Порядок изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости: как происходит пересмотр на деле?

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в 2020 году

Практика обжалования кадастровой оценки земли устанавливает на то два правовых аргумента:

  • внесение недостоверных характеристик на начальном этапе формирования базы данных;
  • уравнение кадастрового показателя цены с рыночным.

Оценка стоимости

Стоимость земельного участка – совокупность нескольких параметров, среди которых можно выделить:

  • площадь участка;
  •  видовой коэффициент (определен для каждой категории земель, в зависимости от ее использования);
  • развитость инфраструктуры и территориальное расположение;
  • рыночные факторы;
  • плодородность и качественные показатели почвы (для земель сельскохозяйственного назначения).

Практика показывает, что кадастровая стоимость намеренно завышена государством и не является объективной.

Возможные варианты ее уменьшения

Для лица, заинтересованного в уменьшении стоимости земли существуют два варианта действий:

  • посредством оспаривания в судебных инстанциях (все изменения будут внесены на основании судебного документа – постановления);
  • внесудебный порядок обжалования (на основании заявления в адрес специально действующей комиссии Росреестра).

В комиссии

Главной особенностью рассмотрения дел комиссией является то, что такие дела имеют более оперативные сроки проведения процедуры, а понесенные издержки будут значительно меньше, чем при судебном оспаривании.

Существенный минус такой альтернативы – малое количество положительных решений и удовлетворения требований заявителя.

Это условие не относится к рядовым гражданам, им предоставляется выбор среди органов правосудия и комиссии.

В суде

Оспаривание посредством судебного органа считается более эффективным, благодаря тому, что к процессу можно привлечь профессиональных представителей.

Процедура более длительна и будет обоснована для случаев с сильно завышенной кадастровой стоимостью, которые побуждают экономическую необоснованность, нестабильность и приоритет только интересов государства, а не собственника.

Кто может это сделать?

Согласно нормативным предписаниям существует ограниченный круг лиц, который может оспорить кадастровую оценку.

К ним относятся:

  • собственники;
  • территориальные органы МСУ;
  • арендаторы и субарендаторы;
  • лица, имеющие постоянное бессрочное право пользования или право пожизненного наследуемого владения;
  • субъекты-не собственники земли, но имеющие на нем свои объекты недвижимости (дом, хозяйственные постройки и прочее).

Юридическое лицо

Обязательно соблюдение внесудебного порядка.

К юридическим лицам приравниваются субъекты РФ или муниципалитет, которые также могут быть заинтересованы в решении об оспаривании.

Арендатор

Им может быть как физическое, так и юридическое лицо.

В случае если собственник участка другое физическое или юридическое лицо, то перед осуществлением оспаривания, необходимо получить от него соответствующее согласие на процедуру.

Как формируется КС

Чтобы понять, почему и как меняется кадастровая стоимость квартиры с годами, нужно учесть, какие факторы влияют на этот процесс. К ним относится:

  • местонахождение объекта;
  • состав и качественные характеристики;
  • площадь;
  • наличие построек на участке и их возраст;
  • целевое назначение земли;
  • развитость и состояние окружающей инфраструктуры;
  • перспективы и планы развития населенного пункта, в котором находится объект;
  • возможность улучшения;
  • рыночные показатели.

Если собственник сомневается, может ли меняться кадастровая стоимость квартиры, следует внимательно проанализировать свое жилье с учетом перечисленных выше параметров. Некоторые из них, вроде площади и местонахождения, останутся неизменными. Другие же, например, перспективы развития и состояние инфраструктуры, могут измениться и в результате повысить или понизить цену объекта.

Нужно помнить, что цена недвижимого имущества периодически пересматривается. И если человек планирует продавать свою квартиру, то, возможно, с этим стоит подождать или, наоборот, поторопиться. Ведь каждая построенная рядом станция метро, дорога и больница повысят цену имущества. А закрытие школы или перенос автостанции уменьшат его стоимость.

Особенности изменения стоимости земельного участка

Существуют нюансы того, как меняется кадастровая стоимость земельного участка. Порядок и частоту проверки, на основании которой определяется цена земли, устанавливают местные органы власти. От того, насколько тщательно она будет осуществлена, зависит и частота проведения последующих оценок.

Минимальный срок – три года, но в среднем пересмотр КС земли производится один раз в пять лет. Нарушать регламент, установленный в регионе, нежелательно, поскольку это может повлечь необходимость в проведении оценочных мероприятий уже на федеральном уровне.

Внеочередная проверка может проводиться в силу причин, значительно влияющих на ценность недвижимости, например, в связи с возведением нового инфраструктурного объекта или произошедшими техногенными или природными авариями.

Документы, необходимые для оспаривания в суде, и перспективы дела

При обращении в судебную инстанцию следует подготовить следующие документы:

  • исковое заявление;
  • справка о кадастровой стоимости. В справке обязательно должна быть указана дата проведения оценки;
  • заверенная у нотариуса копия свидетельства на право собственности;
  • отчетность, составленная оценщиком в бумажном и электронном виде;
  • заключение, вынесенное организацией оценщиков;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • отказ комиссии Росреестра, если он есть.

Эти сведения понадобятся при расчете имущественного или земельного налога на следующий год.

Практика оспаривания кадастровой стоимости

В суде заявитель может оспаривать или саму цену, или решения, вынесенные комиссией. Можно также обжаловать ее действия или бездействие. Ответчиком выступает Росреестр и органы, которые такую оценку утвердили.

Выдвигать можно одно из трех требований:

  • установить реальную рыночную стоимость недвижимости;
  • изменить цену в связи с тем, что выявлена недостоверность используемых при ее расчете сведений;
  • третьим вариантом является оспаривание действий комиссии.

Кроме этих требований ничего другого заявлять нельзя. Причиной является достаточно высокий уровень судов первой инстанции по этому вопросу. Это суды уровня автономных республик и округов, краев, областей и городов федерального значения.

Обратите внимание!

Судебная практика показывает беспристрастность судей по этому вопросу. Если заявитель способен предоставить достоверную оценку недвижимости, отличающуюся от кадастровой, решение будет принято в его пользу.

Как правильно оценить недвижимость для разрешения спора?

Оценкой недвижимости для споров о кадастровой стоимости должны заниматься квалифицированные специалисты, имеющие право на занятие такой деятельностью. Юридически они могут выступать как частные предприниматели или как работники оценочных компаний. В любом случае они должны быть членами саморегулируемой организации оценщиков, не иметь взысканий и иметь страховку на 300 тыс. руб.

Кто имеет право на оспаривание?

Стать инициатором спора по пересмотру установленной стоимости и способов ценообразования, которыми пользовались оценщики, утверждённые муниципальным или федеральным образованием, может только правоспособное лицо.

В их число входят собственники земель и иные титульные владельцы. Их перечень установлен Земельным законодательством в главе III и гл. IV ЗК РФ. Это лица, ведущие ответственное управление принадлежащим земельным имуществом и уплачивают земельный налог.

НЕ МОГУТ оспаривать::

  • члены семьи владельца ЗУ;
  • арендаторы;
  • иные родственники до вступления в наследство;
  • лица, указанные в завещании, но не вступившие в наследство.

Для получения соответствующих правомочий потребуется получить нотариально удостоверенное согласие собственника ЗУ.

Арендаторам, получившим в пользование муниципальные земли, такое право не предоставляется в силу того, что они уплачивают арендную плату за надел, а не налог, который остаётся в ведении государства или муниципалитета.

Как изменить кадастровую стоимость объекта недвижимости

Если дольщик решил оспорить кадастровую цену, то его заявление рассматривают даже в том случае, если другие дольщики возражают против этого. Оценка по кадастру недвижимого объекта пересматривается в целом при составлении заявления о пересмотре в МФЦ. Иные дольщики правомочны участвовать в процессе, подавать возражения на исковые требования. Однако подобные возражения не признаются основанием для отказа в удовлетворении иска.

Административный истец доказывает обстоятельства, на которые он сослался (п. 19 Постановления). Как правило, для пересмотра результатов кадастровой оценки он должен представить заключение независимой экспертизы. Это может послужить основанием пересмотра определенной ранее кадастровой цены недвижимости.

В данном случае административному истцу важно доказать, что цена по кадастру объекта не соответствует рыночной цене. Спорящие стороны правомочны подписать договор примирения

В него обязательно включаются условия перемирия и пункты о распределении судебных издержек. Примирение должно основываться на имеющихся в деле доказательствах (п. 19 Постановления).

При исследовании отчета об оценке суд проверяет, соответствует ли он требованиям законодательства об оценочной деятельности

Главное внимание при этом уделяется эксперту, которым определялась кадастровая цена. В частности, если в отношении оценщика отсутствуют данные об обязательном страховании его деятельности, то сделанное им заключение не признается допустимым доказательством (п

20 Постановления). Эксперт, оценивавший недвижимость, может быть вызван в качестве свидетеля (п. 22 Постановления).

Резолютивная составляющая судебного решения должна иметь указание на величину кадастровой цены недвижимости, установленной судом. Если истец отказался от собственных требований, либо суд отказал в их удовлетворении, то это препятствует повторному обращению в судебные инстанции. Оспорить цену недвижимости через МФЦ или суд можно будет лишь после последующей процедуры оценки. Определенная судом кадастровая стоимость недвижимости используется при начислении обязательных платежей в соответствующем периоде.

Обращаясь в суд, административный истец оплачивает госпошлину за каждый объект недвижимости отдельно. Если его требования суд удовлетворил, то сумму пошлины взыскивают с учреждения, которым утверждена кадастровая цена. Когда исковые требования заинтересованными субъектами не оспариваются, издержки на госпошлину возлагаются на истца. Подобный подход продиктован тем, что судебное решение не может приниматься против заинтересованных лиц.

Конечно, в этом есть толика несправедливости. Истец направлялся в суд из-за того, что государственное учреждение неверно провело оценку. Государственный орган требования истца не оспорил, так что госпошлину с него взыскать невозможно. Если же оспорить стоимость по кадастру решено в связи с допущенной технической или кадастровой ошибкой, то издержки на пошлину взыскивают с учреждения, которое проводило оценку.

Вопрос № 4. В каком порядке следует защищать свои права?

Существует три основных способа оспаривания кадастровой стоимости:

  • заявление в комиссию;
  • заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости;
  • административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или/и об исправлении ошибки.

Иные способы не исключаются.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, то есть либо по правилам закона об оценочной деятельности, либо по правилам закона о кадастровой оценке. Следует отметить специфику оспаривания в зависимости от применяемого закона:

1

По закону об оценочной деятельности существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по закону о кадастровой оценке такого порядка нет ни для одной категории заявителей, в том числе для юридических лиц. 

2

Согласно нормам закона об оценочной деятельности комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. А по закону о кадастровой оценке аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ.   

3

В соответствии с действующим законом об оценочной деятельности комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам же закона о кадастровой оценке комиссии, видимо, будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они получат право исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости. 

4

Пока закон о кадастровой оценке и подзаконные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это может привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. 

В 2017 году, возможно, некоторые лица, запросив выписку из ЕГРН, могут обнаружить в ней, что актуальная кадастровая стоимость не соответствует Закону № 360-ФЗ, например, не произведен «перерасчет» кадастровой стоимости или результаты ГКО 2016 года учитываются как «актуальная стоимость» несмотря на то, что они выше предыдущей кадастровой стоимости. Физические и юридически лица могут попытаться защитить свои права путем подачи заявления в ФГБУ «ФКП Росреестра» о внесении в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости (ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «»), а также заявления в территориальное управление Росреестра об исправлении ошибок в ЕГРН ( ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «»; далее – закон о госрегистрации недвижимости). Компетенция ФГБУ ФКП «Росреестра» и его филиалов с 2017 г будет определяться  Приказами Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210, от 23 марта 2016 года № П/0133.

Но если в удовлетворении заявления откажут, основания для обжалования такого решения  будут, как правило, отсутствовать. Дело в том, что закон о госрегистрации недвижимости, который вступит в силу с 1 января 2017 года, допускает исправление технической и реестровых ошибок, как правило,  по решению суда (). Он  устанавливает: «В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда».  Аналогичная правовая  позиция выработана ВАС РФ к исправлению ошибок в ГКН (Решение ВАС РФ от 28 июня 2012 г. № ВАС-4569/12, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. № 6200/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2011 г. № 14765/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12651/11).

Далее рекомендуется подать заявление в комиссию, а после этого – административное исковое заявление в суд об исправлении ошибки. 

Как получить сведения о кадастровой стоимости?

Одним из направлений механизма кадастрового учета является ведение единой федеральной базы данных по всем объектам недвижимости – госреестр ЕГРН. Именно данный реестра будет являться официальным источником сведений о кадастровом стоимостном показателе в отношении земельных наделов.

Получение данных из госреестра ЕГРН в 2017-2018 году возможно следующими способами:

  1. подача письменного запроса в территориальную службу Росреестра для получения соответствующей справки;
  2. оформление аналогичного запроса через местное учреждение Многофункционального центра;
  3. подача запроса в электронной форме через официальный портал госуслуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт на указанном сайте);
  4. подача запроса через онлайн-сервис.

На основании указанного запроса заявителю будет выдана справка об актуальном значении кадастровой стоимости.

Судебное оспаривание результатов оценки

При отказе в пересмотре оценки стоимости земли или при пропуске внесудебной инстанции заявитель вправе подать соответствующее заявление в суд. Алгоритм судебного оспаривания включает три шага:

  1. Составление искового заявления административного типа. В нем должно быть указано одно из требований: оспаривание комиссионных действий (решений) или установление рыночной (изменение кадастровой) стоимости из выявленных недостатков и недостоверных сведений оценки. В исковом заявлении необходимо будет указать следующие сведения:
  • полное наименование и адрес суда;
  • сведения об истце, его местожительства, место и дата рождения, номер телефона для связи, электронный адрес и другие данные;
  • сведения об ответчике. Если речь идет об определении стоимости кадастрового типа равной рыночной, ответчиком будет выступать орган государственного или местного уровня, который утверждал кадастровую цену земли. Соответчиком будет выступать Росреестр. Если речь идет об оспаривании стоимости земли кадастрового типа из-за недостоверных данных о земельном участке ,ответчиком будет Росреестр. Если речь идет об оспаривании комиссионных действий (решений), ответчиками будут указанная комиссия и Росреестр.
  • сведения о нарушенных правах, свободах и интересах заявителя или других лиц, от имени которых выступает заявитель. Здесь же указываются причины, из-за которых это нарушение прав и интересов может возникнуть.
  • правовые основания оспаривания и доводы заявителя относительно законности его требований;
  • сведения о досудебном решении вопроса путем обращения в соответствующую комиссию (с указанием результатов рассмотрения);
  • приложение с перечнем документов, прилагаемых к исковому заявлению.

Если цель иска – оспорить действие или решение соответствующей комиссии, дополнительно указываются реквизиты оспариваемого документа или место и дата совершения незаконного действия (суть бездействия, если оно имело место), акты и положения, нарушенных в вынесенном органом решении.

Дополнительно к исковому заявлению прикладывается уведомление о том, что другим сторонам направлены копии заявления и пакет документов с ними; выписка с указанием стоимости участка кадастрового типа; документ о праве собственности на земельный участок; отчет о рассчитанной стоимости рыночного типа в форме бумажного и электронного документов; комиссионное решение (если есть) и документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Если в деле участвует представитель, нужен документ, подтверждающий его полномочия. Если имеются другие важные для дела документы ,необходимо приложить их также.

  1. Обращение в суд (краевой, областной или другой суд соответствующего уровня по мету нахождения ответчика).
  2. Принятие участие в заседании суда. Подобного рода дела по законодательным процессуальным нормам, рассматривается в срок не более двух месяцев. Каждая из сторон доказывает свои обстоятельства. По итогу рассмотрения дела суд выносит решение об определении новой величины участка земли (отмене неправомерного решения или признания действия незаконным) или отказе в удовлетворении заявленных требований. Если речь идет об изменении стоимости, цена участка изменяется с первого января того года, в который было подано заявление.

В связи с этим, если речь идет об оспаривании самой стоимости, лучше всего воспользоваться услугами профессионального юриста. Если необходимо обжаловать решение соответствующего органа, процедура несколько упрощается, что позволяет вести дело самостоятельно.

Уважаемые читатели!

Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — задайте вопрос юристу через форму (внизу), либо через онлайн-чат или закажите обратный звонок через форму онлайн-консультанта и дежурный юрист сам перезвонит вам.

Это быстро и бесплатно!

Правомерные ожидания исправления ошибок, или В чем твоя вера, налогоплательщик?

Итак, по мнению ВС РФ, защите подлежат только правомерные ожидания налогоплательщика, а исправление ошибок, допущенных при проведении государственной кадастровой оценки и установление налоговой базы, в основе которой лежит рыночная стоимость объекта недвижимости, не может свидетельствовать об ухудшении его положения и не дает основания для выводов о нарушении принципа доверия к закону.

Другими словами, государство имеет полное право на исправление допущенных ошибок, даже если это приводит к ретроспективному увеличению размера налога.

Нам представляется, что подобные выводы, применительно к сложившейся в Москве в 2016 году ситуации, сделаны Судом без учета одного очень важного обстоятельства. Дело в том, что действующая в 2016 году редакция  допускала возможность ретроспективного применения измененной и увеличенной кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае исправления технической ошибки

Дело в том, что действующая в 2016 году редакция  допускала возможность ретроспективного применения измененной и увеличенной кадастровой стоимости объекта недвижимости только в случае исправления технической ошибки.

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ из положений  было исключено прямое указание на технический характер ошибки.

В новой редакции  использовался термин «ошибочно определенная кадастровая стоимость» и действие указанной нормы было распространено на ситуации, связанные с исправлением любых ошибок при установлении кадастровой стоимости.

Однако новая редакция  стала действовать только с 1 января 2017 года и не регулировала отношения, возникшие в 2016 году.

Если, техническая ошибка – это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «»), то рассуждения о возможности применения увеличенной кадастровой стоимости в качестве налоговой базы в 2016 году будут приемлемы только тогда, когда отсутствие надлежащего учета стоимостных характеристик объекта недвижимости будет признано именно технической, а не какой-либо иной (кадастровой, учетной, реестровой и пр.) ошибкой.

Между тем, ВС РФ не стал разбираться в характере ошибок, приведших к необходимости изменения кадастровой стоимости, ограничившись лишь указанием на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество организаций расчетным путем применительно к  на основании объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объектов недвижимости.

Что же получается? По мнению ВС РФ правомерные ожидания налогоплательщика – это необходимость уплачивать налог на имущество организаций, исходя из объективных и соответствующих действительности сведений о стоимости объекта недвижимости, и налогоплательщик всегда должен быть готов к тому, что государство может увеличить налоговое бремя задним числом, если посчитает сведения об объекте недвижимости ошибочными.

Но что же такое правомерные или законные ожидания, существование которых в качестве правовой презумпции, если верить ВС РФ, должно являться принципом российской правовой системы?

Так, например, Шерстобитов О.Н. в материале «Защита законных ожиданий – основополагающий принцип административного права» («Административное право и процесс, 2019, № 2) рассуждает: «Любое лицо имеет право получать ясную и правдивую информацию о деятельности публичной администрации заранее, до вступления в правоотношение. В этом случае оно сможет ориентироваться в публичном порядке, просчитывая свое поведение в отношении органов управления и действия этих органов в отношении себя. Властные субъекты, в свою очередь, не будут произвольно и непредсказуемо изменять практику даже при наличии права действовать по усмотрению». Исходя из этого, правомерные ожидания налогоплательщика обусловлены верой, прежде всего, в неукоснительное соблюдение государством требований закона, а применительно к рассматриваемой ситуации – верой в возможность увеличения налогового бремени задним числом только в случае совершения именно технической, а не какой-либо иной ошибки в процессе проведения государственной кадастровой оценки.

Попытка иначе использовать тезис о «правомерных ожиданиях», как инструмента увеличения возлагаемого на налогоплательщика фискального бремени, будет достижением цели негодными средствами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий