Особенности национального режима при закупках компаний с государственным участием

Что делать, если…

Ограничения при закупке медицинских изделий

Ограничивайте поставку иностранных медицинских изделий при закупке продукции из перечней №1 и 2, утвержденных ПП РФ №102 от 05.02.2015. Правила применения подтверждающих документов зависят от типа и группы закупаемой продукции.

Ограничения не устанавливаются при заказе медицинской продукции, реализуемой для программ пограничного сотрудничества (п. 5 ПП №102). Для проведения такой госзакупки надлежит оформить заключение в Минпромторге.

Ограничения работают так:

  1. Приобретение товаров из перечня №1 и продукции, отсутствующей в нем, в рамках одной закупки невозможно.
  2. Подтверждением страны изготовления является сертификат СТ-1.
  3. Заявки, содержащие предложения иностранных медицинских изделий, отклоняются при соблюдении правила «третий лишний» (если есть две соответствующие требованиям заявки). Если вы не отклонили предложения с зарубежной продукцией, применяйте условия допуска (п. 2 ПП №102, п. 1 приказа 126н).
  4. Исполнение госконтракта проходит без замен поставляемой продукции на заграничную.

Медицинские продукты одноразового применения закупаются аналогичным образом, но с некоторыми нюансами:

  • НМЦК, цена единицы товара, начальная сумма цен и максимальное значение цены госконтракта рассчитываются по методике, закрепленной в приказе Минздрава №759, Минпромторга №3450 от 04.10.2017;
  • все цены обосновываются заказчиком;
  • в закупку включаются только изделия из перечня №2 ПП №102;
  • страна-изготовитель подтверждается сертификатом СТ-1;
  • доля зарубежного сырья в стоимости продукции фиксируется в акте экспертизы ТПП РФ или другим документом от уполномоченной организации из ЕАЭС;
  • иностранные предложения отклоняются при наличии минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям о соответствии;
  • при определении соответствия учитывается процентная доля зарубежного сырья в цене (ПП РФ №967 от 14.08.2017) и наличие документов по ГОСТ ISO 13485-2017;
  • условия допуска применяются к переложениям с заграничными изделиями из перечня 126н, которые не отклонил заказчик;
  • контракт реализуется без замен товаров и производителя медицинских изделий.

В перечне №2 есть дополнительные требования. При заказе медицинских изделий для обеспечения потребностей некоторых федеральных и государственных бюджетных учреждений учитываются условия из пп. «а», «б» п. 1 ПП №967 и п. 2 ПП РФ №1589 от 19.12.2018. К таким доптребованиям относится обязанность выбора поставщика из числа производителей продукции из перечня №2, осуществляющих локализацию собственного производства, и изготовителей, у которых показатель локализации собственного производства соответствует ежегодному достижению значения, установленного в постановлении правительства №967.

На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления. Ждем новые ограничения для иностранных:

  • стентов для коронарных артерий металлических непокрытых;
  • стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием);
  • катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики;
  • катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбоэктомии).

Планируется, что ограничения будут действовать в течение 2 лет и создадут для России технологические и экономические преимущества.

Ограничения будут применять по правилу «второй лишний»: если подана хоть одна заявка с предложением поставить отечественные изделия, то иностранные отклонят. Страну происхождения товара подтвердят либо сертификатом СТ-1, либо заключениями торгово-промышленной палаты.

Вместе с проектом постановления разработали и приложение к нему. В нем утвердили перечень универсальных технологических операций, которые проводят производители стентов для коронарных артерий ‎и катетеров на территории Российской Федерации. А подтверждением соответствия производства стентов для коронарных артерий ‎и катетеров требованиям, которые изложены в перечне, является акт экспертизы ТПП. Порядок выдачи определят после согласования с Минпромторгом.

Скачать проект постановления правительства об ограничениях для иностранных стентов и катетеров

Ограничение допуска иностранных медизделий (Постановление № 102)

Постановление № 102 не устанавливает запрета на закупку медицинских изделий иностранного происхождения. Оно лишь предусматривает обязанность комиссии отклонить заявки, содержащие предложения о поставке иностранных медизделий (по определенному перечню), при условии, что на участие в торгах подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, страной происхождения которых является Россия, Армения, Белоруссия или Казахстан (далее — отечественные медицинские изделия);

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Для подтверждения страны происхождения товара к заявке на участие в закупке должен быть приложен сертификат СТ-1, выданный Торгово-промышленной палатой. Заявки, содержащие предложение о поставке иностранных медицинских изделий, отклоняются только при одновременном соблюдении следующих условий:

помимо заявки с иностранным медицинским изделием подано не менее двух заявок с предложением оте­чественных медицинских изделий;

вышеуказанные заявки с предложением отечественных медицинских изделий полностью соответствуют требованиям документации о закупке;

в заявках с предложением оте­чественных медицинских изделий указаны разные медицинские изделия разных производителей (то есть если помимо заявки с иностранными медицинскими изделиями подано несколько заявок, в которых предложено одно и то же отечественное медицинское изделие, то заявка с иностранными медицинскими изделиями допускается к участию в закупке);

к заявкам с предложением оте­чественных медицинских изделий приложены сертификаты формы СТ-1.

Если не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, заявка, содержащая предложение о поставке иностранного медицинского изделия, подлежит допуску на равных условиях с заявками, в которых предложены отечественные медицинские изделия.

Ограничение допуска иностранных лекарственных препаратов (Постановление № 1289)

Импортозамещение в сфере закупок лекарственных препаратов касается только препаратов, вошедших в перечень ЖНВЛП (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). Постановление № 1289 «включается», только если заказчик осуществляет закупку так называемым монолотом, то есть лотом, в состав которого входит только одно лекарство с одним международным непатентованным наименованием (МНН).

Порядок применения Постановления № 1289 и Постановления № 102 схож. Интересно, что, исходя из обоих постановлений, в случаях когда в заявках участников предложены товары из разных государств (часть товара из ЕАЭС, а часть товара импортная), вся заявка признается импортной и отклоняется, если окажется «третьей лишней» — то есть если параллельно с ней будут поданы еще две заявки с товарами из ЕАЭС, к которым будут приложены сертификаты СТ-1.

Таким образом, сейчас можно констатировать, что механизмы импортозамещения в практике госзакупок уже функционируют, они создают дополнительную нагрузку как на заказчиков, так и на поставщиков в вопросах оформления документов, сопровождающих закупки. При этом влияние импортозамещающих мероприятий на экономику России только предстоит оценить.

Чем регулируется

Конкретизация положений, введенных законами № 249 и № 250, возложена на правительство, которое своими постановлениями определит, какая квота на процент российского товара по 44-ФЗ и 223-ФЗ устанавливается и как оформлять отчеты по ним.

Постановления правительства, регулирующие эти вопросы, уже приняты, и с 2021 года система квотирования заработает в полном объеме. С 01.01.2021 вступят в силу:

ВАЖНО!

А с 2022 года вступят в силу положения, которые связаны с отчетностью о выполнении минимального объема.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Какие товары квотируются

Для заказчиков по ФЗ № 44 установлены минимальные объемы на:

  • лекарства ЖНВЛП;
  • технику, компьютеры, принтеры;
  • музыкальные инструменты;
  • оружие;
  • иные наименования.

  • щебень;
  • бумага, картон;
  • приборы и полупроводники;
  • офисная техника.

Постановления правительства, устанавливающие минимальные доли закупок, вступают в силу с 2021 года. В 2020 система еще не работает полноценно, и товары, на которые действует квота в РФ, на 2020 не установлены.

  • органы внешней разведки;
  • органы Федеральной службы безопасности;
  • органы государственной охраны.

Таким образом, законодатель устанавливает послабления в квотировании для отдельных видов заказчиков, но не предусматривает послабления для определенных видов закупок. Объем закупки, из которого рассчитывается доля российского производителя, включает в себя закупки, выполненные при помощи любой из процедур. Любые виды процедур, предусмотренные действующим законодательством РФ, для осуществления квотирования подойдут: от конкурса до заключения контрактов с единственным поставщиком.

Как выполнить требование

Механизм выполнения требования о квотах прост и состоит из следующей последовательности действий:

  1. Определить общий объем того или иного товара, который организация намерена закупать в календарном году.
  2. Исходя из общего требуемого объема, рассчитать, какое количество отечественных товаров предполагается закупить.
  3. Провести процедуры, выбрать победителей, заключить контракты и исполнить их.
  4. Отчитаться о выполнении квот по окончании отчетного периода.

Постановления № 2013 и устанавливают квоты не только на 2021, но и на 2022 и 2023 гг., причем по ряду позиций процент объема закупок возрастает — законодатель стремится увеличить участие российских производителей на рынке и укрепить их позиции к 2023 году.

Как отчитаться о выполнении квот

Отчетный период определен с 1 января по 31 декабря. Документ готовится автоматически в ЕИС на основе сведений из реестра контрактов до 1 февраля. Отчет подписывают усиленной квалифицированной ЭП. Делает это уполномоченное лицо не позже 1 апреля. После этого отчет автоматически размещается в ЕИС не позднее 1 часа с момента подписания.

Бланк разработало правительство РФ. Найдете его в том же ПП 2014.

Публикация тендера по 44-ФЗ

При оформлении заявки на ЕИС государственной закупки необходимо соблюдать правила публикации технического задания:

  1. Требования в ТЗ должны быть изложены максимально просто. Закон запрещает использовать без оговорки «или эквивалент» различные торговые знаки, бренды, патенты, а также любые другие наименования, ограничивающие конкуренцию. Исключение составляют товарные знаки, бренды, патенты, которые участвуют в ограниченных конкурсах и существует необходимость в закупке запчастей к тем или иным моделям техники.
  2. Описание заявки к закупке должно быть максимально подробно описано. Здесь могут использоваться спецификации, различные чертежи и планы, а также любые другие разрешенные Гражданским Кодексом документы.
  3. При закупке лекарственных средств заказчик должен указать непатентованные международные названия.
  4. Закупка товаров по 44-ФЗ осуществляется исключительно на новые, не бывшие в употреблении и в ремонте предметы.

Иногда заказчик может устанавливать дополнительные требования к качеству и характеристикам тех или иных товаров, к квалификации исполнителей работ и их опыту. Довольно часто оценивается деловая репутация, поэтому это тоже может быть требованием к условиям работы по 44-ФЗ.

В случае необходимости устанавливаются еще и требования к гарантии по 44-ФЗ на товары, расходы по эксплуатации, а также монтажу и наладке.

Предоставление преференций

При проведении любых закупочных процедур заказчик для реализации принципов национального режима обязан предоставлять привилегии тем потенциальным исполнителям контрактов, которые предоставляют для исполнения взятых на себя обязательств товары российского производства или производства стран, входящих в ЕАЭС. В соответствии с положениями действующего законодательства к таким странам, которым предоставляются такого рода преференции, относятся Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

Предоставление преференций в рамках реализации национального режима означает, что к участию в закупочных процедурах допускаются только те потенциальные исполнители, которые осуществляют предоставление товаров, а также выполняют работы или оказывают услуги с использованием оборудования, произведенного в Российской Федерации или странах, входящих в ЕАЭС.

Допуск других организаций возможен только в том случае, если поставщиков, которые могут предоставить товары указанного производства, нет, либо нет аналогов таким товарам, которые произведены в России или странах ЕАЭС.

В остальных случаях предоставление преференций происходит следующим образом:

  • если речь идет о конкурсах, запросах котировок или предложений, то предоставление преференций выглядит так: компания, которая поставляет товар, выполняет работы или оказывает услуги посредством оборудования, произведенного в Российской Федерации или странах ЕАЭС, назначает цену, которая будет снижена на пятнадцать процентов для того, чтобы создать более выгодную общую картину действий такого потенциального исполнителя. Результатом становится заключение контракта именно с таким исполнителем. Но цена, по которой заключается контракт, указывается та, которую назначил сам исполнитель. Это является своего рода привилегией для такого исполнителя, что означает заключение контракта именно с ним;
  • если преференция предоставляется в отношении контракта, заключаемого по результатам электронного аукциона, то в этом случае процедура выглядит следующим образом: если речь идет о заключении контракта с поставщиком, который предложил наименьшую цену контракта и поставляет товары производства России и ЕАЭС, то с ним заключается контракт по той цене, которую он указал. Если же в заключении контракта участвует потенциальный исполнитель, который поставляет товары иностранного производства, то назначенная им цена уменьшается на пятнадцать процентов.

Однако предоставление преференций не будет осуществлено в том случае, если речь идет о закупках, которые проводятся конкурентными способами, и по которым только часть из перечисленных объектов закупки относится к произведенным в России или странах ЕАЭС.

Преференции тогда не будут предоставлены ни в каком размере, а итоговое заключение контракта произойдет на общих условиях.

Принципы контрактной системы

44-й Федеральный закон стал, по своей сути, новым этапом в реализации программы обеспечения прозрачности государственных закупок для того, чтобы в максимальном объеме сделать проводимые процедуры прозрачными. Именно по этой причине в законе отражены основные принципы, которые должны быть реализованы в созданной на основании данного закона контрактной системе, а именно:

  • принцип открытости всей представленной информации о проводимых закупках, а также прозрачности этой информации. Это означает, что на сегодняшний день все сведения, которые касаются проведения закупок на основании использования положений данного закона, должны быть в полной мере доступны всем желающим ознакомиться с ними и принять участие в различных процедурах определения поставщика или исполнителя по контракту;
  • принцип, согласно которому при проведении государственных закупок в полном объеме должны соблюдаться правила обеспечения конкуренции. Это означает, что при осуществлении той или иной процедуры определения исполнителя по контракту все участники должны соблюдать правила добросовестной ценовой и качественной конкуренции, а на заказчика в случае нарушения данного правила может быть наложен серьезный штраф;
  • принцип профессионализма, который должен демонстрировать заказчик в лице его контрактной службы или контрактного управляющего, означает, что в контрактной службе обязаны работать только те лица, которые прошли обучение и обладают должным уровнем квалификации. В противном случае допуска к осуществлению закупок такие лица иметь не должны;
  • принцип стимулирования инновационной деятельности также является одним из основных, которые провозглашает действующий закон, а реализация этого принципа заключается в том, чтобы все государственные и муниципальные заказчики, которые осуществляют закупки для обеспечения своих интересов, отдавали предпочтение инновационным товарам и разработкам;
  • единство контрактной системы в сфере закупок представляет собой также один из принципов, который должен быть реализован в полной мере, что означает необходимость строгого соблюдения всех правил, установленных в действующем законе, что позволит привести контрактную систему, действующую во всех органах государства, в единый вид и облегчит понимание основных принципов работы. Кроме того, по итогам приведения контрактной системы в единый вид можно говорить о том, что вся система госзакупок станет максимально прозрачной;
  • 44-й Федеральный закон говорит о том, что осуществление всех проводимых в соответствии с его положениями закупок должно быть максимально прозрачным, а в случае несоблюдения данного правила и, как результат, неэффективного осуществления закупок и нерезультативного обеспечения государственных нужд, а также нужд муниципалитетов, на нарушившего такие правила заказчика должна быть наложена специальная ответственность. Этому правилу и посвящен очередной принцип контрактной системы, который закреплен в действующем законе.

Таким образом, реализация данных принципов, в первую очередь, возложена на самого государственного заказчика, который является неотъемлемым механизмом контрактной системы в целом.

Запрет на иномарки и не только (Постановление № 656)

Запрет на поставку импортных машин распространяется на все способы закупок — на конкурентные и неконкурентные закупки, в том числе закупки у единственного поставщика. Постановление № 656 выделяет три группы товаров:

  • Первая группа — бульдозеры на гусеничных тракторах, троллейбусы, автокраны и прочая схожая техника. Данные машины можно купить, только если место их происхождения — Россия, Белоруссия, Армения или Казахстан. При этом каждый участник, претендующий на победу, обязан предоставить сертификат СТ-1 на предлагаемую им технику.
  • Вторая группа — легковые автомобили, автомобили скорой медицинской помощи и другие автомашины; их можно купить, если они соответствуют особенным требованиям и условиям, указанным непосредственно в Постановлении № 656. Эти условия связаны в основном с тем, что автомобили хотя и могут являться «иномарками», но собраны они в ЕАЭС, и это подтверждено актом экспертизы Торгово-промышленной палаты.
  • Третья группа — автобусы, автосамосвалы с дизельным двигателем, автосамосвалы с бензиновым двигателем и другой транспорт. Их можно приобрести, если они соответствуют требованиям Постановления № 656 и это подтверждено актом экспертизы Торгово-промышленной палаты.

Интересно, что по отдельным позициям продукции машиностроения, перечисленным в Постановлении № 656, содержится добавление слова «новые», например это сделано для легковых автомобилей. Это означает, что запрет на приобретение легковых иномарок распространяется только на случаи приобретения новых автомобилей. Получается, что запрета на приобретение автомобилей иностранного производства с пробегом нет. На взгляд авторов, Постановление № 656 распространяется также на случаи аренды и лизинга автомобилей, хотя на практике при аренде автомобилей заказчики, как правило, его не применяют.

Какие документы требуется представить в заявке

Ограничения и условия

Как правильно указать происхождение товара в заявке

Как изменили ограничения в закупках иностранной продукции

30.04.2020 на портале правовой информации появилось постановление правительства об ограничениях и условиях допусках в госзакупках по 44-ФЗ на 2020 год. Он включает машиностроительную продукцию по постановлению правительства №656 от 14.07.2014 с добавлением мебельной и деревообрабатывающей продукции по постановлению №1072 от 05.09.2017, продукции легкой промышленности по постановлению правительства №791 от 11.08.2014 и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов по постановлению правительства № 1119 от 20.09.2018. Добавили оборудование для пищевой промышленности, товары, содержащие алюминий, музыкальные инструменты, спорттовары, товары детской индустрии и строительные материалы.

Ограничения в рамках национального режима распространяются на услуги и работы, в составе которых предусмотрена закупка отдельных видов промтоваров, которые указаны в приложении.

Основной принцип для работы с ограничениями в рамках национального режима — «третий лишний». Он заключается в том, что заказчик отклоняет все заявки, в которых предлагают поставить отдельные виды иностранных товаров. Участвуют не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения или документации о закупке, в которых одновременно:

  • предлагают поставить отдельные виды товаров, страна происхождения которых только государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • не предлагают поставить один и тот же вид промтовара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц, соответствующую признакам по ст. 9 Федерального закона о защите конкуренции при сопоставлении этих заявок.

К участникам закупок ТРУ, которые указаны в позициях 3, 4, 8-15, 17, 18, 21, 23 раздела I приложения к постановлению, предъявляются дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов, которые указаны в позициях 1, 2, 5-7, 16, 19, 20, 22 раздела I приложения к постановлению, страна происхождения которых Россия или государство — член ЕАЭС.

ВАЖНО!

В названии документа указано, на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим, — страны, которые входят в ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукция из этих государств не считается иностранной и не ограничивается в рамках национального режима.

Если заявка, в которой предлагается поставить иностранные товары, не отклоняется, применяются условия допуска в рамках национального режима по приказу №126н от 04.06.2018.

В п. 7 постановления указано, что страну происхождения отдельных видов товаров подтверждают:

  • сведения из реестра промышленной продукции;
  • сертификат СТ-1.

Основание для включения продукции в реестр российской продукции — заключение Минпромторга о подтверждении производства на территории России (постановление правительства №719 от 17.07.2015).

В п. 8 постановления указано, что документ, который подтверждает соблюдение ограничений в рамках национального режима и который предоставляется в составе заявки, — это указание (декларирование) участником закупки информации о стране происхождения ТРУ. Указывается и о предоставлении документа из пункта 7 постановления.

На этапе исполнения поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции из ГИСП или копию сертификата СТ-1, если в реестре нет продукции. А заказчикам, чтобы проконтролировать и провести мониторинг реализации постановления в рамках национального режима, придется выкладывать информацию о результатах закупки в течение 10 рабочих дней после заключения госконтракта или информацию о несостоявшейся закупке в ГИСП.

В п. 11 проекта постановления указано, что ограничения в рамках национального режима не применяются к позициям 244 и 245 раздела Х приложения, когда закупаются:

  • спортивное оружие, патроны, боеприпасы и детали для обеспечения нужд спорта высших достижений;
  • запчасти и детали к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства.

Это же постановление признает утратившими силу такие акты правительства:

  • №656 от 14.07.2014 о запретах в рамках национального режима отдельных видов зарубежных товаров машиностроения;
  • №791 от 11.08.2014 о запретах в рамках нацрежима продукции зарубежной легкой промышленности;
  • №1072 от 05.09.2017 о запретах в рамках национального режима зарубежной продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • №1119 от 20.09.2018 об ограничениях допуска в рамках нацрежима зарубежного оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий