Народы севера и их культура

Народы Сибири и Севера

Сибирский федеральный округ включает в себя 14 крупных регионов и территориально занимает 30% всей страны. Однако на этой территории проживают 20,10 миллионов человек. Население Сибири состоит из следующих народов:

1. Пришлые народы, то есть этносы появившиеся в регионе в период его освоения с XVI-XX века. В эту группу входят русские, белорусы, украинцы, татары и пр.

2. Коренные сибирские народы России. Перечень их довольно велик, но общая численность сравнительно невысока. Самыми многолюдными являются якуты (480 тысяч), буряты (460 тысяч), тувинцы (265 тысяч) и хакасы (73 тысячи).

Соотношение между коренными и пришлыми народами составляет 1:5. Причём число исконных жителей Сибири постепенно уменьшается и исчисляется даже не тысячами, а сотнями.

Северные территории России находятся в похожей ситуации. «Пришлое» население этих местностей сосредоточено в крупных поселениях. А вот коренное, большей частью, ведёт кочевой или полукочевой образ жизни. Этнографы отмечают, что северные коренные народности сокращаются с меньшей скоростью, чем сибиряки.

Народы южных регионов

Речь идёт о территориях между Азовским и Каспийским морями. Помимо русского населения там проживает множество иных этносов, в том числе тех, кто радикально отличается в плане традиций и религии. Причиной столь яркого различия стала близость восточных стран — Турции, Татарского Крыма, Грузии, Азербайджана.

Южные народы России (перечень):

  • Чеченцы.
  • Ингуши.
  • Ногайцы.
  • Кабардинцы.
  • Черкесы.
  • Адыгейцы.
  • Карачаевцы.
  • Калмыки.

В южной части России сосредоточена половина «национальных» республик. Практически у каждого из перечисленных народов есть собственный язык, а в религиозном плане среди них преобладает мусульманство.

Отдельно стоит отметить многострадальный Дагестан. И, прежде всего то, что народа с таким названием не существует. Это слово объединяет в себе группу этносов (аварцы, агулы, даргинцы, лезгины, лакцы, ногайцы и пр.), живущих на территории республики Дагестан.

Культура[править | править код]

Праздникиправить | править код

  • День оленевода
  • День Оленя — праздник оленеводов в Ненецком автономном округе.
  • День саамского флага — официальный международный день саамского флага.
  • День Хоомея — праздник, посвящён искусству горлового пения.
  • Древо жизни — национальный праздник вепсского народа, проходящий летом.
  • С 1969 года в последнее воскресенье января отмечается общенародный праздник народов Севера – «Здравствуй, Солнце!».
  • Медвежий праздник — центральный обряд культа медведя, широко распространённого среди северных народов.
  • Международный день саамов
  • Наадым — тувинский национальный праздник животноводов.
  • Праздник Севера — спортивные соревнования по зимним видам спорта.
  • Цаган Сар — праздник монгольских и некоторых тюркских народов (например, тувинцев-тоджинцев) в честь начала весны.
  • Шагаа — тувинский Новый Год по лунно-солнечному календарю.

Литератураправить | править код

  • Вепсская литература
  • Ительменская литература
  • Корякская литература
  • Мансийская литература
  • Нанайская литература
  • Нивхская литература
  • Тувинская литература
  • Удэгейская литература
  • Ульчская литература
  • Хантыйская литература
  • Чукотская литература
  • Эвенская литература
  • Эскимосская литература

Ремёсла и промыслыправить | править код

  • Корневатик — плетёный сосуд, изготовляемый из кедрового корня и черёмухового прута у хантов и манси.
  • Леуку — большой тяжёлый нож, используемый саамами в быту.
  • Нухуко — традиционная детская игрушка ненцев, кукла, в основу которой положен птичий клюв.
  • Паренский нож — разновидность традиционного северного ножа, изготавливаемая коряками.
  • Чукотская резная кость — фигурки из моржового клыка, гравированные и рельефные изображения на моржовых клыках.

Жилище

В связи с полуоседлым образом жизни у хантов имелось 2 вида жилищ: постоянные и временные. Постоянными были зимние, в остальные времена года использовались переносные юрты облегченного типа. Их делали разной формы: конической, полусферической, с многоугольным основанием. Самым простым жилищем был чум конической формы. Строение держалось на наклонных жердях, одни концы которых связывали вместе, другие расставляли по кругу. Поверх укладывали бересту, закрепляли ее палками. Многоугольные юрты представляют собой более сложное сооружение. Обычно они состоят из стен-плетенок, установленных по периметру жилья. К ним крепят жерди, сходящиеся в центре под углом. Они образуют конусообразную крышу. Такие юрты покрывали войлоком или звериными шкурами. Кочевники оставались на одном месте какое-то время, затем складывали юрты и вещи на собачьи или оленьи упряжки и переезжали.

 

Зимние поселения были больше, чем летние, в них концентрировалась основная масса людей. Летние состояли из нескольких семей, занимающихся совместным промыслом. Наблюдается разнообразие зимних типов жилищ, в зависимости от региона и специфики занятий. Тундровые оленеводы жили в чумах, покрытых шкурами животных. Охотники на зимовье строили срубные домики в лесу. Капитальные зимние жилища представляли собой либо полуземлянки, либо деревянные дома. Первые углубляли в землю. Устанавливали каркасные стены, крышу конической формы или двускатную. Вторые делали из срубов. Рядом располагали навесы, амбары для хранения вещей, припасов. В настоящее время многие южные ханты живут в обычных поселках, построенных по типу русских. Часть этноса живет в традиционных национальных жилищах.

Северная погода

Еда

Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.

Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.

 

Вепсы

Вепсами называется финно-угорская народность, занимающая территории Ленинградской и Вологодской областей, а также Карелию. Это одна из малочисленных народностей современной России (всего около 6000 представителей). В непосредственном родстве с ней находятся балтийские финны. До Октябрьской революции она официально назывался чудью.

Вепсы имеют свой язык и письменность. В отношении верований большинство представителей народности сейчас придерживается православия. В древности (до X века) вепсы были язычниками. После христианизации Руси их древнейшие верования смешались с христианскими, в результате чего образовался уникальный симбиоз.

Ханты

На большой территории правобережья среднего и нижнего течения Оби в основном в ХМАО проживает малочисленный угорский народ ханты. Самоназвание этноса «хантэ» или «хандэ» означает дословно «человек», часто называют себя «ас хоят» или «обскими людьми». Всего на исконных территориях предков проживает сегодня 28 678 представителей угро-финской народности хантов. 

Предки современных хантов пришли в места проживания низовьев Оби с юга в конце I тыс. н. э, быстро расселились и освоили обширные территории, смешивались с местными угорскими племенами и прошли сложный путь этногенеза. Он в основном отразился в усть-полуйской самобытной археологической культуре. 

Исследователи Сибири описывали хантов как людей среднего роста с черным прямым волосом, смуглой кожей и темными глазами, плосковатым лицом, толстыми губами, выдающимися широкими скулами и вздернутым носом. Женщины маленького роста с более ярким монголоидными чертами, чем мужчины. 

Жизнь и быт хантов не меняется столетиями, они занимаются традиционными видами деятельности своих предков, рыболовством на северных богатых рыбой реках, охотой в сибирской тайге и разведением оленей. Издавна у хантов существует поклонение духам тайги, водоемов, сакральных мест, традиционный шаманизм, многие ханты с XVI века крещены в православных. 

Как появились этносы севера?

Север – земля тяжелая для жизни, а потому и заселение его происходило довольно поздно. Лишь III-II тысячелетия до н.э. стало временем, когда здесь заселилось постоянное население.
Известно, что местные скоро научились каменные орудия шлифовать, из древесных стволов лодки долбить, луки и стрелы изготавливать. Появилась у них и посуда из глины, покрытая орнаментами, когда и гончарного круга-то не было.
Сегодня лишь петроглифы служат явным подтверждением, что места эти обитаемы были, даже о занятиях населения, быте его рассказывают. Сохранились эти скальные рисунки из прошлого на побережье Белого моря.
Может это странным покажется, но с далеких пор Европейский Север был территорией межрасового смешения. И доказывает это ранненеолитический могильник острова Олений, что в Онежском озере. Изучили его погребения (а их почти две сотни) и обнаружили, что люди в них разным расам принадлежат: европеоидной и монголоидной. У их потомков сохранились и следы смешения – облик-то европеоидный, а налет монголоидности все же имеется.
По мнению ученого люда, племена, что в древности эти земли заселяли, говорить должны были на самодийских языках, что родственны языку современных ненцев. Языки финно-угорской группы проникли сюда позже.
Предки наших современников-саамов не сразу заговорили на нынешнем языке, родным для них был самодийский. А вот современные ненцы свой самодийский сохранили.
К концу I – началу II тысячелетия н.э. образовалось племенное обединение, называемое пермяне. Именно они стали предками современных коми-зырян и коми-пермяков со своими языками, отнесенными к финно-угорским.
Письменные источники VI столетия упоминают о народности, что «сидит на Белом озере». Когда-то начальная русская летопись XI века назвала этот народ «весь». Их современные потомки зовут вепсами.
А история древних карел оказалась куда богаче событиями. Обитали они на Карельском перешейке в IX столетии, торговали с Великим Новгородом, оттуда и христианство приняли. В XVI веке область, где обитали они в Российское государство вошла, а в 1617-ом стала уездом Швеции. Но сами корелы вернулись на российские земли, не пожелали под шведским королем ходить, да так и остались жить на карельской, ярославской и тверской землях.
Словене пришли сюда позднее, к веку VII-XI, и теперь русских здесь большинство.
Много воды с тех пор утекло. И языки многие забыты. Какие-то из них энтузиасты пытаются сохранять, даже восстанавливать, но говорит стар и млад преимущественно на русском, а родной свой если и учат, то как иностранный.
Как живется северным народам?
Суровая земля им досталась: лесотундра, тундра, тайга. С давних времен не случайно селились люди у воды: берег залива, озеро или речка. По воде все товары нужные завозились. Навигация здесь короткая, только и хватает времени, чтобы запастись необходимым на долгую зиму. Потому как в другое время есть единственное средство – вертолет, чтобы попасть в селение или из него выбраться.
А занятия себе находят на зверофермах, разводя песцов и норок, в пошивочных мастерских, за пошивом одежды разной, и национальной тоже) из меха оленей. Есть и магазин, и даже почта, и дома рубленные. Однако все это – дань городской цивилизации.
Потому что не здесь, не в поселении основа их национального существования, их самобытности, а в окружающих лесах и тундре. Не особенно много людей работает здесь. Но как раз именно они семьями живут с оленьими стадами в тундре, заглядывая в поселок в свой пустующий дом несколько раз в году. Они проводят за охотой весь сезон, добираясь пешим ходом, на оленях или собачьих упряжках от урочища к урочищу. Они в путину живут вдалеке от дома, на самых удобных для рыбной ловли местах.
В этих самых местах и идет самая настоящая жизнь так шла она столетия назад, с той лишь разницей, что у современного оленевода, охотника и рыболова найдутся и приметы современности: радиостанция или хотя бы радиоприемник, лодочные моторы и бензиновые примусы.

Бегущая с оленями

Когда мы думаем о Таймыре, то в первую очередь обычно вспоминаем бескрайнюю тундру, пронизанный ветрами Норильск, незамерзающий порт Дудинка и промышленный гигант «Норникель». Но люди на этой на первой взгляд неприветливой земле живут еще со времен неолита. В первую очередь это самодийские народы — энцы, ненцы, нганасаны. Есть и сравнительно молодой этнос долганов — потомков якутов, эвенков, энцев и русских крестьян. Но самые древние и одновременно самые северные из коренных народов полуострова — это нганасаны, которые ведут свое происхождение от первобытных охотников. Нганасаны, или как они себя называют «ня» (т.е. «товарищ»), жили охотой и собирательством вплоть до XIX в., когда они освоили оленеводство. По сей день этот коренной народ сохраняет свой уникальный язык, обычаи, костюмы и жилища. 

«Экосфере» удалось поговорить с главой общины нганасан Валерией Болговой и обсудить те вызовы, с которыми малочисленному народу приходится сталкиваться в мире изменения климата, крупной промышленности и вынужденной ассимиляции.

Валерия Болгова. Фото: facebook.com/soyz.nganasan

Валерия очень устает, ведь в сутках всего 24 часа, а за день нужно успеть так много. Как главе общины нганасан в Норильске ей приходится быть в курсе всех проблем региона — будь то разлив солярки, запрет на рыболовство или нашествие жуков-короедов. 

Нельзя забывать и о других задачах — полным ходом идет подготовка к Международной выставке «Сокровища Севера. Мастера и художники России», которая должна состояться в Москве 23-27 сентября. Кроме того, у Валерии есть свой магазин-музей национальной одежды и сувениров «Ня танса» (что означает «нганасанская семья»). 

По ее словам, в последние годы природа Таймыра меняется неуловимо быстро. Взять хотя бы жуков-короедов, которых раньше в регионе не было. 

«Не знаю, с природой что-то происходит. Человек все губит, — говорит Валерия, — в этом году гнуса очень много, никогда такого не было. Потом полчища жуков откуда-то взялись, видать, леса горят или он с древесинной сюда попадает. Этот жук, он природу-то губит: у нас дерево через дерево зеленое, оранжевое, зеленое, оранжевое…»

фото: pixabay.com

Из-за глобального потепления некоторые виды мигрируют в местности, расположенные гораздо севернее их традиционного ареала обитания. Такие чуждые растения, насекомые и животные могут сильно навредить сложившимся экосистемам и разрушить их баланс. Кроме того, они часто становятся источником новых для жителей Арктики заболеваний. 

Но даже это не самое страшное для нганасан, живущих, как и другие коренные народы, традиционными промыслами. Без добычи оленя и ловли рыбы люди на Таймыре могут просто лишиться главного источника существования.

«Дождь тоже в этом году очень редко был. Сухо совсем, торфяники горели. Рыбы, самое главное, нет. И с оленем что-то происходило в этом году. Фотографии присылали из поселков отдаленных, он там через переправу на реке туда-сюда мотылялся. Подавили много телят, важенок (самка оленя — ред.). Какое-то все… не апокалипсис, конечно, но что-то неладное», — сетует Валерия. 

Здесь тоже не обошлось без влияния глобального потепления. У рыб меняется время нереста, они могут просто не приспособиться к более теплым водам и более раннему ледоходу. Традиционные пути миграции оленей становятся непроходимыми из-за таяния вечной мерзлоты — животные просто не понимают, куда им идти. 

Скорость изменений означает, что даже за одно лето знакомая тундра может превратиться в чуждый и полный новых опасностей ландшафт. 

Долганы

В бассейне и долине Хатанги и ее притоков компактно проживает малочисленный северный тюркоязычный народ долганы. Как отдельный этнос долгане появились к началу XX века из ассимиляции местных эвенков, энцев, переселившихся с Лены и Оленека эвенков, якутов и так называемых затундренных русских крестьян. «Долган» назывался издавна один из эвенкийских родов. 

Язык долган относится к якутской группе тюркских языков, основу его составляют якутские слова, измененные влиянием эвенкийского языка. Лингвисты считают, что язык долган сформировался при распространении якутского языка среди местных эвенков. Он делится на множество диалектов и говоров, основными из них являются попигайский и хатангский, авамский, норильский и пясинский. 

Всего в бассейне Хатанги и юге Таймыра проживает сейчас 7 885 долган. Занимаются они традиционным разведением северного оленя, охотой на диких оленей, пушных зверей и ловлей рыбы. Поклоняются долганы духам природы, обожествляют силы природы, совершают шаманские обряды. 

💰 Льготы и иные меры государственной поддержки

Большая часть прав и льгот направлена на сохранение малочисленными народностями своей самобытности и уникальных традиций.

Суммы платежей прописаны в конкретных соглашениях с газо- и нефтедобывающими компаниями. Так, Газпром в 2011 году перечислил коренным народностям Ямала 765 млн р., Вагнефть – на выплаты народам Севера из ХМАО – 6 млн р., Русснефть – 7,5 млн р.

гарантирует малочисленным народностям:

  • льготы в области землепользования и природопользования;
  • право на первоочередной прием на работу по своей специальности.

Согласно вышеуказанного нормативного акта, малочисленные народы наделены также следующими правами:

  • участвовать в контроле за использованием земель различных категорий;
  • контролировать использование природных ресурсов, строительство и реконструкцию хозяйственных объектов;
  • участвовать в подготовке и принятии органами госвласти законодательных инициатив по сохранению традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • участвовать в экологических экспертизах;
  • делегировать представителей малочисленных народов в советы представителей;
  • получать помощь от государства в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.

, , наделяют малочисленные народы правом на первоочередной выбор угодий для народных промыслов, льготами на сроки и районы для охоты и рыболовства.

такие народности освобождаются от платы за пользование лесным фондом для своих нужд (заготовки древесины к зимнему сезону).

предоставляет право заменить военную службу по призыву на альтернативную.

В Минвостокразвития РФ планируется также разработать дополнительную программу господдержки коренных малых народов Севера. Она должна быть представлена до окончания 2020 года. Программа будет включать меры поддержки для малочисленных народностей по трем направлениям:

  • в части производства пищевой и сельскохозяйственной продукции;
  • поддержка экспорта произведенных товаров;
  • развитие туристического сектора в местах проживания малочисленных народов.

Также в России реализуется . Арктика становится особой экономической зоной с набором налоговых льгот и преференций. Этот закон предусматривает целый спектр преимуществ для резидентов арктической зоны:

  • налоговые льготы;
  • возмещения части затрат по уплате страховых взносов;
  • налоговый вычет из НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) в части инвестиций в инфраструктуру.

Какие 4 налоговые льготы можно получить от государства в 2020 году
Читать

Субсидия для строительства собственного жилья
Подробнее

Снижение страховых взносов для бизнеса: всем ли положены льготы
Смотреть

Внешность

Антропологически ханты относятся к уральской расе, которая имеет признаки монголоидных и европеоидных черт. Причем преобладают монголоидные черты. Ханты небольшого роста, у мужчин он составляет 160 см, что ниже среднего. Телосложение худощавое. Лицо плосковатое, с несколько выступающими скулами. Нос короткий, расширенный книзу, что характерно для монголоидов. Распространено наличие эпикантуса (складки возле внутреннего уголка глаза). Другие черты, характерные для хантов:

  • прямые черные волосы;
  • толстые губы;
  • глаза карие;
  • широкое лицо.

У мужчин практически не растет борода (признак монголоидной расы). Волосы на голове носят распущенными, девушки заплетают их в косы.

Места традиционного проживания и виды традиционной хозяйственной деятельности[править | править код]

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера утверждены Правительством Российской Федерации. Культурно освоенный ареал с маршрутами кочёвок оленеводов, сезонными маршрутами охотников, собирателей, рыболовов, священными, рекреационными местами и прочее, который обеспечивает их традиционный образ жизни, крайне обширный: от долган и нганасан на полуострове Таймыр до удэгейцев на юге России, от алеутов на Командорских островах до саамов на Кольском полуострове.

Согласно перечню видов традиционной хозяйственной деятельности к ним относятся:

  • Животноводство, в том числе кочевое (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство).
  • Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.
  • Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак).
  • Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.
  • Бортничество, пчеловодство.
  • Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.
  • Промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции.
  • Земледелие (огородничество), а также разведение и переработка ценных в лекарственном отношении растений.
  • Заготовка древесины и недревесных лесных ресурсов для собственных нужд.
  • Собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
  • Добыча и переработка общераспространённых полезных ископаемых для собственных нужд.
  • Художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление утвари, инвентаря, лодок, нарт, иных традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, чучел промысловых зверей и птиц, сувениров из меха оленей и промысловых зверей и птиц, иных материалов, плетение из трав и иных растений, вязание сетей, резьба по кости, резьба по дереву, пошив национальной одежды и другие виды промыслов и ремесел, связанные с обработкой меха, кожи, кости и других материалов).
  • Строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.

Сдерживающие факторы устойчивого развитияправить | править код

Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих кочевой образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,5—2 раза превышает средний по Российской Федерации.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий Российской Федерации также существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера. Из традиционного хозяйственного оборота изъяты значительные площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Часть используемых прежде для традиционных промыслов рек и водоёмов в связи с экологическими проблемами потеряли своё рыбохозяйственное значение.

6 ноября 2019 года по требованию Минюста РФ Мосгорсуд ликвидировал правозащитную организацию Центр содействия коренным малочисленным народам Севера (ЦСКМНС). Минюст заявил, что центр «неоднократно нарушал законодательство» об НКО. Глава центра Родион Суляндзига связывает претензии с тем, что представители НКО неоднократно рассказывали «на международных площадках» о проблемах коренных жителей Арктики (включая конфликт между коренными народами Арктики и российскими нефтяниками).

Нарушение традиционного уклада жизни в 1990-е годы привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов Севера. Значительно выше среднероссийских показателей среди этих народов показатели младенческой (в 1,8 раза) и детской смертности, заболеваемости инфекционными заболеваниями и алкоголизмом.

Еда

ОДЕЖДА Ч У К Ч Е Й

Холодный климат во многом определял и определяет особенности одежды чукчей. Верхняя одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Шили её из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху до колен: нижнюю — мехом внутрь, верхнюю — мехом наружу. Подол, рукава, ворот кухлянки (так называли этот вид одежды русские) обшивали собачьим или росомашьим мехом. Штаны делали также двойные: верхние из оленьего меха или тюленьей шкуры, нижние из оленьих шкур. Обувь носили с меховыми чулками. Кухлянку подпоясывали ремнём и подвешивали к нему нож и кисет. Летняя одежда и обувь была из ровдуги (замши) и нерповых шкур. В дождливую погоду чукчи, жившие на побережье, надевали непромокаемую одежду, сшитую из кишок моржа.

Даже зимой чукчи часто ходили с непокрытой головой, а шапку надевали только в дороге. Эти маленькие шапочки с наушниками оставляли открытым темя. Во время буранов спасал замшевый балахон с капюшоном.

Для грудных детей чукчи придумали специальные комбинезоны. Рукава и штанины для тепла зашивали наглухо; в штанах прорезали отверстие, которое закрывалось специальным клапаном, а на клапан клали подстилку из сухого мха или оленьей шерсти.

Чукчам была известна татуировка: нитку натирали сажей или порохом и продёргивали под кожей. Мужчины наносили рисунок (небольшие кружки) по краям рта, а женщины две прямые линии на носу и лбу и нескольких линий на подбородке. Считалось, что татуировка зашишает от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавиться от бесплодия.

Мужчины обычно брили верхнюю часть головы, а волосы у лба и на затылке оставляли — получался обруч из волос.

Женшины чаще всего заплетали волосы в две косы, а концы их туго стягивали ремешком.

Растительность севера

Культурные особенности

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий