Как составить и разместить запрос цен по 44-фз: пошаговая инструкция

Источники обоснования

Чтобы определить цену контракта, необходимо использовать открытую информацию, к таковой относится:

  • информация, доступная к просмотру и изучению на официальном сайте госзакупок (его адрес в сети www.zakupki.gov.ru) по уже успешно исполненным контрактам (то есть, по ним не было взысканий и штрафных санкций);
  • информация, распространяемая с помощью рекламы в СМИ, печатных изданиях и прочее;
  • размещаемую на биржах российского и иностранного рынка об установленных на определённую календарную дату котировках;
  • имеющая отношение к отчётам по оценке, на основании которых определяется оценочная стоимость некоторых товаров;
  • информация, поступающая из информационных агентств;
  • прочие общедоступные источники.

Для достоверного определения показателя ценности предмета закупки нельзя ориентироваться на те сведения, которые:

  • прописаны в реестре, содержащем данные о недобросовестных и уклонившихся подрядчиках;
  • были получены из источников, пожелавших остаться неизвестными;
  • получены госзаказчиком по запросам, не отвечающим предъявляемым к ним требованиям;
  • не содержат в себе расчёт цен на определяемую категорию предмета сделки.

Чтобы использовать один из методов расчёта, необходимо понимать, что такое «однородные» и «идентичные» товары. Расшифровка дана в ст. 22 регулирующего закона.

К «однородным» относятся товары, работы или услуги, имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять схожие функции.

К «идентичным» относятся те предметы, которые могут иметь разный внешний вид, но одинаковые характеристики

Для определения «однородности» и «идентичности» необходимо брать во внимание:

страну, в которой товар производится;
фирму, которая выступает в роли его производителя;
если предметом закупки выступают услуги, то репутация компании и её характеристика среди конкурентов имеют важное значение для сравнения;
качество;
возможность заменить товар другим без потери основных характеристик;
вид и объём.

Внешний вид не играет особой роли. Когда применяется метод сопоставимых цен, у заказчика есть право использовать:

  • корректировочные коэффициенты для того, чтобы произвести перерасчёт цены в зависимости от определяющих характеристик. Индекс для пересчёта определяется путём экспертного расчёта;
  • сведения из общего доступа;
  • данные, размещённые на площадках для проведения электронных торгов, конкурсов и тендеров.

Образец обоснования НМЦК

Обоснование установленной ценности происходит в письменном виде. Заказчик оформляет документ с подробным расчётом. К этому документу он прикладывает документы, на основании которых производились расчётные действия. Источники получения информация указывать не нужно. Обоснование необходимо опубликовать в открытом доступе.

Вся документация, которая была использована заказчиком для расчёта, сохраняется в закупочной «папочке». Если это были бумажные документы, то сохраняются их копии. Если информация поступала в электронном виде (скриншоты, ссылки на официальные источники, изображения страниц сайтов), она в таком же виде сохраняется.

Обоснование ценности является одним из разделов конкурсной документации. Выглядеть он может так:

При формировании данного раздела необходимо дать следующую информацию:

  • сведения о том лице, в чьи полномочия входит утверждение данного документа;
  • номер раздела по порядку;
  • название закупки;
  • название метода, с помощью которого определялась цена контракта;
  • фактическое обоснование. Как правило, достаточно сделать ссылку на ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Если применяется проектно-сметный метод, то в качестве обоснования ценности контракта будет выступать смета расходов на достижение прописанного в контракте результата. Например, если предметом закупки  выступает некая работа, то обоснованием её цены будет смета на все промежуточные результаты.

Итоговая сумма указывается без НДС. Расчёт без налога выглядит вот так:

Чтобы определить окончательную стоимость контракта, нужно к полученному значению прибавить НДС. По общим правилам он равен 20%. Некоторые товары или услуги попадают под льготное налогообложение – 0% и 10%.

Размер НДС необходимо отразить в обосновании цены. Выглядит это так:

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики). Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).

Идентичные товары по ч. 13 ст. 22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара;
  • производитель товара;
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара;
  • взаимозаменяемость товаров;
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках;
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним. При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.

Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Какие документы нужны для обоснования

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом предполагает последовательное издание пакета документов, состоящего из:

  • дефектной ведомости. Базовый документ, фиксирующий потребность заказчика в проведении определенного перечня работ и их состав. Дефектная ведомость лежит в основе расчетов;
  • локальных сметных расчетов или просто смет. Локальная смета — это частный пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе и первичный документ, устанавливающий стоимость отдельного участка работ. Часто строительство или реконструкция больших объектов требует проведения множества различных видов работ, строительства отдельных участков, выполнения отдельных этапов. На каждую отдельную часть составляется локальная смета;
  • проектно-сметной документации. Это весь объем сметной и проектной документации, которая имеет отношение к конкретному проекту. В документацию включаются все составленные по отдельности локальные сметы, необходимые планы, чертежи, схемы. Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 введено правило о том, что если заказчик проводит тендер, НМЦК которого обоснована проектно-сметной документацией, такая документация одновременно выполняет функцию описания предмета закупки. Отдельно описывать предмет, как того требует Федеральный закон № 44-ФЗ, в этих случаях не требуется;
  • заключения по результатам проверки сметной стоимости. Необходимость проведения этой проверки установлена пунктом 6.2 Приказа Министерства экономического развития от 02.10.2013 № 567, где сказано, что проверке подвергнута документация, если на нужды проекта будут расходоваться бюджетные средства. Порядок и условия проверки сметной стоимости для НМЦК конкретизированы в Постановлении Правительства от 18.05.2009 № 427. Сказано, что цель проверки — установить наличие или отсутствие в сформированной цене превышения нормативных цен на строительство. Проверка НМЦК проводится отдельно от экспертизы документации, предусмотренной Градостроительным кодексом РФ;
  • заключения государственной экспертизы. Экспертиза является обязательным этапом контроля, призванным не допустить возведение объектов, чьи свойства противоречат действующим нормам, потенциально небезопасных в эксплуатации. Ей подвергнут каждый образец обоснования проектно-сметным методом по 44-ФЗ. Правила проведения экспертизы установлены в статье 49 Градостроительного кодекса.

Регламент проведения запроса ценовой информации (коммерческих предложений)

В целях получения предложений от поставщиков заказчику необходимо подготовить запрос и разослать его поставщикам необходимых товаров и услуг.

Хотя заказчику необходимо получить ответы от 3 поставщиков, лучше изначально отправить запросы большему количеству компаний, так как никто не гарантирует, что все компании ответят (они предоставляют коммерческие предложения по своему усмотрению и закон не принуждает их к этому).

При выборе поставщиков для направления запроса заказчику следует придерживаться рекомендаций п. 3.7.1. Приказа №567. Так, здесь указано, что:

  1. Запросы направляются поставщикам, обладающим аналогичным опытом поставок за последние 3 года (это, например, те, с кем ранее работал поставщик).
  2. Информация о компании не должна присутствовать в реестре недобросовестных поставщиков.

При формировании и рассылке коммерческих предложений заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Сформировать описание объекта закупки. Это необходимо сделать максимально детально, чтобы получить корректные коммерческие предложения. В запросе следует указать количественные и качественные характеристики закупки, условия поставки (время, место и пр.), которые могут повлиять на цену контракта.
  2. Определить потенциальных поставщиков необходимого товара или услуги. В процессе поиска можно пользоваться общедоступными базами данных и каталогами, а также реестром контрактов в ЕИС.
  3. Составить официальный запрос на предоставление ценовой информации.
  4. Разослать его отобранным на предыдущем этапе поставщикам с помощью электронной почты (или иным способом).
  5. Дождаться ответов и провести анализ полученной информации.
  6. Рассчитать НМЦК.

Также ФЗ-44 допускает возможность размещения в ЕИС запроса цен от поставщиков, чтобы не заниматься их поиском самостоятельно. При этом в извещении о запросе коммерческих предложений необходимо указать финальную дату, до которой их требуется предоставить.

Заказчик может комбинировать способы получения нужной информации: одновременно направив запросы по почте и разместив данные в ЕИС.

Если же запросы не привели к получению нужной информации, то провести анализ цен можно на основании ранее заключенных контрактов в отношении аналогичной продукции. Для этого можно воспользоваться реестром контрактов из ЕИС.

Стоит отметить, что заказчик не вправе рассматривать для расчета НМЦК предложения, поступившие от анонимных поставщиков, а также те, которые не соответствуют установленным требованиям.

Что включить в обоснование закупки у ЕП

Когда можно уменьшить цену госконтракта

  1. Изменение объема поставляемых ТРУ. Заказчик вправе предложить участнику уменьшить количество поставляемого товара не более чем на 10%. При этом и расценки будут снижены пропорционально объему. В этом случае необходимо учитывать, что уменьшение происходит исходя из стоимости единицы ТРУ, которая определяется как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное количество.
  2. Изменение регулируемых цен. Маловероятный случай, когда тарифы на электрическую, тепловую энергию, услуги связи и пр. снижены. Очевидно, что при данных обстоятельствах государство не должно переплачивать денежные средства. Пропорционально снижению тарифа стороны снижают стоимость контракта.
  3. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ. Если пациент идет на поправку, то, возможно, ему больше не потребуются определенные лекарственные препараты. В таком случае перечень медицинских средств сокращается, и стоимость контракта снижается.

Последовательность и порядок действий при расчете

Существуют методические рекомендации, которыми должны руководствоваться заказчики для верного определения и подсчёта ценности своего контракта. При совершении госзакупок, их контролирует ФАС. Поэтому к вопросу определения цены стоит подходить с умом. Нельзя установить слишком низкую ценность контракта, но и высокую тоже нельзя.

Нужно соблюсти следующий порядок действий:

  1. Определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона.
  2. Установить, при необходимости, дополнительные требования к закупаемым предметам.
  3. Через открытую информацию и общедоступные источники исследовать рынок.
  4. Опираясь на требования Закона № 44-ФЗ, необходимо описать предмет будущей сделки. Ориентироваться нужно на ст. 33 регламентирующего нормативного акта.
  5. Основываясь на полученных сведениях, нужно выбрать метод определения цены по 44 ФЗ.
  6. Используя выбранный метод, рассчитать НМЦК и установить её. Если нет возможности произвести расчёт ценности одним из способов, представленных выше, можно использовать несколько в комплексе.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика предполагает, что заказчик не проводит конкурентную закупку (конкурс или аукцион) среди потенциальных исполнителей, а самостоятельно выбирает такого исполнителя и заключает с ним контракт. Подготовка обоснования в таком случае включает следующие шаги:

  1. Заказчик проводит поиск поставщиков нужных товаров или услуг.
  2. Проводится анализ перспектив заключения контракта с каждым потенциальным поставщиком, производящим подходящие заказчику товары или услуги.
  3. Составляется обоснование закупки у единственного поставщика.

Причинами заключения контракта без конкурса или аукциона могут быть указаны:

  • срочная необходимость в требуемых товарах или услугах;
  • отсутствие иных исполнителей продукции данного вида в регионе;
  • особые условия у единственного исполнителя.

Когда у заказчика нет времени на организацию конкурентной закупки (например, при заказе работ по устранению аварийных ситуаций), то в обосновании нужно указывать, что трата времени на проведение закупки может привести к серьезным нарушениям в работе учреждения заказчика.

Если в регионе присутствует только один исполнитель, производящий нужный товар, то в обосновании закупки указывается, что транспортные расходы на доставку товаров от производителей из других регионов в случае заключения с ними контракта сильно увеличат цену такого контракта.

Подготовка подробного обоснования закупок является требованием законодательства и служит для проверки заказчика контрольными органами

При составлении обоснования важно ссылаться на конкретные нормы законодательства и проведенные маркетинговые исследования ценовых предложений поставщиков

5 причин обоснования закупки у ЕП

Как искать ценовую информацию в ЕИС

В ЕИС целесообразно выбирать контракты, заключенные в своем регионе или ФО. Помимо цены, из реестра контрактов можно подчеркнуть и другую полезную информацию — наименования поставщиков, условия контрактов и прочее.

Как пользоваться реестром контрактов для расчета цены:

  1. Зайти в ЕИС и перейти в раздел «Информация о контрактах и договорах».
  2. Перейти в раздел «Реестр контрактов, заключенных заказчиками».
  3. Открыть расширенный поиск (ссылка под строкой). Он дает гораздо больше возможностей найти сопоставимые контракты.
  4. Применить разные фильтры. В первую очередь, нужно отметить статус контракта «Исполнение завершено». Можно указать диапазон дат, а также ограничить поиск по географическому признаку. Объект можно искать по наименованию, по коду ОКПД2. Если это лекарство, необходимо отметить галочкой соответствующий пункт.
  5. Когда все фильтры установлены, нужно произвести поиск. Система выдаст список контрактов, соответствующих установленным требованиям.

5 основных нарушений при применении метода анализа рынка

Известно, что при обосновании НМЦк методом сопоставимых рыночных цен заказчики руководствуются методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. Однако, это именно рекомендации и их полное соблюдение заказчиком может влечь за собой нарушения в обосновании НМЦк с точки зрения проверяющих органов.

1. Нельзя считать «по средней» при закупках у единственного поставщика

До 1 января 2020 заказчики обязаны обосновывать цены контрактов по всем закупкам у единственного поставщика, включаемым в план-график, за исключением закупок по п.п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В отдельных случаях заказчики вынуждены обосновывать также цены договоров, заключаемых по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, но это обусловлено уже не требованиями Закона № 44-ФЗ, а практикой, сложившейся в конкретном субъекте РФ или муниципальном образовании.

Если заказчик методом сопоставимых рыночных цен обосновывает цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, то нет никаких оснований применять среднеарифметическую цену. Заказчик обязан взять в качестве цены договора наименьшую из имеющихся у него цен. В противном случае, цена заключенного контракта будет считаться завышенной.

2. Нельзя основываться только на коммерческих предложениях

Это, пожалуй, одно из самых распространённых нарушений. Все прекрасно понимают, что коммерческие предложения «рисуются» нужным поставщиком для обоснования «нужной» ему цены. Именно поэтому проверяющие все чаще начинают считать, что если заказчик в расчете НМЦк использовал только коммерческие предложения, то цена является необоснованной. Рекомендуется при расчете НМЦк помимо коммерческих предложений использовать также иные источники информации. Наиболее достоверным источником информации для проверяющих является, конечно, реестр контрактов. Из него четко видно по каким именно ценам исполнялись контракты на поставку необходимой заказчику продукции.

3. Коммерческие предложения должны быть получены на сопоставимый объем

Довольно часто в предоставленных заказчику коммерческих предложениях содержится только цена за единицу продукции (например, за 1 кг, 1 шт., 1 упаковку и т. д.). Вместе с тем, объем поставки, в отношении которого осуществляется обоснование НМЦк значительно больше (например, 1 тонна, 1000 шт., 1000 упаковок и т.д.). В данном случае проверяющие справедливо полагают, что коммерческие предложения должны содержать цену на лот в целом, внутри которой уже может содержаться информация о цене за единицу.

Если в коммерческом предложении содержится информация только о цене за единицу, то такое коммерческое предложение не учитывает возможность предоставления скидок за больший объем поставки. Поэтому расчет НМЦк произведенной путем умножения цены за единицу, содержащуюся в коммерческом предложении, на требуемый заказчику объем, не объективен и не свидетельствует об обоснованности установленной цены.

4. В коммерческом предложении не указан срок его действия

Это также наиболее часто выявляемое нарушение. Если в коммерческом предложении не указан срок его действия, заказчик не может подтвердить актуальность используемой цены на момент расчета НМЦк

5. Коммерческие предложения не могут взяться из ниоткуда

Заказчик предоставляет контроллеру коммерческие предложения, но не может объяснить источник их происхождения. Заказчиком не направлялись кому-либо официальные запросы на предоставление указанных коммерческих предложений, при этом сами коммерческие предложения имеются. Понятно, что в указанном случае НМЦк также является необоснованной.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Правоприменительная практика

Приказ Минэкономразвития раскрывает расчет НМЦК более детально, нежели закон о контрактной системе. Но письма Минэкономразвития от 13.07.2015 № Д28и-2094, от 18.12.2015 № Д28и-3771, от 12.01.2016 № Д28и-60 разъясняют, что заказчик при определении цены обязан руководствоваться положениями 44-ФЗ, приказ не обязателен к применению, а само Минэкономразвития не наделено компетенцией разъяснять законодательство РФ. Аналогичные выводы содержатся и в письме Федерального казначейства от 22.12.2014 № 42-7.4-05/5.7-791.

Арбитражный суд Северо-западного округа подтверждает, что приказ не носит нормативного характера, а направление заказчиком трех запросов для обоснования цены (вместо пяти, по рекомендациям) не нарушает требований действующего законодательства (постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014).

Имеется и обратная судебная практика: если документы не зарегистрированы в Минюсте и не опубликованы в установленном порядке, это не свидетельствует о невозможности применения приказа Минэкономразвития (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.09.2015 № Ф03-3895/2015).

Таким образом, правоприменительная практика по вопросу обязательности применения рекомендаций неоднозначна. Но все-таки указания несут ценность как наглядная помощь заказчику при осуществлении закупочной деятельности. Они содержат формы рекомендуемых обоснований и примеры расчета, разработаны с соблюдением общих принципов закона о контрактной системе.

Дополнительно сообщаем, что при несоблюдении порядка обоснования НМЦК заказчиков привлекают к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Как подготовить смету

Проект сметы на строительство, реконструкцию, капремонт готовят без применения федеральных сметных нормативов (ФЕР). Основа для ПСД — это сводные сметные расчеты.

Актуальный алгоритм, как рассчитать смету строительства для бизнес-плана на основании приказа Минстроя №841/пр:

  1. Проанализируйте проектные документы, на которые получили положительное заключение технического эксперта.
  2. Подготовьте ведомость объемов планируемых работ. В ведомость включите объемы готовых составных частей (при наличии в проекте), нумерацию сметных позиций, название и объемы выполняемых строительных действий.
  3. Сформируйте проект сметы госконтракта. В проекте укажите наименование и объемы работ и их стоимость. В стоимость строительства входит:
    • основные издержки — аренда спецоборудования, зарплата рабочих и проч.;
    • накладные расходы;
    • прибыль;
    • дополнительные затраты;
    • непредвиденные расходы;
    • стоимость техники и оборудования и их пусконаладка;
    • постройка временных зданий и сооружений (при необходимости).

В сметный расчет включают и другие расходы. В некоторых сметах стоимость оборудования и пусконаладочные услуги выделяют в отдельный пункт.

Итоговая стоимость рассчитывается с учетом всех сметных показателей. Окончательный НМЦК на выполнение работ по сохранению объекта недвижимости прописывают с НДС или без него, если налог не уплачивается.

Как рассчитать цену невыполненных работ

Если заказчик расторгает договор, по которому не выполнено часть работ, рассчитать остаточную стоимость необходимо по формуле:

Текущая стоимость определяется следующим образом:

Теперь необходимо пересчитать сметную стоимость по смете, на которую заказчик получал положительное заключение. Это делают по формуле:

Если стороны расторгли контракт по обоюдному согласию, одна из сторон отказалась от его исполнения или решение о расторжении вынес суд, заказчик заключает контракт с участником, заявке которого присвоили второй номер (ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ). Формула для определения стоимости этого контракта:

Если заказчик переводит остаточные работы в текущий уровень цен, он делает это по формуле:

А стоимость выполненных работ на момент определения новой НМЦК рассчитывается так:

Обоснование закупки у единственного поставщика

Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ

Законодательство о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ не указывает на обязанность заказчиков обосновывать цену контракта, поэтому здесь также детально не рассматриваются конкретные способы и методы ее обоснования.

При определении НМЦ заказчик должен исходить из принципов:

  1. Отсутствия дискриминации поставщиков товара или услуги.
  2. Отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
  3. Обеспечения целевого и эффективного, с экономической точки зрения, расходования денежных средств.
  4. Реализации мер, направленных на уменьшение издержек на необходимые заказчику услуги.

Но на практике заказчики по 223-ФЗ обычно используют методики определения цены, которые применяются по 44-ФЗ при государственных и муниципальных закупках, либо разрабатывают свои схемы расчета.

Анализ используемых методик определения цены в рамках 223-ФЗ позволяет выделить такие варианты расчета стоимости:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.
  5. Рыночный.

Наиболее популярным является рыночный метод определения цены договора. При его использовании заказчику необходимо провести анализ рынка закупаемых товаров и услуг на наличие здесь соответствующих ценовых предложений по определенной закупке. Это сведения относительно цены заключенных сделок при закупках товаров данного рода.

При этом при применении рыночной методики полученная цена корректируется с позиции условий конкретной сделки (например, ее объема, региона поставки или технических особенностей самого продукта) и затем предполагает вычисление ориентировочного уровня чистой цены на продукцию.

Также в ходе проведения анализа поставщик может запросить коммерческие предложения на поставку у трех поставщиков для определения начальной цены. При этом он может взять за основу НМЦ как полученное наиболее высокое ценовое предложение, так и наименьшее либо рассчитанное среднее арифметическое.

Решение о порядке и алгоритме определения цены принимается самим заказчиком в зависимости от специфики деятельности и фиксируется в положении о закупке.

При специфической закупке цена договора может быть установлена на основании стоимости схожего товара, который имеет небольшие отличия в качественных и функциональных характеристиках. При этом, что именно можно считать несущественным признаком для данного товара, определяет заказчик.

При использовании проектно-сметного метода НМЦК цена определяется на основании калькуляции цен на составляющие закупку товары и услуги (работы, оборудование, товары, механизмы и пр.) при учете их объема. Обычно затратный метод применяется для определения НМЦК в части проведения строительных и отделочных работ.

При тарифном методе используются действующие тарифы на оказание определенных услуг и применяется при закупках у естественных монополий и предприятий, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

В ходе определения цены тарифным методом рекомендовано использовать расценки как минимум трех компаний-лидеров рынка, которые специализируются на оказании необходимых услуг. Возможны следующие варианты:

  1. НМЦ может производиться на основании усредненных цен (как их среднее арифметическое), если разница в ценах составляет 10% и более.
  2. Наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм при различии минимальной и максимальной стоимости не более 10%.

Затратный метод предполагает расчет НМЦК как суммарные затраты с учетом прибыли, являющейся обычной для данного вида деятельности. Данный метод используется достаточно редко: в основном как дополнение к другим методикам или при невозможности применить другие методы.

Затратный метод предполагает учет трат на производство, покупку и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр. Такие сведения могут быть получены на основе анализа других контрактов.

Нормативный метод — это расчет НМЦ на основе установленных предельных цен для данного вида товаров или услуг. В 223-ФЗ не приведены данные нормативы, но их можно позаимствовать из 44-ФЗ.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий