О главных функциях и полномочиях правительства рф

Статья 71. В ведении РФ находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Предметы исключительного ведения государства

Предметы ведения, не относящиеся к полномочиям субъектов Российской Федерации, состоят в следующем: принятие Конституции и внесение в нее изменений, определение границ территории страны и распределение федеративных субъектов, установление ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной), определение порядка организации работы органов, формирование метрической системы и исчисления времени, картография и геодезия, наименование территорий и объектов, бухгалтерский и статистический официальный учет.

Правоохранительные и законодательные полномочия Федерации заключаются в следующем: принятие законов федерального уровня и внесение в них изменений, защита и регулирование свобод и прав гражданина и человека, а также меньшинств по национальному признаку, прокуратура, судоустройство, законодательство всех сфер (уголовно-процессуальное, уголовное, уголовно-исполнительное, гражданское, арбитражное), регулирование с правовой позиции собственности интеллектуального типа, коллизионное федеральное право.

Военные полномочия России заключаются в следующем: безопасность, оборона, производство оборонной техники и оборудования, установление порядка покупки и продажи оружия (техники, боеприпасов), производство веществ ядовитого и наркотического характера, определение порядка использования указанных веществ, фиксация статуса границы государства с моря и воздуха и их защита.

Социально-экономические полномочия Федерации заключаются в следующем: управление государственной федеральной собственностью, определение основ политики федерального уровня, разработка программ в сфере национального развития страны (в экономической, государственной, экологической, культурной, социальной, национальной областях), установление правовой базы рыночных отношений, регулирование финансовой сферы (кредитное, валютное, таможенное, эмиссионное, ценовое); управление экономическими федеральными службами, банками, бюджетом страны (включая сборы и налоги), федеральными фондами развития регионов, энергетическими государственными системами, энергетикой ядерного типа, транспортом, связью и информацией, путями сообщения, космической деятельностью.

Внешнеэкономические и внешнеполитические полномочия страны заключаются в следующем: управление политикой, отношениями международного характера, вопросами мира и войны, взаимоотношениями внешнеэкономического типа.

Что касается конкретизации статуса гражданской личности, полномочия Федерации заключаются в следующем: присвоение почетных званий, выдача государственных наград, гражданство, помилование и амнистия.

Президент: порядок избрания и полномочия

Россия — это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент — это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.

Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.

Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:

  • исполнительную власть;
  • право законодательной инициативы;
  • сферу безопасности и т. д.

Стадии рассмотрения законопроектов

Президент РФ

Президент РФ — глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека (ст. 80 Конституции РФ).

Обратите внимание! Президент определяет направления внутренней и внешней политики страны, представляет страну во внутренних и внешних правоотношениях. Это единоличный орган власти, избираемый на основе всеобщего тайного голосования

Место Президента РФ в общей структуре федеральных органов государственной власти представлено на схеме.

Государственный совет

Для содействия реализации Президентом РФ своих полномочий создан Государственный совет. Его возглавляет глава государства. В состав органа входят Председатели Совета Федерации и Госдумы, руководители фракций, главы субъектов РФ (п. 7 указа Президента РФ «О Государственном Совете РФ» от 01.09.2000 № 1602).

Важно! Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ ст. 83 основного закона была дополнена п

«е.5», в соответствии с которым Президент РФ формирует Госсовет для взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о Госсовете. В соответствии с ним Госсовет – конституционный орган, выполняющий следующие задачи:

  • подготовка для главы государства предложений по вопросам госстроительства, укрепления основ федерализма и местного самоуправления;
  • рассмотрение по предложению Президента РФ проектов нормативных актов;
  • обсуждение основных вопросов кадровой политики РФ;
  • обсуждение основных параметров проекта закона о федеральном бюджете и т.д.

Обратите внимание! В состав Госсовета войдут премьер-министр, руководитель администрации Президента, председатели Госдумы и СФ, руководители регионов. Возглавлять орган по-прежнему будет Президент РФ

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ

При рассмотрении этого вопроса особое значение имеют ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ».

Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, ФЗ, а также конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и является одновременно высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта РФ.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

  1. разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
  2. а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета и проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с законодательством;е) предлагает органу местного самоуправления, его должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты, а также вправе обратиться в суд;ж) заключает в соответствии с ФЗ договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;з) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством.

Система органов государственной власти субъектов РФ

Организовывается в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Полнота власти этих органов оговаривается в статье 73 Конституции РФ. Их решения являются обязательными для государственных органов, местного самоуправления, должностных лиц и граждан данного субъекта.

На уровне субъектов РФ также происходит разделение органов государственной власти на три ветви:

  1. Законодательные. Их названия могут зависеть от национальных традиций народа. Например, Курултай в Башкортостане, Хасэ в Адыгее.
  2. Исполнительные. К ним относятся: президент республики, губернатор края или области, глава администраций, кабинеты министров и администрации.
  3. Судебные. В их числе конституционные суды и мировые судьи.

Идея разграничения власти на три составляющих служит демократическим принципом существования государства. В нанешнее время наша страна переживает ряд социальных и политических реформ. Это ведет к улучшению условий для реализации личности в обществе. Само общество становится более демократичным. Поэтому среди ученых-политологов существует мнение, что, по мере развития демократии, для России можно предсказать более четкое разделение властей.

Выбери ответ

Судебная власть

Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:

  • Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Проверяет по запросу Президента РФ конституционность проектов законов РФ и субъектов РФ. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
  • Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).

Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:

  • суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
  • арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).

Понятие и структура Правительства РФ

Правовая основа деятельности Правительства РФ основывается на Конституции РФ, федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» и нормативно-правовых актах Президента РФ.

Правительство РФ наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами осуществляет государственную власть, коллегиальным органом системы исполнительной власти РФ.

Структура Правительства РФ представлена Председателем Правительства, заместителями Председателя Правительства и федеральными министрами (рис. 1).

Рисунок 1. Структура Правительства РФ

Правительство РФ, как уже говорилось выше, является коллегиальным органом, его решения принимаются на заседаниях. Решения принимаются большинством голосов, но решающим значением обладает мнение премьер-министра.

Структура и персональный состав Правительства РФ определяется Президентом с учетом мнения ранее назначенного Председателя Правительства.

Председатель Правительства РФ организовывает работу Правительства, представляя Правительство внутри и вне страны, проводя заседания, подписывая акты, вынося Президенту РФ кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, предложения об освобождении ими занимаемых должностей, наложении дисциплинарных взысканий, которые налагаются Президентом РФ. Председатель Правительства РФ должен распределять обязанности между своими заместителями и систематически информировать Президента о работе Правительства.

Заместители Председателя Правительства РФ вырабатывают и реализовывают политику Правительства РФ, подготавливая и исполняя его решения и координируя и контролируя работу министерств.

Федеральные министры подготавливают решения Правительства РФ, принимают и исполняют их, руководя соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Помимо министерств существуют центральные органы государственного управления, которые называются ведомствами и состоят из:

  • государственных комитетов;
  • федеральных служб;
  • федеральных агентств;
  • федеральных комиссий;
  • федеральных надзоров и иных органов.

Если руководители этих ведомств имеют ранг федерального министра, то они входят в состав Правительства РФ. Но чаще они этого ранга не имеют.
На заседания Правительства РФ Председатель может приглашать руководителей других центральных органов. Но они имеют только совещательный голос и в принятии решений не участвуют.

Замечание 1

В состав Правительства РФ входит специализированный орган, который называется президиумом Правительства и состоит из Председателя Правительства, его заместителей, некоторых министров и руководителя аппарата Правительства. Подробный состав президиума Правительства утверждается Постановлением Правительства РФ.

Процедура участия властных органов в субъектах в рассмотрении законопроектов

Принципы системы органов власти

В нашей стране система органов государственной власти опирается на принципы, выражающие суть государственного устройства. Все они обозначены в Конституции:

  1. Единство системы. Определяется волей народа и отмечено в статье 11, где перечислены названия органов власти. Статья 3 основного закона гласит: единственным источником власти в стране является народ. Власть может осуществляться как непосредственно (то есть самими гражданами), так и через органы власти. Государственная воля народа поддерживает единство страны и единство органов власти.
  2. Разделение властей. Иными словами – утверждение трех составляющих: законодательной, исполнительной и судебной. Этот принцип зафиксирован в статье 10 Конституции. Отмечается, что государственные органы обладают самостоятельностью. Разделение властей служит гарантом успешной деятельности органов власти и их сотрудничества.
  3. Демократизм. Это служение государственных органов интересам человека (статья 2 Конституции). Никакая национальная, региональная, идеологическая или религиозная принадлежность не является приоритетной. При формировании органов власти применяются свободные выборы, которые выступают как наиболее демократичный метод. По такому методу выбирается Президент страны, депутаты органов власти и местного самоуправления. Избрание проходит при тайном голосовании и осуществляется посредством всеобщего равного и прямого избирательного права. Демократизм органов власти подразумевает отчетность чиновников и депутатов перед гражданами. В некоторых случаях может быть организован отзыв депутата населением. Это закреплено федеральным законодательством.

Президент РФ

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:

  • непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);
  • косвенно (через Правительство РФ).

В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;
  • формирует Администрацию Президента РФ;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • издает указы и распоряжения;
  • может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Органы государственной власти: законодательная власть

Основная функция органов законодательной власти — осуществление правотворчества. Высший орган законодательной власти в России представлен Федеральным Собранием — парламентом (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание — постоянно действующий орган, который состоит из двух палат (ст. 95 Конституции РФ):

  • Совет Федерации — верхняя палата. В его состав входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. На данный момент в РФ всего 85 субъектов. Об административно-территориальном устройстве нашей страны читайте в статье «Административно-территориальное устройство РФ». Также в состав Совета Федерации входят представители РФ, назначаемые Президентом. Число таких представителей не должно превышать 30 представителей. 7 из них могут быть назначены пожизненно. Также пожизненно сенатором может стать Президент РФ в случае его отставки или истечения срока полномочий. 
  • Государственная Дума — нижняя палата. Состоит из 450 депутатов. Избирается сроком на 5 лет, что прямо установлено Конституцией РФ (ст. 96).

Важно! Один и тот же гражданин не может быть одновременно членом Совета Федерации и Госдумы. Заседания палат проводятся раздельно и являются открытыми (кроме предусмотренных регламентом палат случаев, когда заседания могут носить закрытый характер)

Палаты собираются совместно для заслушивания посланий Президента

Заседания палат проводятся раздельно и являются открытыми (кроме предусмотренных регламентом палат случаев, когда заседания могут носить закрытый характер). Палаты собираются совместно для заслушивания посланий Президента.

Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы, т. е. право предлагать свои поправки в действующее законодательство, новые нормы и законы, принадлежит (ст. 104 Конституции РФ):

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации;
  • Сенаторам;
  • Депутатам Госдумы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным органам субъектов РФ;
  • Конституционному и Высшему судам РФ (по вопросам их ведения).

Полномочия ветвей власти

  1. Законодательная власть реализует законотворческую функцию, а именно создают норма права, которые регулируют отношения в различных сферах в конкретном государстве. Кроме того, законодательный орган непосредственно участвует в утверждении бюджета, определяет налоговую политику государства, формулирует и упраздняет ряд государственных органов, осуществляющих контроль за исполнительной властью и представленными ей органами.

  2. Исполнительная власть представлена исполнительными органами. Центральное место здесь занимает правительство, которое представлено руководителями министерства, государственными комитетами и ведомствами. Функции исполнительных органов власти заключаются в следующем:

    • осуществление руководства деятельностью исполнительными органами власти с учетом иерархии, а также реализация обозначенной политики, как внутренней, так и внешней.
    • осуществление распорядительных функций, а именно органы исполнительной власти имеют право на издание ряда нормативных актов, именуемых подзаконными, в целях реализации принятого закона, существование таких актов необходимо в тех случаях, когда нормы, принятые действующим законодательством, не содержат механизмов их реализации, в таком случае подзаконные нормативные акты могут создать данный механизм, а также условия реализации правовых норм, все это приводит в действие существующие правовые нормы, заставляя их функционировать надлежащим образом.

    Замечание 2

    Функции, которые реализует исполнитель власть, является важными, в силу чего данную ветви власти также иногда называют реальной.

  3. Судебная власть. Ее функция заключается в осуществлении правосудия, что реализуется определением соответствия поведения людей нормам действующих законов, а также принятием мер по пресечению незаконной деятельности лиц. Полномочия суда реализуются на основании норм действующего законодательства, который регулирует функции суда и его компетенцию. В частности, сюда относится Конституция РФ, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры, внутреннее законодательство, в частности комплекс федеральных законов, которые регламентирует статус суда, функции судей, систему органов судебной власти.

    Замечание 3

    Особенно в данной ветви власти необходимо выделить Конституционный суд РФ, основная задача которого – недопустимость нарушения норм Конституции РФ. Данный суд имеет право на толкование норм Конституции, что приобретает официальное значение. Любой гражданин на территории Российской Федерации имеет право обратиться в Конституционный суд РФ, если какой-либо закон будет нарушать его конституционное право.

Как устроен аппарат?

После формирования образуется целостная вертикаль исполнительной власти. Правительство, его структура и полномочия каждого звена представлены ниже.

Состав:

  1. Глава. Сфера компетенции – внесение предложений о совершенствовании соответствующих органов. Определение приоритетного вектора деятельности, организация работы в соответствии с Конституцией, указами Президента, ФЗ. Полномочия Председателя Правительства могут быть делегированы первому заместителю в случае его отсутствия.
  2. Первый заместитель. Компетенция – право решающего голоса на пленумах, выработка и реализация политических вопросов.
  3. Заместители председателя. Полномочия – рассмотрение постановлений, распоряжений, внесенных в структуру. Участие в подготовке постановлений, обеспечение их исполнения, координация работы органов исполнительной власти, имеющих федеральное значение.
  4. Министры РФ. Компетенция – участие в заседаниях с правом решающего голоса, подготовка постановлений и распоряжений, выработка и реализация политики страны, полномочия по руководству соответствующими органами, назначение должностей и низложение полномочий руководителей федеральных органов.

Исключительные права субъектов Федерации

Структура системы органов власти субъектов Федерации

Систему органов власти субъектов Федерации составляют: представительный, законодательный орган; высший исполнительный орган; другие исполнительные органы, предусмотренные уставом (конституцией) и законами субъекта Федерации. В соответствии с законами субъекта и уставом субъекта РФ в субъекте может создаваться конституционный, или уставный суд.

Структура, число депутатов, срок полномочий законодательного органа устанавливаются конституцией субъекта РФ, или его уставом. Депутаты избираются сроком не более 5 лет, не меньше 50 % депутатов должны быть избраны по пропорциональной избирательной системе. Законодательный орган принимает конституцию субъекта Федерации, ее законы, осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством конституцией, или уставом субъекта Федерации.

Гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по решению законодательного органа госвласти субъектов Федерации, по представлению Президента. В случае, когда региональный парламент 3 раза отклоняет предложенную кандидатуру, то Президент может распустить его, а свои приказом назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица.

Высшее должностное лицо представляет соответствующий субъект Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами, органами власти РФ, органы муниципального самоуправления, формирует высший исполнительный орган субъекта, обнародует и подписывает законы субъекта Федерации, а также исполняет иные полномочия.

Высший исполнительный орган обеспечивает исполнение Основного закона страны, федерального законодательства, нормативно-правовых актов федерального уровня, законов и других актов субъекта Федерации на соответствующей территории, разрабатывает проект бюджета, распоряжается и управляет собственностью субъекта Федерации, управляет федеральной собственностью, которая передана в управление этого субъекта, формирует другие органы исполнительной власти.

Законодательный орган принимает участие в создании высшего исполнительного органа, утверждает и согласовывает назначение на должность некоторых должностных лиц высшего исполнительного органа. Президент РФ имеет право приостановить действие акта высшего должностного лица, акта исполнительного органа субъекта РФ, если они противоречат Конституции, Федеральным законам, международным обязательствам, или нарушает права и свободы человека.

Сфера компетенции

Многих граждан нашей страны волнует вопрос о том, каковы полномочия Правительства. Среди людей растет политический интерес и сознательность по отношению к собственному государству, структуре управления, исполнительной власти.

Полномочия Правительства раскрываются следующим образом:

  • Руководство и оценка деятельности федеральных министерств и органов.
  • Распределение функций между полномочными исполнительными органами.
  • Введение порядка создания и функционирования территориальных структур.
  • Установление размера финансовых средств, необходимых для содержания аппаратов власти в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом страны.
  • Назначение и освобождение от должностей заместителей министров РФ, руководителей соответствующих органов.
  • Приостановка или отмена действия исполнительных актов.
  • Учреждение организаций, совещательных органов для расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций.

Полномочия государственных учреждений, администраций органов местного самоуправления, организаций

Государственные учреждения как субъекты административного права осуществляют оперативную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность по предметам ведения и в объеме полномочий, определяемых для них прежде всего органами исполнительной власти, а также ФЗ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Основной объем функций государственного управления (в первую очередь функции правового регулирования) реализуют не только органы исполнительной власти, компетенция которых определяется прежде всего Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, но и многочисленные государственные учреждения.

Анализируя главу 23 КоАП РФ, можно заметить, что из 61 субъекта, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, значительное большинство является государственными учреждениями, осуществляющими функции правового регулирования в своей сфере и объеме полномочий, при этом практически каждый из этих органов, кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних, входит в состав какого-то ФОИВ.

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, кооперативной и иной формы собственности являются субъектами административного права, однако они не могут быть органами государственного управления, так как их руководители, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, принимают локальные и индивидуальные правовые акты, организовывают подчиненный персонал на решение экономических, производственно-хозяйственных, социально-культурных и иных задач.

Органы местного самоуправления также являются субъектами административного права. Особое значение имеет ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (вступил в силу, за исключением указанных в ФЗ статей, 1 января 2009 г.), который определил основные этапы и направления государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ.

В период проведения реформы местного самоуправления основной вопрос стоит не в мере самостоятельности в процессе реализации основных задач и функций на местах, а в обеспечении механизма ответственности за результаты деятельности исполнительных органов местного самоуправления.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является укрепление государственности, единства и целостности органов исполнительной власти РФ, что и делается Президентом

Поэтому особое внимание должно уделяться формированию и укреплению целостной системы исполнительной власти РФ, оптимизации организационных структур ФОИВ в целях эффективного осуществления их функций и задач государственного управления и правового регулирования. Представление Президентом кандидатур глав субъектов РФ на утверждение их местными парламентами также служит задаче укрепления исполнительной власти

показать содержание

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий