Определение поставщика способом запроса предложений

Функции и полномочия

К полномочиям и функционалу уполномоченного органа, в первую очередь, относится организация всей процедуры определения поставщиков или исполнителей для подведомственных учреждений. В частности, он готовит и публикует конкурсную документацию, проводит сами торги с учетом требований законодательства о госзакупках.

Исключительное право на подписание контракта с победителями и определение НМЦК (начальной максимальной цены контракта) принадлежит заказчику, оно не передается уполномоченному органу.

Также уполномоченному органу могут быть переданы полномочия по приемке результатов работ или товаров по инициативе органов исполнительной власти.

Региональные или федеральные власти должны сами определить, какие полномочия им целесообразно передать уполномоченному органу, а какие продолжать осуществлять самостоятельно.

Создание уполномоченного органа – это право, а не обязанность исполнительных органов власти. Они могут решить, что оптимальным решением будет самостоятельное осуществление закупок (согласно ч. 5 ст. 26 ФЗ-44).

Уполномоченный орган наделен правом привлечения к процессу подготовки документов и определения поставщика специализированной организации, но при соблюдении требований 44-ФЗ. Такая организация может быть привлечена к работе по результатам заключения договора на тендерное сопровождение или через запрос котировок, электронный аукцион.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Отмена запроса предложений

Особенности проведения закрытого аукциона

Победителем закрытого аукциона, как и закупки, которая проводится в открытой форме, становится участник, предложивший наиболее низкую цену исполнения госконтракта. Кроме способа выбора победителя, открытый и закрытый аукционы существенно отличаются друг от друга. Особенность закрытого аукциона состоит в том, что сведения о нем не размещаются в открытом доступе (в СМИ или ЕИС). При этом нужно учитывать некоторые условия:

  1. Если сведения о товаре (услуге, работе) содержат гостайну, но в самой закупочной документации она отсутствует, то извещение подлежит размещению в ЕИС как минимум за 30 дней до дня вскрытия конвертов (например, заказчик закупает оборудование для самолетов: сама закупка не составляет тайну, но в документах содержатся засекреченные характеристики). Заинтересованные лица в дальнейшем направляют заказчику запрос на предоставление им информации.
  2. Если же сведения о государственной закупке сами по себе формируют гостайну, то извещение о ней не публикуется в ЕИС. Аналогичные правила действуют и при закупках страховых услуг, услуг по перевозке и охране ценностей госфонда, музейных коллекций, уборки помещений, услуг водителей и деятельности судей, а также приставов.

В последнем случае заказчик сам направляет приглашения потенциальным участникам закупки как минимум за 10 дней до вскрытия конвертов. В них указываются:

  1. Наименование заказчика, а также его контактные данные.
  2. Объект закупки.
  3. Способ получения аукционной документации.
  4. Порядок предоставления документов.

Сведения о такой закрытой закупке отслеживаются антимонопольной службой, поэтому в нее передаются сведения о тех, кому были направлены предложения и их копии.

Для проведения закрытого аукциона с учетом положений ст. 111 44-ФЗ (например, при закупках товаров, работ и услуг для нужд обороны) заказчику следует:

  1. Применить закрытый способ выбора победителя.
  2. Не размещать документацию в ЕИС.
  3. Разместить сведения о банковских гарантиях в закрытом реестре.
  4. Информация о контрактах в рамках закрытой закупки размещается в закрытом реестре.

Если товар, работа или услуга входят в перечень товаров, работ и услуг, которые подлежит закупать в электронном виде, согласно списку из распоряжения Правительства от 2016 года №471-р, то он также должен был проведен в электронном формате с помощью ЭТП.

Особенность закупки в рамках ст. 111 44-ФЗ состоит в том, что она проводится на специализированной ЭТП для закрытых аукционов. Это ЭТП «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа». Здесь размещают свои заказы Минобороны, ФСБ, служба разведки и подведомственные им учреждения.

Для того чтобы принять участие в закупке, юрлицу нужно сначала получить ЭЦП, настроить должным образом ПО и аккредитоваться на площадке.

В 2018 году процедура проведения закупок через аукцион претерпела некоторые изменения, которые затронули и закупки в электронной форме. Так, заказчиками запретили выделять лоты, участникам – делать шаги менее 100 р., а проверку добросовестности участников и отслеживание, чтобы цена предложения не превышала НМЦК, доверили ЭТП.

Участники также обязаны вносить плату за участие в закупке в установленном размере. Она составляет 1% от НМЦК и не более 5000 р. Плату будут вносить только победители закупок со спецсчета.

При этом сам перечень объектов закупок, которые следует закупать в закрытой форме, не изменился. Он по-прежнему включает товары, которые составляют гостайну, а также определенный перечень специфичных услуг.

Таким образом, ст. 111 44-ФЗ посвящена особенностям закупок по решениям Правительства РФ. В ней сказано, что заказчик наделен правом определения нюансов проведения закупочной процедуры, включая выбор не предусмотренных законом способов закупки и дополнительных условий исполнения контракта.

Рассмотрение поступивших заявок

В назначенный день, который был указан в извещении, заказчик начинает процедуру вскрытия конвертов с поступившими заявками от участников (или открывает доступ к заявкам, переданным в электронной форме).

По результатам они должны огласить заявку, которая содержит наилучшие условия исполнения контракта.

Заказчик не вправе препятствовать присутствию участников при процедуре вскрытия конвертов. Состав информации, который подлежит оглашению заказчиком при вскрытии конвертов, не разглашается.

По ч. 20 ст. 83 в обязанности заказчика входит обеспечение аудиозаписи вскрытия конвертов и конвертов с окончательными  предложениями. Помимо этого, аудиозапись и видеосъемку могут вести непосредственные участники закупки.

Согласно ч. 1 ст. 83, все заявки, поступившие от участников, оцениваются на основании критериев, утвержденных в конкурсной документации. Таблица с результатами оценки должна прилагаться к составленному протоколу запроса предложений.

Протокол проведения запроса предложений должен содержать перечень участников, которые были отстранены от участия с указанием оснований для их отстранения, условия исполнения контракта, предложенные участниками, и условия, которые признаны лучшими (или условия, предложенные единственным участником).

Оценка и рассмотрение заявок конкурсной комиссией необязательно должны происходить публично, но результаты необходимо огласить перед всеми присутствующими участниками.

При оценке поступивших заявок могут быть учтены стоимостные и нестоимостные критерии. В числе стоимостных критериев можно выделить цену товаров и расходы на их эксплуатацию, ремонт или использование результатов выполненных работ.

Что качается нестоимостных критериев, то допускается учитывать функциональные, качественные и экологические характеристики товаров, а также критерии, связанные с поставщиком (его опыт работы на рынке, опыт в реализации подобных контрактов, наличие необходимых финансовых и кадровых ресурсов и пр.).

Заказчик должен учитывать в процессе оценки заявок как минимум два критерия для оценки, одним из которых является цена (второй выделяется на усмотрение заказчика).

Заказчик вправе выдвигать дополнительные критерии для оценки заявок, которые не прописаны в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ (на практике этим правом заказчики пользуются весьма активно). Например, гарантийные обязательства поставщика или сроки поставки товаров.

После того как были оглашены результаты запроса предложений, всем участникам предоставляется возможность представить окончательное предложение не позднее следующего рабочего дня. Если все участники закупки отказались от своего права на представление окончательных предложений, то запрос предложений завершается. Указание на этот факт должно быть прописано в протоколе.

На следующий рабочий день происходит процедура вскрытия конвертов с окончательными предложениями. Участники закупки вправе присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с финальными предложениями.

По результатам рассмотрения предложений подписывается итоговый протокол, который в тот же день размещается в ЕИС. В нем должны содержаться все условия исполнения контракта, присвоенные им порядковые номера и условия, предложенные победителем.

Если несколько участников предложили окончательные условия, то выигрывает то, которое поступило раньше.

Необходимость проведения запроса предложений заказчиком может появиться при:

  • несостоявшихся повторных конкурсах или аукционах;
  • заключении контрактов на снабжение медицинскими препаратами;
  • необходимости заключения контрактов на покупку оборудования и спорт. инвентаря для участников Олимпийских игр (российских);
  • закупках изделий народного творчества и художественных работ;
  • необходимости защиты граждан в суде других государств.

Существует особый порядок для организации запросов предложений. Согласно регламенту, заказчик в начале обязан разместить в Единой информационной системе своё извещение о намерениях провести запрос предложений. Это необходимо сделать за пять суток до окончания сроков подачи заявок. Отменять торги или вносить изменения во время данной операции запрещено.

Далее следует получение заявок от участников, которые обязаны высылать их по электронной почте или предоставлять в письменном виде. Дедлайн приема заявок считается тем днем, когда открываются конверты с предложениями. Если же документы, которые подал участник, не удовлетворяют конкретным требованиям заказчика, то они не проходят в дальнейший этап отбора.

Поставщик определяется путем выбора наиболее подходящего предложения. За день до окончания данной операции всем участникам предлагается еще раз выдвинуть свои окончательные предложения. По этим итогам, выбирают одного подрядчика, который и становится победителем.

После этого следует контракт, который нужно подписать в течение одной недели. Заказчик обязывается заключать контракт только с одним поставщиком.

Запрос предложений является не самой популярной операцией, чтобы выявить победителя для государственного заказа. В основном, данной услугой пользуются заказчики, которые работают в соответствии с 223-ФЗ. Также, такой вид выбора победителя становится востребованным при необходимости проводить закупки в минимальные сроки.

Главные критерии выбора победителя запроса предложений следующие:

  • стоимость контракта;
  • квалификация персонала;
  • опыт выполнения аналогичных работ;
  • финансовые ресурсы;
  • деловая репутация.

Победителем принято считать того, кто полностью учел все требования и выдвинул предложения, устраивающие заказчика.

Документация, которую оформляет заказчик, должна описывать множество нюансов. Во-первых, обязательно должна предоставляться информация об организации или физическом лице, который выставил заявку на выполнение заказа. В этом пункте также нужно выдвинуть все условия контрактов и код закупки.

Также формируются требования к подрядчикам, которые будут подавать заявки. В этом пункте указывается полный список документов, необходимый для участия. Заказчик указывает сроки  этапов проведения запроса предложений, порядок для подачи заявки и стоимость обеспечения заявки. Необходимо приложить проект будущего контракта, чтобы участник мог вполне оценить выгоду от данного запроса предложений.

Наша компания поможет, как заказчикам, так и подрядчикам оформить полный перечень документов и выдвинуть наиболее удачные заявки для выигрыша (в случае с исполнителями). Специалисты компании имеют богатый опыт работы в данной сфере, поэтому с легкостью определят суть вашего запроса и найду самые оптимальные решения. Если у вас возникли вопросы, звоните по телефону нашим менеджерам. Они проведут консультацию и расскажут полный спектр наших услуг, чтобы при необходимости вы знали, где сможете найти помощь в решении своих проблем и задач.

Альтернатива – закупки по 223-ФЗ

Не стоит забывать о том, что отношения в области организации закупок в организации, могут регулироваться другим, альтернативным законом 223-ФЗ, работающим с начала 2012 года.

Текст нормативного акта начинается с перечня организаций, которые могут попасть под боле мягкие условия законодательства:

  • Государственные корпорации и компании, муниципальные образования;
  • Автономные учреждения и естественные монополии;
  • Организации коммунального сектора (ресурсного снабжения);
  • Хозяйственные общества с долей участия государства более 50 %.

Второй частью Закона предписываются конкретные сроки, разрешающие его применение для организаций. Для каждого учреждения эти сроки различны (1 января 2012, 2013 и 2014 годов соответственно).

Попав под действие нормативного акта, закупки по 223 фз уже не требуют обоснования, разрешается менять план, не указывая причины. Делать это можно в течение всего года. Также исключается обязательность в отношении детального обоснования первоначальной стоимости контракта.

Важнейшим преимуществом работы по 223-ФЗ является возможность вывода части договоров из-под действия 44-ФЗ, что позволит легко лавировать в части внесения изменений по ценам, срокам договоров и других его существенных условий.

Проще говоря, бюджетным учреждениям разрешается работать по 223-ФЗ, выводя при этом им можно вывести из-под его действия следующие хозяйственные договоры:

  • контракты за счет средств от грантов;
  • оплата, которых происходит из внебюджетных источников;
  • в которых бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя заказа, в том числе с привлечение субподрядчиков.

Процесс госзакупки по 44 фз сопровождается размещение официальной информации на соискание выгодных предложений по закупкам на едином портале.

Откликнуться на предложения могут любые организации, подходящие под условия контракта. Для этого заказчиком с использованием электронной цифровой подписи на сайт загружаются:

  • Положение о проведении закупки и изменения к нему;
  • Годовые планы по приобретению материальных средств и трехлетние планы по высокотехнологичной продукции и лекарственным препаратам;
  • Документы, непосредственно касающиеся закупки, – извещения, проекты договоров и изменения к ним, протоколы. Изменения в контракты должны быть опубликованы со срочностью 10 дней;
  • Каждый месяц организация отчитывается по проделанным закупкам, отчет 1-Закупки загружается в специальный раздел сайта, копия направляется в Росстат.

Менеджерам предприятиям и организаций, осуществляющих поиск закупок по 223 ФЗ, для работы понадобятся государственный портал закупок и электронные биржевые площадки (ММВБ, РТС, Сбербанк, ОСЭТ, ЕЭТП).

Здесь можно узнать информацию о проводимых торгах и тендерах, узнать соискателей, а также оставить свою заявку на участие. В работе иногда приходится изучать все эти сервисы. Хорошим подспорьем станут электронные системы сторонних поставщиков, функционирующие по принципу поисковых машин.

С их помощью можно не только получать уведомления о подходящих условиях контрактов, но и получить прогноз по возможным конкурентам.

Вызванный ажиотаж на всех предприятиях и организациях страны изменениями в законодательстве относительно порядка организации закупок понемногу прошел. Проведено большое количество семинаров, титаническим трудом проработаны планы закупок.

Ожидаемый эффект достигнут – обеспечена прозрачность хозяйственной деятельности учреждений.

Конкурс

Пример: первый поставщик предлагает 10 лет гарантии на свои станки, а второй — уже 15 лет. В этой ситуации заказчик может выбрать второго и заплатить на 20% больше, но обеспечить более длительную работу оборудования.

Заказчики могут оценивать стоимость владения.  Пример: смена первого станка со всеми затратами на сырье, масло, энергию обходится в 3 000 рублей. Второй станок более современный и стоит на 30% дороже, но стоимость владения оценивается в 1 500 рублей. Заказчик может оценить суммарные затраты за все время эксплуатация оборудования и сделать выбор в пользу дорогого станка.

При этом правительство ограничило предельный вес неценовых критериев

Поэтому цена для заказчика все равно остается приоритетной, но в рамках конкурса он может обращать внимание и на другие аспекты

Для участника конкурса важно изучить критерии, по которым заказчик будет выбирать победителя. И уже исходя из них продумать конкурентное преимущество предложения

Это может быть качество продукции, условия поставки или послепродажного обслуживания. 

Принципы контрактной системы

44-й Федеральный закон стал, по своей сути, новым этапом в реализации программы обеспечения прозрачности государственных закупок для того, чтобы в максимальном объеме сделать проводимые процедуры прозрачными. Именно по этой причине в законе отражены основные принципы, которые должны быть реализованы в созданной на основании данного закона контрактной системе, а именно:

  • принцип открытости всей представленной информации о проводимых закупках, а также прозрачности этой информации. Это означает, что на сегодняшний день все сведения, которые касаются проведения закупок на основании использования положений данного закона, должны быть в полной мере доступны всем желающим ознакомиться с ними и принять участие в различных процедурах определения поставщика или исполнителя по контракту;
  • принцип, согласно которому при проведении государственных закупок в полном объеме должны соблюдаться правила обеспечения конкуренции. Это означает, что при осуществлении той или иной процедуры определения исполнителя по контракту все участники должны соблюдать правила добросовестной ценовой и качественной конкуренции, а на заказчика в случае нарушения данного правила может быть наложен серьезный штраф;
  • принцип профессионализма, который должен демонстрировать заказчик в лице его контрактной службы или контрактного управляющего, означает, что в контрактной службе обязаны работать только те лица, которые прошли обучение и обладают должным уровнем квалификации. В противном случае допуска к осуществлению закупок такие лица иметь не должны;
  • принцип стимулирования инновационной деятельности также является одним из основных, которые провозглашает действующий закон, а реализация этого принципа заключается в том, чтобы все государственные и муниципальные заказчики, которые осуществляют закупки для обеспечения своих интересов, отдавали предпочтение инновационным товарам и разработкам;
  • единство контрактной системы в сфере закупок представляет собой также один из принципов, который должен быть реализован в полной мере, что означает необходимость строгого соблюдения всех правил, установленных в действующем законе, что позволит привести контрактную систему, действующую во всех органах государства, в единый вид и облегчит понимание основных принципов работы. Кроме того, по итогам приведения контрактной системы в единый вид можно говорить о том, что вся система госзакупок станет максимально прозрачной;
  • 44-й Федеральный закон говорит о том, что осуществление всех проводимых в соответствии с его положениями закупок должно быть максимально прозрачным, а в случае несоблюдения данного правила и, как результат, неэффективного осуществления закупок и нерезультативного обеспечения государственных нужд, а также нужд муниципалитетов, на нарушившего такие правила заказчика должна быть наложена специальная ответственность. Этому правилу и посвящен очередной принцип контрактной системы, который закреплен в действующем законе.

Таким образом, реализация данных принципов, в первую очередь, возложена на самого государственного заказчика, который является неотъемлемым механизмом контрактной системы в целом.

Плюсы и минусы закупки у единственного поставщика

Проведение закупки у единственного поставщика имеет как свои плюсы, так и минусы. К плюсам проводимой закупки, которая опирается на статью 93 Федерального закона «О контрактной системе», относятся:

  • возможность для заключения контракта с тем поставщиком, который известен заказчику;
  • сокращенный до минимума риск того, что может быть нарушена процедура проведения закупки из-за различных технических сбоев;
  • уменьшенные сроки проведения закупочной процедуры и ее простота, если проводить сравнение с другими процедурами, которые предусмотрены действующим законодательством, а также являются конкурентными способами закупки;
  • возможность сэкономить материальные, финансовые и трудовые ресурсы, которые используются при проведении такой закупки.

Если же говорить о минусах закупочных процедур, которые имеют отношение к закупкам у единственного поставщика, то среди них следует указать:

  • сокращенная до минимального уровня возможность при проведении такой закупки добиться наилучших условий выполнения контракта или максимально снизить его цену, так как конкуренция в такой закупке серьезно снижена;
  • для государственного или муниципального заказчика велик риск дополнительных проверок заключенных контрактов из-за того, что нецелевое расходование бюджетных средств при проведении закупок у единственного поставщика может происходить гораздо чаще;
  • если одна большая закупка делится на несколько мелких, чтобы вписаться в финансовые границы проводимой закупки, то возникает необходимость подписания большого количества договоров, из-за чего объем бумажного документооборота увеличивается, что увеличивает количество вводимых в Единую информационную систему данных, в отношении которых должны быть соблюдены все необходимые сроки.

Поэтому при принятии решения о том, стоит ли проводить закупку у единственного поставщика или нет, государственный или муниципальный заказчик должен взвесить все положительные и отрицательные стороны такой закупочной процедуры.

Заключение контракта

Организация, которая выиграла тендер, должна подтвердить предоплатой обеспечение исполнения условий договора. Для этого она оплачивает от 5 до 30 процентов от заданной стоимости контракта.

Если речь идет о цене в 50 миллионов, то минимальная предоплата составляет 10 процентов.

Делается это следующими способами:

  • На расчетный счет заказчика вносится депозит, который тут же блокируется до исполнения условий договора поставки или предоставления услуг. Условия крайне невыгодные в том случае, если подразумевается длительный срок выполнения контракта. Средства, которые могли бы быть в обороте, попросту «замораживаются»;
  • К частникам процесса закупок могут быть подключены кредитные учреждения. Вместо заблокированного депозита выдается банковская гарантия, которая вступает в действие в случае невыполнения условий, оговоренных в контракте.

Выбор вида обеспечения является свободным для сторон договора, для банковской гарантии устанавливается срок с превышением на один месяц над датой договора.

Как только будут представлены документы, служащие обеспечением, заключается двусторонний договор, предметом которого выступает закупка.

В противном случае оплачивающая сторона рискует попасть в список недобросовестных участников (на 2 года) на государственном централизованном сайте.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий