нем видеолекции, конспекты лекций, гиперссылки на литературу, обучающее тестирование, общение в чате, учет учебной деятельности обучаемых и т.д. На рисунке показано диалоговое окно выбора элементов курса СДО Moodle.

С 2006г. существует международный стандрат SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который определяет требования к организации образовательной информации вй СДО. Стандарт основан на универсальном формате обмена данными XML. Электронные курсы, созданные в соответствии со стандартом SCORM, могут разбиваться на блоки и включаться в другие курсы, созданные в других SCORM-совместимых СДО.

  • Moodle
  • Sakai
  • ILIAS
  • Blackboard
  • eFront
  • Прометей
  • ShareKnowledge

Отдельно следует сказать о такой важной для дистанционного обучения информационной технологии как видеоконференции. Обычно программное обеспечение для видеоконференций не включается в основной пакет СДО, но может быть легко подключено при помощи различных плагинов

Одними из наиболее популярных решений для организации видеоконференций являются платформы BigBlueButton и Mirapolis.

Понятия информационных технологий

Современный период развития цивилизации характеризуется процессом информационных технологий во всех отраслях народного хозяйства.

Замечание 1

Основными средствами информационных технологий выступают программно-аппаратные средства и устройства, которые функционируют на базе микропроцессоров, вычислительной техники, информационного обмена данных, обеспечивающие операции по хранению, обработке данных.

На сегодняшний день наблюдается тенденция по увеличению роли информационно-социальных технологий в системе образования. Благодаря этому обеспечивается всеобщая компьютеризация учащихся и преподавателей на уровне, который позволяет решать ряд задач:

  • появление всех участников в сети Интернет в любое время и независимо от месторасположения;
  • развитие единого информационного пространства образовательных учреждений;
  • создание, развитие и эффективное использование образовательных ресурсов.

Информационные технологии в образовании можно отнести к числу крупных инноваций, применяемых в системе образования в последние несколько лет. Возможности компьютера позволяют обучаться, помогают улучшить усвоение нового материала. На уроках, когда преподаватель использует компьютер, он имеет возможность вести наблюдение за своими слушателями и четко фиксировать проявление различных качеств у них, таких как: поиск новой информации, закрепление изученного материала, использование уже готовых источников.

Внедрение информационных технологий в сферу образования дает возможность педагогам качественно изменить методы и формы обучения.

Целью данных технологий в образовании выступают (см. рис. 1).

Образовательные технологии дистанционного обучения

Определение 1

Образовательной информацией называется совокупность знаний, которые должны быть переданы обучающемуся.

Определение 2

Образовательными технологиями называется комплекс дидактических методов, используемый для передачи информации от преподавателя к обучаемому.

В дистанционной форме обучения структура и организация образовательной информации отличается от структуры и организации образовательной информации в традиционной форме обучения. Это связано с тем, что традиционная форма обучения преподносит большую часть информации в полиграфическом виде, в то время как дистанционное обучение предполагает передачу информации в электронном виде и восприятие ее с экрана компьютера. Для передачи обучаемому информации в электронном виде наиболее удобны следующие образовательные технологии:

  • видео-лекции;
  • мультимедиа-практикумы;
  • электронные учебники;
  • компьютерные тренажеры, имитационные модели (обучающие системы);
  • тестирующие системы;
  • консультации с использованием телекоммуникационных средств;
  • видеоконференции.

Примеры использования информационных технологий в образовании

Информационные технологии в образовании могут быть в нескольких видах. Каждый необходим для полноценного обучения, а также для того, чтобы этот процесс был комфортным и приятным для всех сторон.

В первую очередь информационные технологии очень сильно помогли преподавателям. Это прекрасный способ получить всю необходимую информацию, а также грамотно составить актуальные и современные уроки.

Системы преподавания постоянно меняются, и происходит огромное количество открытий, однако с помощью интернета легко всегда быть в курсе и делать свои уроки максимально полезными именно для современных людей. Также невозможно не отметить и форму самого преподавания.

Информационные технологии в образовании позволяют найти не только тексты, но и видео, слайды, а также многое другое по данной теме. Теперь обучение проходит интересно и с удовольствием, ведь оно не только в виде рассказов, но и с помощью компьютеров и телевизоров, а также проекторов подается информация в самом удобном формате для детей. Многие даже с удовольствием начали ходить в школу и другие учебные заведения, хотя раньше это было большой сложностью.

Невозможно не обратить внимания и на вторую сторону, на учеников. Это могут быть совсем малыши, дети или даже взрослые, от этого не зависит польза от новейших открытий.

В первую очередь технологии позволили получать информацию в любом количестве, а не ограничиваться словами учителя и учебником. Стала незаменимой возможность пользоваться сетью. Также ученики получили возможность проявлять свои творческие способности благодаря разнообразным презентациям и прочему.

Отдельно стоит поговорить о том, что новые информационные технологии в образовании позволили появиться совершенно новым проектам:

  • Самообучение. Сейчас практически любую область можно освоить самостоятельно благодаря огромному количеству открытой информации. Причем для этого не нужно ходить в архивы и библиотеки, достаточно просто иметь персональный компьютер с выходом в интернет.

Дистанционное обучение

Высшее образование, безусловно, очень важно, однако есть люди, которые живут слишком далеко от институтов, или же у них нет достаточно времени. Дистанционно выполнять задания, проекты и сдавать сессии – это отличная возможность заменить классическую форму образования.

Связь с учителем

Это касается репетиторов, которые теперь могут преподавать по скайпу, а также возможности изучить с ними языки или же получить новую профессию, которая не слишком сложная.

Виды информационных средств в образовании

Программные средства учебного назначения, которые, чаще всего, используются на практике.

  1. Обучающие программы – это учебное пособия, которые используются слушателями при изучении материала самостоятельно. Обучающие программы позволяют регулировать учебную деятельность, и повысить качество усвояемого материала. Разработанные обучающие программы, должны быть основаны на учебной программе и отвечать всем требованиям к их содержанию. Данный вид программ используется учащимися для расширения всего кругозора, и ознакомлением нового материала.

  2. Электронный учебник – это обучающая система, которая основана на дидактических и методических материалах по предмету. Электронный учебник подходит, как для самостоятельного изучения материала, так и как основа изложения лекционного материала.

    Электронный учебник содержит в себе все темы, которые предусмотрены учебным планом. Там же имеется блок, где ученик, студент может проверить и закрепить свои знания. Основным преимуществом данного вида учебника является его графическое изображение материала и гиперссылки, т.е. учебный материал имеет ссылки на другой материал.

    Мультимедиа – еще один из плюсов электронного учебника. Использование звуковых файлов, анимация рисунков, видеоролики позволяют повысить качество усвоения материала.

  3. Интернет — всемирная система доступа к любым файлам. Благодаря использованию сети Интернет, студент может найти все необходимую информацию, на вопрос который его интересует. Преимущества сети Интернет это возможность узнать любую информацию, независимо от того где ты находишься.

  4. Дистанционное образование – работа преподавателя со студентами на расстоянии, которое отображает все компоненты учебного процесса. Дистанционное образование позволяет получить студентам все необходимые знания отдаленно от основного места учебы.

ИКТ в образовании

Одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Сегодняшняя система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Среди большого количества инструментов, можно выделить три группы:

  1. Изучение и использование информации из интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.
  2. Интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видео-роликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.
  3. Дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн конференции, электронная почта и т. д.

Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:

👩‍🎓 Плюсы и минусы для учеников

Преимуществами применения информационных технологий в школьной практике являются:

  1. Освоение школьниками компьютерных технологий, без которых невозможно представить их сознательную жизнь.
  2. Более простое усвоение школьной программы, благодаря мультимедийности.
  3. Повышение успеваемости.
  4. Возможность получения доступа к образовательным программам, когда школьник болеет.
  5. Возможность регулирования темпов обучения с учетом индивидуальных и познавательных особенностей школьника.
  6. Развитие гибкости мышления, навыков целеполагания, самообразования и самодисциплины.

Минусы внедрения информационных технологий для школьников могут состоять в следующем:

  1. Они могут выступать отвлекающим фактором для учеников. Исследования показывают, что смартфоны и гаджеты отвлекают детей от учебного процесса. Хотя монотонные уроки без какого-либо цифрового оборудования так же не способствуют концентрации внимания.
  2. Технологии отрицательно влияют на коммуникативные навыки учащихся и их социальное взаимодействие. У детей, которые постоянно «сидят» в гаджетах, снижается способность к живому общению. Отсутствие речевой активности и практики в формулировании и высказывании личного мнения, влияние клипового мышления может отрицательно повлиять на навыки самостоятельного мышления.
  3. Технологии могут провоцировать учеников уклоняться от самостоятельного выполнения заданий (например, они могут просто скопировать реферат из сети).
  4. Не все ученики имеют равный доступ к технологическим ресурсам. Не всем школьникам родители могут купить планшет, смартфон, ноутбук.
  5. Информация в сети не всегда качественная и проверенная. Неотфильтрованная информация может нанести психологический урон ребенку.
  6. Увеличение нагрузки на глаза учеников.

Цифровая образовательная среда
Читать

Навигатор дополнительного образования
Подробнее

Видеонаблюдение в школе
Смотреть

Эволюция информационных технологий

Появление первого
печатного станка и книгопечатания (1445 г.) произвело первую информационную
революцию.

 Информационная
технология
– совокупность методов,
производственных и программно-технических средств, объединенных в
технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и
распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования
информационных ресурсов, повышения надежности и оперативности.


I этап
продолжался до начала 60-х годов
XX века. Эксплуатировались ЭВМ первого и второго
поколений. Основным критерием создания информационных технологий являлась
экономия машинных ресурсов. Цель – максимальная загрузка оборудования.
Характерные черты этого этапа: программирование в машинных кодах, появление
блок-схем, программирование в символьных процессах, разработка библиотек
стандартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков и Ассемблера.
Достижением в технологии программирования явилась разработка оптимизирующих
трансляторов и появление первых управляющих программ реального времени и
пакетного режима.


II этап
длился до начала 80-х годов. Выпущены
мини-ЭВМ и ЭВМ третьего поколения на больших интегральных схемах. Основным
критерием создания информационных технологий стала экономия труда программиста.
Цель ­– разработка инструментальных средств программирования. Появились
операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального
времени, разделения времени и в пакетном режиме. Разработаны языки высокого
уровня, пакеты прикладных программ, системы управления базами данных, системы
автоматизации проектирования, диалоговые средства общения с ЭВМ, новые
технологии программирования (структурное и модульное), появились глобальные
сети. Появилась наука – «Информатика».


III этап
продолжался до начала 90-х годов. В конце
70-х годов был сконструирован персональный компьютер, что произвело вторую
информационную революцию. Информация становится ресурсом наравне с материалами,
энергией, и капиталом. Появилась новая экономическая категория – национальные
информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию
воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания.
Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции.
В производственную культуру проник игровой компонент. Производство вновь
становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением
номенклатуры производимых изделий.


IV этап
— 90-е годы XX
века. В этот период разрабатываются информационные технологии для автоматизации
знаний. Цель – информатизация общества (см. ниже). Появились машины с
параллельной обработкой данных – транспьютеры; портативные ЭВМ, не уступающие по
мощности большим; графические операционные системы; новые технологии: системы
мультимедиа; гипертекст; объектно-ориентированные технологии. Телекоммуникации
становятся средством общения между людьми. Созданы предпосылки формирования
общего рынка знаний посредством дистанционного обучения, электронной памяти
человечества по культуре, искусству, народонаселению, науке и т.д. Внедряются
дистанционное обучение, автоматизированные офисы, всемирные каталоги изделий.
Страны становятся зависимыми от источников информации, от уровня развития и
эффективности использования средств передачи и переработки информации. Наступает
этап информатизации общества.

Информатизация общества – совокупность взаимосвязанных политических,
социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ
каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно
секретных.

Варианты образовательных инноваций

Какие современные информационные технологии в образовании прижились больше всего? Особое место занимают их игровые варианты. Они используются педагогами не только на начальной ступени обучения, но и в старшем звене.

С помощью личностно ориентированного обучения в школе создаются условия, позволяющие ученикам самоопределяться в выборе будущей профессии. Данный подход реализуется в различных элективных курсах.

Учебный процесс в современном образовании сложно представить без проектной и исследовательской деятельности. В рамках новых федеральных образовательных стандартов работа над собственными проектами является обязательным элементом любой учебной дисциплины.

На каждом уроке педагоги применят здоровьесберегающие технологии, суть которых состоит в сохранении физического и психического здоровья человека.

Блочно-модульная технология ориентирована на разные виды деятельности школьника, к примеру, на создание наглядных пособий, написание творческих работ, исполнение упражнений. Данная технология направлена на самообучение и самообразование школьников.

В школе учебно-воспитательный процесс направлен на систематическое изменение умственной деятельности обучающихся, внедрение в нее телекоммуникационных и автоматических систем для быстрого поиска, обработки, передачи информации на расстояние. Всему этому способствуют достижения инновационных образовательных технологий.

Этапы внедрения информационных технологий в образовании

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучении – это не дань моде, а необходимость сегодняшнего дня.

Точкой отсчета появления ИКТ в массовой школе считается 1985 год.
Во многих школах начали работать курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся в области ИКТ. Для проведения соответствующих занятий школы оборудовались кабинетами вычислительной техники.

Разнообразие и несовершенство компьютерной техники и программного обеспечения не позволяло на том этапе создавать универсальные и качественные информационные продукты педагогического назначения.
Впоследствии, с появлением новых аппаратных и программных средств, в некоторых школах начался синтез информационных технологий с педагогическими инновациями. Его результаты накапливались, обобщались и распространялись.

Благодаря развитию цифровых технологий, появились новые средства обучения, такие как, например, цифровые естественно-научные лаборатории, интерактивные доски и т. д. Началось овладение нового поколения интернет-сервисов (Web 2.0).
Появляются примеры учебно-методических материалов нового поколения – инновационные учебно-методические комплексы на основе ИКТ.

Также сетевыми станут и ИКТ обучения. В новых условиях организации учебного процесса они станут средством формирования таких универсальных учебно-познавательных умений, как:

  • поиск информации в информационной среде образовательного учреждения, отечественных и мировых хранилищах образовательных ресурсов;
  • фиксации информации об окружающей среде и образовательном процессе – в том числе, с помощью аудио- и видеотехники, цифрового измерения, с целью дальнейшего использования записанного;
  • структурирования знаний в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и т.д;
  • создания гипермедия-сообщений;
  • подготовки выступлений с аудиовизуальной поддержкой;
  • расположением их в сети;
  • построение моделей объектов и процессов из базовых элементов виртуальных конструкторов.

Подведем итоги

Инновационные технологии в образовании по ФГОС позволяют достигать основных целей модернизации образования: улучшать качество воспитания и обучения, обеспечивать формирование гармонически развитой личности, которая прекрасно ориентируется в информационном пространстве, приобщена к интернет- и коммуникационным возможностям инновационных технологий.

Благодаря ИКТ педагог решает сразу несколько важных задач. Он формирует у школьников стабильный интерес к процессу получения знаний, стремится подтолкнуть их к самообразованию. Он не просто дает детям знания, а создает условия для самостоятельного повышения своего образовательного уровня.

В последнее время все чаще возникает вопрос об использовании в средней школе информационных технологий. Под ними подразумеваются не только новые методы и формы преподавания, но и применение инновационных технических средств. Повышается и самооценка учителя, который развивает собственные профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство базируется на совокупности умений и знаний, которые соответствуют современному уровню развития техники и науки. Только при условии, что сам педагог будет заинтересован в повышении своего профессионального уровня, изучении современных инновационных образовательных методик, он будет интересен школьникам. В таком случае он станет для обучающихся настоящим наставником, сможет в полной мере выполнять социальный заказ, цели, поставленные перед отечественными образовательными учреждениями.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий