Земельное право

Метод земельного права

Не менее важное значение, чем предмет регулирования, для характеристики земельного права имеет метод, посредством которого осуществляется регулирование земельных отношений. Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае — земельных отношений

Метод земельного права соответствует его предмету. Точно так же, как и предмет земельного права, его метод имеет комплексный характер. Имеет место сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования.

Императивному методу регулирования свойственно проявление принципа «власть — подчинение». Участники таких отношений неравноправны, предписания одного являются обязательными для исполнения, а обязанностью другого является неукоснительное следование этим предписаниям. Императивным методом регулируется значительная часть земельных отношений, таких, например, как управление земельными ресурсами, правовая охрана земель и др.

Диспозитивным методом правового регулирования охватываются отношения вещных прав на земельные участки, отношения оборота земель и др. Участники этих отношений обладают определенной самостоятельностью, которая выражается в признании за субъектами отношений равноправного положения, в наличии между ними как участниками гражданского оборота отношений юридического равенства и отсутствии между ними отношений власти и подчинения.

В отечественном законодательстве общая тенденция изменения метода земельного права как права природоресурсного заключается в смещении акцентов в диспозитивную область. Все большая группа общественных отношений регулируется с применением диспозитивного метода. Данная тенденция идет в разрез с тенденциями, сложившимися в европейском и североамериканском праве, где роль государства как регулятора отношений в сфере использования природных ресурсов постоянно
увеличивается и пропорционально растет роль императивного метода правового регулирования природоресурсных правоотношений.

Процедура регулирования правоотношений, возникающих в процессе использования земли

Земельные, как и любые другие правоотношения, контролируются и регулируются государством. Для выполнения этой ответственной задачи им принимаются экономические и правовые меры, используются различные методики. Под методами земельного права подразумевают комплекс приемов и способов воздействия на поведение участников отношений.

Специалисты в области профильного права выделяют основные методы правового регулирования:

  1. Императивный. Он выражается в установлении обязанностей и запретов, которые обязаны учитывать субъекты правоотношения.
  2. Диспозитивный. Это особенный метод, определяющий пределы поведения субъектов земельных юридических отношений и предоставляющий им возможность самостоятельно регулировать свои действия, не выходя при этом за установленные рамки. Существует три вида диспозитивного метода регулирования земельный отношений:
    • рекомендательный,
    • санкционирующий,
    • делегирующий.

Регулирование земельных отношений находится в ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это предусмотрено статьей 72 . Процесс контролируется федеральными органами законодательной и исполнительной власти и их подразделениями на местах.

На государственном уровне регулирование осуществляют органы такой компетенции:

  1. Общей. К этой категории относится правительство РФ и соответствующие подразделения исполнительной власти на местах. Органы, осуществляющие административно правовое регулирование земельных отношений, выполняют функции в пределах своей компетенции. Они управляют земельными фондами на подведомственной территории, независимо от того, в чьей собственности или пользовании находится земля.
  2. Специальной. Они подразделяются на:
    • функциональные: Госкомзем Российской Федерации, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
    • отраслевые, представителями которых являются министерства и ведомства, контролирующие использование земель целевого назначения: Министерства природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, а также Федеральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лесного хозяйства.

Существуют определенные особенности государственного регулирования режима пользования землей, в зависимости от региона, где она расположена. Поэтому реальные и потенциальные собственники должны предварительно узнавать о своих правах и обязанностях у представителей местных органов власти: администраций городов, районов, поселков или сел.

Органы местного самоуправления наделены рядом полномочий. При администрациях городов, районов, поселков и сел создаются специальные комиссии, регулирующие отношения, которые возникают при распределении и использовании земли. Основанием для их деятельности является постановление о создании комиссии по земельным отношениям.

Постановлением утверждается состав комиссии и Положение, на основании которого она будет функционировать. Данным структурным подразделением осуществляется контроль за исполнением земельного законодательства на местах.

Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование.

Принцип триединства
земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.

В соответствии с
ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие
природные ресурсы используются и
охраняются в РФ как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на
данной территории.

Правовой режим
земель определяется особенностями
земли как объекта природы. Земля это
важнейшая часть природной среды
характеризующаяся пространством,
рельефно-почвенным покровом,
растительностью, недрами и водами.
Земля выступает основным компонентом
природной среды иные природные объекты
выступают лишь принадлежностью земли
и имею с ней тесную экологическую
взаимосвязь.

Земля выступает
в качестве средства производства в с/х
лесном хозяйстве а также пространственным
базисом для размещения населенных
пунктов и объектов производственных
инфраструктур. (дороги, ЛЭП).

Земля является
юридической категорией и выступает в
качестве объекта пользования, собственности
и владения.

В соответствии в
гражданским законодательством земля
является объектом имущественных
отношений и относится к группе недвижимого
имущества. Для того, чтобы зем. участок
признали недвижимостью он должен быть
индивидуализирован, должны быть
определены его размер, границы,
местоположение.

П.3
ст. 6 ЗК РФ: Земельный участок как объект
права собственности и иных предусмотренных
настоящим Кодексом прав на землю является
недвижимой вещью, которая представляет
собой часть земной поверхности и имеет
характеристики, позволяющие определить
ее в качестве индивидуально определенной
вещи. В случаях и в порядке, которые
установлены федеральным законом, могут
создаваться искусственные земельные
участки.»

Указанные
обстоятельства позволяют выделить
следующие функции земли.

  1. Экономическая

Земля обеспечивает
нас всем необходимым, является средством
производства и пространственным базисом.
Плодородие земли.

  1. Социально-политическая
    (оздоровительная)

На различных этапах
развития общества земля была и остается
предметом политической борьбы.

  1. Экологическая

Земля это основной
элемент природного комплекса. Все другие
объекты являются его принадлежностью
(лес, вода, недра, жив.мир). Говоря о земле
как об экологической категории отдельно
выделяют почву (почвенный слой

Правовой режим
земель должен учитывать все вышеперечисленные
функции земли. Земли в пределах границ
РФ составляют земельный фонд.

Понятие земля
необходимо отграничивать от понятия
территория.

Территория – это
исключительно государственно-правовое
понятие это атрибут государственного
суверенитета пространственный предел
гос.власти того или иного государства.

Особенности всех земель России

Земля является частью окружающей природной среды. Таким образом, субъекты соответствующих правоотношений не могут ее применять в противоречии с объективными природными законами. К примеру, субъекты (собственники, владельцы, пользователи и арендаторы) обязаны использовать технологии природоохранного производства, чтобы не ухудшать экологическое состояние имеющегося участка.

Земля служит базой для жизнедеятельности народов, живущих на ней. И субъекты земельных правоотношений обязаны в первую очередь учитывать интересы этих людей, ведя свою деятельность рационально.

Альтернативы для среды обитания человека, кроме земли, нет. Поэтому, когда идет речь о предоставлении участков в местах жизнедеятельности малочисленных народов в целях, которые не связаны с их деятельностью, в обязательном порядке учитывается мнение местных жителей.

Также принимается во внимание ограниченность земельных ресурсов, в связи с чем землю необходимо использовать нормированным и экономным образом. Это значит, что земельные участки могут предоставляться в некоторых пределах как для целей ведения сельского хозяйства, так и строительства, а также предпринимательства

Еще одна особенность связана с тем фактом, что земля является недвижимостью. Это приводит к разным земельным правоотношениям, таким как установление границ образований, создание новых и упорядочение имеющихся владений земли, отвод земли в натуре на местности и прочее.

Частные случаи земельных отношений: основные виды

Земли используются постоянно в качестве объектов для строительства недвижимых объектов, для ведения хозяйства, для личных нужд граждан или органов власти. Рассмотрим наиболее часто встречаемые земельные правоотношения с их законодательными особенностями.

Образование земельных участков

Земля разделена на определенные территории, границы и элементы, каждый из которых может принадлежать разным собственникам и использоваться по различным назначениям.

На 2020 год существуют следующие виды образования земли:

  • объединение;
  • раздел;
  • выдел доли;
  • перераспределение площадей смежных участков.

При этом каждый земельный участок должен быть зарегистрирован и идентифицирован в Росреестре, границы участков не должны иметь наложений, но должны быть в установленных границах минимальных или максимальных размеров наделов.

Новые земли могут быть использованы владельцами только в рамках целевого назначения изначальной территории.

Действия по отношению к земле

Как правило, стандартными процедурами в рамках земельных отношений выступают приватизация и межевание земли.

Межевание включает в себя ряд этапов:

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Проведение геосъемки.
  3. Оформление межевого дела и плана.
  4. Согласование границ.
  5. Получение кадастрового паспорта.
  6. Регистрация права собственности.

Занимает процедура обычно не более 2 месяцев. Осуществляют геодезические съемки кадастровые инженеры.

Приватизация – это переход земли из государственной собственности в частную. Приватизировать землю могут лица, владеющие ей на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Собственность на землю

Земля может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. Государственными землями распоряжается государственный аппарат, он планирует их дальнейшую эксплуатацию и возможность передачи в пользование муниципалитетам.

Государственную собственность можно разделить на федеральные участки и региональные земли. Юридические лица и граждане используют земельные наделы обычно на праве собственности. Приобретают его они через юридические сделки – куплю-продажу, дарение, мену, наследование.

Пользование чужой землёй

Владеть и пользоваться землёй можно и без получения права собственности на неё. Есть разрешённые способы владения чужими наделами:

  • аренда участков;
  • эксплуатация в порядке сервитута;
  • использование на основании бессрочного или безвозмездного пользования;
  • пожизненно наследуемое владение.

Арендные отношения носят временный и возмездный характер. Регистрировать отношения до года нет необходимости.

Сервитут – это вид использования земли, при котором подразумевается эксплуатация его части с целью обеспечения свободного доступа, прохода, выполнения работ или иных действий. Владелец земли может взимать плату с тех, кто пользуется ей в качестве сервитута.

Участки, которыми граждане владеют на основании бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения, можно приватизировать по упрощенной процедуре.

Земельные отношения предполагают взаимодействия в части выделения земель, установления за ними владельцев, осуществления контроля за их сохранностью и состоянием окружающей среды.

Особенности земельного права как отрасли права

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей. Если рассматривать соотношение «земельное права» с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования. Структура «земельного права» отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Общая теория права определяет «метод правового регулирования» как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право. В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера. В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ  РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. Норма вводит запрет для иностранцев  (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту,  можно взять только в аренду. Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Объекты земельных отношений.

19.12.2018 11:10

Геленджикский отдел

В общей теории права объекты правоотношений — те материальные и нематериальные блага, по поводу которых  складываются отношения между разнообразными субъектами.

В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РФ (далее-ЗК РФ) объекты земельных отношений:
1. Земля как природный объект и природный ресурс. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли.
2. Земельные участки.  Как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.   Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка. Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен — должен иметь определенные в соответствии с законодательством и закрепленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование.
Как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». В случаях и в порядке, которые установлены ФЗ, могут создаваться искусственные земельные участки.
Земельный участок может быть:
— делимый — который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных ФЗми.
— неделимый — в соответствии со ст. 133 ГК РФ неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.
       Согласно ст. 11.9. ЗК РФ, требования к образуемым и измененным земельным участкам:
 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
3. Части земельных участков. 
4. Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав; при этом на местности не выделяются. Включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.

Закономерности развития

Экономические условия и развитие производительных сил существенным образом влияют на содержание земельных отношений. В этой связи их совершенствование отличается поступательным характером в том случае, когда они согласуются с процессами в промышленном секторе страны. Экономический закон соответствия выступает в качестве основной закономерности формирования и расширения сферы земельных отношений. Суть и характер взаимосвязей по поводу распоряжения, пользования и владения территориями определяется тем или иным способом производства. При переходе от первобытнообщинного к рабовладельческому строю изменилось содержание собственности. Основной особенностью в этот период стало то, что во владении были не только объекты общественных земельных отношений, но и люди. В феодальную эпоху формировались вотчины и поместья. В этот период усиливалось закрепощение крестьянства. При капитализме возник новый вид земельных отношений. Он складывался между наемными людьми и владельцами территорий, арендодателями и арендаторами. После революции и до 1990-х взаимодействия возникали между государством и хозяйствующим лицом. Существенные коррективы в ситуацию внесла реформа. Вместе с государственной стала существовать и индивидуальная собственность.

Классификация земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать по их основному хозяйственному назначению. Одни отношения складываются в процессе сельскохозяйственного производства, другие возникают при использовании земли в промышленности и строительстве, третьи – в лесном хозяйстве и т. д.

Пример 1

Например, земельные отношения в сфере сельскохозяйственного производства имеют собственные правовые нормы, свой объект, своих участников, свое содержание, выражающееся в осуществлении прав и соблюдении определенных обязанностей при сельскохозяйственном использовании земли.

Классификацию земельных правоотношений можно строить и по другим признакам, в зависимости от того, какую особенность земельных правоотношений мы намерены выделить и исследовать. Свое юридическое значение имеет, например, классификация земельных правоотношений по их субъекту. Участниками этих отношений могут выступать коммерческие сельскохозяйственные предприятия, арендные коллективы, граждане и т. д.

По своему содержанию земельные правоотношения характеризуются теми правами и обязанностями, которые должны определять поведение их участников. Так, праву того или иного гражданина на получение земли соответствует обязанность государственного органа предоставить или содействовать в предоставлении ему земельного участка. Праву арендодателя, сдавшего участок в аренду, соответствует обязанность арендатора своевременно вносить арендную плату за пользование землей.

По функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные правоотношения – это такие урегулированные нормами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

Правоохранительные правоотношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства.

Замечание 1

Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления. Поэтому, например, со стороны органов земельного кадастра могут быть приняты предупредительные меры, чтобы не допустить назревающего правонарушения.

В зависимости от своей природы, земельные правоотношения могут быть материальными или процессуальными. Первые касаются имущественной характеристики земли, а вторые – порядка подачи, рассмотрения и оформления документов.

Другой комментарий к Ст. 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет несколько основных правил и условий, которые должны соблюдаться при объединении земельных участков. Во-первых, объединить можно только смежные земельные участки, в результате чего будет образован один земельный участок. Во-вторых, юридический факт объединения земельных участков является основанием приобретения права собственности на объединенный земельный участок у собственника или сособственников земельных участков, которые были объединены в один участок. В-третьих, объединение земельных участков, которые используются на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, возможно только в том случае, если эти участки принадлежат одному лицу.

Статья 41 ГрК РФ предусматривает, что в случае, если по инициативе лиц, владеющих земельными участками, осуществляется объединение земельных участков в один земельный участок, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий