Производство в суде надзорной инстанции в гражданском процессе

Понятие и значение производства

Производство в суде надзорной инстанции представляет собой анализ соблюдения законодательства, обоснованность приговоров, который производится по прошению участника судебного разбирательства

В роли утверждения инстанции надзора выступают:

  • люди, участвующие в ходе суда;
  • процессуальный статус участников;
  • выдвинутые временные рамки;
  • вердикт об утверждении постановления в форме документа.

Надзорная роль в судебных процессах:

  • используется для отслеживания следования законодательству, постановлений нижестоящих органов, анализа причин для вынесенных приговоров, начавших действовать;
  • помимо оспариваемого постановления либо приговора, отслеживаются любые акты, оформленные в процессе кассационного либо апелляционного пересмотра;
  • само предоставление обжалования не обещает, что дело будет рассмотрено заново;
  • на подачу обжалования имеет право должностное лицо, действия должны быть согласованы с правилами УПК.

Новое рассмотрение дела произойдет:

  • когда цель жалобы – улучшить положение осужденного гражданина;
  • после выдвижения предположительного решения о допуске по выбору судьи.

Производство в суде надзорной инстанции не гарантирует, что приговор будет изменен

Прежде чем начать производство по надзору, законодатель установил необходимость решения основных задач.

  1. Обнаружение отклонений от существующих законов нижестоящими инстанциями суда.
  2. Избавление от проблем, связанных с отсутствием официальных пояснений к использованным нормам права.
  3. Обнаружение и исправление ошибок и совершенных нарушений посредством отправки дела обратно нижестоящей инстанции либо смена приговора.

Зачем нужно надзорное производство:

  • для общего анализа апелляции с гарантией соблюдения прав, регламентируемых Конституцией: иными словами, осужденный может защищать собственные права любыми законными путями;
  • для преграды, не позволяющей выносить несправедливые судебные решения, если нормы законодательства игнорируются;
  • для наибольшей эффективности работы суда посредством применения различного рода разъяснений со стороны органов надзора.

Дело не всегда проходит «надзорный» этап

Данное производство в прокуратуре способно помочь не только осужденному и его адвокату. Если углубиться в этот вопрос, то порой пересмотр уголовного дела имеет выгоду даже для судей.

Аналогия надзора с прочими пунктами нового рассмотрения дела:

  • правовое значение;
  • цели, обязательные к достижению;
  • невозможность ухудшения положения осужденного;
  • анализ деятельности нижестоящих инстанций суда;
  • обнаружение упущений и указание на необходимость внесения поправок;
  • объяснение, как нужно поступать, если поступила жалоба;
  • произведение проверок относительно соблюдения законов в вынесенных вердиктах.

Данное производство происходит, как правило, при желании осужденного

Различия между надзором и апелляцией.

  1. Отправка на новое рассмотрение вердиктов.
  2. Процессуальные временные рамки, регуляция решений (временные рамки относительно надзора не контролируются законодательно, а относительно апелляции – нужно смотреть УПК нашей страны).
  3. Субъективный состав (в апелляции отсутствует такой термин, как «заявитель»).
  4. Мероприятия по пересмотру.

В производстве в суде надзорной инстанции приведенные доказательства спокойно принимаются. Если говорить об апелляции, то там могут заново изучать дела, заново рассматривать доказательства.

Апелляция и «надзор» — разные вещи

Отличия между надзорным и кассационным регламентом.

  1. Надзор входит в прерогативу ВС России. Кассацией занимается Верховный Суд.
  2. Регламент надзора относительно оспаривания вердикта суда разрешает присутствие Генпрокурора нашей страны, должностных лиц и заявителя. Что касается кассации, здесь за участников принимают потерпевших, доверенных лиц, обвинителей, сторону защиты, осужденного гражданина.
  3. За гарантию проведения кассационного судебного дела берут жалобу, оформленную в соответствии со всеми правилами. Что касается надзора – здесь подобное не предусмотрено, все решает судья.

Суд надзорной инстанции предполагает при необходимости присутствие генерального прокурора

Решение каких судов можно оспорить в надзорном порядке?

Производство надзора призвано внести поправки в судебные недочеты и должно контролировать права и законные интересы всех участвующих в суде граждан. По сравнению с кассацией, предмет рассмотрения надзора – исключительно постановление суда, начавшее действовать.

Порядок рассмотрения жалобы в суде

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи, ранее изучившего представленные материалы, и направляет участникам дела:

  • копии надзорной жалобы;
  • копии определения о пересмотре спорного судебного акта в заседании;
  • извещения о месте и времени рассмотрения дела.

Неявка в суд участников дела, которые были извещены надлежащим образом, не препятствует проведению заседания.

Также вышеуказанные лица могут допускаться к участию в процессе путем использования систем видеоконференц-связи при наличии технической возможности (ст. 155.1 ГПК РФ).

Председатель ВС РФ (его заместитель), вынесший определение о рассмотрении дела по надзорной жалобе в Президиуме, не может участвовать в заседании.

Судья-докладчик излагает:

  • обстоятельства дела;
  • содержание судебных актов, принятых предыдущими инстанциями;
  • доводы, послужившие основанием для подачи жалобы.

Участники дела вправе дать объяснения, при этом первым высказывается лицо, подавшее надзорную жалобу.

Результат рассмотрения дела определяется Президиумом в порядке голосования. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр гражданского дела и против его пересмотра, надзорная жалоба считается отклоненной.

По итогам заседания издается постановление об аннулировании судебного решения, принятого предыдущей инстанцией, его изменении или об отказе в удовлетворении жалобы.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения и дальнейшему обжалованию уже не подлежит, за исключением случаев пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Список источников

1. Статья 391.1 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора.

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Статья 391.2 ГПК РФ. Порядок и срок подачи надзорной жалобы, представления.

4. «Порядок подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа» (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 46-П).

5. Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

6. Статья 333.20 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям.

7. Статья 333.41 НК РФ. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

8. Статья 391.3 ГПК РФ. Содержание надзорной жалобы, представления.

9. Статья 391.4 ГПК РФ. Возвращение надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу.

10. Статья 391.5 ГПК РФ. Рассмотрение надзорной жалобы, представления.

11. Статья 391.6 ГПК РФ. Сроки рассмотрения надзорной жалобы, представления.

12. Статья 391.7 ГПК РФ. Определение об отказе в передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

13. Статья 391.8 ГПК РФ. Определение о передаче надзорной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

14. Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

15. Статья 391.10 ГПК РФ. Порядок и срок рассмотрения надзорной жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

16. Статья 155.1 ГПК РФ. Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

17. Статья 391.11 ГПК РФ. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

18. Статья 391.12 ГПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

19. Статья 391.13 ГПК РФ. Содержание постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

20. Статья 391.14 ГПК РФ. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Вынесение вердикта Президиума относительно надзорной жалобы

Вердикт, касающийся удовлетворения или неудовлетворения изучаемой нами жалобы, выносится Президиумом ВС России через голосование (решение принимается, если с ним согласилось большинство). Когда проголосовало одинаковое количество человек, жалобу надзорного плана не удовлетворяют.

Почему могут отменить решения суда?

  1. При нарушении актом суда прав и свобод, регламентированных Конституцией нашей страны, общими принципами и правилами международного права.
  2. По причине нарушения судебным актом прав и законных интересов граждан либо прочих публичных интересов.
  3. При нарушении однообразия в смысле и использовании судом правовых норм.

Иногда решение суда могут отменить: например, из-за нарушения прав и свобод человека и проч.

По окончании изучения жалобы надзорного плана ПВС России может вынести какой-либо из вердиктов:

  • оставить акт суда без корректив – следовательно, предоставленная гражданином жалоба в таком случае не удовлетворена;
  • утвердить оспаривание целиком или частично, отменить акт или акты суда и направить дело на пересмотр;
  • оставить действовать какой-либо из вынесенных по делу актов суда;
  • вынести прочий вердикт, не вступающий в конфликт с действующим законодательством.

Постановление Президиума ВС не подлежит обжалованию

Как проходит производство в суде надзорной инстанции?

В целом, можно поделить рассматриваемый нами процесс на два этапа. Первый из них предполагает рассмотрение судьей необходимой инстанции надзора на протяжении месяца с момента поступления документа этой жалобы либо представления и разрешение вопроса о необходимости начала надзора. В некоторых ситуациях судья имеет право потребовать нужное ему уголовное дело – разумеется, в рамках своей компетенции.

Проанализировав полученную жалобу, судья определяет, нужно ли начинать надзорное производство и направлять полученную документацию на изучение суду наряду с делом, если это требуется. Возможен и отказ в утверждении жалобы. Тогда можно подать обжалование данного вердикта – подается оспаривание на имя председателя краевого, областного и аналогичных им судов, Председателя ВС России или лица, его замещающего. Они в свою очередь могут не согласиться со мнением судьи, вынесшего отрицательный вердикт, обнулить его законную силу и вынести собственное решение о необходимости начала производства и отправки жалобы на изучение суду.

Далее следует изучение жалобы.

Судья принимает решение, начнется ли надзорное производство

В судебном процессе участвуют прокурор, осужденный, адвокат, прочие граждане, интересы которых могут быть ущемлены предоставленным документом, если эти лица перед заседанием подали соответствующие ходатайства. Данные граждане имеют право просмотреть изучаемую нами жалобу.

Дело разъясняется участником президиума краевого, областного или аналогичных судов либо другим судьей, который до этого не участвовал в судебном процессе относительно этого дела. Потом дают право высказаться прокурору, чтобы он поддержал внесенное представление надзорного плана.

В деле принимает участие другой судья, который ранее никак не относился к делу

Потом стороны должны быть удалены из зала суда. После этого президиум принимает решение и выносит постановление.

Решение относительно полученного документа выдвигается на основании большинства голосов судей. Если число голосов равно, то просьба гражданина не будет удовлетворена, исключая ситуации, при которых за наказание берется казнь. Жалобы надзорного плана об отмене смертной казни или же о смене ее на не такое суровое наказание удовлетворяют, если за необходимость казни голосует менее 2/3 участников ПВС России.

Решение выносится несколькими судьями

Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений

Суд надзорной инстанции, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения. Указанное полномочие суд использует в том случае, если согласен с обжалуемым судебным актом и при проверке законности обжалуемого судебного акта не нашел оснований для его отмены (ст. 391.9 и ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ);

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей. Реализация указанного полномочия возможна только в случае, если установленные судом надзорной инстанции допущенные ошибки не могут быть им устранены в силу того, что отдельные полномочия не входят в компетенцию суда надзорной инстанции. Так, при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Данное полномочие может быть реализовано судом при установлении нарушений норм процессуального права, предусмотренных ст. 220 и 222 ГПК РФ. Однако для надзорной инстанции важным является то, что в данной стадии применимы не все основания;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. В случае, если по делу было принято уже несколько судебных постановлений, то суд надзорной инстанции может прийти к выводу законности одного из них. Таким образом, он может оставить в силе то судебное постановление, которое является законным;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум ВС РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Результаты рассмотрения должны быть оформлены постановлением. В постановлении Президиума ВС РФ должны быть указаны:

  1. наименование и состав суда, принявшего постановление;
  2. дата и место принятия постановления;
  3. дело, по которому принято постановление;
  4. наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
  5. фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  6. содержание обжалуемых судебных постановлений;
  7. выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
  8. мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Постановление Президиума ВС РФ подписывается председательствующим в заседании Президиума ВС РФ.

Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

показать содержание

Границы прав инстанции надзора

Вообще, УПК установлено, что новое рассмотрение в рамках надзора постановления суда по причине необходимости использования закона о более тяжелом нарушении, за смягчением вердикта либо по прочим причинам, ведущим за собой более плохое положение обвиняемого, а также повторное рассмотрение оправдательного вердикта относительно остановки уголовного дела, не разрешается.

Несмотря на вышесказанное, Постановление КС России за 11 мая 05-го года номер 5 вносит дисбаланс в права членов процесса, защищаемых Конституцией, на стороне обвинения и защиты. Также оно не находится в согласии с принципами самостоятельности и независимости судебной системы.

Новое рассмотрение в суде надзорной инстанции относительно одного дела невозможно

Надзорный суд может выносить такие вердикты по надзорному документу.

  1. Не удовлетворять требования гражданина-автора жалобы, решения остаются в прежнем виде.
  2. Закрыть приговор и остановить любые действия относительно этого уголовного дела.
  3. Закрыть приговор и все дальнейшие вердикты суда и отправить дело на очередное изучение судом.
  4. Закрыть приговор суда апелляционной инстанции и отправить дело на очередное изучение аналогичного плана.
  5. Закрыть определение кассационного суда и все прочие вердикты суда, отправить дело на очередное изучение аналогичного плана.
  6. Сделать поправки в приговоре, определении или постановлении суда.

Суд при рассмотрении дела в изучаемом нами порядком вправе смягчать вынесенный приговор или воспользоваться законом о менее тяжелом проступке, однако не может усиливать меры наказания или использовать законы о более тяжелых проступках.

Структура жалобы

В качестве предмета выступает незаконность, несправедливость, необоснованность решения, вступившего в действие. При составлении жалобы необходимо указать обязательные реквизиты, предусмотренные для документов такого типа. Заявление должно быть адресовано в инстанцию, уполномоченную на пересмотр оспариваемого акта. При этом закон требует от заявителя последовательности. В частности, надзорная жалоба на постановление районного суда не может направляться в коллегию ВС, минуя президиум региональной инстанции. Это правило, по мнению нормотворцев, служит интересам заявителя. В случае отказа в удовлетворении жалобы в нижестоящей инстанции он вправе обратиться в вышестоящую по тем же основаниям. При этом субъект может обжаловать и приговор, и определение.

Статья 391.2 ГПК РФ — Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

3. Срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации по заявлению заинтересованного лица.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судьей Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 112 настоящего Кодекса, без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.

4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Производственная процедура по пересмотру дел (включая уголовные) и инстанция по надзору: что это такое?

Под надзорным производством подразумевается самостоятельная стадия гражданского (арбитражного, административного, уголовного) процесса, в ходе которой вступившие в силу судебные постановления пересматриваются на основании жалобы, поданной участниками разбирательства или же иными лицами, имеющими к этому прямое отношение. Также данная процедура может быть инициирована представлением прокурора.

Рассмотрением дел в таком формате занимается орган надзорной инстанции. В России данная функция возложена на Верховный суд. Основная задача, которую он выполняет, заключается в проверке законности принятых судебных решений.

Стоит отметить, что надзорное производство является окончательной стадией рассмотрения того или иного дела. Постановление, вынесенное по итогам данной процедуры, не может быть в дальнейшем обжаловано.

Невозможность ухудшения положения

Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица. К ним относят вопросы, касающиеся:

  1. Применения акта амнистии.
  2. Непризнания в действиях виновного рецидива особо опасного характера.
  3. Применения отсрочки исполнения наказания или отклонения представления о ее отмене.
  4. Исчисления срока наказания.
  5. Применения к виновному УДО или замены наказания более мягкой санкцией.
  6. Снятия судимости.
  7. Освобождения от отбывания наказания.

Обстоятельствами, которые ухудшают положение субъекта, также являются: признание виновности по эпизодам, за которые ему не было вменено наказание, исключение смягчающих факторов из приговора и пр. Не рассматривается как поворот к худшему устранение арифметических ошибок, а также явных описок и опечаток. Запрещение на ухудшение положения субъекта распространяется на решения первых и вторых инстанций, а также на постановления, принятые в надзорном порядке.

Значение

Надзорное производство выполняет важнейшие задачи. В первую очередь в ходе него осуществляется контроль над деятельностью нижестоящих институтов. В рамках надзорного производства верховные и соответствующие военные суды руководят практикой, обеспечивая ее единство на базе точного применения законодательства и соблюдения принципа независимости системы. Эта деятельность необходима для реализации положения, закрепленного в ст. 19 Конституции. В соответствии с ним, все лица равны перед законом и судом. Возможность пересмотра постановлений, вступивших в действие, выступает также в качестве ключевой гарантии соблюдения прав и интересов личности.

Порядок рассмотрения

Судопроизводство в надзорном органе, согласно правилам ГПК, происходит следующим образом.

  1. При правильной подаче заявления орган выносит соответствующий акт о приёме его в своё производство.
  2. Копии, подаваемые вместе с заявлением, суд отправляет участвующим лицам одновременно с повесткой.
  3. Судья, принявший заявление и вынесший об этом соответствующий акт, не имеет права участвовать в непосредственном рассмотрении.
  4. На заседании состава суда в надзорном органе обстоятельства обжалования ему разъясняются судьёй, что принял жалобу и выступает в судопроизводстве докладчиком.
  5. Другие участники процесса также правомочны дать разъяснения по ситуации, но это не обязательно.
  6. Решение в органе надзора принимается путём голосования состава суда голосами абсолютного большинства.

Обычно решение не оглашается в  процессе рассмотрения. О нём участникам сообщается дополнительно.

Кто вправе подавать надзорную жалобу

Разобравшись, куда писать надзорную жалобу по уголовному делу, нужно понять кто вправе выполнять подобное действие. Этот вопрос регламентирован первым пунктом статьи 412.1 и статьей 401.2 УПК.
Согласно этим положениям закона, правом подачи наделены следующие субъекты уголовного процесса:

  • осужденные лица;
  • оправданные лица;
  • потерпевшие;
  • любые другие субъекты уголовного процесса, чьи права были нарушены решением суда.

Жалоба может подаваться как самолично, так и через представителя. Например, писать жалобу от имени лица, отбывающего наказание, должен его представитель, имеющий соответствующую доверенность, заверенную нотариусом или начальником колонии.

Общие правила

Надзорное производство предполагает конкретные сроки для рассмотрения жалоб и представлений. Их установление предотвращает затягивание принятия решения. Надзорная инстанция должна рассмотреть заявление в пятнадцатидневный срок. В этот период включено время принятия соответствующего акта. О времени, дате и месте надзорного производства суд уведомляет стороны в установленном порядке. Соблюдение этого требования гарантирует реализацию участниками дела своих прав. Следует при этом сказать, что в УПК не предусмотрено извещение гражданских ответчика и истца, частного обвинителя, а также их представителей. Между тем, их интересы затрагиваются поступившей жалобой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий