Как отменить электронный аукцион

Сведения о товаре (форма №2)

Еще один документ, на котором хотелось бы остановиться в рамках этой статьи — сведения о товаре. Это довольно сложный документ, во всяком случае, в рамках закупки строительных работ. В нем нужно указать параметры строительных материалов, которые будут использованы при ремонте. Заказчик прилагает собственную форму, в которую остается только вписать значение. Хотя участник вправе подать требуемые сведения в иной форме.

Основная сложность в том, что по каждому виду материала нужно указывать по нескольку параметров, причем они должны соответствовать техническому регламенту и требованиям заказчика. Например, в рассматриваемой закупке таких материалов около 400 наименований.

Дело осложняется еще и тем, что заказчики применяют различные условные обозначения. Пример приведен на следующем изображении:

Здесь мы видим, что некоторые значения отмечены звездочкой (*), между некоторыми параметрами стоит знак «;», а между другими — «,». Чтобы понять, что имеет в виду заказчик, нужно спуститься вниз, под таблицу — там дается инструкция, в которой приводятся условные обозначения.

В частности, звездочка обозначает, что крайнее значение диапазона допустимо. А вот при отсутствии звездочки в диапазонном параметре его крайнее значение недопустимо. Например, «Пластик бумажнолистный декоративные однотонный» должен иметь толщину от 1,3* мм. Это значит, что пластик толщиной 1,3 мм использовать допустимо. Если бы была указана толщина 1,3 мм (без звездочки) то в рамках этой аукционной документации такой пластик применять было бы запрещено.

В дополнение рекомендуем познакомиться с фрагментом вебинара по изучению закупочной документации:

Как отменить закупку у единственного поставщика

В какие сроки отменить аукцион

Отменить аукцион заказчик может за пять дней до того, как выйдет срок подачи заявок. Например, если заканчиваете принимать заявки 22 мая 2017 года, то отменить закупку можно до 16 мая. Отменить закупку можно и позже сроков, которые указаны в законе, если возникли непреодолимые обстоятельства – стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, санкции и другие обстоятельства, которые не зависят от заказчика (постановление Правления ТПП от 23.12.2015 № 173-14).
Совет: как отменить аукцион, если вышел срокЕсли пропустили срок для отмены аукциона, измените извещение. При этом необходимо продлить срок для подачи заявок, и вы получите необходимые пять дней, чтобы отменить закупки. Менять извещение можно за два дня до того, как закончите принимать заявки. Подробнее об этом читайте в рекомендации.Сроки, в которые заказчик вправе отменить закупку, указаны в частях 1 и 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.
Пример: о нарушении срока отмены закупки1. В Челябинске заказчик отменил аукцион на ремонт дороги позже установленного срока. Один из участников подал жалобу в УФАС. Представитель заказчика на заседании комиссии антимонопольной службы пояснил, что отменил закупку из-за аномально большого количества снега зимой 2016–2017 года. По мнению заказчика, причина относится к обстоятельствам непреодолимой силы, так как контракт нужно заключить до 21 марта и с этого дня подрядчик должен приступить к работам.Специалисты УФАС решили, что заказчик не вправе отменять закупку позже срока по трем причинам:

  • заказчик не смог доказать, что количество снега аномально большое;
  • заказчик знал, что до апреля в регионе лежит снег, поэтому аукцион мог объявить позже;
  • подрядчик должен отремонтировать дорогу до 25 октября, то есть в теплое время года.

Комиссия УФАС выдала заказчику предписание провести аукцион (решение Челябинского УФАС от 28.03.2017 № 99-ж/2017).2. Контрактный управляющий университета объявил аукцион на ремонт спортзала. Заявки принимал до 29 марта 2016 года, однако в этот день отменил закупку. Участники аукциона обжаловали решение заказчика в антимонопольной службе. Представитель заказчика пояснил, что отменил аукцион, так как не включил в техзадание необходимые работы и закупки нет в плане-графике на 2016 год. Специалисты УФАС признали, что заказчик нарушил части 1 и 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ, и выдали предписание провести аукцион.Заказчик обжаловал решение УФАС в Арбитражном суде. Суд признал решение законным, однако отменил предписание провести аукцион. Судебная коллегия объяснила, что заказчик не может выполнить предписание: закупки нет в плане-графике, а в документации нет работ, которые необходимо сделать (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 по делу № А27-7805/2016).

Можно ли отменить закупку у единственного поставщика

На основании ч. 1 ст. 36 44-ФЗ установлены определенные временные рамки для отмены конкурсов, запросов котировок и аукционов. Указанная статья также содержит указание на невозможность отмены закупки через запрос предложений.

Но в ст. 36 44-ФЗ и в иных положениях законодательства о контрактной системе не содержится ответа на вопрос, как отменяется неконкурентная закупка, в частности, закупки у единственного поставщика.

Согласно разъясняющему письму МЭР от 2016 года № ОГ-Д28-5672, заказчикам рекомендовано получать разрешение ФАС или судебной инстанции для отмены такой закупки, так как в 44-ФЗ возможность отмены закупки у единственного поставщика не предусмотрено. Для отмены закупки заказчику нужно направить в антимонопольный орган обращение с просьбой выдать предписание об аннулировании или отмене закупки. Такую необходимость заказчику следует мотивировать и обосновать.

После получения одобрения от антимонопольной службы действия заказчика будут зависеть от того, было ли на этот момент размещено в ЕИС извещение о закупке у единственного поставщика или нет. Если оно не было размещено, то порядок действий заказчика будет следующим: в этом случае заказчику разрешается удалять или редактировать извещения о закупках у единственного поставщика. Для удаления извещения о закупке у единственного  поставщика заказчику нужно войти в личный кабинет и перейти в реестр закупок. Затем им выбирается в реестре государственных закупок нужный проект извещения. Далее нужно отметить опцию удаления.

Если извещение о закупке было опубликовано, то порядок действий будет следующим:

  1. Готовится обращение в ФАС об отмене закупки.
  2. Антимонопольная служба проводит обязательную проверку деятельности государственного заказчика.
  3. По результатам проверки ФАС может вынести решение об отмене закупки или вынести предписание о привлечении заказчика к административной ответственности за несоблюдение законодательства о закупках.
  4. После получения предписания об отмене закупки необходимо войти в личный кабинет ЕИС во вкладку «Реестр закупки».
  5. Найти нужную закупку, которую предстоит отменить, и выбрать вкладку «Документы закупки».
  6. Нажать на ссылку «Отмена определения поставщиков».
  7. Выбрать основание для отмены закупки: предписание ФАС или судебное решение.
  8. Выбрать подходящее предписание из списка. При отсутствии подходящего предписания нужно создать новую запись с реквизитами предписания и загрузить документ.
  9. Если основанием стало судебное решение, то в форме указываются его реквизиты, и загружается документ.
  10. Нажать на кнопку «Сохранить и закрыть».
  11. Опубликовать извещение об отмене закупки у единственного поставщика.

Таким образом, по 44-ФЗ допускается возможность отмены закупки, но при соблюдении ряда обязательных условий. Нарушение установленного законом порядка отмены конкурентной и неконкурентной закупок грозит заказчику штрафом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Как отменить электронный аукцион

Аукцион отменяйте по правилам статьи 36 Закона № 44-ФЗ, в план-график внесите изменения. Следуйте трем шагам.Шаг 1. Примите решение отменить электронный аукцион.Чтобы отменить закупку, составьте приказ, решение или другой нормативный акт. Укажите в документе номер извещения о закупке и причину, по которой отменили аукцион: например, решение ФАС России. Документ составьте в произвольной форме.Шаг 2. Опубликуйте в ЕИС извещение об отмене поставщика.Разместите извещение в ЕИС в день, когда решили не проводить аукцион. Войдите в реестр закупок в ЕИС, откройте вкладку «Подача заявок» и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки». Выберите, по чьей инициативе отменяете закупку: заказчика, контрольного органа, суда. Отмените закупку полностью или отдельный лот. Подробнее о том, как отменить закупку в ЕИС, смотрите рекомендацию. В момент, когда опубликуете извещение, закупка отменена.Заказчик обязан уведомить участников об отмене закупки. При аукционе уведомление отправляет оператор электронной площадки, на которой проводили закупку.Шаг 3. Внесите изменения в план-график.После отмены закупки необходимо изменить план-график. Изменения вносите в день, когда решили отменить аукцион, или на следующий рабочий день. Внести правки в план-график поможет рекомендация.
Пример: об отмене аукционаЗаказчик принимает заявки на электронный аукцион до 1 июня 2017 года. 26 мая он решил отменить закупку. В этот же день опубликовал извещение в ЕИС. План-график изменил 29 числа, так как 27 и 28 мая – нерабочие дни.Нужно ли ждать 10 дней, чтобы повторно провести отмененную закупку?Да, нужно. После отмены закупки заказчик вносит изменения в план-график. В поле «Вынесенное решение» ставят отметку «Отмена закупки». Позиция плана-графика будет переведена в статус «Отменена». После размещения изменений отмененная позиция не будет отображаться в перечне позиций на вкладке «Позиции плана-графика» карточки плана-графика. Провести повторную закупку на основе отмененной позиции плана-графика технически будет невозможно.

Чтобы провести отмененную закупку повторно, ее снова нужно включить в план-график, как новую закупку. Изменения в план-график внесите за 10 или более дней до того, как опубликуете извещение о закупке в ЕИС. Такой вывод следует из пункта 3 части 13, части 14 статьи 21, части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.

Дополнительный риск при работе с валютой

Динамика доллара США в начале 2020г:

Месяц/число

01 07 15 22

Конец месяца

январь 61,9 61,9 61,41 61,9 63,0
февраль 63,1 62, 8 63,5 64,3 67,0
март 67,0 67,5 73,2 78,0 77,7
апрель 77,7 76,4 73,5

Согласно динамике доллара, его стоимость росла с 61 руб в январе до 80 руб в марте. Сейчас его стоимость падает.

Предпринимателей волнует вопрос о возможности сослаться на рост валюты при проблемах с поставками. Правильный ответ – только в случае, если это предусмотрено контрактом. Такое встречается чаще на коммерческих тендерах и заключенным по 223-ФЗ сделкам.

Госзаказы также могут заключаться в валюте с прописыванием порядка оплаты

Обязательно следует обращать на это внимание

Повышение курса валют:

  1. Это коммерческий риск.
  2. Он не приравнивается к форс-мажорным обстоятельствам.
  3. Должен быть учтен при выборе: участвовать в закупке или нет.

Рост курса валют не может считаться непреодолимым обстоятельством согласно п.9 ст.93 44-ФЗ. Такое обстоятельство считается коммерческим риском и учитывается в контракте выборочно в соответствии с обоснованием в договоре. Встречается чаще в коммерческих тендерах и в отдельных торгах по 223-ФЗ.

Цена контракта может устанавливаться как в рублях, так и в иностранной валюте. В этом случае заказчик должен указать в документации:

  • сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками
  • порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Банком России и используемого при оплате заключенного контракта

Жалоба в контролирующий орган

Срок, в которой жалоба должна быть направлена в контролирующий орган, зависит от того, на какие действия или бездействия заказчика она подается:

  • если участник электронного аукциона заподозрил нарушение в его документации, то обратиться в контролирующий орган нужно до окончания срока приема заявок;
  • если участник несогласен с результатом рассмотрения заявки, то подать жалобу надо не позднее 10 дней с размещения на ЭТП соответствующего протокола (пожаловаться может только участник, который подавал заявку);
  • если нарушение, которое собирается обжаловать участник, было допущено на этапе рассмотрения вторых частей заявки или заключения контракта, то обратиться в контролирующий орган необходимо до его заключения.

При нарушении этих сроков контролирующие органы жалобу участника не примут, и ему придется обращаться в суд.

Мало составить жалобу оперативно — необходимо позаботиться о том, чтобы она попала к адресату как можно быстрее. И хотя контролирующий орган не вправе отказать в приеме жалобы на том основании, что она пришла позже срока, толку от нее может быть немного. Ведь к тому времени, пока ФАС получит жалобу по почте, контракт может быть уже заключен.

Таким образом, целесообразно отправиться с жалобой в канцелярию территориального органа ФАС либо направить ее в электронном виде, подписав электронной подписью.

Что касается содержания жалобы, об этом мы подробно рассказали ранее

Здесь лишь обратим внимание, что в рамках одной жалобы можно ссылаться лишь на одно нарушение. Если же их несколько, то участнику следует составить по каждому из них отдельную жалобу

Рассмотрение жалобы в ФАС

Участник или его представители присутствуют при рассмотрении жалобы контролирующим органом. Чтобы выступать от имени организации, ее руководитель должен подтвердить свои полномочия. Подтверждением может являться решение учредителей о его назначении на должность. Иной представитель участника должен предъявить соответствующую доверенность. Прочие заинтересованные лица, например, другие участники аукциона, также имеют право присутствовать на рассмотрении жалобы. Разрешено вести аудио- и видеозапись процесса заседания комиссии, уведомив об этом ее членов.

Порядок заседания комиссии ФАС по рассмотрению жалобы таков:

  • участник сообщает комиссии о действиях или бездействии заказчика, которые считает неправомерными, а также излагает свои требования;
  • заказчик объясняет свои действия, выражает несогласие с доводами участника;
  • стороны поясняют свою позицию в устной или письменной форме;
  • комиссия обсуждает обстоятельства дела без присутствия сторон;
  • выносится решение о полной или частичной обоснованности или необоснованности жалобы и предписание для заказчика.

Если решение комиссии не устроило какую-либо сторону, она может обжаловать его в суде.

Пока решение по жалобе не вынесено, заявитель имеет право ее отозвать. Для этого нужно составить заявление в свободной форме. Повторно подать жалобу в контролирующий орган на то же обстоятельство участник уже не сможет. Однако у него есть право обратиться в суд.

Аукционная документация

Общая информация о торгах

В первой части документации содержатся общие сведения о проведении аукциона в электронной форме. Начинающим поставщика рекомендуется внимательно ознакомиться с этой частью. Из нее можно узнать, что представляет собой контрактная система, каковы ее основные принципы, кто является заказчиком и исполнителем, какие существуют методы определение поставщика и так далее. В общем, это краткий конспект всего 44-ФЗ.

Сведения о закупке

В следующей части содержится информация о проведении конкретной закупки, к которой и разработана эта документация. По сути, она повторяет все то, что содержится в карточке закупки в ЕИС. Здесь можно найти подробные данные о заказчике, о местонахождении объекта, в котором требуется провести работы (напоминаем, что мы рассматриваем закупку работы по текущему ремонту). Также здесь указана начальная (максимальная) цена контракта, метод, которым она определялась, и источники финансирования.

В этой части содержится еще множество пунктов, но большинство из них в рассматриваемой закупке не применяются.

Требования к исполнителю

В следующей части документации описываются требования, которые предъявляются к исполнителю контракта. Здесь установлены общие требования в соответствии со статьей 31 закона 44-ФЗ. В частности, заказчик должен вести деятельность, не должен находиться в процессе ликвидации, иметь задолженности по налогам, состоять в реестре недобросовестных поставщиков. Кроме того, между заказчиком и поставщиком не должно быть конфликта интересов.

Что касается физических лиц — учредителей, руководителей и прочих должностных лиц, а также индивидуального предпринимателя — они не должны иметь судимости, быть лишены права заниматься деятельностью, связанной с исполнением предмета контракта, а также фигурировать в реестре недобросовестных поставщиков.

Состав заявки

В первой части заявки должно содержаться согласие участника аукциона на выполнение предусмотренных документацией работ, включая использование товаров с конкретными показателями.

Во второй части заявки должны содержаться такие данные:

  1. Общая информация о поставщике — наименования, адрес, ИНН (в том числе учредителей, директора).
  2. Документ, подтверждающий соответствие товаров работ и услуг требованиям, установленным законодательством.
  3. Декларация о принадлежности поставщик как СМП и СОНО.
  4. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки, если она является крупной для поставщика.
  5. Документы, которые подтвердят что предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги соответствует национальному режиму.

Ключевые даты

В следующей части документа указаны определенные заказчиком даты:

  • для окончания приема заявок;
  • для окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • проведения электронного аукциона.

Изменение существенных условий

44-ФЗ не разрешает менять существенные условия контракта, кроме ситуаций, предусмотренных пунктом 1 статьи 95. Это должно быть указано в документации и проекте контракта. В данном случае заказчик предусмотрел возможность изменить условия, а именно:

  • снизить цену без уменьшения объема работ, которые подлежат исполнению;
  • изменить цену контракта в любом направлении в пределах 10% при одновременном пропорциональном изменении объема выполняемых работ.

Информация о разъяснениях и заключение контракта

В следующих блоках предоставляются сведения о том, с кем будет заключен контракт. Имеется в виду, кто выступает заказчиком.

Далее указан срок подписания контракта, расписан порядок внесения изменений в аукционную документацию и обращение поставщиков за разъяснениями его положении. Также указаны даты начала и окончания срока предоставления таких разъяснений заказчиком.

Обеспечение заявки и контракта

В следующем блоке расписана информация об обеспечении, его размере, сроках и порядке представление. В данном примере обеспечение заявки составляет 1%, а обеспечение контракта — 5% от начальной (минимальной) цены. Сумма обеспечения исполнение контракта разбита на две части и должна быть переведена на реквизиты двух разных учреждений. Также указаны требования, предъявляемые заказчиком к банковской гарантии.

Прочие положения

Далее приводится порядок заключения контракта и указывается, что будет, если аукцион не состоится. Затем идут приложения — это формы, рекомендуемые заказчиком для поставщиков (форма согласия на поставку товара, форма декларации соответствия), а также инструкция по заполнению заявки.

Отмена аукциона 44-ФЗ по решению заказчика – сроки и причины

Электронный аукцион признается самой популярной закупочной процедурой. Он позволяет приобретать необходимые товары и услуги по самой выгодной для заказчика цене. В некоторых случаях у организатора возникает необходимость отменить назначенный аукцион. Действующий 44-ФЗ предусматривает такую возможность, но при этом необходимо соблюдать все правила проведения такой процедуры.

По какой причине заказчик может отказаться от проведения аукциона

Заказчик может законно отказаться от реализации закупки посредствам электронного аукциона при следующих обстоятельствах:

  1. Нехватка финансирования для оплаты товаров или услуг, которые планировалось закупить.
  2. Принятие решения о том, что выбранный способ закупки нецелесообразен. 
  3. Изменение муниципальной или государственной программы, для реализации которой планировалось провести закупку.
  4. Изменение обстановки на рынке, что может спровоцировать закупку товаров низкого качества по завышенной цене.
  5. Форс-мажор. Это понятие устанавливается 401 статьей ГК РФ. Под форс-мажором понимаются чрезвычайные обстоятельства, которые невозможно предотвратить или избежать.

В таких случаях закупка путем проведения электронного аукциона может быть отменена заказчиком. При этом все поданные заявки аннулируются. Деньги, зарезервированные на счетах участников в качестве обеспечения заявки, возвращаются на их счета.

Регламентированные сроки при отмене закупки

Порядок отмены закупки устанавливается 36 статьей 44-ФЗ. Такое решение может быть принято заказчиком не позднее, чем за пять дней до даты окончания приема предложений потенциальных поставщиков.

 При этом в ЕИС должно быть вывешено официальное постановление об отмене реализации электронного аукциона.  Это должно быть сделано в тот же день, в который решение принято.

 После этого заказчик не вправе просматривать содержимое уже поданных участниками заявок. 

Если заказчик не уложился в установленные сроки, то отмена закупки возможна только при чрезвычайных обстоятельствах. Такое правило установлено частью 2 36 статьи 44-ФЗ. Аукцион считается отмененным с момента размещения в ЕИС документа о его аннулировании.

Оформление отказа от проведения электронного аукциона

Для того чтобы аннулировать проведение электронного аукциона заказчик обязан соблюсти определенную процедуру. Она будет состоять из следующих этапов:

  1. В первую очередь заказчик должен оформить свое решение в письменном виде. В документе прописывается непосредственно факт принятия решения, а также причины, которые легли в основу этого действия.
  2. Заказчик оформляет приказ об отмене электронного аукциона. В нем должны содержаться реквизиты вынесенного решения, прописаны дальнейшие мероприятия, которые вытекают из этого действия.   
  3. Организатор закупки размещает информацию об отказе от проведения закупки в ЕИС. С этого момента аукцион будет считаться отмененным. Заказчик кроме этого обязан уведомить о своих действиях всех участников, которые подали свои предложения. 
  4. Заказчик обязан внести корректировки в свой план-график. При этом информация о причине внесения изменений фиксируется в столбце 14 документа, составленного в соответствии с требованиями приказа Правительства РФ за номером 761/20н от 10.06.2013г. Внесение изменений в план-график должно быть осуществлено в течение следующего рабочего дня с момента принятия решении об аннулировании аукциона.

При нарушении порядка проведения отмены закупочной процедуры на заказчика накладывается штраф в установленном размере. 

Последствия отмены аукциона

После того как оформлено решение об отмене аукциона электронная торговая площадка, на которой планировалось проведение аукциона, рассылает всем участникам соответствующие уведомления.

 Такие сообщения отправляются в личный кабинет на ЭТП, а также на адрес электронной почты, зарегистрированный в системе.  Обязательно указываются причины принятия решения.

Деньги, заблокированные площадкой в качестве обеспечения исполнения заявки, размораживаются и становятся доступными для дальнейшего использования участниками.  

Исключением из этого правила становятся лишь случаи, когда участник понес убытки в результате недобросовестного поведения заказчика.

В такой ситуации поставщик может обратиться в суд с просьбой возмещения понесенных убытков. 

Организатор электронного аукциона может беспрепятственно отменить закупку только в том случае, если соблюдаются все регламентированные сроки. В противном случае для принятия такого решения потребуются очень веские основания. Воспрепятствовать действиям заказчика в такой ситуации участник закупки никак не может.

Сроки закрытия

Согласно ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, заказчики должны в течение 3 рабочих дней направлять в ЕИС сведения о заключении, расторжении и исполнении контракта, а также о приемке товаров, услуг и работ со дня заключения, исполнения или расторжения контракта.

По Постановлению Правительства №632 от 2018 года были внесены изменения в порядок отчетности по 44-ФЗ и Постановление Правительства №1084 от 2013 года, которое его регламентирует сегодня.

С июля 2018 были увеличены сроки для передачи информации данных об исполнении контракта в реестре. Теперь они составляют не три, а пять рабочих дней. Помимо этого, с июля 2018 года не размещаются в ЕИС сведения и документы по госконтрактам, которые были подписаны по результатам закрытых закупочных процедур по п. 3-5 ст. 84 44-ФЗ.

Сведения об изменении контракта и его расторжении передаются в ЕИС в течение 1 рабочего дня по требованиям ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, хотя указанные здесь сроки противоречат положениям ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, где прописаны трехдневные сроки.

В ч. 26 ст. 95 44-ФЗ прямо не сказано о том, что информацию о данных событиях нужно размещать в реестре, но других норм законодательство о контрактной системе не содержит. Поэтому во избежание спорных ситуаций заказчику стоит ориентироваться на сроки в 1 день.

Отчетность по результатам исполнения контракта должна появиться в ЕИС при наступлении одного из событий, которые указаны ниже:

  1. Оплата обязательств заказчика перед поставщиком на основании подписанного приемочного документа по результатам исполнения контракта.
  2. Оплата отдельного этапа исполнения контракта на основании промежуточной приемочной документации, подписанной заказчиком или приемочной комиссией.
  3. Оплата заказчиком обязательств по государственному контракту и подписание им документа о приемке поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ.
  4. Расторжение контракта на основании соглашения сторон, судебного решения, решения поставщика или заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (сроки отсчитываются со дня принятия такого решения).

В случае если по решению суда заказчика обязали оплатить услуги подрядчика, то отчетность о контракте должна быть размещена в ЕИС по результатам оплаты по исполнительному листу в течение 3 дней. То есть отчетность формируется в стандартном порядке, как при  закрытии исполненного контракта, но при оплате неустойки ее необходимо прописать отдельно.

Обязанность заказчика по закрытию контракта считается исполненной только после размещения информации о нем в ЕИС. То есть дата фактического формирования отчетности в этом случае не учитывается.

Если отчетность составляется в отношении контрактов, которые содержат государственную тайну, то дата ее подписания руководством заказчика и считается датой подготовки отчетности. Связано это с тем, что сведения об исполнении таких контрактов не подлежат размещению в открытом доступе.

К вопросу исполнения сроков по 44-ФЗ заказчику необходимо подойти максимально ответственно. Если по результатам плановой или внеплановой проверки ФАС обнаружит просрочку в размещении информации о закрытии контракта в ЕИС, то заказчику грозит административная ответственность. Она наступает по нормам ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП и установлена в размере 15 тыс. р. для должностных лиц заказчика в лице специалиста контрактной службы или управляющего либо 50 тыс. р. – для организации.

Если обязательные документы о закрытии не были размещены в ЕИС, то штраф установлен в размере 50 тыс. р. для должностных и 500 тыс. р. – для юридических лиц. Такие санкции установлены в ч. 3 ст. 7.30 КоАП.

Сроки давности для привлечения к административной ответственности за данное деяние составляют 1 год с момента наступления соответствующего события, нарушающего нормы закона.

Таким образом, под закрытием контракта по 44-ФЗ понимается передача сведений о нем в реестр контрактов и отчетности по результатам исполнения в ЕИС. На передачу информации в реестр заказчику отводится по новым правилам 5 дней с момента исполнения обязательства. Отчетность должна быть размещена в течение 7 дней после ее формирования. За нарушение сроков заказчику грозит административная ответственность.

В каких случаях отменять аукцион

Заказчик вправе отменить электронный аукцион. Объяснять причину контрольным органам или участникам заказчик не обязан. Главное, вовремя разместить решение об отмене в ЕИС (ст. 36 Закона № 44-ФЗ).Аукцион отменяют:

  • при нехватке средств;
  • из-за ошибок в документации;
  • по итогам общественного обсуждения закупки;
  • по предписанию контрольного органа;
  • по решению суда.

Пример: отмена электронного аукциона по предписанию ФАСЗаказчик объявил электронный аукцион на поставку дизельного топлива. Комиссия Алтайского УФАС по жалобе одного из участников установила, что заказчик проводит закупку с нарушениями. В частности, заказчик:

  • установил срок для подачи заявок в 14 дней вместо 15;
  • составил аукционную документацию по старой редакции Закона № 44-ФЗ;
  • прописал в техзадании требования к химическому составу дизтоплива;
  • указал штраф из расчета цены контракта в 3 млн руб., тогда как НМЦК составила 4,3 млн руб.

Комиссия УФАС предписала заказчику отменить аукцион, исправить документацию и при необходимости провести новую закупку (решение Алтайского УФАС от 03.03.2017 № 11-К/17).Можно ли отменить закупку на этапе заключения контракта на основании протеста прокурора?Да, можно. Об этом Арбитражный суд Северо-Кавказского округа сообщил в постановлении от 17.04.2015 № Ф08-1960/2015. Позицию поддержал Верховный суд в определении от 14.07.2015 № 308-КГ15-8594.Заказчик провел закупку на разработку проектной документации. Победитель не подписал контракт, и заказчик направил проект контракта второму участнику. В это же время прокурор вынес протест, в котором потребовал отменить закупку, так как выявил нарушения. Заказчик на основании протеста отменил закупку. Второй участник счел действия заказчика незаконными и подал жалобу в УФАС. Управление признало, что заказчик нарушил части 4 и 9 статьи 54 Закона № 44-ФЗ, и вынесло решение направить сведения о победителе в РНП. Дело дошло до суда.Суд постановил признать действия заказчика по отмене закупки законными. Суд пояснил, что в Законе № 44-ФЗ не сказано, что нужно делать в случае, когда после проведения закупки и направления проекта контракта участнику выявлены несоответствия конкурсной документации законодательству. При этом в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законом и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям применяют гражданское законодательство, которое регулирует сходные отношения. Если невозможно использовать аналогию закона, права и обязанности сторон определяют исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. На этом основании суд признал, что действия заказчика по отмене закупки по протесту прокурора до подписания контракта соответствуют требованиям добросовестности, разумности и справедливости. На решение суда повлиял тот факт, что возможность изменить существенные условия контрактом не предусмотрена, а заключение контракта для его последующего расторжения не соответствует требованиям разумности.Можно ли отменить отдельный лот закрытого аукциона?Да, заказчик вправе отменить всю закупку, один или несколько лотов. В любом случае в день отмены закупки или на следующий день измените план-график. Такой вывод следует из части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.Разбить закупку на лоты заказчики вправе, когда проводят конкурсы и закрытые аукционы (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).Должен ли заказчик, который отменил аукцион, возмещать участнику расходы на банковскую гарантию?Нет, не должен, если заказчик отменил закупку в сроки и по правилам. При отмене аукциона заказчик не отвечает перед участниками закупки, которые подали заявки. Исключение – случаи, когда претендент понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика (ч. 4 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).Вывод подтверждает и судебная практика. Участник подал на аукцион заявку и банковскую гарантию, за которую заплатил комиссию в 192,5 тыс. руб. Заказчик по предписанию ФАС отменил закупку, и участник в суде потребовал возместить убытки. Суд отказал участнику закупки, так как претендент сам выбрал обеспечение заявки в виде банковской гарантии и сознательно шел на риск (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 № А53-20379/2015).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий