Мониторинг тендеров и закупок: что и как оценивает минфин

Функции и полномочия контролирующих инстанций

Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:

  1. Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
  2. Проведением согласования по закрытым процедурам.
  3. Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
  4. Общественным и финансовым контролем.

Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:

  1. Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
  2. Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.

В случае поступления жалобы на заказчика ФАС может приостановить заключение госконтракта (по ч. 7 ст. 106).

В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:

  1. Составить протокол об административном правонарушении.
  2. Выдать предписание об устранении правонарушения.
  3. Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.

ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.

Полномочия прочих контролирующих инстанций содержатся в их внутреннем регламенте. В частности, они осуществляют надзор за корректным определением идентификационных кодов в рамках госзакупок, составление плана-графика и корректного оформления извещения и пр.

Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.

Цели проводимых проверок

Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:

  • оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных органов власти, и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
  • оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий, предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
  • осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в сфере закупок, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.

То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.

Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4.
Мониторинг закупок для обеспечения
государственных и муниципальных нужд
обеспечивается федеральным органом
исполнительной власти по регулированию
контрактной системы в сфере закупок в
порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.

5.
Результаты мониторинга закупок по
итогам каждого года оформляются в виде
сводного аналитического отчета, который
представляется федеральным органом
исполнительной власти по регулированию
контрактной системы в сфере закупок в
Правительство Российской Федерации.
Требования к содержанию и порядку
подготовки сводного аналитического
отчета, а также сроки подготовки
указанного отчета определяются
Правительством Российской Федерации.

6.
В сводном аналитическом отчете дается
оценка эффективности обеспечения
государственных и муниципальных нужд,
а также определяются меры по
совершенствованию законодательства
Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов о контрактной системе
в сфере закупок.

7.
Сводный аналитический отчет подлежит
размещению в единой информационной
системе.

8.
В соответствии с законодательством
субъектов Российской Федерации и
муниципальными нормативными правовыми
актами может осуществляться мониторинг
закупок для обеспечения соответственно
нужд субъектов Российской Федерации и
муниципальных нужд.

8.
В соответствии с актами высших
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
местных администраций органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации по регулированию
контрактной системы в сфере закупок,
органами местного самоуправления может
осуществляться мониторинг закупок для
обеспечения соответственно нужд
субъектов Российской Федерации и
муниципальных нужд.

9.
Порядок использования единой информационной
системы для целей мониторинга закупок
устанавливается с учетом порядка
функционирования единой информационной
системы, установленного в соответствии
с частью 2 статьи 4настоящего
Федерального закона.

10.
Мониторинг закупок обеспечивается
федеральным органом исполнительной
власти по регулированию контрактной
системы в сфере закупок, органом
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации по регулированию контрактной
системы в сфере закупок, местной
администрацией.

Статья
98. Аудит в сфере закупок

1.
Аудит в сфере закупок осуществляется
Счетной палатой Российской Федерации,
контрольно-счетными органами субъектов
Российской Федерации, образованными
законодательными (представительными)
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, и
контрольно-счетными органами муниципальных
образований (в случае, если такие органы
образованы в муниципальных образованиях),
образованными представительными
органами муниципальных образований.

2.
Органы, указанные в части 1настоящей статьи (далее — органы аудита
в сфере закупок), в пределах своих
полномочий осуществляют анализ и оценку
результатов закупок, достижения целей
осуществления закупок, определенных в
соответствии состатьей 13настоящего Федерального закона.

3.
Для достижения целей, указанных в части
2настоящей статьи, органы аудита в
сфере закупок осуществляют
экспертно-аналитическую, информационную
и иную деятельность посредством проверки,
анализа и оценки информации о законности,
целесообразности, об обоснованности,
о своевременности, об эффективности и
о результативности расходов на закупки
по планируемым к заключению, заключенным
и исполненным контрактам.

4.
Органы аудита в сфере закупок обобщают
результаты осуществления деятельности,
указанной в части 3настоящей
статьи, в том числе устанавливают причины
выявленных отклонений, нарушений и
недостатков, подготавливают предложения,
направленные на их устранение и на
совершенствование контрактной системы
в сфере закупок, систематизируют
информацию о реализации указанных
предложений и размещают в единой
информационной системе обобщенную
информацию о таких результатах.

Государственный и муниципальный контроль

К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

Федеральные и муниципальные исполнительные органы имеют право проводить контроль закупок, за исключением области оборонного заказа и вопросов, относящихся к финансовому и казначейскому контролю.

Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

Федеральными и муниципальными исполнительными органами, а также учреждениями Рособоронзаказа осуществляется контроль операторов электронных площадок, порядка проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

  • информации финансового обеспечения;
  • информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, в документации и информации в планах-графиках;
  • проектов контрактов с участниками закупок и информации в протоколах определения исполнителей.

Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

  • требований к обоснованию и обоснованности закупок;
  • нормирования;
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • применения ответственности при нарушениях;
  • соответствия результата закупки его описанию в контракте;
  • надлежащего учета товара, работы или услуги;
  • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

Ведомственный контроль

Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

Внутренний контроль

Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

  • исполнения условий контракта исполнителем;
  • привлечения субподрядчиков от субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Данный вид контроля направлен не только на фиксацию нарушений, но и на их профилактику, так как в процессе закупки заказчик и исполнитель обязаны тесно сотрудничать.

Общественный контроль

В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

  • подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;
  • запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;
  • осуществлять общественный мониторинг закупок для проверки их эффективности через ЕИС и общественную экспертизу закупок, результатов закупки;
  • обращаться в контрольные органы с запросом проверки действий (бездействия) заказчиков, а также в правоохранительные органы и суды.

Одним из важнейших элементом общественного контроля является обязательное общественное обсуждение закупок.

Существует большое количество контролирующих инстанций в области осуществления закупок, при этом немаловажное значение имеет общественный надзор за закупочной деятельностью, что позволяет минимизировать злоупотребления и нарушения процедур, установленных законом. https://www.youtube.com/embed/Y1IsbO9SAFo

Что регулирует ст. 13 44-ФЗ

В ст. 13 44-ФЗ прописаны цели осуществления государственных закупок. В данной статье указано, что независимо от уровня проведения закупок (федерального, регионального или муниципального) различают три цели закупочной деятельности:

  1. Для реализации различных государственных программ (включая федеральные целевые программы или предусмотренные документами стратегического и программно-целевого планирования) либо региональных или муниципальных программ.
  2. В целях исполнения обязательств РФ на международном рынке и для реализации межгосударственных целевых программ.
  3. В целях выполнения функций и полномочий органов государственной власти, органов управления внебюджетными фондами, муниципальных и региональных властей.

Под закупками, которые проводятся в целях обеспечения государственных нужд, понимают те, которые финансируются из федерального бюджета, регионального бюджета субъекта РФ и внебюджетных источников. Они могут предполагать закупку товаров, работ и услуг для осуществления функций государственных заказчиков.

Под муниципальными нуждами понимаются те, которые финансируются из средств местных бюджетов и внебюджетных фондов. Закупки для заказчиков данного уровня имеют целью осуществление различных полномочий, необходимых для решения вопросов местного самоуправления или в рамках переданных государством органам местного самоуправления полномочий.

Закупки в целях федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд разграничиваются по таким критериям, как субъект потребности, источник ее обеспечения и предмет потребности.

Перечень целей государственных закупок, закрепленных в ст. 13 44-ФЗ, не менялся с момента принятия закона. Поэтому изменения в данную статью не вносились.

Проведение аудита по результатам мониторинга

Если у органов государственной власти возникли основания полагать, что реализованные закупки противоречат нормам законодательства, то обязательным является проведение аудита. Также аудиторская проверка потребуется в следующих случаях:

  1. У заказчиков возникли сомнения по вопросу корректного ведения бухгалтерского отчета при реализации принципов контрактной системы.
  2. Предоставленные отчеты не дают оснований убедиться в отсутствии нарушений в сфере госзакупок со стороны отдельного заказчика.
  3. Возникают сомнения в эффективности расходования ресурсов, включая финансирование из различных уровней бюджета.
  4. Существующие контрактные отношения не были оформлены должным образом.

Сроки проведения аудиторских мероприятий определяются заранее и вносятся заказчиками в соответствующие планы проверок. В них должно быть указано:

  1. Наименование организации.
  2. Цель аудита.
  3. Дата и сроки проверки.
  4. Наименование инстанции, которая проводит аудит.

Плановые проверки не допускается проводить чаще одного раза в три года.

Если контролирующая инстанция планирует проведение внеплановой проверки, то ее предварительно предстоит согласовать в прокуратуре.

В ходе проведения проверки различают три основных этапа:

  1. Предпроверочный, или подготовительный. В рамках данного этапа происходит сбор и ознакомление с закупочной деятельностью.
  2. Основной этап. На нем контролирующие инстанции проверяют все материалы по проводимым закупкам. На этом этапе проверяются, не были ли завышены цены, правильно ли выбраны источники финансирования и пр.
  3. Заключительный этап. На этом этапе нужно подготовить официальный отчет с выводами.

При аудите у заказчика могут потребовать дополнительные материалы: планы-графики, обоснование НМЦК и пр.

Результаты аудиторской проверки оформляются в виде специального отчета. Он ложится в основу разработки комплекса мероприятий для устранения всех выявленных нарушений.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Применение статьи

Статья 13 ФЗ-44 является одной из базовых в законодательстве о контрактной системе, поэтому ссылки на данную статью можно встретить во всем 44-ФЗ.

В ст. 16 ФЗ-44 указано, что цели осуществления закупок необходимо учитывать в процессе планирования закупочной деятельности. В ст. 17 также требуется учет целей закупок при формировании планов закупок.

В формируемом государственным заказчиком плане закупок (он является основанием для разработки плана-графика) в обязательном порядке при описании каждой закупки прописывается ее цель. Если по результатам проверки ФАС признает закупку необоснованной, то ее могут отменить.

Если цели проведения закупок изменились, то требуется в обязательном порядке внести изменения в планы закупок (по п. 6 ст. 17 44-ФЗ).

Ст. 18 ФЗ-44 указывает на необходимость обоснования закупок в процессе формирования плана и плана-графика закупок с учетом целей, указанных в ст. 13.

Оценка степени достижения целей закупочной деятельности производится при мониторинге закупок по нормам ст. 97 и в процессе аудита по ст. 98. На основании аудита заказчика не могут привлечь к административной ответственности, но аудиторы могут передать сведения о нарушении им контрактного законодательства в ФАС.

Таким образом, ст. 13 ФЗ-44 определяет перечень возможных целей государственных закупок. Здесь прописано, что государственные закупки могут проводится для обеспечения федеральных, региональных и муниципальных нужд, а также для реализации различных государственных и муниципальных программ и международных проектов. Достижение поставленных целей закупок должно учитываться при осуществлении контрольной и аудиторской деятельности. Также цели из ст. 13 ФЗ-44 должны учитываться и указываться в процессе планировочной и нормировочной деятельности (при разработке плана и плана-графика закупок).

Заказчик получил отрицательное заключение: как действовать

Заказчик, который получил отрицательное заключение во время оценки, вправе утвердить план закупки. Но заключение поступит и в ФАС России. Антимонопольная служба в течение пяти дней приостановит реализацию плана в части закупок у МСП. Аналогичное решение ФАС примет с отрицательным заключением после мониторинга. Об этом сказано в пунктах 1 и 2 части 17 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ.ФАС приостановит закупки, которые выберет заказчик. Поэтому опубликуйте в ЕИС перечень товаров работ и услуг, по которым приостановят реализацию плана. Укажите конкретные пункты плана закупки – не менее 10 процентов стоимости годового объема закупок. Перечень разместите в ЕИС в течение 15 дней после того, как опубликовали заключение. Такое правило установлено в пункте 17 Положения о мониторинге и в подпункте «б» пункта 16 Положения об оценке.Как опубликовать перечень товаров, работ и услуг для приостановки реализации плана, смотрите в разделе 4.7.11 Руководства пользователя ЕИС 223-ФЗ.План закупки начнет действовать, когда разместите в ЕИС положительное заключение (п. 7 Положения о приостановке).Если получили отрицательное заключение на изменения в плане, не утверждайте и не вносите в ЕИС проекты изменений. Правки, которые уже внесли в ЕИС, считайте неразмещенными, пока не получите положительное заключение. Такие ограничения установлены в пункте 3 части 17 статьи 5.1 Закона № 223-ФЗ.Чтобы утвердить правки, повторно опубликуйте проект изменений в ЕИС. Уполномоченный орган рассмотрит проект за три дня. Об этом сказано в пункте 8 Положения о мониторинге и в пункте 7 Положения об оценке

О том, как разместить в ЕИС проекты изменений или изменения в планы закупки, смотрите разделы 4.7.2 и 4.7.3 Руководства пользователя ЕИС 223-ФЗ.Внимание: если вовремя не получили уведомление или заключение – план закупок или правки соответствуют закону. Такое правило установлено в пункте 23 Положения о мониторинге и в пункте 21 Положения об оценке.Должен ли заказчик направлять в ФАС отрицательное заключение о плане закупки ?Нет, не должен

ФАС уведомит корпорацию по развитию МСП или орган исполнительной власти, который выдал заключение. Об этом сказано в пункте 19 Положения о мониторинге и в пункте 17 Положения об оценке.Разместите в ЕИС перечень товаров, работ и услуг, по которым ФАС приостановит реализацию плана закупок. После этого уполномоченный орган направит в антимонопольную службу уведомление о том, что выдал отрицательное заключение.Такое правило установлено в подпункте «б» пункта 16, пункте 17 Положения об оценке и в пунктах 17, 19 Положения о мониторинге.ФАС снимет ограничения, когда разместите в ЕИС положительное заключение оценки или мониторинга (п. 7 Положения о приостановке).
 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий