Полный текст статьи 20.2 кодекса об административных правонарушениях рф

Основы законодательства о митингах – какой митинг считается несанкционированным

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов, шествий, демонстраций. В статье четко прописано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия. Именно мирные, публичные мероприятия позволяют россиянам выразить свободно свои мысли, выдвинуть определенные требования по вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны.

Митинг как публичное, массовое мероприятие обязательно должен быть санкционирован. В Законе федерального уровня №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» прописано понятие митинга:

Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера
Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера”

Кроме того, в статье 5 того же закона обозначено, что организатор митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.

Также организатор обязан:

  1. Подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или в местную администрацию уведомление о проведении митинга. Уведомление представляет письменный документ, посредством которого передаются сведения о проведении митинга в целях обеспечения безопасности и правопорядка.
  2. За 3 дня до проведения митинга проинформировать властей о принятии или непринятии предложений об изменении места, времени митинга.

Организатор митинга не имеет право проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, или митинг не был согласован, не были согласованы изменения по ответу властей. Если же организатор проведет мероприятие, то митинг будут считать несанкционированным.

По сути, если организатор не сообщил местную администрацию о проведении митинга, проигнорировал выдвинутые требования, то митинг будет несанкционированным. Если же был получен положительный ответ от властей, то мероприятие можно проводить на законных основаниях.

Обратите внимание на еще один важный документ — регламент проведения митинга. В этом документе организатор должен сообщить повременное расписание, или почасовой план основных этапов публичного, массового мероприятия

Также стоит указать всех ответственных лиц и задействованные транспортные средства. В случае непредоставления регламента местным властям, митинг будет незаконен!

Когда еще митинг будет незаконным?

  1. Если его организатором выступает лицо, ограниченное в дееспособности или недееспособное.
  2. Если организатор — гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение административных правонарушений.
  3. Если организатором захотела стать политическая партия, общественное или объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.

За проведение несанкционированного митинга грозит административная и даже уголовная ответственность.

Публичное выражение общественно-политических интересов

Для этого предусмотрены такие массовые мероприятия как митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование. Отличаются они лишь порядком проведения, например, митинг предполагает массовое присутствие граждан в определённом месте под открытым небом, а уличное шествие – их организованное движение по пешеходной или проезжей части улицы, площади (абз. 5, 6 ст. 2 Закона о массовых мероприятиях).

Целями этих массовых мероприятий являются не только выражение общественно-политических настроений, но и:

  • привлечение внимания к каким-либо проблемам;
  • выражение гражданами отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций;
  • решение вопросов, затрагивающих интересы граждан;
  • протест.

Ограничений по участникам в митингах нет. Даже военнослужащие могут их себе позволить, но только в свободное от службы время (ч. 2 ст. 7 Закона о статусе военнослужащих).

Организаторами этих массовых мероприятий могут выступать граждане при условии, что в них будут участвовать не более тысячи человек. Организовывать массовые мероприятия с количеством участников свыше тысячи могут только политические партии, профессиональные союзы и иные организации (ч. 2 ст. 4 Закона о массовых мероприятиях).

На заметку! Запрещено привлекать к участию в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации и пикетировании граждан за материальное вознаграждение (ч. 4 ст. 10 Закона о массовых мероприятиях).

Для проведения массового мероприятия нужно заблаговременно (за 15 дней до планируемой даты) подать в исполком заявление с обязательством организаторов об их ответственности. О принятом решении исполком уведомит организаторов за 5 дней до даты планируемого массового мероприятия (ч. 1 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях).

При этом организаторам придётся учитывать некоторые ограничения. Так, проводить митинг или уличное шествие можно только с 8 до 22 часов. Если митинг планируется, например, у здания суда, прокуратуры или исполкома, потребуется выдержать определённое расстояние — не менее 50 метров (абз. 5 ч. 3, ч. 6 ст. 9 Закона о массовых мероприятиях). Также во время массового мероприятия запрещено:

  • препятствовать движению транспорта и пешеходов;
  • устанавливать палатки, иные временные сооружения;
  • препятствовать сотрудникам ОВД выполнять служебные обязанности;
  • пользоваться незарегистрированными флагами, вымпелами и прочее.

Кроме того, организаторам придётся заключить договоры и оплатить (ч. 3 ст. 6 Закона о массовых мероприятиях):

  • услуги по охране общественного порядка. Их оказывают ОВД;
  • расходы, связанные с медицинским обслуживанием;
  • уборкой территории после проведения на ней массового мероприятия;
  • другие обстоятельства, влияющие на обеспечение общественной безопасности.

Если все требования по организации и участию в массовом мероприятии соблюдены, то оно считается санкционированным, т.е. разрешённым, законным. Если порядок нарушен, наступает ответственность. В зависимости от последствий – административная или уголовная.

Например, за участие в несанкционированном митинге участнику грозит предупреждение, или административный штраф до 30 БВ, или арест (ч. 1 ст. 23.34 КоАП). Если он участвовал в нем за деньги, то штраф от 30 до 50 БВ или арест (ч. 4 ст. 23.34 КоАП).

Если в ходе несанкционированного массового мероприятия причинены телесные повреждения окружающим или нанесён ущерб в крупном размере, то наступает уголовная ответственность. Это арест либо ограничение или лишение свободы на срок до трёх лет (ст. 369-3 УК).

Агрессивное поведение группы людей в ходе несанкционированного мероприятия в виде совместного вооружённого сопротивления представителям власти, поджогов, погромов, насилия над окружающими или уничтожении имущества признают массовыми беспорядками. Такие действия могут повлечь за собой лишение свободы на срок от трех до восьми лет (ч. 2 ст. 293 УК)..

Комментарий к статье 20.17. КоАП РФ:

1. Положения данной статьи обеспечивают охрану отношений, возникающих при охране определенных объектов в Российской Федерации. Она предусматривает административную ответственность за нарушение порядка, установленного федеральными законами и иными нормативными правовым актами РФ. В частности, в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с изм. и доп.) милиция обязана охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество, давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности, имеет право не допускать граждан на отдельные участки местности или объекты. В соответствии с Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.) одной из основных задач внутренних войск является охрана важных государственных объектов и специальных грузов (ст. 2). Правительство РФ утверждает перечни важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками (ст. 11). Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» (с изм. и доп.) определены понятия «охраняемый объект» и «пропускной режим», а также указано, что перечень охраняемых объектов определяется федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими право на создание ведомственной охраны, и утверждается в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 8). Перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 (с изм. и доп.).

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения составляет проникновение на охраняемый объект без соответствующего разрешения.

4. Субъект данного правонарушения — физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5

С субъективной стороны нарушение, совершенное гражданином либо должностным лицом, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3), органов ведомственной охраны (п. 7 ч. 5 ст. 28.3), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. 78 ч. 2 ст. 28.3).

России стоит перенять опыт Европы и США по ужесточению законов

Кроме того, следует пересмотреть вопрос ответственности лиц, которые организуют незаконные митинги и призывают людей к провокациям и беззаконию. На данный момент нарушение установленного порядка организации или проведения митинга предусматривает лишь административную ответственность по статье 20.2 КоАП РФ. Лишь при систематическом нарушении данной статьи появляются основания для рассмотрения уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ. Организаторы незаконных акций оппозиции готовы пойти на неоднократное нарушение закона, поскольку им не грозит ничего, кроме штрафа.

Очевидно, что для пресечения незаконных действий необходимы более жесткие меры. В данном случае России стоит перенять опыт европейских стран, на либерализм которых так любят ссылаться представители оппозиции РФ при критике властей.

Во Франции проведение незаконных митингов, как и изменение условий согласованных акций в ходе мероприятия, наказываются штрафом в 7500 евро, а также тюремным заключением на 6 месяцев. Великобритания так же жестко пресекает несанкционированные акции на законодательном уровне. Наказанием за нарушение закона о проведении митингов является заключение на 3 месяца и штраф в 1000 фунтов. В США законы еще жестче. Решивший устроить несанкционированный митинг может отправиться в тюрьму на срок до 10 лет. За нарушения в ходе протестных акций с порчей имущества любой митингующий хулиган может рассчитывать на штраф до 3000 долларов.

https://youtube.com/watch?v=LCtQX5wyIA8

Что делать если оказывается давление и могут ли задерживать прямо в отделении милиции?

Каждый гражданин вправе внести в протокол действия сотрудников МВД, которые считает незаконными. Никто не может угрожать, применять физическую силу и заставлять признавать вину в том, что не было совершено. Гражданин РБ может написать соответствующее заявление и подать жалобу в прокуратуру или в суд на незаконные действия правоохранителей.

Что касается задержания, то оно возможно не более чем на 3-ое суток, пока суд не примет решение касательно задержанного. На основании постановления гражданина:

  • признают невиновным;
  • дают предупреждение либо штраф;
  • продолжает отбывать административный арест (часы задержания до суда входят в срок).

Авторы Гайдпарка

  • Клон Дьявола

    К войне готовы

    Читать полностью

  • Александр Ожегов

    Как США и Украина на Генассамблее ООН пытались реабилитировать фашизм

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    Савченко после выступления: Путина Украина распадется

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    «Автоваз» начал производство нового внедорожника Lada Niva Travel

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    Постоянно ругающие Россию либералы бросились прививаться отечественной вакциной

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    Байден назвал гомосексуализм лучшей стороной национального характера

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Американский ЗРК выпустил несколько тысяч снарядов но не смог отразить ракетный обстрел

    Читать полностью

  • Александр Попов

    В США решили отказаться от атомных авианосцев из-за новейшей российской ракеты

    Читать полностью

  • Миколо Стецько

    Трамп получил благодарность за освобождение основателя WikiLeaks Ассанжа

    Читать полностью

  • Mи Lа

    Новогоднее обжорство.Хроники московского быта

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    На Украине струханули реакции РФ на водную блокаду Крыма

    Читать полностью

  • Михаил Липягов

    Новые горизонты не дотягивающие до давно минувших

    Читать полностью

Несанкционированный митинг: отличительные черты

Право на проведение и участие в митингах гарантируется всем россиянам Конституцией (ст. 31). Под митингами понимается массовый сбор людей в определенном месте в целях выражения своей позиции по важным проблемам.

В России возможность проведения и участия в митингах ограничивается ФЗ-54 от 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В частности, указанный правовой акт регламентирует порядок организации митингов, состав его участников, правила предоставления места, основания для прекращения и приостановления митинга и иные вопросы.

Данный ФЗ ввел запрет на незапланированный сбор людей на митинг. Согласно нормам, которые в нем содержатся, организаторы митинга должны предварительно подать заявку на проведение митинга в субъект, на территории которого будет проводиться митинг.

После того как сам митинг был согласован, необходимо пройти согласование места проведения массового собрания. В местах, где проведение митинга может нарушить работу транспортной сети, инфраструктурных объектов, примыкающих к зданиям власти, проведение митингов запрещается.

Если указанные аспекты были согласованы с властями, то такой митинг считается санкционированным. В противном случае мероприятие является несанкционированным и грозит привлечением организаторов и участников митинга к административной ответственности. В исключительных ситуациях организаторы могут понести и уголовное наказание.

Субъектом данного правонарушения является организатор или участник несанкционированного митинга или иного публичного мероприятия. К обязанностям участников митинга относится:

  • исполнение законных требований организаторов мероприятий, представителей властных структур  и органов местного самоуправления, правоохранительных органов;
  • соблюдение общественного порядка, правил безопасности дорожного движения.

Под организацией публичного мероприятия понимаются действия по оповещению участников о месте и времени его проведения, согласование акции с соответствующим органом исполнительной власти, изготовление средств наглядной агитации, прочие действия, которые не противоречат правовым нормам РФ.

Объектом, на который направлено преступление, является общественный порядок и безопасность. Объективная сторона преступления состоит в действиях или бездействии, которые выражаются в нарушении установленных законодательством норм. Субъективная сторона преступления состоит в наличии вины.

В качестве квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления, которые ужесточают наказание за него, выступают:

  • создание помех пешеходному и автотранспортному движению;
  • превышение норм заполняемости территории;
  • причинение вреда здоровью или имуществу;
  • организация либо проведение митинга в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов, активное участие в таких публичных мероприятиях.

Могут ли меня вызвать не по административному делу?

Вас могут вызвать и по уголовному делу, поэтому так важно сразу уточнить у сотрудника милиции, в качестве кого и по какому делу вас вызывают, а лучше потребовать повестку, где все будет указано. Как вести себя в уголовном процессе, читайте в нашем проекте «Если к вам пришли»

Кроме того, вас могут пригласить на беседу (опрос) в рамках проведения оперативно-разыскных мероприятий. Оперативно-разыскную деятельность (ОРД) осуществляют милиция и КГБ, пограничники и таможенники, Госконтроль и армейская разведка, Служба безопасности президента и Оперативно-аналитический центр при президенте. Можно ли вообще не идти на такой опрос? По Закону «Об органах внутренних дел», сотрудники милиции вправе вызвать вас, каким образом — законом не урегулировано. Поэтому если оперативники прислали повестку, приехали за вами домой или на работу, это можно расценивать как вызов. Задержать и принуждать поехать с ними они не вправе. Но отказ от явки в милицию может трактоваться как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий (ст. 23.4 КоАП — штраф 2−50 базовых или административный арест). Так что лучше оговорить время, прийти и отказаться отвечать на вопросы, если вы не свидетель по делу и если вы не хотите добровольно о чем-либо сообщать органам. Отвечать на вопросы — ваше право, но не обязанность.

Вот как может выглядеть ваш диалог в случае, если вы не хотите добровольно о чем-либо сообщать органам:

— У вас уголовное дело в отношении меня? — уточняете вы.

— Нет, — отвечают вам.

— Административное дело?

— Нет.

— Я свидетель?

— Нет.

— Это оперативно-разыскное мероприятие?

— Да.

— В таком случае я отказываюсь в нем участвовать.

Важно понимать: если вы согласились говорить, ваши ответы могут пойти в оперативное дело. Если потом дойдет до уголовного дела, сведения могут быть легализованы в процессе расследования — и вы можете перейти в статус свидетеля

И тогда вы будете уже обязаны дать показания, иначе вас привлекут к уголовной ответственности (ст. 402 УК — штраф, исправительные работы до 2 лет или арест).

Можно ли прийти на опрос, проводимый в рамках ОРД, с адвокатом? По Конституции, каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления защиты своих прав и свобод (ст. 62). Но другими законами участие адвокатов в оперативных опросах и профилактических беседах не урегулировано. Поэтому на практике адвокатов часто не пускают на подобные мероприятия

Важно знать и настаивать в таких случаях, что Конституция имеет прямое действие и высшую юридическую силу

Ответственность за несанкционированные митинги

Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Данная статья предусматривает разные меры наказания в зависимости от совершенного противоправного деяния, а также для разных категорий нарушителей: граждан, должностных и юридических лиц. В зависимости от тяжести совершенного нарушения им может грозить штраф, обязательные работы или арест.

Субъектом правонарушения в качестве организатора могут быть граждане в возрасте от 18 лет при организации шествия, пикетирования или демонстрации или лица от 16 лет при организации митингов и собраний. Также организаторами могут являться политические партии и их региональные подразделения, а также общественные организации и объединения. Ответственность для организаторов митингов наступает по нормам ст. 20.1-20.4.

Под участниками публичного мероприятия понимаются граждане, члены партий, общественных и религиозных объединений, которые добровольно приняли участие в митинге. Ответственность для участников наступает по нормам ст. 20.5-20.6.1.

Ответственность за несанкционированные митинги по нормам 20.2 КоАП прописана в таблице.

Статья КоАП Характер нарушения Ответственность для граждан Ответственность для должностных лиц Ответственность для юридических лиц
20.2.1 Нарушение порядка проведения митинга, демонстрации, собрания,  шествия, пикетированиия Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 40 часов Штраф от 15 до 30 тыс. р. Штраф от 50 до 100 тыс. р.
20.2.2 Организация публичного мероприятия без подачи соответствующего уведомления Штраф от 20 до 30 тыс. р. или обязательные работы до 50 часов, административный арест до 10 суток Штраф от 20 до 40 тыс. р. Штраф от 70 до 200 тыс. р.
20.2.3 Если несанкционированный митинг привел к возникновению помех в работе транспортной или социальной инфраструктуры, превышению нормативов по максимальной заполняемости территории Штраф от 30 до 50 тыс. р. или обязательные работы до 100 часов, административный арест до 15 суток Штраф от 50 до 100 тыс. р. Штраф от 250 до 500 тыс. р.
20.2.4 Если в результате несанкционированного митинга был нанесен ущерб здоровью человека или имуществу (при отсутствии признаков уголовного преступления) Штраф от 100 до 300 тыс. р. или обязательные работы до 200 часов, административный арест до 20 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 400 тыс. р. до 1 млн. р.
20.2.5 Нарушение участником публичного мероприятия порядка его проведения Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 40 часов
20.2.6 Если в результате действий по ст. 20.5 был нанесен ущерб здоровью человека или имуществу (при отсутствии признаков уголовного преступления) Штраф от 150 до 300 тыс. р. или обязательные работы до 200 часов, административный арест до 15 суток
20.6.1 Если участие в несанкционированном митинге привело к возникновению помех в работе транспортной или социальной инфраструктуры, превышению нормативов по максимальной заполняемости территории, препятствовало доступу граждан к жилым домам Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 100 часов, административный арест до 15 суток Штраф от 50 до 100 тыс. р. Штраф от 200 до 300 тыс. р.
20.7 Организация или проведение публичного мероприятия вблизи от территории ядерной установки, источника радиации или пункта хранения ядерных материалов Штраф от 150 до 300 тыс. р. или обязательные работы от 40 до 200 часов, административный арест до 30 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 500 тыс. р. до 1 млн. р.
20.8 Повторное совершение преступления, предусмотренного ч. 1-6.1 Штраф от 150 до 300 тыс. р. или административный арест до 15  суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 500 тыс. р. до 1 млн. р.

Дела об административных правонарушениях по ст. 20.2 рассматриваются судьями на основании ч. 1 ст. 23 КоАП РФ. При этом протоколы об административных правонарушениях составляются сотрудниками полиции.

Согласно Постановлению КС ст. 20.2 КоАП была признана частично не соответствующей конституционным нормам, так как ущемляет право россиян на участие в митингах и шествиях.

Таким образом, проведение и участие в несанкционированных митингах и прочих публичных мероприятиях грозит лицам привлечением к административной ответственности. Меры наказания за несанкционированные митинги содержатся в 20.2 ст. КоАП. Они предусматривают наказание в виде крупного штрафа, обязательных работ или административного ареста. Ответственность наступает как для организаторов, так и для рядовых участников митинга.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

За что могут наказать?

Норма статьи несколько размыта, так как приговорить могут даже за то, что участники митинга просто мешали гражданам пройти к социально значимым объектам – аптеке, банкомату, школе или поликлинике. Собственно, и само понятие социально значимого объекта можно трактовать так, как будет удобно.

За «создание помех» полиции гражданам при проведении митинга также могут ужесточить наказание – назначить максимально возможный срок ареста или штрафа. Под «созданием помех» можно предусмотреть все, что угодно – от того, что участник митинга стоял на пешеходном переходе до того, что он вовсе стоял не там, где можно.

Как проводить митинг правильно

Понятие митинга определено ФЗ №54 от 19.06.2004 г. Это публичное собрание граждан в установленном месте с целью высказывания мнения о политических или общественных проблемах.

Согласно требованиям законодательства РФ, любое публичное мероприятие граждан должно быть организовано следующим образом:

  • Сначала проводится работа среди потенциальных участников, определяется тема, порядок проведения публичного собрания;
  • Затем организаторы подают уведомление в соответствующий местный орган исполнительной власти;
  • Совместно согласовывается место и время;
  • Уполномоченный орган выдает разрешение на проведение митинга;
  • Организаторы проводят работу по агитации участников;
  • В назначенный день проводится митинг.

Если собрание проводится без получения разрешения, оно становится несанкционированным.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий