Какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование земельного участка

Ответственность и наказание

Собственникам следует знать, что правовым нарушением считается как нецелевое использование, так и вообще неиспользование участка в указанных целях. В обоих случаях владельцу грозит административное взыскание.

Правило действует для всех земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон номер 101). В остальных случаях размеры штрафов будут зависеть от самого нарушения, наличия или отсутствия кадастровой стоимости.

Помимо категории участка учитывается также вид использования, разрешённого органами местного самоуправления (речь идёт о так называемом зонировании).

Основные виды:

  • сельскохозяйственное производство;
  • огородничество или садоводство;
  • строительство (имеются в виду дачные постройки);
  • обустройство фермерского хозяйства;
  • постройка индивидуального жилого строения (ИЖС);
  • ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Большинство земельных нарушений чаще всего связано именно с положениями по видам использования участков. Например, была взята земля под ведение сельского хозяйства, но вместо этого возведён жилой дом.

Следует отметить, что земли, находящиеся под садом, огородом, подсобным хозяйством или строящимся личным домом изъятию не подлежат.

Ответственность и штрафы

Эксплуатация ЗУ по не предназначению

Если полученный надел используется иначе, чем предусматривается нормами использования для данной категории, такое нарушение рассматривается по нормам статьи 8.8 КоАП, что влечёт при установленной кадастровой стоимости:

  • физ.лицам – 0,5–1% кадастровой стоимости, но не ниже 10 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 1-1,5%, но не ниже — 20 тыс. руб.;
  • юр.лицам – 1,5-2%, но мин. — 100 тыс. р.

Когда кадастровая стоимость не установлена, штрафные санкции следующие:

  • физ.лицам – 10-20 тыс. руб.;
  • должностным – 20-50 тыс. руб.;
  • юр.лицам – 100-200 тыс. руб.

Неиспользование земли для предназначенных сельхоз работ

Устанавливается по нормам статьи 8.8 КоАП через год после прекращения использования ЗУ, либо – через год после приобретения его с публичных торгов:

  • физ.лицам – 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не ниже 3 тыс. руб.;
  • должностным – 0,5-1,5%, но не ниже — 50 тыс. руб.;
  • юр.лицам – 2-10%, но не ниже — 200 тыс. руб.

Не применяется для ИЖС и иного строительства, СНТ, ДНП или огородничества

Определяется по нормам статьи 8.8 КоАП. Если кадастровая стоимость установлена:

  • физ.лицам – 1-1,5% кадастровой стоимости, но не ниже 20 тыс. руб.;
  • должностным – 1,5-2%, но мин. – 50 тыс. руб.;
  • юр.лицам – 3-5%, но не ниже – 400 тыс. руб.

Если кадастровая стоимость не установлена, штрафные санкции следующие:

  • физ.лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • должностным – 100-200 тыс. руб.;
  • юр.лицам – 400-700 тыс. руб.

Требует применения норм статьи 8.8 КоАП РФ. Размеры штрафов:

  • физ.лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • должностным – 100-200 тыс. руб.;
  • юр.лицам – 200-400 тыс. руб.

В каких случаях привлекают к ответственности за наличие сорной растительности?

Привлечь к ответственности могут по решению административной комиссии.

Но данный вопрос решается непросто, так как в этом случае требуется доказать, что произрастающая трава относится к категории сорняков, а не выращивается намеренно, по усмотрению и желанию собственника ЗУ.

Для этого необходима экспертиза произрастающей травы, с заключением эксперта. Если данный вид растительности относится к сорнякам, то допустимо взыскание административного штрафа.

Внимание: Если имеется доказательство, что произрастает сорная трава, распространяющаяся на соседние участки, допускается взыскание компенсации за упущенную выгоду – из-за снижения объёма урожая.

Другие ситуации

Наиболее распространённой ситуацией является самозахват земель, когда собственник незаконно использует брошенные участки. По нормам статьи 7.1 КоАП РФ, за такое нарушение при установлении кадастровой стоимости грозит:

  • гражданам – 1-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • руководителям – 1-1,5%, но не менее 20 тыс. руб.;
  • компаниям – 2-3%, но мин. 100 тыс. руб.

Когда неизвестна кадастровая стоимость, взыскивается:

  • с граждан – 5-10 тыс. руб.;
  • с руководителей – 20-50 тыс. руб.;
  • с компаний – 100-200 тыс. руб.

На основании норм Федерального закона № 171-ФЗ от 26.06.14 г. можно официально оформить прирезки прилегающей бесхозной земли.

Если не уплачивается земельный налог при пользовании наделом, или при его неиспользовании, но официальном владении – кроме суммы задолженности взимается 20% пени за просрочку.

Как узаконить самозахват, можно узнать из видео:

Законодательство

Вопросы относительного целевого использования земель рассматриваются в 7 статье Земельного кодекса.

Здесь различают следующие категории участков:

  • земли резервного, водного, лесного фонда;
  • охраняемые объекты и территории;
  • участки промышленного фонда (территории, находящие свое применение в энергетике и телевидении;
  • земли оборонного и космического комплекса;
  • сельхозземли;
  • земли, принадлежащие населенным пунктам (в том числе, под ИЖС).

Помимо категорий, различают виды земель, определенные с учетом регионального зонирования.

Основные разновидности земель, которыми владеют россияне, следующие: ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество.

Целевое предназначение земель обязательно прописывается в важнейших документах: кадастровом паспорте и свидетельствах о праве собственности (выданных до 2020 года).

Уточнить разрешенное использование своей земли можно на публичной кадастровой карте.


Отдельная статья Земельного кодекса обязует всех собственников пользоваться землями только с учетом их предназначения. Самовольное изменение назначения не допускается, только по согласованию с уполномоченными инстанциями.

Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года содержит детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения. Так, например, на участке под ИЖС допускается построить дом не выше 3 этажей. При этом он должен быть предназначен для проживания, а не ведения предпринимательской деятельности (например, организации гостиницы).

Почему граждане нередко идут на нарушения целевого использования? Обычно это связано с желанием сэкономить на покупке участка и налогообложении. Так, участок под ИЖС будет дешевле аналогичного, выделенного под бизнес-цели. Нередко на таких землях организуют магазины или шиномонтажные мастерские, что позволяет собственникам снизить налогооблагаемую базу.

Между тем, это наказуемое деяние.

Другое распространенное нарушение: собственнику выделили землю под

сельское хозяйство, а он построил там жилой дом. При этом он может приложить определенные усилия и перевести категорию земель из с/х в ИЖС. Тогда собственник сможет узаконить строения.

Нарушение законодательства карается административным штрафом

Важно отметить, что это касается не только нецелевого использования, но и неиспользования земельных наделов

Специфика зонирования

В законодательстве регламентируется порядок разделения территории населенных пунктов. Зонирование осуществляется в соответствии с правилами, установленными в Градостроительном кодексе. При этом муниципальным органам необходимо разработать Правила пользования и застройки. В соответствии с ними, производится зонирование территории конкретного МО. Для каждого сегмента устанавливается свой регламент. В нем содержатся сведения о режиме эксплуатации наделов, правилах его изменения. Перевод земель, на которые действие регламентов не распространяется либо правила в отношении них не устанавливаются, из одной категории в другую производится в соответствии с нормами федерального законодательства. Это положение закрепляется в п. 5 ст. 37 Кодекса.

Что говорит закон

Согласно первому пункту этого закона все участки подразделены на категории по определённым признакам, то есть, цели их использования.

Земли бывают:

  • из резервного фонда (запасные);
  • водного фонда;
  • лесного фонда;
  • относящимися к охраняемым территориям или объектам;
  • из промышленного фонда (сюда включаются территории, используемые в энергетике, телевидении, радиовещании и т.п.); относящимися к оборонному или космическому комплексу (специального назначения);
  • сельскохозяйственными;
  • и принадлежащими населённым пунктам.

В законе чётко указано, что использовать земельный участок можно только согласно целевому назначению, установленному в отношении категории, к которой этот участок относится. Эта информация прописывается во всех основных документах – кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности.

Нормативная база

При установлении правового режима земли, следует учитывать не только ее целевую категорию, но и разрешенное использование. Оно определяется согласно принципам зонирования. В п. 2 ст. 7 указанного выше закона предусмотрено, что эксплуатация земли в соответствии с ее назначением является правомочной. В федеральном законодательстве уточняется, как именно подразделяются территории, устанавливаются разрешения и приоритеты. Юридический статус каждого надела определяется в зависимости от его категории. П. 2 ст. 8 приведенного выше закона, предусматривает, что принадлежность участка фиксируется в кадастровом паспорте либо другом документе, выданном уполномоченной госструктурой. Категория надела также может указываться в св-ве о праве на собственность либо иной бумаге о регистрации.

Кто и как проводит проверку?

Контроль за использованием территорий осуществляет муниципалитет — земельный департамент или отдел градостроительства и архитектуры, либо уполномоченный орган территориального филиала Росимущества.

Методы применяются следующие:

  • периодические выезды инспекции на место;
  • аэрофотосъемка местности (используются беспилотники);
  • прием жалоб от лиц, ставших свидетелями нецелевого использования земельных владений.

В жалобе гражданин приводит:

  1. свои личные данные;
  2. сведения о своем участке;
  3. данные о нарушителе и адрес его участка;
  4. описание состава нарушения. Желательно приложить фотографии;
  5. просьбу о проведении административной проверки.

Со стороны органов власти в ответ на обращение следуют действия:

  • начальник департамента издает приказ о создании комиссии с указанием сроков проверки и та выезжает по указанному в заявлении адресу;
  • по результатам осмотра надела председатель комиссии составляет акт с перечислением всех выявленных возможных нарушений. Каждый проверяющий ставит под документом свою подпись;
  • акт доставляется в учреждение, где изложенные в нем факты анализируются компетентными сотрудниками. Сверяясь с нормативами, те определяют, могут ли проводимые на участке работы считаться дозволенными при данном целевом предназначении;
  • если факт нарушения установлен, землевладельцу направляется официальное письмо с административным протоколом, оглашающим вину и наложенные взыскания. При незначительных отклонениях ограничиваются предупреждением.

Срок исковой давности по таким правонарушениям составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ). То есть если с момента поступления сообщения о ненадлежащем использовании участка прошел указанный период и органы власти никаких мер не принимали, а на текущий момент никаких нарушений не наблюдается, привлечь владельца к ответственности уже не могут.

Как разграничить неиспользование земель и невыполнение обязательных мероприятий по их улучшению?

Неиспользование земель – это отсутствие любой деятельности в рамках предусмотренного регламента. Например, если участок оформлен, но никакие работы на нём не производятся. То есть, он продолжает стоять заброшенным и заросшим травой, несмотря на появление собственника.

В то же время, если земля на нём обрабатывается, но строительство дома не начинается в течение установленного времени – он может признаваться используемым не по целевому назначению. Так как по установленному регламенту начало строительства должно быть зарегистрировано в течение трёх лет, а сдача дома в эксплуатацию оформлена через 10 лет после начала строительства. Но такие нормы распространяются только на земли населённых пунктов. Дачные домики могут возводиться по усмотрению владельцев дач.

Также нередки случаи, когда собственник ЗУ начинает строительство, что говорит об использовании надела по назначению, но игнорирует обязанности по уходу за почвой, никак не обрабатывая её. В этом случае недопустимо применять нормы неиспользования ЗУ, а нарушение следует считать допущенным в связи с обязательными мероприятиями, предусмотренными ч.2 статьи 8.7 КоАП:

  • по сохранению земель;
  • по улучшению их плодородного слоя.

Такие же меры могут применяться, если плодородный слой почвы загублен применением ядохимикатов, выжжен пожаром и т.п., кроме случаев стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Подробная пошаговая инструкция по смене

Смена категории земельного участка – это сложная и длительная процедура. Поэтому, прежде чем начать подобный процесс, взвесьте все «за» и «против».

ВНИМАНИЕ! В процессе перевода, может потребоваться проведение дополнительных экспертиз (например, геодезическая, судебная и т.д.).

Сложнее всего изменять категории государственных территорий, сельхозугодий, участков водного и лесного фондов, а также особо охраняемых природных территорий, так как за ними установлен строгий контроль на предмет нецелевого использования, со стороны государства, регулирующего отношения в данной сфере Федеральными Законами. В некоторых случаях, закон разрешает продажу и переоформление таких участков, но это скорее исключение, чем правило.

Необходимые документы

Прежде чем подавать ходатайство в определенные органы государственной власти, нужно позаботиться о сборе необходимых документов, так как при любой нестыковке в пакете документов, ваше ходатайство будет отклонено. Перечень документов выглядит следующим образом:

  1. Выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, где должны быть указаны все сведения об интересующем вас участке.
  2. Копия паспорта для физического лица, для юридического – выписка из российского реестра.
  3. Сведения, подтверждающие право заявителя на процедуру перевода, взятые в Росреестре (выписка).
  4. Письменное согласие органа (лица), являющегося собственником территории.
  5. Заключение экологической экспертизы (если ее проведение положено по закону).
  • Скачать образец согласия собственника территории на изменение категории участка
  • Скачать образец заключения экологической экспертизы

Составление ходатайства

Когда все необходимые документы собраны, можно составлять ходатайство на перевод территории из одной в другую категорию. Здесь, главное – это правильное оформление, так как любая ошибка или недочет могут явиться причиной отказа в рассмотрении данного обращения.

  • Скачать бланк ходатайства на перевод территории из одной в другую категорию
  • Скачать образец ходатайства на перевод территории из одной в другую категорию

В ходатайстве указывают следующие данные:

  1. Кадастровый номер земли.
  2. Та категория, которой обладает участок в данный момент.
  3. Категория, в которую будет переводиться участок.
  4. Основание для перевода участка между категориями.
  5. Право собственности на данную территорию (документ, подтверждающий это право).

СПРАВКА! Указание оснований (пункт 4), обязательно для предоставления. Это прописано в Федеральном законе «О переводе земель из одной категории в другую».

Стоимость и госпошлина

По закону необходимо уплатить госпошлину, чтобы осуществить перевод земли из одной категории в другую,стоимость которой на 2017 год составляет 9-12 тысяч рублей. Критерий суммы рассчитывается после того, как эксперты оценят уровень предстоящих работ (будут ли включены дополнительные затраты на оформление или нет). Стоит отметить, что госпошлина растет с каждым годом, например, в прошлом, 2016 году она составляла 7-9 тысяч рублей.

Помимо госпошлины, придется потратиться на оформление различных бумаг (выписка из кадастра стоит, в среднем, 400 рублей), а также, если вы не имеете юридической практики, то без найма юриста вам будет тяжело строить общение с представителями власти. Поэтому, траты будут, но точную сумму назвать нельзя, так как она зависит от разных факторов.

Куда обращаться?

После того, как все необходимые документы собраны, а ходатайство составлено, необходимо обратиться в те органы (федеральные, региональные, местные власти), к которым относится данный земельный участок. Регистрируют ходатайство в течение одного рабочего дня, а решение по нему принимают в течение трех месяцев с момента регистрации ходатайства.

Законодательная база

В период утверждения правового режима земельного надела необходимо брать во внимание не только целевую категорию, но разрешенное применение. Оно может быть определено на основании принципов зонирования

Об этом четко указано в статье 3 ФЗ РФ. Также в ней указано: эксплуатация земельного надела согласно с ее непосредственным назначением являются правомочной.

В федеральном законодательстве также уточняется, каким образом разделяются территории земельных наделов, а также фиксируются разрешения и приоритеты.

Юридический статус каждого отдельно взятого земельного надела определяется в зависимости от его категории принадлежности. Согласно законодательству, принадлежность надела устанавливается его кадастровым паспортом либо иной документацией, которая была предоставлена государственными органами.

Ответственность за нецелевое использование земельного участка

Ответственность накладывается на собственника такой последовательностью:

  1. Когда устанавливается факт использования земельного участка не в соответствии с заявленной целью, третьи лица или государственные структуры оповещают локальную службу гос.реестра. При этом до оповещения сотрудников Реестра, участники сложившейся ситуации пытаются уладить проблему мирными способами, например, ведя деловую переписку или переговоры с хозяином земли.
  2. В процессе проведения проверки сотрудники государственного Реестра оформляют специальный акт ознакомления с данным участком земли, после чего направляют на имя владельца участка прошение удалить выявленные правонарушения и оплатить необходимый штраф за них. Также в прошении указывается логичный временной период, в который владелец должен успеть исправить нарушения и оплатить штраф.
  3. В условиях, когда владелец не исправил выявленные нарушения, то государственной структурой составляется соответствующий иск, который в дальнейшем направляется в судебную инстанцию.
  4. Далее суд рассматривает дело и выносит свое решение на основании того, было ли нарушено административный и земельный кодексы. По решению суда с владельца земли может быть взыскан штраф. В случаях, когда нарушение крайне серьезное, суд может постановить изъять из владения у конкретного собственника участок земли, которые использовался не по назначению, и передать его в государственное пользование.

В иске должны быть указаны следующие данные:

  • определение законной цели использования конкретного участка;
  • адрес, месторасположение участка;
  • определение категории участка, а также его размеров;
  • ссылки на законодательные нормы, которые фактически были нарушены владельцем;
  • указание попыток досудебного разбирательства, а также приложения всех доказательных документов нецелевого использования и обращения к хозяину земли до направления иск в суд.

Обратите внимание

Законодательно предусмотрен запрет на изъятия участка земли, на котором собственник построил жилой дом или вырастил огород.

С начала 2015 года штрафы за эксплуатацию земли не по назначению, выросли. При этом размер штрафа стал зависеть от кадастровой стоимости, а также от субъекта (юридическое или физическое лицо является нарушителем).

Так, в 2019 году штраф за эксплуатацию земельного участка не по назначению для юридических лиц составляет 2% от кадастровой стоимости, но более 100 000 руб. Для физических ― от 0,5% до 1% от кадастровой стоимости, но более 10 000 руб. Для должностных лиц ― от 1% до 1,5% от кадастровой стоимости, но более 20 000 руб.

Целевое назначение земельного участка

Это одна из существенных кадастровых характеристик. Проистекает из установленной категории земель, на которую следует ориентироваться при использовании участка.

Например, категория земель сельскохозяйственного назначения допускает их целевое назначение только для сельскохозяйственных работ, подразделяясь по видам разрешённого использования. А земли поселений – только для застройки жилыми домами в пределах населённых пунктов. Всего таких категории 7, ни одна из них не допускает исключений из этого правила.

Указанные нормы опираются на регламент законодательства:

  • статья 7 ЗК РФ;
  • статья 40 ЗК РФ;
  • статьи 8.3, 8.8 КоАП РФ;
  • статья 7.3 КоАП.

Обозначенные параметры вносятся в Государственный земельный кадастр на основании положений Федерального закона № 221-Фз от 24.07.07 г. А при отчуждении недвижимого имущества нормы использования сохраняются за новым собственником на основании Федерального закона 122-ФЗ от 27.07.97 г.

Последние изменения

В марте 2015 года был подписан президентом и вступил в силу Федеральный закон 47, который внёс изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Поправки, утверждённые этим законом, комплексно увеличили размеры штрафов, которые до этого были существенно меньше. Были введены также и штрафы, исчисляемые в процентах от кадастровой стоимости того или иного земельного участка. В основном речь идёт о самых распространённых нарушениях, когда собственник самовольно занимает земельный участок, использует его не по целевому назначению или же не использует для предписанных целей.

Необходимость вводить за нецелевое использование земельного участка, находящегося в собственности, штрафы в виде процентов возникла в связи с тем, что до этого, когда определялась сумма штрафа, отдельные характеристики проблемного участка не учитывались: площадь, категория земель, а также вид разрешённого использования не входили в список рассматриваемых параметров. В частности, гражданам, нарушившим эти положения, может быть вменён штраф в размере не фиксированной суммы, а доли кадастровой стоимости — от 0,3 до 1,5%. Должностные лица и организации оказываются в пропорционально менее выгодном положении: первым может быть вменён штраф в размере от половины процента до двух процентов кадастровой стоимости, вторым — в размере от полутора до десяти процентов.

Вполне очевиден вывод: чтобы избежать разбирательств и штрафов, связанных с нецелевым использованием земли, необходимо избегать нарушений. Например, не строить жилую недвижимость и не заниматься предпринимательской деятельностью на территории, которая определена в качестве сельскохозяйственного угодья, равно как не занимать самовольно земли лесного фонда или населённого пункта. Если возникают какие-либо сомнения, всегда есть смысл воспользоваться юридической консультацией и по мере необходимости обратиться к правоустанавливающим документам — лучше не допускать нарушений даже по незнанию, чем потом получать штраф за использование земли не по назначению.

Перевод участка из одной категории в другую

Отметим, что лицу, желающему сменить категорию, к которой относится принадлежащий этому лицу земельный участок, перед тем как инициировать процедуру по изменению категории, необходимо уточнить, допускает ли действующее законодательство Российской Федерации проведение данной процедуры в отношении этого земельного участка.

В положениях Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» закреплены ограничения и условия, которые потребуется соблюсти для проведения процедуры перевода земельного участка из одной категории в другую.

В соответствии с нормами, закрепленными в части 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не допускается перевод земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, в другую категорию в случае, если кадастровая стоимость этого участка превышает средний уровень кадастровой стоимости на территории муниципального образования, к которому относится этот участок, более чем на 50%.

Также нельзя сменить категорию земельного участка, относящегося к особо ценным сельскохозяйственным угодьям.

Строительство на землях сельскохозяйственного назначения.

Исключение из этого правила делается в следующих случаях:

  • изменение границ населенных пунктов привело к тому, что земельный участок вошел в территорию населенного пункта;
  • земельный участок необходим для прокладки автомобильных или железных дорог, линий электропередачи, нефте- или газопроводов, линий связи и так далее. При этом должен быть разработан и утвержден план рекультивации;
  • земельный участок необходим для обеспечения безопасности и обороны государства;
  • земельный участок необходим для выполнения международных соглашений, заключенных с Российской Федерацией;
  • на территории земельного участка организуется добыча полезных ископаемых. При этом должен быть разработан и утверждён план рекультивации.

Учтите! В случае если кадастровая стоимость земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, не сильно отличается от средней кадастровой стоимости, то перевести этот участок в другую категорию, помимо вышеописанных, можно в следующих случаях:

  • земельный участок консервируется;
  • земельный участок включен в состав особо охраняемых территорий;
  • участок больше не пригоден для осуществления сельскохозяйственной деятельности и включается в состав лесного или водного фонда;
  • на территории земельного участка запланировано возведение промышленного предприятия;
  • на территории земельного участка запланировано размещение объектов социальной инфраструктуры.

В соответствии с нормами, закрепленными в статье 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», изменение категории земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, производится при изменении границ населенного пункта.

Исходя из положений статьи 9 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изменить категорию земельного участка, относящегося к землям промышленного назначения, можно достаточно легко. Единственное ограничение – необходимо разработать и утвердить план рекультивации этого земельного участка.

Исходя из положений статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», чтобы сменить категорию земельного участка, относящегося к особо охраняемым территориям, потребуется представить положительное заключение государственной экологической и иных экспертиз. Это делает изменение категории такого земельного участка практически невозможным.

Изменить категорию земельного участка, относящегося к землям лесного или водного фондов, можно в случае включения этого участка в состав особо охраняемых земель, либо если этот участок необходим для возведения объекта, имеющего государственное либо муниципальное значение.

Эти нормы закреплены в статьях 11 и 12 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172 – ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Отметим, что, помимо вышеперечисленных ограничений на смену категории земельного участка, могут существовать и иные, определяемые отдельными нормативно-правовыми актами.

Посмотрите видео. Категории земель и их виды разрешенного использования: 

Понятие земель сельхозназначения

Согласно Статье 77 Земельного Кодекса РФ, к данной категории относятся земли, которые располагаются за пределами какого-либо населенного пункта и предназначаются для сельскохозяйственных нужд.

Законодательно выделяются следующие категории земель сельхозназначения:

  • сельскохозяйственные;
  • несельскохозяйственные.

Хотя на первый взгляд кажется, что вышеупомянутые разновидности угодий имеют противоположное назначение, все они подчинены общей цели – обеспечению необходимых для сельскохозяйственного производства условий. Все действия, которые можно выполнять с этими угодьями, регламентирует Закон об обороте земель сельхозназначения.

Ответственность и штрафы в 2017 году

Размер штрафных санкций за нецелевое использование земельных участков не

Административный кодекс предусмотрел ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель (например, уничтожению сорняков и сенокошению).

Штрафы также варьируются в зависимости от категории собственника: это физлицо или организация.

Размер штрафов за нецелевое использование земель или неиспользование в 2017 году:

Вид нарушения Физлица Организации
Нецелевое использование 0.5-1% от кадастровой стоимости ( но не менее 10 тыс.р.) 2% от кадастровой стоимости (от 100 тыс.р.)
Неиспользование земли под огородничество и строительство 1-1.5% (от 20 тыс.р.) З-5% (от 400 тыс.р.)
Неиспользование земли под с/х 0.3-0.5% (мин. 3000 р.) 2-10% (мин. 200 тыс.р.)
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению 10-20 тыс.р. 100-200 тыс.р.
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению участков под огородничество и ИЖС 20-50 тыс.р. 400-700 тыс.р.
Несвоевременно выполненные/невыполненные действия по отношению к участку, повлекшие его непригодность 20-50 тыс.р. 200-400 тыс.р.

При заключении договора дарения дачного участка между родственниками последние освобождены от уплаты налога. Зачем некоторые собственники квартир приходят пониманию необходимости расприватизации своей недвижимости? Узнайте об этом интересном моменте здесь. Рейтинг самой дорогой недвижимости в мире представлен в нашей статье.

Целевое назначение земель. Основные понятия

Законом регламентировано, что владеющие земельными участками лица, независимо от наличия у них права собственности на землю, обязаны использовать такую недвижимость в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

По целевому назначению среди земель выделяется 7 категорий (п. 1 ст. 7 ЗК РФ), в том числе земли сельхозназначения, населенных пунктов и т. д. При определении правового режима земельного участка необходимо учитывать не только его целевое назначение, но и разрешенное использование, установленное в соответствии с принципами зонирования территорий.

В законодательном порядке регламентирован процесс зонирования земель населенных пунктов посредством положений Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004. Органы местного самоуправления каждого муниципального образования  разрабатывают Правила землепользования и застройки (п. 3 ст. 4 ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса РФ» № 191-ФЗ от 29.12.2004), на основании которых в поселении выделяются территориальные зоны. Для каждой такой зоны устанавливается градостроительный регламент, содержащий сведения о разрешенном использовании земель и порядке его изменения (п. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Изменение видов разрешенного использования земель, на которые не распространяются или не устанавливаются правила градостроительных регламентов, осуществляется на основании федерального законодательства (п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Виды разрешенного использования

Виды, или типы разрешенного использования — это уточняющее понятие в земельном праве, которое подразумевает деление участков по типу их эксплуатации на основные, условно-разрешенные и вспомогательные.

Если под основными видами понимается возможность эксплуатации того или иного участка для непосредственных целей, заложенных в категорию, к которой он принадлежит (например, для земли населенного пункта — возведение дома, относимого к индивидуальному жилищному строительству), то два других следует расшифровать.

Условно-разрешенный вид или тип землепользования подразумевает создание перечень земель, которые будут использованы в случае необходимости для расширения возможностей эксплуатации существующих земельных объектов без нарушения действующего законодательства.

Вспомогательные виды — это особые формы использования земельного ресурса, которые подразумевают их привлечение только для осуществления нормального функционирования уже существующих территорий.

Земельный Кодекс вместе с дополняющими его нормативными актами создал достаточно прочную базу для правильной организации эксплуатации земли как основного производственного ресурса. Для того, чтобы такая эксплуатация была максимально удобной, она должна осуществляться в соответствии с целевым назначением использования, а также видами (типами) разрешенного пользования.

Категории

Они установлены п. 1 ст. 7 ФЗ №136. Норма предусматривает 7 категорий:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения. Они используются для производства с/х продукции.
  2. Особо охраняемые территории. К ним относят природные, культурно-исторические комплексы.
  3. Земли специального назначения. В эту категорию входят, в том числе, территории, на которых располагаются энергетические, транспортные объекты. К ним также относят промышленные земли и наделы, на которых находится инфраструктура, обеспечивающая их обслуживание.
  4. Лесной фонд.
  5. Земли запаса.
  6. Водный фонд.
  7. Территории населенных пунктов.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий