Основные положения федерального закона 223-фз. чем грозит нарушение законодательства?

Есть ли риски и мошеннические схемы с обеспечением?

Поставщики могут столкнуться с двумя проблемами. Первая — мошенничество, которое встречается в коммерческих закупках. Заказчик просит внести обеспечение на свой счет, а не счет банка или ЭТП. В этом случае мы рекомендуем внимательнее отнестись к вопросу участия в такой закупке. Есть риск того, что заказчик может оказаться мошенником. который соберет с участников фиктивной закупки деньги и скроется с ними. Вернуть деньги получится только с привлечением правоохранительных органов и суда.

Вторая — недобросовестные заказчики в госзаказе. Они составляют требования к поставщикам таким образом, чтобы любой добросовестных участник закупки гарантированно допустил ошибки в заявке. Обычно это сложные закупки, в которых надо предоставить лицензии, сертификаты или разрешения. Ошибся три раза, и заказчик заберет обеспечение себе.

Поэтому при работе с обеспечением рекомендуем:

  1. Внимательно читать все условия участия в закупке.
  2. Проверять заказчика до внесения обеспечения.
  3. Перечислять деньги только на независимый от заказчика счет — в банк или на ЭТП.

Если хотите разобраться в тонкостях участия в закупках, то пройдите наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.

Что регулирует ст. 4 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ указывает на необходимость соблюдения принципа информационной открытости проводимых закупок. Ст. 4 регулирует состав сведений по закупке, которые должны размещаться в открытом доступе.

Согласно ч. 1 ст. 4 223-ФЗ положение о закупочной деятельности подлежит обязательному размещению в ЕИС. На это заказчику отводится 15 дней после его утверждения. По ч. 2-3 ст. 4 223-ФЗ в ЕИС размещаются планы закупок товаров и услуг на срок не менее года. Если закупается высокотехнологичная продукция, то сроки размещения таких сведений возрастают до 5-7 лет.

Согласно ч. 5 ст. 4 223-ФЗ на портале госзакупок при проведении закупки конкурентным способом заказчик должен разместить такую документацию, как:

  1. Извещение о проведении закупки конкурентным способом.
  2. Документация о конкурентной закупке, кроме запроса котировок.
  3. Проект договора, который служит неотъемлемой частью извещения.
  4. Документация о проводимой конкурентной закупке.
  5. Изменения, которые вносились в извещения.
  6. Разъяснения по данной документации.
  7. Оформленные в ходе закупки протоколы, которые составлены заказчиком (размещаются в течение 3 дней после подписания).
  8. Итоговый протокол.

Перечень размещаемых сведений не является исчерпывающим и при желании может быть изменен заказчиком.

В случае изменения после подписания итогового протокола количества, объема, цены закупаемых в рамках контракта товаров и услуг или сроков исполнения контракта не позднее, чем через 10 дней после внесения указанных правок заказчик должен разместить договор в новой редакции в ЕИС.

Заказчик вправе не ограничиваться размещением информации в ЕИС и может дополнительно разместить ее в свободном доступе в Интернете и на своем официальном сайте.

В ч. 9-10 ст. 4 223-ФЗ прописаны сведения, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки и документации. Так, размещаемое извещение о проведении конкурентной закупки должно содержать указание на следующее:

  1. Способ осуществления закупки.
  2. Наименование заказчика, его местонахождение и почтовый адрес, адрес электронной почты и контактный телефон заказчика.
  3. Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема работ и услуг.
  4. НМЦК либо формула, которая используется для определения.
  5. Место поставки товара и оказания услуги.
  6. В какие сроки заказчик должен предоставить документацию о закупке, размере и порядке внесения платы, которая взимается заказчиком за предоставление документов по закупке.
  7. Адрес площадки в сети Интернет, на которой будет проходить закупка в электронном формате.
  8. Порядок, дата начала и окончания подачи заявок на участие в закупках.
  9. Прочие сведения.

Изменения, которые вносятся в извещения, подлежат размещению заказчиком в ЕИС (по ч. 11 ст. 4 223-ФЗ).

В документации о проводимой конкурентной закупке должна быть прописана полная информация:

  1. Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам, безопасности, результатам работ, отгрузке товаров, их размерам и упаковке и пр.
  2. Требования к форме и содержанию, составу заявки на участие в закупке и пр.
  3. Требования к описанию участниками поставляемого товара, его количественных, функциональных и качественных характеристик.
  4. Место, сроки и условия поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.
  5. Сведения о НМЦК или формула для определения контрактной стоимости.
  6. Форма, сроки и порядок оплаты поставленного товара, выполненных работ и услуг.
  7. Порядок формирования цены договора с учетом расходов на перевозку и страхование.
  8. Порядок начала приема заявок и окончания их приема, порядок подведения итогов закупки.
  9. Перечень требований к участникам закупки.
  10. Дата рассмотрения предложений участников.
  11. Порядок, критерии оценки и сравнения заявок на участие.
  12. Порядок получения разъяснений документации о закупке.
  13. Иные сведения.

Сведения, составляющие гостайну, не размещаются в ЕИС (перечень подобной информации определяется Правительством РФ).

Согласно ч. 14 ст. 4 223-ФЗ сведения, которые размещаются в ЕИС, должны быть общедоступными и находиться там без взимания платы. С заказчика также не берут деньги за публикацию нужной информации.

Заказчик не позднее 10 числа месяца, который следует за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и стоимости заключаемых договоров; общей стоимости договоров, не внесенных в реестр; сведения о количестве и стоимости заключенных договоров, заключенным по результатам закупок у единственного поставщика или по результатам конкурентной закупки, которая была признана несостоявшейся.

Не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим, заказчик должен разместить данные об объеме закупок у субъектов малого бизнеса.

Порядок проведения

Сроки проведения

НДС в закупках по 223-ФЗ

Заказчики, работающие по Закону о закупках отдельными видами юрлиц, сами устанавливают порядок формирования цены, в том числе условие включения в нее НДС. Суть налога на добавленную стоимость в том, что продавцы, накручивающие цену на себестоимость, должны заплатить процент с разницы в бюджет государства. Как учитывается , расскажем далее.

Заказчики самостоятельно определяют порядок формирования цены договора. Он должен содержаться в положении о закупке.

В том числе заказчики решают, учитывается ли при формировании цены налог на добавленную стоимость. Как гласит пункт 7 части 10 статьи 4 Закона № 223-Ф3, в документации о закупке должен быть порядок формирования цены договора с учетом или без учета расходов на транспортировку, страхование, уплату обязательных сборов, налог и других платежей.

Кроме того, документация должна содержать критерии оценки заявок и их сопоставления.

Здесь также следует указать, как проходит оценка заявок: с НДС или без НДС. Чтобы исключить конфликтные ситуации и претензии госорганов, рекомендуем требовать от участников включать в заявки сведения о том, являются они плательщиками НДС или нет.

повысится с 18% до 20%. Эта мера, по оценкам властей, будет приносить в бюджет дополнительно 600 млрд руб. ежегодно. Компаниям пообещали компенсационные меры. В частности, расширятся возможности бизнеса для ускоренного возмещения налога на добавленную стоимость.

Также планируют сократить сроки камеральных проверок при возмещении НДС.

Еще одна мера — отмена налога на движимое имущество для бизнеса.

Каким образом вносится обеспечение заявки и обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ?

ФЗ-223, регулирующий закупки отдельных видов юрлиц, отдельно освещает такой вопрос, как обеспечение заявок на участие.

Обеспечение служит формой защиты для заказчика от неисполнения обязательств поставщиком того, что он откажется от исполнения договора, и предоставляет ему дополнительные гарантии того, что исполнитель добросовестно исполнит условия договора.

Заказчик вправе предусмотреть необходимость такого обеспечения в собственном положении о закупках.

В частности, в утвержденном Положении о закупках можно указать:Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Москва: .
  2. Санкт-Петербург: .
  • Сроки внесения обеспечения.
  • Порядок обеспечения заявок.
  • Случаи возврата обеспечения.

Размер, форма и иные требования к вносимому обеспечению должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, которое размещается в .

Пошаговая процедура

Перечень шагов при закупках через запрос котировок

Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ

Детальный порядок обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ не предусмотрен. Законом только предоставлено право заказчику предусмотреть в документации о закупке требование об обеспечении.

Форма обеспечения выполнения договора

По 223-ФЗ для обеспечения договора заказчик может определить любой способ, но наиболее удобны независимая или банковская гарантия и внесение денежных средств на счет.

Рекомендуем! В положении о закупке установить условие о подписании договора только после предоставления обеспечения.

Для банковской или независимой гарантии важно определить условие о сроке. Надежнее для заказчика, если срок гарантии будет превышать срок исполнения обязательств по договору

Подробнее о том, как получить банковскую гарантию, читайте в нашей статье «Что такое банковская гарантия?».

Обратите внимание! В положении о закупке можно предусмотреть право исполнителя менять один вид обеспечения на другой

Размер обеспечения выполнения договора

Размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ не предусмотрен, поэтому он определяется заказчиком самостоятельно, как правило в процентном соотношении от цены договора.

На практике заказчики устанавливают обеспечительный платеж в размере до 30% от цены контракта.

Если договор предусматривает условие о выплате исполнителю аванса, заказчики определяют обеспечение в размере аванса.

Заказчик вправе определить в закупочной документации ответственность за внесение обеспечения не в полном объеме.

Возврат обеспечения выполнения договора

После исполнения обязательств по договору исполнителю должно быть возвращено обеспечение в полном объеме.

Обратите внимание! Исполнителем обязательства должны быть выполнены надлежащим образом, т. е

ему не должны быть предъявлены требования о выплате штрафов, неустойки и т. д.

Порядок возврата обеспечения гарантийных обязательств по 223-ФЗ должен быть предусмотрен в договоре.

Также заказчик может предусмотреть частичный возврат обеспечения по мере выполнения обязательств другой стороной.

Если обеспечением выступает независимая или банковская гарантия, то возврат не производится, т. к. гарантия прекращает свое действие с момента истечения срока, на который она была выдана.

***

Таким образом, по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не детализировано. Указано только на соответствующее право заказчика, который сам может определить вид, размер и другие условия. Более подробно регламентировано обеспечение заявки, в частности цена контракта, при которой заказчик может требовать обеспечить заявку (свыше 5 млн руб.), и ее размер — не более 5% от начальной цены договора.

Как оформляется обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ читайте здесь.

Основания для отмены

Какие требования предъявляют

В соответствии с п. 4 ст. 368 ГК РФ в тексте указывается следующая информация:

  • дата выдачи;
  • состав сторон: кто является принципалом — поставщик, исполнитель или подрядчик, бенефициаром — заказчик и гарантом — банк;
  • обязательство, которое обеспечивается документом;
  • сумма;
  • срок действия;
  • обстоятельства, при наступлении которых выплачивается сумма.

Требования госкорпораций основываются на перечисленных условиях, но в закупочной документации конкретизируются:

Устанавливается срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ — как правило, требуется, чтобы он перекрывал как минимум на месяц срок исполнения обязательств по договору

В документации также предусматривается продление банковской гарантии 223-ФЗ, если стороны изменят срок исполнения договора.
Госкорпорация вправе предусмотреть перечень банков, которые считает приемлемыми для выдачи документа на обеспечение конкретной закупки, либо перечислить требования к банку-гаранту, не перечисляя конкретные организации.
Устанавливается сумма гарантии.
Важное требование — банковское поручительство предполагается безотзывным.. Минфин не утвердил список банков, предоставляющих банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличие от ФЗ-44

Есть заказчики, которые указывают такой список в документации. Вот пример из конкурсной документации

Минфин не утвердил список банков, предоставляющих банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличие от ФЗ-44. Есть заказчики, которые указывают такой список в документации. Вот пример из конкурсной документации.

Перечень банков-гарантов, гарантии которых принимаются

1

ПАО «Сбербанк России»

2

ПАО «Банк ВТБ»

3

АО «Газпромбанк»

4

ПАО «ФК Открытие»

5

АО «Альфа-Банк»

6

ПАО «Московский кредитный банк»

7

ПАО «Промсвязьбанк»

8

АО «Райффайзенбанк»

9

АО «АБ Россия»

10

АО «Всероссийский Банк Развития Регионов»

11

ПАО «Московский индустриальный банк»

12

ПАО «Зенит»

13

ПАО «Возрождение»

14

АО «Новикомбанк»

15

АО «Нордеа»

16

АО «Транскапиталбанк»

17

АО «АКБ РосЕвроБанк»

18

ООО «Банк Сберегательно-кредитного сервиса»

19

ПАО «МТС-Банк»

20

ПАО «АКБ Авангард»

21

ООО «Банк Аверс»

22

АО «Локо-Банк»

23

ПАО «АКБ Металлинвестбанк»

24

АО «БНП Париба Банк»

25

ООО «Дойче Банк»

26

АО «КредиАгреголь КИБ»

27

ЗАО «Коммерцбанк (Евразия)»

28

АО «АКБ БЭНК ОФ ЧАЙНА»

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий

Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:

  • Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
  • Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
  • Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
  • Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.

Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной максимальной цене контракта (далее – НМЦК), указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Возникает вопрос о том, как указывать условие о размере обеспечения – в процентах или твердой денежной сумме? Законодательство не конкретизирует данный вопрос, а, следовательно, полагаем, не будет нарушения, если указать точную сумму обеспечения. Основное условие состоит, чтобы она соответствовала размеру в процентном выражении, что подтверждается практикой региональных УФАС5. Не будет нарушения также в случае, если в извещении, документации о закупке, проекте контракта указать процентную долю НМЦК6.

Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязательств взамен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, приводится пример спора, в рамках которого общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Отклоняя доводы истца и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции отметил, что согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

По общему правилу кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ). Такая обязанность может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, а также вытекать из обычаев или существа обязательства. В то же время, если кредитор принял исполнение в части, то наступают последствия, связанные с частичным исполнением обязательства.

Таким образом, право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. При этом заказчик не вправе отказаться от обеспечения в новом размере.

В свою очередь, возможность исполнения обязательства по частям должна быть предусмотрена договором (статья 311 ГК РФ).

В рассмотренном деле такая возможность в контракте отсутствовала: поставка оборудования считается совершенной в момент подписания сторонами акта приема-передачи продукции. Ссылка поставщика на обстоятельство, согласно которому условиями договора предусмотрен гарантийный срок, что свидетельствует о возможности исполнения обязательств по частям: в части поставки и в части исполнения гарантийных обязательств, правомерно отклонена судом, который указал, что гарантийные обязательства поставщика являются частью обязательств по договору и договор считается исполненным в случае исполнения сторонами всех своих обязательств, в том числе гарантийных7.

Когда и кем вносятся сведения в реестр

Порядок заключения

Заключение договора на основании положений Федерального закона №223-ФЗ происходит по итогам публикации протокола об определении победителя той или иной процедуры либо на основании решения заказчика о проведении закупки у единственного поставщика.

В том случае, если речь идет о конкурентном способе определения потенциального исполнителя по контракту, например, о конкурсе, то заключение договора или контракта по его итогам производится по истечении десяти дней, но не дожидаясь двадцати с даты публикации в Единой информационной системе протокола о подведении итогов такой закупки.

Если происходит заключение договора с единственным поставщиком, то в этом случае договор может быть заключен в течение того срока, который установлен для таких контрактов созданным у заказчика Положением о закупке.

Для того чтобы достичь максимально удобных для обеих сторон условий заключения и дальнейшего исполнения договора, в том числе, по итогам конкурентных способов определения исполнителя, заказчик вправе провести с исполнителем преддоговорные переговоры. Условие о возможности проведения таких переговоров заказчик обязан сформулировать в рамках документации о проводимой закупке как одно из условий определения исполнителя.

Преддоговорные переговоры – это специальное собеседование с потенциальным исполнителем контракта, которое проводится с участником закупочной процедуры, занявшим первое место при проведении оценки поданных заявок или предложений на участие в закупке. В рамках таких переговоров производится итоговое определение условий, на которых будет заключен и исполняться договор по итогам завершения закупочной процедуры.

В том случае, если такой участник отказывается от заключения договора, или стороны не могут договориться и прийти к общему соглашению по условиям договора, то к преддоговорным переговорам приглашается участник, который занял второе место по итогам оценки поданных заявок или предложений.

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что у государственного заказчика есть возможность не публиковать некоторые контракты и договоры, которые были заключены.

Так, в частности, можно не публиковать договоры, которые были заключены с единственным поставщиком, если объект закупки по такому договору или контракту относится к тем сведениям, публикация которых не предусмотрена действующим законодательством. В остальных случаях заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента подписания такого договора или контракта внести сведения в специальный реестр контрактов, ведение которого предусмотрено статьей 4.1 указанного федерального закона.

Если речь идет о контрактах и договорах, которые подписываются по итогам конкурсных процедур, то они должны быть размещены в Единой информационной системе в соответствующем реестре. Сведения о таких контрактах в течение трех рабочих дней с момента подписания направляются в специальный реестр, который должен оформляться в соответствии с требованиями статьи 4.1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ознакомиться с данным реестром можно на основании запроса, сформированного посредством функционала Единой информационной системы zakupki.gov.ru.

Если договор или контракт был изменен, то сведения о таком изменении также должны быть внесены в реестр в течение трех рабочих дней с момента их осуществления. Что же касается результатов исполнения договора, то данные о его завершении должны быть внесены в срок, который не превысит десять дней с момента подписания документов, подтверждающих такое действие в отношении договора. Не подлежат публикации только те сведения, которые относятся положениями действующего законодательства к данным, которые не должны публиковаться в общедоступных источниках информации, например, если речь идет об объектах закупки, подпадающих под действие законодательства о государственной тайне.

Разновидности запроса предложений

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий