Жалоба на постановление о назначении административного наказания

Содержание жалобы

В ней должно содержаться:

  • -наименование суда и (или) должностного лица;
  • -сведения о заявителе;
  • -информация о должностном лице, действия которого обжалуются, или который принял акт о привлечении к административной ответственности;
  • -контактные данные заявителя;
  • -описательная часть – последовательная характеристика событий, предшествующих вынесению акта по существу.
  • -информация, в чем конкретно заключаются правонарушения – неправильное оформление акта, неправильное производство процессуальных действий, ошибочная экспертиза, нарушение прав заявителя в процессе проведения действий по привлечению к административной ответственности.
  • -просьба об отмене действия постановления и завершении производства по делу.

К жалобе должны быть приложены письменные доказательства – документы, результаты независимой экспертизы, финансовые и другие документы, имеющие отношение к решению дела. Могут быть заявлены и другие ходатайства – об истребовании доказательств, если заявитель и его представители не в состоянии сделать это самостоятельно.

Заявление подается в суд или вышестоящему должностному лицу органа, принявшему постановление. Оспорить протокол можно в вышестоящем суде, куда нижестоящая инстанция обязана направить документы с делом в течение трех суток после поступления жалобы с документами. Жалоба на решение судьи на протокол об административном аресте или выдворении направляется в вышестоящий суд в день получения.

Если рассмотрение документа не входит в полномочия судьи или должностного лица, то жалоба вместе со всеми документами передается в суд в порядке подведомственности – в течение трех дней после поступления. Административные жалобы не облагаются государственной пошлиной.

Порядок обжалования административного правонарушения

Процесс обжалования включает в себя правильное оформление и подачу документов. Поэтому стоит знать: кто, когда и как их подает. Подает сам нарушитель/пострадавший или его адвокат. Этим может заняться и доверенное лицо.

Письменное обращение

Как обжаловать постановление суда об административном правонарушении? Как оформить? — Отправляется письмо с обращением в суд, в котором не стоит указывать свои чувства и проблемы. Стоит описать все факты нарушения и высказать свои требования. То есть вначале описываем сложившуюся ситуацию (было/не было нарушение, какое постановление вынесено и т. д.). Потом указываем, почему понадобилось писать жалобу (весомые аргументы). А дальше указываем требование (изменить или отменить постановление).

Образец жалобына постановление по делу об административном правонарушении. Скачать полный текст в формате MS Word

Жалоба написана. Что дальше? Куда обратится? — Ответ на данный вопрос зависит от того, кем было вынесено постановление. Обжалование подается в органы выше по рангу. К примеру: постановление вынес городской суд, — следует обращаться в районный, если районный — в область, если областной — то в Верховный Суд Российской Федерации.

Чтобы подать написанную уже жалобу потребуется всевозможное документальное подтверждение указанных фактов. Чем больше доказательств, тем быстрее будет принято решение в пользу заявителя. Подача разрешена в любой форме. И лично, в канцелярию судебного учреждения, и посредством услуг почты. Как всегда, нужно сделать копии всех документов. Второй список бумаг остается на руках.

А дальше? — Дальше ждем, что решит суд либо орган получивший наше письмо. Исход будет зависеть от собранных аргументов. Существует три пути развития событий.

  1. Рассмотрев все доказательства вынесено решение об отмене постановления. Это означает победу. Все усилия вознаграждены, штраф отменен и никаких взносов платить не надо.
  2. Постановление изменено. Это значит, что взыскания будут меньше прежнего приговора. Либо другие административные наказания будут требоваться в меньшей мере.
  3. Отказ в удовлетворении жалобы. Впоследствии этого приговора надо будет нести полную меру наказания или же бороться дальше. Подавать жалобы в еще высшие инстанции с надеждой на исполнение требований. Но стоит хорошо проанализировать, не будет ли утеряно зря все время и силы. Если желание добиваться своего осталось — стоит учесть все прошлые ошибки и постараться собрать дополнительные факты в свою пользу.

Процедура не сложная — жалобу подаем в вышестоящий орган от того, который вынес постановление. Стоит только упомянуть о том, что лучше жалобу не подавать руководителю того специалиста, который и вынес вывод о штрафе. Почему? — Из-за человеческого фактора. Начальник не пожелает испортить репутацию своему отделу, поэтому и не стоит рассчитывать на должное отношение к делу.

Сроки действий

Имеет ли значение срок обжалования постановления? — Да, и еще как. Стоит действовать без промедления. Ведь если не успеть вовремя — в автоматическом режиме будет засчитано согласие с выплатой штрафа. А это большая ошибка.

В Кодексе об административных нарушениях установлен срок в десять дней. За это время следует успеть подготовить все необходимые документы, собрать доказательства, аргументы, написать и отправить жалобу. Постановление вступает в свое действие в момент вручения письменного и заверенного документа. Следует помнить, что отсчет ведется в календарных днях, а не рабочих. Поэтому включаются все праздничные дни и выходные. Действовать надо быстро и не ждать наступления рабочего дня.

В законе также предусмотрен момент о возможности восстановления пропущенного срока. Но на то должны быть причины, не позволяющие действовать. К примеру — отсутствие из-за командировочной поездки, срочное медицинское вмешательство, непредвиденные обстоятельства и другое.

Не стоит слушать никаких и ничьих советов в том, чтоб не спешить с подачей, а потянуть время. Это только все усложнит. И добиться позитивного результата окажется на много сложнее. Это относится и к тем, у кого вообще нет аргументов по упущенным срокам. Восстановить эти сроки не удастся ни при каком раскладе.

Приговоры по админ нарушениям в большинстве высших судебных органов Российского Государства начинают действовать с момента его оглашения на суде. Тогда очень мало шансов добиться обжалования. Выходит, что у них нет срока, который позволяет подготовиться к следующей борьбе. Но в порядке надзора это возможно. Нужно только желание и весомые аргументы. А добавив еще и немного времени — можно победить.

На какие положения КоАП можно сослаться

Следует понимать, что процесс составления документа будет более эффективен, если составитель обладает хотя бы минимумом знаний юридических норм. Составитель должен иметь представление о том, каким именно образом следует обосновывать жалобу.

Основной момент – это указание ссылок на определенные административные нормы, содержащиеся в КоАП

  • Первая норма содержится в статье 30.1, рассмотренной ранее. Она имеет общее значение, определяя наличие прав у человека обжаловать принятое в отношении него административное постановление. Ссылаться на нее можно при любых обстоятельствах;
  • Вторая норма — статья 2.9 — указывается в случае необходимости доказать мягкость совершенного проступка, его малую значимость. Указывать эту статью можно при наличии веских оснований полагать о наличии признаков малозначительности. Такое возможно, если проступок расценивается как формальный, лицом не нарушены какие-либо интересы граждан и никому не причинен вред, ни материальный, ни моральный. Если такие обстоятельства будут доказаны, альтернативой реальному наказанию может стать освобождение от него в форме замечания, сделанного в устной форме. Однако учитывайте тот факт, что решение об отнесении действий к малозначительным – прерогатива суда, который может принять и прямо противоположное решение;
  • Третья норма, которая может пригодиться, раскрывается в статье 24.5 КоАП. Она перечисляет различные условия, согласно которым производство по административному делу исключается, а именно:
  • правоохранителями установлено, что события, нарушающего закон, вовсе не происходило;
  • состав административного проступка отсутствует. Сюда же можно отнести ситуации, при которых нарушитель не достиг соответствующего возраста, с которого ему могли бы избрать наказание, или установление факта его невменяемости;
  • в действиях лица имеются признаки нарушения, но они вызваны крайней необходимостью, продиктованной принятием срочных мер для устранения угрожающего фактора;
  • действие амнистии, если соответствующий акт, которым она устанавливается, исключает ответственность за конкретное административное нарушение;
  • истекли определенные законом сроки, в течение которых человек мог быть привлечен к административной ответственности;
  • отмена положения или закона, которыми определялась административная ответственность за проступок;
  • при установлении повторного рассмотрения проступка по одному и тому же факту, если по нему уже было назначено наказание или производство полностью прекращено.

Порядок обжалования

Существует несколько способов направить жалобу. Выбор предоставляется на усмотрение заявителя, при этом некоторые инстанции можно пропускать.

К примеру, если у возможного нарушителя нет желания обращаться в правоохранительную структуру МВД, он сразу передает вопрос на рассмотрение судебному органу. При одновременной подаче жалобы в обе инстанции, приоритет рассмотрения принадлежит именно судам.

В общем, можно выделить всего три способа для обжалования решения:

  • Передача обращения в соответствующее подразделение МВД. Как вариант, жалобу может рассмотреть уполномоченное лицо, находящееся по должности выше сотрудника, оформившего административное постановление по факту совершения проступка;
  • Оспаривание административного решения в органах суда, если есть повод считать подобный вариант наиболее результативным из всех;
  • Крайняя мера решения вопроса – передача жалобы на постановление в Прокуратуру, деятельность которой касается надзора за действиями правоохранителей, определения их законности. Вариант используется обычно при истечении установленных сроков для передачи жалобы или при неудовлетворительном для гражданина решении МВД по факту административного проступка.

То есть у жалобщика есть право попробовать разрешить ситуацию в полицейской структуре или же обратиться за защитой своих интересов в судебные органы.

Если рассматривать ситуацию несколько иначе, то сначала можно попробовать оспорить решение в Полиции, а если результат окажется незаконным, направляться прямо в Прокуратуру или сразу обращаться в судебную инстанцию.

Нужно знать! Даже если лицо допустило ошибку в вопросе подведомственности, оно может не беспокоиться о том, что его обращение останется без рассмотрения.

К примеру, в случае ошибочного выбора не той судебной инстанции для передачи иска, жалоба перенаправляется. На подобное решение выделяется три дня, с последующим уведомлением о нем жалобщика в письменной форме.

Обращение в суд

Чтобы обратиться за обжалованием в суд, подготавливается аналогичный пакет документов, однако основным служит иск. Составляют его в свободной форме.

Этот способ обращения предполагает следующую очередность действий:

  • Первым делом посетите мировой суд (выбирают его, исходя из места, где истец зарегистрирован). Если ситуация рассматривается в отдельном регионе, идите в ближайший суд;
  • Далее негативное решение можно оспорить при обращении в районный суд;
  • Следующая ступень оспаривания – областной (краевой) суд с учетом региона;
  • Завершающая инстанция – Президиум и ВС РФ.

Внимание! Госпошлина в этих случаях не оплачивается, поскольку подобные иски не предполагают ее наличие. Как только передана вся документация, суду отводится 15 календарных дней

Решения, оформляемые судом по результату направления иска, различны:

  • Отказ. В этом варианте в удовлетворении жалобы отказывают в полном объеме, а само постановление продолжает действовать на законных основаниях, без внесения в него поправок. Последствия таковы, что лицо, в отношении которого составлялось такое постановление, в случае не продолжения оспаривания будет обязано исполнить все требования, определенные постановлением: выплатить штраф, подвергнуться аресту и т. д.;
  • Постановление изменяется. В этом случае решением вносятся поправки в принятое постановление. Суд в плане изменения наказания всегда действует в интересах гражданина – не может произойти изменение наказания в сторону его ухудшения. Если вносятся изменения, то исключительно улучшающие положение виновника. К примеру, в случае изначального обязательства выплаты штрафа, его сумма может быть только снижена;
  • Отмена постановления. При таком раскладе, принятое изначально решение полностью аннулируется, а административное дело возвращают для повторного рассмотрения в рамках закона. Им занимаются в том отделе, где ситуация рассматривалась изначально;
  • Отмена с новым рассмотрением. Документ отменяется, а само судебное дело перенаправляется обратно в нижестоящую инстанцию для пересмотра, в случае, если истец передавал иск туда;
  • Постановление признают незаконным. Это означает, что постановление признается ничтожным. Итог – документ становится недействительным, и к ответственности лицо не привлекается.

Знайте! В случае если судом позиция истца будет признана обоснованной, можно настаивать на привлечении к ответственности виновного сотрудника в связи с тем, что он превысил свои должностные полномочия. Отдельно можно получить возмещение ущерба, как материального, так и морального. В остальном гражданин действует на свое усмотрение, но только через суд.

Обжалование постановления об административном правонарушении

Итак, когда стоит подавать обжалование в суд? Как уже было упомянуто — при нарушениях сотрудником, который составлял протокол. Это могут быть следующие ситуации:

  • составление протокола с нарушениями либо посторонним лицом, например, это может быть стажер;
  • неправильное определение группы нарушения и как следствие — не правовое решение суда;
  • отсутствие понятых или не соответствующие, то есть заинтересованные лица;
  • при фиксировании нарушения были использованы бракованные или испорченные приборы;
  • вообще не указано то, каким способом была произведена фиксация нарушения правил;
  • упущены сроки по привлечению к ответственности (согласно КоАП, а именно в 4 статье, пункте 5, он составляет 60 дней с фиксации нарушения).

Это значит, что исполнительные органы являются сами нарушителями прав человека, ведь не сообщив ему о дате проведения слушания — не дали и возможности себя защитить. И не имеет никакого значения был конверт вскрыт получателем или нет, прочитал ли. Нарушения правоохранительных органов уже и есть основанием для обжалования. В результате суд может вообще отменить постановление.

Есть также нарушения инспекторов, которые не могут являться причиной для подачи жалобы, и поэтому не стоит даже тратить на это время. Это следующие действия:

  • письменные ошибки в орфографии (не касаются дела);
  • если протокол вмещает недостатки либо ошибки, но в постановлении они исправлены;
  • уточнения внесены в выводы судьи;
  • несущественные нарушения в границах времени.

Вышеупомянутые аргументы невозможно назвать весомыми для отмены штрафа

И никакой суд не примет их во внимание

В каких ситуациях можно и нельзя обжаловать

Возможность обжалования административных постановлений установлена главой 30 Административного Кодекса (КоАП).

Подать жалобу имеют право следующие граждане (статья 30.1 КоАП):

  • лицо, в отношении которого ведется дело о нарушении Административного Кодекса лицо, признанное пострадавшей стороной законные представители юридического или физического лица, действующие на основании доверенности от пострадавшего или виновника защитник (адвокат), действующий по договору или представленный судебными органами Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

Постановление может быть обжаловано:

  • вышестоящим органом судом или вышестоящим судом соответственно

Следует учитывать, что обжалование допустимо только при наличии существенных обстоятельств для отмены принятого правоохранительными органами решения.

К ним относятся:

  1. Малозначительность совершенного нарушения (статья 2.9 КоАП). Под малозначимым правонарушением понимается формальное преступление, которое не понесло последствий в виде причинения морального или материального вреда.
  2. Отсутствие правонарушения (неправильная трактовка событий происшествия должностными лицами, отсутствие столкновения или причинений вреда и так далее).
  3. Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе по причине не достижения нарушителем возраста привлечения в ответственности, невменяемость или недееспособности виновной стороны.
  4. Совершение нарушения в случае крайней необходимости (например, для защиты собственных интересов).
  5. Амнистия по данной статье.
  6. Признание законодательными органами акта, в соответствии с которым выявлено нарушение, утратившим силу.
  7. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
  8. Наличие документа о назначении и выполнении наказании по рассматриваемому делу.
  9. Смерть (банкротство) лица, в отношении которого ведется расследование.
  10. Значительные ошибки при составлении постановления и принятии решения:
  • отсутствие понятых (при необходимости дополнительных свидетелей, например, при направлении водителя на медицинское освидетельствование по подозрению в принятии алкогольной продукции)
  • привлечение в качестве понятых сотрудников правоохранительных органов
  • отсутствие поверки измерительного прибора, при помощи которого было выявлено правонарушение
  • составление протокола лицом, не имеющим соответствующего права (например, стажером)
  • использование доказательств, не допустимых по действующему законодательству
  • неправильная квалификация нарушения

Не существенными обстоятельствами, которые не могут повлечь отмену административного постановления, относятся:

  • наличие грамматических ошибок/опечаток в документе несоблюдение сроков вынесения постановления мелкие ошибки, которые можно устранить в ходе рассмотрения жалобы (уточнение даты, время или места совершения нарушения, уточнение личности или полученного ущерба и так далее) некорректная квалификация правонарушения

Рассмотрение жалобы по существу

Обязательное условие пересмотра вынесенного постановления — присутствие заявителя. Вне зависимости от инстанции обжалования (суд либо орган госвласти), правонарушителя должны вызвать повесткой непосредственно на само рассмотрение.

В первую очередь, при исследовании материалов жалобы будут проверяться обоснованность и законность вынесенного постановления о совершении административного правонарушения. Данное правило закреплено в пп. 8 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ.

На заседании не только подробно рассматриваются материалы дела, но и заслушиваются доводы виновного лица, взвешиваются все «за» и «против».

При этом в ходе рассмотрения жалобы вы можете предъявлять дополнительные доказательства, выдвигать различного рода ходатайства (например, об истребовании документов, о переносе рассмотрения дела по уважительным причинам и т.д.)

Запомните! По итогам рассмотрения жалобы статья 30.7 КоАП РФ предусматривает возможность вынесения компетентным органом одного из следующих решений:

  • жалоба остается без удовлетворения, а постановление сохраняет свою силу. Это значит, что нарушений в содержании документа не было выявлено;
  • изменение постановления в части смягчения наказания. Например, снизилась сумма штрафа. Увеличение ответственности в данной ситуации невозможно;
  • отмена постановления. Решение принимается, когда не было найдено состава правонарушения, истекли сроки давности и т.д.;
  • отмена постановления и возвращение дела на новое рассмотрение. Бывают ситуации, когда деяния виновного лица были неправильно квалифицированы. Тогда постановление по ошибочному делу отменяется, и возбуждается новое административное производство уже по другой статье;
  • отмена постановления и направление дела на рассмотрение по подведомственности (когда жалоба была направлена по ошибке не в ту инстанцию). Это значит, что жалоба будет рассмотрена, но уже в другом ведомстве или суде.

Протокол и постановление: в чём разница?

Протокол, фиксирующий нарушение административного характера – основание для того, чтобы было возбуждено дело об искомом правонарушении. Протокол является официальной бумагой, в которой изложена версия происходящего согласно мнению стражей порядка, а также квалифицируется действия задержанного в соответствии с буквой закона.

На месте никто не может обвинить человека в совершении административного нарушения

Протокол является доказательством свершившегося со стороны органов правопорядка. Нередко его составляют уже после того, как нарушителя задержали и доставили в полицейский отдел. Согласно 22-ой главе КОАП, сам протокол предметом обжалования не является, так как не нарушает ничьи права и не возлагает никакие обязанности на лицо, в отношении коего составлен. Однако в случае, когда человек не согласен с тем, что ему вменяют совершение административного нарушения, должен указать это в протоколе.

Заполнение протокола

Гражданин имеет полное право не только наблюдать, какую информацию сотрудник полиции вносит в протокол, но и активно участвовать в его заполнении. Человек вправе излагать свою версию случившегося, отвечать на вопросы и задавать их, объяснять свою позицию. Как минимум, задержанному должны предоставить для собственноручного заполнения графу «Объяснение», где он может указать любую информацию или же проставить прочерк в виде буквы Z, расписавшись перед ней. Согласно 51-ой статье Конституции, каждый россиянин имеет право отказаться давать любые объяснения.

Конституция РФ статья 51

Согласно статьям КОАП №24 и 25, каждый человек имеет право пользоваться помощью юриста и не давать комментариев без его присутствия, а также требовать бесплатную помощь переводчика, если это необходимо. При отказе сотрудников полиции предоставить возможность вызвать юриста или переводчика, об этом нужно сделать пометку в протоколе (так и пишется: «Мне отказано в приглашении адвоката/переводчика»).

Статья №25 КОАП также гласит, что человек может ознакомиться с любыми материалами дела, что нужно сделать непременно. Пересчитайте все бумаги, которые полицейские передали вам, перепишите их названия и впишите в протокол (Укажите, с какими документами вам дали/не дали ознакомиться). Ещё раз напомним о праве человека получить на руки копию протокола.

Срок обжалования постановления по административному делу

Срок, предоставляемый законом на обжалование процессуального решения, не должен превышать 10 (календарных) дней. Отсчет срока ведется с момента вступления в силу административного постановления.

Но даже если срок был пропущен заявителем, он имеет полное право восстановить его, однако следует доказать уважительность причины, по которой гражданин был лишен возможности подать документ вовремя.

Достаточно вескими причинами на практике признаются:

  • Заболевание, которым страдал гражданин в период, отведенный для обращения;
  • Необходимость обеспечение ухода за ребенком, родственником, страдающим тяжелой болезнью;
  • Наступление любого рода стихийных бедствий. К примеру, невозможность своевременно выполнить действия из-за пожара, наводнения, землетрясения и т. п.;
  • Возникновение событий, расцениваемых как форс-мажор. К примеру, срок был не соблюден из-за нападения на нарушителя, совершения хищения его имущества, случая грабежа и прочее.

Важно! Право рассматривать все обращения о восстановлении срока имеет вышестоящее должностное лицо или структура. К примеру, восстановить срок может начальник местного правоохранительного отдела или следующая за ним инстанция, а также судебные органы

Обеспечивать сбор доказательств и приводить их в суде должно заинтересованное лицо. Оно собирает весь пакет документов для подтверждения наступления того или иного обстоятельства (справка из поликлиники или Полиции и т. д.).

Процессуальные сроки

10 суток

Законодательство предоставляет участникам дела восстановить пропущенные сроки для оспаривания. Для этого следует подать специальный запрос посредством заявления с описанием причин пропуска. Кроме того необходимо эти причины доказать. Среди уважительных обстоятельств выделяют:

  • тяжелое заболевание;
  • смерть кого-либо из родных;
  • уход за тяжелобольным (например, ребенком, родителем);
  • различные катаклизмы и аварии (наводнение, землетрясение и т.д.).

Прошение о продлении рассматривается судебной инстанцией отдельно. В результате выносится постановление с вердиктом о продлении срока либо отказе в прошении. Такое определение может быть обжаловано, так как оно лишает дело возможности последующего движения.

В настоящий момент, рассматривая жалобы на административные постановления, судебные инстанции используют в практике п. 1 ст. 165.1 ГК РФ. Данная статья содержит положение поясняющее, что любое юридическое сообщение (уведомление, извещение) является доставленным даже если адресат его не получил или не ознакомился с ним в силу зависящих от него обстоятельств.

Рассмотрение жалобы происходит также исходя из установленных сроков:

  • в судебной инстанции период разрешения вопроса составляет 8 недель (2 месяца);
  • должностными лицами вопрос решается в десятидневный срок;
  • по нарушениям в отношении избирательных прав период рассмотрения определяется пятидневным сроком;
  • вопросы задержания или высылки нарушителей рассматриваются не более суток;
  • жалобы на решения о приостановке работы организаций и предприятий разрешаются в срок 5 дней.

Прежде чем опротестовывать решение, о назначении наказания за административный проступок, заявителю следует уяснить нюансы, имеющиеся в данной процедуре исходя из факта вступления документа в силу.

Если постановление в силу еще не вступило, то обжалование происходит посредством подачи письменного обращения в орган либо суд, который ведет производство по делу. Не воспрещается подавать жалобу сразу в судебную инстанцию, минуя обращение в следующую ступень органов. Вступившие в силу решения оспариваются иным способом. Обращаться следует напрямую в надзорную судебную инстанцию.

Основные положения

Перед тем, как определить, в каком порядке подать жалобу на постановление, необходимо ответить на ряд вопросов применительно к конкретному виду (составу) правонарушения:

  1. Кто может подать жалобу?
  2. Куда обжалуется постановление исходя из имеющихся обстоятельств дела?
  3. Какой срок предусмотрен для обжалования и не пропущен ли он (нужно ли его восстановление)?

Кто может обжаловать постановление?

Правом обжаловать постановление об административном правонарушении (далее – ПАП) наделены только участники процесса:

  • правонарушитель;
  • потерпевший;
  • законные представители правонарушителя (потерпевшего) – родители, усыновители, опекуны, попечители;
  • законные представители организации, являющейся правонарушителем или потерпевшей стороной, – руководитель или специально уполномоченное лицо;
  • защитник (адвокат) правонарушителя или представитель потерпевшего – лица, оказывающие юридическую помощь сторонам административного дела (процесса);
  • некоторые другие, специальные категории лиц, например, прокурор и уполномоченный по правам предпринимателей.

Куда направлять жалобу?

КоАП РФ предусматривает два альтернативных порядка обжалования ПАП:

  1. Инстанционный (ведомственный) порядок. Жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом (органом) по отношению к тому, постановление которого обжалуется.
  2. Судебный порядок. Здесь жалоба рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражным судом, исходя из вида административного правонарушения. 

Кроме того, при определении подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, необходимо учитывать:

  • Если обжалуемое решение вынесено коллегиально, либо в соответствии с региональным закономопределенным органом власти, постановление обжалуется в местный районный суд.
  • Если обжалуемое решение принято должностным лицом, жалоба на постановление направляется, либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), либо в суд – на усмотрение заявителя, если иной порядок не предусмотрен законом для определенной категории административных дел, как, например, для налоговых правонарушений.
  • Постановление судьи всегда обжалуется только в вышестоящий суд.

Постановления готовятся на процессуальных бланках установленной формы (бумажной/электронной). Такие бланки есть в распоряжении каждого ведомства, должностного лица и суда (судьи). Они несколько отличаются в зависимости от категорий правонарушений и лиц (органов), которые имеют право принимать решение по административным делам, но в целом однотипны.

При возникновении сложностей с определением подведомственности (подсудности) рассмотрения жалоб, можно обратиться к тексту самого постановления. Как правило, непосредственно в нем и (или) в сопроводительном письме участникам дела стандартно разъясняется порядок обжалования. В иных случаях для корректного определения, куда нужно направлять жалобу, можно , специализирующемуся на административном праве. Он точно скажет, во-первых, куда следует адресовать жалобу, во-вторых – какой порядок будет наиболее эффективен при наличии альтернатив.

Если допущена ошибка и жалоба направлена не в тот орган, который вправе ее рассмотреть, это не станет препятствием для обжалования. Инстанция, куда ошибочно поступили материалы, обязана самостоятельно передать жалобу по подведомственности. Об этом будет вынесено определение, а материалы дела и жалобы направлены должностному лицу, в орган или суд, которые правомочны рассмотреть обращение.

Сроки обжалования

У лица, намеренного обжаловать ПАП, есть для этого 10 дней с момента вручения или получения копии постановления. По некоторым категориям дел из Главы 5 КоАП РФ (правонарушения, посягающие на права граждан) указанный срок сокращен до 5 дней.

Если срок пропущен, его можно восстановить. Для этого вместе с жалобой направляется соответствующее заявление (ходатайство), в котором излагаются уважительные причины пропуска срока, и к которому прикладываются документальные подтверждения наличия таких причин. Ходатайство рассматривается отдельно от жалобы, по нему выносится определение. Если решение положительное, жалоба будет рассмотрена в общем порядке, если нет – она рассмотрению не подлежит, пока не будет успешно обжаловано определение.

Сроки рассмотрения жалоб также варьируются. Для органов власти и должностных лиц стандартный срок составляет 10 дней со дня поступления обращения и всех материалов административного дела, для суда – 2 месяца. Однако по делам, требующим оперативного принятия решения по жалобе, сроки сокращены до 1-5 дней. Конкретные сроки в зависимости от категорий дел обозначены в ст. 30.5 КоАП РФ.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий