Надзорное производство в гражданском процессе

Понятие и значение производства

Производство в суде надзорной инстанции представляет собой анализ соблюдения законодательства, обоснованность приговоров, который производится по прошению участника судебного разбирательства

В роли утверждения инстанции надзора выступают:

  • люди, участвующие в ходе суда;
  • процессуальный статус участников;
  • выдвинутые временные рамки;
  • вердикт об утверждении постановления в форме документа.

Надзорная роль в судебных процессах:

  • используется для отслеживания следования законодательству, постановлений нижестоящих органов, анализа причин для вынесенных приговоров, начавших действовать;
  • помимо оспариваемого постановления либо приговора, отслеживаются любые акты, оформленные в процессе кассационного либо апелляционного пересмотра;
  • само предоставление обжалования не обещает, что дело будет рассмотрено заново;
  • на подачу обжалования имеет право должностное лицо, действия должны быть согласованы с правилами УПК.

Новое рассмотрение дела произойдет:

  • когда цель жалобы – улучшить положение осужденного гражданина;
  • после выдвижения предположительного решения о допуске по выбору судьи.

Производство в суде надзорной инстанции не гарантирует, что приговор будет изменен

Прежде чем начать производство по надзору, законодатель установил необходимость решения основных задач.

  1. Обнаружение отклонений от существующих законов нижестоящими инстанциями суда.
  2. Избавление от проблем, связанных с отсутствием официальных пояснений к использованным нормам права.
  3. Обнаружение и исправление ошибок и совершенных нарушений посредством отправки дела обратно нижестоящей инстанции либо смена приговора.

Зачем нужно надзорное производство:

  • для общего анализа апелляции с гарантией соблюдения прав, регламентируемых Конституцией: иными словами, осужденный может защищать собственные права любыми законными путями;
  • для преграды, не позволяющей выносить несправедливые судебные решения, если нормы законодательства игнорируются;
  • для наибольшей эффективности работы суда посредством применения различного рода разъяснений со стороны органов надзора.

Дело не всегда проходит «надзорный» этап

Данное производство в прокуратуре способно помочь не только осужденному и его адвокату. Если углубиться в этот вопрос, то порой пересмотр уголовного дела имеет выгоду даже для судей.

Аналогия надзора с прочими пунктами нового рассмотрения дела:

  • правовое значение;
  • цели, обязательные к достижению;
  • невозможность ухудшения положения осужденного;
  • анализ деятельности нижестоящих инстанций суда;
  • обнаружение упущений и указание на необходимость внесения поправок;
  • объяснение, как нужно поступать, если поступила жалоба;
  • произведение проверок относительно соблюдения законов в вынесенных вердиктах.

Данное производство происходит, как правило, при желании осужденного

Различия между надзором и апелляцией.

  1. Отправка на новое рассмотрение вердиктов.
  2. Процессуальные временные рамки, регуляция решений (временные рамки относительно надзора не контролируются законодательно, а относительно апелляции – нужно смотреть УПК нашей страны).
  3. Субъективный состав (в апелляции отсутствует такой термин, как «заявитель»).
  4. Мероприятия по пересмотру.

В производстве в суде надзорной инстанции приведенные доказательства спокойно принимаются. Если говорить об апелляции, то там могут заново изучать дела, заново рассматривать доказательства.

Апелляция и «надзор» — разные вещи

Отличия между надзорным и кассационным регламентом.

  1. Надзор входит в прерогативу ВС России. Кассацией занимается Верховный Суд.
  2. Регламент надзора относительно оспаривания вердикта суда разрешает присутствие Генпрокурора нашей страны, должностных лиц и заявителя. Что касается кассации, здесь за участников принимают потерпевших, доверенных лиц, обвинителей, сторону защиты, осужденного гражданина.
  3. За гарантию проведения кассационного судебного дела берут жалобу, оформленную в соответствии со всеми правилами. Что касается надзора – здесь подобное не предусмотрено, все решает судья.

Суд надзорной инстанции предполагает при необходимости присутствие генерального прокурора

Решение каких судов можно оспорить в надзорном порядке?

Производство надзора призвано внести поправки в судебные недочеты и должно контролировать права и законные интересы всех участвующих в суде граждан. По сравнению с кассацией, предмет рассмотрения надзора – исключительно постановление суда, начавшее действовать.

Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции

1. Суды надзорной инстанции

В качестве судов надзорной инстанции действуют:

  • президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
  • судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;
  • Президиум Верховного Суда РФ.

2. Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения

Если пересмотр не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции допускается в единственной кассационной инстанции, то в порядке надзора дело может «пройти» всю систему судов, поступая из одной инстанции в другую. По общему правилу такое движение должно быть последовательно восходящим, т.е. после нижестоящей надзорной инстанции допускается обращение в ближайшую вышестоящую инстанцию и так вплоть до Президиума Верховного Суда РФ.

Поскольку суд надзорной инстанции выполняет функции контроля, то дела рассматриваются постоянными судьями, коллегиальный состав которых определяется в зависимости от того, какой орган действует. Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе трех постоянных судей (ими могут быть Председатель Верховного Суда, его заместитель или члены суда). Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума, с тем, однако, чтобы их было не менее трех. Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Судья, участвующий в рассмотрении дела по первой или второй инстанции, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции (ст. 17 ГПК).

Судебное заседание надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

  • прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
  • Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ;
  • должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

В подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет состав суда, после чего решается вопрос об отводах. Затем приглашенным в заседание лицам разъясняются их права и обязанности. Далее суд обсуждает поступившие ходатайства и заявления присутствующих в судебном заседании.

Вторая часть заседания — рассмотрение материалов дела — начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу или представление прокурора, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Статья 412.8. Постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

1) дату и место вынесения постановления;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) данные о лице, подавшем жалобу, представление;

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные решения;

6) мотивы для передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

7) предложения судьи, вынесшего постановление.

2. Судья Верховного Суда Российской Федерации вместе с вынесенным им постановлением передает надзорные жалобу, представление с уголовным делом в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что ВС РФ как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые ВС РФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Упразднение ВС РФ возможно только путем внесения поправок в Основной Закон страны.

Особое положение ВС РФ подчеркивается и порядком формирования его состава. Согласно ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя, члены Президиума, председатели коллегий и другие судьи ВС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей этого суда.

Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений.

Суды общей юрисдикции.

Им посвящен Федеральный Конституционный
закон «о судах общей юрисдикции».

Мировые судьи.

Им посвящен Федеральный закон «о мировых
судьях», а также законы субъектов
федерации о мировых судьях.

Мировые судьи входят в единую судебную
систему РФ и относятся к судам общей
юрисдикции субъектов РФ.

Он представляет многосоставный суд,
осуществляющий свои полномочия на
территории участка мирового судьи.

Мировые судьи обладают следующими
особенностями:

  • Предусмотрен
    порядок наделения мировых судей
    полномочиями
    в виде назначения или
    избрания на должность законодательным
    (представительным) органом субъекта
    РФ или избрание населением соответствующего
    судебного участка мирового судьи

  • Субъектам
    федерации регламентируется порядок
    подписания и выдача удостоверений
    мировым судьям

  • Установление
    субъекта Федерации срока полномочий
    мирового судьи

  • Финансирование
    деятельности мировых судей также
    происходит за счет бюджета субъекта
    федерации (кроме оплаты труда и других
    социальных выплат, которые производятся
    за счет федерального бюджета)

  • Законом
    субъекта федерации определяется порядок
    утверждения, положения об аппарате
    мирового судьи, устанавливаются места
    постоянного пребывания мирового судьи,
    определяемого с учетом мнения председателя
    районного суда; кроме этого закон о
    мировых судьях субъекта РФ могут
    предусматривать:

  1. Установление
    флага субъекта РФ на зданиях, занимаемых

  2. Отличительный
    знак мирового судьи

На мировых
судей распространяются все положения
закона «о статусе судей» , однако,
имеются и определенные особенности. В
частности, они связаны с порядком
наделения мировых судей полномочиями.

Существует
два порядка наделения мировых судей
полномочиями:

  1. Назначение
    или избрание законодательными
    (представительными) органами власти
    субъекта федерации

  2. Избрание
    населением судебного участка

Мировые
судьи назначаются или избираются на
срок, установленный субъектом РФ.
Федеральный закон говорит, что
первоначально мировые судьи назначаются
или избираются на срок не более 5 лет, а
в последующий срок не менее 5 лет.

Закон
Свердловской области указывает, что
мировые судьи Свердловской области
назначаются областной думой по
представлению губернатора Свердловской
области, основанному на представлении
председателя Свердловского областного
суда. Впервые на 3 года, а в последующем
на 5 лет.

Заработную
плату мировые судьи получают из
федерального бюджета, подобно судьям
федеральных судов, и должностные оклады
составляют 60% оклада председателя
Верховного суда, а Москвы и Санкт-Петербурга
64%.

Мировой
судья действует в пределах судебного
участка, то есть территории, на которую
распространяется юрисдикция мирового
судьи. На одном участке создается одна
должность мирового судьи. Число мировых
судей и количество участков в каждом
субъекте определяется федеральным
законом «об общем числе мировых судей
и количестве судебных участков в
субъектах РФ»

Судебные
участки создаются из расчета численности
населения от 15 до 23 тыс. человек. А в
населенных пунктах меньше 15 тыс. человек
создается один судебный участок.

Мнения экспертов

Положения, перечисленные в ст. 304 АПК, достаточно неоднозначно оцениваются в отечественных юридических изданиях. Отдельные авторы считают, что законодатель использовал наиболее удачные формулировки ГПК в приведенных выше случаях. Это, по мнению экспертов, умаляет право получения судебной защиты. Однако имеет место и иное, противоположное заключение. Оно состоит в том, что к гражданскому судопроизводству нельзя применять положение об абсолютизации права на разбирательство в порядке проверки. Надзорные производства судебных актов, подписанных высшим органом или судом третьей инстанции, в ряде случаев, определенных законом, могут ограничиваться. Это, в свою очередь, не будет свидетельствовать об умалении или ненадлежащей реализации возможности получить защиту. Данная позиция представляется не только более, но и единственно верной. Здесь следует сказать, что она соответствует и основным идеям, которые заложены в основание нового АПК. С учетом того, что надзор в арбитражном процессе выступает в качестве третьей проверочной стадии, на которой выполняется оценка согласованности с законом актов, вступивших в действие, указание на то, что данная процедура должна носить выборочный характер, предотвращает вероятность дублирования действий кассационного органа, а также подчеркивает специфику функций и задач, которые возложены на ВАС.

Процесс подачи надзорной жалобы по гражданскому делу в Верховный Суд

Прежде чем начинать составлять сам документ, необходимо узнать о нескольких нюансах, касающихся его подачи. Вот некоторые из них:

  • жалоба должна подаваться с таким количеством копий, которое соответствует числу участников процесса (ответчик, все третьи лица, представители прокуратуры);
  • вместе с надзорной жалобой нужно предоставить оригиналы всех подлежащих обжалованию решений, выданных нижестоящими инстанциями;
  • предварительно нужно оплатить государственную пошлину и при подаче жалобы предоставить соответствующую квитанцию;
  • подавать документ следует только в Верховный Суд. Все нижестоящие инстанции должны быть проигнорированы.

Если указанные выше документы не будут приложены к подаваемой жалобе, Верховный Суд, в соответствии с 391 статьей Гражданского Кодекса Российской Федерации, может вернуть обращение в течение 10 дней и отказаться от его рассмотрения по существу.

Содержание документа

Составить действительно юридически грамотное обращение в Верховный Суд Российской Федерации способен только тот гражданин, который имеет аргументированную позицию и предварительно ознакомился со всеми необходимыми законодательными нормами.

При написании жалобы нужно следовать одной из этих двух стратегий:

  • указывать на то, что суды нижестоящих инстанций неправильно толковали нормы действующего законодательства, а также не учли последние корректировки в тех или иных нормативных актах;
  • указывать на то, что не в полной мере были соблюдены процессуальные нормы, указанные в Гражданском Кодексе, Административном Кодексе или иных нормативных актах.

Все основные требования, предъявляемые к содержанию жалобы, подробно описаны в 391 статье Гражданского Кодекса РФ. В частности, документ должен содержать такую информацию:

  • название инстанции, в которую направляется документ;
  • ФИО и адрес прописки автора жалобы, а также всех третьих лиц, которые участвуют в процессе;
  • названия всех судов, которые рассматривали дело ранее, а также описание сути вердиктов;
  • все основные данные об обжалуемом постановлении;
  • перечень доводов, свидетельствующих в пользу пересмотра принятых решений;
  • изложение всех требований автора жалобы по конкретному вопросу;
  • перечень документов, которые прилагаются к жалобе и являются доказательством правоты автора;
  • дата и подпись (вместо автора заверить документ может его уполномоченный представитель).

При составлении документа должны соблюдаться правила официально-делового стиля, а также принципы аргументированности и грамотности изложения позиции. При составлении надзорной жалобы лучше следовать этому образцу.

Если жалоба подписана не самим автором, а его представителем, в числе прилагаемых документов должна быть доверенность, подтверждающая соответствующие полномочия.

Кто может подать жалобу

Право подавать надзорную жалобу в Верховный суд имеют лишь следующие категории граждан:

  • лица, которые принимают в деле непосредственное участие. К таковым относятся истец, ответчик, их официальные уполномоченные представители, третьи лица, которые заявляют или не заявляют о своих самостоятельных требованиях, а также представители государственных органов и органов местного самоуправления;
  • все прочие лица, чьи права или законные интересы были нарушены рассматриваемым судебным постановлением;
  • прокурор, который приносит представление о пересмотре судебного постановления при том условии, что ранее участвовал в деле.

У всех остальных лиц жалоба не будет принята.

Сущность и основания проверки судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Отличие вновь открывшихся обстоятельств от новых обстоятельств.

Пересмотр
дел по вновь открывшимся обстоятельствам
,
наряду с судебным надзором является
второй формой пересмотра решений и
определений, вступивших в законную
силу. Различие между этими формами
процессуалисты проводят главным образом
по основаниям и способу пересмотра дел.

По
действующему законодательству основаниями
для пересмотра вступивших в законную
силу решений, определений по вновь
открывшимся обстоятельствам служат:

1) существенные
для дела обстоятельства, которые не
были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо
ложные показания свидетеля, заведомо
ложное заключение эксперта, заведомо
неправильный перевод, фальсификация
доказательств, повлекшие за собой
принятие незаконного или необоснованного
решения, определения суда и установленные
вступившим в законную силу приговором
суда;

3) преступления
сторон, других лиц, участвующих в деле,
их представителей, преступления судей,
совершенные при рассмотрении и разрешении
данного дела и установленные вступившим
в законную силу приговором суда;

4) отмена
решения, приговора или определения суда
либо постановления государственного
органа или органа местного самоуправления,
послуживших основанием для принятия
решения или определения суда.

Таким
образом, речь идет не о новом, а именно
о вновь открывшемся
обстоятельстве
,
т.е. об имеющем существенное значение
юридическом факте, который
во время рассмотрения дела объективно
существовал, но не был и не мог быть
известен заявителю
,
а следовательно, и суду.

Предметом
пересмотра по вновь открывшимся
обстоятельствам, как правило, является
решение суда первой
инстанции
. Может
быть пересмотрено также и определение
об окончании процесса
,
т.е. о прекращении производства по делу
или об оставлении заявления без
рассмотрения. Все прочие определения
суда первой инстанции не служат предметом
пересмотра по вновь открывшимся
обстоятельствам, поскольку закрепляемые
в них выводы суда не носят необратимого
характера и неокончательны, суд вправе
корректировать их в процессе продолжающегося
рассмотрения без предварительной отмены
определения.

Предметом
пересмотра по вновь открывшимся
обстоятельствам являются также
определения
вышестоящих судебных инстанций
,
которыми оканчивается судопроизводство,
т.е. определения об оставлении заявления
без рассмотрения, о прекращении
производства по делу, об изменении
обжалованного решения, а также новые
решения вышестоящих судов, выносимые
по существу спора, без передачи дела на
новое рассмотрение.

Какие органы контролируют судебные органы?

Судя по тексту — соответствующая надзорная инстанция.

УПК РФ.

«Статья 402. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда

1. Подозреваемый, обвиняемый, осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в порядке, установленном настоящей главой. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда в части, касающейся гражданского иска.

2. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Ходатайства остальных участников именуются надзорными жалобами.

Статья 403. Суды, рассматривающие надзорные жалобу или представление

В порядке надзора могут быть обжалованы:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;

2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, если они обжаловались в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда — в президиум окружного (флотского) военного суда;

4) судебные решения, указанные в пункте 3 настоящей статьи, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда — в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

5) определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации о назначении судебного заседания — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 404. Порядок принесения надзорных жалобы или представления

1. Надзорные жалоба или представление, составленные в соответствии с требованиями статей 375 и 405 настоящего Кодекса, направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса пересматривать обжалуемое судебное решение.

2. К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

1) копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении».

Особенности функционирования надзорной инстанции

Надзорная инстанция – это завершающая стадия во всем уголовном процессе, проверяющая законность вынесенных приговоров и постановлений суда.

Решения по пересмотру надзорных жалоб принимает Верховный суд РФ.

Надзорная инстанция выполняет следующие процессуальные задачи:

  • Выявляет недочеты и ошибки в работе нижестоящих инстанций;
  • Проверяет судебные акты на предмет законности;
  • Исправляет обнаруженные ошибки путем возврата дела и отмены принятого решения;
  • Дает официальные разъяснения и обобщения при отсутствии прямых норм, регулирующих возникшие ситуации.

Надзорная инстанция разрешает все сложные вопросы правоприменения в уголовном праве.

Исполняя роль конечного надзирателя данная, судебная инстанция имеет особо важное значение для всей системы судопроизводства. При помощи надзора решаются следующие проблемы:

При помощи надзора решаются следующие проблемы:

  • Защищаются права и законные интересы участников процесса и обычных граждан;
  • Осуществляется контроль за соблюдением судами материальных и процессуальных норм;
  • Пресекаются факты коррупции в судебной системе;
  • Формируется общеправовая практика применения уголовного законодательства с помощью разъяснений Пленума ВС РФ.

Регулирование деятельности надзорной инстанции нашло свое отражение в главе 48.1 УПК РФ.

Написание жалобы

Надзорный суд стартует с отправки жалобы. Форма и содержание документа строго контролируются. Что нужно прописать:

  • название органа суда, куда направляется жалоба;
  • ФИО гражданина-составителя документа, место его проживания или же местонахождение в текущий момент;
  • перечисление лиц, принимающих участие в деле, адреса их проживания;
  • постановления, с которыми гражданин не согласен;
  • причина для пересмотра дела с подробным описанием;
  • просьба гражданина – автора документа.

Для начала производства должна быть составлена жалоба

Жалоба надзорной разновидности закрепляется подписью автора. Закон разрешает отправление документа представителем автора. В такой ситуации обязательно нужно прикрепить доверенность либо прочее официальное подтверждение полномочий доверенного лица. Надзорное представление следует утвердить подписью Генпрокурора страны либо лица, его замещающего. К подобному оспариванию требуется прикрепить копии постановлений по делу, утвержденных каким-либо судом. Помимо этого, обязательно нужно приложить квитанцию о выплате госпошлины.

Жалоба отправляется конкретно в надзорный суд. Обязательно нужно прикрепить к документу копию приговора.

К жалобе прикрепляют копии приговора, иных бумаг, которые касаются производства

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий