Как менялась действующая конституция россии

Содержание Конституции России

По содержанию Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

Определение

Преамбула — вводная или вступительная часть нормативного акта.

В ней определяются цели и задачи государства, а именно: утверждение прав и свобод человека, обязательности соблюдения демократических основ, а также мира в РФ, сохранение единства страны, возрождение суверенитета, обеспечение благополучия России.

Первый раздел

Он включает девять глав:

  1. Основы конституционного строя. Здесь говорится об основополагающих принципах законов Российской Федерации.
  2. Права и свободы человека и гражданина. В данной главе речь идет об основных правах и обязанностях граждан РФ.
  3. Федеративное устройство. В этой части первого раздела можно узнать о государственном устройстве России, о территориальном делении и о полномочиях, которые закреплены за каждой административной единицей государства.
  4. Президент Российской Федерации. Здесь говорится об условиях, при которых человек может стать президентом РФ, об его обязанностях и правах.
  5. Федеральное Собрание. В данной главе речь идет о парламенте России, о его делении на две палаты. Верхняя — это Совет Федерации. Нижняя — это Государственная Дума.
  6. Правительство Российской Федерации. В этом пункте можно узнать о полномочиях правительства Российской Федерации, а также о председателе правительства.
  7. Судебная власть. Здесь говорится о классификации и иерархии судов РФ, а также об их полномочиях.
  8. Местное самоуправление. В этой части первого раздела речь идет о том, что такое местное самоуправление, о его назначении и обязанностях.
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Это заключительная глава раздела. В ней представлены возможности внесения поправок в Конституцию России.

Второй раздел

Он называется «Заключительные и переходные положения». В нем:

  • приведены положения о введении новой Конституции;
  • представлено соотношение Конституции и Федеративного договора;
  • определен порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, которые действовали до вступления в силу данной Конституции;
  • рассмотрены основания, на которых действуют ранее образованные органы.

Не все законы одинаково полезны

Совет Федерации/flickr.com

На последнем заседании Совет Федерации рассмотрит законы, которые в последнее время вызвали общественный резонанс. Это и документ о применении санкций за ограничение доступа россиян к общественно значимой информации в РФ, который в юридическом сообществе уже окрестили попыткой создать нечто вроде «великого китайского Firewall». Кроме того, сенаторам предстоит одобрить введение уголовной ответственности за злостное нарушение физическими лицами, СМИ и незарегистрированными общественными объединениями требований закона о получении статуса иноагента. Как считают эксперты, опрошенные NEWS.ru, таким образом в стране создаются условия для избирательных репрессий.

В повестке заседания Совета Федерации также значится инициатива о запрете возбуждать дела о сбыте наркотиков без доказательства их передачи. Поправка вносится в статью Уголовного кодекса, по которой в прошлом году был задержан известный журналист-расследователь Иван Голунов. Правда, в профессиональном сообществе опасаются, что предлагаемые изменения никак не повлияют на возможность сфабриковать дело. Накануне профильный комитет СФ по конституционному законодательству и госстроительству палате отклонить закон на пленарном заседании.

По мнению главы комитета Андрея Клишаса, обязав следователя проводить полноценное расследование ещё до возбуждения уголовного дела, законодатель никак не решит проблему необоснованного вовлечения граждан в доследственные проверки и расследование уголовных дел. При этом сенатор опасается, что таким образом правоохранительным органам будет дано дополнительное основание, которое позволит им не возбуждать уголовное дело при наличии всех признаков состава преступления.

Федеративное устройство

В статью 67 вводится специальный термин – «федеральные территории». Создаваться такие зоны будут на основании закона. Этим же документом определят структуру публичной власти. Особенностью станет прямое подчинение центральному аппарату. Предполагается, что территории создадут в местах расположения стратегических объектов, заповедников, военных баз. Местные и региональные власти окончательно утратят контроль в отношении этих территорий.

Кроме того, в норме появится прямой запрет действий, направленных на отчуждение российских земель. Исключение сделано для следующих случаев:

  1. Делимитация – установление границы со смежным государством в результате переговоров.
  2. Демаркация – формирование границ с установкой специальных знаков на основании международных документов.
  3. Редемаркация – уточнение или восстановление пограничных столбов и меток.

В Конституции РФ должна появиться новая статья 67.1 об историческом наследии. Россия признается  правопреемником советского государства. Это касается активов за пределами страны, членства в международных объединениях, участия в договорах.

В основном законе будет указано на основные ценности. К таковым отнесли государственное единство, веру в Бога, сохранение памяти предков, почтение к защитникам Отечества, историческую правду. Приоритетом признаны дети, а именно их всестороннее развитие, воспитание и образование

Особое внимание уделено взращиванию в несовершеннолетних гражданах патриотических чувств и уважения к старшему поколению

В статью 68 предлагают включить положение о защите уникальной многонациональной культуры РФ. Уточнению подверглись и нормы о коренных народах. Государство гарантирует сохранение самобытности, а также оказание поддержки соотечественникам за рубежом. Поправки в ст. 70 позволят переносить места постоянного пребывания органов власти из Москвы в другие города.

Уточнению подвергся и объем полномочий Российской Федерации. В норме появились упоминания об информационных технологиях, электронной безопасности. На федеральном уровне будут устанавливать ограничения для региональных и муниципальных служащих. Централизация власти усилится. Одновременно скорректировали требования к чиновникам:

Уровень

Минимальный возраст

Гражданство и место жительства

Имущество

Глава субъекта РФ

30 лет

На должность назначаются только россияне. Наличие иностранного гражданства делает невозможным занятие поста.

Запрещено открывать вклады или хранить ценности в иностранных учреждениях за рубежом

Руководитель федерального органа власти

Вопросы совместного ведения РФ и регионов практически не изменились. Список пополнился молодежной политикой.

В статье 72 особо выделили определение брака. Таковым признан союз мужчины и женщины. Акцент сделали на необходимости поддержания здорового образа жизни, создании благоприятных условий воспитания детей. Этими проблемами власти будут заниматься совместно.

В статью 75 Конституции РФ ввели положения о минимальной оплате труда на уровне прожиточного минимума. Здесь же закреплено обязательство о ежегодной индексации пенсий, актуализации социальных пособий, адресной поддержке граждан. Основной закон страны дополняется ст. 75.1. Норма признает обязанностью государства создание условий экономического роста и улучшение благосостояния населения.

В статье 79 устанавливается приоритет российского права над международным. Если решения, например, Европейского суда будут противоречить Конституции РФ, исполнять их откажутся. Одновременно в основной закон страны вводится норма о принятии мер к укреплению и обеспечению мира на планете. Действовать Россия обязана с учетом принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Серьёзное испытание

Совет Федерации завершает парламентскую сессию. Сенаторам предстоит рассмотреть более 80 вопросов. Всего же за год российский парламент принял более 540 законов, а спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала прошедшую сессию «серьёзным испытанием для парламентариев».

Отвечая на вопрос о наиболее значимых законодательных актах, Валентина Матвиенко обратила особое внимание на пакет из 25 законов, направленных на реализацию поправок к Конституции, а также подчеркнула важность закона о бюджете на 2021 год, принятого в условиях пандемии. Кроме того, сенатор отметила законы о регулировании дистанционной работы, введении прогрессивной шкалы налогообложения и поправки, защищающие интеллектуальную собственность

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, со своей стороны, также отметил, что работа законодателей в 2020 году проходила в непростых условиях и что система ограничений не позволяла парламентариям выйти на максимальную эффективность. Тем не менее спикер нижней палаты парламента выделил ряд важных решений Госдумы, таких как принятие бюджета, продление программы материнского капитала и обеспечение школьников горячим питанием.

Что гарантировано гражданам России

Теме гарантий посвящена Глава вторая, состоящая из 47 статей. В каждой из них содержится перечень прав, которые принадлежат всем гражданам от их рождения при условии, что их реализация не нарушает конституционных прав других людей. На словосочетании «при условии» и построена юридическая система страны. Например, человек, лишивший жизни другого человека, теряет своё право на свободу или даже на жизнь.

Это «условное» наделение граждан правами отражается и в некоторых статьях Конституции. Например, статья 20 каждому человеку (гражданство не уточняется) гарантирует право на жизнь. Это означает, что все государственные структуры обязаны защищать каждого человека, находящегося в зоне юрисдикции России, от посягательств на его жизнь.

Однако это не касается тех, кто за лишение жизни другого человека приговорён к смертной казни. Выходит, что при определённых условиях государство намеренно не выполняет взятых на себя обязанностей. И хоть в России давно действует мораторий на смертную казнь, это не является основанием для отмены второй части статьи 20.

Аналогичное противоречие содержится и в ст. 22, дающей людям право на личную свободу. Однако, если кто-то по отношению к другим людям нарушил это право, то он может быть лишён свободы на 48 часов (без суда) или, если по решению суда, то на длительный срок.

Кроме того Конституция гарантирует людям права на:

  • личную тайну;
  • свободу слова как выражение мысли;
  • неприкосновенность своего жилища;
  • свободу передвижения;
  • произвольный выбор места проживания;
  • произвольный выбор вероисповедания и родного языка;
  • передачу информации, за исключением сведений, составляющих гостайну;
  • защиту от цензуры;
  • свободу экономической деятельности, не нарушающую антимонопольное законодательство;
  • частную собственность;
  • наследование имущества;
  • владение земельными участками;
  • труд в безопасных условиях;
  • отдых;
  • пенсии и соцобеспечение;
  • защиту материнства и детства;
  • собрания и шествия мирного характера;
  • жилище через предоставление квартир по договорам соцнайма;
  • охрану здоровья;
  • бесплатную медпомощь;
  • благоприятную среду;
  • участие в управлении обществом и государством;
  • возмещение вреда, нанесённого экологической среде;
  • информацию о состоянии экологической среды;
  • бесплатное образование на дошкольном, основном общем и среднем профессиональном уровне;
  • творческую самореализацию;
  • охрану интеллектуальной собственности;
  • защиту в суде.

Самостоятельно свои права люди могут осуществлять с 18 лет. До этого заботу об обеспечении конституционных гарантий берут на себя родители, опекуны и другие законные представители несовершеннолетних граждан.

Особенности Конституции РФ 1993 года

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более 200 лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.) Срок действия российских конституций небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции были по своей сущности советскими, фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан пользоваться широкими правами и свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция РФ существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г. Ей присущи следующие особенности.

Это в основном деидеологизированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, это положение пока не реализовано.

В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и две трети голосов общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

Конституция РФ — это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не до конца претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Суды и прокуратура

Поправки ужесточают требования к служителям Фемиды. Занимать посты вправе лица, достигшие 25 лет. Не допускается наделение полномочиями людей, имеющих иностранное гражданство или право на постоянное проживание за рубежом. Судьям запрещено хранить деньги и ценности за границей. Требования к наличию юридического образования и стажа в 5 лет сохранено.

Число членов Конституционного суда РФ сокращается с 19 до 11 человек. Компетенция инстанции уточнена. Здесь рассматриваются дела о соответствии основному закону страны:

  • федеральных актов, документов, изданных Президентом, Правительством и иными органами власти;
  • уставов краев, областей, округов, конституций республик, нормативных актов местного значения;
  • соглашений между отдельными субъектами федерации, муниципалитетами, РФ;
  • не приобретших силу международных договоров.

Конституционный суд РФ продолжит рассматривать жалобы о нарушении прав и свобод людей, проверять законность спорных актов. На этом уровне будут оценивать допустимость исполнения решений межгосударственных объединений. Основаниями процессов станут противоречия таких документов Конституции России.

Кроме того, инстанция начнет проверять порядок выдвижения обвинений против Президента РФ и оценивать конституционность актов, на которых наложено вето. Статус Верховного суда России тоже уточняется. Определение стало более полным.

Назначение ключевых фигур в высших инстанциях судебной власти будет зависеть от главы государства. Поправки наделяют президента полномочием по выдвижению кандидатур для утверждения Советом Федерации РФ.

Полной переработке подверглась ст. 129. В новой редакции приводится официальное определение прокуратуры – надзорного ведомства. Руководитель структуры и его заместители назначаются и отстраняются от должности Президентом РФ. Верхняя палата парламента может лишь консультировать главу страны по этому вопросу.

Оглавление КРФ

  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя
      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство
      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации
      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание
      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации
      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура
      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление
      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Беларусы потеряют всеобщее право на бесплатную медицинскую помощь

Так, в статье 45 фактически исключается всеобщее право на оказание бесплатной медицинской помощи.

СЕЙЧАС В КОНСТИТУЦИИ ТАК:

“Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культ ы и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда”.

ВЛАСТИ ХОТЯТ ИЗМЕНИТЬ НА:

В предлагаемой редакции Конституции отсутствуют гарантии на оказание бесплатной медицинской помощи: “Получение платной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, частных медицинских организациях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, производится в порядке, установленном законодательными актами”.

Будет закреплен приоритет международных договоров перед законом страны

СЕЙЧАС В КОНСТИТУЦИИ ТАК (СТАТЬЯ 8):

Ранее в статье обозначалась приоритетность Конституции перед международными договорами: “Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции”.

ВЛАСТИ ХОТЯТ ИЗМЕНИТЬ НА:

В статье 8 предлагаются правки, которые закрепят приоритетность международных договоров. В новой редакции, статья 8 гласит “Международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ СЧИТАЕТ, ЧТО ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДОЛЖНЫ ГАРАНТИРОВАТЬ СОБЛЮДЕНИЕ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ:

  • сменяемость власти, включая ограничение на нахождения президента у власти в течение не более двух сроков;
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти;
  • проведение свободных и демократических выборов;
  • неприкосновенность независимости и территориальной целостности Республики Беларусь.

Позиция КС остается неизменной – сначала исполнение основных требований беларуского народа, затем новая Конституция. Под основными требованиями имеются в виду:

  • Прекращение политического преследования граждан Республики Беларусь со стороны властей, возбуждение уголовных дел по фактам насилия, привлечение виновных к ответственности.
  • Освобождение всех политических заключенных, отмена неправомерных судебных постановлений, выплата компенсаций всем пострадавшим.
  • Проведение новых выборов по международным стандартам с новым составом всех комиссий по выборам, включая Центральную комиссию.

Хронология

  • 15 января — Президентом предложены поправки в Конституцию. Сформирована рабочая группа для подготовки предложений о внесении поправок. Состав группы можно посмотреть в документе на сайте Кремля.
  • 20 января — законопроект о поправках вынесен на рассмотрение нижней палаты парламента.
  • 23 января — Госдума единогласно приняла в первом чтении президентский законопроект о поправке к Конституции.
  • 03 февраля. Опубликован опрос ВЦИОМа. Около 80% россиян считают поправки, предложенные президентом страны Владимиром Путиным важными и поддерживают их.
  • 11 февраля. Кремль объявит дополнительный выходной для голосования по Конституции.
  • 4 марта – предложение принять законопроект во втором чтении с учетом новых поправок.
  • 10 марта – законопроект принят Госдумой во втором чтении.
  • 10 марта – внесение текста законопроекта к третьему чтению.
  • 11 марта – принятие закона Госдумой и его направление в Совет Федерации.

По результатам работы были приняты два важных решения:

  1. Обнуление президентских сроков действующего Президента. Это означает, что после принятия поправок к Конституции РФ и при согласии Конституционного суда РФ нынешний Президент будет иметь возможность вновь дважды избираться на свой пост, согласно действующему законодательству, но без учета его предыдущих президентских сроков. При этом данная поправка не означает отмену ограничения по количеству президентских сроков.
  2. В Конституции РФ появится упоминание бога: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство». При этом РФ все так же останется светским государством. Упоминание бога в Конституции не означает наличия официальной государственной религии.

Ознакомиться со всеми изменениями можно в сравнительной таблице.

❗ Регламент и процедура голосования

В день, когда будет назначено голосование, гражданину следует явиться на свой избирательный участок. Места, где они находятся, можно узнать в региональных СМИ или в интернете. Также можно ожидать, что ближе к дате голосования будут расклеены объявления с указанием, где находятся участки, и жители каких территорий смогут на них голосовать без открепительных документов.

В день голосования необходимо явиться в помещение избирательного участка, имея при себе один из следующих документов:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Военный билет.
  3. Временное удостоверение личности – для тех, кто восстанавливает паспорт после утраты или же находится в процессе его обмена по возрасту.
  4. Загранпаспорт РФ – для находящихся за рубежом и голосующих на развёрнутых там участках.
  5. Для лиц, до сих пор не обменявших советский паспорт на российский, можно голосовать по паспорту СССР – но при условии, что в нем есть вкладыш о гражданстве, или стоит отметка о прописке в любом населённом пункте России по состоянию на 28 ноября 1991 года.

Явившись на пункт для голосования, гражданин должен предъявить документ членам комиссии. После того как те проверят списки и убедятся, что избиратель в них значится, ему будет выдан бланк для голосования. С ним необходимо:

  • пройти в кабину для голосования (закон гарантирует, что волеизъявление избирателя является тайным, и никто не вправе знать, какой вариант на голосовании был выбран);
  • проставить отметку в бланке;
  • опустить бюллетень в урну.

На этом для гражданина процедура голосования будет окончена.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий