Муниципальная собственность

Содержание

Что такое собственность

Традиционно под этим подразумевается принадлежность средства производства (вещи) определенному владельцу. Такие отношения – не только экономические, но и правовые отношения, которые могут возникать в вопросах владения, распоряжения, пользования имуществом.

Частная (индивидуальная) собственность

К ней относится имущество физического лица (человека) или юридического лица (фирмы, предприятия). Количественно частное имущество не ограничивается, на законном основании физическое или юридическое лицо может быть владельцем, например, целого металлургического комбината, десятков домов или зданий.

В частное владение нельзя приобретать только то имущество, которое изъято из государственного оборота (исторические или культурные памятники, ядерное вооружение, другое).

Гражданину могут принадлежать:

  • предметы, приобретенные для удовлетворения его личных потребностей – участки земли, жилые дома, квартиры, автомобили, гаражи, различные виды бытовой техники, многое другое;
  • транспорт, здания или помещения, служащие для организации предпринимательства, производства;
  • облигации, акции, ценные бумаги, денежные средства;
  • предметы интеллектуальной собственности (литературные произведения, музыкальные, изображения, прочее).

Источником финансирования личного владения являются индивидуальные доходы, полученные им от участия в общественном или частном производстве.

Интеллектуальная собственность

Под этим определением имеются в виду результаты (продукты) творческой деятельности лица (лиц) в области науки, литературы, производства, искусства, которые носят нематериальный характер.

Всемирная организация интеллектуальной собственности учредила ее виды:

  • товарные знаки, логотипы, знаки обслуживания;
  • полезные модели;
  • выведение пород животных, сортов растений;
  • изобретения в самых разных областях человеческой деятельности;
  • научные открытия;
  • результаты исполнительской деятельности артистов, телепередачи, звуковые записи, радиотрансляции;
  • литературные произведения, научные открытия и труды, произведения искусства.

Интеллектуальное достояние может олицетворяться в материальные объекты, становясь разновидностью товара. Но прибыль своим владельцам может приносить только тогда, если будет обеспечена специальной правовой защитой государства (патентами на изобретение, товарными знаками, фирменными наименованиями, прочее).

Земельная собственность

Существующие в России виды владения землей:

  • Государственное федеральное;
  • Государственное субъектов федерации (край, автономная республика, область);
  • Муниципальное (либо городское);
  • Частное.

Владельцами земельных участков могут являться физические или юридические лица, они вправе пользоваться разными формами владения землей:

  • правом обладания землей, когда ее владельцы имеют законное право продавать, закладывать участок или его часть, обменивать, дарить, передавать по наследству;
  • пожизненным наследованием, когда реализуются права владельца, но продаваться, сдаваться в аренду, закладываться участок не может, его можно только передавать по наследству;
  • бессрочным пользованием, когда реализуются права владельца участка, имеющего его в пожизненном пользовании, но по наследству передаваться не может;
  • арендой, которая реализовывается только у хозяев земли.

На владельцев земельных участков налагается обязанность уплаты земельного налога, который исчисляется юридически фиксированной базовой ставкой.

Характеристика функции содействия муниципальной собственности развитию предпринимательства

Посредством муниципальной собственности органы муниципального управления обеспечивают развитие предпринимательства на территории муниципальных образований. С содержательной точки зрения данная функция определяется следующими действиями:

  • во-первых, обеспечение предоставления частному бизнесу земель и земельных участков, являющихся муниципальной собственностью;
  • во-вторых, формирование бизнес-инкубаторов на основе муниципальной собственности для лиц, начинающих свой бизнес;
  • в-третьих, обеспечение внедрения инновационных технологий в образовательных учреждениях на территории муниципальных образований;
  • в-четвертых, осуществление мероприятий за счет муниципальной собственности, обеспечивающих рост инвестиционной привлекательности территории муниципального образования.

Реализация данной функции муниципальной собственности позволяет получить множество эффектов разнообразного назначения, к числу которых следует отнести:

  • во-первых, расширение спектра и объема финансовых, трудовых, материальных, инвестиционных ресурсов, которые становятся доступны частному бизнесу, вовлекаемому в сектор смешанного предпринимательства;
  • во-вторых, переориентация частного предпринимательства на обеспечение достижения целей, имеющих общественную значимость, к примеру, наращивание научно-технического прогресса, внедрение инноваций в практику производства и управления, разработка и освоение ресурсосберегающих технологий и прочее.

Характеристика воспроизводственной функции муниципальной собственности

Данная функция муниципальной собственности обеспечивает свою реализацию при производстве различных видов товаров и услуг, подлежащих классификации по разным критериям, например, в соответствии с характером предоставления товаров и услуг, в соответствии с содержанием товаров и услуг и так далее.

С точки зрения муниципального управления следует различать такие группы товаров и услуг, как:

  • товары и услуги, в отношении которых наблюдается отделение заказчика от конечного потребителя, к примеру, это услуги медицинского и образовательного назначения, предоставляемые бесплатно;
  • товары и услуги, производство или оказание которых финансируется домохозяйствами, к примеру, услуги коммунального назначения;
  • товары и услуги, которые обеспечивают получение либо экономического, либо социального, либо социально-экономического эффекта, к примеру услуги, направленные на профилактику заболеваний, формирование привычки к здоровому образу жизни и так далее.

Замечание 1

Предоставление этих услуг с помощью муниципальной собственности может финансироваться консолидировано, за счет средств муниципальных бюджетов, государственных средств, средств частного бизнеса и населения муниципальных образований.

Цели формирования казны

Взыскание с казны муниципального образования здесь — весьма негативный момент. Упор же делается на привлечение нового имущества

Муниципалитету важно достигнуть следующие цели:

  • Увеличить доходы бюджета своего образования путем эффективного управления и распоряжения местным казенным имуществом.
  • Оптимизировать структуру нефинансовой муниципальной казны в целях обеспечения устойчивых предпосылок, мотиваций для результативного экономического развития объекта.
  • Вовлечь наибольший объем муниципальных казенных средств в оборот.
  • Использовать муниципальное казенное имущество в качестве инструмента для привлечения в экономику муниципального образования дополнительных инвестиций.
  • Обеспечить функционирование местных учреждений и предприятий, а также содействовать увеличению их конкурентоспособности.

Основные виды

Итак, в общем понимании муниципалитет – это административно-территориальная единица в государстве, которая является самоуправляемой. Относительно нее четко определены территория и проживающее в данном месте население. Это могут быть город, поселок, деревня, район, другие группы населенных пунктов.

В различных государствах мира под муниципалитетами подразумевают две разновидности административных единиц:

  1. Муниципалитеты городов, к которым относятся такие административные объекты, которые включают в себя территорию одного, как правило, крупного города вместе с сопутствующими ему административными единицами того же уровня. Последние чаще всего состоят из сельских районов. В такой ситуации в роли органов управления выступают мэр и городской, или муниципальный, совет.
  2. Единые административные единицы второго или третьего уровня, не зависящие от наличия или количества входящих в них городов. Во множестве стран муниципалитетом является наименьшая из административных единиц, которая управляется органами, формируемыми на выборной основе.

Образование земельных участков из земель государственной собственности

Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение

Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.

Правовая регламентация образования участков из земель госсобственности обеспечена ст. 11.3 ЗК РФ.

Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.

По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории. В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.

Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант – по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).

Согласие не запрашивается:

  • у лиц, в пользу которых установлен сервитут, поскольку сервитуты продолжают действовать в прежних границах и после преобразования участков;
  • у государственных унитарных предприятий, поскольку государство – их единственный учредитель;
  • в случае преобразования участков по решению суда;
  • при изъятия участка для публичных нужд.

Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:

  • проект межевания территории;
  • проектная документация лесного участка;
  • схема расположения участка на кадастровом плане территории.

Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:

  • территории, подлежащей комплексному освоению;
  • территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии;
  • земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйствования;
  • квартала, иного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными зданиями.

Сущность государственной и муниципальной собственности организаций

Определение 1

Государственная и муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее государству или муниципалитетам на праве собственности.

Формирование имущества государственных и муниципальных предприятий обеспечивается за счет следующих источников:

  • во-первых, имущества, переданного предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государством или муниципалитетом;
  • во-вторых, доходов, получаемых предприятием от осуществления своей деятельности;
  • в-третьих, иных источников, допускаемых законодательством.

Замечание 1

Возникновение прав использования имущества, передаваемого предприятиям государством или муниципалитетами, начинается с момента получения этого имущества. Исключения могут предусматриваться только федеральным законодательством или решениями собственника имущества.

Правительство России регулирует порядок осуществления права оперативного управления и хозяйственного ведения в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности за пределами страны, а также в отношении долей, паев, ценных бумаг, находящихся за пределами страны.

Перечень объектов, находящихся в собственности муниципальных образований типа «поселение»

Перечень объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, являющихся поселениями, включает в себя следующие имущество:

  • то имущество, которое предназначено для снабжения населения и предприятий муниципального образования электричеством, теплом, газом, водой, топливом, а также для предоставления услуг водоотведения, освещения улиц на территории поселения;
  • автомобильные дороги, предназначенные для общего пользования, мосты другие инженерные сооружения транспортного назначения, то имущество, которое предназначено для осуществления обслуживания этих сооружений и дорог в пределах территории поселения. Из состава этого имущества исключаются аналогичные объекты, имеющие региональную или федеральную значимость;
  • объекты жилищного фонда, предназначенные для осуществления социального обслуживания малообеспеченных слоев населения, имущество, используемое для содержания этих объектов;
  • имущество, используемое для осуществления транспортного обслуживания граждан муниципального образования, и транспорт пассажирского назначения на территории поселения;
  • то имущество, которое предназначено для ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • пожарное оборудование, объекты, снаряжение, используемые для осуществления первичного обеспечения тушения пожаров;
  • здания и имущество библиотек, расположенных на территории поселения;
  • то имущество, которое используется для развития спорта и массовой физической культуры;
  • объекты, составляющие культурное наследие местного значения;
  • то имущество, которое используется для обеспечения досуга и оказания культурных услуг населению поселения;
  • то имущество, которое предназначено для осуществления озеленения и благоустройства территории муниципального образования, включая имущество, предназначенное для обустройства мест общего пользования и массового отдыха граждан;
  • то имущество, которое применяется для сбора и вывоза мусора и бытовых отходов;
  • то имущество, которое используется для предоставления ритуальных услуг, организации и содержания мест захоронения на территории поселения;
  • то имущества, которое используется для официальной публикации нормативно-правовых актов муниципального уровня и иных сведений официального характера.

Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований типа «муниципальный район»

В состав муниципального имущества муниципальных районов входят следующие объекты:

  1. то имущество, которое предназначено для межпоселенческого снабжения населения и предприятий электричеством, газом;
  2. автомобильные дороги, предназначенные для общего пользования, мосты другие инженерные сооружения транспортного назначения, и то имущество, которое предназначено для осуществления обслуживания этих сооружений и дорог между населенными пунктами;
  3. имущество, используемое для осуществления транспортного обслуживания граждан между поселениями, и транспорт пассажирского назначения;
  4. то имущество, которое предназначено для ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  5. здания и имущество межпоселенческих библиотек и коллекторов;
  6. то имущество, которое используется для переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов;
  7. то имущество, которое предназначено для организации межпоселенческих мест захоронения;
  8. то имущество, которое используется для официальной публикации нормативно-правовых актов муниципального района и иных сведений официального характера;
  9. имущество, используемое с целью организации экологического контроля и его осуществления;
  10. то имущество, которое используется для организации охраны общественного порядка муниципальной милицией;
  11. то имущество, которое обеспечивает получение школьного и дошкольного образования, образования дополнительного, организацию детского отдыха во время каникул;
  12. то имущество, которое применяется для организации и оказания скорой и первичной медицинской помощи, помощи во времени и после родов, в период беременности и так далее;
  13. имущество архивных фондов, включая кадастров градостроительной и землеустроительной документации.

Имущество, принадлежащее государству

В РФ признаются и защищаются законом различные формы собственности, в том числе государственная, муниципальная, частная. В ст. 212 ГК РФ дается их классификация. Государственная собственность (то есть государственное имущество движимое и недвижимое) представлена двумя видами: федеральной и собственностью субъектов – республик, областей, городов, краев и пр. Государство выступает в качестве субъекта правоотношений, как и любой другой собственник, а значит, имеет право распоряжаться материальными и нематериальными благами по своему усмотрению – дарить, сдавать в аренду, продавать и т. д. Примером подобной собственности могут выступать заводы, рудники, военная добыча и пр. Свои права собственности РФ и ее субъекты осуществляют через государственные органы власти или по специальным поручениям Президента, Правительства и представительных органов.

Комментарий к Ст. 215 ГК РФ

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

— жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, возведенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

— жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия;

— объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

— предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

— учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта;

— другие подобные объекты.

2. Как и ст. 214 ГК РФ, комментируемая статья разграничивает казну и «распределенное» имущество муниципального образования (см. комментарий к ст. 214 ГК). Муниципальное образование не отвечает по своим обязательствам «распределенным» имуществом (п. 1 ст. 126 ГК). Юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют своими действиями органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Кроме того, по специальному поручению от имени муниципальных образований могут осуществлять правомочия собственника государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Следующая
Раздел имуществаКак разделить дом и земельный участок находящиеся в общей долевой собственности

Муниципальная собственность: главное

Муниципальная собственность — это имущественный комплекс, объединяющий различные объекты (землю, недвижимость, движимое имущество) и находящийся во владении МО.

При этом ошибочно полагать, что к собственности МО (городов, районов и т.д.) относятся только строения, земельные участки и т.д. В состав такого имущества также входят средства местных бюджетов, городские парки, социальные объекты и достопримечательности.

В собственности МО находятся те объекты, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности населенного пункта и удовлетворения потребностей населения. По сути, МС имеет целевой характер. Так, по сложившейся практике, муниципальная собственность используется для:

  • выполнения ОМСУ своих задач и функций;
  • быстрого решения возникающих на уровне города, поселка или района проблем (например, расселение местных жителей в случае чрезвычайной ситуации);
  • обеспечения функционирования органов власти.

По действующему законодательству, МС является экономической основой местного самоуправления. Государство защищает такую собственность наравне со всеми остальными разновидностями (в т.ч. с частной). Но, безусловно, порядок владения, пользования и распоряжения МС по многим аспектам не схож с порядком владения, пользования и распоряжения тем имуществом, которое принадлежит гражданам.

На какие категории делится муниципальная собственность?

МС, как мы уже отмечали, представлена различными имущественными объектами: денежными средствами, земельными участками, строениями и т.д. Однако существует и другая классификация. По ней муниципальную собственность принято подразделять на две разновидности:

  • казна;
  • «распределенное» имущество.

Первая разновидность — это ресурсы, составляющие местный бюджет. Также к казне относят имущественные объекты, не находящиеся под управлением каких-либо муниципальных структур. Вторая разновидность — «распределенное» имущество — представлена ресурсами, закрепленными за различными органами и предприятиями, которые используют эти объекты в процессе своей деятельности.

2.Субъекты права государственной и муниципальной собственности.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования — субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта регулируются специальным федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»*(224)).

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения*(225)). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований*(226).

Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ. В частности, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «д» ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности (пп. «в» и «г» ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности, в их ведении — государственная собственность субъектов РФ и управление ею (ст. 73 Конституции РФ). Муниципальная собственность, а также владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).

Как происходит пользование и распоряжение муниципальной собственностью?

Пользование и распоряжение МС должно осуществляться в строгом соответствии с действующим российским законодательством и актами местных органов власти (но, конечно, такие акты не могут противоречить федеральному и региональному законодательству). Закон позволяет передавать объекты муниципальной собственности гражданам и юрлицам во временное или постоянное пользование. Кроме того, ОМСУ вправе отчуждать имущественные объекты и совершать с ними другие сделки.

Если у города, района и т.д. появилось имущество, которое на данный момент не соответствует ни одной из целей деятельности ОМСУ (не может использоваться для решения возникающих в жизни города проблем, для обеспечения функционирования властных структур и др.), оно должно быть отчуждено. Также при наличии возможности допускается перепрофилировать такие объекты.

Подведем итоги. Муниципальная собственность представляет собой особую категорию имущественных объектов. Их отличие заключается в том, что собственником такого имущества являются муниципальные образования. При этом некоторые граждане и компании могут пользоваться МС на определенных условиях.

Если в процессе такого использования муниципальной собственности вы столкнулись с какими-либо проблемами, пытаться самостоятельно урегулировать конфликт не следует. В большинстве случаев защитить права граждан и интересы компаний в споре с ОМСУ способен только профессиональный юрист, который в совершенстве знает действующее законодательство и практику его применения.

Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:

  1. составление заявления в муниципалитет;
  2. оформление кадастрового паспорта;
  3. регистрация участка в кадастровой палате;
  4. межевание земельного участка специалистом;
  5. составление плана дома (если он стоит на участке);
  6. выдача технической документации;
  7. обращение в Фонд единого учёта земли;
  8. постановка заявки на учёт;
  9. выдача кадастрового паспорта на землю;
  10. обращение в администрацию района.

Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

Это может происходить из-за того, что кадастровых инженеров, имеющих полномочия заниматься межеванием и оформлять отдельные документы технического характера, не так уж и много. Но многие граждане могут одновременно пожелать оформить землю в личную собственность.

Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли :

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Налоговые льготы по земельному налогу для юридических лиц обычно выше чем для физических лиц. Налог на землю нужно уплатить в определенный срок. Подробнее об этом рассказано в нашей статье. Родители или опекуны ребенка-инвалида могут получиь землю бесплатно. Подробности вы найдете здесь.

Цены

Стоимость за формирование и предоставление в пользование наделов устанавливается муниципальными властями. При этом передача муниципальной собственности осуществляется следующими способами:

  • Аукционы.
  • Фиксация на основе кадастровой цены.
  • Бесплатно.

Если аукционные торги не проводятся, то местными властями устанавливается фиксированная стоимость, которая не может превышать кадастровую цену соответствующей муниципальной собственности имущества. Об этом говорится в п.2 и п.3 ст.39.4 Земельного кодекса.

Формирование и предоставление наделов земли из муниципальных угодий по установленной цене в фиксированном размере возможно в случаях, предусмотренных п.2 ст.39.6 ЗК РФ, а именно:

  • По указу президента.
  • Для строительства объектов социально-культурной направленности.
  • Выполнения инвест-проектов и целевых программ, установленных на федеральном уровне.
  • С целью освоения территории.
  • Для возведения коммуникаций (электричества, газа, водопровода).
  • Объектов инженерного назначения.
  • Для садоводства и огородничества.
  • Долгостроя.
  • Хозяйств (крестьянских).

Долгострой предоставляется в аренду по установленной цене на основе договора подряда с организацией, которая выиграла конкурс на окончание строительства. При установлении фиксированной цены, как при долгострое, так и в других случаях, подрядчик должен соблюдать все условия, которые оговариваются в договоре. При нарушении условий, фиксированная цена прекращается, и назначаются торги на аукционе.

В бесплатное пользование наделы могут передаваться нуждающимся. К ним относятся следующие лица:

  • Многодетные семьи.
  • Малоимущие лица.
  • Инвалиды.
  • Ветераны.
  • Герои СССР и РФ.
  • Молодые семьи.

В каждом регионе устанавливаются свои критерии для определения лиц, нуждающихся в данной поддержке. Местные власти могут увеличить этот перечень. Однако сужать список, предлагаемый федеральными властями, запрещено. Если физическое лицо или юридическое лицо не вправе претендовать на бесплатный выдел земли, то для ее получения нужно принять участие в публичном аукционе.

Собственность казенных государственных и муниципальных предприятий

Государственной и муниципальной собственностью наделяются казенные предприятия. Казенные предприятия делятся на государственные в составе федеральных и региональных, а также муниципальные.

В соответствии с законодательством федеральным казенным предприятиям дано право отчуждения или иного распоряжения собственностью только при наличии согласия Правительства России или органа федеральной исполнительной власти, уполномоченного на выдачу такого согласия.

Региональные казенные предприятия имеют право отчуждения или иного распоряжения их собственностью только при наличии согласия органа государственной власти регионального уровня, уполномоченного на это.

Муниципальные казенные предприятия имеют право на отчуждение или иное распоряжение их собственностью только при наличии согласия органа муниципального управления, уполномоченного на его выдачу.

Замечание 2

Виды и размеры сделок, которые требуют получения согласия собственника имущества казенных предприятий, утверждаются в уставе этих предприятий.

Для государственных и муниципальных казенных предприятий установлены пределы прав распоряжения принадлежащей им собственностью, которые ограничены предоставлением им возможности осуществления деятельности, цель и предмет которой закреплены в уставах этих предприятий.

Государственным и муниципальным предприятиям, выступающим в качестве арендаторов земельных участков, являющихся государственной и муниципальной собственностью, запрещено:

  • во-первых, осуществлять сдачу таких земельных участков в субаренду;
  • во-вторых, осуществлять передачу своих прав и обязанностей по договору аренды иным лицам;
  • в-третьих, осуществлять передачу прав аренды в залог;
  • в-четвертых, осуществляет внесение права аренды в уставные капиталы других организаций и кооперативов.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий