Как проверить, правильно ли начислен земельный налог

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка. В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят,  в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда  в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

ВАЖНО. В связи с пандемией отменен налог и авансовые платежи за период владения участком с 1 апреля по 30 июня 2020 года — в отношении объектов, предназначенных для предпринимательской и (или) уставной деятельности. Льгота распространяется на следующие категории:

— ИП;

— компании, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года получают субсидии и гранты (см. «Принят закон, который освобождает бизнес от налогов и взносов за второй квартал 2020 года»).

Как рассчитать налог при изменении кадастровой стоимости

Особенности расчёта

Если земельный надел расположен на границе муниципального образования таким образом, что одновременно находится на территории двух или более муниципальных образований, то налоговая база рассчитывается пропорционально доли земельного надела в данном муниципалитете исходя из его местной кадастровой стоимости.

Например, если 1/3 надела находится на территории муниципалитета с кадастровой стоимостью квадратного метра 10 000 рублей, а 2/3 на территории муниципалитета с кадастровой стоимостью м2 в размере 8 000 рублей, то кадастровая стоимость (КС) всего надела будет составлять: КС = (ПН)*10000*(1/3) + (ПН)*8000*(2/3), где ПН – общая площадь земельного надела в м2.

  • Обладателям права собственности на надел;
  • Обладателям права пожизненного наследуемого владения наделом;
  • Обладателям права бессрочного использования данного надела.

Расчёт налоговой базы земельного налога по кадастровой стоимости принят в большинстве регионов РФ, а при отсутствии такой стоимости у надела земли (например, когда нет кадастрового паспорта) начисление земельного налога физическому лицу – владельцу надела не происходит.

То есть при отсутствии кадастрового паспорта земельный налог уплате не подлежит, так как расчёт по нормативной стоимости был отменён в 2015 году для всех регионов, кроме Республики Крым и Севастополя.

На крымском полуострове до 2020 года для наделов, не имеющих кадастровой стоимости, расчёт налоговой базы происходит по формуле НБ = (НС)*ИИ, где ИИ – индекс инфляции, установленный для Крымского полуострова в размере 3,8 с 2014 года.

При расчёте налога на здания и строения для физических лиц кадастровая стоимость на данные строения может также отсутствовать. В таком случае происходит расчёт по инвентаризационной стоимости налогооблагаемых зданий и строений.

Инвентаризационная стоимость часто намного ниже кадастровой, и поэтому не все владельцы зданий стремятся получать кадастровые паспорта и платить большую сумму налога, но платить по инвентаризационной стоимости можно будет только до 1 января 2021 года.

Такая стоимость определена и зафиксирована на 1 ноября 2013 года исходя из следующих факторов:

  • Износ строений;
  • Стоимость стройматериалов;
  • Стоимость строительных работ.

Узнать инвентаризационную стоимость для расчёта налога на здания физические лица могут следующими способами:

  • Написать заявление в БТИ;
  • Посмотреть на сайте Росреестра;
  • Посмотреть на портале Госуслуг;
  • Получить в Многофункциональных центрах.

Налоговая база при определении величины налога при отсутствии кадастровой стоимости определяется как произведение по инвентаризационной стоимости жилого здания или строения на специальный коэффициент-дефлятор (КД), устанавливаемый ежегодно Правительством РФ. В 2017 году величина данного коэффициента 1,425.

Налоговая ставка при данном способе расчёта является дифференцированной и изменяется в зависимости от величины налоговой базы, рассчитанной по инвентаризационной стоимости и значению коэффициента-дефлятора.

При величине НБ до 300 000 рублей ставка составляет от 0 до 0,1 процента.

Если НБ больше 300 000, но меньше 500 000 рублей, то ставка изменяется в пределах от 0,1 до 0,3 процента, а если величина НБ превышает 500 000 рублей, то ставка может быть установлена в размере от 0,3 до 2 процентов.

Конкретные размеры ставки по налогу на здания и строения для физических лиц в конкретном муниципальном округе устанавливаются властями данного округа в указанных пределах.

Если местные власти не принимали локальные акты о величине налоговой ставки, то её размеры составят 0,1 процента при величине НБ до 500 000 рублей и 0,3 процента при величине НБ, превышающей 500 000 рублей, в соответствии с п. 6 ст. 406 НК РФ.

уплачивать два налога

Расчёт налога для физических лиц производится сотрудниками налоговой службы, но проверять правильность расчётов налоговых органов поможет в ряде случаев обнаружить ошибки ФНС и снизить итоговый размер налога.

Особенности и примеры расчетов для разных ситуаций

Порядок актуализации сведений об объектах налогообложения

Разница между суммой налога, рассчитанной налогоплательщиком и налоговиками, также может быть обусловлена различиями в сведениях, имеющихся у налоговиков и органов, осуществляющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств. Эти различия выявляются и затем устраняются по результатам сверки (см. Письмо ФНС России от 21.01.2020 №БС-4-21/790@).

Инициировать сверку (причем в любой момент) сведений, содержащихся в ЕГРН, могут как налогоплательщики, так и налоговики. Но в любом случае сверка начнется только после обращения налогоплательщика с запросом о предоставлении выписки из ЕГРН.

Запрос о предоставлении выписки из ЕГРН осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом. Запрос можно подать на бумажном носителе или в электронной форме (п. 21 регламента). Если запрос подается через представителя, его полномочия нужно подтвердить доверенностью ( НК РФ, п. 21 Административного регламента).

Запрос на бумажном носителе можно передать лично (через представителя) или по почте в любой налоговый орган. Такой запрос составляется в произвольной форме, но в нем необходимо указать информацию (п. 22 Административного регламента):

  • о заявителе (то есть наименование учреждения, его ИНН и адрес);

  • о способе получения сведений из ЕГРН (лично, через представителя, по почте).

Электронный запрос, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, можно направить через личный кабинет на официальном сайте ФНС или на Едином портале госуслуг (п. 23, 24 Административного регламента).

Если в запросе отсутствует информация о способе получения выписки из ЕГРН, она направляется заявителю по почте.

Выписка из ЕГРН предоставляется налогоплательщику бесплатно не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе (п. 19, 31 Административного регламента).

В случае выявления налогоплательщиком в сведениях, содержащихся в ЕГРН, расхождений со сведениями органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих регистрацию транспортных средств, кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, он должен сообщить об этих фактах в ИФНС. Ему также необходимо указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и – по возможности – приложить документы-основания с характеристиками соответствующих объектов.

После проверки (сверки) информации, представленной налогоплательщиком, налоговики обязаны актуализировать сведения в ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных ст. 83, НК РФ.

Иными словами, начиная с отчетности за 2020 год «упрощенцам» более не нужно подавать в ИФНС две декларации – по транспортному и земельному налогам. При этом уточненные декларации по ним за предшествующие налоговые периоды налоговики будут принимать в обычном режиме и после 1 января 2021 года.

ЕГРН – это государственная электронная база данных обо всех организациях и физлицах, которые состоят на налоговом учете в РФ (Приказ Минфина России от 22.06.2017 № 99н). В реестре есть все данные по налогоплательщику, которые поступают в инспекцию, в том числе о его земельных участках и транспорте.

Налоговые органы получают информацию о наличии у налогоплательщиков транспортных средств и земельных участков из госреестра транспортных средств; государственного судового реестра; Российского международного реестра судов, реестра маломерных судов, Российского открытого реестра судов; госреестра гражданских воздушных судов РФ; Единого госреестра недвижимости; иных базовых государственных информационных ресурсов (реестров).

Разъяснения по заполнению некоторых реквизитов заявления есть в письмах ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@, от 07.11.2019 № БС-4-21/22665@.

Положения НК РФ, по которым заявление о предоставлении льготы может быть подано через МФЦ, распространяются исключительно на налогоплательщиков-физлиц. Это следует из НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2020) и Приказа ФНС России от 17.08.2017 № СА-7-17/615@, регламентирующего порядок предоставления госуслуг через МФЦ. В перечне услуг, которые могут предоставляться через МФЦ (см. приложение к названному приказу), приема заявлений о предоставлении льготы по транспортному и земельному налогам от юридических лиц нет.

Расчет и ставки налога на землю

Рассчитать земельный налог можно по формуле:
Земельный налог = КСТ * Д * СТ * КВ
КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;
Д – размер доли в праве на земельный участок;
СТ – налоговая ставка;
КВ – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным
участком в течение неполного года).

Кадастровую стоимость земельного участка рассчитывает Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Таким образом, налоговая ставка отличается в разных населенных пунктах (муниципальных образованиях). К примеру, ставка земельного налога в Москве 0,025% на так называемую «дачную землю», в то время как московской области преобладает ставка 0,3%.
Кроме отличия ставки по муниципальной принадлежности участка, ставка меняется в зависимости от категории земли.
Существует верхняя граница налоговой ставки, закрепленная на федеральном уровне.
0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
    сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для
    сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
    комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не
    относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
    комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства,
    огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,
    предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного
    Кодекса Российской Федерации);

1,5% в отношении прочих земельных участков.
Подробную информацию об установленных налоговых ставках и льготах можно узнать в любой налоговой
инспекции или воспользовавшись
следующей ссылкой.

Расчет земельного налога при продаже/покупке участка

В ситуации, когда владение земельным участок было в течение неполного года, к примеру, при
продаже или покупке участка, для расчета налога, применяется коэффициент владения.
Коэффициент владения земельный участком это отношение числа полных месяцев, в течение которых
этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании,
пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом
(отчетном) периоде – 12 месяцев.
При покупке земельного участка, месяц считается полным, если право собственности возникло
до 15-го (включительно) числа месяца покупки. В случае продажи, месяц считается полным,
если право собственности было прекращено после 15-го числа соответствующего месяца. В иных
случаях месяц считается неполным и не учитывается при определении коэффициента владения.

Как воспользоваться льготами?

В случае попадания плательщика в одну из определенных законом льготных категорий

Для применения льготы плательщику необходимо действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Узнать в налоговой инспекции или администрации населенного пункта о наличии действующих льгот и своей принадлежности к этой категории. Особенно этот этап важен, если он относится к группе, установленной региональным законодательством.
  2. Подготовить заявление и пакет необходимых документов. Получить информацию о необходимых бумагах и требованиях к заявлению плательщик может у сотрудников инспекции. Конкретный тип документа зависит от того, к какой именно льготной категории относится заявитель.

Например, это может быть:

  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельство многодетной семьи и свидетельства о рождении детей;
  • справка, подтверждающая инвалидность;
  • трудовая книжка (для ветеранов труда);
  • документ, подтверждающий статус героя РФ или СССР и т. д

В зависимости от конкретной ситуации, необходим только один из этих документов, подтверждающий попадание плательщика в группу льготников по земельному налогу.

Кроме этого, потребуется еще копия его паспорта, документы на участок и доверенность (если обращается доверенное лицо).

3. Ожидать решения от налогового органа. Законодательно установленный срок рассмотрения поданного заявления составляет 30 календарных дней, однако на практике он может быть значительно меньше.

В отдельных случаях возможна ситуация, при которой плательщику не придется

В этом случае действие льготы может быть начато самостоятельно, даже без инициативы со стороны плательщика. Однако в большинстве случаев инициатором является именно он.

Стоит учесть, что при вычислении налога существуют определенные особенности, если установление льготы плательщику произошло уже после начала налогового периода.

В частности, ее применение распространяется только на тот отрезок времени, когда она уже была фактически установлена.

Также важным является тот факт, что получить льготу можно и задним числом, когда плательщик продолжал уплачивать налог полностью, не применяя никакие скидки на его сумму. Однако сделать это можно не более чем за три года, которые предшествовали установлению льготы. В этом случае налоговая инспекция сделает перерасчет и переплаченную часть средств учтет в счет будущего налогового взноса.

Применение льгот при налогообложении может быть довольно ощутимой мерой государственной поддержки по отношению к отдельным категориям плательщиков, при помощи которых их сумма к оплате в бюджет будет значительно снижена.

Поэтому землевладельцам стоит интересоваться не только федеральными, но и региональными нормативно-правовыми актами, которые принимаются в отдельном регионе. Возможно, что с течением времени категории льготников будут расширяться, что позволит многим владельцам земли уменьшить свои налоговые обязательства.

https://youtube.com/watch?v=24-0O-lzvY8

Какие могут быть льготы

Налоговым кодексом предусмотрена льгота на уменьшение налога. Эта льгота федерального уровня, а её размер составляет 10000 рублей. Такой льготой могут воспользоваться граждане, относящиеся к следующим категориям:

  1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  2. инвалиды, I группы инвалидности, а также II группы инвалидности, установленной до 1 января 2004 года;
  3. инвалиды детства;
  4. ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
  5. физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
  6. физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Льгота на уменьшение налога должна быть обоснована документально. Надлежащим основанием являются документы, которые подтверждают принадлежность налогоплательщика к одной из перечисленных категорий. Условия и порядок оформления льготы регламентируются законами на городском и муниципальном уровнях. Срок предоставления документов плательщиком не должен быть установлен позднее, чем 1 февраля настоящего года. То есть если ветеран ВОВ оформляет льготу на уменьшение земельного налога за 2016 год, то муниципальный закон должен регламентировать это до 1 февраля 2017 года. Это связано с тем, что плательщик должен успеть уплатить налог в установленный законом срок.

Льгота на уменьшение земельного налога может помочь сэкономить крупную сумму денег

Например, в городе Ярославле 07.11.05 г. было принято решение «О земельном налоге» N146. В решении была предусмотрена возможность предоставления налоговой льготы в пределах города. Льготой могут воспользоваться следующие виды плательщиков:

  • собственники жилых помещений в многоквартирных домах, а также товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье;
  • инвалиды — в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, занятых гаражами для личного автотранспорта.

Рассчитать размер налога с учётом льготы несложно. Так как уменьшается не налоговая база, а сам налог, то достаточно рассчитать налог и уменьшить его на размер льготы. Если размер льготы превышает размер налога, то налоговая база приравнивается к нулю, и платить ничего не надо.

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и  значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Скачать пояснение по налогоплательщикам земельного налога
Скачать пояснение по льготам для земельному налогу
Скачать пояснения по ставке земельного налога
Скачать пояснения по определению налогооблагаемой базы
Скачать пояснение по декларации по налогу

Налогоплательщики и характеристики земельного налога

Очень важно знать не только то, на какие земли налагаются налоговые выплаты, но и то, кто же считается налогоплательщиком. Итак, кто же имеет право выплачивать налоги за земельный участок?

  1. Субъекты, имеющие собственнические права на территории.
  2. Физ.лица, обладающие территориями на правах безвозмездного пользования.
  3. Собственники, имеющие возможность бессрочного владения посредством наследования или дарения.
  4. Арендаторы данной территории
  5. Обладатели сервитута, то есть права использования данной территории, полученного от владельца.

Все эти пункты широко обговариваются в П.3 Ст.5 Земельного кодекса РФ.

Налогоплательщиками могут выступать как физические, так и юридические лица. Физ.лицами признаются российские граждане, иностранцы, а также лица без гражданства, имеющие территории во владении в России.

Также налогоплательщиком может быть индивидуальный предприниматель, который не создает юридическую компанию для осуществления своей бизнес-деятельности. Тогда положение индивидуального предпринимателя должно быть зарегистрировано в соответствии с существующим гражданским кодексом РФ.

На самом деле, разобраться в нюансах налоговых выплат на землю не так уж и сложно. Для этого достаточно лишь ознакомиться с несколькими законодательными актами. И все же, в характеристике земельного налога остались некоторые нюансы, о которых следует рассказать.

Так, например, ставки для определения выплат строго отслеживаются и устанавливаются правовыми актами. Размер налоговой выплаты не должен превышать 1,5 % от кадастровой стоимости участка.

Важно и то, что территориями для наложения налогообложения не признаются те участки, где существуют памятники культуры, внесенные во Всемирное наследие, а также земли, ограниченные в обороте. В Москве и Санкт-Петербурге размер налоговых выплат регулируется законами городов федерального значения

На территории всей остальной страны, размер налоговых ставок определяется нормативными актами органов муниципальных образований

В Москве и Санкт-Петербурге размер налоговых выплат регулируется законами городов федерального значения. На территории всей остальной страны, размер налоговых ставок определяется нормативными актами органов муниципальных образований.

Чтобы задолженности по налоговым выплатам за землю не стали для человека сюрпризом, ему всегда нужно быть в курсе своих прав и обязанностей.

Подробно изучив все законодательные акты, касающиеся выплат на землю, человеку удастся определить и размер налоговой ставки и сумму своих ежегодных выплат. С суммой выплат поможет определиться и информация о различных льготах по уплате земельного налога и льготах по земельному налогу для пенсионеров.

Как заявить об имеющихся льготах по налогам?

Согласно п. 3 ст. 361.1 и НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.

Как составить заявление?

Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/377@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.

Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:

  • титульный лист;

  • разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;

  • разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.

Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка).

Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/1599@).

Способы подачи заявления

Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):

  • по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/19518@);

  • по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.

Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:

  • на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;

  • в электронном виде – по каналам ТКС.

Срок подачи заявления

Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.

При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.

Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).

Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).

Срок рассмотрения заявления

ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).

По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, НК РФ).

Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/566@. Как отмечено в НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).

Что нужно знать, чтобы рассчитать сумму налога

Кого не признают плательщиками земельного налога

Так как Налоговым Кодексом устанавливаются категории плательщиков земельного налога, этим же нормативным актом формируется и перечень юридических и физических лиц, которые не подлежат уплате налогового бремени.

Этот перечень сформирован в Главе 31 Налогового Кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим, то есть подлежащим изменению только в случаях корректировки действующего законодательства.

Согласно этому перечню не будут считаться плательщиками земельного налога следующие категории участников земельных правоотношений:

  • Юридические и физические лица, земельные участки которым предоставлены на праве аренды;
  • Организации и физические лица, которые используют те или иные земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Организации, занимающиеся охраной Государственной границы Российской Федерации;
  • Государственные предприятия, в чьи обязанности входит обеспечение бесперебойного транспортного сообщения внутри Российской Федерации (если такое освобождение установлено соответствующим нормативным актом об учреждении такой государственной организации);
  • Государственные организации и предприятия, обеспечивающие хранение материальных ценностей, включённых в резервный фонд обеспечения стабильности Российской Федерации;
  • Учреждения и органы, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, подразделениям Министерства Юстиции, а также иным органам государственной власти, обеспечивающим безопасность Российской Федерации;
  • Подразделения Министерства обороны и приравненные к ним организации, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением законодательства и защита интересов Российской Федерации;
  • Научно-исследовательские и учебные организации, занимающиеся подготовкой научных материалов для развития экономики и промышленности России, а также подготовкой кадрового резерва для улучшения состояния научного аппарата различных исследовательских центров.

Такое освобождение от уплаты земельного налога этих участников земельных правоотношений обусловлено осуществлением ими деятельности, направленной на улучшение положения государства.

Межевание садового участка происходит практически ничем не отличается от межевание участка любого другого вида.

В каких случаях происходит прекращение сервитута земельного участка? Узнайте об этом здесь.

При определенных условиях можно получить налоговый вычет при покупке земельного участка. Подробно об этом рассказано в нашей статье.

Алгоритм расчёта

Налог на землю и на недвижимое имущество рассчитывается по формуле:

Н = К*(НБ)*(НС)/100%,

Где НБ – налоговая база, К – коэффициент времени владения, а НС – налоговая ставка, выраженная в процентах.

Если владение земельным наделом и строениями на нём было прекращено до завершения календарного года, то согласно п. 5 ст. 408 НК РФ, коэффициент времени владения К = м/12, где м – число месяцев (полных) владения недвижимостью.

Для расчёта необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Определить кадастровую стоимость объекта налогообложения;
  • Для определения налоговой базы применить к кадастровой стоимости все вычеты и льготы, положенные данному налогоплательщику в его регионе проживания;
  • Определить налоговую ставку в регионе для каждого объекта налогообложения;
  • Определить коэффициент времени владения К.
  • Рассчитать размер каждого налога по формуле.

Важно помнить, что полным месяцем владения считается месяц, в котором владение было прекращено после 15-го числа или не было прекращено

Пример 1

Гражданин С. Приобрёл земельный надел для подсобного хозяйства площадью 40 соток во Владимирской области 20 июня 2013 года, а затем осуществил его продажу в 2014 году. На участке есть жилой дом площадью 60 м2 и гараж площадью 20 м2. Кадастровая стоимость одного квадратного метра дома равна 12000 рублей, а кадастровая стоимость всего надела равна 800 000 рублей.

Коэффициент времени владения К составит 6/12 = ½, так как владение в 2013 календарном году длилось 6 месяцев. Налоговая база по земельному налогу составляет 800 000 рублей, а налоговая ставка для подсобных хозяйств в Волгоградской области установлена в размере 0,2%.

Земельный налог будет равен Н = К*(НБ)*(НС)/100% = ½*800000*0,2/100 = 800 рублей.

Согласно п. 1 ст. 407 НК РФ, гараж не облагается налогом, так как расположен на территории ЛПХ и имеет площадь меньше 50 м2. Кадастровая стоимость всего дома равна (Площадь дома)*(Стоимость м2) = 60*12000 = 720 000 рублей.

Налоговая база для дома с учётом вычета стоимости 50 м2 будет равна НБ = (КС) – (КС 50 м2) = 720000 – (12000*50) = 720000 – 600000 = 120000 рублей, а налоговая ставка для жилого дома равна 0,1%.

Имущественный налог составит Н = К*(НБ)*(НС)/100% = ½*120000*0,1/100 = 60 рублей.

Общая сумма налогов. Подлежащих уплате будет равна 800 + 60 = 860 рублей.

Пример 2

Гражданин П. – ветеран Отечественной войны, владел земельным наделом в Самарской области для садоводства площадью 30 соток. На участке есть жилой дом площадью 30 м2.

Кадастровая стоимость надела равна 180 000 рублей, а ставка по земельному налогу для ветеранов в Самарской области равна 0,15%.

Как ветеран войны, П. освобождается от уплаты налога на дом, а из земельного налога П. полагается вычет из налоговой базы в размере 10000 рублей.

Размер земельного налога Н = К*(НБ)*(НС)/100% = 1*(180000-10000)*0,15/100 =

= 170000*0,0015 = 255 рублей.

Объектом налогообложения земельного налога является земельный участок. К подготовке межевого плана выдвигаются определенные требования. Узнать о них вы можете, прочитав нашу статью. Кто делает межевание земельного участка? Узнайте об этом здесь.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий