Налог

Условия объединения в КГН

Объединиться в КГН можно только при одновременном соблюдении четырех условий:

  1. одна из организаций будущей КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, и доля ее участия в каждой из них — минимум 90%;

  2. в совокупности все организации будущей КГН уплатили за предшествующий год не менее 10 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ (без учета «таможенных» налогов);

  3. за этот же год доходы всех организаций по данным бухгалтерской отчетности составили не менее 100 млрд руб.;

  4. совокупная балансовая стоимость активов этих организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года — не менее 300 млрд руб.

Для того чтобы вступить в консолидированную группу налогоплательщиков российская организация должна соответствовать следующим условиям:

  •  не находиться в процессе реорганизации или ликвидации;

  •  не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

  •  размер чистых активов организации превышает размер уставного (складочного) капитала.

Кроме того налоговым кодексом РФ установлены ограничения относительно категорий организаций, которые не могут являться участниками консолидированной группы налогоплательщиков. А именно:

  •  резиденты особых экономических зон;

  •  организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), не уплачивающие налог на прибыль, освобожденные от уплаты налога на прибыль или уплачивающие налог на прибыль по нулевой ставке;

  •  банки, за исключением случаев, когда все другие компании, входящие в эту группу, являются банками (аналогичная норма установлена для страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками);

  •  участники иной консолидированной группы налогоплательщиков;

  •  плательщики налога на игорный бизнес;

  •  клиринговые организации.

Таким образом, не могут стать участниками КГН, в частности: упрощенцы, вмененщики, образовательные и медицинские организации, применяющие нулевую ставку налога на прибыль, а также любая организация, размер чистых активов которой не превышает ее уставного капитала.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) (Статья 21. НК РФ)

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

1.1. Налогоплательщики — физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

При представлении налогоплательщиком — физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику — физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Налоговые льготы

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В Определении Конституционного суда РФ от 05.07.2001 № 162-О разъяснено, что льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК. Исходя из смысла пункта 2 этой статьи, льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления.

При этом необходимо помнить о том, что льготы могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков, к примеру:

  • пенсионерам, а также ;

  • для налога на доходы физических лиц перечень и основания освобождения от уплаты достаточно большой и зависит как от субъекта, так и от других элементов налогообложения;

  • для налога на имущество физических лиц льготы установлены Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» для отдельных объектов и субъектов налогообложения (до 31.12.2014) и НК (с 01.01.2015);

  • для транспортного налога льготные субъекты налогообложения определяются законом каждого региона.

Комментарий

Налогоплательщик это тот, кто юридически обязан уплачивать налог, исполнять иные обязанности налогоплательщика — представлять налоговые декларации, вести налоговый учет и т.д. Во второй главе Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определены все российские налоги. Для каждого налога указывается, кто является его налогоплательщиком.

Плательщиками сборов называются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать сборы.

Плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом России возложена обязанность уплачивать страховые взносы.

Понятия «Налогоплательщик», «Плательщик сборов», «Плательщик страховых взносов» определены в статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ):

«Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.»

Следует отметить, что если у организации есть
филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, то
такие подразделения самостоятельными налогоплательщиками не
являются. Как указывается в статье 19 НК РФ «филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений».

Помимо налогоплательщиков, НК РФ использует понятие Налоговый агент — лицо, на которое законодательством возложена обязанность по перечислению (и удержанию) налога за налогоплательщика.

Пример

Организация приняла на работу работника. При выплате заработной платы организация удерживает из доходов работника НДФЛ.

В этой ситуации организация признается налоговым агентом, а работник — налогоплательщиком.

Права налогоплательщиков указаны в , а обязанности в Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Так, к примеру, пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ
устанавливает обязанность представлять в установленном порядке в
налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если
такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и
сборах.

Иностранная структура без образования юридического лица признается налогоплательщиком в случаях, указанных в НК РФ (ст. 19 НК РФ).

Если налогоплательщик по итогам налогового
периода не должен уплачивать налог в связи с отсутствием налоговой
базы, то он все равно обязан
представить налоговую декларацию, в которой отразить расчет налога
(в этом случае его отсутствие). Статья 119 НК РФ устанавливает
ответственность за непредставление налоговой декларации.  

Пример

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с
заявлением о взыскании с общероссийской общественной организации
инвалидов штрафа за несвоевременное представление налогового расчета
по авансовым платежам по налогу на имущество организаций.
Организация требование не признала, полагая, что наличие у нее права
на льготу по налогу на имущество освобождает ее от обязанности
представления налоговой декларации и налоговых расчетов по
названному налогу.

Высший судебный орган отметил, что лицо,
являющееся плательщиком налога на имущество организаций, обязано
представлять в налоговый орган налоговую декларацию и налоговый
расчет по авансовым платежам и в том случае, когда оно пользуется
льготой по названному налогу и в связи с этим не уплачивает его в
бюджет.

п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ
от 17.11.2011 N 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами
дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового
кодекса Российской Федерации».

ИП — плательщик НДС

При регистрации лица в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя у него автоматически возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет сумм НДС и подаче налоговой декларации по НДС, если он не подал заявление о применении одного из спецрежимов с момента регистрации.

Предприниматель перестает быть налогоплательщиком НДС при изменении общего режима налогообложения, присваиваемого впервые зарегистрированному предпринимателю по умолчанию, на специальные режимы — УСНО, ЕНВД, ЕСХН.

ВНИМАНИЕ! ЕНВД отменяют на территории всей России с 2021 года, а некоторые регионы отказались от спецрежима уже в 2020 году. Подробности мы рассказывали в материале «Отмена ЕНВД в 2021 году: последние новости, изменения с 1 января 2020 года». ИП, будучи плательщиком НДС, может также получить освобождение от обязанностей по уплате  этого налога на основании ст

145 НК РФ

ИП, будучи плательщиком НДС, может также получить освобождение от обязанностей по уплате  этого налога на основании ст. 145 НК РФ.

См. также материал «Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 годах?».

Предприниматель на любом режиме налогообложения обязан уплачивать ввозной НДС при пересечении таможенной границы (ст. 143 НК РФ).

Фирмы без лицензии могут быть признаны плательщиками НДПИ

С точки зрения текущих норм закона это невозможно.

Как считает Минфин РФ, наличие лицензии у ИП или фирмы на пользование недрами является (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901):

  • единственным критерием для получения хозяйствующим субъектом статуса плательщика НДПИ;
  • единственным основанием для постановки хозяйствующего субъекта на учет как плательщика НДПИ.

При этом не имеет значения, в чем заключается целевое назначение работ, которые можно проводить предприятию в соответствии с разрешительным документом. Например, если фирма по лицензии проводит геологические работы, то она будет платить НДПИ в случае, если в процессе ее деятельности появится объект налогообложения по НДПИ — извлеченное из недр полезное ископаемое.

Если тот или иной субъект будет пользоваться недрами без лицензии, то на него может быть наложено административное взыскание на основе положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000–5000 руб. для граждан, 30 000–50 000 руб. для должностных лиц и 800 000–1 000 000 руб. для юридических лиц. Кроме того, фирма обязана возместить вред, нанесенный природе (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, ред. от 03.07.2016).

Лицензия — документ, который подтверждает право ее обладателя на пользование конкретным участком недр в конкретных границах, а также в рамках отраженной в лицензии цели в течение определенного времени и при соблюдении хозяйствующим субъектом оговоренных условий. Таких лицензий у фирмы может быть несколько — для каждого вида использования недр.

Возможна ситуация, при которой лицо, основной профиль деятельности которого не связан с добычей полезных ископаемых, так или иначе извлекает их в процессе деятельности. Например, это может быть строительная фирма, которая в процессе обустройства котлована работает с песком. Должна ли она в этом случае платить НДПИ и оформлять лицензию?

Фирма будет считаться пользователем недр и потенциальным субъектом уплаты НДПИ на основе лицензии только в том случае, если строительные работы проводятся с землей на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Данная глубина не установлена на уровне федерального законодательства. Но в региональных нормативных актах показатель глубины работ, при котором нужна лицензия, чаще всего определяется, как превышающий 5 метров (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-З, ст. 4 закона Челябинской области от 11.04.2012 № 294-ЗО).

Таким образом, при строительных работах на глубине до 5 метров лицензия, как правило, не нужна, в ином случае — требуется.

Виды налоговых агентов

Напрямую такого понятия Налоговый кодекс РФ не содержит. Все, кто взаимодействует с налоговой системой страны, выступают либо в качестве налогового агента, либо в качестве налогоплательщика. Как правило, организации могут являться одновременно налоговыми агентами и налогоплательщиками. То есть кроме исчисления платежей в бюджет со своих доходов и операций, у компаний очень часто возникает обязанность исчисления и перечисления в бюджет фискальных сборов за иных плательщиков.

Организация может выполнять функции агентирования по следующим фискальным сборам:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • налог на прибыль.

Остановимся на каждом из них более подробно.

Представители налогоплательщика, плательщика сбора

Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.

Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:

  • законное представительство;
  • уполномоченное представительство.

Законное представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.

Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений.

Уполномоченными представителями не могут быть:

  • должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел;
  • судьи;
  • следователи;
  • прокуроры.

Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:

  • нотариально удостоверенной доверенности;
  • доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

показать содержание

Освобождение для инноваций

Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»», могут применять освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль. Срок действия освобождения — 10 лет со дня получения статуса участника проекта. Порядок и условия применения освобождения установлены ст. 246.1 НК РФ.

Освобождение можно использовать с первого числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника проекта (п. 4 ст. 246.1 НК РФ).

О его использовании нужно уведомить налоговый орган. Для этого не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, с которого используется освобождение, в инспекцию по месту учета нужно направить (пп. 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):

  • письменное уведомление (по форме, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н, приложение № 1);
  • документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта «Сколково»;
  • выписку из книги учета доходов и расходов (отчет о финансовых результатах), подтверждающую годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Объем выручки не должен превышать 1 млрд рублей (п. 2 ст. 246.1 НК РФ).

Эти же документы следует представлять в инспекцию по окончании налогового периода, в котором использовалось освобождение, вместе с уведомлением о продлении использования права на освобождение на следующий период или об отказе от освобождения. Срок направления — не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором применялось освобождение (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Если документы не направлены или содержат недостоверные сведения, нужно восстановить налог на прибыль, уплатить его в бюджет, а также перечислить пени. По мнению Минфина, так же надлежит поступить организациям, которые представят документы позже установленного срока (письмо Минфина России от 20.06.2012 № 03-03-06/1/316).

См. также «Как рассчитать и отразить пени по налогу на прибыль?»

Право на освобождение может быть утрачено по 2 основаниям (пп. 2 ст. 246.1 НК РФ):

  • при утрате статуса участника проекта — с первого числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;
  • если годовой объем выручки превысит 1 млрд рублей — с первого числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.

Налог за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или совокупный размер прибыли, полученной участником проекта, превысил 300 млн рублей, придется восстановить и уплатить в бюджет с соответствующими пенями (п. 3 ст. 246.1 НК РФ).

Возможен и добровольный отказ от освобождения (п. 5 ст. 246.1 НК РФ). Чтобы от него отказаться, нужно направить в инспекцию предусмотренное приказом Минфина РФ от 30.12.2010 № 196н (приложение № 1) уведомление. Сделать это следует не позднее первого числа налогового периода, с которого планируется отказ от освобождения. Однако нужно помнить, что получить освобождение повторно отказавшийся от него уже не сможет.

В 2012-2018 гг отдельные категории налогоплательщиков были освобождены от уплаты налога на прибыль. К ним относились организации, связанные с:

  • проведением XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи;
  • проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.

Рассмотрим этот момент более детально.

Налог на прибыль

Организация становится налоговым агентом по этому налогу в случае выплаты:

  • дивидендов другой организации;
  • процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам другим организациям;
  • доходов иностранной организации от реализации или аренды недвижимого имущества на территории РФ, от международных перевозок. У российской организации возникает эта обязанность, если у получателя дохода нет представительства на территории РФ.

О выплаченном доходе и удержанном налоге компания должна уведомить ИФНС, подав:

  • декларацию по налогу на прибыль — при выплате дивидендов или процентов российской организации;

Понятие налогового агента

А сейчас разберемся, кто такой налоговый агент. Ст. 9 НК РФ определяет участников налоговых правоотношений. Ими являются граждане и организации. Они, по налоговому законодательству, могут быть плательщиками налоговых выплат или налоговыми агентами.

Налоговый агент – это представитель, наделенный обязанностью, согласно законодательству по налогам, исчислять, удерживать выплаты у плательщиков и направлять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ).

Налоговыми агентами могут быть:

  1. Работодатели.
  2. Предприниматели.
  3. Арендаторы.
  4. Приобретатели недвижимости, кроме граждан, незарегистрированных в качестве ИП.
  5. Транспортировщик на российских железных дорогах, зарегистрированный как предприниматель и так далее.

Следовательно, налоговый агент играет роль поверенного между плательщиком и страной, в качестве его представителей. На нем лежит бремя по удержанию выплат из доходов граждан и предприятий в бюджет страны.

Система начисления налоговых платежей включает в себя: фиксирование налоговой базы, установление ставки и применение льгот (ст. 52 НК РФ).

Налоговый агент проводит расчет платежей на:

  1. Прибыль предприятий.
  2. НДФЛ.
  3. НДС.

Согласно ст. 24 НК налоговый агент обладает теми же правами, что и плательщики, если иное не определено законодательством.

В обязанность налоговых агентов входит (ст. 24 НК):

  • Вовремя и верно, рассчитать и вычитать из доходов плательщиков платежи в бюджет государства.
  • Своевременно оповещать письменно органы ФНС в месте регистрации о невыполнимости отчислить выплаты с плательщика или о недоимке. Налоговый агент вынужден заявить по этому поводу в пределах календарного месяца с периода, когда ему стало об этом известно.
  • Регистрировать доходы и рассчитанные платежи плательщиков.
  • Сохранять документацию на протяжении 4 лет, по которой исчислялись и уплачивались выплаты.

Налоговый агент является независимым участником отношений в налоговой сфере.

Он не представляет собой ни плательщика пошлин (в случае наложения обязательства рассчитывать выплаты), ни органов ФНС. Налоговый агент – помощник для плательщиков выплат, государственной и местной власти.  При расчете выплат для граждан, он производит начисление налоговой ставки, заполнение документации, облегчая положение граждан и контролирующей власти, т. к. большинство плательщиков не обладает достаточной квалификацией в таком вопросе. При исчислении НДС за лиц другой страны, которое не зарегистрировано в ФНС России (ст. 161 НК РФ), предполагается, что граждане другого государства не обязаны изучать наши законы. Для этого необходима работа налогового агента. Она определяет более быстрое, эффективное наполнение бюджета государства, меньшее уклонение от неуплаты пошлин.

Можно сказать, что налоговый агент не существует без налогоплательщика.

Прерывается ли 183-дневный период на обучение или лечение?

Данный период согласно п. 2 ст. 207 НК РФ не прерывается на краткосрочные выезды, если они связаны с обучением и лечением, если они составляют менее 6 месяцев.

Кроме того, закон не ограничивает налогоплательщиков НДФЛ по возрасту, типам учебных заведений, видам лечебных учреждений и типам заболеваний и даже по странам. ФНС России в письме от 23.09.2008 № 3-5-03/529@ подтвердила этот тезис. Основное ограничение связано с временным промежутком таких действий – обучение или лечение не должно длиться более 6 месяцев. Превышение данного периода будет засчитываться как нахождение за границей. В результате у налогоплательщика появляется угроза оказаться в рядах нерезидентов. Об этом разъясняет Минфин России в письме от 08.10.2012 № 03-04-05/6-1155.

Контрольные органы в дополнение (письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182, в частности) указывают, что данный срок необходимо подтверждать документально. В этом качестве могут выступать договоры с учебными или лечебными организациями, справки от них с указанным временем обучения или лечения, копии заграничных паспортов с отметками пограничников о пересечении границы.

Пример

Работник компании «Омега» проходил обучение за границей в несколько этапов:

  • с 1 по 20 сентября 2018 года (20 календарных дней);
  • с 19 по 30 января 2019 года (12 календарных дней);
  • со 2 по 27 марта 2019 года (26 календарных дней).

В сумме все дни составят меньше 6 месяцев, а значит, налоговым резидентом РФ данный работник станет на 183-й день.

Цели пребывания – обучение или лечение – должны быть обозначены изначально в цели поездки. Если, например, лечение пройдено попутно, то время, потраченное на медицинские услуги за рубежом, в период нахождения на территории РФ не засчитывается. Подтверждение данному тезису по отношению к краткосрочному обучению содержится в письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Пример

Работник компании «Омега» заключил на 9 месяцев трудовой контракт с компанией из Бельгии. Приступил он к выполнению обязанностей 1 февраля 2019 года, а через полтора месяца 16 марта там же в Бельгии начал заниматься на 4-месячных курсах усовершенствования профессиональных навыков.

Эти 4 месяца занятий ему нельзя будет включать в период нахождения в Российской Федерации.

Кто есть кто

Бухгалтеры и экономисты со стажем помнят, что существует в термина: налоговые агенты и сборщики налогов. Посмотрим, в чем сходства и различия.

Понятие «налоговый агент» раскрыто в НК РФ — этому посвящена . Это лицо, которое, в соответствии с требованиями законодательства, обязано исчислить и удержать фискальный платеж у налогоплательщика, а также в оговоренное в законе время перечислить удержанные суммы в бюджет РФ.

До 2007 года в практике налогообложения существовало понятие «сборщик налогов». Ими признавались лица, уполномоченные на сбор средств в уплату фискальных платежей от налогоплательщиков. Их права и обязанности регулировались . С 01.01.2007 указанная статья прекратила свое действие. В настоящее время понятие «сборщик налогов» в законодательстве РФ не применяется.

Заключение

Основными субъектами налоговых отношений являются налоговые органы (Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения) налогоплательщики и плательщики сборов (организации и физические лица).

Основной задачей налоговых органов является осуществление налогового контроля за налогоплательщиками. Для реализации этой задачи налоговые органы наделены определенными правами, позволяющими им осуществлять контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов.

Основной обязанностью налогоплательщиков является своевременная и полная уплата соответствующих налогов и сборов. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

Наряду с правами у вышеуказанных субъектов налоговых отношений существуют соответствующие права. А также за невыполнение своих прямых обязанностей вышеуказанные субъекты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В налоговом праве присутствует большая группа обязанных лиц, несущих те или обязанности в сфере налогообложения. По отношению к главным субъектам налоговых отношений — налоговым органам и налогоплательщикам — они являются как бы «;третьими»; лицами, которые способствуют или обеспечивают надлежащее исполнение обязанностей и реализацию прав налогоплательщиков и уполномоченных органов, поэтому по отношению к ним применимо понятие «;лица, способствующие уплате налога»;. Налоговые обязанности лиц, способствующих уплате налога, возникают в связи с возможностью удержать налоги с выплачиваемых доходов, получением сумм налогов, владением информацией, необходимой для исчисления и уплаты налогов, и т. д.

Наиболее значимыми из лиц, способствующих уплате налога, являются банки и иные кредитные организации. Исполняя поручение клиента на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд, банк выступает одновременно как сторона по договору банковского счета и как участник налоговых отношений посредник — проводник между налогоплательщиком и бюджетом. Именно в рамках отношений банк — государство первый выступает в качестве субъекта налогового права и необходимого звена в цепочке налогового производства.

В связи с их участием в налоговых отношениях законодательство устанавливает многочисленные обязанности банков и иных кредитных организаций.

Главной обязанностью банков и иных кредитных организаций является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или внебюджетный фонд. Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается. Очередность исполнения платежных поручений налогоплательщиков устанавливается в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Использование не перечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов запрещено.

В том случае, когда налог не поступил в бюджет в результате нарушений, допущенных банком, обслуживающим налогоплательщика (в частности, вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения платежного поручения налогоплательщика), ответственность за задержку перечисления налога несет банк.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий