Запрещено ли обгонять справа по обочине

Можно ли произвести обгон трамвая без нарушения закона

Трамвайный путь имеет одну полосу в каждом направлении движения. В п.9.6 Правил движения ясно прописано, что маневрирование и пересечение встречных путей транспортом разрешается. Таким образом, пересечение не является выездом на встречную полосу. А трамвайные пути не являются разделительной полосой.

Начиная маневрировать, водитель должен быть уверенным в незанятости полосы и дорожного пространства для такого действия. У него должно быть не только достаточно места для движения, но и времени, для того, чтобы не создавать помех другим автомобилистам.

Обгон трамвая не запрещается, и в инструкциях нет дорожных знаков и разметок, запрещающих обгонять движущийся трамвай. Но практика показывает, что обычно трамвай обгоняется по встречным путям, за что «лихачи» и лишаются прав управления автомобилем.

Хотелось бы обратить внимание на участки дорог, где совершение подобных перестроений заканчивается летальным исходом. К этому числу причисляются эстакады, мосты, тоннели

Они не менее опасны, чем движение по встречной полосе. Иногда мосты строят так, что их трудно различить издали. Много водителей, начинающих обгон, завершают его в затруднённых для проезда местах. В обязательном порядке там установлены указатели, в частности, знак обгона. Он пронумерован, как 3.20. На табличке изображаются 2 машины, из них — левая красного цвета.

Двойной обгон опасен, так как он сопряжён с другими нарушениями, к примеру, выездом на встречную полосу. Итогом таких манёвров на дороге может быть не только штраф, но и авария с пострадавшими.

Совершая двойной обгон, обязательно учитывать скорость двигающегося впереди ТС, техническое состояние дорог, возможности автомобиля для совершения манёвра. За такое нарушение правил вождения владельцу транспортного средства грозит штраф до 5000 рублей либо лишение водительских прав на полгода. Чтобы проконтролировать степень ответственности участников дорожного движения, было бы неплохо установить в салоне автомобиля видеорегистратор, который будет фиксировать весь путь.

Post Views: 4

Что такое препятствие в ПДД

В ПДД, пункт 1.2, четко указано определение препятствия:

«Препятствие» – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Можно сделать вывод, что выбоина, осколки стекла/части машины после аварии, автобус на остановке, лужа, пробка из автомобилей и даже нерадивый пешеход не считаются препятствием – объезд этих помех инспекторами ГИБДД будет расценен как нарушение правил дорожного движения.

Что является препятствием на дороге по ПДД

Препятствием на дороге по ПДД являются:

  • ограждения, выставленные в связи проводимыми дорожными работами;
  • яма или провал на дороге;
  • упавшее дерево, кусок бетонной плиты, стены дома и другие крупногабаритные предметы;
  • транспортное средство с выставленным знаком аварийной остановки.

Посторонние предметы на проезжей части: что к ним относится

К посторонним предметам на проезжей части могут относиться:

  • туши крупных животных;
  • выпавший с автомобиля диван, холодильник и любой другой крупный груз;
  • большой камень;
  • сугроб из снега больших размеров.

Определение непреодолимого препятствия

В Правилах дорожного движения вообще не указано понятие «непреодолимое препятствие». Поэтому таковым можно считать любой неподвижный объект, который вообще нет возможности объехать ни по встречной полосе движения, ни по обочине. Вот как действовать водителю в таком случае:

  • ждать, пока непреодолимое препятствие будет убрано с дороги;
  • совершить разворот, если он не запрещен правилами/знаками, и двигаться в обратном направлении.

Правила объезда препятствия на дороге

Правила объезда препятствия на дороге классические:

  • нужно остановиться перед препятствием (не менее чем за 3 метра);
  • дождаться проезда всего потока транспортных средств по встречной полосе;
  • включить знак поворота налево;
  • совершить объезд и сразу же вернуться в свою полосу движения.

Ещё на AutoLex.Net:

Как ехать на дорожный знак «Главная дорога», трактовка, дополнительные символы

Эти правила действуют только в том случае, если препятствие возникло на пути следования по двухполосной трассе.

Смотрите в этом видео о правилах объезда препятствия на дороге:

Что такое «Обгон»

Обгон — опережение одного или сразу нескольких движущихся автомобилей, которое связано с выездом из используемой полосы. В данной ситуации ключевое слово «движущихся». Если опережаемый автомобиль неподвижен, данный маневр называется объездом.

Перед началом обгона автомобилист должен убедиться, что:

  1. Никто из водителей автомобилей, которые едут позади него и которым он может создать препятствие, не производит опережение.
  2. Водитель автомобиля, движущегося впереди по той же полосе, не подает сигнал о намеренности поворота (перестраивании) налево.
  3. Встречная полоса, на которую водитель будет выезжать, свободна на достаточном расстоянии для обгона.

  4. После обгона сможет вернуться на используемую полосу, не создавая препятствий другим участникам движения.

обгон разрешен, когда

Обгон оправдан лишь в том случае, когда интенсивность движения, возможности автомобиля и дорожные условия дают возможность обгоняющему после данного маневра продолжать передвижение на более высоких оборотах, а идущие впереди на меньшей скорости автомобили мешают этому.

На дорогах постоянно наблюдаются обгоны, которые совершаются без необходимости, с целью утверждения превосходства своего авто. Как правило, выполняются они с нарушением ПДД и не способны предоставить существенного преимущества.

Можно приступать к обгону лишь при условиях хорошей видимости дорожного полотна на протяжении всего участка предполагаемого маневра.

обгон запрещен, когда

  1. Если водитель впереди идущего авто включил левый поворотник.
  2. Следом за автомобилем, который уже начал обгон.
  3. Если по встречной полосе беспрерывно идут автомобили.
  4. Если на дороге плохая видимость.
  5. На перекрестках, поблизости железнодорожных переездов.
  6. Если идущий по встречке автомобиль едет с большой скоростью и есть вероятность столкновения.
  7. На трудных участках дороги — туннели, переправы через водоемы, плохо просматриваемые повороты, крутые участки трассы.

обгон через сплошную

Обгон через сплошную является потенциально опасным маневром, за который предусмотрен либо штраф, либо и вовсе лишение прав. Однако, если дорога довольно узкая, а разметка и дорожные знаки, что обгон запрещен, отсутствуют, наказания за это не будет.

Помимо этого, если автомобиль или прочее препятствие преградило вам путь, согласно правилам вы должны объехать его слева, сначала уступив дорогу другим авто. За это наказание не предусмотрено. Однако, если преграду можно было объехать с другой стороны, но данной возможностью вы не воспользовались ввиду того, что она не столь быстрая, вы будете вынуждены заплатить штраф.

двойной обгон

По сути, двойной обгон — обгон автомобиля, которое уже совершает объезд либо обгон. Однако в ПДД отсутствует конкретное определение данного маневра. При этом, существует правило, которое запрещает обгонять впереди идущую машину, которая сама совершает обгон.

Довольно часто появляются неприятности с инспекторами в случае, когда водитель производит обгон «паровозиком», то есть обгоняет несколько движущихся впереди автомобилей, не совершающих соответствующий маневр. Во избежание проблем, желательно не совершать подобные действия.

обгон на перекрестке

Для начала стоит отметить, что перекрестки бывают как регулируемые, так и нерегулируемые. На последних дорога бывает главной и второстепенной. При этом, главная дорога способна изменять направление. Помните, что знаки приоритета на регулируемых перекрестках не действуют.

Обгон запрещен в случае езды по регулируемому перекрестку или при движении по второстепенной дороге нерегулируемого перекрестка. Помимо этого, обгонять другой автомобиль при езде через перекресток равнозначных дорог также запрещено.

Обгон крупного транспорта

Допустим ли правилами дорожного движения обгон справа крупного транспорта, например: автобусов, грузовиков? Такой маневр опасен для участников движения, поэтому запрещен.

Даже при выполнении обгона слева и опережения крупного транспорта, необходимо быть предельно внимательным. Не подъезжать слишком близко, иначе обзор встречной полосы будет ограничен. Вполне возможно, что перед таким транспортом едет медленно еще одна машина, а вы ее просто не видите. Кроме того, крупный транспорт может идти «конвоем», в этом случае маневр будет осуществить не просто. Перед началом совершения обгона необходимо правильно оценить ситуацию, скоростные возможности всех участников движения. Не рисковать лишний раз.

Когда запрещен обгон?

Обгон, как выяснилось, является частным случаем опережения, так что он запрещен во всех случаях, когда само опережение запрещено.

Но к этим запретам добавляется еще несколько:

  • после знака «Обгон запрещен»;
  • при наличии сплошной разметки;
  • если какой-либо из ближайших автомобилей уже совершает обгон или с помощью поворотников показывает намерение начать его;
  • едущий спереди автомобиль собирается повернуть налево.

Также совершать обгон нельзя, если у водителя нет уверенности в успешном завершении маневра: из-за приближающейся встречки или недостаточной мощности собственного автомобиля.

Про обгон

В соответствии с правилами, обгон не разрешен:

Причина — риск, ведь машина выезжает на встречную полосу и можно не увидеть другие ТС или пешеходов.

Особенности маневра:

  • обгонять с правой стороны не допускается;
  • разрешено опережение с правой стороны;
  • не допускается обгон через обочины;
  • возможен обгон по правой стороне в виде перестроения с сохранением вектора движения и при условии, что обгон произведен в пределах одной полосы, т. е. фактически — опережение;
  • при обгоне не позволяется продолжение езды по встречному потоку, если полосы разделены сплошной, трамвайной или прерывистой линией.

Особенность обгона справа в том, что в Правилах нет прямого запрета на него, и нарушители оперируют этим, защищая свои действия на дороге. Однако, с учетом определения обгона как выезда на встречный поток, делается вывод о том, что законодатели вообще не рассматривают обгон с правой стороны как таковой. В условиях левостороннего движения такой маневр вообще невозможен и поэтому не регламентируется.

Типичные ситуации обгона картинка «Ситуации обгона»

Наиболее распространены три вида нарушения:

  1. Обгон через сплошную линию. Не имеет значения, стоит запрещающий знак обгона или нет — маневр совершать нельзя.
  2. Незаконченный маневр. Водитель пересекает одинарную или сдвоенную сплошную разделительную линию, выезжает на «встречку» и возвращается на свою полосу, не совершив опережение. Это тоже нарушение, за которое предусмотрен штраф или лишение водительских прав.
  3. Неоднократное нарушение. Водителя ждет лишение прав сроком на 1 год при повторе нарушения. То есть если в течение одного года после наказания за пересечение сплошной при обгоне будет новый случай.

Встречный разъезд

Что считается правонарушением

Обгон разрешен только в том случае, если интенсивность движения, знаки и дорожная разметка позволяют выполнить данный маневр

Кроме того важно учитывать мощность двигателя личного автомобиля. Так как при обгоне он должен набрать скорость, которая превышает впереди едущую машину, так как она двигается медленнее

В ПДД прописаны четкие ограничения, которые запрещают осуществлять обгон. Это достаточно опасный маневр, который может привести к аварийной ситуации на дороге.

Он запрещен в следующих случаях:

  • если впереди идущий автомобиль включил левый поворотник и сам пытается осуществить обгон или объехать препятствие;
  • в том случае если транспортное средство, двигающееся впереди, совершает поворот или разворот;
  • если машина, которая двигается сзади, пытается совершить обгон;
  • в том случае, если установлены запрещающие знаки;
  • на дороге плохая видимость из-за погодных условий (туман, дождь, ночное время) или по другим причинам;
  • если впереди есть разметка пешеходного перехода;
  • если дорога имеет четырех полосную разметку;
  • на сложном участке дороге.

Вышеперечисленный список вообще запрещает обгон, с левой стороны, а тем более с правой.

Однако некоторые водители пренебрегают правилами дорожного движения, и пытаются совершить запрещенный маневр с правой стороны. Как правило, они выезжают на обочину ли тротуар.

Данное действие запрещено ПДД пунктом 9.9. Двигаясь таким способом, водитель сразу нарушает несколько правил, и получает штраф за езду по обочине и обгон справа.

Стоит отметить, что движение по обочине разрешено только водителям мопедов, велосипедов и скутеров, если они старше 14 лет. Однако данное правило действует, если только отсутствуют специальные для этого дорожки.

Разрешён или запрещён обгон паровозиком?

Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком — это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.

И вот такой манёвр уже запрещён. Но для кого запрещён обгон паровозиком «гуськом»? Как Вы уже наверняка догадались, для того, кто вторым или последующим выехал на обгон — то есть для того, кто такой обгон паровозиком и создал. Впрочем, если Вы выехали на обгон первым, а уже кто-то другой создал «паровозик» из обгоняющих, то доказать правоту Вам будет легко только при наличии видеорегистратора.

Конкретно обгон паровозиком запрещается пунктом 11.2 ПДД:

Видите, даже если инспектор ГИБДД видел, что Вы двигались при обгоне впереди, это ещё не значит, что он видел, что не Вы выехали на встречную полосу, когда кто-то другой уже производил обгон.

Есть в этом пункте и ещё один момент. Если быть точнее, то это недоработанность. Кроется она во фрагменте «…транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия…». А теперь представьте себе дорогу в степи, где видимость впереди десяток-другой километров. По трактовке этого пункта правил обгона Вы не имеете право обгонять, если кто-то впереди даже в 10 километрах от Вас уже обгоняет какое-либо другое транспортное средство. Даже если встречного транспорта нет по всей зоны видимости впереди. Понятно, что данный пункт задумывался для того, чтобы запретить обгонять один и тот же автомобиль паровозиком, но тут и речи не идёт о двойном обгоне.

И поэтому инспектор ДПС, увидевший такую ситуацию, может спокойно подвести Вас под лишение. И, как показывает практика, суды при назачении наказания не учитывают тот факт, что ну всем понятно, что данный пункт задумывался для другого.

Итак, главные ответы на вопросы статьи: в 2020 году двойной обгон разрешён, а обгон паровозиком запрещён сразу двумя трактовками ПДД.

Разновидности опережения

Опережение представляет собой более общее понятие, чем обгон, так как к его основным видам относятся:

  1. Ускорение без изменения полосы, которое фактически будет признано опережением, так как соседний автомобиль, ранее находившийся спереди или сбоку, будет сзади.
  2. Объезд ТС по левой полосе в результате перестроения с крайней или средней.
  3. Обгон, связанный с выездом на встречную линию.

Перечень допустимых типов перестроения основан на том, чтобы даже при высоких скоростных режимах не создавалось опасности для участников дорожного движения.

Разграничения между понятиями обгон и опережение произошли в 2010 году, до этого они фактически означали одно и то же

Современным автолюбителям важно знать не только разницу в терминологии, но и то, как себя вести

Основные виды обгона и опережения

На данный момент различается два основных вида опережения авто, каждое из которых разрешено правилами дорожного движения:

  1. Опережение автомобиля без изменения полосы движения. В этом случае транспортное средство опережает иное за счет большей скорости движения.
  2. Существует также опережения с выездом на иную полосу движения. Если перемещение совершается с левой стороны, опережение, которое предусматривает обгон, будет осуществляться с выездом на встречное движение. Если движение осуществляется по средней полосе, обгон допустимо производить по левой полосе.

В действующих правилах движения существует некоторое количество иных косвенных требований, не предоставляющих возможности совершать обгон справа. Исключением здесь составляют повороты и развязки налево, на основании чего приходится осуществлять движение слева едущего авто.

Если движение осуществляется с правой стороны, если есть желание обогнать транспортное средство с правой стороны, водителю потребуется предварительно выехать на обочину, что категорически запрещено ПДД.

Если движение осуществляется по средней полосе и, если хочется обогнать автомобиль с правой стороны, он сможет двигаться по правой полосе со скоростью, которая не превышает скорость движения авто, едущего по средней полосе.

На основании этого можно сделать вывод, что при данной манипуляции будет нарушен иной пункт ПДД, потому законодатель не предусмотрел отдельные пункты ответственности за совершения обгона справа.

Несмотря на отсутствие конкретных правил по обгону с правой стороны, делать это категорически запрещено. Это самые опасные маневры на дороге, которые могут привести к аварийным ситуациям!

Штрафы ГИБДД за обгон под знаком «Обгон запрещен»

Инспекторы ГИБДД очень и очень внимательно стремятся следить за соблюдением данного правила. И поэтому многих владельцев авто волнует вопрос — сколько штраф за обгон под запрещающий знак. Ведь если водитель был замечен за нарушением, то он обязательно будет остановлен и оштрафован, а может быть и лишен права на управление своим автомобилем. Следует рассмотреть случаи, когда водитель будет однозначно остановлен. Обгон под знак «Обгон запрещен» штраф 2015 года будет зависеть от некоторых нюансов.

Правила переезда железнодорожных путей.

О том, как вернуть права за алкоголь читайте тут.

О помощи юриста при лишении прав

Обгон с выездом на «встречку»

Во время движения водитель едущего сзади более медленного транспорта решил обогнать его, но при этом не учел, что ему придется заехать на встречную полосу. Даже если отсутствует дорожная разметка, это является нарушением ПДД

Если инспектор ГИБДД остановит нарушителя, то наказание будет применяться, обращая внимание на конкретно статью 12.15 КоАП, а именно четвертую ее часть. Наказание достаточно однозначно и трактоваться иначе не может — это лишение прав

Срок, в который водитель не будет иметь возможности управлять автомобилем, варьируется от четырех до шести месяцев.

Важно! Очень редко, если обгон кто-либо заснял на видео или имелся видеорегистратор, то водителю повезло — он получит только «небольшой» штраф, равняющийся 5000 рублей

Обгон из-за объезда неподвижного препятствия

Если на дороге вдруг случилась какая-то авария, или начались ремонтные работы, или просто лежит что-то большое и мешающее проехать, это можно каким-то образом объехать. Однако если это поломанное транспортное средство, которое водитель решил объехать через сплошную и при условии, что есть место справа для маневра — будет остановлен инспекторами ДПС за нарушение той же статьи, что и в прошлом случае, а конкретно части третьей. Это правонарушение карается не так строго, как предыдущее — заплатить придется от тысячи и далее до полутора тысяч рублей будет взыскано в виде штрафа.

Помощь при лишении прав за алкоголь.

О лишении прав за алкогольное опьянение читайте здесь.

Что грозит за отказ от медосвидетельствования

Обгон по дороге без разметки

Есть такие дороги, где нет разметки: например, после ремонта еще не нанесли или уже стерлась до неузнаваемости. Если водитель на такой дороге решил обогнать другой автомобиль, но сделал это не по встречной полосе, а просто по середине проезжей части, и если ширина составляет не менее 8 метров в целом, то тут нарушитель отделается достаточно легко — всего 500 рублей штрафа.

Если транспортное средство было остановлено за нарушение этого правила, и максимальные штрафы ГИБДД за обгон под запрещающий знак кажутся уже материальными, следует сначала подробно разобраться в ситуации. Вдруг штраф размером в пять тысяч рублей, а возможно даже лишение прав, которые инспектор скорее всего захочет выписать, можно будет превратить в минимальные 500 рублей?

Самой распространенной практикой в рядах инспекторов является «влепить» максимальное наказание за любое правонарушение. По такой схеме штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» может легко перерасти в настоящее изъятие прав. Не стоит так легко поддаваться на провокации представителей закона — они тоже могут ошибаться.

Важно! Нужно помнить все подробности своего обгона, попадает ли он под действие запрещающего знака и правда ли он является нарушением какого-либо пункта закона. Если нет — стоит отразить это в рапорте и попытаться обжаловать

Дополнительная информация

Кроме того, смотрите на указатели. Обгон можно осуществлять в том случае, если действие знака закончилось.

Подборка для Вас!
Скачайте в надежное место бланки и образцы документов для автолюбителей.

Выполнение обгона

Водителю нужно знать, не только в каких случаях можно совершать обгон, но и правильный алгоритм действий.

Порядок выполнения маневра:

  1. Подъехать к обгоняемому автомобилю на расстояние 15-20 метров.
  2. Включить поворотник, это предупредит водителей позади вас.
  3. Начать перестроение.
  4. В ночное время или при небольшом ограничении видимости допустимо помигать фарами дальнего света.
  5. Обогнать автомобиль, включить поворотник, перестроиться на нужную полосу, не создавая помех для других участников движения.

Если вы начали обгон и понимаете, что по какой-то причине безопасно это сделать невозможно, то нужно отказаться от маневра и вернуться на свою полосу.

Расшифровка термина «опережение»

Опережение – это маневр, при котором транспортное средство обгоняет другое, при этом, не выезжая на полосу встречного движения.

такое перестроение выполняется проще, реже приводит к авариям и может быть выполнено почти в любой момент. Тем не менее есть несколько случаев, когда опережение запрещено.

Выполнять опережение нельзя:

  • на пешеходном переходе;
  • на железнодорожном переезде;
  • на мостах и в тоннелях;
  • на участках дороги с плохой видимостью.

Существует два вида маневра:

  • без смены полосы движения, когда транспортное средство за счет скорости обгоняет автомобиль;
  • с выездом на соседнюю полосу движения, при этом она не должна быть встречной.

Нужно помнить о том, что если транспортное средство выезжает на другую полосу, опережение должно осуществляться по левой полосе.

Путаница между терминами чаще всего возникает у тех водителей, которые редко пользуются многополосными дорогами.

Общее

В то время, когда в правила движения были внесены определенные поправки, между водителями не стихали споры о том, что можно считать обгоном справа и в каких случах возможно совершить такой небезопасный маневр. Так вот, такого термина в действующих ПДД не существует. Кроме того, обгон справа (с выездом на обочину) строго запрещен законом. В противном случае аварии просто не избежать.

Тем не менее, если водитель на своем транспортном средстве передвигается по проезжей части дороги с односторонним движением (с двумя или более полосами), то он вполне может совершить обгон справа, только называться данным маневр будет опережением. Это необходимо знать.

Обогнал или нет?

Старые ПДД трактовали обгон как «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы». Согласно пункту 11.2 правил старой редакции, обгонять безрельсовое транспортное средство разрешалось только с левой стороны, и только если водитель подал сигнал поворота налево, значит его можно обогнать справа.

В новой редакции документа от 2010 года, под обгоном понимают уже «опережение транспортного средства, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». В силу того, что движение в России правостороннее, значит обгона справа по новым правилам быть не может. То есть, не выехал при обгоне на встречку — значит не совершил обгон и ничего не нарушил.

Разновидности опережения

Опережение представляет собой более общее понятие, чем обгон, так как к его основным видам относятся:

  1. Ускорение без изменения полосы, которое фактически будет признано опережением, так как соседний автомобиль, ранее находившийся спереди или сбоку, будет сзади.
  2. Объезд ТС по левой полосе в результате перестроения с крайней или средней.
  3. Обгон, связанный с выездом на встречную линию.

Перечень допустимых типов перестроения основан на том, чтобы даже при высоких скоростных режимах не создавалось опасности для участников дорожного движения.

Разграничения между понятиями обгон и опережение произошли в 2010 году, до этого они фактически означали одно и то же

Современным автолюбителям важно знать не только разницу в терминологии, но и то, как себя вести

Исключения из правил

Так в каких случаях разрешен обгон справа:

  • фактически это запрещено;
  • однако при движении по многополосной дороге машина, находящаяся слева, может перестроиться на правую полосу, опередить машину или несколько машин и через некоторое время вновь перестроиться на свою полосу либо остаться на той же;
  • справа водители часто обгоняют, выезжая на тротуар или обочину, однако это прямое нарушение пункта 9.9 Правил, причем водитель будет обвинен сразу в 2 деяниях — запрещенный маневр и выезд на обочину/тротуар. Выезжать на эти зоны можно только велосипедистам и мотоциклистам;
  • если впереди движущийся автомобиль включил поворотник для поворота налево и начал маневр, его можно объехать справа, однако это можно сделать только при хорошей видимости и погоде, а при тумане, дожде, снегопаде, гололеде — стоит воздержаться.

Важно учитывать, что вне населенных пунктов водители обязаны двигаться по крайним правым рядам, а проезд по левой полосе допускается только при плотной загруженности дороги, т. е

совершить описанный маневр вне населенных пунктов — практически невозможно.


В населенных пунктах можно двигаться по любой полосе, по любому ряду, так что маневр совершить легче, а по терминологии Правил это будет перестроение с опережением, а не обгон.

Определяющие понятия в правилах дорожного движения

В текущем году наряду с понятием обгона используется понятие «опережение». Согласно одиннадцатой главе правил дорожного движения при выполнении опережения автотранспортное средство не выполняет выезд на полосу с противоположным дорожным движением, как это бывает при выполнении автообгона.

Правила выполнения обгона определяют, что водитель, делающий указанный маневр, перед его осуществлением обязательно должен:

  • удостовериться в том, что на участке встречной полосы дороги имеется достаточно места для обгона (то есть при выполнении первого этапа автообгона ни в коем случае не должно создаваться аварийной, опасной для участников дорожного движения, ситуации);
  • убедиться в наличии на покрытии дороги соответствующей разметки;
  • уметь верно оценить скоростные режимы автомобилей, которые движутся по дорожному полотну;
  • включить левый поворотный сигнал для осуществления разрешенного обгона слева;
  • моментально, не мешкая выполнить запланированный маневр при выезде на встречную полосу;
  • включить соответствующий поворотный сигнал при возвращении на свою изначальную полосу;
  • моментально вернуться на свою полосу движения, если оказывается, что выполнение маневра автообгона неосуществимо.

Когда обгон запрещен?

Для того, чтобы передвижение по магистралям было максимально безопасным, нужно соблюдать правила и придерживаться допустимых скоростных норм. Но зачастую, впереди движущиеся автомобили едут слишком медленно, тогда у водителя возникает желание выехать на соседнюю часть дороги, опередить медленного автомобилиста и двигаться быстрее. Но всегда ли это можно сделать на законных основаниях?

Случаи, когда выполнение обгона запрещается:

  • Когда на определенной территории установлены знаки, запрещающие данный маневр. Это означает, что выполнение его будет крайне опасным.
  • В случае, когда на транспортном средстве, едущем впереди, включился световой сигнал, обозначающий поворот. В данном случае, во избежание столкновения, необходимо подождать, пока автомобилист закончит свой маневр, и только после этого перестраиваться.
  • Если водитель транспортного средства, которое двигается сзади, приступил к обгону, необходимо пропустить его, и только потом, убедившись, что дорога свободна, начинать выполнение маневра.

Помимо этого, есть и другие места, где данные действия запрещены. Там устанавливают специальные знаки, обозначающие запрет, а также, это дорожная разметка в виде двойной сплошной линии.

Запрещаются также данные действия на пешеходных переходах, когда люди переходят дорогу. Водитель нарушит ПДД, если будет обгонять на мосту, либо территорией под ним, а также на территориях, где недостаточный обзор.

Почему не бывает обгона справа?

Любимый аргумент сторонников запретов – ссылка на п. 11.2 ПДД, где говорится, что обгон справа водителям запрещен. Однако они упускают один существенный момент. В ПДД 2015 года и предыдущей редакции определение обгона не менялось. В любом случае этот маневр был связан с выездом на встречную полосу движения. Другое дело, что к 2015 году ряд положений был упразднен, а часть получила новое толкование, соответствующее современным реалиям.

Говорит ли это о необходимости руководствоваться принципом «что не запрещено, то разрешено», или разработчик правил в 2015 году руководствовался какой-то идеей, отменяя ограничение, кочевавшее на протяжении многих лет из одной редакции документа в другую? Как всегда, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Оказывается, эта норма была бы абсолютно излишней в ПДД, дублирующей то, что и так уже содержится в тексте. Не замечали? Ну что ж, рассмотрим более подробно.

В Правилах уже имеется п. 9.9, где указано, что запрещено движение по тротуарам и обочине, за исключением ряда случаев, на которые там имеются ссылки. Допуская обгон справа, автомобиль неминуемо заедет в запретные зоны, и если необходимо будет наказывать водителя, то ему будут указывать на штраф за два нарушения (за подобный маневр и за проезд по тротуару или обочине). А это уже противоречие правовым нормам! Налицо юридический нонсенс, позволяющий трактовать норму так, как выгодно, скажем, тому же сотруднику ГИБДД.

Обгон справа

Некоторые послабления, правда, есть, но касаются они не тех, кто управляет автомобилями, а водителей мопедов и велосипедистов. Так, последним в соответствии с п. 24.2 ПДД разрешается движение по обочине, и то, если нет оборудованных велодорожек, и возраст водителя двухколесного транспортного средства больше 14 лет. Но не будем перечислять остальные случаи, касающиеся велосипедистов, вернемся к рассмотрению ситуации, когда обгон делают транспортные средства, оборудованные мощными двигателями.

Помимо того, о чем говорилось выше, другой юридический казус кроется в самом определении обгона. Так, согласно п. 2.1 ПДД на 2015 год, в его характеристике обязательно присутствует такой признак, как выезд на встречную полосу во время совершения маневра. Получается, движение справа по обочине просто не подпадает под само понятие, называемое обгоном!

Еще одна тонкость появилась в тексте правил дорожного движения: теперь перестроение по полосам одного направления исключает понятие обгона. Введено такое понятие как «опережение». Даже несмотря на то, что внешне будут реализовываться действия, совершаемые при обгоне, но нет выезда на полосу встречного движения, квалифицировать их следует только, как «маневры, совершаемые для опережения другого транспортного средства».

Перестроение по полосам одного направления

И еще одна маленькая деталь. Иногда справа находятся трамвайные пути. Так вот не будет ли нарушением выезд на них для объезда помехи справа? Линии городского рельсового транспорта по своему статусу приравниваются к сплошным разделительным полосам, и есть только два случая, разрешающих следование по путям одного с вами направления, п. 8.5, 9.6 ПДД (2015 год): для разгрузки дороги, когда полосы переполнены, и, конечно, обгон или объезд. Другие причины к нашей теме не относятся, а потому и не будем на них останавливаться. Можно только добавить, что заезд на пути встречного направления строго карается!

Запрет на обгон

О том, что обгон справа запрещен, в законодательстве не сказано. Причина этого находится в самом определении термина. Обгон — это опережение препятствия с выездом на встречную полосу. Поэтому обгонять справа невозможно. Но существует и другое понятие — опережение. Оно подразумевает перемещение по полосе попутного движения со скоростью, превышающей скорость движения транспорта или недвижимого препятствия. И опережение по ПДД разрешено, но при условии, что автомобиль не выезжает на тротуар или бордюр.

Получается, водителя не могут оштрафовать за обгон с правой стороны, поскольку такого понятия в ПДД не существует.

Штраф за обгон справа

Формально в российском законодательстве отсутствует подобная формулировка. Под обгоном транспортного средства с правой стороны понимается совершение данного манёвра по обочине.

Подобное действие категорически запрещено законом, за правонарушение предусмотрено штрафное взыскание в сумме 1 500 рублей, в соответствии с 12.15 статьёй КоАП РФ.

Формы волеизъявления граждан. Снятие обременения по ипотеке в Росреестре — подробнее тут

Наследование вещей ограниченных в обороте. Особенности процедуры. —

Если водитель объезжал движущиеся впереди ТС по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, размеры взыскания увеличиваются до 2 тыс. рублей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий