Что должна включать в себя должностная инструкция учителя начальных классов? права и обязанности педагога

Донесения

II. Должностные обязанности

В обязанности учителя входит:

1. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования:

— Формирование
общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира

— Определение
на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином
предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития

— Определение
совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими
участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог,
методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при
необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной
программы развития обучающихся

— Планирование
специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или
отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми
образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и
собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и
модификация планирования

— Применение
специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ
повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения

— Совместное
с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов
перевода, произношения

— Организация
олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и
др.

2. Воспитательная
деятельность:

— Регулирование
поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

— Реализация
современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы,
используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

— Постановка
воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их
способностей и характера

— Определение
и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной
организации

— Проектирование
и реализация воспитательных программ

— Реализация
воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной,
игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

— Проектирование
ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру
переживаний и ценностные ориентации ребенка)

— Помощь
и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

— Создание,
поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

— Развитие
у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду
и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры
здорового и безопасного образа жизни

— Формирование
толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

— Использование
конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей)
обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

3. Развивающая
деятельность:

— Выявление
в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с
особенностями их развития

— Оценка
параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной
образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия
в школе

— Применение
инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики
развития ребенка

— Освоение
и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных),
необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные
дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью

— Оказание
адресной помощи обучающимся

— Взаимодействие
с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

— Разработка
(совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями
(законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

— Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

Должностные обязанности

Преподаватель:

2.1. Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

2.2. Организует и контролирует самостоятельную работу обучающихся, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.

2.3. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

2.4. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

2.5. Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

2.6. Соблюдает права и свободы обучающихся.

2.7. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

2.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т. ч. ведение электронных форм документации).

2.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.10. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров.

2.11. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательной организации, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.12. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.

2.13. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

2.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.15. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.26. .

Правила оформления

Составление должностной инструкции считается важным вопросом, поэтому основной упор делается на приложение 2 к Постановлению Минтруда России от 11 ноября 1992 г. № 33, в котором описываются основные требования к педагогическому составу, учитывается ФГОС, положения и устав, на основании которых осуществляет свою деятельность образовательное учреждение. В расчет обязательно берутся законодательные акты, которые относятся к личности педагога.

Существует единый образец составления должностной инструкции для всех сотрудников учреждения.

Любая должностная инструкция должна включать в себя, такие моменты:

  • общие положения;
  • обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Общие положения

Общие положения считаются первым этапом инструкции. В этой части описываются все организационные моменты в работе педагога-организатора. Указывают кто имеет право назначить человека на эту должность и снимать.

Важно. В общих положениях описывается, кому именно должен подчиняться сотрудник, подробно описывается уровень образования и знания для кандидата.. Для педагога-организатора важно знать:

Для педагога-организатора важно знать:

  1. Законы и нормативные акты, которые регламентируют его педагогическую деятельность.
  2. Специфику педагогики и психологии.
  3. Порядок разработки программ для кружков, секций, детских ассоциаций.
  4. Правила внутреннего распорядка учебного заведения.
  5. Требования ФГОС.

Обязанности

После общих положений подробно описываются обязанности педагога-организатора. К ним можно отнести такие разделы:

Осуществление не только обучения, но и воспитания учащихся.
Учитель на этой должности должен способствовать формированию личности ребенка, его культуры.
Особое внимание преподаватель должен уделить уровню подготовки школьника, который соответствует всем выдвинутым требованиям стандарта.
Развивать всесторонне таланты своих подопечных.
Постоянно повышать свою квалификацию.

Права работника

Кроме своих обязанностей у педагога-организатора имеются свои права. Они заключаются в следующем:

  1. Принимать участие в управлении, это право определяется уставом заведения.
  2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
  3. Знакомиться с результатами своей деятельности и получать содержательную оценку.
  4. Защищать свои права с привлечением адвоката, если требуется дисциплинарное расследование.
  5. Выбирать удобные для себя методы обучения и воспитания.
  6. Периодически повышать свой уровень квалификации.
  7. Проходить добровольно аттестацию.
  8. Использовать все права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», положениями, уставом и коллективным договором.

Ознакомьтесь с другими материалами наших экспертов об обязанностях работников сферы образования. Узнайте об особенностях ДИ у воспитателя детского сада, педагога-психолога, дополнительного образования, методиста, социального педагога, а также классного руководителя и учителя начальных классов.

Ответственность

Педагог-организатор, как и любой сотрудник должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей:

  1. За эффективность реализации программ, согласно с требованиями ФГОС, за жизнь и здоровье подопечных.
  2. За неисполнение Устава заведения и нарушение его внутреннего распорядка.
  3. За применение недопустимых методов воспитания, которые имеют связь с физическим или психическим насилием.
  4. За совершение аморального поступка.

Скачать бланк должностной инструкции педагога организатора в школеСкачать образец должностной инструкции педагога организатора в школеМы не рекомендуем самостоятельно оформлять документы. Экономьте время – обращайтесь к нашим юристам по телефонам:
8 (800) 350-14-90

Должностная инструкция должна охватывать все ключевые моменты, подробно описывать обязанности, права, ответственность, опираясь на законы и образовательные стандарты. Текст тщательно прорабатывается администрацией заведения или сотрудниками отдела образования на местном уровне, а потом адаптироваться под конкретное учебное заведение.

Для решения вашего вопроса – обратитесь за помощью к юристу. Мы подберем для вас специалиста. Звоните 8 (800) 350-14-90

Плохо

Полезно!

Требования к составлению инструкций

При подготовке текста должностной инструкции следует исходить из следующих требований:

Должностные обязанности должны быть физически выполнимыми. Зачастую руководители учреждений поддаются соблазну вписать в инструкцию для работника как можно больше пунктов, в результате чего учитель, пусть даже и имеющий нужную квалификацию, может просто не иметь ни времени, ни сил на то, чтобы выполнить требования инструкции полностью

Такое положение нельзя считать допустимым.
Детализация обязанностей должна соответствовать их важности. В противном случае может сложиться ситуация, когда ознакомленный с инструкцией учитель все силы отдаст исполнению четко описанных обязанностей, оставляя без внимания те, которые сформулированы обобщенно.
Если есть возможность, обязанности должны содержать указание на то, какие конкретно показатели должны быть достигнуты при исполнении обязанностей

Это позволит максимально четко определять, насколько хорошо учитель справляется со своей работой.
Значимость каждой из должностных обязанностей четко определена (местом в порядке перечисления либо каким-то иным способом). Это позволяет руководству объективно контролировать профессиональную деятельность учителя.
Инструкция должна побуждать педагога повышать уровень своей квалификации.
Инструкции должны быть по возможности единообразными.

Ориентирами при разработке инструкций для учителей должны служить следующие нормы:

  • квалификационные требования к педагогическим работникам, утвержденные на федеральном уровне;
  • ФГОС;
  • положение, на основе которого действует школа;
  • устав школы;
  • нормативные акты федерального/регионального/местного уровня, касающиеся деятельности учителей.

Исполнение этих требований позволяет не только соблюдать нормы законодательства, но и лучше организовать деятельность педагогического коллектива образовательного учреждения.

Должностная инструкция учителя — предметника

Общие положения

Кто должен разрабатывать ДИ этого сотрудника школы?

Педагог-организатор назначается на должность директором школы, составляется приказ. Если по каким-то причинам учитель не может выполнять свои обязанности, тогда они перекладываются на другого преподавателя. Организатор непосредственно подчиняется заместителю директора по воспитательной части.

Для учителя составляются должностные инструкции, за них полная ответственность возлагается на администрацию школы или учебного заведения. В некоторых городах принимается решение о разработке документов местными органами образования.

Важно. Общая инструкция педагога-организатора адаптируется каждым учреждением с учетом его особенностей.. Форма оформления должностной инструкции может быть разной:

Форма оформления должностной инструкции может быть разной:

  1. Создается, как отдельный акт.
  2. Предоставляется в виде приложения к трудовому договору.

Охрана

Что еще скачать по теме «Должностная инструкция»:

  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договорТрудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займаВзятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора арендыНи для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставкиВ процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.
  • Все договоры
  • Все бланки
  • Авторский договор, авторский заказ
  • Агентский, субагентский договор и соглашение
  • Договор аренды, субаренды: недвижимости, имущества
  • Договор банковского счета, вклада-депозита, обслуживания
  • Брачный договор, контракт, семья
  • Договор безвозмездного пользования, оказания услуг
  • Договор возмездного оказания услуг
  • Договор гарантии и гарантийного обслуживания
  • Договор дарения, пожертвования
  • Договор доверительного управления
  • Договор займа, беспроцентного займа
  • Договор задатка, аванса
  • Договор залога недвижимости, имущества, прав
  • Договор комиссии, субкомиссии на покупку, продажу
  • Договор концессии, франчайзинга
  • Договор купли-продажи товара, имущества, акций
  • Договор лизинга, сублизинга, финансовой аренды
  • Лицензионный, сублицензионный договор
  • Договор мены, бартера, обмена
  • Договор найма, поднайма жилого помещения
  • Договор на выполнение работ, оказание услуг
  • Договор обучения, стажировки, переподготовки
  • Договор перевода долга
  • Договор подряда, субподряда
  • Договор поручения, договор поручительства
  • Договор поставки товара, продукции, оборудования
  • Договор представительства: юридического, коммерческого
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования, перестрахования
  • Договор уступки требований, договор цессии
  • Договор хранения товара, имущества
  • Трудовой договор, контракт, соглашение
  • Удостоверительная надпись
  • Прочие договора
  • Акт
  • Анкета
  • Аренда
  • Белстат
  • Бухучет
  • Бюджет
  • Ведомость
  • Госкомимущество
  • Доверенность
  • Должностная инструкция
  • Жалоба
  • ЖКХ
  • Журнал
  • Зарплата
  • Заявление
  • Здравоохранение
  • Инструкция
  • Исковое заявление
  • Контракт
  • Минздрав
  • Минтранс
  • Минюст
  • МЧС
  • Отчет
  • Отчетность
  • Положение
  • Приказ
  • Протокол
  • Рабочая инструкция
  • Расписка
  • Совмин
  • Соглашение
  • Справка
  • Труд
  • Уведомление
  • Устав
  • Форма
  • Ходатайство
  • Экономика
  • Юрлицо

Требования к должностной инструкции учителя начальных классов

Защита прав

Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

2.15. Проходит периодическое бесплатное медицинское обследование.

2.16. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.

2.17. Учителю запрещается:

  • изменять по своему усмотрению расписание занятий;

  • отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между ними;

  • удалять учащегося с урока;

  • курить в помещении школы.

2.18. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

  • проводит паспортизацию своего кабинета;

  • постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

  • организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

  • в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

  • разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

  • принимает участие в смотре учебных кабинетов.

На что ученик имеет право

Переступив порог школы, маленький ребенок уже не просто чадо своих родителей, но еще и обучающийся. На первом классном часе первая учительница обязательно должна ознакомить с правилами поведения в школе, а также с тем, на что ребенок имеет полное право, находясь в стенах заведения. Права ученика заключаются в следующем:

  1. Каждый ученик имеет полное право получить не только начальное, но и среднее образование совершенно бесплатно.
  2. Каждый учащийся при желании может участвовать в управлении школой, все это обычно прописывается в Уставе.
  3. Маленький ребенок – это уже полноценная личность, которая имеет право на уважение со стороны учителей и всех работников учреждения.
  4. Ученик имеет право знать свою отметку как за письменные работы, так и за устные ответы.
  5. Ребенок может участвовать во всех школьных мероприятиях, которые соответствуют его возрастной категории.
  6. Имеется право на добровольное участие в трудовой деятельности.
  7. Что имеет право делать ученик, так это попросить бесплатной помощи учителя в приобретении знаний по предмету, который имеется в школьной программе.
  8. Каждый ребенок может в стенах школы организовывать различные объединения, которые не противоречат школьному Уставу.
  9. Учащиеся должны в обязательном порядке иметь время для отдыха между уроками, а также в каникулярное время.
  10. Есть у каждого ученика право на то, чтобы его внимательно выслушали.
  11. В учебной жизни и во внеклассной работе ученики могут отстаивать свои принципы и взгляды в тех случаях, если возникает спорная ситуация.

Права ученика РФ имеют также пункт о том, что при желании ребенок всегда может перейти в другую школу. Не запрещается домашнее обучение, экстернат или досрочная сдача экзаменов.

Учитель обязан

  • учить (составлять качественные уроки каждый день, проверять тетради, работы и пр.);
  • воспитывать (в процессе урока);
  • следить за здоровьем детей (проветривать кабинет, следить за осанкой, при ухудшении состояния здоровья отправлять в медпункт или в больницу, домой и пр.);
  • соблюдать педагогическую этику (а сюда входит очень многое: быть всегда вежливым, открытым, быть примером для учеников в школе и в быту (были случаи, когда учителя выкладывали в соцсети фотографии с пьянок) и т.д.

Ещё стоит отметить ко всему вышесказанному, что, по сути, на любое, кажущееся ребёнку или родителю неправильное действие учителя, можно подать жалобу администрации школы. Она уже будет решать, действительно ли оно неправильное, или это фантазия ребёнка или прихоть родителя.

Совет мудрому родителю

Если возникает конфликт – всегда нужно разобраться подробно, выяснить мнения обеих сторон. В любом конфликте тем или иным образом виноваты оба. Только беспристрастное расследование поможет избежать больших проблем.

Вот теперь я и хочу вернуться к вышесказанному, сказав, почему учитель вынужден ставить двойки за поведение и некрасивый почерк. Просто это единственное, что ему остается после всех запретов, обязанностей и антирекомендаций для установления дисциплины в классе. Сейчас все качают права, но забывают, что в школу приходят учиться, а не отстаивать уникальность своей личности. Не спорю, учителя разные бывают, но большинство продолжает работать в адском стрессовом режиме, отражая атаки подростков вместо проведения интересных и полезных уроков.

На конец этой статьи я оставила права учителя, которые вроде есть, но их особо никто не соблюдает.

Отличия в работе штатного педагога и педагога дополнительного образования

На первый взгляд кажется, что обязанности педагога дополнительного образования ничем не отличаются от обязанностей любого школьного учителя или преподавателя высшего учебного заведения любой аккредитации.

Действительно, есть очень много общего, однако некоторые отличия тоже присутствуют.

Как уже говорилось ранее, важно понимать, что дополнительное образование — не основное, и воспитанники факультативов имеют право в любой момент прекратить занятия. Именно этим отличается система мотивации

В школе, колледже, техникуме или университете обучение является обязательным требованием для получения соответствующих знаний, документа об образовании и, в последствие, для получения хорошей работы. Именно этот факт и становится в основу мотивации учащихся. На факультативных занятиях важен сам факт получения необходимых навыков в первую очередь для собственного развития, а все остальные факторы отодвигаются на второй план. Задача педагога дополнительного образования — создать грамотную атмосферу и обстановку на занятиях, чтобы у учащихся не угасал интерес к изучаемому предмету. Как правило, искреннего интереса бывает достаточно, поскольку большинство воспитанников факультатива выбирают какие-либо дополнительные занятия для собственного развития.

Обязанности педагога дополнительного образования в школе сводятся к тому, чтобы не только организовать кружок или студию для учеников, но и помочь им совместить освоение навыков кружка и отдых с основной учебой. Как правило, такие кружки и студии организовываются в стенах школы и потому детям психологически сложно перестроиться. Это выгодно преподавателю, поскольку дети все еще чувствуют себя на уроке, но не очень разумно с позиции грамотной методологии по внеклассным занятиям.

Организация дисциплины в классе, обучение предмету, ведение документации, составление учебных планов, воспитание личностных качеств учеников — основные должностные обязанности педагога. Дополнительное образование в школе имеет практически те же задачи с небольшим дополнением: оно не обязательное. Потому требовать от ученика беспрекословного подчинения руководитель факультатива права не имеет. Взамен можно установить перечень правил и ознакомить с ними детей и их родителей.

Если факультатив организован на базе школы или вуза, упрощается задача для руководителя в организации праздников и мероприятий. Как правило, мероприятия уже запланированы к различным праздникам в учебном заведении, начиная от Первого звонка и закачивая Восьмым марта. Если факультатив носит творческий характер (песни, танцы, спектакли и подобное), то дети обычно выступают на школьных праздниках.

Должностные обязанности педагога дополнительного образования в ДОУ те же, что у специалиста идентичной должности в других образовательных заведениях. Разница в том, что с организацией отчетных мероприятий дела обстоят сложнее в том случае, если ДОУ носит бюджетный характер. Не всегда есть возможность в достаточном финансировании отчетных концертов, не говоря уже о нормальных условиях для их проведения.

Что указывают в инструкции?

В должностной инструкции преподавателя перечислены его основные права и обязанности. Это удобно для сотрудника, так как он отчетливо знает, что именно от него могут потребовать. Наличие такого документа позволяет руководству контролировать работу подчиненных, поощрять либо наказывать их за несоблюдение норм и правил.

Также должностная инструкция может включать конкретизацию правил, связанных с аттестацией, премированием, дисциплинарным наказанием педагогов. Безусловно, такие нормы могут содержаться в локальных актах организации (приказе директора, уставе школы, в правилах внутреннего распорядка), но намного удобнее, когда все они собраны в одном документе.

Если на испытательном сроке находится новый педагог, должностная инструкция преподавателя школы позволяет объективно оценивать, насколько успешно им пройдено испытание. По результатам директор принимает решение о трудоустройстве работника на постоянной основе либо о прекращении с ним трудовых отношений.

Полная свобода

В функциональные обязанности учителя входит такой пункт, как составление учебного плана. И здесь педагог имеет право на полную свободу действий. То есть каждый может самостоятельно разрабатывать рабочий план на ближайший год на свое усмотрение. Главное, чтобы разработки соответствовали нормам обучения и не несли никакой опасности детям и обществу.

Помимо этого, любой учитель имеет право выдвигать свою кандидатуру на участие в педагогических советах. На разные должности. Запретить это вам не могут. Разве что просто провести голосование и не избрать туда, куда хотелось бы попасть.

Преподаватель имеет право и на соблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочем месте. Так, учебное заведение обязано предоставить каждому учителю пригодное для обучения детей место. Если вам что-то требуется для организации процесса, можете попросить руководство школы предоставить вам данную вещь.

В обязанности учителя также входит еще и выбор методик оценки знаний. Здесь он имеет право тоже на полную свободу

Следует обратить внимание, что современный педагог также сам устанавливает правила поведения на уроке. Но здесь есть один нюанс — они не должны противоречить нравственности, а также ущемлять права учеников

Образец типовой должностной инструкции учителя

Какими качествами должен обладать учитель?

Учитель не просто должен быть профессионалом в определенной области знаний, но еще и обладать некоторыми способностями. Специфика работы предполагает постоянное общение с детьми, поэтому замкнутому, нелюдимому человеку, наверняка, будет тяжело наладить контакт со школьниками. Гражданин, планирующий стать преподавателем, должен любить выбранную профессию и будущих подопечных, иначе может получиться не специалист, а тиран.

Перцептивная способность необходима для установления контакта с каждым учеником, ведь ребенок – это личность, хоть и маленькая. Без коммуникативного качества точно не сможет обойтись ни один учитель, ведь не только его должны слушать и понимать, общение с детьми и родителями тоже никто не отменял.

Наличие эмоционально-волевой способности позволяет педагогу направить силы подопечных в нужное русло.

Следовать должностной инструкции учителя сложно без наличия следующих качеств:

  • истинного трудолюбия;
  • настойчивости;
  • работоспособности;
  • ответственности;
  • умения достигать поставленных целей;
  • постоянного стремления к укреплению собственного авторитета в глазах школьников.

Настоящий педагог обязательно должен быть гуманным человеком, любить профессию и относиться к своим ученикам, как к равноправным членам социума.

На что не имеет право классный руководитель

Что обязан делать ученик

Должностная инструкция учителя

Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯII. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения   Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения   Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения   Старший мастерIII. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ   Учитель   Преподаватель   Педагог-организатор   Социальный педагог   Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)   Педагог-психолог   Воспитатель (включая старшего)   Тьютор   Педагог-библиотекарь   Старший вожатый   Педагог дополнительного образования (включая старшего)   Музыкальный руководитель   Концертмейстер   Руководитель физического воспитания   Инструктор по физической культуре   Методист (включая старшего)   Инструктор-методист (включая старшего)   Инструктор по труду   Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности   Тренер-преподаватель (включая старшего)   Мастер производственного обученияIV. ДОЛЖНОСТИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА   Дежурный по режиму (включая старшего)   Вожатый   Помощник воспитателя   Младший воспитатель   Секретарь учебной части   Диспетчер образовательного учреждения

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС состоит из четырех разделов: I — «Общие положения», II — «Должности руководителей», III — «Должности педагогических работников», IV — «Должности учебно-вспомогательного персонала».

Обязанности учителей

Несмотря на то что педагоги — взрослые люди и на них держится весь учебный процесс, список обязанностей у них никак не меньше ученических:

Каждый педагог должен выполнять не только школьный Устав, но и соблюдать свою должностную инструкцию.
Ученики должны брать пример достойного поведения в общественных местах и в учебном учреждении с педагогов, значит, они обязаны этот пример подавать.
Учителя обязаны уважать в учениках личность и заботиться о том, чтобы соблюдались права ребенка.

Уважительно относиться к родителям детей.
В обязанность педагогов входит повышение своего профессионального уровня.
Учителя просто обязаны соблюдать все меры предосторожности, чтобы не допустить несчастных случаев.
Аккуратное заполнение журналов, своевременное выставление оценок – это также прямая обязанность учителя.
Учащиеся должны быть заранее предупреждены учителем о предстоящей контрольной работе.
Нельзя педагогам задерживать учащихся после звонка с урока.
Оценивать педагог должен не поведение ученика, а его знания.
Задавая домашнее задание, учителю надо учитывать, что ребенку задают по всем предметам, и общий объем не должен вызывать перегрузки.
Учитель отвечает за здоровье своих воспитанников.
Недопустимо просто выгнать ребенка с урока, если имеется нарушение дисциплины и помеха учебному процессу, то нарушителя надо отвести к директору или завучу.

Список обязанностей приличный. Но не будем кривить душой, ведь педагоги тоже люди — не всегда, особенно некоторые пункты, соблюдаются.

На что имеет право учитель в школе

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий