Как вернуть обеспечение заявки

Для чего нужны обеспечительные платежи

Поставщики, участвующие в торгах, вносят обеспечительные платежи. Они гарантируют заказчику, что победитель подпишет контракт и добросовестно его выполнит.

Есть два вида таких платежей: обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта.

Обеспечение заявки

По сути, обеспечение заявки — это страховка на случай, если победитель торгов передумает и не станет подписывать контракт. Обеспечение заявки вносится не всегда, а только при проведении конкурсов и аукционов. Размер платежа составляет от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ). В запросах котировок и запросах предложений обеспечение заявки не предусмотрено (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам» и «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений»). В закупках у единственного поставщика требование о внесении обеспечения заявки остается на усмотрение заказчика (см. «Тендеры по госзакупкам: закупка у единственного поставщика»). Участники конкурсов и закрытых аукционов вправе выбирать, каким способом внести обеспечение заявки: перечислить деньги на счет заказчика или предоставить банковскую гарантию (см. «Тендеры по госзакупкам: что нужно знать об открытом конкурсе»).

У участников электронного аукциона выбора нет, они в любом случае должны перевести деньги на электронную торговую площадку. Эти деньги будут заблокированы до тех пор, пока не выявится победитель торгов, и с ним не подпишут контракт (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам»).

После заключения контракта обеспечительные платежи, сделанные участниками конкурсов и закрытых аукционов, возвращаются к ним в течение пяти дней. Деньги, внесенные участниками электронного аукциона, разблокируют в течение одного дня после завершения торгов.

Победителю вернут обеспечительный платеж только в том случае, если он подпишет контракт. Если он откажется это делать, вся сумма достанется госзаказчику. Если победитель, отказавшийся подписать контракт, в качестве обеспечения предоставил банковскую гарантию, сумму обеспечения за него перечислит банк.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение контракта — это страховка на случай, если поставщик, победивший в тендере, не выполнит контракт или нарушит его условия. Этот платеж является обязательным не всегда. Он применяется только при проведении конкурсов и аукционов. Для остальных способов проведения торгов требование о внесении обеспечения контракта остается на усмотрение госзаказчика.

Сумма обеспечения должна находиться в диапазоне от 5% до 30% начальной (максимальной) цены контракта. Устанавливая конкретное значение, заказчик обязан придерживаться следующих условий:

  • если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. руб., обеспечение контракта должно составлять от 10% до 30% НМЦ, но не менее суммы аванса (при наличии в контракте условия об авансе);
  • если величина аванса составляет более 30% НМЦ, то обеспечение контракта должно равняться размеру аванса;
  • если участник торгов предлагает цену, которая снижена на 25% и более по сравнению с НМЦ, то к такому участнику применят антидемпинговые меры, а именно в полтора раза увеличат обеспечение контракта.

Внести обеспечение контракта можно двумя способами. Первый способ — перечислить деньги на счет заказчика. Получить их обратно поставщик сможет только после выполнения контракта. Второй способ — предоставить вместо денег банковскую гарантию. Тогда при ненадлежащем выполнении контракта ответственность будет нести банк-гарант.

Отказ от внесения обеспечения считается уклонением от заключения контракта. Победитель, не предоставивший обеспечение, на два года попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

Зачем нужно обеспечение

Реальная ситуация: кадетский корпус объявляет закупку на стулья для детей. Несколько поставщиков подают заявки, кто-то один выигрывает. Но тут поставщик говорит, что он не сможет поставить стулья и отказывается подписывать контракт: не рассчитал силы. Остался месяц до начала нового учебного года, а стульев нет. Придется проводить торги заново.

Чтобы оградить заказчика от таких ситуаций, придумали просить у поставщика обеспечение. Если победитель откажется подписывать контракт, он лишится денег. Вот как это работает.

Это и есть обеспечение заявки, его всегда просят в закупках от 1 млн рублей. Еще бывает обеспечение контракта и гарантийных обязательств, о нем поговорим позже. А пока разберемся с обеспечением заявки.

Гайд для начинающих: как участвовать в госзакупках

Наши юристы описали весь процесс простым языком,
без зубодробительных формулировок. Подпишитесь и получите гайд.
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Что может быть в качестве обеспечения заявки

Для обеспечения заявки можно использовать:

  • свои деньги на спецсчете;
  • банковскую гарантию.

Спецсчет. Обычный расчетный счет, только используется для закупок и подключен к торговым площадкам.

Работает так:

  1. Заказчик организует торги.
  2. Участники подают заявки и переводят деньги на свои спецсчета.
  3. Когда прием заявок заканчивается, площадка эти суммы замораживает.
  4. Объявляют победителя. У всех остальных участников деньги размораживаются.
  5. С победителем подписывают контракт. Если он отказывается — заказчик забирает обеспечение себе.
  6. Победитель подписывает контракт, деньги на счете размораживаются. Из них часть автоматически уходит на оплату комиссии электронной площадке.

Банковская гарантия. Гарантия — обещание банка заплатить за клиента деньги, если он не выполнит свои обязательства. Клиент покупает это обещание на определенную сумму и срок.

Если клиент подведет заказчика, банк сам выплатит сумму обеспечения вместо предпринимателя. Получается, когда банк выдает банковскую гарантию, он рискует. Потом придется просить клиента вернуть эти деньги. Поэтому банк тщательно проверяет компании так, как если бы они брали кредит.

Есть ли риски и мошеннические схемы с обеспечением?

Поставщики могут столкнуться с двумя проблемами. Первая — мошенничество, которое встречается в коммерческих закупках. Заказчик просит внести обеспечение на свой счет, а не счет банка или ЭТП. В этом случае мы рекомендуем внимательнее отнестись к вопросу участия в такой закупке. Есть риск того, что заказчик может оказаться мошенником. который соберет с участников фиктивной закупки деньги и скроется с ними. Вернуть деньги получится только с привлечением правоохранительных органов и суда.

Вторая — недобросовестные заказчики в госзаказе. Они составляют требования к поставщикам таким образом, чтобы любой добросовестных участник закупки гарантированно допустил ошибки в заявке. Обычно это сложные закупки, в которых надо предоставить лицензии, сертификаты или разрешения. Ошибся три раза, и заказчик заберет обеспечение себе.

Поэтому при работе с обеспечением рекомендуем:

  1. Внимательно читать все условия участия в закупке.
  2. Проверять заказчика до внесения обеспечения.
  3. Перечислять деньги только на независимый от заказчика счет — в банк или на ЭТП.

Если хотите разобраться в тонкостях участия в закупках, то пройдите наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.

Подготовка документации и публикация

Перед проведением аукциона заказчику следует определиться с площадкой. Согласно приказу Минэкономразвития, аукционы должны проводиться на специализированных электронных торговых площадках.

Под электронной торговой площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся торги. По приказу Минэкономразвития закупки для государственных и муниципальных нужд проводятся только на аккредитованных одобренных площадках. Первоначально их было 5, но с конца 2016 года в перечень площадок попал Российский аукционный дом.

Сегодня для государственных закупок используются следующие сайты:

  1. ГУП «Агентство по государственному заказу Респ.Татарстан».
  2. ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  3. ООО «РТС-тендер».
  4. Национальная электронная площадка.
  5. АО «Единая электронная торговая площадка».
  6. Всероссийская универсальная торговая площадка (РАД).

На предварительном этапе участнику следует подготовиться к электронному аукциону: сформировать комиссию, утвердить положение о ее работе и привлечь экспертов при необходимости. Также заказчику необходимо разработать и утвердить документацию об электронном аукционе. В число таких документов входят:

  • общие положения о закупке;
  • информационная карта;
  • форма заявки и инструкция по ее заполнению;
  • техзадание;
  • проект контракта;
  • расчет и обоснование НМЦК.

Извещение о проведении аукциона и состав документации должны быть размещены в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

Извещение о проведении аукциона должно быть размещено в ЕИС в установленные сроки: как минимум за неделю при закупке до 3 млн. р. и за 15 дней при более дорогостоящих закупках. Помимо ЕИС, сведения о закупке допускается разместить в электронных и печатных СМИ, но это требование не является обязательным.

Извещение о проведении аукциона должно содержать установленный перечень сведений:

  • сведения о заказчике;
  • изложение условий контракта;
  • код закупки;
  • ограничение участия при определении поставщика;
  • способ определения поставщика;
  • место и порядок подачи заявок на участие;
  • размер и порядок внесения обеспечения;
  • адрес площадки для проведения аукциона;
  • дата окончания срока приема заявок;
  • преимущества, которые предоставляются заказчиком для отдельных категорий исполнителей (для НКО, субъектов малого бизнеса и пр.);
  • требования, которые предъявляются к участникам аукциона и перечень документов, предоставляемый ими;
  • запреты и ограничения.

Заказчик вправе вносить изменения в извещение, но не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок на участие. Исправления не должны затрагивать объект закупки. После принятого решения в ЕИС должны быть опубликованы эти изменения в течение одного рабочего дня.

Техническая информация по электронному аукциону должна содержать такую информацию:

  1. Наименование объекта закупки.
  2. Условия контракта.
  3. Обоснование НМЦК.
  4. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
  5. Дата и время окончания срока подачи заявок и их рассмотрения.
  6. Сведения о валюте контракта.
  7. Дата проведения аукциона.
  8. Размер обеспечения по контракту.
  9. Возможность изменения контракта заказчиком.
  10. Срок заключения контракта.
  11. Условия определения победителя.
  12. Требования к участнику аукциона.
  13. Проект контракта.

Также заказчиком публикуется информационная карта. Это сводная таблица по закупке, которая содержит весь спектр важнейшей информации.

Сроки проведения электронного аукциона по нормам 44-ФЗ можно рассчитать с помощью калькулятора.

Документы, которые служат приложением к заявке

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе не требует от участника никаких дополнительных документов. В состав документации, которая нужна при подаче второй части заявок, входят такие сведения:

  1. Анкета поставщика или подрядчика. Она должна содержать информацию об организации, в том числе наименование организации, ФИО и паспортные данные физического и юридического лица; юридический и фактический адрес компании (адрес проживания физлица); контактные сведения (номер телефона и адрес электронной почты); ИНН, присвоенный компании или индивидуальному предпринимателю, ИНН учредителей компании и ее руководства.
  2. Декларация в произвольной форме, которая подтверждает соответствие требованиям  к участникам электронных торгов по ч. 1 ст. 31 ФЗ-44.
  3. Решение об одобрении крупной сделки, принятое уполномоченным органом (хотя оно входит в состав запрашиваемой документации при прохождении аккредитации на ЭТП, его стоит прикладывать при каждой заявке).
  4. Декларация о принадлежности компании к субъектам малого бизнеса или выписка из реестра таких субъектов (при необходимости).
  5. При необходимости прикладывается дополнительная документация по технически сложным предметам закупки.

Перечень запрашиваемых документов прописан в ч. 5 ст. 66 ФЗ-44. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять данный список.

Одобрение и отказ по банковской гарантии

В большинстве случаев муниципальный или госзаказчик принимает гарантию, выданную банком, включенным в перечень кредитных учреждений, которые наделены правом выдавать банковские гарантии для исполнения контрактов и обеспечения заявок. Это регулируется ч. 1 и ч. 1.1 ст. 45 ФЗ № 44.

Актуальная на данный момент версия такового перечня размещается на официальном интернет-портале Министерства финансов. Это раздел «Деятельность», подраздел «Контрактная система», подгруппа «Перечень…»

Но у заказчика есть и полное право не принимать банковскую гарантию. Но только в случаях, определяемых законодательством. Например, если она не соответствует условиям конкурсных актов или положениям ФЗ № 44.

В таком случае заказчик в продолжение трех рабочих дней с даты получения им гарантии должен письменно или электронным письмом проинформировать о своем решении участника конкурса, обязательно перечислив причины отказа.

Размер обеспечения исполнения договора

Размер обеспечения исполнения договора прописывается в Положении о закупке, утвержденном у юрлица. Тогда как конкретные показатели содержатся в закупочной документации.

Если условиями договора предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения обычно устанавливается равным предоплате. Обеспечение договора устанавливается в денежном выражении по усмотрению заказчика.

На практике в большинстве случаев порядок предоставления обеспечения по 223-ФЗ дублирует аналогичный из 44-ФЗ. Для заключаемых контрактов на сумму в пределах 50 млн. р. устанавливается величина обеспечения гарантией на 5-30% от цены контракта. Для более крупных сделок обеспечение устанавливается в размере 10% от цены контракта, но в пределах авансового платежа.

При этом заказчик по 223-ФЗ вправе установить обеспечение и менее 5% от цены договора, это не будет считаться нарушением.

Согласно Постановлению Правительства №1352 от 2014 года, заказчики, которые работают по 223-ФЗ, предоставляют субъектам малого бизнеса определенные преимущества. Они касаются обеспечения по заявкам и исполнению договора (субъекты малого бизнеса вправе выбрать оптимальный способ обеспечения заявок и исполнения договора), порядка заключения договора, а также процентных значений размера обеспечения.

Для представителей малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не должно превышать 5% от его цены.

В случае когда договором был предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен превышать авансовое обеспечение.

Стандартные нормативы

Нормативный акт №44 вступил в силу с начала 2014 г. Было решено, что вопросы, касающиеся обеспечения государственных и муниципальных учреждений, будут проводиться на конкурсной основе согласно его положениям. Правила обеспечения заявок на участие в торгах изложены в ст. 44−45 Закона.

Понятие и виды по закону

Законом предусмотрено, что для обеспечения заявки в качестве гарантии на участие в:

Закрытый аукцион или конкурс Можно:
  • предоставить банковскую гарантию;
  • внести денежные средства (личные, кредитные, заемные) на счет заказчика.
Электронный аукцион Необходимо внести денежные средства на счет ЭТП.

Потенциальный участник имеет право самостоятельно выбрать способ обеспечения своей заявки. Банковскую гарантию по просьбе одной из сторон может дать кредитное учреждение. Она выдается в виде письменного обязательства, по которому банк должен внести определенную сумму для обеспечения заявки (Гражданский кодекс, ст. 368, 370).

Гарантия также не может быть безотзывной и должна отвечать требованиям ФЗ №44, ст. 45, п. 2. Процент гарантии банковской может составить от 5 до 30 от начальной цены контракта. Срок действия гарантии должен быть больше срока подачи заявки на 2 месяца.

С денежным обеспечением, которое требуется именно для участия в электронном аукционе, все намного проще. Участнику (поставщику) аукциона необходимо заранее предусмотреть, чтобы на его счету были деньги. Оператор ЭТП заблокирует определенную сумму на время проведения торгов или пока не будет подписан контракт, при условии, что данный участник выиграл торги.

По новым правилам, которые вступят в силу с июля 2020 г., участники не смогут обеспечивать заявки гарантиями банков. Нужно будет обеспечение только деньгами, а переводить их придется не на счет ЭТП, а на спецсчет. Эти счета будут обязаны открывать участники закупок.

При подаче предложения участник соглашается, что средства со спецсчета будут списаны автоматически оператором. В документации к заявке придется указывать, что способ обеспечения участником был выбран самостоятельно.

Деньги на счете для текущей закупки будут блокироваться сразу, как только срок подачи заявок истечет. Это обозначает, что довнести недостающую сумму не получится, а значит, заявка будет отклонена.

В ст. 44 Закона указано, как нужно обеспечивать заявки для участия в торгах:

  • Требования по обеспечению заявок устанавливает в 2020 году заказчик. При этом он указывает размер обеспечения в сопровождающей документации к конкурсу. Заказчик также указывает вид торгов и как нужно обеспечить заявку, но способ выбирает поставщик.
  • Для участия в электронном аукционе необходимо внесение на счет определенной суммы.
  • Заявка должна отвечать требованиям ГК. Это обозначает, что дать банковскую гарантию может только учреждение, указанное в ГК.
  • Требования по обеспечению заявок одинаковы для всех организаций, которым нужно принять участие в закупке.
  • Для принятия участия в аукционе на лицевом счету потенциального участника должны быть средства в сумме не меньше, чем размер обеспечения, указанный в документации по проведению торгов.
  • С момента, как выяснится, что оператор не может заблокировать средства на счете участника в соответствии с положениями данного Закона о конкурсной основе, он обязан в течение 1 часа вернуть заявку.
  • В течение 1 рабочего дня с момента, как оператор не смог заблокировать средства на счете участника или последний отозвал заявку, деньги перестают блокироваться автоматически.
  • Средствами, которые оператор ЭТП не заблокировал для участия в данном аукционе, доступны участнику для использования на свое усмотрение.

Когда заказчик вправе удержать обеспечение

Заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта полностью или частично. В 44-ФЗ не указаны случаи, когда заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта. Но сегодня сложилась такая практика, согласно которой, обеспечение удерживается в полном размере в случае, если победитель не приступил к исполнению договора или не завершил выполнение контракта в оговоренные сроки без уведомления заказчика.

При неисполнении поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе инициировать расторжение контракта в одностороннем порядке или через суд. В указанной ситуации обеспечение исполнения контракта поставщику не перечисляется.

Денежные средства в виде обеспечения перечисляются в соответствующий бюджет: федеральный, региональный и муниципальный. Если в качестве обеспечения участник предоставил банковскую гарантию, то заказчик обращается в банк с требованием о выплате обеспечения исполнения контракта из-за наступления гарантийного случая. Но в дальнейшем указанная сумма взыскивается с поставщика.

После этого сведения об участнике, с которым расторгается контракт, передаются в реестр недобросовестных поставщиков (на основании ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Частичное удержание обеспечения практикуется, если поставщик не успел выполнить все обязательства по контракту в оговоренные сроки, либо если заказчик признал не соответствующей требованиям закупки часть товаров, услуг или работ. Еще одно основание для частичного удержания обеспечения – уменьшение его на сумму неустоек.

Заказчик также вправе взыскать штрафные санкции из суммы обеспечения и вернуть участнику размер обеспечения, уменьшенный на размер неустойки. В качестве неустоек могут выступать пени за просрочку обязательств или штрафы за недобросовестное исполнение договора. Но такая возможность должна быть предусмотрена договором или прописана в дополнительном соглашении. Соглашение об уменьшении обеспечения на неустойку можно подписать в любой момент.

Общая ответственность

Недобросовестный заказчик или оператор ЭТП может быть наказан за несвоевременный возврат или невозвращение средств по обеспечению заявки вообще.

Штрафные санкции применяются в рамках КоАП по ст. 7.31.1, ч. 1−2:

При просрочке не более 3 дней
  • должностное лицо должно уплатить 5 тыс. руб.;
  • организация – 30 тыс. руб.
Если сроки невозврата превышают 3 дня
  • должностное лицо должно уплатить санкции 15 тыс. руб.;
  • предприятие – 90 тыс. руб.

По той же статье, но ч. 3, штраф составит 15 тыс. руб., если будут нарушены сроки: блокирования средств по обеспечению заявки или снятия блокировки на лицевом счету участника аукциона.

Помимо штрафных санкций пострадавший от электронных торгов участник может компенсировать убытки, если обратится в суд. Ему нужно подать иск, чтобы с нарушителя взыскали проценты за пользование чужими деньгами (ГК, ст. 395).

Дополнительно пострадавшее лицо может требовать уплаты пени, которая начисляется за каждый день просрочки в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ России.

Как заполнить платежку на обеспечение заявки по 223-ФЗ

Расскажем, как оформить платежное поручение онлайн на примере для АО «ЭТС».

Шаг 1. Устанавливаем номер платежного поручения и дату в хронологическом порядке. Сумму платежки указываем прописью, затем цифрами.

Шаг 2. Блок информации о плательщике. В него входят сведения вашей организации: ИНН, КПП, полное наименование, номер расчетного счета, наименование банка, в котором открыт расчетный счет, а также его БИК.

Шаг 3. Блок информации о получателе. Указываем аналогичные регистрационные данные торговой площадки. Затем прописываем вид операции «01» и очередность платежа «5».

Шаг 4. Прописываем назначение платежа, при необходимости указываем номер электронного аукциона. Обязательно указываем «БЕЗ НДС» или «НДС НЕ ОБЛАГАЕТСЯ».

Что изменится в правилах внесения обеспечений

С 01.07.2018 вступают в силу поправки к закону о контрактной системе, которые касаются внесения обеспечений заявок по закупкам. Проведем сравнительный анализ действующих и новых правил.

Критерии сопоставления Порядок внесения ОЗ в соответствии с действующей редакцией закона 44-ФЗ Порядок внесения ОЗ в соответствии с редакцией закона 44-ФЗ, вступ. в силу с 01.07.2018
Способы закупки Конкурс, аукцион. Ч.1 ст.44. Конкурс (в том числе в электронной форме), аукцион. Ч. 1 ст. 44.
Способы ОЗ

Конкурс — денежные средства, банковская гарантия.

Аукцион — денежные средства.

Ч. 1, 2 ст.44. Конкурс, аукцион — банковская гарантия (для закупок в эл. форме — с 01.07.2019), денежные средства. Ч. 2 ст. 44; ч. 52 ст. 112.
Условия установления ОЗ Во всех случаях. Ч. 1 ст.44. При НМЦК более 1 млн руб. Ч. 1 ст. 44; ПП № 439 от 12.04.2018.
Размер обеспечения заявки

0,5–5 % при НМЦК более 3 млн руб.

1 % — при НМЦК менее 3 млн руб.

Не более 2 %, если есть преимущества учреждений уголовно-исп. системы, СМП, СОНО, организаций инвалидов.

Ч. 15 ст.44.

0,5–1 % — при НМЦК от 1 до 20 млн руб.

0,5–5 % — при НМЦК более 20 млн руб.

Не более 2 % — для учреждений уголовно-исп. системы, организаций инвалидов.

Ч. 16 ст. 44.
Субъекты, в отношении которых применяется требование обеспечить заявку В равной степени ко всем участникам. Ч. 4 ст.44. Ко всем участникам, кроме казенных учреждений. Ч. 6 ст. 44.
Порядок перечисления денежных средств

Конкурсы — на счет заказчика.

Аукцион — на счет оператора электронной площадки.

Ч. 8 ст.44.

Конкурсы — на счет заказчика.

Конкурсы в электронной форме, аукционы — на спецсчет, открытый участником в банке.

Ч. 10 ст. 44.
Сроки возврата ОЗ

Конкурс — 5 раб. дней.

Аукцион — 1 раб. день.

Ч. 6 ст.44.

Конкурс — 5 раб. дней.

Конкурс в эл. форме, аукцион в эл. форме — 1 раб. день.

Ч. 8 ст. 44.
Условия удержания ОЗ
  • победитель уклонился от заключения договора;
  • не предоставил обеспечение контракта;
  • предложения участника были трижды в квартале отклонены на одной площадке по причине их несоответствия установленным требованиям.
Ч. 13 ст.44; ч. 27 ст.44.
  • включение в РНП;
  • заявки участника были трижды в квартале отклонены на одной площадке по причине их несоответствия установленным требованиям.
Ч. 15 ст. 44; ч. 27 ст. 44.

Порядок проведения аукциона

Этап Срок и иные пояснения
Заказчик публикует извещение
Участники подают заявки Обе части подаются оператору одновременно, подписанные КЭП. Срок — 7 / 15 дней в зависимости от НМЦК
Заказчик принимает или отклоняет заявку В течение часа заявке присваивается номер, участник уведомляется о ее приеме. На этом этапе заявку отклонят, если она:
  • не подписана или подписана не тем лицом;
  • опоздала;
  • подана повторно (при этом предыдущая не отозвана);
  • участник в РНП (если есть условие о его отсутствии там);
  • до конца регистрации участника осталось меньше 3 месяцев
При необходимости участник отзывает заявку Подается уведомление об отзыве не позже даты окончания приема заявок
Оператор направляет заказчику первые части заявок, заказчик их рассматривает Срок рассмотрения — 1 день, если НМЦК не более 3 млн, 7 дней — если НМЦК более 3 млн. Сведения о поставщиках не передаются.
Заказчик подписывает протокол, направляет его оператору и размещает в ЕИС Не позже последнего дня срока рассмотрения заявок
ЭТП проводит аукцион Срок — первый рабочий день через 2 дня после окончания срока приема заявок. Дата указывается в извещении, время назначает оператор
Заказчик рассматривает вторые части заявок, подписывает и публикует протокол Протокол размещается в ЕИС позже следующего дня после подписания
Заказчик публикует проект контракта (без подписи) Не позже чем через 5 дней после подведения итога аукциона. Контракт включает цену победителя, данные о нем и об объекте закупки
Победитель направляет протокол разногласий Протокол может быть направлен только 1 раз. Заказчик рассматривает его в течение 3 дней и в результате:

исправляет ошибки (если они в реквизитах, параметрах сделки) и размещает новый проект;

размещает старый проект повторно и поясняет причину

Победитель подписывает контракт Перед подписанием вносится обеспечение контракта. Подписанный контракт размещается в течение 5 дней
Заказчик подписывает контракт В течение 3 дней

Если победитель не подписал контракт или не внес обеспечение в срок, он считается уклонившимся от подписания. Заказчик вправе подать на него в суд в целях возместить убытки.

Также заказчик может заключить контракт со вторым участником в итоговом протоколе. Для этого ему направляется проект контракта в течение 5 дней после того, как первый участник признан уклонившимся.

Действие ФЗ № 223

Мы разобрали требования к обеспечению заявки по ФЗ № 44. Это касается конкурсов, проводимых муниципальными и госзаказчиками. Что касается ФЗ № 223, то он действует в отношении аукционов, где заказчиками выступают иные лица:

  • Государственные компании.
  • Государственные корпорации.
  • Различные субъекты разного рода естественных монополий.
  • Организации, что осуществляют регулируемые типы деятельности в области газо-, электро-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, захоронения, утилизации бытовых твердых отходов, очистки сточных вод.
  • Унитарные муниципальные и государственные учреждения, а также бюджетные организации, которые планируют закупки за счет различных субсидий и грантов.
  • Унитарные государственные и муниципальные учреждения, бюджетные организации, которые ведут закупки с целью привлечения субподрядчиков по тем контрактам, в которых сами назначены исполнителями.
  • Автономные компании.
  • Масса хозяйственных обществ (и их дочерних хозяйственных обществ), в уставных капиталах которых величина доли участия РФ или российского субъекта, муниципальной организации в общем счете превышает 50%.
  • Бюджетные организации в случае наличия принятого и размещенного впоследствии в ЕИС Положения о закупке.

Что потребуется для получения банковской гарантии

Каждый банк самостоятельно устанавливает условия предоставления гарантий: сроки, перечень документов, размер комиссии и проч. Чаще всего при выдаче гарантий банки требуют те же бумаги, что и при выдаче кредитов. Это учредительные документы (устав, свидетельство о присвоении ИНН и др.), а также полная финансовая и бухгалтерская отчетность за год. Плюс к этому участник тендера должен представить в банк предварительную заявку на участие в торгах и конкурсную документацию.

Решение банка о выдаче либо об отказе в выдаче гарантии зависит от репутации компании и предпринимателя. У участника торгов, который вовремя платит налоги и сдает всю необходимую отчетность, есть хорошие шансы на получение гарантии.

Хорошие шансы есть и у того, кто сначала открыл счет в банке, а затем обратился к нему за гарантией. Поэтому опытные участники госзакупок прежде всего просят гарантию у банков, в которых обслуживаются. Практика показывает, что в «своих» банках оформление гарантии нередко проходит по упрощенному сценарию. В частности, для финансового анализа достаточно квартальной бухгалтерской отчетности.

Как обеспечить участие в аукционе банковской гарантией

В соответствии с положениями 44-ФЗ, при проведении электронного аукциона обеспечения заявки осуществляется не только в денежной форме, но и в виде гарантии, которую для поставщика оформляет банк. Заказчик потребует уплату денежных средств на основании этого документа, если участника заказа внесут в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 15 ст. 44 закона №44).

Перечень банковских организаций, которые наделены полномочиями по оформлению банковских гарантий, опубликован на сайте Министерства финансов. Чтобы оформить обеспечение участия в торгах этим документом, обратитесь в банк, который присутствует в этом списке.

Нормы контрактного законодательства четко указывают, какие сведения включают в банковскую гарантию при ее оформлении (ч. 2 ст. 45 закона №44):

  • размер финансового покрытия по гарантии (цена документа);
  • срок действия;
  • в чем заключается ответственность участника тендера перед заказчиком и его обязанности;
  • формулировка, которая подтверждает обязанность банка выплатить заказчику неустойку, если поставщик нарушит условия договора;
  • пункт, согласно которому выполнением обязательств по этому документу является фактическое поступление финансовых средств на реквизиты заказчика;
  • формулировку, которая предполагает заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника тендера;
  • перечень документов, которые направляет в банк заказчик при выставлении требования о выплате финансовых средств, которые предусмотрены гарантией.

Срок, в течение которого действует гарантия, — не меньше 2 месяцев с даты окончания срока подачи предложений на участие в заказе (ч. 4 ст. 44 закона №44).

ВАЖНО!

Банковская гарантия — это документ, который не подлежит отзыву, полностью соответствует требованиям контрактного законодательства и вносится в реестр.

Информация из реестра является закрытой и не размещается в открытой части официального сайта ЕИС (ч. 8.1 ст. 45 закона №44).

ВАЖНО!

С 06.05.2020 сведения из реестра видны поставщикам в личном кабинете.

Участник сообщает номер реестровой записи оператору торговой площадки при подаче документов на участие в заказе. Площадка передает эту информацию заказчику одновременно с остальными сведениями, которые поступили от поставщика (п. 2 — 4 Правил, которые утверждены Постановлением Правительства №626).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий