Исчезающие народы россии: топ-15

История

В ходе колонизации мира, начавшейся в XV веке и продолжавшейся до XX века, большинство коренных народов, особенно коренных малочисленных народов планеты, оказалось под угрозой исчезновения. Коренные народы, как записано в резолюции 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 2007 года, «стали жертвами исторических несправедливостей в результате, среди прочего, их колонизации и лишения их своих земель, территорий и ресурсов, что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами…».

Даже когда речь не шла о физическом исчезновении коренных народов, их автохтонные языки в подавляющем большинстве подвергались угрозе существенной деформации или даже вымирания — как в форме спонтанной ассимиляции, так и намеренного лингвоцида со стороны языков (наиболее часто — со стороны так называемых мировых языков), являющихся государственными в тех странах, в состав которых попали территории коренных народов. Угрозе существенной деформации, либо исчезновения подвергались и до сих пор подвергаются все автохтонные культуры — как из-за давления со стороны культур титульных наций, так и по причине стихийной глобализации.

Начало международного признания особых прав у коренного населения было положено в 1957 году, когда была принята Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах».

Хотя коренные народы различных регионов существенно отличаются друг от друга культурой, историей и социально-экономическими условиями своего существования, у них имеется и много общего. Одна из таких общих черт — гармоничность сосуществования коренных народов и окружающей природной среды в местах проживания, наличие у этих народов богатого набора морально-этических норм, касающихся взаимоотношения человека и природы, то есть наличие высокой естественной экологической культуры. Кроме того, общим для большей части коренных народов является опыт пребывания в условиях колонизации и угнетения со стороны государства и доминирующих в государстве социальных обществ, опыт существования в условиях политического, экономического, социального и культурного бесправия.

Права и свободы российских малочисленных народов

На сегодняшний день в России действует Федеральный закон № 256-ФЗ «О гарантиях прав коренных народов России» от 1999 года. В статье 8 представленного нормативного акта сообщается о правах этнических меньшинств. Что именно здесь стоит выделить?

Народы малочисленного типа, а также их объединения должны всячески поддерживаться государственной властью. Необходимо это для защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, различного рода промыслов и хозяйствования. Именно поэтому такие народы имеют право на пользование в местах своего обитания полезными ископаемыми, почвами, животными и растительными организмами.

Предоставляется оно, конечно же, на безвозмездной основе. Однако это далеко не единственное право народов рассматриваемого типа. Здесь также стоит выделить:

  • право на участие в осуществлении контроля над использованием собственных земель;
  • возможность осуществлять контрольно-надзорную деятельность за исполнением федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации;
  • право на постройку и реконструкцию хозяйственных, бытовых и производственных объектов;
  • возможность своевременно получать от Российской Федерации денежные средства или материальное довольствие, необходимое для культурного или социально-экономического развития народов;
  • право на участие в осуществлении государственной власти или органов местного самоуправления — напрямую или через уполномоченных представителей;
  • возможность делегировать своих представителей во властные инстанции;
  • право на возмещение убытков, которые были причинены в результате ущерба природной среде обитания;
  • право на получения от государства помощи в виде реформирования той или иной социальной сферы.

Это, конечно же, далеко не все возможности, которые закрепляет закон. Здесь также стоит выделить замену военной службы альтернативной гражданской, возможность создавать особенные самоуправленческие инстанции, право на осуществление судебной защиты и т. д. Надо сказать, что все представленные права составляют юридический статус малочисленных народов России.

Внешность

Ефрон описывал пермяков как невысоких, менее физически развитых, чем коренное русское население людей. Он отмечал, что коми обыкновенно белокурые, реже русые или рыжеватые. У них серые глаза, вздернутый нос, широкие лица. Кожа молодых людей часто светлая, а у старшего поколения смуглая.

Одежда

 

У коми распространена одежда, в которой угадываются северорусские и ненецкие мотивы. Разнообразием может похвастать женский наряд. Главными в нем всегда оставались рубаха и сарафан. Также женщины коми надевали короткие кофты, защищающие от ветра. Если требовалось выходить на работу, пользовались дубником, который делали из холста. Зимой дубнику уступала шуба.
Если намечался праздник, заранее готовили праздничные наряды, которые изготавливали из шелковых тканей и сукна. Ткани стали закупать только ко второй половине 19 века.
Основным головным убором для девушек служила лента, изготавливаемая из парчи. К ней привязывали другие ленточки — более тонкие и пестрые.
Мужчины надевали рубаху, которую подпоясывали ремнем. Штаны шили из холщовой ткани и заправляли их в шерстяные носки. Поверх носили кафтаны, а зимой надевали шубу. Головным убором, до сих пор не утратившим популярность, является колпак из войлока. Зимой его сменяет шапка из натуральной овчины. Мужчины и женщины коми носят коты — небольшие башмаки, которые делают из кожи. Абсолютно вся одежда украшается орнаментом, в том числе пояса, которые вяжут из шерсти. В северных районах предпочитали носить максимально теплую одежду, большая часть из которой имела олений мех, в том числе сапоги — пимы.

Жизнь и быт малых народов

В России проживают представители таких народов, о которых не все слышали, а об их существовании даже не подозревали. Их немного, но они сумели сохранить свою культуру, свои традиции. Сумели сохранить самое главное – веру и уклад.

Например, в Карелии живут водлозеры или озерные люди. К нашему времени сохранилось только пять деревень, с общей численностью 550 человек. Несмотря на то, что их прародителями были московские и новгородские переселенцы в Водлозерье продолжают чтить славянские обычаи. Один из обычаев запрещает ходить в лес без предварительного задабривания его хозяина – лешего. Охотники в дар лесному духу приносили убитое животное.

Говоря о малых народах необходимо сказать о семейских. Их быт олицетворяет жизнь допетровских времен. Это старообрядцы, когда-то заселившие Забайкалье. Название народности происходит от слова «семья». По переписи 2010 г. старообрядцев насчитывается 2500 человек. Их культура носит первозданный характер, мало изменившись со времен предков.

С освоением Сибири в XVII веке появилась народность русскоустьинцы – переселенцы из казачества и поморов. Когда-то они создали свою этническую группу, но, несмотря на, сложные условия жизни, им удалось частично сохранить свою культуру и язык.

Первых русских переселенцев XVI века сибиряки называли чалдонами и их потомки тоже носят такое название. Уклад чалдонов похож на быт славян до установления княжеской власти. Уникальность этой народности состоит в том, что язык, внешность, культура не похожи ни на славянские, ни на монголоидные. Как и другие малые народы, чалдоны постепенно вымирают.

Потомками восточных поморов считаются затундренные крестьяне. Для этих дружелюбных людей, активно вступающих в контакт, характерны уникальная в своем роде культура, вера, традиции. К этой народности в 2010 г. причислили себя всего 8 человек.

Родственные друг другу народы ханты и манси ученые относят к исчезающим народам. Когда-то они были величайшие охотники, и слава об их мужестве доходила до Москвы. В наше время оба народа проживают в Ханты-Мансийском округе. Уклад их жизни, культура и вера издавна строился на основе единения с природой. У них не было разграничения между животным и человеком. На первом месте всегда стояли природа и животные. Их верования говорят, что медведица родила первую женщину, а Великий Медведь подарил людям первый огонь. Лось является символом благополучия и силы, а бобер привел их к истокам реки Васюган. Большое беспокойство ученых вызывают нефтяные разработки, которые негативным образом могут повлиять и на популяцию бобров и на образ жизни целого народа.

Замечание 3

На территории Чукотского автономного округа обосновались гордые жители Севера – эскимосы – самый восточный народ России. Их происхождение пока остается спорным. Они верили в существование духов, а христианство их почти не затронуло. Болезни и несчастья приносили как духи-карлики, так и духи-великаны.

Чеченцы

         Северный Кавказ – место, где проживает большая часть представителей вышеупомянутой национальности. Всего в мире порядка полутора миллиона чеченцев.  В России – миллион и четыреста тридцать одна тысяча человек. Ареал – Республика Чечня.

Интересные факты о народе:

Статистика говорит о том, что свыше двухсот пятидесяти тысяч чеченцев погибли в результате войн;

Согласно данным ООН столица Чечни – самый разрушенный город на планете со времен ВОВ;

Авиационное топливо, добытое именно в Чечне было использовано при полетах первых космических кораблей;

Чеченцы — мусульмане;

Фамилии чеченцев – это имя предка;

Казеной-Ам – самое глубокое озеро на Кавказе, находится именно в Чечне

Кровавая месте может быть исполнена даже через 100 лет. Это значит, что у нее нет срока давности;

В Чечне жених не присутствует на свадьбе;

Самая большая мечеть в Европе находится в Чечне.

Терапия от шамана

Брат Натальи Чебельковой Дмитрий слабел на глазах: припадки, сердцебиение, слабость. Врачи провели множество обследований, но ничего не нашли. По всем анализам мальчик был здоров, но силы его покидали. Неожиданное облегчение пришло после ритуала местного шамана. В мальчике якобы сидел злой дух, который был изгнан. Ребёнок проспал сутки и проснулся другим человеком. Сейчас мужчине за 60, у него отменное здоровье.

Подобные истории есть в копилке у любой семьи телеутов — тюркского коренного малочисленного народа. Большинство из них проживает на территории Кемеровской области. Сегодня насчитывается чуть менее 3 тысяч представителей этого этноса. Они общаются с духами, кормят огонь и просят помощи у людей со сверхъестественными способностями. Потомки шаманов до сих пор пользуются уважением и почётом. Их знает вся деревня и обращается в случае беды.

Вероника Воронцова/News.ru

Телеуты до сих пор сохраняют бытовые привычки предков. Многие элементы современного быта у них не прижились. Например, когда рождается ребёнок, ему не покупают привычную кроватку, а вешают так называемую зыбку. Это люлька из ткани, которая крепится к потолку. Телеуты считают, что ребёнок в ней растёт и развивается гораздо лучше.

Интересно, что все исконные традиции у телеутов сочетаются с незыблемым авторитетом Русской православной церкви. Почти все они крестятся, венчаются, исповедуются и причащаются. Многие носят нательные кресты и соблюдают посты. Они верят в существование единого Бога,  в духов гор и лесов.

Вековые традиции сохранились у телеутов не благодаря, а вопреки. Ещё в середине XX века начался стремительный процесс обрусения: они заключали браки со славянами, уезжали из родных мест, забывали язык и традиционную культуру. Сейчас на родном языке говорит небольшой процент этноса. Даже дочери Натальи понимают родную речь, но общаться предпочитают по-русски.

Вероника Воронцова/News.ru

Возрождение национального самосознания телеутов началось в конце 80-х — начале 90-х годов. Тогда была создана общественная организация телеутского народа. Силами активистов удалось добиться официального признания существования этой национальности. Также в одной из школ области впервые за многие десятилетия начали учить телеутсткому языку, наравне с русским. Для местных детей открыли лингвистический лагерь, где общение между преподавателями и подопечными проходит на телеутском языке. Также в регионе решили возродить танцевальные и песенные коллективы, творчество которых строится на древних традициях телеутов.

Примечания

  1. ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/6822/КОРЕННЫЕ Коренные народы] // Энциклопедический словарь экономики и права. — 2005.
  2. ↑ Аборигены // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  3. ↑ .
  4. Саамы в Финляндии // Саамское народное собрание. — Кемиярви, Публикация Саамского народного собрания, 1999.
  5. Автохроны // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  6. Автохтоны, в этнографии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Marten P.  (англ.). Министерство иностранных дел Финляндии (2009). — Интервью с Рауной Куокканен. Дата обращения: 17 августа 2015.
  8. .
  9. . ‘undocs.org’. Дата обращения: 10 октября 2018.
  10. . ‘undocs.org’. Дата обращения: 10 октября 2018.

Как появились этносы севера?

Ижора

Ижора — самоназвание финно-угорского народа, что в прошлом, наряду с малочисленным народом водь, составлял основное население Ижорской земли. Наименование этого народа лежит корнями в шведском имени Ингерманладской губернии (Ingermanland). Кроме того некоторые ижорцы называют себя во множественном числе «каръялайшт». Это согласуется с тем фактом, что представители народа водь обозначают ижорцев не иначе как «карелы».

В 1897 г. численность этого народа достигала 14000 человек, однако на сегодняшний день их число приблизилось к 400. В 1920 годах была разработана даже собственная письменность, но и ей пришлось кануть в Лету к концу 1930 годов.

Свое первое упоминание в качестве «ингров» ижорцы получили еще в 1223 году. В XV веке этот народ находится в составе Русского государства. Он плавно претерпевал ассимиляцию с прочим населением в силу православного вероисповедания. В XVII веке часть земель Приневья (Ingermanland) становится шведской провинцией, и ижоры ассимилируются с финнами, а в 1943 году население вывозится немецкими войсками в Финляндию. Впоследствии, до середины 1950 годов, процесс расселения ижорцев в прежних местах претерпевал некоторые ограничения со стороны властей.

Хозяйство ижорцев схоже с русским и предполагает в своей основе земледелие: выращивание овощных и зерновых культур с последующим сбором, сушкой и молотьбой цепами и обивкой о скамью, а также животноводством и специфическим рыболовством, включающим в себя этапы зимнего лова, на который ижорцы уходили, как правило, всем населением, проводя ночи в дощатых будочках.

Проживание ижорцев происходило в деревнях, как правило малыми семьями. Невзирая на православие, народ имел собственную аутентичную похоронную обрядность. Захоронения происходили в святых местах-рощах. Вместе с покойным в гроб клались запас еды и шерстяные вожжи, а также нож.

Огромную культурную ценность представляет собой руническое наследие ижоры в виде большого количества эпических произведений. Так, финский фольклорист Элиас Леннорот использовал руны ижоры при составлении текста «Калевалы».

Центральная Россия

На севере Европейской части России живет весьма древний народ коми-зыряне (228 235 человек), чья культура уходит в века. На месте поселения коми-зырян с неолита существовали сменяющие друг друга археологические культуры – это волосовская культура, приказанская, ананьинская и вымская. Самая древняя насчитывает возраст в 11 000 лет. Примерно 4 000 лет назад предки коми-зырян жили в районе устья рек Оки и Камы, а позже расселились в Прикамье и в долине реки Вычегда. Русские летописи называли народ «вычегодской пермью». Еще один народ России связывают в ананьинской культурой (VIII—III век до н. э) – это марийцы (547 000 человек). Считается, что древний грек Геродот упоминал о них, называя фиссагетами, которые позже расселились по правому берегу Волги в долинах рек Сура и Цивиль. Предки саамов (1 771 человек) пришли из Западной Европы примерно11 000 лет назад, генетики считают, что сам народ образовался не позднее 7 500 лет назад. И наконец, одним из народов, давно проживающих на территории России, следует считать русских (111 016 896 человек). Правда, некоторые историки отказывают русским в этом звании, считая, что они якобы сформировались только несколько сот лет назад. Однако генетические исследования профессора Клесова позволяют в этом усомниться. Он утверждает, что возраст русского народа составляет 5 000 лет, именно тогда у русских появился особый субклад (субклад – ветвь гаплогруппы, а гаплогруппа – группа людей, имеющих одного предка) – Z280, который имеет треть русского населения. Кроме этого не следует отвергать факты, что на территории Древней Руси тысячелетиями жило автохтонное население – предки русских, представители фатьяновской культуры, культуры шнуровой керамики (5 200 лет), которые по последним сведениями генетиков являются предками славянских племен и имеют ту же гаплогруппу, что и современные русские люди – R1a.

Правовая основа существования коренных народов в РФ

Юридическое закрепление статуса тех или иных этносов — явление далеко не новое. Еще в начале XIX века в Российской Империи существовал специальный Устав о жизни инородцев, датировавшийся 1822 годом. В этом документе коренным жителям тех или иных территорий России гарантировались права на самоуправление, землю, культурную самобытность и т. д. В советское время продолжалась похожая политика, однако места расселения национальных меньшинств стали безжалостно делиться. Переселение с места на место, а также принцип патернализма (диктата поведенческих норм) сыграли с малыми народами злую шутку: вековые традиции и обычаи понемногу стали исчезать.

Проблема была обнаружена в 90-е годы. Дабы не допустить дальнейшего ускорения процессов удаления языковых и культурных особенностей среди коренных и малочисленных народов России, был закреплен ряд юридических норм, провозглашающих принцип самобытности и сохранения традиционной культуры среди этносов коренного типа.

Первый и самый важный источник это, конечно же, российская Конституция. Здесь стоит выделить статью 72, в которой говорится о совместном регулировании прав и свобод национальных меньшинств регионами и федерацией. В статьях 20 и 28 говорится о возможности указывать свою национальную принадлежность. Во многих федеральных законах и прочих нормативных актах закрепляется принцип равноправия различных этнических групп. Стоит выделить ФЗ «Об основных избирательных правах граждан», ФЗ «О языках в РФ» и многие другие законы.

Конституционный суд РФ является основным государственным органом в стране, в чьи обязанности входит правовая защита малочисленных народов. Эта же инстанция устанавливает для этнических групп специальные гарантии и права, о которых будет рассказано далее.

Религия

 

Большинство коми являются православными. В христианство обратились в 14 веке — во многом благодаря монаху Стефану. Укреплению православия способствовало богослужение на национальном языке коми. Долгое время в районах Средней и Нижней Печоры население сохраняло старообрядчество. Языческие верования коми были связаны с их ремеслами. Народ поклонялся огню, воде, верили во всеочищающую силу стихий. Перед выгоном скот прогоняли между двух костров, сеть перед ловлей рыбы держали над огнем, а чистую воду давали каждому больному. Из всех культов поклонения наиболее сильным оставался культ огня. Коми даже почитали печь, считая ее основой дома, дарующей пищу и тепло.
Широкое распространение получил тотемизм. В тотемах изображали различных зверей и птиц. Наиболее распространенным стал тотем медведя. Верование коснулось и реинкарнации. У коми была распространена вера в перевоплощение, причем не только человек мог обернуться животным, но и зверь человеком. Некоторые коми верили в сотворение мира духами, носящими обличье лягушек, уток и лебедей. Народ почитал и деревья. Особо важными считались ель и береза. Абсолютно все березовые рощи являлись священными, особым фанатизмом прослыли жители низовья Вычегды. В бане парились, используя березовые ветви, иногда заменяя их на ольховые. Считалось, что это очищает дух и тело человека. Люди связывали распускающиеся деревья с крепким здоровьем.
Духи, по представлению коми, являются олицетворением добра и зла. Оленеводы и охотники верили в существование лешего, у них существовали свои водяные монстры — васа. Домашних духов называли алыся. С духами могли общаться колдуны, знахари, причем в каждой деревне таких было несколько. Считалось, что если человек начинает внезапно икать, значит на него напустили порчу. Некоторые коми верят в это до сих пор. Среди русских также распространилось поверье в то, что икоту может напустить лягушка. Все это стало причиной распространения амулетов, в качестве которых служили когти зверя, лапки птиц, рыбьи зубы. Особенно в ходу были медведь, утка, щука. Некоторые из таких украшений держали прямо у входной двери, чтобы защититься от злых сил. Сейчас коми остаются верны православию, хотя до сих пор есть и приверженцы язычества.

Распад Советского Союза пагубно повлиял на Республику Коми. В течение 17 лет наблюдался стабильный отток населения, упадок производства. Однако сейчас регион постепенно возвращается к развитию, а жители с готовностью принимают туристов из других регионов. Людям интересны самобытная культура и жизненный уклад народа, традиции, религия и народные праздники.

Кайтагцы (7)

Еще одна коренная народность Дагестана – кайтагцы. По своему быту, обычаям и культуре они близки к даргинцам. Сведения об этом народе можно встретить в арабских источниках, относящихся к 9 веку. В Средние века кайтагцы вошли в состав Кайтагского уцмийства, а в начале 19 века стали частью Российской империи. Традиционно представители народа занимались скотоводством и земледелием. В 1926 году при переписи населения численность кайтагцев составляла более 14 тысяч, однако в 2010 году к этой народности себя причислили лишь семь человек. По неофициальным данным, себя считают кайтагцами около 25 тысяч человек, но в переписи записываются даргинцами, субэтносом которых являются.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развития

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Народы Сибири и Севера

Авторы Гайдпарка

  • Уксуc пельмень

    По англо-американскому замыслу, Россия и Германия должны постоянно вести войну друг с другом

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    Посольство США открыто запретило Украине покупать российскую вакцину

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Новая Российская космическая станция не будет иметь срока годности

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    КС разъяснил, почему Россия не будет выплачивать 57 млрд долларов ЮКОСу

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    Прорыв в импортозамещении. Ростелеком закупит Ред ОС

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    У женившегося на секс-кукле казаха сломалась жена спустя месяц после свадьбы

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    За портал об «агрессии России в Донбассе» Киеву грозит давно назревший ответ Москвы

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    Возможна причастность США к катастрофе на Чернобыльской АЭС

    Читать полностью

  • Аза Лядова

    Сбербанк оценил число россиян с коронавирусом почти в шесть раз выше официальной статистики

    Читать полностью

  • Аза Лядова

    Россиян предупредили о возможном снижении зарплат почти на 11,7%

    Читать полностью

  • Виктор Иванов

    Кто сегодня главный враг России?

    Читать полностью

  • Феофан Прокопович

    Должна ли Украина подать воду в Крым?

    Читать полностью

В календаре Саам 5 сезонов

Еще один малочисленный и от этого не менее загадочный финно-угорский народ. Самый северный коренной народ Европы. Как в Скандинавии, так и в России они известны как лопари или лапландцы, откуда и появилось название самой северной части Финляндии, Норвегии, Швеции и России — Лапландии.

Саамы древняя этническая группа, история которой насчитывает около 7 тысяч лет. Их изоляция во время этого процесса заставила их мало измениться с первых дней расселения по северным границам.

Также лопарей отличает особый подсчет сезонов, в отличие от других народов мира, у лапландцев существует 5 сезонов. Эти сезоны: зима, весна, лето, осень и Камос, который длится с декабря по январь.

13. Венгры пришли из Сибири

Что больше всего удивляет людей, живущих в Центральной Европе, так это то, что их ближайшие родственники — это сибирский этнос, манси. Даже слово мадьяр, которое они называют себя, происходит от манси. Некоторые венгры под предводительством Арпада пересекли Карпаты в 895 и 896 годах и вошли в Карпатский бассейн. Поселившись в Трансильвании, они вошли в Паннонию и чуть позже стали важным меньшинством в Австрии.

14. Айны (курильцы) — японцы с европейскими чертами

Айны, они же курильцы — восточноазиатская этническая группа, поселенцы Японии, а также на Сахалине, Курильских островах, Камчатке. В настоящее время айны остались в основном только в Японии, где их численность составляет 25 000

Ученые точно не знают, откуда взялась айны. Но есть предположения:

  • Айны родственны европеоидам;
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга;
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири

В отличие от привычного вида людей монголоидной расы со смуглой кожей, узким веком и редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), австралоидные черты их лица по некоторому ряду признаков были похожи на европейские. На некоторых фото они больше похожи на российских купцов конца 19-го века, чем на жителей Хоккайдо:

Народы южных регионов

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий