Электронный аукцион по 44-фз: как и когда его можно отменить

223-ФЗ: отмена закупки

Закон о закупках отдельными видами юрлиц не регламентирует порядок отмены тендеров, предоставляя заказчикам самим регламентировать эту процедуру в положениях. По общему правилу организации прописывают упрощенный порядок отказа.

Если отказ происходит на стадии планирования, заказчик вносит изменения в план закупок. Информация размещается в ЕИС в течение 10 дней после принятия соответствующего решения.

Решение об отказе после размещения извещения может быть принято на любой стадии до подведения итогов тендера. При этом заказчик, как правило, не несет никакой ответственности перед участниками, если произошла такая отмена; положения о закупках по 223-ФЗ чаще всего предусматривают случаи, при которых снятие позиции допускается:

  • изменение потребности в товарах, работах, услугах;
  • выявление грубых ошибок при формировании документации;
  • изменение норм законодательства;
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Рассмотрим порядок действий заказчика в этом случае.

Этап № 1. Принятие решения и утверждение его руководителем в установленном положением о закупках порядке. Чаще всего таким документом является приказ.

Этап № 2. Закупочному подразделению стоит подготовить документы, обосновывающие принятие такого решения: это может быть пояснительная записка ответственного подразделения о необходимости отменить лот, документ, подтверждающий наступление обстоятельств непреодолимой силы или решение закупочной комиссии о выявлении ошибок в документации.

Этап № 3. Информация размещается в ЕИС.

Этап № 4. Уведомление участников и возврат обеспечений заявок в установленные положением о закупке сроки.

Можно ли отменить закупку у единственного поставщика

На основании ч. 1 ст. 36 44-ФЗ установлены определенные временные рамки для отмены конкурсов, запросов котировок и аукционов. Указанная статья также содержит указание на невозможность отмены закупки через запрос предложений.

Но в ст. 36 44-ФЗ и в иных положениях законодательства о контрактной системе не содержится ответа на вопрос, как отменяется неконкурентная закупка, в частности, закупки у единственного поставщика.

Согласно разъясняющему письму МЭР от 2016 года № ОГ-Д28-5672, заказчикам рекомендовано получать разрешение ФАС или судебной инстанции для отмены такой закупки, так как в 44-ФЗ возможность отмены закупки у единственного поставщика не предусмотрено. Для отмены закупки заказчику нужно направить в антимонопольный орган обращение с просьбой выдать предписание об аннулировании или отмене закупки. Такую необходимость заказчику следует мотивировать и обосновать.

После получения одобрения от антимонопольной службы действия заказчика будут зависеть от того, было ли на этот момент размещено в ЕИС извещение о закупке у единственного поставщика или нет. Если оно не было размещено, то порядок действий заказчика будет следующим: в этом случае заказчику разрешается удалять или редактировать извещения о закупках у единственного поставщика. Для удаления извещения о закупке у единственного  поставщика заказчику нужно войти в личный кабинет и перейти в реестр закупок. Затем им выбирается в реестре государственных закупок нужный проект извещения. Далее нужно отметить опцию удаления.

Если извещение о закупке было опубликовано, то порядок действий будет следующим:

  1. Готовится обращение в ФАС об отмене закупки.
  2. Антимонопольная служба проводит обязательную проверку деятельности государственного заказчика.
  3. По результатам проверки ФАС может вынести решение об отмене закупки или вынести предписание о привлечении заказчика к административной ответственности за несоблюдение законодательства о закупках.
  4. После получения предписания об отмене закупки необходимо войти в личный кабинет ЕИС во вкладку «Реестр закупки».
  5. Найти нужную закупку, которую предстоит отменить, и выбрать вкладку «Документы закупки».
  6. Нажать на ссылку «Отмена определения поставщиков».
  7. Выбрать основание для отмены закупки: предписание ФАС или судебное решение.
  8. Выбрать подходящее предписание из списка. При отсутствии подходящего предписания нужно создать новую запись с реквизитами предписания и загрузить документ.
  9. Если основанием стало судебное решение, то в форме указываются его реквизиты, и загружается документ.
  10. Нажать на кнопку «Сохранить и закрыть».
  11. Опубликовать извещение об отмене закупки у единственного поставщика.

Таким образом, по 44-ФЗ допускается возможность отмены закупки, но при соблюдении ряда обязательных условий. Нарушение установленного законом порядка отмены конкурентной и неконкурентной закупок грозит заказчику штрафом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Ответственность

Если все же проверяющие решат, что заказчик неправомерно раздробил закупку и ушел таким образом от конкурентной процедуры, не избежать ответственности. Причем это не только штраф в рамках КоАП РФ за неправильный выбор способа определения поставщика. Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Например, контрактный управляющий вместо проведения аукциона решил разделить большой контракт на мелкие и заключил их с одним поставщиком. Контролеры могут заподозрить, что этот специалист имел личную заинтересованность в том, чтобы заключить контракты с конкретным исполнителем. Такое преступление может быть квалифицировано как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.

В одном из прошлых материалов мы подробно рассказали о мерах уголовной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. Рекомендуем ее прочитать очень внимательно. Здесь лишь упомянем, что в зависимости от тяжести преступления нарушителю грозит крупный денежный штраф, исправительные работы или лишение свободы. Также виновное лицо может быть лишено права занимать определенные должности.

Процедура торгов

Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.

Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно о процессе проведения аукциона, ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.

Бывает, что два участника падают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.

Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя. Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.

Протокол проведения аукциона

По результатам аукциона оператор формирует протокол, в котором указывает сведения о начальной цене контракта и все последние предложения участников, распределенные по возрастанию цены. То есть участнику, подавшему лучшую заявку, будет присвоен номер «1». В отношении каждой заявки фиксируется время, в которое она поступила. Помимо этого, в протоколе указывается адрес ЭТП, а также время начала и окончания торгов. Протокол размещается на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

В течение следующего часа оператор должен направить заказчику:

  • протокол аукциона;
  • вторые части заявок всех участников, которые ранжированы в протоколе под номерами 1-10;
  • документы из реестра аккредитованных участников.

Кроме того, уведомление об итогах аукциона направляется его участникам.

Если участнику аукциона что-то непонятно в его итогах, он может направить запрос о разъяснении. На ответ оператору дается 2 рабочих дня.

Если цена «перешла через ноль»

В ходе торгов цена контракта может быть снижена до нуля. Подавая следующие после этого предложения, участники будут состязаться между собой за право заключить контракт с заказчиком. Последняя цена будет уплачена победившим участником заказчику за заключение контракта. Такой аукцион может проводиться до 100 млн рублей. Участник не может подать заявку на сумму, превышающую стоимость крупной сделки, которая опубликована в Реестре на ЭТП. Обеспечение контракта в таком случае рассчитывается не от цены, предложенной победителем, а от начальной цены.

Рассмотрение первых частей заявок

Порядок проведения торгов

В обозначенный день проводятся торги на одной из электронных торговых площадок.

Сроки и порядок проведения самой торговой процедуры зависят от нескольких факторов. В частности, от стартовой стоимости, количества участников, их стратегии поведения в ходе закупки. Минимальное время проведения закупки составляет 10 минут. Такая ситуация возможна, если в ходе торгов никто из участников не сделал свою ставку.

В последнем случае торги признаются несостоявшимися, побеждает участник, который подал заявку на участие в электронном аукционе первым. Контракт при этом подписывается по НМЦК.

В некоторых случаях торги могут длиться и несколько суток. Это возможно, если цена контракта ушла в минус, и участники продолжают борьбу за право подписания контракта (то есть они сами предлагают заплатить заказчику за право подписания этого контракта). Средняя продолжительность электронных торгов составляет 1-1,5 часа.

Оператор ЭТП должен контролировать соблюдение требований к процедуре закупки. Все требования допускается разделить на несколько этапов. На первом этапе ценовые предложения передаются в течение 10 минут от последнего. Шаг аукциона при этом составляет 0,5-5% от НМЦК.

Делать ставки за пределами утвержденного шага аукциона недопустимо, как и подавать ценовую заявку, которая больше последней ставки. Поставщик также не вправе повторять ценовые предложения.

Подача заявки

Несостоявшийся аукцион в электронной форме 44-ФЗ

Закупка может быть признана несостоявшейся по следующим причинам (от которых будут зависеть варианты дальнейших действий заказчика):

  1. Если на момент завершения установленных сроков для подачи заявок не поступило ни одного предложения. Заказчик вправе объявить повторный аукцион или закупить товар у единственного поставщика.
  2. Если при рассмотрении первых частей поступивших заявок только одно предложение было признано соответствующим требованиям. При этом контракт заключается с единственным поставщиком по начальной цене.
  3. Если в ходе торгов не поступило ни одного ценового предложения, то контракт заключается с поставщиком по начальной стоимости.
  4. Если при торгах не поступило ни одного ценового предложения, то оператор площадки передает вторые части заказчику и победителем признается участник, чье предложение поступило ранее остальных.
  5. Если аукционная комиссия отклонила все вторые части заявок.
  6. Если участники, занявшие и 1, и 2 место при торгах, отказались от заключения контракта.

Отмена аукциона 44-ФЗ по решению заказчика – сроки и причины

Электронный аукцион признается самой популярной закупочной процедурой. Он позволяет приобретать необходимые товары и услуги по самой выгодной для заказчика цене. В некоторых случаях у организатора возникает необходимость отменить назначенный аукцион. Действующий 44-ФЗ предусматривает такую возможность, но при этом необходимо соблюдать все правила проведения такой процедуры.

По какой причине заказчик может отказаться от проведения аукциона

Заказчик может законно отказаться от реализации закупки посредствам электронного аукциона при следующих обстоятельствах:

  1. Нехватка финансирования для оплаты товаров или услуг, которые планировалось закупить.
  2. Принятие решения о том, что выбранный способ закупки нецелесообразен. 
  3. Изменение муниципальной или государственной программы, для реализации которой планировалось провести закупку.
  4. Изменение обстановки на рынке, что может спровоцировать закупку товаров низкого качества по завышенной цене.
  5. Форс-мажор. Это понятие устанавливается 401 статьей ГК РФ. Под форс-мажором понимаются чрезвычайные обстоятельства, которые невозможно предотвратить или избежать.

В таких случаях закупка путем проведения электронного аукциона может быть отменена заказчиком. При этом все поданные заявки аннулируются. Деньги, зарезервированные на счетах участников в качестве обеспечения заявки, возвращаются на их счета.

Регламентированные сроки при отмене закупки

Порядок отмены закупки устанавливается 36 статьей 44-ФЗ. Такое решение может быть принято заказчиком не позднее, чем за пять дней до даты окончания приема предложений потенциальных поставщиков.

 При этом в ЕИС должно быть вывешено официальное постановление об отмене реализации электронного аукциона.  Это должно быть сделано в тот же день, в который решение принято.

 После этого заказчик не вправе просматривать содержимое уже поданных участниками заявок. 

Если заказчик не уложился в установленные сроки, то отмена закупки возможна только при чрезвычайных обстоятельствах. Такое правило установлено частью 2 36 статьи 44-ФЗ. Аукцион считается отмененным с момента размещения в ЕИС документа о его аннулировании.

Оформление отказа от проведения электронного аукциона

Для того чтобы аннулировать проведение электронного аукциона заказчик обязан соблюсти определенную процедуру. Она будет состоять из следующих этапов:

  1. В первую очередь заказчик должен оформить свое решение в письменном виде. В документе прописывается непосредственно факт принятия решения, а также причины, которые легли в основу этого действия.
  2. Заказчик оформляет приказ об отмене электронного аукциона. В нем должны содержаться реквизиты вынесенного решения, прописаны дальнейшие мероприятия, которые вытекают из этого действия.   
  3. Организатор закупки размещает информацию об отказе от проведения закупки в ЕИС. С этого момента аукцион будет считаться отмененным. Заказчик кроме этого обязан уведомить о своих действиях всех участников, которые подали свои предложения. 
  4. Заказчик обязан внести корректировки в свой план-график. При этом информация о причине внесения изменений фиксируется в столбце 14 документа, составленного в соответствии с требованиями приказа Правительства РФ за номером 761/20н от 10.06.2013г. Внесение изменений в план-график должно быть осуществлено в течение следующего рабочего дня с момента принятия решении об аннулировании аукциона.

При нарушении порядка проведения отмены закупочной процедуры на заказчика накладывается штраф в установленном размере. 

Последствия отмены аукциона

После того как оформлено решение об отмене аукциона электронная торговая площадка, на которой планировалось проведение аукциона, рассылает всем участникам соответствующие уведомления.

 Такие сообщения отправляются в личный кабинет на ЭТП, а также на адрес электронной почты, зарегистрированный в системе.  Обязательно указываются причины принятия решения.

Деньги, заблокированные площадкой в качестве обеспечения исполнения заявки, размораживаются и становятся доступными для дальнейшего использования участниками.  

Исключением из этого правила становятся лишь случаи, когда участник понес убытки в результате недобросовестного поведения заказчика.

В такой ситуации поставщик может обратиться в суд с просьбой возмещения понесенных убытков. 

Организатор электронного аукциона может беспрепятственно отменить закупку только в том случае, если соблюдаются все регламентированные сроки. В противном случае для принятия такого решения потребуются очень веские основания. Воспрепятствовать действиям заказчика в такой ситуации участник закупки никак не может.

Порядок внесения изменений в закупочную документацию

Порядок внесения изменений в закупочную документацию по запросу участника будет следующим:

  1. Участник подает официальный запрос. Запрос на участие в торгах участнику допускается подать посредством ЭТП. Для этого на электронной площадке есть специальная форма. Сам запрос имеет произвольную форму.
  2. Торговая площадка в течение часа обязана передать госзаказчику поступивший от участника запрос.
  3. Организатор закупки обязан разместить разъяснения по закупочной документации в течение 2 дней после поступления соответствующего запроса.
  4. Заказчик оформляет приказ о внесении изменений, который оформляется в свободной форме. В приказе следует указать конкретные пункты документации, которые нужно изменить, сведения об ответственном за исполнение приказа должностном лице. Документ составляет контрактный управляющий и подписывает руководитель организации.
  5. Готовится новая редакции закупочной документации по аукциону с нужными коррективами. В ней прописываются новые даты окончания подачи заявок, рассмотрения первой части заявок и проведения аукциона.
  6. Размещается обновленный документ на торговой площадке и в ЕИС.

При внесении правок по инициативе заказчика алгоритм такой же, но начинается он с третьего этапа. Право на внесение изменений может быть реализовано заказчиком неоднократно.

В случае если поставщик отправил заявку на участие в аукционе до того момента, когда заказчик принял решение изменить документацию, то он вправе отозвать свою заявку без каких-либо санкций. При необходимости участник может внести коррективы в документацию и направить ее заказчику вновь.

При отзыве заявки участнику должны вернуть внесенное им обеспечение. После того как заявка была подана вновь, то сумма обеспечения снова блокируется на счете участника.

Таким образом, заказчик вправе внести изменения в закупочную документацию по аукциону. Сделать это он вправе по своей инициативе, по инициативе участника закупки или по предписанию антимонопольной службы. Правом на внесение правок в документацию по закупке заказчик наделен до того момента, пока до окончания подачи заявок остается минимум 2 дня. Заказчик должен продлить сроки приема заявок от участников.

Рассмотрение поступивших заявок

В назначенный день, который был указан в извещении, заказчик начинает процедуру вскрытия конвертов с поступившими заявками от участников (или открывает доступ к заявкам, переданным в электронной форме).

По результатам они должны огласить заявку, которая содержит наилучшие условия исполнения контракта.

Заказчик не вправе препятствовать присутствию участников при процедуре вскрытия конвертов. Состав информации, который подлежит оглашению заказчиком при вскрытии конвертов, не разглашается.

По ч. 20 ст. 83 в обязанности заказчика входит обеспечение аудиозаписи вскрытия конвертов и конвертов с окончательными  предложениями. Помимо этого, аудиозапись и видеосъемку могут вести непосредственные участники закупки.

Согласно ч. 1 ст. 83, все заявки, поступившие от участников, оцениваются на основании критериев, утвержденных в конкурсной документации. Таблица с результатами оценки должна прилагаться к составленному протоколу запроса предложений.

Протокол проведения запроса предложений должен содержать перечень участников, которые были отстранены от участия с указанием оснований для их отстранения, условия исполнения контракта, предложенные участниками, и условия, которые признаны лучшими (или условия, предложенные единственным участником).

Оценка и рассмотрение заявок конкурсной комиссией необязательно должны происходить публично, но результаты необходимо огласить перед всеми присутствующими участниками.

При оценке поступивших заявок могут быть учтены стоимостные и нестоимостные критерии. В числе стоимостных критериев можно выделить цену товаров и расходы на их эксплуатацию, ремонт или использование результатов выполненных работ.

Что качается нестоимостных критериев, то допускается учитывать функциональные, качественные и экологические характеристики товаров, а также критерии, связанные с поставщиком (его опыт работы на рынке, опыт в реализации подобных контрактов, наличие необходимых финансовых и кадровых ресурсов и пр.).

Заказчик должен учитывать в процессе оценки заявок как минимум два критерия для оценки, одним из которых является цена (второй выделяется на усмотрение заказчика).

Заказчик вправе выдвигать дополнительные критерии для оценки заявок, которые не прописаны в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ (на практике этим правом заказчики пользуются весьма активно). Например, гарантийные обязательства поставщика или сроки поставки товаров.

После того как были оглашены результаты запроса предложений, всем участникам предоставляется возможность представить окончательное предложение не позднее следующего рабочего дня. Если все участники закупки отказались от своего права на представление окончательных предложений, то запрос предложений завершается. Указание на этот факт должно быть прописано в протоколе.

На следующий рабочий день происходит процедура вскрытия конвертов с окончательными предложениями. Участники закупки вправе присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с финальными предложениями.

По результатам рассмотрения предложений подписывается итоговый протокол, который в тот же день размещается в ЕИС. В нем должны содержаться все условия исполнения контракта, присвоенные им порядковые номера и условия, предложенные победителем.

Если несколько участников предложили окончательные условия, то выигрывает то, которое поступило раньше.

В каких случаях отменять аукцион

Заказчик вправе отменить электронный аукцион. Объяснять причину контрольным органам или участникам заказчик не обязан. Главное, вовремя разместить решение об отмене в ЕИС (ст. 36 Закона № 44-ФЗ).Аукцион отменяют:

  • при нехватке средств;
  • из-за ошибок в документации;
  • по итогам общественного обсуждения закупки;
  • по предписанию контрольного органа;
  • по решению суда.

Пример: отмена электронного аукциона по предписанию ФАСЗаказчик объявил электронный аукцион на поставку дизельного топлива. Комиссия Алтайского УФАС по жалобе одного из участников установила, что заказчик проводит закупку с нарушениями. В частности, заказчик:

  • установил срок для подачи заявок в 14 дней вместо 15;
  • составил аукционную документацию по старой редакции Закона № 44-ФЗ;
  • прописал в техзадании требования к химическому составу дизтоплива;
  • указал штраф из расчета цены контракта в 3 млн руб., тогда как НМЦК составила 4,3 млн руб.

Комиссия УФАС предписала заказчику отменить аукцион, исправить документацию и при необходимости провести новую закупку (решение Алтайского УФАС от 03.03.2017 № 11-К/17).Можно ли отменить закупку на этапе заключения контракта на основании протеста прокурора?Да, можно. Об этом Арбитражный суд Северо-Кавказского округа сообщил в постановлении от 17.04.2015 № Ф08-1960/2015. Позицию поддержал Верховный суд в определении от 14.07.2015 № 308-КГ15-8594.Заказчик провел закупку на разработку проектной документации. Победитель не подписал контракт, и заказчик направил проект контракта второму участнику. В это же время прокурор вынес протест, в котором потребовал отменить закупку, так как выявил нарушения. Заказчик на основании протеста отменил закупку. Второй участник счел действия заказчика незаконными и подал жалобу в УФАС. Управление признало, что заказчик нарушил части 4 и 9 статьи 54 Закона № 44-ФЗ, и вынесло решение направить сведения о победителе в РНП. Дело дошло до суда.Суд постановил признать действия заказчика по отмене закупки законными. Суд пояснил, что в Законе № 44-ФЗ не сказано, что нужно делать в случае, когда после проведения закупки и направления проекта контракта участнику выявлены несоответствия конкурсной документации законодательству. При этом в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законом и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям применяют гражданское законодательство, которое регулирует сходные отношения. Если невозможно использовать аналогию закона, права и обязанности сторон определяют исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. На этом основании суд признал, что действия заказчика по отмене закупки по протесту прокурора до подписания контракта соответствуют требованиям добросовестности, разумности и справедливости. На решение суда повлиял тот факт, что возможность изменить существенные условия контрактом не предусмотрена, а заключение контракта для его последующего расторжения не соответствует требованиям разумности.Можно ли отменить отдельный лот закрытого аукциона?Да, заказчик вправе отменить всю закупку, один или несколько лотов. В любом случае в день отмены закупки или на следующий день измените план-график. Такой вывод следует из части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.Разбить закупку на лоты заказчики вправе, когда проводят конкурсы и закрытые аукционы (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).Должен ли заказчик, который отменил аукцион, возмещать участнику расходы на банковскую гарантию?Нет, не должен, если заказчик отменил закупку в сроки и по правилам. При отмене аукциона заказчик не отвечает перед участниками закупки, которые подали заявки. Исключение – случаи, когда претендент понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика (ч. 4 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).Вывод подтверждает и судебная практика. Участник подал на аукцион заявку и банковскую гарантию, за которую заплатил комиссию в 192,5 тыс. руб. Заказчик по предписанию ФАС отменил закупку, и участник в суде потребовал возместить убытки. Суд отказал участнику закупки, так как претендент сам выбрал обеспечение заявки в виде банковской гарантии и сознательно шел на риск (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 № А53-20379/2015).

Как отменить аукцион в электронной форме по 44-ФЗ

Процедура отмены определения поставщика по решению заказчика по 44-ФЗ выглядит так:

  • оформление решения об отмене аукциона;
  • издание приказа;
  • размещение извещения в ЕИС;
  • уведомление участников;
  • внесение правок в план-график.

Датой отмены закупки по 44-ФЗ по решению заказчика считается день публикации решения в ЕИС. В решении заказчик указывает основания отмены аукциона и отражает сам факт отмены, а в приказе сообщает, что решение было принято обоснованно, а также дает распоряжение о дальнейших действиях. Кроме того, закон обязывает заказчиков сообщать о своем решении участникам. Желательно уведомить всех, кто подавал заявки, при наличии их контактов. В течение одного рабочего дня нужно исправить план-график.

Решение об отмене аукциона в электронной формескачать образец Извещение об отмене аукциона в электронной формескачать образец

В решении укажите:

  • дату;
  • наименование заказчика;
  • предмет контракта;
  • номер извещения в ЕИС;
  • причину отмены аукциона;
  • ФИО контрактного управляющего или должностного лица контрактной службы.

Внимание: возврат заявок участникам — обязанность оператора ЭТП. В ЕИС заказчику необходимо создать извещение об отмене аукциона

Это делается в реестре закупок. Зайдите на вкладку «Подача заявок» или «Работа комиссии», далее выберите пункт «Документы закупки». Нажмите на гиперссылку «Отмена определения поставщика по решению заказчика» в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)»

В ЕИС заказчику необходимо создать извещение об отмене аукциона. Это делается в реестре закупок. Зайдите на вкладку «Подача заявок» или «Работа комиссии», далее выберите пункт «Документы закупки». Нажмите на гиперссылку «Отмена определения поставщика по решению заказчика» в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

На экране появится форма создания извещения. Необходимо заполнить основания для отмены процедуры, внести дату принятия решения. Если извещение об отмене размещается позже 5 дней даты окончания срока подачи заявок, необходимо прикрепить файл с обоснованием отмены. В конце нажмите на кнопку «Сохранить и закрыть».

Если причина отмены аукциона — предписание ФАС, порядок немного другой. На вкладке «Документы закупки» формы сведений нужно нажать на гиперссылку «Отмена определения поставщика по решению контролирующего или судебного органа по результатам обязательного общественного обсуждения». Далее заполните обязательные поля, отмеченные символом «*». В блоке «Основание» выберите причину:

  • предписание контрольного органа;
  • решение суда.

Также выберите из списка предписание, полученное из Реестра результатов контроля. Если найти документ не удалось, выберите «Предписание отсутствует в Реестре результатов контроля» и вручную введите информацию:

  • наименование контролирующего органа;
  • вид контролирующего органа;
  • наименование документа решения;
  • дата предписания;
  • реестровый номер проверки.

В конце также нажмите на кнопку «Сохранить и закрыть».

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок в журнале «Госзакупки.ру»

Аукцион не состоялся

Отмена запроса предложений

Аккредитация на ЭТП

Основания и порядок отмены

Заказчик имеет право отменить опубликованную им в ЕИС закупку. Под отменой понимается прекращение закупочной процедуры и информирование об этом всех заинтересованных лиц.

Необходимость отмены электронного аукциона может быть вызвана следующим обстоятельствами:

  1. Изменение существенных условий контракта, если для их корректировки необходим более продолжительный промежуток времени, чем это позволяют сроки.
  2. Были сокращены лимиты бюджетных обязательств, то есть у заказчика отсутствует финансирование для оплаты нужных ему товаров, работ и услуг.
  3. У заказчика пропала необходимость в закупке товара, работы и услуги.
  4. Было вынесено предписание антимонопольного органа.
  5. Вынесено решение по результатам общественного обсуждения закупки.
  6. Отмена аукциона допускается по форс-мажорным обстоятельствам, которые нельзя было предусмотреть на момент подписания контракта.

Стоит отметить, что указанный перечень оснований для отмены аукциона не является исчерпывающим, и законодательство не предусматривает закрытого списка причин. Заказчик не обязан выбирать одно из представленных выше оснований. Главное, чтобы причина для отмены закупки была веской и обоснованной.

Заказчику не стоит забывать и о предельных сроках для отмены торгов. С учетом положения ст. 36 44-ФЗ устанавливаются общие требования к порядку и срокам для аннулирования. Инициировать процедуру отмены определения поставщика в форме  аукциона можно как минимум за 5 дней до окончания сроков подачи заявок. После истечения указанных сроков заказчик вправе отменить закупку лишь по одной причине: если у него возникли обстоятельства непреодолимой силы. Определение таких обстоятельств приводится с учетом положений п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса. К подобного рода ситуациям можно отнести те, которые подпадают под признаки чрезвычайности, непредотвратимости и невозможности предусмотреть их на этапе планирования.

Порядок отказа от проведения электронного аукциона следующий:

  1. Заказчик принимает решение об отказе от аукциона.
  2. Свое решение он оформляет в виде приказа с указанием на причину отмены закупки.
  3. Решение об отмене закупки должно быть опубликовано в ЕИС непосредственно в день его принятия. О нем необходимо информировать всех поставщиков, которые подали заявки (если такая информация имеется).
  4. После публикации решения в ЕИС заказчик обязан скорректировать план-график не позднее следующего рабочего дня.
  5. При необходимости перечисляются денежные средства, внесенные поставщиками в виде обеспечения.

При соблюдении заказчиком установленного выше порядка отмены закупки он не несет материальную ответственность перед участниками, кроме тех случаев, когда из-за незаконной отмены закупки были причинены убытки поставщикам, например, если закупку аннулировали с нарушением сроков.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Как отменить закупку у единственного поставщика

Сроки хранения документов о закупке

Так как проверка проведенной закупки для установления того, является ли та или иная закупка правомерной, а также для того, чтобы проверить, были ли допущены какие-либо еще нарушения относительно проводимой процедуры, на государственного или муниципального заказчика накладывается обязательство организовать хранение всех закупочных материалов, в том числе извещений и закупочной документации.

Если речь идет о закупках стоимостью до трех миллионов рублей независимо от проводимой формы такой закупки, то вся документация по ней, в том числе и извещение, должны храниться не менее трех лет. Такое требование устанавливается как собственно Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», так и Гражданским Кодексом Российской Федерации, в частности статьей 196 указанного Кодекса.

Если речь идет о закупках, начальная максимальная цена контракта которых превышает три миллиона рублей, то они считаются закупками крупного размера. Хранение документации о таких закупках должно осуществляться в течение срока не менее десяти лет с момента издания или подписания того или иного документа.

Заказчик обязан принять меры к тому, чтобы все документы о закупке, в том числе извещение, хранились в соответствии с требованиями, сформулированными в рамках соответствующих приказов Министерства экономического развития относительно хранения важных документов, а также в рамках приказов Министерства культуры относительно соблюдения правил организации архивного дела.

Извещение о проведении закупки – это комплекс документов, которые реализуют цель предоставления информации всем потенциальным участникам той или иной закупочной процедуры о собственно проводимой закупке, а также о ее объекте и возможностях участвовать в тех или иных формах определения потенциального исполнителя. Извещение готовится как для конкурентных, так и для неконкурентных способов закупок, а его содержание должно соответствовать требованиям, установленным в статье 42 Федерального закона «О контрактной системе». Чтобы конкретное извещение было принято в качестве реально действующего в отношении той или иной закупки, оно должно быть опубликовано в Единой информационной системе с соблюдением всех необходимых требований относительно сроков такой публикации, а также относительно порядка его размещения. При необходимости заказчик вправе внести изменения в такое извещение и прилагаемую к нему документацию, но сроки проведения закупки в этом случае должны быть увеличены в соответствии с положениями соответствующих статей Федерального закона №44-ФЗ.

Если при подготовке и публикации извещения и закупочной документации были допущены какие-либо нарушения действующего законодательства, на должностное лицо заказчика могут быть наложены штрафные санкции на основании соответствующих положений Кодекса об административных правонарушениях.

Заключение контракта по итогам электронного аукциона

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий