Собственность не разграничена

Эволюция концепции государственной собственности на землю

Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.

Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.

Постулаты советского права:

  • признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
  • общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
  • непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
  • изъятие земельных участков из гражданского оборота.

После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.

Hеразграниченная собственность на землю

Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности, определено земельным законодательством.

Федеральный закон от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предусматривает возможность на распоряжение неразграниченной землей муниципальными районами, за исключением городов-федералов (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Неразграниченной землей в таких городах распоряжаются непосредственно органы исполнительной власти (министерства).

Основной объем неразграниченных земель составляют земли сельскохозяйственного назначения.

После проведенной в 90х годах реформы земельных отношений, огромное количество гектаров угодий было передано в коллективную собственность.

4. Изучаем Правила землепользования и застройки и информацию о земельных аукционах

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Формирование права муниципальной собственности в результате разграничения может осуществляться как путём принятия федеральных законов, так и постановлениями региональных органов власти.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Разграничение возможно только для земель, которые отображены на государственной кадастровой карте.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации. В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

Какие территории могут быть в региональной собственности?

На уровне регионов государственной собственностью являются земли — в случае их передачи субъектам власти в установленном законом порядке — следующих категорий:

  • участки, здания и сооружения, которые принадлежат региональным властям на праве собственности;
  • территории, которые переданы государственным органам в субъектах РФ, предприятиям или НКО, образованным на региональном уровне;
  • участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям, которые заняты дорогами, различными коммуникациями, насаждениями в целях защиты территорий от негативного воздействия, а также водными объектами — исключая участки соответствующего назначения, что принадлежат федеральным, муниципальным структурам, гражданам или организациям.

Можно отметить, что передача земель в собственность городов федерального значения РФ осуществляется на основе применения норм, установленных как для федеральных, так и региональных органов власти: юрисдикция конкретных положений законодательства распространяется на территории, на которых расположены те или иные объекты в пределах площади городов федерального значения.

Следующий уровень власти в РФ — муниципальный. Структуры, которые ему соответствуют, также могут получать земельные участки.

Государственная регистрация права собственности на землю

Следует уяснить: госрегистрации подлежат не земли как таковые, а земельные участки. Именно они в понимании ст. 131, 132 Гражданского кодекса РФ являются недвижимостью с правовой точки зрения. Госрегистрация целины невозможна, поскольку в отношении нее невозможно установить наличие индивидуально определенной вещи как объекта права.

В России существует два реестра, созданных в 2007 году:

  • ГКН (госкадастр недвижимости) содержит преимущественно технические сведения, позволяющие определить расположение участка на местности и разрешенные способы его использования. Некоторые из данных госкадастра носят временный характер. Они могут касаться предварительных согласований и оснований для проведения госрегистрации в ЕГРП. Если по прошествии определенного срока (обычно – 2 года) госрегистрация не проведена, из ГКН эти данные исключаются автоматически.
  • ЕГРП (реестр прав собственности) содержит преимущественно сведения юридического характера – о праве собственности, долгосрочной (более года) аренды, постоянного пользования. В госреестр также вносятся данные об ипотеке, обременениях, сервитутах. Правовые последствия сделок с землей наступают только после их госрегистрации (ст. 164 ГК РФ). Это положение касается и случаев, когда договор с землей удостоверен нотариусом.

Собственники участков, права на которые возникли до создания ЕГРП, не обязаны инициировать внесение в госреестр сведений о своем праве. Если последние юридически значимые действия с землей (переход права собственности, обременение, ипотека) происходили до 2007 года, сведений о таком участке в ЕГРП нет.

Однако это никак не влияет на объем прав владельца. Рано или поздно земля будет переоформлена в связи с отчуждением, наследованием, залогом или прочим. Процедура регистрации нового права будет двухэтапной:

  • внесение сведений о первичном праве (проводится без уплаты госпошлины);
  • фиксация его обременения, перехода или прекращения.

Процедура проведения госрегистрации права собственности на участок регулируется ст. 22.2 ЗК РФ. Основаниями для таких действий (неисчерпывающий перечень):

  • решение об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане;
  • решение о предварительном согласовании предоставления и решение о бесплатной передаче (применительно к публичным землям);
  • решение об изъятии для публичных нужд;
  • соглашение о разделе, объединении, перераспределении.

Госрегистрация проводится в заявительном порядке. Заинтересованное лицо уплачивает госпошлину за проведение регистрационных действий. К обращению прилагается правоустанавливающая документация и письменные согласия правообладателей. Госрегистрация перехода права на участок влечет перенесение сведений обо всех обретениях.

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

В качестве оснований могут выступать наличие на территории строений, находящихся в собственности муниципалитета, от имени которого подаётся заявление, или необходимость реализации социальных и/или инвестиционных проектов региона.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям. Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Андрей Чернов Юрист Написано статей 3129

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

На практике встречаются такие ситуации, когда, несмотря на отсутствие регистрации участка в Росреестре, либо сведений о его границах, принимается положительное решение федеральным органом о передаче земли муниципалитету.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Законодательное регулирование

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

К региональным землям, помимо участков, занятых органами местных властей и казённых учреждений, относятся также внутренние сельскохозяйственные территории, а к муниципальным – земли под принадлежащими администрации зданиями (п. 2,3 ст. 3.1 ФЗ № 137).

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Хозяйство за миллион

Земли будут вовлекаться в оборот естественным путем, если для тех, кто их возделывает, будут созданы необходимые условия, полагает большинство экспертов. Пока же наличие большого количества «свободной» земли — это не проблема земли как таковой, а результат других проблем, с которыми сталкиваются современные фермерские хозяйства, рассказывает заместитель председателя Московского крестьянского союза, член Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), фермер Сергей Балаев.

— Давайте посмотрим на это с другой стороны. В стране резко сократилось количество фермерских хозяйств. Почему люди бросают хозяйства? Основная причина — фермерам недоступны деньги. Кредиты им не то чтобы не дают, но количество одобренных заявок по сравнению с заявками поданными несравнимо. При этом агрохолдингам, конечно, кредиты дают на раз, — рассуждает он.

Земли_7

Сотрудники фермерского хозяйства в Гурьевском районе Калининградской области собирают урожай картофеля

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Отсутствуют и доступные точки сбыта: сельскохозяйственных рынков недостаточно, на те, которые остались, попасть можно только через перекупщиков, но продажи там, скорее всего, не будут покрывать издержек, уверен собеседник издания: «Основные продажи идут через торговые сети, но вход туда для фермеров пока закрыт по целому ряду причин. От незаинтересованности в сотрудничестве со стороны сетей до сложностей с обращением со свежей продукцией — ее нужно хранить особым образом, реализовать в короткие сроки и так далее».

Сократить издержки можно, если развивать сельское хозяйство на землях, расположенных поблизости от крупных городов, где есть возможность наладить сбыт и обеспечена инфраструктура. Однако такие участки сегодня чаще всего рассматриваются как предназначенные под ИЖС, рассуждает глава Ассоциации крестьянских (фермерских) подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда.

— Это в том числе позиция муниципалитетов. В Ленинградской области есть прецеденты, когда такие земли фермерам предлагают в аренду за миллион рублей в год — понятно, что никакое хозяйство они там вести не смогут, — объясняет собеседник издания.

Кроме того, до сих пор сложно бороться с недобросовестными собственниками такой земли. По закону сельскохозяйственные земли могут использоваться только по прямому назначению. Если этого не происходит, земля застраивается или не возделывается вовсе, участок у владельца может быть изъят. Однако для этого земли должны быть оформлены должным образом, объясняет фермер. Этого многие не делают — умышленно или просто потому, что получили их почти случайно в 1990-е и никогда не планировали ими заниматься. Отследить таких владельцев, чтобы изъять у них участки для возвращения в оборот, сегодня крайне сложно.

Земли_8

Торговля на сезонном рынке по продаже сельскохозяйственных продуктов для фермерских хозяйств

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Тем временем бесхозная земля зарастает лесом, а процесс ее рекультивации в сегодняшних условиях требует не только больших затрат, но и дополнительных согласований.

— В первую очередь нужно вырубить лес. Если земля государственная, вы не можете сделать это просто так. Вы должны разработать проект. Потом вы должны получить разрешение на вырубку. Потому что иначе вам могут предъявить претензию за то, что вы вырубили лес. Если вы не вырубили лес, то вам тоже предъявят претензии. Просто это будут разные органы — если лес стоит, вам предъявит претензии Россельхознадзор, а если лес срублен — накажет лесничество, — говорит Михаил Шконда.

Неучтенные миллионы

В первую очередь необходимо разобраться с тем, какая земля и в каком количестве имеется в России, уверена Наталья Шагайда.

— Все запутались с неиспользуемыми землями. Но как их можно использовать, если миллионы гектаров и не представлены в пользование? И какие это могут быть сельхозугодья, если ими не пользуются? Если только сенокосы или пастбища, — рассуждает собеседница издания. — Около 90% земли сегодня находится в государственной собственности, но участки не оформлены и не сформированы (без этого предоставлять их в собственность нельзя. — Прим. ред.).

Будет логично, если землю будут изымать у тех, кто ее не использует по назначению, и передавать государству, которое, в свою очередь, передаст землю фермерам, полагает Михаил Шконда. Но с выделением земель уже сегодня есть проблемы на уровне муниципалитетов. По закону процесс находится в их ведении, и позиции местных властей сильно отличаются, говорят фермеры. Где-то участки аграриям выделяются легко, где-то приходится действовать через суд.

Земли_9

Фермер Иван Панин на своем участке

Фото: РИА Новости/Игорь Онучин

В данной ситуации, если в оборот начнут возвращаться земли, остававшиеся в запустении, выиграть могут прежде всего крупные агрохолдинги, а не отдельные фермерские или крестьянские хозяйства. Сегодня именно в собственности крупных игроков сконцентрирована большая часть сельскохозяйственных угодий, при этом потенциал дальнейшего увеличения земельного банка для них уже исчерпан. Поэтому компании будут особенно заинтересованы в том, чтобы получить от государства новые участки — особенно если дорогостоящая рекультивация будет проведена за государственный счет, полагают и Наталья Шагайда, и Евгения Серова.

При этом небольшие хозяйства законом практически не защищены. В том числе нет никаких ограничений в отношении арендной платы, которую могут назначать крупные собственники небольшим хозяйствам, желающим воспользоваться их участками. Хотя постепенное возвращение земли в оборот должно осуществляться именно их силами.

— Для вовлечения земель в сельхозиспользование нужна общая благоприятная среда, позволяющая развиваться малому бизнесу в сельском хозяйстве. Это защита собственности, низкие барьеры для выполнения государственных требований, доступ к субсидиям, хорошие дороги, низкие тарифы, налаженные каналы взаимодействия с крупным бизнесом. Именно от малого бизнеса в первую очередь зависит устойчивость сельского развития. Главы этого бизнеса живут в селе в отличие от глав крупных агрохолдингов. Для первых это жизнь, для вторых — просто бизнес, — резюмирует Наталья Шагайда.

Земли неразграниченной собственности

Неразграниченная государственная собственность – земельные участки

Довелось мне в одно время ознакомиться с Государственным докладом о состоянии и использовании земель в РФ в 2010 году . И выплыл в этом Докладе интересный факт.

Оказывается, в России почти две трети земель как бы непонятно чьи. То есть они государственные, но при этом не принадлежат ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам. Так, из 1,7 млрд. гектаров территории РФ в собственности частных лиц (ФЛ и ЮЛ) находится 133 млн.

га (121 и 12 млн. га соответственно), при этом из оставшихся 1576 млн.

га государственной и муниципальной собственности принадлежит: Российской Федерации – 420 млн.

га, субъектам РФ – 7,7 млн. га, муниципалитетам – 3,2 млн. га. Конечно, у этой земли есть название – это т.н.

«неразграниченная госсобственность».

Но ведь по факту она не принадлежит на праве собственности ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам.

То есть вроде земелька принадлежит государству, но конкретно – никому.

Итак, в 90-х годах из-за несовершенства земельного законодательства разграничение госсобственности на землю вообще не проводилось.

Только в 2001 году был принят ФЗ

(сейчас он признан утратившим силу – ФЗ от .

2006 №53-ФЗ) и, начиная с 2002 года, начались работы по разграничению земель на федеральные земли, земли субъектов и муниципальные земли.

Как видно, на начало 2006 года (то есть через 4 года после начала разграничения) в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности почти ничего не появилось.

Лишь к концу «нулевых» субъекты и муниципалы заимели немного землицы, притом что львиная доля была разграничена в пользу Федерации.

До этой даты разграничение государственной собственности на землю было всеобъемлющим, то есть в отношении каждого земельного участка, не находящегося в частной собственности, должен был быть определен конкретный публичный собственник – Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Таким образом, разграничению подлежали все земли, находящиеся в государственной собственности.

Это означало, что в конце концов вся земля рано или поздно будет разграничена. Однако с 1 июля 2006 года (тот самый ФЗ от №53) был закреплен двойной режим публичной земельной собственности.

Теперь одна часть земель будет иметь конкретного собственника – Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование, а другая часть останется в неразграниченной госсобственности.

При этом большая часть неразграниченных земель с 1 июля 2006 года перешла в распоряжение муниципалитетов (только в Москве и СПб землей распоряжаются органы гос.

власти субъектов РФ), хотя ОМСУ могут только распоряжаться (но не владеть и пользоваться) имуществом (земельными участками), которое им не принадлежит и, возможно, никогда не будет принадлежать.

Таким образом, получается, что государство не особо спешит разграничивать землю, как бы давая сигнал остальным игрокам

Ведь, как видим, за последние годы если и шло разграничение, то в основном в пользу Федерации. И логика государства здесь вполне понятна.

Ведь собственность на землю всегда и везде означала власть.

А это значит, что разграничение государственной собственности на землю в условиях слабости федеральной власти усилит центробежные процессы, причем не только на региональном, но и на местном уровне.

А этого Кремль допустить не может – пожалуй, именно поэтому в последние годы идёт политика существенного ослабления регионов посредством перераспределения налоговых потоков от региональных бюджетов в федеральный.

И получается, что Москва просто опасается, что массово раздав земельку в собственность частникам и публичным образованиям, она рискует поиметь в будущем падение лояльности регионов и их попытки заявлять о своей относительной независимости от центра. Кроме этого есть и ещё одна причина для Москвы не спешить с раздачей земли.

Так, в случае разграничения много головной боли ей могут доставить и субъекты вполне лояльные политически, но почувствовавшие свою экономическую силу.

Например, прокладка федеральных трасс или расширение населенных пунктов станет для Центра при новых условиях делом не только хлопотным, но и затратным.

Ведь если сегодня изымать земельные участки и возмещать убытки приходится только гражданам и юридическим лицам-собственникам земельных участков, то в случае передачи земли публичным образованиям её придётся выкупать уже и у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

А это значит, что затраты Федерации существенно возрастут.

Порядок разграничения госземли

Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и передаче от собственника государству (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).

Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

  1. До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все лесные участки – это собственность федеральная).
  2. Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.
  3. С 01.07.2006 года было оформлено право РФ на землю принятием федерального закона – №137-Ф3 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности.

На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.

Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.

Например, основанием может быть нахождение на земельном наделе недвижимости, принадлежащей на праве собственности субъекту или муниципалитету.

В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.

Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:

  • расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
  • передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
  • другие случаи, прямо прописанные в законе.

Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.

Предназначение и использование неразграниченных земель

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

Муниципальные власти обладают полномочиями по предоставлению неразграниченных участков не только своих внутренних территорий, но и территорий сельских поселений, относящихся к муниципальному округу.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Как правило, публичный сервитут устанавливается по решению местных властей.Физические лица могут проверить сумму земельного налога, зная свой ИНН. Как это сделать, подробно описано в нашей статье.Что такое кадастровый план территории и как он выглядит? Вся информация .

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий